Предметная деятельность и игра в развитии ребенка
ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ
Современные дети очень рано приходят в спорт, особенно в фигурное катание. Развитие и становление личности ребёнка происходит в процессе занятий спортом, оказывая большое влияние на её формирование. Для того чтобы эффективнее построить тренировочный, образовательный и воспитательный процесс необходимо знать и учитывать возрастные особенности детей, т.к. каждый психологический возраст требует своего стиля общения с детьми, применения особых приёмов и методов обучения и воспитания.
Знание возрастных особенностей психического развития, особенностей ведущей деятельности юных спортсменов, очень помогает тренеру в работе, помогает успешно решать задачи по обучению и воспитанию, а родителям найти общий язык с ребёнком, лучше понять мотивы его поведения, чувства и переживания.
В данной работе рассматриваются особенности следующих этапов возрастного развития детей: дошкольное детство (от 3 до 6-7 лет), младший школьный возраст (от 6-7 до 10-11 лет, с первого по четвертый класс школы), средний и старший школьный возраст (от 10-11 до 16-18 лет, с пятого по одиннадцатый класс школы).
ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Развитие познавательных процессов и деятельности в дошкольном возрасте
Предметная деятельность и игра
Игра — основной вид деятельности дошкольника. Большую часть своего времени дети этого возраста проводят в играх, причем за годы дошкольного детства, от трех до шести-семи лет, детские игры проходят довольно значительный путь развития: от предметно-манипулятивных и символических до сюжетно-ролевых, игр с правилами. В старшем дошкольном возрасте можно встретить практически все виды игр, которые обнаруживаются у детей до поступления в школу.
С этим же возрастом связано начало двух других важных, для развития видов деятельности: труда и учения. Определенные этапы последовательного совершенствования игр, труда и учения детей в этом возрасте можно проследить, условно разделив в аналитических целях дошкольное детство на три периода: младший дошкольный возраст (3—4 года), средний дошкольный возраст (4—5 лет) и старший дошкольный возраст (5—6 лет). Такое деление иногда проводится в возрастной психологии для того, чтобы подчеркнуть те быстрые, качественные изменения психологии и поведения детей, которые в дошкольном детстве происходят каждые один-два года.
Младшие дошкольники играют еще, как правило, в одиночку. В своих предметных и конструкторских играх они совершенствуют восприятие, память, воображение, мышление и двигательные способности. Сюжетно-ролевые игры детей этого возраста обычно воспроизводят действия тех взрослых, за которыми они наблюдают в повседневной жизни.
Постепенно к среднему периоду дошкольного детства игры становятся совместными, и в них включается все больше детей. Главное в этих играх не воспроизводство поведения взрослых в отношении предметного мира, а имитация определенных отношений между людьми, в частности — ролевых. Дети выделяют роли и правила, на которых строятся эти взаимоотношения, строго следят за их соблюдением в игре и сами стараются им следовать. Детские сюжетно-ролевые игры имеют различные темы, с которыми ребенок достаточно хорошо знаком по собственному жизненному опыту. Исполнителями ролей в игре могут быть люди, взрослые или дети, или заменяющие их игрушки, например куклы.
Особая роль отводится в игре точному соблюдению правил и отношений, например субординационных. Здесь впервые появляется лидерство, у детей начинают развиваться организаторские умения и навыки.
В особый класс выделяются игры-соревнования, в которых наиболее привлекательным моментом для детей становится выигрыш или успех. Предполагается, что именно в таких играх формируется и закрепляется у детей дошкольного возраста мотивация достижения успеха.
В старшем дошкольном возрасте конструкторская игра начинает превращаться в трудовую деятельность, в ходе которой ребенок конструирует, создает, строит что-то полезное, нужное в быту. В таких играх дети усваивают элементарные трудовые умения и навыки, познают физические свойства предметов, у них активно развивается практическое мышление. В игре ребенок научается пользоваться многими инструментами и предметами домашнего обихода. У него появляется и развивается способность планировать свои действия, совершенствуются ручные движения и умственные операции, воображение и представления.
Среди разнообразных видов творческой деятельности, которой любят заниматься дети дошкольного возраста, большое место занимает изобразительное искусство, в частности детское рисование. По характеру того, что и как изображает ребенок, можно судить о его восприятии окружающей действительности, об особенностях памяти, воображения и мышления. В рисунках дети стремятся передавать свои впечатления и знания, получаемые из внешнего мира. Рисунки могут существенно меняться в зависимости от физического или психологического состояния ребенка (болезнь, настроение и т.п.).
