Предметно развивающая среда в доу как средство развития ребенка

Предметно развивающая среда в доу как средство развития ребенка thumbnail

Консультация для воспитателей                                             Дружинина Наталья

Константиновна

ТЕМА: «Предметно-развивающая среда, как средство всестороннего развития дошкольников»

 «Дети должны жить в мире красоты, игры,

сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества.

Этот мир должен окружать ребенка…»

В. Сухомлинский.

Развивающая предметно-пространственная среда – это комплекс эстетических, психолого-педагогических условий, необходимых для осуществления педагогического процесса, рационально организованный в пространстве и времени, насыщенный разнообразными предметами и игровыми материалами. В такой среде дошкольник включается в активную познавательную творческую деятельность, развиваются его любознательность, воображение, умственные и художественные способности, коммуникативные навыки, а самое главное – происходит гармоничное развитие личности.

Изучение среды: предметной, игровой, творческой – один из актуальных вопросов дошкольной педагогики и психологии. Доказательства ученых констатируют, что среду можно рассматривать как окружающие ребенка условия существования, к которым относятся социально-бытовые, общественные, материальные и духовные условия. При этом предметная среда выполняет определенную (ответную) функцию: она стимулирует игровую деятельность, способствует формированию воображения.

Предметно-пространственная среда развития детей представляет собой особым образом организованное пространство, социокультурное и педагогическое. В рамках такого пространства структурируются несколько подпространств, которые являются взаимосвязанными и создают наиболее благоприятные условия для развития и саморазвития каждого включенного в нее субъекта (Е.А. Лобанова).

Развивающая среда способствует установлению, утверждению чувства уверенности в себе, дает возможность дошкольнику испытывать и использовать свои способности, стимулировать проявление им самостоятельности, инициативности, творчества.

Предметная среда детства обеспечивает разные виды деятельности ребенка-дошкольника и становится основой для его самостоятельной активности. При этом доминантным видом деятельности в дошкольном учреждении является игровая деятельность. Игры готовят детей к школе; закладывают фундамент личностных качеств, необходимых каждому человеку. Предметно-развивающая среда способствует развитию творческого воображения детей при создании игрового замысла; формированию культуры взаимоотношений. Ее содержание влияет на тематику игр, выбор и использование ролей.

Содержание развивающей предметной среды должно быть выстроено таким образом, чтобы удовлетворять потребности актуального, ближайшего и перспективного творческого развития ребенка, а также обеспечивать становление его способностей. Следует понимать, что речь идет об амплификации в сфере способностей на основе предметной базы развития в детских, не учебных видах деятельности. Единство педагогического процесса и преемственность этапов развития деятельности в раннем, младшем и старшем дошкольном возрастах обеспечиваются в программе системой развивающей предметной среды с учетом специфики образовательного процесса в возрастных группах детского сада.

В детском саду предметно-пространственную среду рассматривают как возможность наиболее эффективного развития индивидуальности ребенка с учетом его интересов, потребностей, склонностей и способностей, а также уровней активности (С.Л. Новоселова).

Основными направлениями при проектировании предметно-пространственной среды в детском саду являются: всестороннее развитие детей; психологический и физический комфорт детей и взрослых, так как современный детский сад – это первый внесемейный социальный институт, обеспечивающий образование дошкольника; это место, где ребенок получает опыт широкого эмоционально-практического взаимодействия со взрослыми и сверстниками в наиболее значимых для его развития сферах жизни. Осознавая значимость и необходимость такого опыта, возможности его организации и обогащения расширяются при условии создания в группе детского сада предметно-пространственной развивающей среды, которая является источником становления субъектного опыта ребенка.

В настоящее время отмечается повышенный интерес к обновлению предметно-пространственной среды группового помещения, поскольку среда в детском саду – это не только набор изолированных тематических уголков и зон, где происходит заданный педагогом образовательный процесс подготовки детей к обучению в школе. Прежде всего, это «среда обитания» ребенка-дошкольника, в которой он находится значительную часть времени, и где может реализовать собственные потребности и интересы.

Зачем нужна предметно-развивающая среда дошкольнику?

