Предметы для развития ребенка в 1 год
Топ-10: игрушки для детей 1 года жизни. Что подарить на первый день рождения? Самый актуальный список для родителей, бабушек, дедушек, теть, дядь и всех остальных активных «дарителей»!
Какие игрушки нужны ребенку в 1 год — вопрос подчас сложный даже для опытных родителей, ведь ассортимент игрушечных магазинов становится шире с каждым годом. Но какие игрушки для ребенка в 1 год лучшие — известные уже не одно поколение или новомодные интерактивные?
Через некоторое время после рождения ребенка, дом большинства чадолюбивых родителей превращается в настоящий склад игрушек.
Игрушки покупаются потому что:
- развивающие. Якобы какой-то навык без такой игрушки не разовьется вовсе;
- прикольные. «У меня в детстве такой не было»;
- привлекла внимание ребенка в магазине. Как не порадовать малыша?
- дешевые: «Пусть будет»;
- на подарок. Родственники и друзья особенно любят дарить мягкие «пылесборники» в виде зайцев, медведей и т.д.
Порой приходится идти на различные ухищрения для того, чтобы ребенок поиграл в игрушки! Например, популярный совет — спрятать игрушку на пару месяцев и снова достать под видом новой.
Впрочем, для годовалого ребенка этот совет не подойдет. Спрячь вы погремушку или прорезыватель (грызунок) на пару месяцев, велика вероятность, что позже такой предмет игрушечного обихода не понадобится вовсе.
Так как какие игрушки нужны ребенку в 1 год?
Лучшая игрушка для детей 1 года жизни — мяч
Самый легкий надувной мяч вроде пляжного (не шарик, который легко может лопнуть и напугать малыша в 1 год) и обычный резиновый мяч.
Это основа для многих игр, стимулирующих физическое, сенсорное, мелкомоторное, музыкальное, социальное развитие.
Различные варианты специальных сенсорных мячиков — тоже прекрасный вариант, хоть и не обязательный.
Развивающая игрушка — пирамидка
Пирамидка интересна детям с полугода до трех лет! Это не значит, что ребенок будет играть в нее каждый день и одинаково, но интерес грызть игрушку, нанизывать кольца, сначала просто попадая на штырек, а потом в определенном порядке, а потом снова хаотично — что получится? — сохранится надолго.
Пирамидка — прекрасная развивающая игрушка и наглядное пособие для изучения цветов и размеров, тренировка усидчивости.
Музыкальная пирамидка Fisher-Price «Веселые ритмы»
Самое опасное в пирамидке — штырек, поэтому многие родители выбирают текстильный аналог, правда играть с ним сложнее.
Самые простые пластмассовые и деревянные пирамидки также не должны быть обойдены вниманием родителей.
Маленькая бюджетная деревянная пирамидка для малышей. Классическая игрушка, но штырек потенциально опасный.
Есть пирамидки со звуковыми эффектами, кольцами разной формы, «набалдашниками» в виде голов животных — все эти дополнения интересны, но не обязательны.
Хороший вариант: пирамидки-стаканчики, из которых можно соорудить высокую башню. Такие игрушки для детей 1 года жизни помимо логичной строительной игры пригодятся для сюжетно-ролевых игр, игр в воде и песочнице.
Сечение пирамидки со стаканчиками может быть круглое, квадратное, треугольное. Для самых маленьких, конечно, подойдет именно круглое — такие стаканчики легче вкладывать друг в друга.
Пирамидка занимательная Полесье №2
Кубики — обязательная развивающая игрушка
Одна из самых старых, простых и эффективных развивающих игрушек для ребенка. И одна из самых «долгоиграющих».
Дополненный интересными деталями (например, деревянной железной дорогой) достаточно большой набор кубиков может быть интересен даже школьнику.
Лучшие кубики — среднего размера деревянные. Пластиковые выдувные и текстильные хоть и являются более легкими и безопасными, но построенная их них башенка слишком невесомая и разваливается от малейшего неловкого движения. Это скорее расстраивает годовасика, чем развлекает и вдохновляет на совершенствование навыков.
Деревянные кубики «Квартиры» от Краснокамская игрушка — пример удачного вложения. Такая игрушка интересна и в 1 год, и в 5 лет благодаря рисунку и возможности строить по образцу
Пластиковые строительные конструкторы
Многие дети фанаты Lego Duplo, Mega Blocs, Magformers и их аналогов. А многие остаются равнодушными к ним. В любом случае имеет смысл приобрести хотя бы один строительный конструктор, детали которого могут скрепляться между собой.
