Предметная среда в развитии ребенка с овз

Предметная среда в развитии ребенка с овз thumbnail

Slajd3-1.JPGНа сегодняшний день на основании ряда документов: Закона об образовании» РФ, СанПиНа, Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС), программы (которая реализуется в дошкольном отделении), в любое образовательное учреждение может прийти ребенок с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). И тогда образовательное учреждение должно создать специальные условия, связанные с необходимостью и возможностью образования этих детей.

Организация жизнедеятельности детей с отклонениями в развитии во многом зависит от того, насколько целесообразно создана предметная среда, так как она является не только социокультурным фактором общего развития, но и фактором коррекционно-компенсаторного преодоления недостаточности психофизического развития детей. Процесс преобразования содержания педагогического процесса не может быть оторван от той развивающей среды, в которой он должен воплощаться

Slajd4-1.JPG

Предметно-развивающая среда – это совокупность условий, оказывающих прямое и косвенное влияние на всестороннее развитие ребёнка в образовательном учреждении, состояние его физического и психического здоровья, успешность его дальнейшего образования, а также на деятельность всех участников образовательного процесса в дошкольном учреждении. 

Slajd5-1.JPG

Цель создания развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении обеспечение жизненно важных потребностей формирующейся личности:  витальных, социальных, духовных. Развивающая среда выступает в роли стимулятора, движущей силы в целостном процессе становления личности ребенка, она обогащает личностное развитие.

Slajd6-1.JPG

Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.

Slajd7-1.JPG

В чем же заключается особенность организации предметно-развивающей среды группы для всех категорий детей с ОВЗ?

Slajd8-1.JPG

Для начала рассмотрим примерный перечень зон для организации предметно-развивающей среды в соответствии с методическими рекомендациями Министерства образования.

  – зона сюжетно-ролевых и режиссерских игр (уголок театрализованной деятельности, уголок ряженья.)

 – зона познавательной активности (экспериментирование с различными материалами, развитие речи, наблюдение за природными явлениями, развитие математических представлений и пр.)

-зона для самостоятельной деятельности детей (конструирование из различных материалов, художественно-продуктивная деятельность, ознакомление с литературой, выставка детского творчества, центр патриотического воспитания и пр.)

 –зона двигательной активности (физкультурный уголок, подвижные и спортивные игры, соревнования и пр.);

 – зона настольно-печатных и развивающих игр (рассматривание иллюстративного материала, дидактические игры и пр.)

 – зона экспериментирования и наблюдения за природными явлениями (экспериментальные лаборатории, календарь природы, центры для организации различных проектов и пр.);

 – зона отдыха (уголок уединение, общения  и пр.)

Slajd9-1.JPGА теперь рассмотрим особенности организации предметно-развивающей среды  для детей с нарушениями речи на примере двух центров:

  • Центр моторного и конструктивного развития
  • Центр речевого развития «Будем говорить правильно» (содержание вы видите на экране)

Slajd10-1.JPG

Если говорить о создании определённых условий для детей с нарушениями  зрения, то при построении предметно-развивающей среды, на первое место встаёт соблюдение офтальмогигиенических требований

  • Достаточная освещенность.
  • Соответствие игрового и наглядного материала тифлопедагогическим требованиям по размеру, окраске, контрастности, реалистичности, объемности

 Большое внимание нужно уделить развитию зрительно-двигательной ориентировке в пространстве

Обеспечивая  ребенку лучшие условия для видения, по пути перемещения и в самих помещениях, используют  разные маркеры: световые, цветные атрибуты, сигналы. На лестничных проемах,  начало  и  конец перил, обозначают  цветными кубиками. Угол косяка дверного проема  обозначается  на уровне  глаз  ребенка полоской  контрастного  цвета  длиной 40-50 см,  на дверную  ручку наклеивают круг. На шкафчик в раздевалке,  кровать,  в ячейку для полотенца  наклеивают  ориентиры  из одинаковых  объемных  картинок. Взрослые  обязательно  сразу  проговаривают  ребенку,  какие  ориентиры  есть в группе и  по дороге из группы  в другие помещения  детского сада. В центре музыкального и  физкультурного зала на ковре фиксируют  яркие цветные ориентиры, которые  помогают  детям  найти место  при  перестроении.

– демонстрационный  материал  по  размеру должен  быть  не менее 20см,  материал  раздаточный от 3 до 5см;  предметные  и сюжетные  картинки  необходимо  окантовывать;

– наличие подставок, что позволяет  рассматривать объект  в вертикальном  положении;

-посадка  ребёнка  на занятии осуществляется  с  учетом рекомендации  врача-офтальмолога.