  • Для удовлетворения своих потребностей в определенный момент своего развития.
  • Деятельность в условиях обогащенной среды позволяет ребенку проявить пытливость, любознательность, познавать окружающий мир без принуждения, стремиться к творческому отображению познанного.
  • Размеры и организация этого пространства связаны с возрастными особенностями детей.

Зачем нужна предметно-развивающая среда воспитателю?

  • Она является эффективным вспомогательным средством для воспитателя при поддержке индивидуальности и целостного развития ребенка до школы.
  • Развивающая среда строится с целью предоставления детям наибольших возможностей для активной целенаправленной и разнообразной деятельности.
  • Служит для воспитателя специальным пространством организации деятельности детей и влияет на воспитательный процесс.

Организация предметно-развивающей среды ДО в связи с введением ФГОС

Вопрос организации предметно-развивающей среды ДО на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

В соответствии с ФГОС программа должна строиться с учетом принципа интеграции образовательных областей и в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников. Решение программных образовательных задач предусматривается не только в совместной деятельности взрослого и детей, но и в самостоятельной деятельности детей, а также при проведении режимных моментов.

Как известно, основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом деятельности для них является игра. Именно поэтому педагоги-практики испытывают повышенный интерес к обновлению предметно-развивающей среды ДОУ.

Понятие предметно-развивающая среда определяется как «система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития» (С. Л. Новоселова).

Выдающийся философ и педагог Жан Жак Руссо, одним из первых предложил рассматривать среду как условие оптимального саморазвития личности. Селестен Френе считал, что благодаря ей ребенок сам может развивать свои индивидуальные способности и возможности. Роль взрослого заключается в правильном моделировании такой среды, которая способствует максимальному развитию личности ребенка. Современные ученые и педагоги – Короткова, Михайленко и другие – считают, что при этом насыщение окружающего ребенка пространства должно претерпевать изменения в соответствии с развитием потребностей и интересов детей младшего и старшего дошкольного возраста. В такой среде возможно одновременное включение в активную коммуникативно-речевую и познавательно-творческую деятельность, как отдельных воспитанников, так и всех детей группы.

Читайте также:  Значение игры для развития ребенка кратко

Требования ФГОС к развивающей предметно- развивающей среде:

1. Предметно-развивающая среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала.

2. Доступность среды, что предполагает:

2.1 доступность для воспитанников всех помещений организации, где осуществляется образовательный процесс;

2.2. свободный доступ воспитанников к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающих все основные виды деятельности.

Организация развивающей среды в ДО с учетом ФГОС строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности.

Необходимо обогатить среду элементами, стимулирующими познавательную, эмоциональную, двигательную деятельность детей.

Предметно-развивающая среда организуется так, чтобы каждый ребенок имел возможность свободно заниматься любимым делом. Размещение оборудования по секторам (центрам развития) позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам: конструирование, рисование, ручной труд, театрально-игровая деятельность, экспериментирование. Обязательным в оборудовании являются материалы, активизирующие познавательную деятельность: развивающие игры, технические устройства и игрушки, модели, предметы для опытно-поисковой работы-магниты, увеличительные стекла, пружинки, весы, мензурки и прочее; большой выбор природных материалов для изучения, экспериментирования, составления коллекций.

Необходимы материалы, учитывающие интересы мальчиков и девочек, как в труде, так и в игре. Мальчикам нужны инструменты для работы с деревом, девочкам для работы с рукоделием. Для развития творческого замысла в игре девочкам потребуются предметы женской одежды, украшения, кружевные накидки, банты, сумочки, зонтики и т. п.; мальчикам – детали военной формы, предметы обмундирования и вооружения рыцарей, русских богатырей, разнообразные технические игрушки. Важно иметь большое количество «подручных» материалов (веревок, коробочек, проволочек, колес, ленточек, которые творчески используются для решения различных игровых проблем. В группах старших дошкольников необходимы так же различные материалы, способствующие овладению чтением, математикой: печатные буквы, слова, таблицы, книги с крупным шрифтом, пособие с цифрами, настольно-печатные игры с цифрами и буквами, ребусами, а также материалами, отражающими школьную тему: картинки о жизни школьников, школьные принадлежности, фотографии школьников-старших братьев или сестер, атрибуты для игр в школу.