Конструктор LEGO DUPLO My First Мои первые домашние животные
Достойные аналоги Lego Duplo встречаются на Aliexpress. Мы покупали конструктор здесь — разница с оригиналом видна, но она не критична. Детали состыковываются, поделка не разваливается. Разве что сам пластик визуально отличается. Но это только на взрослый взгляд.
В возрасте года ребенок уже вовсю начинает познавать окружающий мир. Самое время понемногу знакомиться с животными, птицами, растениями. В этом помогают тематические фигурки и наборы. Конструктор «Белые медведи Animal World» от бренда Lanson Toys состоит из 16 деталей. Хотя он рассчитан на детей от 3 лет, под присмотром мамы малыш может познакомиться с обитателями Северного полюса. Простой конструктор с крупными деталями станет и интересной игрушкой, и обучающим пособием.
Игрушки российского бренда Lanson Toys (принадлежит гипермаркету детских товаров «Бубль-гум») производятся из безопасных для детей материалов. И производятся ровно на тех же фабриках, что и игрушки топ-сегмента — Hasbro, Zapf Creation, Spin Master и пр. Все игрушки Lanson Toys проходят через строгий контроль качества – от конвейера производителя до полки магазина. Они отличаются премиум-качеством, но продаются по низким ценам, т. к. нет накрутки за популярный бренд. Это связано с тем, что солнечный (так его называют из-за особого освещения) гипермаркет «Бубль-гум» ориентирован на российскую аудиторию и не тратит средства на поддержку бренда во всем мире. Игрушки радуют детей, а цены — родителей.
Другие развивающие игрушки
Среди множества современных развивающих пособий: карточек, книг, пазлов для малышей, рамок-вкладышей, сенсорных коробочек, танграмов, геометрических пирамид, пособий по Монтессори, Доману, Зайцеву, Никитину, Кюизинеру и по ВаськеПупкину и аналогичного товара стоит попробовать 1-2 варианта.
Если ребенку понравится — отлично. А нет — ничего страшного. Даже если ребенок соседки в 1 год уже… ого-го-го!
Реплика из личного опыта: в 1-м классе дети, читающие с года (двух, трех лет) по методике Домана или Зайцева, занимающиеся с рождения по Монтессори (несмотря на то, что методика Марии Монтессори предназначена для детей от 3 лет и старше), собирающие пазлы из немыслемого числа деталей — не имеют почти никакого преимущества над «обычными» детьми, потому что проблема у современных детей другая, общая, несмотря на «раннее развитие» или его отсутствие: психическая и физиологическая неготовность к школе.
А к 4-му классу, когда читают все одинаково, несмотря на возраст «старта» (равно как и в туалет все ходят одинаково хорошо, независимо от того, ходили ли в памперсе до трех лет или «высаживались» с рождения) — с улыбкой смотришь на увлеченных методиками «раннего развития» родителей. Ну, лишь бы всем нравилось, да не навредили.
Усовершенствованная мозаика Монтессори для годовасиков по-китайски с алиэкспресс. Классная, но совсем необязательная игрушка для детей.
В развитии ребенка посредством различных методик, пособий, игрушек важно найти свою «золотую середину». Популярное «раннее развитие» — всего лишь модное увлечение родителей, популяризованное маркетологами детских товаров. Но и полагать, что «само вырастет» и «в садике научат» — наивно и безответственно.
Машина-каталка — лучший подарок на первый день рождения
Машина каталка — лучший подарок, который можно заказать родственникам или друзьям, досаждающим с вопросом: что вам подарить?
Во-первых, машинка-каталка может быть бюджетным подарком или наоборот дорогим — в магазинах множество вариантов от известных и не очень брендов, со светом/звуком и без них. Таким образом, даритель сам определится сколько он хочет потратить.
Во-вторых, машинки нравятся как мальчикам, так и девочкам, как уверенно ходящим, так и только осваивающим эту функцию, подходят для игры дома, на даче, на улице.
В-третьих, это игрушка не на один год. Дети постарше с восторгом прячут игрушки в «багажное отделение», обычно располагающееся под сиденьем. Трехлетняя девочка может катать кукол, мальчик — играть в «большую» машинку.
