Предпосылки полноценного речевого развития ребенка

Предпосылки нормального развития речи у ребенка

Речь не является врожденной способностью, а развивается параллельно с его физическим и умственным развитием и служит общим показателем развития. Речь ребенка формируется под влиянием речи взрослых и в большей степени зависит от речевой практики, нормального речевого окружения и от воспитания, которое начинаются с первых дней его жизни.

Выделяют следующие предпосылки нормального речевого развития ребенка:

  1. Биологические:
  • отсутствие наследственной отягощенности;
  • нормальное течение внутриутробного развития и родов;
  • отсутствие хронических соматических и инфекционных. заболеваний в первые 3 года жизни;
  • нормативное функционирование всех анализаторных систем;
  • полноценноеразвитие центральной нервной системы;
  • целостность и сохранность переферического речевого аппарата.

2. Социальные:

  • правильное воспитание ребенка;
  • отсутствиешумового окружения ребенка;
  • целенаправленное, планомерное развитие речи ребенка;
  • потребность эмоционального контакта ребенка с близкими;
  • отсутствие психотравмирующих ситуаций в семье;
  • отсутствие билингвизма в семье
  • благоприятное речевое окружение.

Анатомическая и физиологическая целостность центральной нервной системы и периферического речевого аппарата, нормальное развитие систем мозга и психической деятельности, обеспечивающих формирование речи

Речевой аппарат состоит из двух тесно связанных между собой частей: центрального (или регулирующего) речевого аппарата и периферического (или исполнительного).

Центральный речевой аппарат находится в головном мозге. Он состоит из коры головного мозга (преимущественно левого полушария), подкорковых узлов, проводящих путей, ядер ствола (прежде всего продолговатого мозга) и нервов, идущих к дыхательным, голосовым и артикуляторным мышцам. Речь, как и другие проявления высшей нервной деятельности, развивается на основе рефлексов. Речевые рефлексы связаны с деятельностью различных участков мозга. Важное значение в образовании речи имеют следующие отделы коры головного мозга: лобная, височная, теменная и затылочная доли преимущественно левого полушария мозга (у левшей правого). Лобные извилины (нижние) являются двигательной областью и участвуют в образовании собственной устной речи (центр Брока). Височные извилины (верхние) являются речеслуховой областью, куда поступают звуковые раздражения (центр Вернике). Благодаря этому осуществляется процесс восприятия чужой речи. Для понимания речи имеет значение теменная доля коры мозга. Затылочная доля является зрительной областью и обеспечивает усвоение письменной речи (восприятие буквенных изображений при чтении и письме). Речь у ребенка начинает развиваться благодаря зрительному восприятию им артикуляции взрослых.

Подкорковые ядра ведают ритмом, темпом и выразительностью речи.

Кора головного мозга связана с органами речи (периферическими) двумя видами нервных путей: центробежными и центростремительными.

Периферический речевой аппарат состоит из трех отделов:

1) дыхательного;

2) голосового;

3) артикуляционного (или звуко-производящего).

В дыхательный отдел входит грудная клетка с легкими, бронхами и трахеей.

Голосовой отдел состоит из гортани с находящимися в ней голосовыми складками.

Артикуляционный отдел. Основными органами артикуляции являются язык, губы, челюсти (верхняя и нижняя), твердое и мягкое нёбо, альвеолы. Из них язык, губы,мягкое нёбо и нижняя челюсть являются подвижными, остальные — неподвижными

Первый отдел периферического речевого аппарата служит для подачи воздуха, второй — для образования голоса, третий является резонатором, который дает звуку силу и окраску и таким образом образует характерные звуки нашей речи, возникающие в результате деятельности отдельных активных органов артикуляционного аппарата.

Для того чтобы было осуществлено произношение слов в соответствии с задуманной информацией, в коре головного мозга производится отбор команд для организации речевых движений. Эти команды носят название артикуляторной программы. Артикуляторная программа реализуется в исполнительной части речедвигательного анализатора — в дыхательной, фонаторной и резонаторной системах. Речевые движения осуществляются настолько точно, что в результате возникают определенные звуки речи и формируется устная (или экспрессивная) речь.