Необходимыми в оборудовании старших дошкольников являются материалы, стимулирующие развитие широких социальных интересов и познавательной активности детей. Это детские энциклопедии, иллюстрированные издания о животном и растительном мире планеты, о жизни людей разных стран, детские журналы, альбомы, проспекты.

Насыщенная предметно-развивающая и образовательная среда становится основой для организации увлекательной, содержательной жизни и разностороннего развития каждого ребенка. Развивающая предметная среда является основным средством формирования личности ребенка и является источником его знаний и социального опыта.

Среда, окружающая детей в детском саду, должна обеспечивать безопасность их жизни, способствовать укреплению здоровья и закаливанию организма каждого их них.

В последнее время используется принцип интеграции образовательных областей с помощью, предметно-развивающей среды групп и детского сада в целом, способствующий формированию единой предметно- пространственной среды.

Это означает, что для всестороннего развития ребенка организуются несколько предметно- развивающих «сред»: для речевого, математического, эстетического, физического развития, которые в зависимости от ситуации могут объединяться в одну или несколько многофункциональных сред. При этом очень важно, чтобы предметы и игрушки, которыми будет манипулировать и действовать ребенок, на первом этапе освоения данной среды были не просто объектами его внимания, а средством общения со взрослыми. Для этого все предметные действия детей и их пространственно-временные «переживания» обязательно сопровождаются речевым комментарием (например, «Я залезаю под стол, я лезу на стул и т. п.) Как принято в практике отечественного образования, педагоги могут использовать несколько основных методических приемов обыгрывания среды, которые имеют прямой развивающий и обучающий эффект:

– показ предмета и его называние;

– показ действий с предметами и их называние;

-предоставление ребенку свободы выбора действий и экспериментирование.

Создавая предметно-развивающую среду необходимо помнить:

1. Среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную функции. Но самое главное – она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.

2. Необходимо гибкое и вариативное использование пространства. Среда должна служить удовлетворению потребностей и интересов ребенка.

3. Форма и дизайн предметов ориентирована на безопасность и возраст детей.

4. Элементы декора должны быть легко сменяемыми.

5. В каждой группе необходимо предусмотреть место для детской экспериментальной деятельности.

6. Организуя предметную среду в групповом помещении необходимо учитывать закономерности психического развития, показатели их здоровья, психофизиологические и коммуникативные особенности, уровень общего и речевого развития, а также показатели эмоционально – потребностной сферы.

7. Цветовая палитра должна быть представлена теплыми, пастельными тонами.

8. При создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности.

9. Предметно-развивающая среда группы должна меняться в зависимости от возрастных особенностей детей, периода обучения, образовательной программы.

Читайте также:  Анкетирование на развитие качеств ребенка

Важно, что предметная среда имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию. Иначе говоря, среда не только развивающая, но и развивающаяся. При любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять, приспосабливая к новообразованиям определенного возраста.

Таким образом, создавая предметно-развивающую среду любой возрастной группы в ДОУ, необходимо учитывать психологические основы конструктивного взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса, дизайн и эргономику современной среды дошкольного учреждения и психологические особенности возрастной группы, на которую нацелена данная среда.

Интеграция образовательных областей в процессе организации комплексной предметно-развивающей и игровой среды детского сада.

Источник

Екатерина Грачева
Развивающая предметно-пространственная среда в ДОУ как средство развития индивидуальных особенностей дошкольников

Развивающая предметно-пространственная среда в средней группе ДОУ. Приёмную комнату в нашей группе мы постарались сделать красивой и уютной. Согласно ФГОС ДО родители воспитанников являются полноправными участниками образовательных отношений. Поэтому мы регулярно информируем родителей о жизни их детей в ДОУ. На стенде «Для вас, родители!», представлены следующие материалы: визитка группы, режим дня, расписание РОД, перспективный план на год, тема недели и задачи, которые мы планируем реализовать.

Развивающая предметно-пространственная среда в ДОУ как средство развития индивидуальных особенностей дошкольников

Далее представлена выставка поделок из природного материала на тему «Осенние фантазии» – совместное творчество детей и родителей.

