Предпосылки психического развития ребенка это

Предпосылки психического развития ребенка это thumbnail
Предпосылки психического развития ребенка это

ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Предпосылки психического развития – то, что оказывает определённое влияние на индивида, т.е. внешние и внутренне обстоятельства, от которых зависят особенности, уровень психического развития.
Они бывают внешними и внутренними. Внешние предпосылки психического развития – это качество и особенности воспитания человека; внутренние – активность и желание, а также мотивы и цели, которые перед собой ставит человек в интересах его совершенствования как личности.

Человек – существо биосоциальное. Поэтому во влиянии на его психическое развитие выделяют 2 основных фактора: биологический, природный, и социальный – условия жизни, организованное обществом обучение и воспитание.
Биологические условия – наследственные и врожденные свойства организма, создающие анатомо-физиологические предпосылки (задатки, тип ВНД) для формирования различных видов психической деятельности.
Социальные условия – ни одно из специфических человеческих качеств (логическое мышление, творческое воображение, волевая регуляция действий и т.д.) не может возникнуть лишь путем вызревания органических задатков, требуются определенные условия обучения и воспитания (пример Маугли).
Однако ни среда, ни наследственность не могут оказать влияние на личность вне ее собственной активности.

Существуют предпосылки для нормального психического развития. Они определяются различными факторами: размеры и форма тела, темпы роста и созревания, состояние здоровья и многие другие. Особой чувствительностью в плане влияния перечисленных факторов отличаются зародыш и плод. Известны некоторые причины серьезных нарушений в развитии зародыша и плода, а именно: неправильное деление хромосом, недостаточность плаценты, вирусные и изначальные инфекционные заболевания плода, нарушения, связанные с обменом веществ, появившиеся вследствие заболеваний матери, резус-конфликт, влияние ионизирующих лучей, влияние некоторых лекарств, токсических препаратов, что непосредственно сказывается на психосоматическом развитии ребенка в будущем.
Условием психического развития ребенка можно считать окружающую его реальность (семья, социально – бытовые условия и др.). Условия определяются социальными и биологическими факторами. То, что понимают под термином социальные факторы, связано с непосредственными влияниями, которым подвергается организм во время развития (от рождения до полной зрелости) и от которых зависит реализация наследственности. Не лучшими условиями для развития плода являются следующие условия: слишком молодой возраст будущей матери, микро – и макротравмы в период беременности, изменение давления, например, во время путешествия самолетом, шум, продолжающийся достаточно долго, последствия лечения бесплодия. С нарушениями рождаются дети у тех женщин, которые много курят и пьют. Все эти дети входят в так называемую группу риска. Недоедание во время беременности, недостаток витаминов, особенно А и В2, также могут вызвать нарушения в развитии плода. Таким образом, питание матери, образ ее жизни сказываются на развитии плода. Если женщина беременна, она не должна курить и употреблять алкогольные напитки. Отрицательно влияют на развивающийся плод, в основном на нервную систему, негативные эмоции беременной, переживания, нервозность. Крайне нежелательны семейные конфликты, так как у беременной может возникнуть чувство страха.
Социальные условия у ребенка до трех лет чаще всего ограничиваются родительским домом. Среди социальных факторов главная роль отводится семье.Как показывают исследования, связанное с развитием ребенка негативное влияние семьи приводит не только к нарушениям психического развития малыша, но и к серьезным трудностям в приспособлении к среде, что проявляется обычно лишь во второй декаде жизни.
Кроме того, психологическое развитие ребенка не может быть нормальным, если не обеспечиваются основные потребности в чувстве безопасности, любви, уважении, взаимопонимании, в ощущении связи с родителями. Малыш должен чувствовать, что он – одаренное и любимое дитя. Эти необходимо для нормального развития ребенка также как соответствующее питание, свежий воздух или прививки и соблюдение гигиены. Воспитательное воздействие родителей тесно связано с реализацией основных запросов ребенка. Плохо влияет на психосоматическое развитие малыша как чрезмерная снисходительность, так и чрезмерная строгость или непоследовательность в действиях и поступках родителей.