Патологическое развитие речи

Важным в логопедии является различение понятий нормы и нарушений речи. Под нормой речи понимают общепринятые варианты употребления языка в процессе речевой деятельности. При нормальной речевой деятельности являются сохранными психофизиологические механизмы речи. Нарушение речи определяется как отклонение в речи говорящего от языковой нормы, принятой в данной языковой среде, обусловленное расстройством нормального функционирования психофизиологических механизмов речевой деятельности.

Речевые нарушения характеризуются следующими особенностями:

1. Они не соответствуют возрасту говорящего;

2. Не являются диалектизмами, безграмотностью речи и выражением незнания языка;

3. Связаны с отклонениями в функционировании психофизиологических механизмов речи;

4. Часто оказывают отрицательное влияние на дальнейшее психическое развитие ребенка;

5. Носят устойчивый характер и самостоятельно не исчезают;

6. Требуют определенного логопедического воздействия в зависимости от их характера.

Такая характеристика позволяет дифференцировать речевые нарушения от возрастных особенностей речи, от ее временных нарушений у детей и взрослых, от особенностей речи, обусловленных территориально-диалективными и социокультурными факторами.

Для обозначения нарушений речи используются также термины «расстройства речи», «дефекты речи», «недостатки речи», «речевая патология», «речевые отклонения».

Нарушение речи представляет собой расстройство, отклонение от нормы в процессе функционирования механизмов речевой деятельности.

В настоящее время в логопедии существуют две классификации речевых нарушений — клинико-педагогическая и психолого-педагогическая. Между этими классификациями нет противоречий — они дополняют друг друга и отражают определенный подход к конкретному речевому нарушению и выбор соответствующих средств его коррекции. Эти классификации разработаны преимущественно по отношению к первичному нарушению речи у детей, т.е. по отношению к детям, у которых нет нарушений слуха и интеллекта.

Положительным в клинико-педагогической классификации является то, что она строится на признаках, максимально дифференцирующих виды речевых нарушений, позволяющих логопеду на основании комплексного подхода квалифицировать дефект речи при разных формах аномального развития и осуществлять логопедическое воздействие смаксимальным учетом индивидуальных особенностей ребенка. В свою очередь, те принципы, которые положены в основу психолого-педагогической классификации, помогут в организации логопедической работы при разных формах аномалий, но при общности проявлений речевого дефекта.

Читайте также:  Родная тропинка сайт развития ребенка до 7 лет

Клинико-педагогическая классификация нарушений речи

Рисунок 1. Клинико-педагогическая классификация нарушений речи

Психолого-педагогическая классификация нарушений речи (по Р.Е.Левиной)

Рисунок 2. Психолого-педагогическая классификация нарушений речи

Возможен и комбинированный дефект, при котором заикание сочетается с общим недоразвитием речи.В данной классификации не выделяются в качестве самостоятельных нарушений речи нарушения письма и чтения. Они рассматриваются в составе фонетико-фонематического и общего недоразвития речи как их системные, отсроченные последствия. В данной классификации отражается последовательная опора на принцип системного подхода, в основе которого лежит соотношение нарушений речи как одного из психических процессов с другими сторонами психики ребенка, развитие которых тесно связано с речью.

Источник

Ольга Кузьминова
Условия успешного речевого развития детей

Человек всю жизнь совершенствует свою речь, овладевая богатствами языка. Каждый возрастной этап вносит что-то новое в его речевое развитие. Наиболее важные ступени в овладении речью приходятся на детский возраст – дошкольный и школьный периоды.

Для того чтобы процесс речевого развития детей протекал своевременно и правильно, необходимы определенные условия.

Ребенок должен:

– быть психически и соматически здоровым;

– иметь нормальные умственные способности;

– иметь нормальный слух и зрение;

– обладать достаточной психической активностью;

– обладать потребностью в речевом общении;

– иметь полноценное речевое окружение.

Ребенку необходимо создавать в группе такие условия, чтобы он испытывал удовлетворение от общения с взрослыми, получал от них не только новые знания, но и обогащал свой словарный запас, интересно рассказывал. Без речевого общения невозможно полноценное развитие ребёнка.