Прекрасным альтернативным вариантом может стать каталка-ходунки.
Ходунки-каталка Fisher-Price Зебра
Кукла — обязательная игрушка для детей от 1 года
Кукла — как отражение собственного «я», миниатюрная копия настоящего малыша — нужна каждому ребенку вне зависимости от гендерной принадлежности.
По кукле ребенок учится показывать части тела, использует в первых сюжетных играх, с их помощью подражает взрослым и развивает речь, стимулирует эмоциональное развитие.
Пупс Paola Reina «Горди» Бруно ростом 34 см
Неплохо, если к кукле прилагается кукольная коляска. Вы замечали, что самыми активными пользователями кукольных колясок среди малышей-годовасиков являются мальчики? Девочки активнее интересуются колясками ближе к 3 годам, когда сюжетная игра с куклой становится разнообразнее и совершеннее.
Самая простая первая кукла для годовасика — пупс 32-42 см «ростом» с крупными чертами лица, без волос и половых признаков.
Мягконабивного пупса удобнее держать в руках и укачивать, полностью пластикового (резинового) можно купать. Полезная функция, которая почему-то отсутствует у многих красивых современных кукол, даже дорогих — закрывающиеся глазки лежащего кукольного «младенца».
Мой личный выбор — мягконабивная кукла Baby Annabell (личико на мой взгляд симпатичнее, чем у Baby born того же бренда). Обратите внимание на мягкие ручки! Идеальный первый пупс для малыша.
Но Аннабели бывают разные, с мягким и резиновым туловищем, ростом от 22 до 43 см, многофункциональные и совсем простые, с различными аксессуарами в придачу… Будьте внимательнее при выборе!
Фигурки людей и животных
Деревянные фигурки приятны на ощупь, экологичны, приятно пахнут, нравятся родителям в противовес пластиковым «монстрам»; зато резиновые и пластиковые можно купать и выносить на прогулку, не боясь запачкать.
Разнообразные фигурки, начиная от обязательного ностальгического резинового утенка для купания и заканчивая крупными наборами диких/домашних животных — подойдут для игры ребенка 1 года как нельзя лучше. Среди любимых игрушек-фигурок со временем окажутся и герои мультфильмов.
Лучшие игрушки для детей 1 года — музыкальные инструменты
Когда ребенку перестают нравится самые простые погремушки в силу возраста — потребности извлекать различные звуки из предметов никуда не исчезает. Очень полезная для развития слуха и речи потребность, кстати.
Некоторые родители не против дать ребенку поразвлекаться с кастрюлями. Альтернативой служат: игрушечный барабан, маракасы, ксилофон и т.д.
Отдельно стоит выделить электронные музыкальные игрушки для детей от 1 года — плееры, телефончики, пианино, музыкальные книги с кнопками и прочее, пользующиеся неизменным успехом у малышей.
Сортеры
Навык сортировки дети активно осваивают в 2 года, используя мелкие предметы и стараясь протиснуть их в любые доступные щели. А возраст 1 год — самый подходящий для крупного сортера для детей.
Можно купить самый простой недорогой сортер или сортер в виде домика с ключами или другой фигурки — он будет актуален и для подросшего малыша.
Домик-палатка
Игровой домик актуален для любого малыша. Но палатка с тоннелем скорее всего понравится больше, чем новомодный вигвам для детей. Это и более функциональная, и компактная в сложенном виде игрушка. Хороший подарок на 1 день рождения, например, который будет актуален еще многие годы!
Пластилин и краски в 1 год
Творчество — обязательный атрибут детства, вне зависимости от того, будет ли ребенок «творческим» человеком в дальнейшем.
Рисование пальчиками, кисточкой, фломастерами и карандашами, лепка из теста и безопасного пластилина и т.д. — развивают мелкую моторику, сенсорику, речь и коммуникацию (так как невозможны в этом возрасте без руководства взрослого), творческие и познавательные навыки. Поэтому безопасные канцтовары — лучшие игрушки для детей от 1 года.
Больше про рисование для малышей здесь + бесплатные шаблоны для пальчикового рисования!
Что подарить ребенку на 1 год
Здесь длинный список простых идей на любой бюджет для подарка ребенку на первый день рождения. Подходит для девочки и мальчика.
- Набор музыкальных инструментов — ксилофон, бубен, маракас, колокольчики, труба, губная гармошка, пианино, трещалки и трещотки.