Важное место в художественно-творческой деятельности дошкольников занимает музыка. Детям доставляет удовольствие прослушивание музыкальных произведений, повторение музыкальных рядов и звуков на различных инструментах. В этом возрасте впервые зарождается интерес к серьезным занятиям музыкой, который в дальнейшем может перерасти в настоящее увлечение и способствовать развитию музыкального дарования. Дети учатся петь, выполнять разнообразные ритмические движения под музыку, в частности танцевальные. Пение развивает музыкальный слух и вокальные способности.
Ни один из детских возрастов не требует такого разнообразия форм межличностного сотрудничества, как дошкольный, так как он связан с необходимостью развития самых различных сторон личности ребенка. Это — сотрудничество со сверстниками, со взрослыми, игры, общение и совместный труд. На протяжении дошкольного детства последовательно совершенствуются следующие основные виды деятельности детей: игра-манипулирование с предметами, индивидуальная предметная игра конструктивного типа, коллективная сюжетно-ролевая игра, индивидуальное и групповое творчество, игры-соревнования, игры-общение, домашний труд.
Примерно за год или два до поступления в школу к названным видам деятельности добавляется еще один — учебная деятельность, и ребенок 5—6 лет практически оказывается вовлеченным по меньшей мере в семь-восемь различных видов деятельности, каждый из которых специфически интеллектуально и морально развивает его.
Восприятие, внимание и память дошкольника
Процесс развития детского восприятия в дошкольном возрасте был детально исследован Л.А. Венгером и описан следующим образом. Во время перехода от раннего к дошкольному возрасту, т.е. в период времени от 3 до 7 лет, под влиянием продуктивной, конструкторской и художественной деятельности у ребенка складываются сложные виды перцептивной аналитико-синтетической деятельности, в частности способность мысленно расчленять видимый предмет на части и затем объединять их в единое целое, прежде чем подобного рода операции будут выполнены в практическом плане. Новое содержание приобретают и перцептивные образы (образы восприятия), относящиеся к форме предметов. Помимо контура выделяется и структура предметов, пространственные особенности и соотношения его частей.
Наряду с развитием восприятия в дошкольном возрасте идет процесс совершенствования внимания. Характерной особенностью внимания ребенка раннего дошкольного возраста является то, что оно вызывается внешне привлекательными предметами, событиями людьми и остается сосредоточенным до тех пор, пока у ребенка сохраняется непосредственный интерес к воспринимаемым объектам. Внимание в этом возрасте, как правило, редко возникает под влиянием внутренне поставленной задачи или размышлений, т.е. фактически не является произвольным. Можно предположить, что с началом формирования произвольного внимания связаны внутренне регулируемое восприятие и активное владение речью.
На первых этапах перехода от непроизвольного к произвольному вниманию, важное значение имеют средства, управляющие вниманием ребенка. Дошкольник раннего возраста в состоянии произвольно управлять своим вниманием, если в поле его зрения оказываются сигналы, указывающие ему на то, что необходимо удерживать в поле внимания. В развитии произвольного внимания ребенку помогают рассуждения вслух.Если дошкольника 4—5-летнего возраста просить постоянно говорить или называть вслух то, что он должен держать в сфере своего внимания, то ребенок будет вполне в состоянии произвольно и в течение достаточно длительного времени удерживать свое внимание на тех или иных объектах или их деталях.
Развитие памяти в дошкольном возрасте также характеризуется постепенным переходом от непроизвольного и непосредственного к произвольному и опосредствованному запоминанию и припоминанию. В младшем и среднем дошкольном возрасте у детей трех-четырех лет запоминание и воспроизведение в естественных условиях развития памяти, т.е. без специального обучения мнемическим операциям (приёмы, помогающие запоминать), являются непроизвольными. В старшем дошкольном возрасте при тех же условиях происходит постепенный переход от непроизвольного к произвольному запоминанию и воспроизведению материала.
Продуктивность запоминания в игре у детей намного выше, чем вне нее. Первые специальные действия, направленные на то, чтобы что-то сознательно запомнить или припомнить, отчетливо выделяются в деятельности ребенка 5—6 лет, причем чаще всего ими для запоминания используется простое повторение. К концу дошкольного возраста, т.е. к 6—7 годам, процесс произвольного запоминания можно считать сформированным. Его внутренним, психологическим признаком является стремление ребенка обнаружить и использовать для запоминания логические связи в материале.