Речь включает в себя несколько составляющих сторон:

– работу по звуковой культуре речи (развитие фонематического восприятия, слуховой памяти, речевого дыхания)

развитие мелкой моторики

– обогащение словарного запаса (активного и пассивного) ;

– формирование грамматического строя речи;

развитие связной речи (монологической и диалогической) ;

– подготовку руки к письму;

– обучение чтению;

развитие интонационной выразительности, плавности речи

С самого начала речь возникает как социальное явление, как средство общения. Несколько позднее речь станет также средством познания окружающего мира, планирования действий. Развиваясь, ребенок пользуется все более сложными языковыми единицами. Обогащается словарь, усваивается фразеология, ребенок овладевает закономерностями словообразования. Эти средства языка он использует для передачи своих все усложняющихся знаний, для общения с окружающими людьми в процессе деятельности.

Иными словами, дети овладевают родным языком через речевую деятельность, через восприятие речи и говорение. Вот почему так важно создать условия для речевой деятельности детей.

Каковы же условия успешного развития речи, формирования речевых умений и навыков у детей?

1. Эмоциональное общение с ребенком с момента рождения.

Речевому общению ребенка со взрослым предшествует эмоциональное общение. Оно является стержнем, основным содержанием взаимоотношений взрослого и ребенка. Ребенок как бы заражается эмоциональным состоянием взрослого, его улыбкой, смехом, ласковым тоном голоса. Это именно эмоциональное общение, а не речевое, но в нем закладываются основы будущей речи, будущего общения с помощью осмысленно произносимых и понимаемых слов.

2. Создание условий для общения с другими детьми.

Общение со сверстниками в дошкольном возрасте играет не менее важную роль в развитии детей, чем общение с взрослыми. Оно возникает в совместной деятельности и может осуществляться по – разному. Если сама деятельность носит примитивный характер, плохо развита,то и общение будет таким же: оно может выражаться в агрессивно направленных формах поведения (драки, ссоры, конфликты) и почти не сопровождаться речью.

Чем сложнее и разнообразнее деятельность, тем более необходимым для ребенка становится речевое общение. Развитие ребенка особенно успешно происходит в коллективных видах деятельности, в первую очередь в игре, которая стимулирует развитие общения между детьми, а, следовательно, и речи. Общение со сверстниками – это особая сфера жизнедеятельности ребенка, совершенно отличная от общения с взрослыми.

3. Речь взрослого – пример для подражания.

Речь ребенка развивается во многом в результате подражания речи окружающих. Взрослым нужно следить за своей речью. Особое значение имеет речь воспитателя, который постоянно бывает с детьми, он наиболее авторитетное для них лицо. Каждый воспитатель должен знать, что в детском саду его речь превращается в педагогическое средство, в орудие воздействия на детей

4. Развитие мелкой моторики рук.

Прямая зависимость между уровнем сформированности речи и развитием тонкой моторики рук отчетливо прослеживается и в ходе индивидуального развития каждого ребенка (это уже убедительно доказано специальными научными исследованиями). Поэтому развитые, усовершенствованные движения пальцев рук способствуют более быстрому и полноценному формирования у ребенка речи, тогда как неразвитая ручная моторика, наоборот, тормозит такое развитие

Многие игры и упражнения, направленные на развитие у детей ручной умелости, дошли к нам из глубины веков. И это не простая случайность. В те далекие времена, когда еще не существовало письменности, люди хорошо понимали большое значение «ловкости рук» как одного из важнейших условий приспособления человека к жизни. Это нашло свое отражение и в народных сказках, преданиях, пословицах и поговорках. Нам хорошо известны такие выражения, как «мастер золотые руки», «большой умелец» или, наоборот, «руки – крюки», «руки как грабли», «не руками сделано», «руки оторвать за такую работу» и т. п. И все знают такие детские игры, как «Ладушки» или «Сорока – ворона кашу варила».

Основные пути развития и совершенствования мелкой моторики рук детей дошкольного возраста.

В дошкольном возрасте необходимо продолжать работу по развитию мелкой моторики руки и координации движений рук.

Детям от года до трех упражнения даются в упрощенном варианте, доступном их возрасту. Более старшим детям от 3 – до 5 лет задания можно усложнить.

