Предметом социальной педагогики является развитие ребенка
Определение 1
Социальная педагогика – это самостоятельная педагогическая наука, занимающаяся изучением закономерностей и перспектив социального воспитания, обучения и развития человека на протяжении всей его жизни, в разнообразных социальных условиях.
Понятие и объект социальной педагогики
Для понимания объекта и предмета социальной педагогики, в первую очередь необходимо рассмотреть ее понятие и содержание.
Согласно взглядам ученых существует три основные точки зрения на социальную педагогику:
- Социальная педагогика – это не самостоятельная наука, а междисциплинарная область человеческого знания. То есть, согласно данного подхода, у социальной педагогики нет собственной теоретической основы, как области отражения педагогических явлений. Объекты (социальное обучение и воспитание) представлены исключительно в рамках педагогики.
- Социальная педагогика – это прикладная дисциплина, являющаяся областью социальной практики и социальной работы. Согласно данному подходу функции социальной педагогики заключается в опосредованном использовании знаний, которые были ею позаимствованы, из других наук и адаптированы под решение задач социального воспитания и обучения.
- Социальная педагогика – это относительно самостоятельная наука и дисциплина, являющаяся одним из основных средств социально-педагогического образования. Согласно данной теории, социальная педагогика имеет собственный объект и предмет изучения.
Готовые работы на аналогичную тему
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту
Узнать стоимость
Замечание 1
В настоящее время общепризнанной является третья точка зрения.
Объектом социальной педагогики выступает процесс социального воспитания и обучения человека на протяжении всей его жизнедеятельности и социализации в обществе.
Большое значение в объяснении объекта социальной педагогики занимает социум и его педагогический потенциал, который является одним из основных средств социального воспитания и обучения детей и взрослых.
Современные педагоги-ученые отдают приоритет образованию подрастающего поколения, вкладывая в него смысл целенаправленного педагогического процесса социального воспитания и обучения, согласно интересам людей, общества и государства.
Предмет социальной педагогики
Замечание 2
Под предметом социальной педагогики понимают социально-педагогический процесс, включающий в себя социальное воспитание, обучение и развитие, и возникающий в результате взаимодействия человека с социумом и окружающей его действительностью.
В качестве примере, можно рассмотреть такие ситуации: так, экономист, занимается исследованием уровня реальных возможностей «трудовых ресурсов» населения, изучает процесс их подготовки системой образования и вычисляет затраты на их полноценную подготовку.Социолог же, занимается исследованием готовности системы образования, осуществляет качественную социальную адаптацию подрастающего поколения, согласно современному НТП и социальным преобразованиям в обществе.
Задача социального педагога, исходя из предмета социальной педагогики, состоит в изучении педагогических возможностей социума в становлении и развитии личности, а также осуществлении поиска путей эффективного влияния социума на качественные изменения личности.
Таким образом, в качестве предмета социальной педагогики можно считать социальное воспитание, социальное обучение и социальное развитие как единый социально-педагогический процесс, организованный и целенаправленно реализуемый в социуме посредством семьи, специальных социальных институтов, социальных отношениях и т.д., направленный на полноценную и продуктивную социализацию личности.
Задачи социальной педагогики
Изучение задач социальной педагогики, имеет большое значение для понимания ее предмета.
Замечание 3
Содержание социальной педагогики включает в себя: закономерности, сущность, тенденции, перспективы и принципы развития педагогического процесса в результате воздействия на него социума.
Основная цель социальной педагогики заключается в разработке теории и технологии организации социально-педагогического процесса, создание современных и актуальных методов, средств, приемов и форм его реализации.
Таким образом, социальная педагогика направлена на изучение закономерностей социального воспитания, обучения и развития человека на всех этапах его жизнедеятельности и взаимодействия с социумом.
Исходя из предмета социальной педагогики, определяется практическая сфера ее применения и основные задачи:
- Обеспечение гармоничного взаимодействия индивида и социума.
- Исследование воспитательных и образовательных возможностей социума и самой личности в интересах ее продуктивной социализации.
- Изучение методов и форм эффективной реализации педагогического потенциала социума и его влияние на социализацию личности во всех этапах ее становления и развития.
- Исследование методов и форм совершенствования педагогического потенциала социума, с целью повышения эффективности его возможностей.
- Изучение педагогического влияния на социальные отношения, в процессе развития и социализации человека.
