Предметно развивающая среда как фактор развития личности ребенка дошкольника

Предметно развивающая среда как фактор развития личности ребенка дошкольника thumbnail

Библиографическое описание:


Мухина, А. С. Предметно-развивающая среда как фактор развития личности ребенка / А. С. Мухина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 21 (207). — С. 487-489. — URL: https://moluch.ru/archive/207/50700/ (дата обращения: 21.12.2020).



Предметно-развивающая среда — это совокупность объектов материального характера для развития ребенка, предметных и социальных средств обеспечения разного вида деятельности воспитанников. Грамотная организация пространства необходима для того, чтобы дети могли гармонично развиваться и знакомились с окружающим миром.

При организации предметно-развивающей среды вгруппе должны быть учтены следующие базовые принципы: возрастной; принцип дистанции при взаимодействии; принцип активности, самостоятельности, творчества; принцип стабильности, динамичности развивающей среды; принцип комплексирования и гибкого зонирования; принцип эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого; принцип сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды; принцип открытости — закрытости;принцип учета половых и возрастных различий детей.

Психологи и педагоги уделяют большое значение роли предметно-развивающей среды процессе образования и воспитания ребенка. В частности, в статье Васьковой А. А. описывается успешный опыт создания предметно-развивающей среды. Для раскрытия и развития творческих способностей ребенка в детском саду «Теремок» функционируют творческие мастерские и кружки [1, 2]. Работа Гостюхиной О. М. посвящена вопросу сохранения и укрепления эмоционального благополучия дошкольников. Педагог обращает внимание на роль эмоциональной составляющей в процессе гармоничного развития личности ребенка. Для этого она предлагает создать в групповом помещении психологический уголок, в который должно входить следующее оборудование: «Азбука настроений», «Коврик дружбы», «Коробка добрых дел», «Подушка примирения» [3].

В рамках данного доклада мы остановимся на организации «Уголка по развитию речи» для воспитанников, посещающих группу компенсирующей направленности детского сада № 44 «Золотой ключик г. Нижневартовска. «Уголок по развитию речи» представляет собой небольшое пространство для организации занятий по развитию речи, для игр поодиночке или небольшими группами. В его оборудование входят стеллажи, стол для логопедических занятий, шкафы, игровой, дидактический и наглядный материал, стимулирующий речевую деятельность детей. Материалы для «Уголка по развитию речи» должны соответствовать возрастным и индивидуальным особенностям воспитанников, а также учитывать характер речевых нарушений каждого ребенка. Доступность и системность организации всех составляющих «Уголка» обеспечит эффективную работу в данной области.

Базовым элементом «Уголка по развитию речи» являются игры и дидактический материал, направленные на развитие фонематического слуха, дыхания, артикуляционной моторики, правильного произношения, фразовой речи, мелкой моторики пальцев рук, звукового анализа и синтеза слогов и слов.

Содержание «Уголка» определяется в соответствии с программой, физиологическими и психолого-педагогическими особенностями формирования детей с ТНР. Подбор материала осуществляется воспитателем и логопедом. Поскольку ведущей деятельностью дошкольников является игровая, то основной составляющей «Уголка по развитию речи» должны стать дидактические игры.

Подробно рассмотрим игры по развитию речи Татьяны Барчан. Дидактические пособия Татьяны Барчан — многоплановые, нестандартные, интересные. Игры обладают высоким развивающим потенциалом: они активизируют логическое мышление, воображение, все виды памяти, расширяют кругозор и развивают любознательность детей.

Игровое пособие «Вопрос ребром», которое включает в себя 1 игральный кубик, 2 двусторонних волчка, 12 призовых фишек, 48 игровых карточек и игровое поле с заданиями, позволяет организовать 13 базовых игр по развитию речи: «Красный, желтый, голубой», «Вкусный, свежий и холодный», «Прятки с кубиком», «Логический кроссворд», «Логический окошки», «Слова на карусели», «Раз словечко, два словечко», «Сапожник, портной», «Парочки», «Подсказки на картинках», «Разговор с инопланетянином», «Картинки-подружки», «Мастер пантомим».