– особое  внимание  обратить на логическую  последовательность заданий: это могут быть дидактические игры  по изучаемым темам,  кроссворды,  ребусы,  логические  цепочки,  алгоритмы;

– преобладание пособий  красного, оранжевого,  зеленого  цветов

(младшая, средняя группа), постепенное  ознакомление с другими цветами  в старших группах;

– материал  для  заданий  должен  быть правильно  подобран  по размеру  (помидор не должен  быть  больше капусты,  машина больше дома):

Читайте также:  Отзывы центр развития ребенка полоцк

Для эффективного развития ребенка с нарушением зрения необходимо наличие сенсорного уголка,  в котором  будут заводные,  звучащие,  сделанные  из  разного  материала  игрушки, дощечки  с  разными  тактильными  поверхностями

Slajd11-1.JPG

  • Предметно-развивающая среда для детей с Задержкой Психического Развития

– Различные варианты материалов по одной  теме (живые  объекты, объемные  предметы, плоскостные  предметы,  иллюстрации)

– Схемы  и алгоритмы  действий

– Модели  последовательности  рассказывания, описания

– Модели сказок

Правильно  реализуемая  развивающая  среда  способствует развитию у детей  когнитивных процессов  (памяти, внимания, мышления).

Slajd12-1.JPG

Предметно-развивающая среда для детей с нарушениями интеллекта

– Предметы  для  развития  перцептивных  действий

– Предметы  для  развития  сенсорной  сферы

– Реальные предметы  для  рассматривания  и  обследования различной  формы,  цвета,  величины

– Подборки  простого  иллюстративного  материала  по ознакомлению  с  природой,  окружающим,  действиями людей

Slajd13-1.JPG

Предметно-развивающая среда для детей с нарушениями слуха

У детей с недостатками слуха нарушается развитие понимания обращенной речи, с трудом формируется активный словарь и связная речь.

– Игрушки, картинки, таблички для изучения пространственных понятий

– Схемы составления описательных рассказов, предложений

– Схемы последовательности действий

Slajd14-1.JPG

Если  в детский сад  поступает ребенок с заболеванием или повреждениями опорно-двигательного аппарата, то педагогам нужно создать необходимые условия:

– Свободное малоизрезанное пространство

– Минифланелеграфы для каждого ребенка с подборкой карточек, моделей по темам

– Разнообразные шнуровки по темам

– Рамки Монтессори

– Мелкие предметы для счета, выкладывания узоров, переборки

– Сухие бассейны, тренажеры, игрушки-двигатели, сборно-разборные игрушки.

Slajd15-1.JPG

Для  оценки  эффективности и качества  развивающей  среды  могут быть использованы  специальные  критерии: ( вы их видите на экране)

Slajd16-1.JPGДля повышения уровня социальной адаптации и дальнейшего развития воспитатель должен поддерживать у всех детей чувства эмоционального комфорта и психологической защищённости. Любому дошкольнику важно ощущать себя любимым и неповторимым, в том числе ребенку с ОВЗ. Созданная предметно-развивающая среда позволит облегчить процесс адаптации с учётом интеграции образовательных областей и соблюдение принципов ФГОС.

Slajd17.JPG

Slajd18.JPG

Slajd19.JPG

Автор: 
Алехина С.В.

Источник

МДОУ детский сад №6 «Ласточка»

Сообщение к педсовету:

«Особенности организации развивающей предметно- пространственной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья».

                                       Подготовила  воспитатель:

                                                        Риязутдинова Л.С.

                             2016 год.

«Особенности предметно-развивающей среды для детей с ОВЗ в условиях внедрения ФГОС»

Нет такой стороны воспитания, на которую обстановка не оказывала бы влияния,

нет способности, которая не находилась бы в прямой зависимости

от непосредственно окружающего ребенка конкретного мира…

Тот, кому удастся создать такую обстановку, облегчит свой труд в высшей степени.

Среди нее ребенок будет жить — развиваться собственной самодовлеющей жизнью,

его духовный рост будет совершенствоваться из самого себя, от природы…

Е. И. Тихеева

Большинство детей с различными особенностями развития раньше переводились из массовых садов в сады компенсирующего вида, где с ними работали специалисты по коррекционному обучению.

На сегодняшний день на основании ряда документов: Закона об образовании» РФ, СанПиНа, Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС), программы (которая реализуется в дошкольном отделении) и других, в любое образовательное учреждение может прийти ребенок с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). И тогда образовательное учреждение должно создать специальные образовательные условия, связанные с необходимостью и возможностью образования этих детей.

Поэтому большинство воспитателей должны научиться работать с разноуровневым контингентом детей, находящихся в одном информационном поле.

С точки зрения Л.С. Выготского, дефект находится не на стороне ребенка, а на стороне социальных условий, которые не позволяют ему преодолеть препятствия и использовать те ресурсы, которые у него имеются для реализации возможностей.

Изменение, улучшение и обогащение развивающей предметно-пространственной среды (РППС), является одним из эффективных условий реализации образовательного процесса ребенка с ОВЗ.