Предметно развивающая среда в доу как средство развития ребенка

Здесь же располагается «Родительский столик», где родителям предлагается литература, дидактические игры по теме недели, картотека прогулок, а также альбом «Интересные события нашей жизни», последнее из таковых событий – утренник «Волшебница Осень». Информация постоянно меняется.

Предметно развивающая среда в доу как средство развития ребенка

На следующем стенде расположена информация о текущих сезонных изменениях в природе.

Предметно развивающая среда в доу как средство развития ребенка

Стенд «Наше творчество» демонстрирует продуктивную деятельность всех воспитанников, которую регулярно просматривают родители.

Предметно развивающая среда в доу как средство развития ребенка

Стенд с рубрикой «Поздравляем» помогает поддерживать доброжелательную атмосферу в группе, стимулирует детей и родителей к активному участию в жизни группы. Здесь мы размещаем поздравления воспитанников с Днём Рождения, с успешным участием в различных конкурсах.

Также в приёмной комнате представлен стенд для объявлений, здесь же расположен фильтр приёма детей.

Родителям важно знать, чем кормят детей в д/с. Об этом они узнают на стенде «Меню».

Периодически выставляются папки-передвижки с различной информацией и консультации для родителей.

Нам необходимо получать обратную связь от родителей воспитанников. Здесь представленыдве формы обратной связи: «Почта доверия», «Тетрадь отзывов и предложений».

Предметно развивающая среда в доу как средство развития ребенка

Далее представлен органайзер под названием «Домашние друзья», где воспитанники могут оставлять игрушки, принесённые из дома.

Предметно развивающая среда в доу как средство развития ребенка

Кроме того, в нашей группе существует рубрика под названием «Копилка новых слов», где родителям предлагаются способы пополнения словарного запаса детей, кармашек с алгоритмом одевания по сезону, кармашек «Мнемотаблица», информация в котором меняется в соответствие с темой недели.

Предметно развивающая среда в доу как средство развития ребенкаПредметно развивающая среда в доу как средство развития ребенка

Развивающая предметно-пространственная среда нашей группы обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства группы, материалов, оборудования и инвентаря для развития детей среднего дошкольного возраста в соответствии с особенностями возрастного этапа, охраны и укрепления здоровья. Развивающая предметно-пространственная среда отвечает требованиям содержательной насыщенности, трансформируемости, полифункциональности, вариативности, доступности и безопасности, пригодна для совместной деятельности взрослого и ребенка и самостоятельной деятельности детей, отвечающей потребностям детского возраста. Мебель соответствует росту и возрасту детей.

В группе для развития и воспитания детей создана правильная, целесообразная, удобная, информационная предметно – развивающая среда, настраивающая на эмоциональный лад и обеспечивающая гармоничное отношение между ребёнком и окружающим миром.

Групповая комната представлена развивающими центрами. Каждый центр имеет подвижные, трансформируемые границы в виде ширмы, подвижных стеллажей, пластмассовых контейнеров. Оборудование размещено так, чтобы было удобно организовать совместную и самостоятельную деятельность, все предметы соразмерны росту, руке и физиологическим возможностям, гендерной принадлежности детей моей группы.

Каждому ребенку представлена свобода выбора средств, для применения творческих способностей, удовлетворения своих интересов и любознательности, с учетом индивидуальных и возрастных особенностей. Предметно-развивающая среда не только обеспечивает разные виды активности (физическую, умственную, игровую, но становится объектом самостоятельной деятельности ребенка, являясь своеобразной формой самообразования.

При проектировании РППС обеспечивается создание условий для информатизации образовательного процесса. Для этого групповое помещение оснащено оборудованием для использования информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе (мобильным компьютерам, интерактивной доской, проектором).

Компьютерно – техническое оснащение используется в различных целях:

для обеспечения образовательного процесса;

– для демонстрации детям познавательных, художественных, мультипликационных фильмов, литературных, музыкальных произведений и др. ;

– для поиска в информационной среде материалов, обеспечивающих реализацию рабочей;

– для предоставления информации о рабочей программе семье, всем заинтересованным лицам, вовлеченным в образовательную деятельность, а также широкой общественности;

– для обсуждения с родителями (законными представителями) детей вопросов, связанных с реализацией рабочей программы и т. п.