Различные процессы памяти развиваются с возрастом у детей неодинаково, причем одни из них могут опережать другие. Например, произвольное воспроизведение возникает раньше, чем произвольное запоминание, и в своем развитии как бы обгоняет его. От интереса ребенка к выполняемой им деятельности и мотивации этой деятельности зависит развитие у него процессов памяти.
Переход от непроизвольной к произвольной памяти включает в себя два этапа. На первом этапе формируется необходимая мотивация, т. е. желание что-либо запомнить или вспомнить. На втором этапе возникают и совершенствуются необходимые для этого мнемические действия и операции.
У детей раннего дошкольного возраста доминирует непроизвольная, зрительно-эмоциональная память. В некоторых случаях у лингвистически или музыкально одаренных детей неплохо развитой оказывается и слуховая память. Совершенствование произвольной памяти у дошкольников тесно связано с постановкой перед ними специальных мнемических задач на запоминание, сохранение и воспроизведение материала. Множество таких задач естественно возникает в игровой деятельности, поэтому разнообразные детские игры предоставляют ребенку богатые возможности для развития его памяти. Произвольно запоминать, помнить и припоминать материал в играх могут уже дети 3—4-летнего возраста.
У большинства нормально развивающихся детей младшего и среднего дошкольного возраста неплохо развиты непосредственная и механическая память. Эти дети сравнительно легко запоминают и без особых усилий воспроизводят виденное, слышанное, но только при условии, если оно вызвало у них интерес и сами дети были заинтересованы в том, чтобы что-то запомнить или припомнить. Благодаря такой памяти дошкольники быстро совершенствуют речь, научаются пользоваться предметами домашнего обихода, неплохо ориентируются в обстановке, узнают виденное или слышанное.
Источник
Предметная деятельность
Когда ребенок осваивает действия с предметами, он в первую очередь выделяет общую функцию предмета, которая определяет смысл действия (например — машинку нужно катать). Лишь затем на этой основе овладевает технической стороной действия.
Развитие предметного действия, идет в направлении от совместного с взрослым использования, до самостоятельного исполнения. Выделяется три этапа:
- Совместное действие — взрослый ориентирует, исполняет и оценивает действия ребенка (например, взрослый берет руку ребенка, берет вместе с ним ложку, наполняет кашей и подносит ко рту).
- Частично-совместное действие — взрослый начинает действие, а ребенок его заканчивает (набирает ложку кашей, а ребенок сам ее подносит ко рту).
- Самостоятельное действие — ребенок сам выполняет действие, взрослый контролирует и оценивает выполняемое ребенком действие («Какой молодец! Сам набрал каши в ложку и сам ее съел!»).
Развитие действий с предметами, в результате приводит к переносу действия:
- Перенос действия с одного предмета на другой — ребенок научился расчесываться своей расческой, затем может расчесываться и маминой щеткой, и бабушкиным гребешком и т. п.
- Перенос действия из одной ситуации в другую. Ребенок действует с одним и тем же предметом, но в разных ситуациях (научившись пользоваться расческой, ребенок пытается расчесать маму, куклу, собачку и прочее).
Перенос действия позволяет ребенку расширить новые предметные навыки на большее количество предметов, тем самым открывая перед ним новые возможности для познания и творчества. А совместные действия с взрослым способствуют развитию речи.
Игровая деятельность
При овладении предметами появляются игровые действия, действия «понарошку», основанные на подражании действиям взрослых. Ребенок кормит, качает, укладывает спать куклу, может пить из пустой чашки и т. п. Главное отличие детских игр в этом возрасте, заключается в невозможности внесения элементов воображения в игру. В возрасте от 15 до 18 месяцев дети способны действовать «понарошку» только с предметами, похожими на настоящие (они могут кормить взрослых или кукол, пользуясь настоящими или игрушечными чашками, ложками). Затем они уже могут использовать один предмет в качестве заместителя другого, могут вообразить, что предмет может представлять нечто иное, чем он есть на самом деле (кубик — чашка, веник — лошадка). Для игр в данном возрасте характерна эпизодичность, примитивность сюжета и однообразие выполняемых действий. Основное содержание игр — воспроизведение увиденных предметных действий («варить кашу», «кормить куклу», «говорить по телефону»).В конце второго — начале третьего года жизни в поведении ребенка можно наблюдать феномен «роль в действии». Ребенок часто проигрывает жизнь взрослых: наряжается как мама, говорит по телефону как папа, копается в саду как бабушка. В своей игре он олицетворяет все то, что видит в окружении. Ребенок, воспроизводя действия конкретного взрослого из своего окружения, не осознает этого, но охотно соглашается, когда ему это сообщают («Ты говоришь по телефону как папа. Маша (имя ребенка) — папа»). Позже он сам замечает сходство своих действий с действиями взрослого и называет себя его именем или ролью в семье.