- Сортер или матрешка.
- Книги. Оригинальный подарок — персонализированная сказка про именника с его собственными фотографиями на иллюстрациях.
- Игрушки со звучным названием Монтессори на упаковке: вкладыши, шнуровки и т.д.
- Кубики Зайцева.
- Дорогая мозаика типа Quercetti.
- Бусины Battat.
- коврик из ЭВА на пол или коврик-пазл.
- Масса для лепки с формочками, лучше именитый бренд Pkay-Doh?
- Бизикуб.
- Наборы для создания слепков ручек и ножек.
- Красивый фотоальбом, ежедневник.
- Детские стол и стульчик (можно складные).
- Трехколесный велосипед.
- Коляска.
- Серебряная ложечка.
Больше идей для подарка на 1 день рождения здесь.
А какую игрушку для детей 1 года вы считаете самой полезной и интересной?
Источник
15.04.2015
За год малыш научился многому: садиться, ползать, даже ходить, но следующий год для малыша должен стать не менее насыщенным и интересным. Ребенок научился ходить, а значит, наступил этап активного познания окружающего мира, это надо использовать во благо и в целях развития нашего малыша.
Обучение крохи будет более эффективным, если оно будет направлено и организовано взрослым. А для того, чтобы родителям понимать, в какую сторону двигаться в части совместных занятий с ребенком, предлагаем вам план. План охватывает все сферы жизнедеятельности малыша, и направлен на развитие его когнитивных процессов.
Упражнения для развития логики ребенка в период с 1 года до 2 лет
1. «Собери только» (учиться выбрать из разбросанных предметов только определенные – по заданию мамы. Например – сложи в коробочку только шишки, только красные предметы и т.п.).
2. Учиться сортировать предметы (по форме, по размеру, по цвету).
3. Собирать простейшие пазлы или картинки разрезанные на части (в полтора года это будут пазлы из двух деталей, более сложные формы средний ребенок обычно учиться складывать самостоятельно после двух лет).
4. Собери из частей – игры из мягких конструкторов (ковролин, фетр) или бумажных шаблонов, играя с которыми, ребенок учится складывать простейшие фигурки – домик, грибочек и т.п. из 2-3 деталей (самодельные конструкторы подойдут намного лучше, так как у мамы возникает возможность сделать конструктор, исходя из индивидуальных особенностей ребенка).
5. Игры с рамками-вкладышами и их бумажными аналогами:
6. Ближе к двум годам – собирание пирамидки из кубиков разного размера:
7. Сложи стаканчики, построй башню из стаканчиков:
8. Задание на усложненную классификацию по типу «найди большой желтый кружок», «найди маленький синий квадрат» (такие задания больше подойдут детям ближе к двум годам, при условии, что ребенок уже хорошо различает предметы по форме и цвету и освоил простейшую сортировку) .
9. Игры со всевозможными сортерами.
Упражнения для развития внимания детей в возрасте от 1 года до 2 лет
1. Игра в «Найди пару» – с носочками, варежками, карточками (лото), игра «Угодай-ка»
2. Игра «Что в этой комнате?» – по заданию мамы искать «что в этой комнате красное, твердое, мягкое и т.п.».
3. Игра «Где в этой комнате»? (найди, где в этой комнате белый медвежонок, твоя любимая кукла и т.п.).
4. «Найди по звуку» – мама прячет в комнате играющую музыкальную игрушку – малыш должен найти ее по звуку.
5. «Найди маму» – игра в прятки (мама прячется так, чтобы найти ее было очень легко, иногда подсказывает – зовя малыша к себе).
6. «Найди похожий узор» – разновидность игры «найди пару» – найди предметы (платочки, варежки, шапочки) с одинаковым узором (обычно для этого используют нарисованные или распечатанные пособия).
Изучение свойств предметов
В процессе игр с ребенком, общения, чтения книг, уделяйте внимание следующим понятиям:
1. Большой-маленький.
2. Название цветов, можно использовать игру «Цветик-семицветик» (как базовых – синий, красный, желтый, зеленый, а позже познакомить со всеми цветами радуги и нетипичными цветами, например, салатовый).
3. Изучение геометрических фигур (круг, квадрат и т.п.).
4. Один-много.
5. Горячий-холодный.
6. Высокий-низкий.
7. Вверх-вниз.
8. Предлоги.
9. Грустный-веселый.