Наша группа оснащена современными информационными средствами.

На столе рядом с интерактивной доской располагается дидактический материал, игры по теме недели.

Предметно развивающая среда в доу как средство развития ребенка

Центр познавательного развития.

Центр «Юные математики».

Это дидактические, развивающие и логико-математические игры, направленные на развитие логического действия сравнения, логических операций классификации, узнавание по описанию, воссоздание, преобразование, ориентировку по схеме, модели, на осуществление контрольно-проверочных действий («Так бывает?», «Найди ошибки художника», на следование и чередование и др.

Центр «Говорим правильно».

Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего развития детей. Поэтому мы заботимся о формировании речевой активности детей, о её чистоте и правильности.

Для развития лексико-грамматической стороны речи приобретены папки с предметными и сюжетными картинами для пересказов, словесные игры и задания по текущей лексической теме. Это способствует развитию речи, расширению представлений об окружающем мире, пространственной ориентации, наблюдательности и воображения.

Читайте также:  Физиологическое развитие ребенка в грудном возрасте

Для подготовки к обучению грамоте есть магнитная доска, д/и, наборы букв.

Предметно развивающая среда в доу как средство развития ребенка

Центр «Безопасность» способствует формированию основ безопасного поведения у детей. Он оснащен макетом улицы, пособием «Дорожные знаки», игрой «Парковка», игрушками – транспортными средствами, иллюстрациями о транспорте и рабочих инструментах. Есть папка «Правила безопасности для дошкольников», картотека с/р игр «Безопасность».

Уже несколько лет в нашей группе работает мини-музей. Работа по созданию мини-музея ведётся совместно с родителями и детьми. В настоящее время в нашем мини-музее действует экспозиция на тему «Русская народная игрушка». Экспонаты из мини-музея могут обыгрываться детьми, используются в игровой, познавательной и продуктивной деятельности. Экспонаты и тема мини-музея меняются в зависимости от возраста и интересов детей.

Предметно развивающая среда в доу как средство развития ребенка

Центр «Юные исследователи»:

При организации детского экспериментирования стоит новая задача — показать детям различные возможности инструментов, помогающих познавать мир. В центре экспериментирования собраны разные сыпучие материалы, часы песочные (на разные отрезки времени, микроскоп, Циркуль, линейки, набор мерных стаканов, бумаги, семян и плодов, (гербарий).

Набор для экспериментирования с водой: стол-поддон, емкости и мерные сосуды разной конфигурации и объемов, кратные друг другу, действующая модель водяной мельницы.

Набор для экспериментирования с песком: стол-песочница, орудия для пересыпания и транспортировки разных размеров, форм и конструкций с использованием простейших механизмов.

Предметно развивающая среда в доу как средство развития ребенкаПредметно развивающая среда в доу как средство развития ребенка

Центр «Любители природы».

Характерной особенностью старших дошкольников является появление интереса к проблемам, выходящим за рамки личного опыта. Через книги и предметы ребенок знакомится с животными и растениями дальних стран, с обычаями и внешним видом разных народов и эпох. Нами собраны серии сюжетных картинок, альбомы для рассматривания, картотеки «домашние и дикие животные, растения, птицы, жители океана и другие». Так же подобран наглядный материал с фигурками животных разных климатических зон Земли.Различное лото: «Дикие и домашние животные»,дидактические игры: «Лото: весёлые зверята», «Круглый год», «Времена года», «Как растёт живое», «Найди пару» и другие. Есть календарь погоды.

РППС познавательного центра соответствует принципам содержательной насыщенности, трансформируемости, полифункциональности, вариативности, доступности и безопасности.

Основным видом деятельности дошкольников является игра. Игровой центр позволяет создавать условия для развития фантазии, формирования игровых умений, реализации игровых замыслов, воспитания дружеских взаимоотношений между детьми.