По мнению большинства современных психологов, для нормального развития ребенка чрезвычайно негативны следующие сочетания: агрессивная и деспотичная мать и уступчивый, не интересующийся ребенком отец; боязливая мать и суровый, строгий отец; слишком заботливая мать и холодный или агрессивный отец.
На развитии ребенка негативно сказывается педагогическая некомпетентность родителей, нежелание заниматься ребенком, психологическое и физическое пренебрежение ребенком. Если нет соответствующего побуждения со стороны взрослых, если ребенок, образно выражаясь, не взят за руку и не ведется вперед в нужном направлении, развития не происходит. Допустим, если ребенка не заставлять говорить и он до семи лет не заговорит, то речь у него уже не разовьется никогда. Безнадзорность приводит к задержке развития. Ребенок усваивает лишь какие-то элементарные, примитивные навыки. Формируется личность, которая, скорее всего, будет впоследствии мстить близким, которые пренебрегали его развитием, а заодно и всему обществу.
Задержку психического развития также вызывает чрезмерное давление, гиперопека. Она сдерживает естественное развитие ребенка, приводит к задержке психического развития, к умственному недоразвитию, к пограничности, к эмоциональной дефицитарности. Как правило, ребенок рано или поздно становится агрессивен к тому, кто сдерживал его развитие.
Доказано также, что для нормального развития психики, двигательного аппарата, гармонического развития отдельных систем, в том числе и центральной нервной системы, огромное значение имеет двигательная активность, рекреативные упражнения на свежем воздухе и закалка. Развитие двигательной сферы вообще, и тонкой моторики в частности, является важнейшим условием психического развития ребенка. Тонкая моторика – основа развития, своего рода локомотив, всех психических процессов, включая внимание, память, восприятие, мышление и речь.
Неблагоприятные условия воспитания ребенка в семье могут препятствовать реализации его генетических задатков. Чтобы младенец смог проявить все лучшие свойства своей натуры, как физические, так и психические. Родители должны жить его жизнью, должны оказывать ему максимум внимания, проявлять любовь к малышу, заинтересованность его делами, наблюдать за ним, разговаривать с ним, обеспечить ребенку приобретение необходимого опыта и одновременно учить самообладанию, выдержке, вере в собственные силы. Влияние этих факторов на психосоматическое развитие ребенка научно доказано. Родителям нужно защитить малыша от отрицательного влияния факторов, связанных с современной цивилизацией, большой химией, отравлением и загрязнением окружающей среды и целым рядом других, имеющих место в современной жизни (телевидение, ограничение двигательной активности и т. п.).
Таким образом, психическое развитие детей зависит от наследственности, семейной среды и воспитания, а также внешней среды с многообразием ее социальных и биологических воздействий. Все эти влияния выступают в едином комплексе, что может обусловливать как усиление, так и нивелирование влияния каждого из факторов. В целом воздействие среды и биологических факторов тем интенсивнее, чем моложе организм. Это касается как положительного, так и отрицательного влияния. Решающее значение имеет здоровье матери (возраст, отсутствие инфекционных и вирусных заболеваний, вредных привычек), здоровая наследственность, благоприятное течение беременности и родов (отсутствие микро – макротравм), нормальное функционирование плаценты, отсутствие неблагоприятного воздействия окружающей среды (токсические препараты, лекарства, радиация), а также психоэмоциональное состояние беременной и ее хорошее питание. Важнейшим условием психического развития ребенка является развитие двигательной сферы вообще, и тонкой моторики в частности. Для нормального психического развития ребенка крайне необходимо обеспечение его основных потребностей в чувстве безопасности, любви, уважении, взаимопонимании, в ощущении связи с родителями.



Источник

Детская психология как раздел возрастной психологии. Связь детской психологии с другими науками. Задачи современной детской психологии.

Детская психология – отрасль психологической науки, изучающая факты и закономерности психического развития ребенка в дошкольном детстве. В центре изучения детской психологии выступает ребенок от рождения до 6-7 лет. Особенности предмета детской психологии – психика развивающего ребенка. Особенности ребенка – быстрые темпы развития. Ключевыми понятиями детской психологии выступают: детство – период усиленного развития; развитие – закономерное изменение психических процессов во времени. выраженное я их количественных, качественных и структурных преобразованиях, присвоение ребенком опыта, накопленного человечеством; возраст -категория для обозначения временных характеристик индивидуального развития.