Вопрос организации развивающей предметно-пространственной среды ДОУ (РППС) на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО). В положении о ФГОС выделен раздел III пункт 3.2.2. и п. 3.4.4. по созданию специальных условий обучения, воспитания и развития воспитанников с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

Читайте также:  Возрастные периоды развития ребенка это

Организация жизнедеятельности детей с отклонениями в развитии во многом зависит от того, насколько целесообразно создана предметная среда, так как она является не только социокультурным фактором общего развития, но и фактором коррекционно-компенсаторного преодоления недостаточности психофизического развития детей. Процесс преобразования содержания педагогического процесса не может быть оторван от той развивающей среды, в которой он должен воплощаться.

Внимательно наблюдая за воспитанниками, за каждым ребенком, педагоги группы должны вдумчиво и рационально организовать развивающее пространство своей группы. Также важно при формировании предметно-развивающей среды учитывать следующие принципы её построения, рекомендованные Федеральными государственными образовательными стандартами. Организация развивающей среды в ОУ с учетом ФГОС должна строиться таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности. Необходимо обогатить среду элементами, стимулирующими познавательную, эмоциональную, двигательную деятельность детей. Все части пространства, в зависимости от конкретных задач момента, должны обладать возможностью изменяться по объему — сжиматься и расширяться, то есть иметь подвижные, трансформируемые границы, иметь возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, наличие в группе различных пространств для игры, конструирования, уединения и пр., а также разнообразных материалов, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей; периодическая сменяемость игрового материала, Игры, пособия находятся в свободном доступе для детей. Форма и дизайн предметов соответствуют нормам безопасности, а также возрасту детей группы.

При построении коррекционной образовательной среды ДОУ для детей с ОВЗ учитываются следующие принципы:

1 Принцип развития – Взаимосвязь всех сторон личностного развития; целостность личностного развития; готовность личности к дальнейшему развитию.

2. принцип природособразности воспитания – Соответствие педагогического влияния биологической и социальной природе ребенка с ОВЗ; понимание сложности внутренней природы ребенка, выраженности отклонения в его развитии.

3. Принцип психологической комфортности – Создание благоприятного микроклимата общения, стимулирующего активность дошкольника с ОВЗ; обеспечение воспитаннику положительного «эмоционального самочувствия».

4. Принцип взаимодействия – Установление глубоких личностных отношений между участниками педагогического процесса (педагоги, дети, родители); – воспитатель как равноправный партнер и сотрудник в процессе взаимодействия.

5. Принцип доверительного сотрудничества – Отсутствие давления на ребенка, доминантности во взаимодействии с ребенком: открытость, искренность в сотрудничестве;

6. Принцип обучения деятельности – обучение умению ставить цели и реализовывать их в дальнейшем формирование готовности к самостоятельному познанию у детей.

7. Принцип здоровьесберегающий – Забота о душевном состоянии ребенка, его психологическом и физическом благополучии; обеспечение психологического комфорта; устранение стрессогенных факторов, факторов, влияющих негативно на соматическое и психическое здоровье ребенка

В чем же заключается особенности организации развивающей предметно-пространственной среды в дошкольном учреждении для детей с ОВЗ?

Особенности предметно-развивающей среды группы для всех категорий детей с ОВЗ.

  • Предметно-развивающая среда для детей с нарушениями речи:

Помимо речевой среды в целом в образовательном учреждении и в группе должна быть создана предметно-развивающая среда для развития речи такого ребенка. Это речевой уголок с подборкой иллюстраций с предметными и сюжетными картинками, игрушки для обыгрывания стихов, потешек, карточки с изображением правильной артикуляции звуков, схемы разбора слова, предложения, иллюстративные материалы для закрепления и автоматизации звуков.

  • Предметно-развивающая среда для детей с нарушениями зрения

Если в ДОУ приходит ребенок с особенностями зрительного восприятия (с нарушением зрения, слабовидящий), следует уделять большое внимание развитию зрительно-двигательной ориентировке в пространстве, что помогает закреплять и развивать представления об окружающем мире, накапливать жизненный опыт.

Для эффективного развития ребенка с нарушением зрения необходима предметно-пространственная среда, насыщенная различными сенсорными раздражителями и условия для двигательной активности: сенсорные уголки, заводные, звучащие, сделанные из разного материала игрушки, дощечки с разными тактильными поверхностями

Специальная наглядность: – демонстрационный материал по размеру должен быть не менее 20см, материал раздаточный от 3 до 5см;

– преобладание пособий красного, оранжевого, зеленого цветов (младшая, средняя группа), постепенное ознакомление с другими цветами в старших группах;

Читайте также:  Развитие вашего ребенка по месяцам

– особое внимание обратить на логическую последовательность заданий; это могут быть дидактические игры по изучаемым темам, кроссворды, ребусы, логические цепочки, алгоритмы;

– материал для заданий должен быть правильно подобран по размеру (помидор не должен быть больше капусты, машина больше дома):

– предметные и сюжетные картинки необходимо окантовывать;

– наличие подставок, что позволяет рассматривать объект в вертикальном положении;

-посадка ребёнка на занятии осуществляется с учетом рекомендации врача-офтальмолога.

  • Предметно-развивающая среда для детей с ЗПР

– Различные варианты материалов по одной теме (живые объекты, объемные предметы, плоскостные предметы, иллюстрации)

– Схемы и алгоритмы действий

– Модели последовательности рассказывания, описания

– Модели сказок

  • Предметно-развивающая среда для детей с нарушениями интеллекта

– Предметы для развития перцептивных действий

– Предметы для развития сенсорной сферы

– Реальные предметы для рассматривания и обследования различной формы, цвета, величины

– Подборки простого иллюстративного материала по ознакомлению с природой, окружающим, действиями людей

  • Предметно-развивающая среда для детей с нарушениями слуха

У детей с недостатками слуха нарушается развитие понимания обращенной речи, с трудом формируется активный словарь и связная речь.

– Игрушки, картинки, таблички для изучения пространственных понятий

– Схемы составления описательных рассказов, предложений

– Схемы последовательности действий

  • Предметно-развивающая среда для детей с НОДА

Если в ДОУ поступает ребенок с заболеванием или повреждениями опорно-двигательного аппарата, то педагогам при взаимодействии с ним нужно учитывать такие психологические особенности: низкий темп и недостаточную продуктивность деятельности; недостаточную критичность, адекватность, в том числе в поведении; трудности понимания длинных, быстрых, сложных инструкций, необходимость их повторения; трудности переноса способов действий; явную неравномерность развития компонентов познавательной деятельности; потребность в большом объеме помощи взрослого при обучении.

Если в ДО поступает ребенок с заболеванием или повреждениями опорно-двигательного аппарата, то педагогам нужно создать необходимые условия:

– Свободное малоизрезанное пространство

– Минифланелеграфы для каждого ребенка с подборкой карточек, моделей по темам

– Разнообразные шнуровки по темам

– Рамки Монтессори

– Мелкие предметы для счета, выкладывания узоров, переборки

– Сухие бассейны, тренажеры, игрушки-двигатели, сборно-разборные игрушки.

Для оценки эффективности и качества развивающей среды могут быть использованы специальные критерии:

1. Соответствие среды возрасту и клинико- психологическим особенностям детей с ОВЗ

2. Отражение в среде особенностей реализуемой образовательной программы.

3. Отражение тематики и содержания НОД и коррекционной работы.

4. Наличие уголков уединения (или приспособленных мест для этого).

5. Наличие уголков, отражающих инновационные проекты (по гражданскому, экологическому образованию, здоровьесбережению).

6. Наличие в группе современных сюжетно-ролевых игр.

7. Учёт гендерных различий детей в построении среды.

8. Наличие в среде развивающих пособий. Соответствие развивающих пособий возрасту детей и особенностям отклонений в развитии детей.

9. Наличие в группе индивидуального авторского пространства ребенка с ОВЗ (уголки с личными игрушками, альбомами детей, творческими работами ребенка, подборка грамот с конкурсов и соревнований, организация персональных выставок ребенка с ОВЗ).

10. Привлечение детей к оформлению группового помещения.

11. Эстетическое состояние всех предметов и пособий в среде.

12. Целесообразное соседство уголков.

13. Учёт безопасности жизнедеятельности детей с ОВЗ.

Для повышения уровня социальной адаптации и дальнейшего развития воспитатель должен поддерживать у всех детей чувства эмоционального комфорта и психологической защищённости. Любому дошкольнику важно ощущать себя любимым и неповторимым, в том числе ребенку с ОВЗ. Созданная предметно-развивающая среда позволит облегчить процесс адаптации с учётом интеграции образовательных областей и соблюдение принципов ФГОС.

Педагогическая работа воспитателя в группе, которую посещают дети с ОВЗ, будет эффективна при условии систематического самообразования.

Литература

1. Обучение сюжетно-ролевой игре дошкольников с проблемами в интеллектульном развитии: Учеб.-метод. Пособие / Под ред. Л.Б. Баряевой, А.П. Зарин, Н.Д. Соколовой. СПб: ЛОИУУ, 1996.

2. Григорян Л.А., Кащенко Т.П. Комплексное лечение косоглазия и амблиопии в сочетании с медико-педагогическими мероприятиями в специализированых дошкольных учреждениях. М., 1994 г.

3. Организация специальных образовательных условий для детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных учреждениях: Методические рекомендации / Отв. ред. С.В. Алехина. — М.: МГППУ, 2012

Источник