Освоение этого огромного игрового репертуара мы начали с двух игр «Слова на карусели» и «Раз словечко, два словечко». Подробно остановимся на них. Для проведения игры понадобятся: игровое поле с цветным шестиугольником, кубик с наклейками, карточки с картинками. Все карточки выкладываются в центре стола картинками вниз. Ведущий бросает кубик и определяет по выпавшему цвету, как надо изменить слова на карточках. Таким образом, одна игра тренирует умение делить слово на слоги, умение согласовывать притяжательное прилагательное с существительным, умение образовывать форму множественного числа, умение называть признаки предметов, умение согласовывать числительное с существительным, умение образовывать уменьшительно-ласкательную форму слова.

Рассмотрим еще одну игру «Раз словечко, два словечко». Игра направлена на развитие связной речи ребенка. Задача участников в этой игре — составить предложение, в котором используются два (три) слова, написанные на карточках. Данная дидактическая игра успешно решают следующие задачи в дошкольном воспитании детей: обеспечивает количественное накопление необходимого для полноценного общения словарного запаса; помогает в понимании значений слов и их правильного употребления с другими словами; улучшают образность мышления и ее выражение словесным описанием, благодаря использованию специальных речевых построений; по мере развития познавательных возможностей дидактические игры по развитию речи помогают расширять объективное понятийное содержание слов. Особенность этой игры заключается в том, что ребенку предлагается создать единый текст, в котором необходимо логически соединить два разных предмета или понятия. Такое неординарное задание создает проблему и стимулирует творчески подойти к ее решению. Следовательно, развивается креативное мышление, воображение, память, в занимательной форме обогащается словарь дошкольника, поскольку новые слова активно входят в повседневное общение.

Предлагаем вашему вниманию еще одно дидактическое пособие по развитию речи «Картинный словарь». В словарь включены наиболее употребительные и необходимые для общения слова. Каждое слово представлено цветным рисунком, интересным для ребенка. По сюжетным занимательным картинкам дети в игровой форме могут повторить уже изученные слова. Словарь может быть использован для занятий по развитию речи. Сборник содержит не только слова для запоминания, обозначающие предметы и явления, действия и признаки предметов, но и практические задания. Словарь составлен по ситуативно-тематическому принципу (по темам).

Также в нашем «Уголке по развитию речи» имеется «Картотека опорных картинок исхем для составления связных рассказов». Обучение составлению описательных рассказов очень важно для развития ребенка, т. к. умение точно, лаконично и образно описывать предмет, является условием совершенствования речи и мышления, облегчает процесс обмена информацией. Одним из факторов, облегчающих составление описательных рассказов, являются схемы. Опорная схема поможет развить и активизировать слуховое и зрительное внимание и восприятие, память, логическое мышление. Среди умений и навыков, которые необходимо сформировать у дошкольников, особого внимания заслуживают умения и навыки связной речи, поскольку от степени их сформированности зависит дальнейшее развитие ребенка и приобретение им учебных знаний в системе школьного обучения.

Таким образом, в групповом помещении создана предметно-развивающая среда, отвечающая требованиям безопасности, санитарным нормам и другим требованиям. Она организована с учетом психологических и возрастных особенностей группы, линии индивидуального развития ребенка и характера его речевых отклонений.

Литература:

  1. Васькова А. А. Предметно-развивающая среда современного детского сада // Сборник материалов международной научно-практической конференции «Воспитание детей младшего возраста» //https://cyberleninka.ru/article/v/predmetno-razvivayuschaya-sreda-sovremennogo-detskogo-sada
  2. Володина И. А. Предметно-развивающая среда в ДОУ в условиях реализации ФГОС // Молодой ученый. — 2015. — № 11. — С. 1301–1304. — URL https://moluch.ru/archive/91/19683/ (дата обращения: 20.05.2018).
  3. Гостюхина О. М. Возможности предметно-пространственной среды детского сада в сохранении и укреплении эмоционального благополучия дошкольников //https://cyberleninka.ru/article/v/vozmozhnosti-predmetno-prostranstvennoy-sredy-detskogo-sada-v-sohranenii-i-ukreplenii-emotsionalnogo-blagopoluchiya-doshkolnikov

Основные термины (генерируются автоматически): предметно-развивающая среда, развитие речи, игра, слово, умение, групповое помещение, детский сад, логическое мышление, признак предметов, развитие ребенка.