Детская психология связана с другими науками: с философией (законы развития, противоречия как движущиеся силы развития; переход количественных изменений в качественные, закон отрицания отрицания); анатомией, физиологии, медициной; общей психологией; педагогикой; социальной психологией; методиками.

Задачи современной детской психологии – раскрытие общих закономерностей психического развития в онтогенезе: установление возрастных периодов развития, причин перехода от одного периода к другому; практические – диагностика процессов психического развития детей: активизация процессов обучения и воспитания; исследование особенностей психическою развития во внутриутробном развитии, связь с матерью.

Методы детской психологии.

Метод – это способ получения научных данных. Методы детской психологии:

основные(наблюдение, эксперимент) и вспомогательные (тестирование, опрос, беседа, анализ продуктов деятельности). Общие требования к проведению исследования: расположить к себе ребенка, познакомиться, заинтересовать.

Наблюдение – это фиксация внешних проявлений человека, их объяснение и установление связей с внутренними особенностями. Наблюдение бывает: а) внешнее или стороннее; б) внутреннее или самонаблюдение, включенное наблюдение; в) стандартизированное и свободное – либо по жесткому алгоритму или свободному; г) сплошное и выборочное.

Эксперимент – это проба или опыт, в ходе которого осуществляется активное вмешательство в ситуацию во взаимодействии с испытуемым. Эксперимент можно многократно повторить и проверить. Все эксперименты в детской психологии в игровой форме.

Эксперимент бывает:

констатирующий – с целью определения имеющегося уровня психического развития;

формирующий – с использованием методов и приемов для развития психики;

контрольный – с целью выявления изменений после формирующего.

Опрос – специально организованное общение с целью. Этапы: инструкция, адаптация к опросу, достижение цели, снятие напряжение (благодарность). Проективные методы – проекция на заданную ситуацию особенностей личности. Рисуночные и словесные проективные методы. Анализ продуктов деятельности – рисунков, рассказов…

Тестирование– система заданий, позволяющая измерить уровень развития определенного психического качества. Тесты интеллектуальные, личностные.

Краткий исторический очерк развития детской психологии.

Возрастные особенности воспитания и обучения изучаются с древнейших времен.

Возрастная психология как наука о психическом развитии ребенка зародилась в конце XIX в. Началом этому послужила книга немецкого ученого-дарвиниста В. Прейера (основателя возрастной психологии) «Душа ребенка». Он первым осуществил переход от интроспективного исследования психики ребенка к объективному.

 К объективным условиям становления возрастной психологии, сложившимся на конец XIX века, в первую очередь следует отнести бурное развитие промышленности и, соответственно, качественно новый уровень общественной жизни.

Все большее внимание уделялось психологии обучения. Свой вклад в становление возрастной психологии внес выдающийся русский педагог, основатель научной педагогики в России К.Д. Ушинский (1824–1870).

Развитию возрастной психологии способствовали эволюционные идеи английского естествоиспытателя Чарльза Дарвина (1809–1882), которые послужили основой понимания рефлекторной сущности психических факторов. Этой проблемой занимался и русский физиолог И.М. Сеченов (1829–1905). В классическом труде «Рефлексы головного мозга» (1866) он дал полное научное обоснование рефлекторной теории.

 В начале XX века в практику стали внедряться методы экспериментального исследования умственного развития детей: тестирование, использование измерительных шкал и т. п. Возрастная психология становится нормативной дисциплиной, описывающей достижения ребенка в процессе развития.

 Со временем ученые пришли к выводу, что необходимо выделить стадии развития личности в онтогенезе. Данной проблемой занимались К. Бюлер, З. Фрейд, Ж. Пиаже, Э. Эриксон, П.П. Блонский, Л.С. Выготский и др. Они пытались осмыслить закономерности смены периодов развития и проанализировать причинно-следственные связи психического развития детей. Все эти изыскания породили множество теорий развития личности, среди которых можно назвать, например, теорию трех ступеней детского развития (К. Бюлер), психоаналитическую концепцию (З. Фрейд), когнитивную теорию (Ж. Пиаже).

