Предметные игры и их возможности в развитии ребенка
айгуль халиуллина
Предметные игры детей раннего возраста
В воспитании детей раннего возраста очень важным является развитие восприятий, обогащение и совершенствование чувственного опыта. У детей должны постепенно складываться отчетливые и правильные представления об окружающих их предметах и явлениях. Развитие детской деятельности, руководство ею является важной задачей. Характерной для этой возрастнойступени является деятельность предметная.
Действуя с предметами, дети практически познают их свойства. Прежде всего, у детей развивается умение самостоятельно чем – то занять себя и производить с предметами целесообразные действия: например, собирать и разбирать игрушки, открывать и закрывать складных матрешек, коробки, катать шары, нанизывать кольца на стержень, строить из кубиков и др. Очень важна при этом роль слова взрослого: его пояснения, обозначения качеств, сравнения. Слово способствует более четкому восприятию и развитию более высокого уровня предметных действий – подбору предметов по одному признаку (величине, цвету, более четкой дифференцировке формы и т. п. Если взрослый сопровождает действия ребенка словом – обозначает эти действия, качества предметов, – то на этой основе обогащается словарь, развивается речь детей. Сначала дети учатся понимать то, что им говорят, а затем и сами овладевают новыми словами.
В процессе деятельности обогащается сенсорный (чувственный) опыт ребенка. Посредством осязания, мышечного чувства, зрения ребенок начинает различать форму, величину предметов. Он ощущает, что одни предметы твердые, другие мягкие; одни тяжелые, другие легкие. При действиях ребенка с предметами они издают различные звуки: стук, звон. Различна на ощупь поверхность предметов гладкие, шершавые, пушистые и т. д. Различна и окраска предметов – дети чувственно воспринимают различные цвета.
В процессе деятельности развивается и мышление детей. Знакомясь со свойствами предметов и их наименованиями, дети рано приходят к первым общим представлениям. Оказывается, что «большими» могут быть разные по внешнему виду предметы: и шарики, и кубики, и матрешки. Одного и того же цвета могут быть разные вещи.
Также в процессе деятельности с предметами развивается сообразительность у детей: чтобы, например, собрать матрешку, надо всегда меньшую вкладывать в большую, сообразить, где у нее нижняя и верхняя части. Умение выбрать шарики, втулочки, кубики определенного цвета приучает малышей к первичному подбору предметов по какому – то одному признаку.
Действия с такими предметами, как дидактические игрушки, всегда ставят перед ребенком умственную задачу, ребенок старается добиться результата – собрать башенку, сложить матрешку и т. п. Так формируется целеустремленность.
Маленькие дети отличаются неустойчивостью внимания. Занятия с предметами воспитывают сосредоточенность, умение спокойно, не отвлекаясь, заниматься в течение некоторого времени какой – то одной игрушкой. Развивается устойчивость внимания, особенно тогда, когда ребенок подражает взрослым – он должен присмотреться к тому, что ему показали, и воспроизвести эти действия.
В начале второго года жизни дети мало говорят и не всегда понимают, что говорят им взрослые, поэтому так важен наглядно – действенный показ воспитателя. Воспитатель на глазах у ребенка проделывает все то, что потом должен ребенок проделать самостоятельно. Хотя дети в этом возрасте еще не всегда понимают словесные пояснения взрослого, все же необходимо, чтобы воспитатель наглядный показ сопровождал словом. Тогда постепенно у ребенка установится связь между действиями воспитателя и его объяснениями и через некоторое время ребенок сможет выполнять словесные поручения.
Различать цвета дети начинают рано. На втором году жизни ребенка происходит установление связи между зрительным восприятием и словесным обозначением цвета. Задача воспитателя научить детей различать и в начале третьего года называть четыре цвета: красный, синий, желтый, зеленый. Эти игры разнообразны: выбрать названный взрослым цвет, подобрать предметы определенной окраски к соответствующему цветному фону, рапределить предметы по цвету.