Источник

Формирование предметно-развивающей среды в ДО,  как фактор всестороннего развития дошкольников.

Знакомство ребенка с окружающим миром начинается с первых мгновений жизни. Дети всегда и везде в той или иной форме соприкасаются с предметами и явлениями окружающего мира. Все привлекает внимание ребенка, удивляет его, дает богатую пищу для детского развития. Как известно, основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом деятельности для них является игра. Именно поэтому педагоги-практики испытывают повышенный интерес к обновлению предметно-развивающей среды ДОУ.

Идеальная цель педагогического процесса, к которой должен стремиться каждый воспитатель ДОУ – это воспитание всесторонне развитой личности и счастливого ребенка. Все, что окружает ребенка, формирует его психику, является источником его знаний и социального опыта. Поэтому главная задача воспитателя создать такие условия, которые способствовали бы наиболее полной реализации развития детей по всем психофизиологическим параметрам: создавать положительное состояние у детей, организовывать рациональный двигательный режим, предупреждать детское утомление разумным чередованием разнообразной активной деятельности и отдыха.

Для решения этих задач был принят новый закон «Об Образовании», в котором дошкольное образование обозначено как ступень образования, введен новый Федеральный государственный образовательный стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО). ФГОС ДО предъявляет требования к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования, в том числе требования к организации и обновлению предметно-развивающей среды дошкольного учреждения.

Предметно-развивающая среда в учреждении, реализующем программу дошкольного образования, является одним из важнейших критериев оценки качества образования. Это обусловлено значимостью окружающей обстановки для разностороннего развития ребенка, успешной социализации в обществе.

ФГОС дошкольного образования – это Стандарт условий, а не Стандарт результатов. Новая система координат, повлиявшая на формирование ФГОС дошкольного образования, призывает, прежде всего, ценить, а не оценивать ребёнка. Теперь образование в ДОУ рассматривается как самостоятельный важный период в жизни ребёнка, как важная веха на пути непрерывного образования в жизни человека. На смену пришла более современная педагогика развития, педагогика творчества и свободы. Новая образовательная программа для ДОУ по ФГОС нацелена на всестороннее развитие ребёнка на основе особых, специфичных видов деятельности, присущих дошкольникам. ФГОС дошкольного образования поддерживает точку зрения на ребёнка, как на «человека играющего», многие методики и технологии должны быть пересмотрены и переведены с учебно-дидактического уровня на новый, игровой уровень, в котором дидактический компонент будет непременно соседствовать с игровой оболочкой.

Вопрос организации предметно-развивающей среды ДОУ на сегодняшний день наиболее актуален, так как важным критерием оценки деятельности дошкольной организации по ФГОС является созданная предметно-пространственная среда.

Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.

  1. Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию Программы.

Образовательное пространство должно быть оснащено средствами обучения и воспитания (в том числе техническими), соответствующими материалами, в том числе расходным игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарем (в соответствии со спецификой Программы). Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) должны обеспечивать:

  • игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой);
  • двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;
  • эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;
  • возможность самовыражения детей.

Для детей младенческого и раннего возраста образовательное пространство должно предоставлять необходимые и достаточные возможности для движения, предметной и игровой деятельности с разными материалами.

  1. Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.
  2. Полифункциональность материалов предполагает:
  • возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т.д.;
  • наличие в Организации или Группе полифункциональных (не обладающих жестко закрепленным способом употребления) предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности (в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре).
  1. Вариативность среды предполагает:
  • наличие в Организации или Группе различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей;
  • периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.
  1. Доступность среды предполагает:
  • доступность для воспитанников, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность;
  • свободный доступ детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;
  • исправность и сохранность материалов и оборудования.
  1. Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования.

Основные закономерности дошкольного образования, требования ФГОС к дошкольному образованию позволяют сформулировать функции образовательной среды дошкольного образовательного учреждения в соответствии:

1. Информационная функция.