 Возрастная психология поднялась на новую ступень с введением метода формирующего эксперимента, разработанного отечественным психологом Л.С. Выготским (1896–1934). Этот метод позволял определить закономерности развития психических функций. Его использование также привело к появлению ряда теорий развития личности.

Предпосылки и условия психического развития.

Исходным для понимания природы психического развития является соотношение в ребенке природного и социального, врожденного и приобретенного.

От рождения ребенок получает организм с его анатомо-физиологической структурой, включающей морфологические и физиологические свойства и закономерности их созревания, пол, нервную систему, врожденные индивидуальные признаки. У новорожденного активность почти целиком состоит из врожденных форм поведения — безусловных рефлексов. Ребенок, в отличие от животного, рождается с минимальным количеством врожденных рефлексов, но с богатым потенциалом прижизненного их развития в процессе взаимодействия с социальной средой.

Таким образом, для целостного процесса психического развития природная основа, обусловленная генотипом, выступает предпосылкой, своеобразным фундаментом, опираясь на который возникают психические новообразования при определяющем влиянии социальной среды.

Условия психического развития разделяют на внешние и внутренние.

Внешние — факторы природного и общественной среды, действующих на психическое развитие ребенка через внутренние условия. Социальная среда является источником психического развития. В нем выделяют три компонента:

1) макросреда: общество, его социально-экономическая и политическая система;

2) Стратегическое — национально-культурные и социально-демографические особенности места проживания ребенка;

3) микросреду — непосредственное окружение, близкие взрослые, семья.

Внутренние условия психического развития ребенка — это его психические особенности (развитие сознания, опыт, образование, мотивация).

Внешние и внутренние условия развития личности тесно взаимосвязаны, их взаимодействие имеет качественные отличия на каждом возрастном этапе.

Противоречия между внешними и внутренними условиями отражаются психикой человека как внутренние противоречия и выступают движущими силами психического развития.

Движущие силы — внутренние противоречия, которые побуждают человека к активности, направленной на их преодоление.

Преодоление одних противоречий приводит к появлению других, которые, в свою очередь, ведут к новым действиям, к дальнейшему совершенствованию деятельности личности, что и составляет процесс ее развития. Таким образом, личность выступает субъектом собственного развития, что происходит только через ее активность.

Источник

Предпосылки
психического развития – то, что оказывает
определённое влияние на индивида, т.е.
внешние и внутренне обстоятельства, от
которых зависят особенности, уровень
психического развития.

Они
бывают внешними и внутренними. Внешние
предпосылки психического развития –
это качество и особенности воспитания
человека; внутренние – активность и
желание, а также мотивы и цели, которые
перед собой ставит человек в интересах
его совершенствования как личности.

Человек
– существо биосоциальное. Поэтому во
влиянии на его психическое развитие
выделяют 2 основных фактора: биологический,
природный, и социальный – условия жизни,
организованное обществом обучение и
воспитание.

Биологизаторское
направление признает природные явления
в человеке, жизненные процессы как
решающие, определяющие его развитие.

К
биологическому фактору относят
наследственность и врожденность, т.е.
то, с чем появляется младенец на свет.
По наследству он получает человеческие
особенности строения нервной системы,
головного мозга, органов чувств;
физические признаки, общие для всех
людей, среди которых важнейшее значение
имеют прямолинейная походка, рука, как
орган познания и воздействия на окружающий
мир, особое, человеческое строение
речедвигательного аппарата. Наследуют
дети биологические, инстинктивные
потребности (потребность в пище, тепле),
особенности типа высшей нервной
деятельности. Прирожденные
психофизиологические и анатомические
особенности нервной системы, органов
чувств, головного мозга принято называть
задатками, на основе которых формируются,
развиваются человеческие свойства и
способности, в том числе интеллектуальные.
Однако ни среда, ни наследственность
не могут оказать влияние на личность
вне ее собственной активности.

Социологический
подход к развитию психики ребенка. В
конце 19 – начале 20 века сильно обострились
социальные противоречия в мире (кризисы,
войны, подъем рабочего движения). Этот
период характеризуется повышенным
интересом к изучению социальных явлений
и развитием теорий социологического
направления в психологии. В этих теориях
развитие ребенка рассматривается как
результат прямых воздействий окружающей
его социальной среды.