10. Твердый-мягкий.
11. Грязный-чистый.
12. Спереди-сзади.
13. Сухой–мокрый.
14. Колючий.
15. Гладкий.
16. Шершавый.
17. Легкий –тяжелый.
Лексические темы
С ребенком важно постоянно общаться и рассказывать ему о том, что происходит вокруг, давать понятийное обозначение предметов, с которыми сталкивается ребенок. Таким образом, мы работаем над развитием словарного запаса и понятийного аппарата ребенка. Ощупывание предметов, игры с ними, будут способствовать быстрейшему усвоению новых знаний.
Итак, в возрасте от 1 года до 2 лет, для развития речи ребенка, вводим следующие понятия:
1. Посуда.
2. Рыба.
3. Растительность (деревья, кусты, трава, цветы, листья).
4. Машины.
5. Кораблик.
6. Домики.
7. Цветы.
8. Грибы.
9. Мой дом (кухня, ванная, туалет, прихожая, гостиная, спальня, детская, шкафы).
10. Город (улицы, дома, дворики, проезжая часть, общественный транспорт, парки).
11. Овощи, фрукты, для этих целей, можно сделать наглядный материал: овощи и фрукты своими руками.
12. Продукты, еда.
13. Животные домашние.
14. Животные дикие.
15. Одежда, отлично подойдет игра «Одевалка».
16. Мебель.
17. Птицы.
18. Части тела, части лица.
19. Насекомые (муравей пчелка и т.п.).
20. Солнышко, тучки, месяц, луна, звезды, дождь, снег, лужи.
Творчество для детей в возрасте от 1 года до 2 лет
1. Рисование: восковыми мелками, красками, фломастерами (лучше брать на водной основе – они хорошо отстирываются). Карандашами в этом возрасте деткам рисовать как правило трудно – нужно делать сильное усилие, чтобы оставить след на бумаге, кроме того они быстро ломаются.
2. Учить пользоваться красками – мыть кисточку после каждого цвета, смачивать кисточку в воде.
3. Рисование пальчиками.
4. Рисование губкой (полосочками и штампиками, вырезанными из губки для мыться посуды, для рисования губкой используется гуашь или пальчиковые краски).
5. Рисование силуэтов: из листа бумаги делается трафарет – внутри листа вырезается простой силуэт – например, елочка, домик, грибочек. Трафарет накладывается на чистый лист бумаги, малыш разукрашивает окошко трафарета (силуэты елочки, грибочков и т.п.). В конце работы трафарет удаляется и на нижнем листе бумаги остается симпатичное детское творчество.
6. В игровой форме начинать учиться рисовать линии (вертикальные, горизонтальные), ближе к 2 годам – кружки. Важно – навыки рисования линий и кругов в этом возрасте очень индивидуальные, кто-то учится этому позже, кто раньше, обязательно нужно учитывать интерес и способности малыша.
7. Ближе к двум годам можно начинать осваивать раскрашивание (тоже очень индивидуально: все – таки большая часть детей успешно осваивают это умение где-то после двух). Учиться раскрашивать лучше красками – такая техника намного легче для ребенка. Можно начинать обучение, раскрашивая вырезанные из бумаги силуэты рыб, грибочков и т.п.
8. Лепка из пластилина, теста: учить отщипывать комочки, прикреплять их к бумаге (выполнять композиции «покорми курочку зернышками, сделай собачке котлетку” и т.п.), делать колбаски, лепешечки, прятать в пластилин/тесто предметы и находить их, резать тесто ножичком, раскатывать скалочкой, оставлять на тесте отпечатки, вырезать фигурки специальными формочками (похожими на формочки от печенья). В описанных навыках лепки все также индивидуально – что-то ребенок легко усвоит в 1,5 года, что-то «придет» уже после двух – у всех по-разному.
9. Аппликация из бумаги (различной фактуры), аппликация из рваной бумаги, аппликация из «скомканной» бумаги.
10. Аппликация крупой.
11. Аппликация на тесте (на тесто выкладываются различные предметы (фасоль, мозайка, желуди и т.п и вдавливаются в тесто – получаются интересные орнаменты).
12. Поделки, сочетающие в себе различные техники (лепка и моделирование, аппликация и лепка и т.п.).