- Выделение и описание социально-педагогических основ многообразия видов человеческой деятельности и условий ее эффективной реализации в рамках современного социума.
- Развитие теории и практики социально-педагогической деятельности, как одного из важнейших средств реализации потенциала социальной педагогики.
- Изменение и адаптация педагогических возможностей социума, с целью создания эффективных условий социализации человека и становления его конкурентоспособности в обществе как личности.
- Установление продуктивных связей с другими областями знаний о человеке, реализация их научного потенциала в разнообразных сферах современного общества.
- Разработка необходимого социально-педагогического инструментария, направленного на выявления проблем социализации среди детей и взрослых, и оказание им необходимой социальной помощи на всех этапах их жизнедеятельности.
Источник
Во взглядах ученых на социальную педагогику существует три точки зрения:
- 1) согласно первой точке зрения социальная педагогика – междисциплинарная область человеческого знания, науки. Такой подход фактически отрицает социальную педагогику как самостоятельную науку, имеющую собственные теоретические основы, т.е. как область отражения педагогических явлений. В этом случае в педагогике оказываются представленными самые разные сложные объекты действительности (обучение, воспитание, социум, социализация и др.);
- 2) в соответствии со второй точкой зрения социальная педагогика – прикладная дисциплина, область социальной практики, социальной работы, функция которой состоит в опосредованном использовании знаний, заимствованных из других наук (психологии, социологии, медицины, естествознания и др.) и адаптированных к решению задач, возникающих в сфере социального образования или социального воспитания. Содержание социальной педагогики составляет совокупность фрагментарных представлений об отдельных сторонах социально-педагогических явлений;
- 3) третья точка зрения рассматривает социальную педагогику как относительно самостоятельную дисциплину; это средство социально-педагогического образования, имеющее свой объект и предмет изучения.
Рассмотрим более подробно объект и предмет социальной педагогики.
Объектом социальной педагогики является социальное образование человека в процессе его социализации на основе всей совокупности его взаимодействий в социуме.
В объяснении объекта социальной педагогики важное место занимает социум и его педагогический потенциал, являющийся основным средством социального образования детей и взрослых. В последние годы ученые все чаще отдают приоритет образованию, понимая его как целенаправленный педагогический процесс социального воспитания и социального обучения в интересах человека, общества и государства.
Предметом социальной педагогики является социально-педагогический процесс (социальное обучение, социальное воспитание, социальное развитие), возникающий в результате взаимодействия человека и социума и отражающий сущность изменений, происходящих в индивиде и самом социуме в конкретных условиях социализации личности.
Например, экономист, изучая уровень реальных возможностей “трудовых ресурсов”, продуцируемых системой образования, пытается определить затраты на их подготовку. Социолог определяет готовность системы образования по адаптации людей к социальной среде, научно-техническому прогрессу и социальным преобразованиям. Философ задается вопросом о целях и общем предназначении социального обучения и социального воспитания. Психолог изучает психологические аспекты образования как педагогического процесса. Политолог стремится определить эффективность государственной образовательной политики на том или ином этапе развития общества и т.д. Социальный педагог изучает педагогические возможности социума в развитии личности и ищет пути качественного изменения самой личности и восстановления социума на более высоком уровне его потенциала.
На основании этого можно считать, что предмет социальной педагогики – это социальное обучение, социальное воспитание и социальное развитие как реальный целостный социально-педагогический процесс, целенаправленно организуемый в социуме и, в частности, в специальных социальных институтах (семье, образовательных и культурно-воспитательных учреждениях, общественных организациях), в социально значимой деятельности и социальных отношениях, направленный на обеспечение (разрешение проблем) социализации личности.
Социальная педагогика – это наука, изучающая закономерности и перспективы развития социально-педагогическго процесса (социального обучения, социального воспитания и социального развития) на протяжении всей жизни человека в интересах его социализации в различных условиях социума.
Социальная педагогика исследует сущность, закономерности, принципы, тенденции и перспективы развития педагогического процесса под воздействием потенциала социума, разрабатывает теорию и технологию его организации, совершенствует содержание и создает новые организационные формы, методы и приемы социально-педагогической деятельности по разрешению проблем социализации личности или целых групп.