Э.
Дюркгейм (основоположник французского
течения). По его мнению, психическое
развитие – это впитывание, усвоение
верований, чувств других людей. Воспринятые
извне мысли и эмоции определяют характер
душевной деятельности людей. Развиваясь,
ребенок должен усвоить накопленный
человеческий опыт, традиции и обычаи.
Это происходит благодаря подражанию,
которое имеет в обществе такое же
значение, как наследственность в
биологии, со способностью к подражанию
ребенок рождается.

П.
Жане интересовал вопрос о соотношении
биологического и социального в развитии
психики. Он считал, что психика человека
социально обусловлена и что ее развитие
заключается в формировании системы
многообразных связей с природой и
обществом. Под связями он понимал
действия, которые есть как не что иное,
как формы отношения человека к миру.
Среди них наиболее значимы социальные
действия, выражающиеся в отношениях
сотрудничества. Внешние взаимодействия
между людьми являются, по мнению ученого,
принципом развития психики каждого
человека. Основываясь на этих положениях,
П. Жане выделяет 4 уровня психического
развития ребенка:

1)
Первый уровень характеризуется развитием
моторных реакций (приближения и удаления),
где значимыми для дальнейшего развития
являются не сами реакции, а их социальная
обусловленность.

2)
Второй уровень – развитие перцептивных
действий, здесь формируется устойчивость
восприятия предметной действительности.
На основе такого восприятия возникают
отсроченные действия, что способствует
развитию памяти, функция которой состоит
в сообщении запоминаемого другому
человеку.

3)
Третий уровень – социально-личностный,
т.е. такой, когда ребенок может согласовывать
свои действия с действиями другого
человека. Этому моменту П. Жане придавал
большое значение: если на более ранних
этапах поведение ограничивается простыми
формами взаимопомощи, то теперь оно
становится социальным.

4)
Четвертый уровень – интеллектуально-элементарное
поведение. На этом уровне развивается
речь, с помощью которой он проговаривает
совершаемые действия, так как окружающие
требуют от него отчета. Овладение речью
создает условия для развития мышления
детей.

В
целом ни биологизаторское, ни
социологическое направления в психологии
не смогли обеспечить правильного решения
проблем психического развития.

Лидером
биогенетического направления был Павел
Петрович Блонский. Он отверг трактовку
психологии как науки о душе или о явлениях
сознания, полагая, что ее доступным
научному методу объектом является
поведение. При этом Блонский рассматривал
поведение под углом зрения его развития,
как особый исторический процесс,
зависящий от социальных воздействий.
Разница между представителями
биогенетического и социогенетического
направлений была не только во взглядах-
на роль наследственности и среды, а и в
вопросе о том, насколько биологические
механизмы, лежащие в основе психического
развития, пластичны и гибки, т.е. насколько
среда может на них воздействовать. Сам
факт воздействия среды, как и связь этих
воздействий с нервной системой, не
отрицался ни одним направлением. Но так
как границы пластичности и гибкости
нервной системы понимались по-разному,
то и наибольшие расхождения заключались
в оценке методов обучения и воспитания,
предлагаемых психологами разных
направлений.

Кроме
проблемы биологического и социального,
Блонский исследовал этапы формирования
личности детей, причем большое внимание
уделял проблемам одаренности и
трудновоспитуемости.

Наибольшее
значение для детской психологии имели
работы Блонского, посвященные памяти
и мышлению.

С.Л.Рубинштейн:
единство сознания и деятельности.
Сознание, ставя цели, проектирует
активность субъекта и отражает реальность
в чувственных и умственных образах.
Предполагалось, что природа сознания
является изначально социальной,
обусловленной общественными отношениями.
Поскольку же эти отношения изменяются
от эпохи к эпохе, то и сознание представляет
собой исторически изменчивый продукт.

Основу
связей субъекта с объективным миром
составляет деятельность человека,
который, изменяя мир, изменяется сам.
Исходя из этого положения, Рубинштейн
разработал принцип единства воздействия
и изучения, согласно которому психология
раскрывает свои тайны в процессе
преобразования исследуемых объектов
посредством практических действий.

А.Д.Леонтьев:
строение деятельности. Леонтьев
подчеркивал, что деятельность – особая
целостность. Она включает различные
компоненты: мотивы, цели, действия. Их
нельзя рассматривать порознь, они
образуют систему.