Перечисленные этапы развития предметной игры составляют одновременно предпосылки сюжетно-ролевой игры. Со стороны взрослых ребенку необходима помощь, живой интерес, практические советы. Взрослый своими предложениями постепенно усложняет и вносит разнообразие в игру; обеспечивает материальную сторону игры: подбирает игрушки, материалы (посуду, одежду, инструменты и т.д.).
Другой тип предметных действий — соотносящие действия — приведении нескольких предметов в определенное пространственное взаимоотношение: складывание матрешки, пирамидки, конструктора, вкладывание в отверстия фигурок разного размера и формы. Как правило, «развивающие игрушки», направлены именно на такой тип игровых действий.
Отдельно стоит выделить действия с простыми игрушками. С ними не требуется каких-то определенных и однозначных действий, напротив, действия с игрушками предполагают полную свободу ребенка. Действия с простыми игрушками не имеют определенной цели, они осуществляются «просто так».
Все виды игр имеют свои особенности и назначение, но между ними нет явно обозначенных границ, и в каждой ситуации они могут накладываться друг на друга.Помимо игр с предметами и игрушками, выделяют также:
Моторные игры — ходьба, бег, прыжки, вращения и др. действия, связанные с движением. Удовольствие ребенок получает от самого процесса. Такая игра, одна из первых, которым предаются младенцы, надувая пузыри из слюны или просто раскачиваясь из стороны в сторону. Малыши при участии взрослых могут подолгу совершать одни и те же движения, которые не только дают им эмоциональный заряд, но и являются хорошим упражнением на развитие координации движений. Моторные игры часто инициируются взрослыми и являются одной из первых возможностей общения в младенчестве и раннем возрасте.
Сенсорные игры. Цель игры этого вида: приобретение сенсорного опыта ради него самого. Дети могут без конца плескаться водой, жевать травинки, греметь посудой и отрывать у цветов лепестки только ради того, чтобы насладиться новыми звуками, запахами, вкусовыми и тактильными ощущениями. Благодаря сенсорной игре дети узнают о своих физических и чувственных возможностях, а также о свойствах вещей, которые их окружают.
В целом игра помогает ребенку насытить любопытство, исследовать окружающий мир и поэкспериментировать в безопасной ситуации. Игру еще называют «работой детей» в связи с тем значением, которое она имеет в развитии маленького ребенка. Она способствует улучшению сенсорных и когнитивных способностей, физических навыков, создавая все возможности для того, чтобы ребенок мог отточить и расширить только что приобретенные умения. Другими словами, игра действительно является работой направленной на развитие.
Изобразительная деятельность
Помимо предметных и игровых действий в раннем возрасте складывается изобразительная деятельность. Она проходит несколько этапов:
- Доизобразительное рисование (каракули): ребенок усваивает действия с карандашом и бумагой, он обращает внимание, что карандаш оставляет на бумаге следы, и старается их получить. Ребенок получает удовольствие от движений как таковых. Все вопросы — «Что ты рисуешь?», «Что ты нарисовал?» — остаются без внимания.
- Интерпретация или узнавание предмета — обычно наступает после двух лет. По качеству изображения этот этап может ничем не отличаться от предыдущего, но ребенок «внезапно» обнаруживает сходство своего рисунка с какими-либо предметами, он начинает давать названия своим рисункам, хотя он еще не может понять, что можно заранее наметить тему рисунка и осуществить ее.
- Намеренное изображение — наступает к концу периода раннего детства. Ребенок еще до начала изображения придумывает, что будет рисовать, хотя намерения могут легко поменяться в ходе самого рисования (рисовали дом, получился лес). Постепенно ребенок усваивает способы изображения отдельных предметов и рисует их достаточно уверенно; появляются рисунки, обладающие сходством с изображаемым предметом. Дети 2,5–3 лет могут вполне отчетливо нарисовать человека и более сложные рисунки. Особенно если взрослый помогает ребенку освоить определенные техники, например, изображение домика в виде квадрата и треугольной крыши.
Благодаря предметной деятельности, игре и рисованию, начинается переход к образному мышлению. Подробнее о том, как развивать ребенка в 1-3 года.
Источник