Таким образом, социальная педагогика изучает закономерности социального воспитания, социального обучения и социального развития человека на различных этапах его жизнедеятельности. Исходя из предмета социальной педагогики как науки и сферы ее практического применения можно выделить основные ее задачи:
- 1) социально-педагогическое обеспечение процесса социализации человека в гармонии возможностей индивида и возможностей социума;
- 2) изучение педагогических возможностей социума и самой личности в интересах ее социализации;
- 3) исследование форм и методов реализации педагогического потенциала социума в процессе социализации человека на всех этапах его развития;
- 4) изучение форм и методов развития (восстановления) педагогического потенциала социума с целью совершенствования его возможностей;
- 5) педагогическое влияние на социальные отношения в процессе социализации и развития человека;
- 6) раскрытие социально-педагогических основ многообразия видов человеческой деятельности и условий се реализации;
- 7) развитие теории и практики социально-педагогической деятельности как средства реализации потенциала социальной педагогики;
- 8) преобразование педагогических возможностей социума в целях создания благоприятных условий для социализации человека, его конкурентоспособности в обществе;
- 9) установление связей с другими областями знания и реализация научного потенциала в различных сферах жизни общества.
Наряду с обозначенными к числу задач социальной педагогики можно отнести широкий диапазон проблем, в разрешении которых призвана участвовать социальная педагогика. Среди значимых – задачи разработки инструментариев социально-педагогической диагностики педагогического потенциала социума, разработки социально-педагогических основ помощи детям и взрослым, оказавшимся в экстремальных ситуациях и лицам группы социального риска, а также разработки социально-педагогических технологий реализации возможностей социума и разрешения проблем социализации человека.
Содержание предмета социальной педагогики обусловливает и се функции. С этих позиций выделяют теоретическую и технологическую функции, действующие в ограниченном единстве.
Теоретическая функция социальной педагогики реализуется на трех уровнях:
- 1) описательном, или объяснительном, – раскрытие передового и новаторского социального опыта и показ путей его использования;
- 2) диагностическом – изучение педагогических возможностей социума и самой личности, состояния социально-педагогической деятельности по разрешению проблем личности и ее самореализации;
- 3) прогностическом – экспериментальные исследования социально-педагогических проблем и построение на их основе моделей преобразования реальной жизни индивида.
Прогностический уровень теоретической функции связан с раскрытием сущности социально-педагогических явлений, нахождением глубинных явлений и научным обоснованием предполагаемых изменений. На этом уровне создаются теории социального обучения, социального воспитания и социального развития, модели социально-педагогических систем, опережающих социальную практику.
Технологическая функция социальной педагогики предполагает также три уровня реализации:
- 1) проективный, связанный с разработкой соответствующих методических материалов (учебных планов, программ, учебников и учебных пособий, методик, техник, педагогических рекомендаций), воплощающих в себе теоретические концепции и определяющих “нормативный, или регулятивный” план социально-педагогической деятельности, ее содержание и характер;
- 2) преобразовательный, направленный на внедрение достижений социальной педагогики в жизнедеятельность личности с целью ее совершенствования и саморазвития;
- 3) корректировочный, предполагающий оценку влияния результатов научных исследований на социальную практику обучения и воспитания и последующую коррекцию во взаимодействии научной теории и практической деятельности.
Источник
Социальная педагогика изучает социальное воспитание человека, которое осуществляется на протяжении всей его жизни.
Существуют различные определения социальной педагогики. В.Д. Семенов называет ее наукой о воспитательных влияниях социальной среды. По мнению X. Мискеса, социальная педагогика – это научная дисциплина, раскрывающая социальную функцию общей педагогики и исследующая воспитательный процесс во всех возрастных группах. С точки зрения А.В. Басова, социальная педагогика – это наука, исследующая влияние социальных факторов среды на социализацию подрастающего поколения, разрабатывающая и реализующая эффективную систему мероприятий по оптимизации воспитания на уровне личности, группы и территории с учетом конкретных условий социальной среды. А.В. Мудрик определяет социальную педагогику как отрасль педагогики, исследующую социальное воспитание в контексте социализации, т. е. воспитание всех возрастных групп и социальных категорий людей, осуществляемое как в организациях, специально для этого созданных, так и в организациях, для которых воспитание не является основной функцией (предприятия, воинские части и др.).
Предметом социальной педагогики является социальное воспитание личности, исследование воспитательных сил общества и способов их актуализации.