2. Функция стимулирования активности детей.

3. Развивающая функция среды является ведущей.

4. Функция сохранения психологического здоровья.

При организации предметно-пространственной среды в детском саду необходима сложная, многоплановая и высокотворческая деятельность всех педагогов ДОУ. Ведь разнообразие игрушек не является основным условием развития ребенка.

Насыщенная предметно-развивающая и образовательная среда становится основой для организации увлекательной, содержательной жизни и разностороннего развития каждого ребенка. Развивающая предметная среда является основным средством формирования личности ребенка и является источником его знаний и социального опыта.

Среда, окружающая детей в группе должна обеспечивать безопасность их жизни, способствовать укреплению здоровья и закаливанию организма каждого их них.

В ходе реализации образовательного процесса необходимо соблюдать принцип интеграции образовательных областей с помощью предметно-развивающей среды группы и детского сада в целом, способствующий формированию единой предметно-пространственной среды.

Организуя предметную среду в групповом помещении необходимо учитывать закономерности психического развития детей, показатели их здоровья, психофизиологические и коммуникативные особенности, уровень общего и речевого развития. Цветовая палитра должна быть представлена теплыми, пастельными тонами.

Предметно-развивающая среда группы должна меняться в зависимости от возрастных особенностей детей.

Важно, чтобы предметная среда имела характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию. При любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять, приспосабливая к новообразованиям определенного возраста.

Таким образом, создавая предметно-развивающую среду любой возрастной группы в ДОУ, необходимо учитывать психологические основы конструктивного взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса, дизайн и эргономику современной среды дошкольного учреждения и психологические особенности возрастной группы, на которую нацелена данная среда.

Пример построения предметно-развивающей среды

Театрализованный центр – центр сюжетно-ролевых игр, игр-драматизаций– важный объект развивающей среды, с которого можно начать оснащение группы, поскольку именно театрализованная деятельность помогает сплотить группу, объединить детей интересной идеей, новой для них деятельностью. В театре дошкольники раскрываются, демонстрируя неожиданные грани своего характера. Робкие и застенчивые становятся уверенными и активными. Тот, кто без желания шел в детский сад, теперь с удовольствием спешит в группу. В театральном уголке размещаются ширма, маски сказочных персонажей, различные виды театра – кукольный, пальчиковый, настольный, теневой, би-ба-бо. Педагог вместе с воспитанниками готовит костюмы, атрибуты и декорации к маленьким представлениям. Дети – большие артисты, поэтому с радостью участвуют в постановках и с удовольствием выступают в роли зрителей.

Атрибуты к играм подбираются так, чтобы создать условия для реализации интересов детей в разных видах игр. Эстетичность и изысканность оформления, современность материалов вызывают у дошкольников желание играть. Подобранный игровой материал позволяет комбинировать различные сюжеты, создавать новые игровые образы. Здесь же уместны игры-драматизации по знакомым сказкам, тем более что для них созданы необходимые условия.

Центр природы или природный уголок служит не только украшением группы, но и местом для саморазвития дошкольников. У детей формируются предпосылки экологического сознания, развивается экологическая культура, познавательный интерес к экологии, проблемам природы, желание и стремление разрешить некоторые из экологических проблем, доступными ребенку – дошкольнику средствами.

Воспитателю необходимо подобрать и разместить в нем растения, требующие разных способов ухода, приготовить необходимое оборудование для трудовой деятельности в уголке природы: передники, лейки, палочки для рыхления, пульверизаторы.

В природном уголке будут уместны детские поделки из природного материала, экспонаты природы, икебаны, гармонично расставленные на полках. Предусмотренные здесь же подставки на роликах для кашпо с цветами позволят даже детям легко перемещать растения по группе и ухаживать за ними.

С подгруппой дошкольников воспитатель может проводить в природном уголке наблюдения, простые опыты и занятия природоведческого характера.

Рядом, под зеленым искусственным деревом причудливой формы, можно расставить пуфики и поиграть в свободные игры.