Читайте также:  Основные особенности психического развития ребенка в дошкольном возрасте

Работа по развитию движения руки должна проводиться регулярно, только тогда будет достигнут наибольший эффект от упражнений. Задания должны приносить ребенку радость, не нужно допускать скуки и переутомления.

Ребенку можно предложить:

– Запускать пальцами мелкие волчки.

– Разминать пальцами пластилин, глину.

– Катать по очереди каждым пальцем камешки, мелкие бусинки, шарики.

– Сжимать и разжимать кулачки, при этом можно играть, как будто кулачок – бутончик цветка (утром он проснулся и открылся, а вечером заснул – закрылся, спрятался).

5. Удовлетворение любознательности ребенка.

Речь, являясь средством усвоения общественно – исторического опыта, служит орудием интеллектуальной деятельности (восприятия, памяти, мышления, воображения) и выполняет познавательную функцию.

Познавательный опыт ребенок, прежде всего приобретает в самой разнообразной деятельности. Все виды деятельности дошкольника – игровая, конструктивная, изобразительная, трудовая – позволяют мобилизовать его познавательные возможности, а значит, развивать их, научить не только ориентироваться в окружающем мире, но и в определенной степени преобразовывать его.

6. Чтение художественной литературы и разучивание стихов.

Художественная литература служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, она оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка.

При заучивании стихотворений с детьми воспитатель ставит перед собой сразу несколько задач: вызвать интерес к стихотворению и желание знать его; помочь понять содержание в целом и отдельных трудных мест и слов, научить выразительно читать его перед слушателями; использовать в жизни; воспитывать любовь к поэзии.

В поэтических образах художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она обогащает эмоции, воспитывает воображение и дает ребенку прекрасные образцы русского литературного языка.Эти образцы различны по своему воздействию: в рассказах дети познают лаконичность и точность слова; в стихах улавливают музыкальность, напевность, ритмичность русской речи; народные сказки раскрывают перед ними меткость и выразительность языка, показывают как богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями, сравнениями

7. Совместные экскурсии, театры, посещения музеев.

Осуществляется обогащение словаря, стимулируется речевая активность и познавательная потребность детей.

Вывод:

Главным условием успешного речевого развития детей является создание благоприятной речевой среды. От того какая речевая среда окружает ребенка, во многом зависит богатство, разнообразие и правильность его собственной речи. Речевая среда – это речь родителей, окружающих, фольклор, художественная литература, радио и телевидение, кино и театр, а в детском саду – речь воспитателей и других работников, речь, звучащая на занятиях.

Источник

Предпосылки развития речи: крик и плач.

Всем известно, что придя в наш неуютный мир, ребенок кричит, и это всех радует, потому что если он не кричит, то это тревожит медиков.

Как же расценить крик ребенка – первое явление его активности? Можно ли считать этот крик речью или хотя бы ее предпосылкой? Вряд ли кто – либо назовет крик новорожденного речью. Однако крик имеет сходства с речью человека:

  1. Акустическая природа
  2. Крик, как и речь взрослого несет в себе информацию, хотя и непроизвольную. Ведь даже взрослый человек, наступив босой ногой на колючку, вскрикивает.

Установление контактов с окружающим миром начинается с самого рождения ребенка. Он довольно скоро начинает улавливать связь между своим криком и реакцией на него окружающих.

Крик — это сложная и хорошо скоординированная работа дыхательного тракта и гортани, фактически первая демонстрация владения родным языком.

Два подхода в изучении механизмов крика:

  1. Генетическая программа

При рассмотрении вопроса происхождения крика многие исследователи считают, что в его основе – генетическая программа (некоммуникативный характер). Это мнение подкрепляется эмпирическими данными:

  • крик присутствует у всех младенцев, даже глухих (С. Н. Цейтлин, Е. И. Исенина, Т. В. Базжина, И. В. Королева, В. И. Гарбарук, И. В. Дмитриева);
  • голос глухих дошкольников и школьников сохраняет черты младенческих криков (Е. Н. Винарская);
  • отсутствие пауз в крике свидетельствует о том, что ребенок не ожидает ответа, что также подтверждает некоммуникативный характер крика на начальном этапе (Дж. Брунер)
  • Инструментальный анализ демонстрирует, что звуки крика не имеют ничего общего ни с гласными, ни с согласными; результаты осциллограммы показывают лишь наличие звукового сигнала, который невозможно идентифицировать со звуками языка.
  1. Предпосылки речевого общения