«Игровой центр», обеспечивающий организацию самостоятельных сюжетно-ролевых игр;В группе имеется все необходимое оборудование для сюжетно-ролевых игр: «Больница», «Парикмахерская», «Семья»; «Магазин»; «Дочки-матери»; «Транспорт»; «Детский сад»; «Водители»; «Наша армия»; «Пожарные»; «Мы- строители». Также в игровом центре есть наборы фруктов, овощей, хлебобулочных изделий. Кроме того, в игровом центре представлен кукольный домик с мебелью, куклы, пупсы, коляски, машины, инструменты.

Предметно развивающая среда в доу как средство развития ребенкаПредметно развивающая среда в доу как средство развития ребенкаПредметно развивающая среда в доу как средство развития ребенка

Дети активно используют передвижную ширму в своей игровой деятельности, что позволяет РППС группы быть полифункциональной. Такую же функцию выполняет передвижная платформа.

Спокойно отдохнуть, снять эмоциональное напряжение дети могут в центре отдыха и уединения. Воспитанники сидят на мягком диване, могут выполнять различные действия со шторами – «сухим дождем», могут посмотреть книги, фотоальбомы «Моя семья», «Это я», заняться сенсорными играми (шнуровка, катушки). Здесь дети рассматривают картины на стене.

Предметно развивающая среда в доу как средство развития ребенка

Центр художественно – эстетического развития:

Центр музыкально-театрализованной деятельности способствует развитию способности выразить в речи свои представления, опыт, чувства, фантазию, впечатления, где представлены:

– различные виды театра: кукольный, настольный, пальчиковый, теневой;

– маски, одежда для ряженья;

– набор наручных кукол би-ба-бо;

– музыкальные инструменты по возрасту детей;

– музыкально – дидактические игры;

– магнитола, диски, флэшка с детскими песнями;

– мобильный контейнер с нарядами и т. п.

– папка с фотографиями композиторов.

Центр изобразительной деятельности способствует формированию творческого потенциала детей, развитию интереса к изодеятельности, формированию эстетического восприятия, художественно – творческих способностей. Для решения этих задач в мини-центре есть доска-мольберт, различные канцтовары, трафареты, раскраски, альбомы с иллюстрациями народного творчества.

Предметно развивающая среда в доу как средство развития ребенкаПредметно развивающая среда в доу как средство развития ребенкаПредметно развивающая среда в доу как средство развития ребенкаПредметно развивающая среда в доу как средство развития ребенка

Центр конструктивной деятельности «Маленький строитель»

– крупный, средний и мелкий строительный материал, конструкторы из серии «Лего», мозаика, схемы, игрушки для обыгрывания построек. Крупный конструктор находится в передвижных контейнерах, что способствует их трансформируемости.

Рядом с центром «Юные строители» располагаются передвижные модули, которые также трансформируемы и полифункциональны.

Центр книги «Юный книголюб».

Центр книги обеспечивает литературное развитие дошкольников. Наряду с художественной литературой здесь представлены портреты писателей, познавательная литература, общие и тематические энциклопедии для дошкольников, книжки-малышки, сделанные руками детей и их родителей.

Предметно развивающая среда в доу как средство развития ребенка

Центр физического развития: «Олимпийские резервы», обеспечивающей двигательную активность и организацию здоровьесберегающей деятельности детей, оснащен необходимым физкультурным оборудованием, пособиями в соответствии с разными видами физических упражнений, движениям (мячи большие и малые, кольцебросы, скакалки, кегли, серсо, мишени и шарики для бросания, мешочки для метания). Также есть д/и и альбомы спортивного содержания, массажные дорожки.

Предметно развивающая среда в доу как средство развития ребенка

Перечень материалов, игрушек и оборудования для группы определяется ООП ДО с учётом комплексной ОП ДО «Детство» (Бабаева, Гогоберидзе, Солнцева).

Мы в своей работе стремимся,чтобы:

-предметный мир обеспечивал потребности каждого ребёнка;

-РППС обеспечивала реализацию индивидуальных интересов и потребностей детей, способствовала накоплению социального опыта;

-РППС выступала условием расширения возможностей ребёнка;

-РППС способствовала формированию умственных, психических и личностных качеств дошкольников.

Источник