Для развития деятельности детей с предметами большое значение имеют игры с использованием вспомогательных предметов – орудий. Вспомогательным предметом можно приблизить к себе другой предмет, изменить его форму, передвинуть, закрепить и т. д. Например, ребенок может деревянным молоточком забить втулочку, сачком выловить из таза с водой игрушечную рыбку.
Умения, которые дети под руководством взрослого приобретают в процессе деятельности с предметами, дидактическими игрушками, имеют существенное значение для развития самостоятельной игры ребенка.
Источник
Предметная деятельность
Когда ребенок осваивает действия с предметами, он в первую очередь выделяет общую функцию предмета, которая определяет смысл действия (например — машинку нужно катать). Лишь затем на этой основе овладевает технической стороной действия.
Развитие предметного действия, идет в направлении от совместного с взрослым использования, до самостоятельного исполнения. Выделяется три этапа:
- Совместное действие — взрослый ориентирует, исполняет и оценивает действия ребенка (например, взрослый берет руку ребенка, берет вместе с ним ложку, наполняет кашей и подносит ко рту).
- Частично-совместное действие — взрослый начинает действие, а ребенок его заканчивает (набирает ложку кашей, а ребенок сам ее подносит ко рту).
- Самостоятельное действие — ребенок сам выполняет действие, взрослый контролирует и оценивает выполняемое ребенком действие («Какой молодец! Сам набрал каши в ложку и сам ее съел!»).
Развитие действий с предметами, в результате приводит к переносу действия:
- Перенос действия с одного предмета на другой — ребенок научился расчесываться своей расческой, затем может расчесываться и маминой щеткой, и бабушкиным гребешком и т. п.
- Перенос действия из одной ситуации в другую. Ребенок действует с одним и тем же предметом, но в разных ситуациях (научившись пользоваться расческой, ребенок пытается расчесать маму, куклу, собачку и прочее).
Перенос действия позволяет ребенку расширить новые предметные навыки на большее количество предметов, тем самым открывая перед ним новые возможности для познания и творчества. А совместные действия с взрослым способствуют развитию речи.
Игровая деятельность
При овладении предметами появляются игровые действия, действия «понарошку», основанные на подражании действиям взрослых. Ребенок кормит, качает, укладывает спать куклу, может пить из пустой чашки и т. п. Главное отличие детских игр в этом возрасте, заключается в невозможности внесения элементов воображения в игру. В возрасте от 15 до 18 месяцев дети способны действовать «понарошку» только с предметами, похожими на настоящие (они могут кормить взрослых или кукол, пользуясь настоящими или игрушечными чашками, ложками). Затем они уже могут использовать один предмет в качестве заместителя другого, могут вообразить, что предмет может представлять нечто иное, чем он есть на самом деле (кубик — чашка, веник — лошадка). Для игр в данном возрасте характерна эпизодичность, примитивность сюжета и однообразие выполняемых действий. Основное содержание игр — воспроизведение увиденных предметных действий («варить кашу», «кормить куклу», «говорить по телефону»).В конце второго — начале третьего года жизни в поведении ребенка можно наблюдать феномен «роль в действии». Ребенок часто проигрывает жизнь взрослых: наряжается как мама, говорит по телефону как папа, копается в саду как бабушка. В своей игре он олицетворяет все то, что видит в окружении. Ребенок, воспроизводя действия конкретного взрослого из своего окружения, не осознает этого, но охотно соглашается, когда ему это сообщают («Ты говоришь по телефону как папа. Маша (имя ребенка) — папа»). Позже он сам замечает сходство своих действий с действиями взрослого и называет себя его именем или ролью в семье.
Перечисленные этапы развития предметной игры составляют одновременно предпосылки сюжетно-ролевой игры. Со стороны взрослых ребенку необходима помощь, живой интерес, практические советы. Взрослый своими предложениями постепенно усложняет и вносит разнообразие в игру; обеспечивает материальную сторону игры: подбирает игрушки, материалы (посуду, одежду, инструменты и т.д.).
Другой тип предметных действий — соотносящие действия — приведении нескольких предметов в определенное пространственное взаимоотношение: складывание матрешки, пирамидки, конструктора, вкладывание в отверстия фигурок разного размера и формы. Как правило, «развивающие игрушки», направлены именно на такой тип игровых действий.