Упражнения для развития речи и артикуляции ребенка в возрасте от 1 года до 2 лет
1. Продолжать учиться звукоподражанию. Учить, как говорят животные (ква-ква, бум-бум и т.п.) – если малыш еще плохо говорит. Если развитие речи в норме – продолжаем осваивать те звукоподражания, которые еще не освоили – тренируем речевой аппарат (учимся произносить сложные звуки в простых звукосочетаниях).
2. Учимся дуть (выдуваем мыльные пузыри, задуваем свечки, сдуваем ватные шарики и т.п.) – навык индивидуальный – у многих он развивается уже после двух лет.
3. Выполнять пальчиковую гимнастику, развивать моторику.
«Мама-радио» – стараемся много говорить с ребенком, сопровождать обсуждением большинство действий и дел (давай одевать шапочку, штанишки, сейчас будем кушать, смотри, какой цветочек и т.п.). Стараемся говорить с ребенком медленно и четко (чем медленнее и четче в обычной жизни говорит мама, тем легче, быстрей и правильней начинает говорить ребенок).
4. Читать книги, для малышей лучше предлагать мягкие книжки, которые можно сделать самим или из плотного картона.
5. Если ребенок говорит достаточное количество слов – совместно рассказывать стихи (мама начинает – «наша Таня громко…» ребенок продолжает– «плачет!») – обычно это возможно осуществить в среднем – к двум годам (у всех индивидуально).
6. По возможности, побуждать ребенка к речи и звукоподражаниям (скажи “дай!”, “скажи, что это”, “скажи, как мяукает кошечка”, и т.п.).
7. Обыгрывать различные ситуации с игрушками, в процессе которых ребенок будет говорить простые слова и звукоподражания (“давай покачаем куклу, спой ей “а-а”, “побибикай машинкой – “би-би”, “попроси у мишки чашку, скажи, “дай, мишка!” и т.п.).
Упражнения для развития музыкального слуха и чувства ритма у детей в возрасте от 1 года до 2 лет
1. Логоритмика – танцы под музыку (например, методика Железновых).
2. Игра на детских музыкальных инструментах (в том числе самодельных).
3. Знакомимся с понятиями «громко – тихо» (играем на ложках, барабане громко-тихо).
4. Знакомимся с понятиями «быстрая – медленная музыка».
«Прислушайся! (прислушиваемся к разным звукам – как капает вода из крана, чирикают птицы, шумят деревья, едет машина и т.п.).
5. Знакомимся с понятиями «шум – тишина».
6. Прослушивание классической музыки фоном.
7. Активное слушанье классической музыки – обсуждение («вот это быстрая и веселая музыка, она рассказывает нам как быстрые птички летают по небу, мы вот так быстро и весело танцуем под нее. А вот грустная, спокойная музыка, это кошечка скучает – мы вот так медленно танцуем под нее» – ребенок вслушивается в музыку, интуитивно начинает понимать, что у каждой музыки свой характер и особенности).
8. Просить ребенка выполнять просьбы шепотом (развивает слух – “принеси куклу, дай мячик”).
Упражнения для развития сенсорики у детей в возрасте от 1 года до 2 лет
Игра с разными материалами – кусочками ткани разной фактуры, клубочками, щеткой и т.п. родители могут сами сделать сенсорные ладошки или сенсорные мешочки, для организации занятий с ребенком в домашних условиях.
1. Аппликация из материалов разных фактур (гофрированной, бархатной, наждачной бумаги, ваты, ткани и т.п.).
2. Ощупывание различных предметов дома (диван мягкий, пол твердый, чашка с чаем теплая, кефир из холодильника холодный, кошечка пушистая, щетка колючая и т.п.).
3. Ощупывание природных материалов на улице – кора деревьев шершавая, вода мокрая, листик гладкий, стебель тысячелистника, одуванчик, верба – пушистые, железная скамейка твердая и холодная и т.п.)
4. Играть в игру «найди пару» с кусочками ткани.
Гимнастика и развитие координации ребенка от 1 до 2 лет
1. Логоритмика – танцы под музыку Железновых и др.
2. «Пройди по комнате, не задевая предметов» – передвижение по комнате, загроможденной различными препятствиями.
3. Учиться ходить по дорожке (из книжек, ленточек и т.п.).
4. Перешагивать препятствия (высоко поднимая ноги).
5. Катать мячики, машинки.
6. Учиться прыгать на месте (ближе к 2 годам, можно учиться прыгать на батуте).
7. Бить по мячу ногой.