По мнению других исследователей, в крике наблюдается уже «нечто от общения» (П. Л. Загоровский);

  • Ш. Бюлер показала, что у ребенка в связи с появлением голосовой реакции возникают реакции социального контакта, устанавливаемого при помощи речи;
  • в крике новорожденного младенца следует предположить наличие зачатков субъективных переживаний (Т. Н. Ушакова);
  • крик — это звук, издаваемый ребенком с целью ухода за ним (С. В. Гречаный, Б. Е. Ми-киртумов)

Функции криков

  1. крик является непроизвольным выражением дискомфортного физиологического состояния (Е. Н. Винарская)
  2. крик – база дальнейшего развития речи
  3. Крик как предпосылка коммуникации, а не ее акт (А. К. Маркова)

Классификация криков

Первоначальный крик как бы дифференцируется на

  1. крик удовольствия, возникающий в эмоционально-положительных ситуациях (ребенок сыт, у него ничего не болит), и
  2. крик неудовольствия, появляющийся при отрицательном эмоциональном состоянии ребенка (боль, голод).

Однако начиная приблизительно с 3 месяцев к чисто рефлекторным реакциям ребенка прибавляется и первая социальная — реакция на общение с матерью, относящаяся к крикам удовольствия. Поведение матери — это призыв к ребенку вступить с ней в эмоциональный контакт. „Эмоциональное заражение” играет важную роль в формировании контактов ребенка с окружающими. Это та основа, на которой в перспективе формируется его индивидуальность. Таким образом, единственным социальным источником положительных эмоций для 2—3 месячного ребенка является мать. Важным фактором развития младенца является ее простое присутствие возле него. Мать проводит с новорожденным почти все время, пока он бодрствует. Это закладывает те основы, на которых формируется эмоциональное взаимопонимание. Все эти поведенческие манипуляции матери не оставляют ребенка безучастным. Присутствие матери рядом с младенцем, ее ласковое обращение вызывают ответную реакцию — улыбку ребенка и вокализации.

Читайте также:  Доклад роль книги в интеллектуальном развитии ребенка

Слышимая речь оказывает влияние на речевое развитие младенцев только тогда, когда она связывается ребенком, с близкими и знакомыми взрослыми. Именно взрослые вводят ребенка в мир речевой действительности и формируют у него способность не только говорить, но и слушать. Речевое воздействие и слышимая речь неотделимы от конкретного человека. Глубокие эмоциональные связи ребенка с близкими людьми являются важнейшим условием возникновения и развития речи. Эмоциональные контакты, которые сами по себе не требуют речевых средств, способствуют речевому развитию двумя путями:

1) эмоциональное общение со взрослым создает у ребенка состояние свободы, раскованности, эмоционального комфорта, без которых невозможна собственная активность младенца;

2) заинтересованность в общении со взрослым делает ребенка более внимательным к его речи: вызывает слуховое сосредоточение на звуках голоса и зрительное сосредоточение на внешних органах речи — младенец начинает внимательно рассматривать шевелящиеся губы взрослого и пытается воспроизвести их движение.

Дифференциация крика-плача возможна только при наличии между матерью и ребенком тесной эмоциональной привязанности. Крик-плач — феномен не только младенческого поведения, а неизбежное выражение динамики развития системы отношений мать—дитя. Результатом такого взаимодействия является правильное понимание матерью подаваемых ребенком знаков и адекватное реагирование на них. Это приводит к эффективному успокоению младенца. Способность матерей распознавать крик-плач детей в первые месяцы жизни прямо коррелирует с показателями их дальнейшего психического развития. Чем чаще мать отзывается на крик-плач, тем меньше ребенок плачет в дальнейшем.