Отдельно стоит выделить действия с простыми игрушками. С ними не требуется каких-то определенных и однозначных действий, напротив, действия с игрушками предполагают полную свободу ребенка. Действия с простыми игрушками не имеют определенной цели, они осуществляются «просто так».
Все виды игр имеют свои особенности и назначение, но между ними нет явно обозначенных границ, и в каждой ситуации они могут накладываться друг на друга.Помимо игр с предметами и игрушками, выделяют также:
Моторные игры — ходьба, бег, прыжки, вращения и др. действия, связанные с движением. Удовольствие ребенок получает от самого процесса. Такая игра, одна из первых, которым предаются младенцы, надувая пузыри из слюны или просто раскачиваясь из стороны в сторону. Малыши при участии взрослых могут подолгу совершать одни и те же движения, которые не только дают им эмоциональный заряд, но и являются хорошим упражнением на развитие координации движений. Моторные игры часто инициируются взрослыми и являются одной из первых возможностей общения в младенчестве и раннем возрасте.
Сенсорные игры. Цель игры этого вида: приобретение сенсорного опыта ради него самого. Дети могут без конца плескаться водой, жевать травинки, греметь посудой и отрывать у цветов лепестки только ради того, чтобы насладиться новыми звуками, запахами, вкусовыми и тактильными ощущениями. Благодаря сенсорной игре дети узнают о своих физических и чувственных возможностях, а также о свойствах вещей, которые их окружают.
В целом игра помогает ребенку насытить любопытство, исследовать окружающий мир и поэкспериментировать в безопасной ситуации. Игру еще называют «работой детей» в связи с тем значением, которое она имеет в развитии маленького ребенка. Она способствует улучшению сенсорных и когнитивных способностей, физических навыков, создавая все возможности для того, чтобы ребенок мог отточить и расширить только что приобретенные умения. Другими словами, игра действительно является работой направленной на развитие.
Изобразительная деятельность
Помимо предметных и игровых действий в раннем возрасте складывается изобразительная деятельность. Она проходит несколько этапов:
- Доизобразительное рисование (каракули): ребенок усваивает действия с карандашом и бумагой, он обращает внимание, что карандаш оставляет на бумаге следы, и старается их получить. Ребенок получает удовольствие от движений как таковых. Все вопросы — «Что ты рисуешь?», «Что ты нарисовал?» — остаются без внимания.
- Интерпретация или узнавание предмета — обычно наступает после двух лет. По качеству изображения этот этап может ничем не отличаться от предыдущего, но ребенок «внезапно» обнаруживает сходство своего рисунка с какими-либо предметами, он начинает давать названия своим рисункам, хотя он еще не может понять, что можно заранее наметить тему рисунка и осуществить ее.
- Намеренное изображение — наступает к концу периода раннего детства. Ребенок еще до начала изображения придумывает, что будет рисовать, хотя намерения могут легко поменяться в ходе самого рисования (рисовали дом, получился лес). Постепенно ребенок усваивает способы изображения отдельных предметов и рисует их достаточно уверенно; появляются рисунки, обладающие сходством с изображаемым предметом. Дети 2,5–3 лет могут вполне отчетливо нарисовать человека и более сложные рисунки. Особенно если взрослый помогает ребенку освоить определенные техники, например, изображение домика в виде квадрата и треугольной крыши.
Благодаря предметной деятельности, игре и рисованию, начинается переход к образному мышлению. Подробнее о том, как развивать ребенка в 1-3 года.
Источник
Игры на развитие предметной деятельности
Игра для дошкольников — способ познания окружающего мира. Играя, он изучает цвета, форму, свойства материала, пространственные отношения. В игре ребенок приучается преодалевать трудности. У него воспитывается сообразительность , находчивость, инициатива, с помощью игр осуществляется сенсорное воспитание детей ,развиваются познавательные процессы (любознательность, понимание взаимосвязи простейших явлений). Ребенок использует игру как средство развития мышления, речи, воображения, памяти.