Неизменной популярностью у дошкольников пользуется центр науки (центр познавательной и исследовательской деятельности), который может быть совмещён с центром природы. Задача данного центра –развитие познавательно-исследовательской деятельности детей, обогащение представлений об окружающем мире, что в конечном счёте обеспечит успешное интеллектуальное и личностное развитие ребёнка

Для детского исследования и экспериментирования необходимы самые разнообразные природные и бросовые материалы: мел, песок, глина, камни, ракушки, перья, уголь, микроскопы, глобус, а также лабораторное оборудование– все это вызывает у детей особый интерес. Для познавательного развития воспитатель подбирает специальную детскую литературу, пооперационные карты, алгоритмы проведения опытов. На стенде в форме книги дети могут поместить результаты своих опытов и открытий в виде зарисовок, заметок и отчетов.

Центр продуктивной и творческой деятельности или центр художественного творчества выполняет задачу формирования интереса детей к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворения потребностей детей в самовыражении. Здесь воспитанники в свободное время рисуют, лепят, выполняют аппликационные работы. В распоряжении детей представлен разнообразный изобразительный материал: мелки, акварель, тушь, гуашь и сангина, бумага разной фактуры, размера и цвета, картон, дидактические игры. Здесь же есть место для небольшой выставки с образцами народного художественного промысла (полочка красоты). В центре должны присутствовать альбомы с образцами народно-прикладного искусства, иллюстрации известных художников. Детские работы (рисунки, поделки и коллажи) выставляются на всеобщее обозрение на специальном стенде, к которому имеется свободный доступ.

Центр конструирования способствует развитию детского творчества, конструкторских способностей. Центр может быть достаточно мобилен. Практичность его состоит в том, что любой конструктор легко перемещаются в любое место. Содержимое строительного уголка (конструкторы разного вида, кубики, крупный и мелкий деревянный строительный материал, схемы и чертежи построек) позволяет организовать конструктивную деятельность с большой группой воспитанников, подгруппой и индивидуально, развернуть строительство на ковре либо на столе. Дети, особенно мальчики, всегда с удовольствием занимаются постройками, обыгрывая их, комбинируя с другими видами деятельности.

Яркий, веселый, с нестандартным дизайнерским решением, нетрафаретным оборудованием центр двигательной активности лаконично и гармонично вписывается в пространство групповой комнаты. Он пользуется популярностью у детей, поскольку реализует их потребность в самостоятельной двигательной активности, совместных движениях со сверстниками, свободного использования спортивного инвентаря и физкультурного оборудования. Здесь дошкольники могут заниматься и закреплять разные виды движений. Увеличение двигательной активности оказывает благоприятное влияние на физическое и умственное развитие, состояние здоровья детей.

В шумном пространстве игровой комнаты обязательно должен быть такой островок тишины и спокойствия, как центр книги и отдыха, психологической разгрузки, который располагает к созерцательному наблюдению, мечтам и тихим беседам. Ребенок чувствует себя здесь комфортно, спокойно и уютно. Этому способствуют комфортный диван, кресла, рядом любимые книги. Уют, домашняя обстановка позволяют детям комфортно расположиться и погрузиться в волшебный мир книг. В этом центре дети с удовольствием приобщаются к словесному искусству, у детей развивается художественное восприятие и эстетический вкус.

Центр безопасности дорожного движения интересен в первую очередь мальчикам. Он оснащен необходимыми атрибутами к сюжетно-ролевым играм, занятиям для закрепления знаний правил дорожного движения. Это всевозможные игрушки – транспортные средства, светофор, фуражка милиционера, жезл регулировщика, макет улицы, дорожные знаки. Хорошим дидактическим пособием служит напольный коврик с разметкой улиц и дорог.

Таким образом, разнообразие и богатство сенсорных впечатлений, возможность свободного подхода к каждому центру в группе способствуют эмоциональному и интеллектуальному развитию воспитанников.

Развивающая среда не может быть построена окончательно. При организации предметно-пространственной среды в детском саду необходима сложная, многоплановая и высокотворческая деятельность всех участников образовательного процесса. Дальнейшая работа предполагает осуществление поиска инновационных подходов к организации предметно-развивающей среды в ДОУ, а так же развитие интереса родителей к указанной проблеме и мотивирование стремления к взаимодействию.

Источник