Акустические свойства

        Сегментными фонетическими свойствами называются свойства отдельных звуков речи, а просодическими (или супрасегментными) –  свойства, которые имеются только у более крупных единиц (слогов, слов, целых высказываний), а к отдельным звукам неприменимы. К просодическим средствам относятся тон, распределение громкости и ритм.
                Для всех криков, для которых это возможно, были измерены два параметра – частота (точнее, частота основного тона, F0) и интенсивность (I). Это акустические параметры, описывающие свойства звука как физического процесса, то есть колебания воздушного давления.  

        Голос — это сложный периодический звук. Его можно представить в виде суммы простых синусоидальных колебаний, так называемых гармоник.        Интенсивность — это сила звука, средняя по времени энергия, переносимая звуковой волной через единичную площадку. Частоту основного тона, разумеется, можно выделить только у периодического сигнала. Голос является таковым, поскольку образуется за счет периодических колебаний голосовых связок. Звук, производимый без участия голосовых связок, называется шумом (шумом, например, являются все глухие согласные).

                            Акустические  свойства  плача

        В течение первых 3  месяцев жизни все дети много плачут. Плач — это единственная возможность новорожденного сообщить матери о том, что ему плохо. Чтобы у малыша сформировалось благоприятное впечатление о мире, ни одна его просьба о помощи не должна быть оставлена без внимания. Более того, реакция матери должна быть молниеносной. Чем быстрее мать приходит ребенку на помощь, тем меньше страдает его нервная система и тем благоприятнее складывается его впечатление о новой среде обитания.  Более того, длительный крик ребенка опасен для его здоровья.                         При длительном крике у малыша на фоне поверхностного дыхания в связи со снижением функции диафрагмы наступает нарушение вентиляции нижних отделов легких. Это приводит к снижению внутриальвеолярного и внутритканевого давления, возникновению I отека тканей легкого, выключению участка легкого из акта дыхания и спадению альвеол.

Причины плача новорожденного:

• необходимость в физическом контакте с матерью;
• неблагоприятные воспоминания о родах и внутриутробном периоде;
• желание удовлетворить сосательный рефлекс и снять ощущение дискомфорта;
• желание заснуть, чувство усталости и общего дискомфорта;
• повышенная чувствительность кожи, ощущение холода, желание, чтобы его покачали;
• необходимость в мочеиспускании или опорожнении кишечника;

недомогание ребенка

Рассмотрим характерные признаки различных видов плача:

Голодный плач — начинается с призывного плача.
Плач при боли — это плач с оттенком страдания и безысходности.
Плач при мочеиспускании — похож на писк или хныканье, которое может перейти в крик непосредственно перед моментом мочеиспускания, если мать не понимает ребенка и не оказывает ему помощь, высаживая его.
Плач при желании заснуть — довольно ровное хныканье-жалоба, сопровождающееся зевотой и частым закрыванием глаз.

Эмоциональная – выразительные свойства

Четыре типа взглядов по Исениной:

  1. контактный (с 1,5-2 мес. в «комплексе оживления»),
  2. соединяющий (с 11 мес.),
  3. указательный (с 9 мес.)
  4. взгляд поиска оценки поведения (наблюдался с 9 мес.).

Преобладающим (от 7 до 12 мес.) являлся контактный взгляд (70%), далее указательный (17%), оценки поведения (12%), соединяющий (2%) .

В исследовании Е. А. Ермолаевой представлен обширный семиотический анализ жестикуляции на первом году жизни в раннем возрасте.

Определяется порядок овладения жестами в онтогенезе:

  1. преобладание с 6-ти месяцев жестов-регуляторов, выполняющих регуляторно-коммуникативную функцию (отталкивание, отворачивание, привлечение внимания);
  2. с 8-ми месяцев — жестов-симптомов (модальных и состояний), выполняющих аффективно-коммуникативную функцию (объятия, привет, пока);
  3. с 14-16-ти месяцев — жестов-информаторов, выполняющих информационно-коммуникативную функцию (обозначение количества, изображающие).

Список литературы:

  1. Львов М.Р. Основы теории речи
  2. Лепская Н.И. Язык ребенка (онтогенез речевой коммуникации).
  3. Исенина, Е. И. Дословесный период в развитии ребенка

Источник