Предметная деятельность — это конкретные действия с предметами. Еще вернее будет сказать, что это цепочка действий, направленных на достижение определенного результата — от самого простого ,например,дотягивания руками до погремушки, до более сложных — стучания, кидания предметов, вкладывания в емкость и т. д.
Предметная деятельность развивается постепенно: во-первых, с возрастом ребенка; это зависит от умственного и физического развития малыша; во- вторых , на развитие предметной деятельности влияют социальные факторы, то есть условия жизни и воспитания ребенка.
Для чего необходимо развивать предметную деятельность малыша?
Предметная деятельность:
способствует развитию речи и моторики, эмоциональному развитию и социализации ребенка;
обеспечивает сенсорное и интелектуальное развитие.
Развитие предметной деятельности ребенка по этапам.
1-3 года. Ребенок активно овладевает специфически человеческими способами действий в различных сферах жизни. К концу раннего возраста предметная деятельность ребенка становится все более произвольной, самостоятельной и целенаправленной. Уже в возрасте 1,6 года можно предложить малышу игры , специально направленные на развитие предметной деятельности. Чем разнообразнее будут предложены взрослыми эти игры, тем быстрее будет заметен результат всестороннего развития ребенка.
Работая с детьми раннего возраста, я стараюсь объединить усилия родителей и педагога для успешного решения воспитательно-образовательных задач. Для участия родителей в развитии ребенка я предлагаю разные игры с предметами, например:
На развитие различных действий с предметами
Игра «Открываем коробочки»
Материал: пластмассовые или деревянные коробочки с крышками.
Ход игры:
Играйте с малышом на полу, сев так, чтобы вам обоим было удобно. Возьмите несколько коробочек, крышки которых открываются по-разному :отодвигаются, поднимаются и т. д. В каждую из них положите по игрушке: в одну- куклу, в другую-погремушку, в третью- бусы. Доставайте коробочки по одной, показывая ,что можно найти внутри. Учите малыша открывать разные крышки.
Можно использовать для игры различные предметы домашнего обихода.
Игра «Скатывание шарика по желобку»
Материал: игрушечная горка (ее можно сделать из разделочной доски, наклонив ее и подложив под нее опору), шарики.
Ход игры:
Посадите малыша за стол . Покажите ему , как шарик скатывается с горки вниз. Дайте ему шарик, попросив скатить его с горки: «Покати шарик с горки. Вот так».
На подражания действия взрослого
Игра «Толкаю мой мяч»
Материал: резиновый мяч.
Ход игры:
Подтолкните резиновый мяч так, чтобы он покатился, и, ударившись о стену , вновь вернулся к вам. Проделайте эти игровые действия несколько раз , для того, чтобы привлечь внимание малыша к игре. Вначале помогите ребенку, а потом предоставьте ему возможность потолкать мяч самому. Когда малыш будет толкать мяч, приговаривайте:
Толкаю мой мяч,
Толкаю опять,
Толкаю туда,
Толкаю сюда.
Мой мячик катись.
Обратно вернись.
Игра «Вынимаем шарики»
Материал: поднос, коробка с пластмассовыми или деревянными шариками.
Ход игры:
Вынимайте из коробки по очереди шары и бросайте их на поднос, комментируя свои действия и побуждая ребенка к их повторению: «Упал шарик! Вот так! Возьми шарик из коробки и брось его на поднос!»
На выполнение разученных действий по указанию взрослого
Игра «Снимаем и надеваем кольца на руку»
Материал: плоские кольца
Ход игры:
Посадите малыша напротив себя. Наденьте на руку несколько колец, покрутите их. Попросите малыша их снять и положить на пол. А потом, подавая ему колечко, побуждайте ребенка надевать их вам на руку. Побуждайте малыша чаще действовать , ориентируясь на ваши слова.
Игра «Вылавливаем шарики из воды»
Материал: фартук для ребенка , тазик с водой, сачок, пластмассовые шарики.
Ход игры:
Посадите ребенка на пол перед тазиком с водой, предварительно надев на него фартук. Покажите малышу , как с помощью сачка вылавливать шарики из воды. Предоставьте ре бенку больше самостоятельности , поощряя его активные действия ласковыми словами.
Источник
Вишневский филиал МБОУ «СОШ №4» с. Прохоры
Воспитатель Пензенцева А.Ю.
Статья на тему: «Роль предметных игр в развитии детей раннего возраста»
В предметной1 деятельности у ребенка раскрываются те его возможности, которые еще не реализуются в реальной жизни. Предмет является для ребенка раннего возраста, прежде всего, поводом для общения с взрослым. Эмоциональное общение сменяется общением по поводу предметов, и ведущей деятельностью становится предметная деятельность.
В процессе овладения орудийными действиями в раннем детстве происходит формирование первых интеллектуальных операций. Это происходит, во-первых, потому, что орудийные действия являются более определенными и постоянными, чем другие виды действий, а поэтому легче выделяются и фиксируются. Во-вторых, в орудийных операциях рельефнее выражена связь орудия с предметами, на которые направлено действие орудия, и тем самым создаются оптимальные условия ориентировки именно на эту связь.
На пороге раннего детства у ребенка появляются действия, которые считаются проявлением мышления – использование связи между предметами для достижения какой-либо цели (например, ребенок притягивает подушку, на которой лежит привлекательный предмет, чтобы достать его). Сначала подобные догадки возникают тогда, когда связь уже готова (предмет лежит на подушке) и ее можно использовать непосредственно. Затем ребенок начинает самостоятельно устанавливать новые связи и отношения. Это происходит в процессе освоения орудийных и соотносящих действий. Переход от использования существующих или показанных взрослыми связей к их установлению – важный момент в развитии мышления в раннем детстве.
Мышление, основанное на внешних ориентировочных действиях (наглядно-действенное) – основной тип мышления в раннем детстве. Мышление, в котором решение задачи осуществляется посредством внутренних действий с образами, называется наглядно-образным. В раннем детстве ребенок решает с его помощью лишь ограниченный класс задач, более трудные задачи либо не решаются вовсе, либо переводятся в наглядно-действенный план. На основе предметной деятельности у малыша развиваются восприятие, мышление, внимание и т.д. В процессе предметной деятельности начинает складываться игра – ведущая деятельность ребенка-дошкольника. Одним из самых существенных приобретений ребенка становится знаково-символическая функция сознания.
В раннем детстве ребенок впервые начинает понимать, что одни вещи и действия могут использоваться для обозначения других, служить их заместителями. О первых проявлениях игровой деятельности можно говорить тогда, когда ребенок начинает использовать один предмет вместо другого. Ребенок кормит куклу палочкой-ложкой, раскладывает перед ней игрушечные камушки-котлетки, укладывает ее спать в коробку-кроватку. У малыша уже произошло достаточно полное овладение предметными действиями, действие обобщилось и легко переносится с одного предмета на другой. Такая игра возникает в 2-3 года. Очень часто маленькие дети задерживаются на стадии манипулирования, не используют предметы-заместители и в результате не переходят к предметной игре. Этот переход можно и нужно стимулировать, потому что он ведет ребенка дальше, на новую ступень его психического развития. Если маленького ребенка, перебирающего камушки или кубики, спросить, во что он играет, то часто можно услышать: «Играю в камушки» или «Играю в кубики». Но часто бывает достаточно или принести куклу, или самому взрослому включиться в деятельность ребенка, как его действия приобретают игровой характер. Взрослый может предложить ребенку «помыть» куклу, «покормить» ее, «уложить спать», вместе с ребенком «испечь пирожки» из шишек, «сварить макароны» из травы и т.п. Как правило, предметная игра начинается с показа отдельных действий взрослым, а затем переносится ребенком уже на другие предметы и другие ситуации. Поэтому обратите внимание на действия детей 2-3 лет и помогите им включиться именно в игр.
1 Крынцылова И. Предметная среда как пространство социального развития детей раннего возраста // Дошкольное воспитание. – 2004. №9. – с. 28-29.
Источник