Л.С.Выготский:
теория высших психических функций. Все
помыслы Выготского были сосредоточены
на том, чтобы покончить с версией о “двух
психологиях”, которая расщепляла
человека.

Понимая
слово как действие (сперва речевой
комплекс, затем-речевую реакцию),
Выготский усматривает в нем особого
социокультурного посредника между
индивидом и миром. Он придает особое
значение его знаковой природе, благодаря
чему качественно меняется структура
душевной жизни человека и его психические
функции (восприятие, память, внимание,
мышление) из элементарных становятся
высшими. Трактуя знаки языка как
психические орудия, которые в отличие
от орудий труда изменяют не физический
мир, а сознание оперирующего ими субъекта,
Выготский предложил экспериментальную
программу изучения того, как благодаря
этим структурам развивается система
высших психических функций.

Важное
значение в развитии ребенка Выготский
придавал кризисам, которые тот испытывает
при переходе от одной возрастной ступени
к другой.

17.
Проблема обучения и развития в возрастной
психологии
.

Обучение
и развитие не совпадают непосредственно,
а представляют собой два процесса,
находящиеся в сложном взаимоотношении.

Обучение
только тогда эффективно, когда оно идет
впереди развития. Тогда оно пробуждает
и вызывает к жизни целый ряд функций,
находящихся в стадии созревания, лежащих
в зоне ближайшего развития. В этом и
заключается главнейшая роль обучения
в развитии. Обучение оказывается наиболее
плодотворным только тогда, когда оно
совершается в пределах периода,
определяемого зоной ближайшего развития.

Когда
мы наблюдаем за ходом развития ребенка
в школьном возрасте и за ходом его
обучения, мы действительно видим, что
всякий предмет обучения требует от
ребенка больше, чем он может дать на
сегодняшний день, т. е. ребенок в школе
осуществляет деятельность, которая
заставляет его подыматься выше самого
себя. Это, конечно, относится к здоровому
школьному обучению.

Правильное
решение вопроса о соотношении развития
и обучения имеет центральное значение
не только для психологии, но н для
педагогики. Каждая концепция обучения,
которой руководствуется педагог,
включает в себя (сознает он это или нет)
определенную концепцию развития. Точно
так же каждая концепция психического
развития, которой придерживается
психолог (сознает он это или нет),
заключает в себе и определенную теорию
обучения.

Ребенок
развивается, воспитываясь и обучаясь.
Это значит:

воспитание
и обучение включается в самый процесс
развития ребенка, а не надстраиваются
над ним. Задача воспитания и обучения
не в том, чтобы приспосабливать
педагогический процесс к будто бы
независимой от него природе ребенка, а
в том, чтобы формировать развитие.
Личностные психические свойства ребенка,
его способности, черты характера и т.
д., а также различные на разных ступенях
развития и у разных индивидов особенности
психических процессов (восприятия,
памяти и т. д.) не только проявляются, но
и формируются в ходе собственной
деятельности ребенка, посредством
которой он под руководством учителя
активно включается в жизнь коллектива,
осваивая правила и овладевая знаниями,
добытыми в ходе исторического развития
познавательной деятельности человечества.

Педагогический
процесс как деятельность учителя-воспитателя
формирует развивающуюся личность
ребенка в меру того, как учитель руководит
деятельностью ребенка, а не подменяет
ее. Всякая попытка воспитателя-учителя
<внести> в ребенка познание и
нравственные нормы, минуя собственную
деятельность ребенка по овладению ими,
подрывает самые основы здорового
умственного и нравственного развития
ребенка.

Формирующиеся
в ходе развития, на основе задатков как
предпосылок развития личностные свойства
ребенка, его способности и характерологические
особенности являются не только
предпосылкой, но и результатом его
деятельности; их развитие в холе ее не
только проявляется, но и совершается.

Если
школьник понимает, на доступном ему
уровне, основания тех операций, которыми
он овладевает, то их изучение вносит
определенный вклад в фонд его развития.
Если же путем немало кратных упражнений
ребенок научается производить те или
иные операции, не осознавая их логики,
это не продвигает его в общем развитии.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник