Предметно развивающая среда в эмоциональном развитии ребенка

Ткачева Татьяна
Предметно-пространственная среда, как условие эмоционального благополучия и самовыражения детей

Качество реализации задач социального развития ребёнка в ДОУ, поставленных перед нами Федеральными государственными образовательными стандартами, зависит от соблюдения ряда педагогических условий,таких как:

– наличие особой системы воспитательно-образовательной работы,

– личности педагога,

– развивающей предметно-пространственной среды.

Один из принципов, который обязательно должен соблюдаться педагогами при построении предметно – пространственной развивающей среды группы – это эмоциогенность, то есть обеспечение индивидуальной комфортности, психологической защищенности и эмоционального благополучия дошкольника.

Эмоции – особый класс субъективных психологических состояний, отражающих в форме непосредственных переживаний, ощущений приятного или неприятного, отношения человека к миру и людям, процесс и результаты его практической деятельности. Эмоции включены во все психические процессы и состояния человека.

Любые проявления его активности сопровождаются эмоциональными переживаниями. У человека главная функция эмоций состоит в том, что благодаря им мы лучше понимаем друг друга, можем, не пользуясь речью, судить о состояниях друг друга и лучше настраиваться на совместную деятельность и общение. Эмоции организуют деятельность, стимулируя ” и направляя ее. Жизнь без эмоций так же невозможна, как и без ощущений.

В последние десятилетия большое внимание уделяется эмоциональному благополучию ребенка, которое расценивается как показатель оптимальности его психического развития и психологического здоровья. Именно эмоциональное благополучие является важным условием для определения успешности развития ребенка. Эмоциональное благополучие ребенка в дошкольном учреждении состоит в том,что данный психологический феномен обуславливается массой разнообразных факторов: физическим самочувствием, психологическим климатом в семье, самооценкой ребенка, его взаимоотношениями с детьми в группе, отношением педагога,

и, конечно – же, особенностями образовательной предметно-пространственной развивающей среды.

Непременным условием построения предметно – развивающей среды в ДОУ является опора на личностно – ориентированную модель воспитания.

Процесс становления личности ребенка, раскрытие его индивидуальных возможностей, формирования познавательной активности, эмоционального благополучияобеспечивается за счет решения следующих задач:

создать необходимые предпосылки для развития внутренней активности ребенка;

предоставить каждому ребенку возможность самоутвердиться в наиболее значимых для него сферах жизнедеятельности, в максимальной степени раскрывающих его индивидуальные качества и способности;

ввести стиль взаимоотношений, обеспечивающих любовь и уважение к личности каждого ребенка;

активно искать пути, способы и средства максимально полного раскрытия личности каждого ребенка, проявления и развития его индивидуальности;

ориентироваться на активные методы воздействия на личность.

Компоненты психологической безопасности образовательной предметно-развивающей среды включают в себя:

Продуманное пространственное, световое и цветовое оформление среды;

Свободный доступ к игрушкам и игровым материалам;

Реализация потребностей ребенка, в том числе, в игре, движении, познавательной активности, общении;

Ориентация на возрастные физиологические особенности детей, сензитивные периоды развития и возрастные задачи развития;

Компоненты, стимулирующие интересы и деятельность, собственную активность ребенка;

Компоненты, стимулирующие развитие интеллектуального потенциала, творческого, продуктивного мышления ребенка.

Итак, остановимся подробнее на психологическом и эмоциональном значении каждой зоны или уголка.

1. Зона экспериментирования.

Еёпсихологическая направленность: снятие стресса, снижение нервно-психической напряженности, улучшение настроения, развитие интереса к экспериментированию, умение размышлять и делать простые умозаключения.

Из всех игровых материалов песок и вода являются наиболее эффективными терапевтическими средствами.Они не имеют структуры и по желанию ребенка могут превратиться во что угодно: поверхность луны, пляж, бассейн и прочее. Не существует правильного или неправильного способа игры с песком и водой, поэтому ребенок всегда уверен в успехе. Это особенно полезно для неуверенных в себе, замкнутых детей.

2. Зона уединения.

Еёпсихологическая направленность: предоставление ребенку возможности ощутить себя в полной безопасности, где он может отвлечься от событий,сопряженных со стрессом в период адаптации: прощание с родителями, притирка к сверстникам и воспитателям;

возможности просто отдохнуть, расслабиться, подумать, помечтать. Это одна из наиболее любимых детьми зон. Особенно востребованы уголки уединения в младших группах, когда дети наиболее остро переживают разлуку с родителями.

Зона уединения может быть оснащена мягкой мебелью, подушками, ширмой из легкой просвечивающейся ткани постельных тонов в форме шатра, шалаша и т. д. или из лент.

Специально изготовленные «психологические норки» и самостоятельно построенные детьми «домики» создают у них ощущение защищенности и уединенности, служат атрибутами для игры, позволяют реализовать творческую активность.

3. Психологическая направленность Зоны сенсорного или познавательного развития – развитие всех видов восприятия, создание условий для реализации сенсорно-перцептивных способностей, мелкой моторики рук и тактильных ощущений, речевого и психического развития детей,их познавательной сферы: внимания, мышления, памяти, воображения; выработки эмоционально-положительного отношения к окружающему миру, к явлениям, предметам и действиям с ними.

В оснащение этого уголка входят игрушки-заместители, клубочки, катушки, шнуровки и многое другое.

4.Зона художественно-эстетического творчества способствует:

• развитию у детей эстетического отношения к окружающему миру;

• приобщению их к изобразительным видам деятельности;

• музыкальному развитию детей;

• приобщению к театрализованной деятельности;

• развитию эмоционально-волевой сферы детей.

То есть в эту зону могут входить уголок детского творчества, музыкальный уголок, театральный уголок, уголок ряженья, книжный уголок.

Психологическая направленность Зоны художественно-эстетического творчества заключается в следующем:

В процессе художественной деятельности дети получают широкие возможности для самовыражения, раскрытия и совершенствования своих творческих способностей. Занятия изобразительной деятельностью, музыкой, танцами способствуют развитию зрительного, слухового, двигательного анализаторов и их координации, побуждают малыша осваивать новые сложные действия, получать новые знания, фантазировать, быть внимательным и усидчивым.

Развивается эмоциональная сфера ребенка, умение изображать разное настроение, умение общаться со сверстниками, распределять роли между собой и соблюдать правила.

5. Спортивная зона.

Её психологическая направленность заключается в снятии мышечного напряжения, выходе агрессии, развитии крупной моторики, ориентировке в пространстве, умении соблюдать правила и работать в команде, в эмоциональном подъеме.

6. Зона патриотического воспитания.

Материалы в уголке должны отражать основные направления педагогической работы по воспитанию патриотизма: «Семья», «Родной край», «Народные промыслы», «Знакомство с трудом взрослых», «Воспитание любви и уважения к защитникам Отечества», «Москва – столица нашей Родины».

Благодаря материалам такой зоны развивается интерес и уважение детей к своей семье и своему дошкольному учреждению, труду людей разных профессий, достижениям известных людей города и страны. Развиваются все познавательные процессы, умение рассуждать и испытывать гордость за свою Родину.

7. Игровая зона.

Игра – ведущий вид деятельности ребенка. В игре он развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будет зависеть успешность его социальной практики. Игра является полигоном для социальных проб детей, т. е. тех испытаний, которые выбираются детьми для самопроверки и в процессе которых ими осваиваются способы решения возникающих в процессе игры проблем межличностных отношений. В игре создается базис для новой ведущей деятельности – учебной. Поэтому важнейшей задачей педагогической практики является оптимизация и организация в ДОУ специального пространства для активизации, расширения и обогащения игровой деятельности дошкольника.

Игровая деятельность влияет на формирование произвольности поведения и всех психических процессов – от элементарных до самых сложных. Выполняя игровую роль, ребенок подчиняет этой задаче все свои сиюминутные импульсивные действия. В условиях игры дети лучше сосредоточиваются и запоминают, чем по прямому заданию взрослого.

Именно в игре создаются благоприятные условия для формирования способностей производить действия в умственном плане, осуществляет психологические замены реальных объектов.

Игровая зона должна, прежде всего, соответствовать гендерным требованиям – разграничиваться по половозрастным различиям детей, то есть зона для мальчиков и зона для девочек.

8. Конструктивная зона.

конструктивная зона предполагает наличие крупного напольного и мелкого конструктора, кубиков и т. д.

Психологические аспекты этой зоны: развитие конструктивного мышления, мелкой моторики, творческого воображения, внимания, координации движений, а также усидчивости, умения доводить свое дело до конца.

Каждая из зон может быть оснащена соответствующей картотекой, например, картотекой экспериментов, картотекой методов саморегуляции и снятия психоэмоционального напряжения у детей и т. д.

9. Зона безопасности.

Еёпсихологическая направленность: развивается уверенность ребенка в себе и своих силах, умение контролировать себя в экстремальных для него ситуациях,также развиваются все познавательные процессы: внимание, зрительная и слуховая память, восприятие, мышление, умение решать логические задачки, умение ориентироваться в пространстве и принимать решение.

Подобная организация пространства позволяет дошкольникам в спокойной и доброжелательной обстановке выбирать интересные для себя занятия и желаемых партнеров для общения, чередовать свою деятельность и удовлетворять эмоциональные потребности в течении дня, а педагогу дает возможность эффективно организовывать образовательный процесс с учетом индивидуальных особенностей детей, эстетических и личностных качеств, формировать предпосылки учебной деятельности, сохранять и укреплять психическое и физическое здоровье детей, способствовать эмоциональному благополучию и самовыражению детей.

Источник

В последнее время большое внимание уделяется эмоциональному благополучию ребенка, которое расценивается как показатель оптимальности его психического развития и психологического здоровья.

Для маленького человека нет ничего важнее эмоционального благополучия — без него не сложится нормальная личность ребенка. Поэтому одной из главных задач взрослых, принимающих участие в развитии и воспитании ребенка, является обеспечение ребенку состояния эмоционального благополучия.

Важнейшим для ребенка фактором, влияющим на его эмоциональное состояние, является окружающая его среда. Как правило, под средой развития в ДОУ понимается организация пространства и использование оборудования и другого оснащения в целях безопасности, эмоционального благополучия ребенка, его развития, способствующей разностороннему и полноценному развитию эмоционально-чувственной сферы ребенка дошкольного возраста.

Создание и обновление предметно – развивающей среды связано с ее влиянием на физическое, психическое, интеллектуальное развитие ребенка, с развитием самостоятельности детей, включенностью в игровую или другую детскую деятельность, их эмоциональным комфортом, а также с реализацией ФГТ.

Развивающая среда по содержанию соответствует реализуемой программе, по насыщенности и разнообразию обеспечивает занятость каждого ребенка, эмоциональное благополучие и психическую комфортность.

   Поэтому, создавая развивающую среду, я учитывала такой фактор как эмоциональное благополучие ребёнка. Это должно быть место, куда малыш идет с радостью и удовольствием.

 Предметно – развивающую среду организую на основе следующих принципов:

1. Принцип открытости обществу и открытости своего “Я” предполагает персонализацию среды группы. Для этого в группе  постоянно оформляются  выставки фотографий “Вот мы какие”,  семейные альбомы.

2. Принцип гибкого зонирования заключается в организации различных пересекающихся сфер активности. Это позволяет детям в соответствии со своими интересами и желаниями свободно заниматься в одно и то же время, не мешая друг другу, разными видами деятельности: физкультурой, музыкой, рисованием, экспериментированием, устраивать игры-драматизации. Оснащение групповых комнат помогает детям самостоятельно определить содержание деятельности, наметить план действий, распределять свое время и активно участвовать в деятельности, используя различные предметы и игрушки.

3. Принцип стабильности-динамичности развивающей среды тесно взаимосвязан с принципом гибкого зонирования. Предметно-развивающая среда группы меняется в зависимости от возрастных особенностей детей, периода обучения, образовательной программы. В моей группе мальчиков и девочек поровну, поэтому игр для мальчиков и девочек подобрано поровну.

 В соответствии с комплексно – тематическими принципами планирования образовательного процесса в группе созданы следующие центры развития детей:

 В центре развития речи находятся дидактические игры, картотека коммуникативных игр: «Назови ласково», «Мальчики и девочки», «Подарки» и другие  игры-упражнения, которые способствуют  развитию навыков общения у дошкольников.

В театрализованном центре –  различные виды театров,  которые имеют немаловажное значение в эмоциональном развитии ребенка. Дети, принимая участие в театрализованной деятельности, знакомится с социальным миром во всем ее многообразии через образы, краски, звуки. Участие ребенка в драматизации, в инсценировках помогают ему раскрыться эмоционально, увлекают его, вызывают радость, помогают коммуникативному общению.  Театрализованная деятельность позволяет решать многие проблемные ситуации от лица какого – либо персонажа.  Популярен у детей «Театр пальчиков», «Театр рукавичек», «Теневой театр»,  пиктограммы на эмоции: вид – в альбоме, на кубиках, на персонажах  сказок (личики гномиков)

В центре детского экспериментирования малыши играют с песком, водой, красками, пеной. Все это необходимо для проведения элементарных опытов, экспериментов, которые так любят дети.

В центре природы  подобраны растения согласно возрасту детей:                                  колеус, традесканция,  хлорофитум, сенполия фиалка, ктенанта, и другие. Обобщать результаты своих наблюдений за объектами природы дети учатся при ведении календаря погоды. У ребенка, который только начинает понимать окружающий мир, изменения в природе вызывают огромнейший интерес. Один из самых доступных способов понять окружающую действительность – понаблюдать за ней, проанализировать и  сделать выводы.

В центр конструирования собрала разнообразные виды  конструкторов и большие – напольные и маленькие – настольные. Наиболее  любимые мальчиками  «Лего», «Тико».

 Спортивный центр пополнила нестандартным оборудованием, сделанным совместно с родителями:

Волчки,

Скакалки,

Кегли,

Мешочки для метания с наполнителем,

Ходунки,

Массажные следочки  и многое другое, этот спортивный материал помогает снять эмоциональное напряжение и получить удовлетворение от занятия спортом.

В центре художественного творчества большое разнообразие  трафаретов, раскрасок, красок, карандашей, пластилина. Также находится  цветная бумага, клей для творчества. Различные дидактические игры, сухой бассейн с разным наполнителем, где дети  рисуют разные рожицы, обсуждают мимику, делают Домик веселых человечков, Страну веселых человечков.

В центре уединения – за ширмой, на мягких подушках,  они могут полистать любимую книжку, рассмотреть фотографии в семейном альбоме,  альбомы с иллюстрациями на определение эмоций чувств: различение  и  сравнение  ярко контрастных эмоций (смех – слезы). Мама улыбается; Бабушка радуется; Я был маленький.  Альбом эмоций с героями сказок (например: веселый колобок, хитрая лиса, злой волк, поросенок испугался)  и просто посидеть и отдохнуть от детского коллектива. Деревянная переносная ширма служит  у ребят и как стены для индивидуальных игр детей. Используя их, они делают комнату для игры, таким образом, отгораживаясь от общего пространства, создавая свой собственный мирок. Этим простым способом достигается персонифицированность среды, т. е. создание “своего” личного пространства.

   Все центры оборудованы таким образом, что ребенок в любое время  может взять необходимые материалы и заниматься самостоятельной  деятельностью.

  С каждым годом содержание этих центров будет меняться, цели и задачи игр усложняться.

 На развитие эмоциональной сферы дошкольников позитивно влияет созданный в группе уголок психологической разгрузки – “домотека”, это такое место в группы, где дети размещают предметы, принесенные из дома: фотографии, игрушки или другие вещи, напоминающие о доме. Это по-настоящему приближает обстановку детского сада к семейной, решает проблему адаптации и преодоления нередко возникающего чувства одиночества, способствует установлению в группе позитивного эмоционального микроклимата;

В моей группе мебель и оборудование установлены так, что каждый ребенок может найти удобное и комфортное место для занятий с точки зрения его эмоционального состояния: достаточно удаленное от детей и взрослых или, наоборот, позволяющее ощущать тесный контакт с ними, или же предусматривающее в равной мере контакт и свободу.                                             С этой целью используется различная мебель: всевозможные диванчики, кресла, пуфики. Такая организация пространства является одним из условий среды, которое дает возможность нам, педагогам, приблизиться к позиции ребенка.

В  приемной комнате для родителей организую выставки работ детского творчества , собираю  «Портфолио» на каждого ребенка).

При организации предметно-пространственной среды в детском саду необходима сложная, многоплановая и высокотворческая деятельность педагогов группы, музыкального работника, инструктора по физическому воспитанию. Ведь разнообразие игрушек не является основным условием развития ребенка. Целенаправленно организованная предметно-развивающая среда в группе играет большую роль в гармоничном развитии и воспитании ребенка. Созданная эстетическая среда вызывает у детей чувство радости, эмоционально положительное отношение к детскому саду, желание посещать его, обогащает новыми впечатлениями и знаниями, побуждает к активной творческой деятельности, способствует интеллектуальному развитию детей дошкольного возраста.

                Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Сланцевский детский сад №4 общеразвивающего вида с приоритетным

осуществлением деятельности по физическому развитию детей»

(МДОУ «Сланцевский детский сад №4»)

             «  Создание предметно – развивающей среды для эмоционального благополучия детей».

                                                                         Подготовил воспитатель

                                                                       Цветкова Нина Борисовна

                                                                                 г. Сланцы  2013 год.

Источник