8. Ползать по лабиринту (покупному или самодельному – из стульев и т.п.).
9. Лазать: на детской площадке, с поддержкой взрослым (горки, стеночки и т.п.) и дома: на спорткомплексе, на диван – с дивана, забираться на стул и т.п.
10. Учиться переносить различные предметы на подносе.
11. На улице – побольше ходить (но не заставлять ребенка ходить, если он не хочет). Если ребенок отказывается идти, значит устал или не может! К трем годам малыш окрепнет и сам с удовольствием будет топать на значительные расстояния, если торопить события и «заставлять» ребенка ходить – это может негативно сказаться на развитии суставов и костей.
12. Ходить по наклонным поверхностям – в горку, с горки, по пандусу, по лестнице.
13. Толкать тележку, игрушечную коляску.
14. Тянуть за собой предметы на веревочке.
15. Играть с мамой в догонялки.
16. Простая зарядка по возрасту, сопровождающаяся потешками.
17. Ходьба по массажным коврикам и массирующим поверхностям (камушкам, каштанам, песку, траве и т.п.).
18. Учиться водить с мамой хоровод (ближе к 2 годам).
19. Учиться катать машинку через “тоннель”.
20. Играть в разные способы ходьбы (как мишка, широко расставив руки и ноги; как зайчик, подпрыгивая; как лошадка, поднимая ноги; как солдат, маршируя).
21. Ловить выпущенные мамой мыльные пузыри и лопать их.
Ролевые игры для детей от 1 до 2 лет
1. Положи куклу, мишку спать (качаем, поем а-а).
2. Покорми, умой куклу.
3. Шофер – отвези игрушку на машинке-грузовичке.
4. Ближе к двум годам – игра с посудкой, в кухню.
5. Стираем и развешиваем белье.
6. Изображать других животных (ходить как мишка, прыгать и квакать как лягушка и т.п.).
Развивающие упражнения для детей в быту
(Выполнять, исходя из способностей ребенка, значительную роль играет интерес малыша, если не интересно – ребенок может отказаться выполнять задания).
1. Учиться есть ложкой (у всех индивидуально, упор делаем на слово «учиться» – т.е. важен процесс, а не результат, не нужно форсировать события. Очень хорошо помогает освоить еду с помощью ложки игра «пересыпь крупу ложкой из мисочки в чашечку»).
2. Пить из трубочки, из чашки.
3. Учиться соблюдать чистоту во время еды («учиться» – концентрироваться на процессе, а не на результате, показывать, что пролитое нужно вытереть, рассыпанное собрать, что лучше не проливать на одежду и т.п. Не ругать за неопрятность, но учить опрятности.)
4. Учиться вытирать со стола.
5. Учиться собирать губкой воду и отжимать губку.
6. Переносить легкие, но крупногабаритные предметы (“помоги поставить тазик на место”).
7. Поливать цветы (лучше всего из леечки летом на улице – не страшно облиться и залить все кругом).
8. Помогать маме развесить белье (подать одежду, повесить одежду и прикрепить прищепкой).
9. Помогать маме готовить кашу – насыпать крупу в кастрюлю, с помощью мамы открывать кран (клапан) и мыть крупу, наливать воду в кашу.
10. Снимать шапку, варежки (некоторым по силам снять носки и штаны).
11. Помогать маме разбирать сумки после магазина (учить названия продуктов, запоминать места, где они лежат, класть их вместе с мамой на место).
Социальные навыки малышей в возрасте от 1 года до 2 лет
Все указанные ниже рекомендации очень индивидуальны, главный критерий обучения социальным навыкам в этом возрасте – большинство действий должны совершаться легко, а если есть затруднения – значит конкретно для вашего малыша еще не пришло время осваивать такие навыки.
1. Здороваться и прощаться (ручкой или голосом).
2. Жалеть (совершать действия по просьбе мамы – гладить, по настоящему сопереживать чужое горе ребенок научится позже).
3. Делиться игрушками, вкусняшками и меняться с другими детками или мамой (Не настаивать и не заставлять, а просто учить, показывать собственным примером). Не давить на ребенка, если он не хочет отдавать игрушку – уважать его право играть своими игрушками.
4. Помогать маме (для мамы это будет шуточная помощь, для ребенка – настоящая) – вешать белье, приносить предметы и т.п.
5. Показывать ребенку кукольный спектакль.
Источник