Предложенные подходы к определению социальной педагогики как отрасли знания исходят из того, что в нашем столетии педагогика в целом объективно становится отраслью интегративного знания. Это связано с тем, что значительное развитие получили такие отрасли знаний о человеке и обществе, как психология (в частности возрастная и социальная), этнология, социология и многие другие, данные которых существенно расширили представления об объективных процессах и закономерностях развития человека в социуме. Как справедливо отмечает А.В. Мудрик, социальная педагогика, решая свои специфические задачи, может делать это эффективно, лишь интегрируя данные других отраслей человеко- и обществознания.
Методологическими основами социальной педагогики являются философия воспитания, российская философская антропология, современные данные человекознания. Теоретические основы – это цивилизованный и культурологический подходы к социально-педагогическим феноменам, когда конкретный социум рассматривается как частный случай истории. Такой подход позволяет в структуре науки выделить ее уровень и исследовать вечные проблемы образования людей в разные эпохи и у разных народов во все времена. Метапедагогика позволяет приступить к созданию долговременных образовательных стратегий, уходя от педагогических утопий и литературных сочинений на педагогические темы.
Социальная педагогика как отрасль знания обладает рядом функций: теоретико-познавательной, прикладной и гуманистической.
Теоретико-познавательная функция выражается в том, что социальная педагогика накапливает знания, синтезирует их, стремится составить наиболее полную картину изучаемых ею процессов и явлений в современном обществе, описывает и объясняет их, вскрывает их глубинные основания.
Прикладная функция связана с поиском путей и способов, выявлением условий эффективного совершенствования социально-педагогического влияния на процессы социализации в организационно-педагогическом и психолого-педагогическом аспектах.
Гуманистическая функция выражается в разработке целей совершенствования социально-педагогических процессов, создающих благоприятные условия для развития личности и ее самореализации.
К основным категориям социальной педагогики относятся: социальный педагог (подробнее см. 1.1. данного учебника), социализация (см. 4.1. учебника), факторы социализации (см. 4.2. учебника), социум, социальный институт, социальная роль, защита детства, опека и попечительство, социальная работа, социальная защита, социальная поддержка и т. д. Приведем эти и другие термины, знание которых необходимо социальному педагогу в его практической деятельности.
Социализация – развитие человека на протяжении всей его жизни во взаимодействии с окружающей средой в процессе усвоения и воспроизводства социальных норм и культурных ценностей, а также саморазвития и самореализации в том обществе, к которому он принадлежит.
Факторы социализации – это действующие на человека условия. Социализация происходит во взаимодействии человека с огромным количеством разнообразных условий, влияющих на его развитие.
Социум – окружение, в котором формируется человек; совокупность различных групп и других объединений, организаций, учреждений, движений, составляющих это окружение; среда, влияние которой испытывает человек в процессе своей жизнедеятельности; пространство –предметное, культурное, духовное,– где он реализует свою активность.
Микросоциум – ближайшее окружение человека: семья, школа, свободное общение по месту жительства, компания; зона непосредственного взаимодействия человека и среды, где осуществляются его повседневная деятельность, отношения и общение.
Социальный институт – исторически сложившаяся устойчивая форма организации совместной деятельности людей. В курсе изучения социальной педагогики, говоря о факторах социализации личности, в качестве социальных институтов называют семью, школу, детский сад, трудовой коллектив и др.
Институты десоциализации – криминогенные неформальные подростковые группы, преступные группировки, сообщества алкоголиков, спекулянтов, лиц без определенных занятий, а также семьи аморального либо асоциального типа.
Социальная роль – социальная функция, модель поведения, объективно заданные социальной позицией личности в системе общественных или межличностных отношений.
Социальная адаптация – процесс и результат активного приспособления индивида, слоя, группы к условиям новой социальной среды, к изменяющимся или уже изменившимся общественным условиям жизни.
Социальная запущенность – несформированность у ребенка социальных чувств, интересов, навыков и умений; несоответствие половозрастным социальным ролям.
Педагогическая запущенность – состояние, обусловленное недостатками в учебно-воспитательной работе с детьми и подростками в семье, дошкольных учреждениях, школе.
Защита детства – система мер, обеспечивающая охрану законных прав и интересов детей на основе разработки нормативных документов, которые определяют правовое положение несовершеннолетних; законодательное регулирование детского труда; совершенствование системы опеки, попечительства и усыновления детей, оставшихся без попечения родителей; создание сети специализированных социальных служб и учреждений для проведения коррекционной и реабилитационной работы с детьми, нуждающимся в соответствующей помощи.
Права ребенка – совокупность особых законодательных норм и правил, направленных на защиту интересов детей и подростков во всех сферах их жизнедеятельности.
Опекунство – правовая форма защиты личных и имущественных интересов граждан. Юридически правомерным является существование двух форм опекунства: в виде опеки и попечительства.
Опека устанавливается над детьми, не достигшими возраста 14 лет, оставшимися без попечения родителей, в целях обеспечения им надлежащих условий содержания, воспитания и образования; над лицами, признанными по суду недееспособными вследствие психического расстройства.
Попечительство устанавливается над несовершеннолетними детьми в возрасте от 14 до 18 лет, в силу определенных причин оставшихся без попечения родителей; над дееспособными совершеннолетними гражданами, которые по состоянию здоровья не могут самостоятельно защитить свои права и интересы.
Сиротство – социальное явление, обусловленное наличием в обществе детей, родители которых умерли, а также детей, оставшихся без попечения родителей вследствие лишения их родительских прав, признания в установленном порядке родителей недееспособными, безвестно отсутствующими и т. д. Сюда относят также детей, родители которых не лишены родительских прав, но фактически не осуществляют какой-либо заботы о свих детях. Последний вид сиротства называют социальным.
Жестокое обращение с детьми – нанесение физического, психологического, эмоционального ущерба ребенку путем умышленного действия, а также пренебрежение родителями, воспитателем, другими лицами обязанностями по отношению к нему, наносящее вред его физическому и психическому развитию.
Социальная работа – специфический вид профессиональной деятельности, оказание государственного и негосударственного содействия человеку с целью обеспечения культурного, социального и материального уровня его жизни, предоставление индивидуальной помощи человеку, семье или группе лиц.
Области социальной работы. Термин «социальная работа» относится к различным областям профессиональной практики и специальной подготовки. Первоначально такие области были определены в 1920 году: семейное благополучие, защита детства, психиатрическая социальная работа, медицинская социальная работа, школьная социальная работа. Впоследствии эти области в некоторой степени изменились, появились новые: промышленная, профессиональная, геронтологическая, сельская, судебная и др.
Социальные работники, специалисты в области социальной работы – выпускники школ социальной работы, применяющие свои знания и умения для социального обслуживания индивидов, семей, групп, организаций, социума в целом. Социальные работники помогают людям повышать способность решать проблемы, обеспечивают взаимодействие между людьми или между человеком и его средой, повышают ответственность организаций за человека, влияют на социальную политику.
Призрение – внимание, участие, сочувствие, милосердие; предоставление кому-либо приюта и пропитания. Призрение как социальный институт связывают с началом христианства и строительства церковных зданий и монастырей на Руси, которое получило развитие в последующий период. Тесно связано с благотворительностью .
Социальная защита – система приоритетов и механизмов по реализации законодательно закрепленных социальных, правовых и экономических гарантий граждан, органов управления всех уровней, иных институтов, а также система социальных служб, призванных обеспечить определенный уровень социальной защищенности, помогающих достичь социально приемлемый уровень жизни населения в соответствии с конкретными условиями общественного развития.
Социальная поддержка – комплекс специальных социальных мер, направленных на создание и поддержание достойных условий существования для «слабых» социальных групп, отдельных семей, детей, испытывающих нужду в удовлетворении жизненных потребностей, на оказание помощи в жизненном самоопределении.
Социальная реабилитация– 1) реализация программ и действий, направленных на вхождение индивида в общество или культурную систему; 2) комплекс медико-психологических, социально-правовых, педагогических мер, имеющих целью социально-психологическое возрождение социально дезадаптированного ребенка, восстановление у него основных социальных функций личности, психического, физического и нравственного здоровья, социального статуса.
Социальное консультирование – особая форма оказания социальной помощи путем психологического воздействия на человека или малую группу в целях их социализации, восстановления и оптимизации их социальных функций, ориентиров, выработки социальных норм общения.
Семейное консультирование – психологическое воздействие на семью и ее членов, цель которого – восстановить и оптимизировать ее функционирование, улучшить отношения между ее членами, создать благоприятные внутрисемейные условия для развития семьи и ее членов.
Семейная терапия – область теоретической и практической деятельности, направленной на нормализацию семейных отношений, изменение дисфункциональных моделей семейного взаимодействия в целях восстановления психологического и психического здоровья членов семьи. В отличие от терапии, ориентированной на индивида, семейная терапия проводится со всей семьей, с ее помощью решаются проблемы всей семьи, а не отдельного члена.
Источник