Предмет обихода как универсальное средство развития ребенка
Проект мастер-класса
– Словесные: Игра «Да.Нет», вопросы
– Наглядные (показ преображения предмета),
– Практические – работа фокус-групп.
Презентация системы работы (индуктор) (приветствие, введение в тему мастер – класса, погружение в тему)
Представление.
Тема моего МК – использование предметов
обихода, как универсального средства в развитии детей.
Превращение обычных предметов в необычные способствует решению задач не только речевого, познавательного, социально-коммуникативного и художественного развития детей, но и играет важную роль в развитии нестандартного мышления. Все это помогает детям добиваться успехов в школе, придумывать идеи, создавать какие-то вещи, очень ловко решать проблемы и с легкостью выходить из любой ситуации.
Сегодня я хотела показать вам некоторые способы использования самых обычных предметов.
Детской фантазии нет границ. Дети существа удивительные. Они каждый день совершают открытия, заставляя нас взрослых взглянуть на мир по-новому. И чтобы их понять нужно и самим стать чуточку ребенком. И посмотреть на мир его глазами. Мы с моими ребятами каждый день играем в разные игры: загадываем, отгадываем различные предметы. И сейчас я хочу предложить вам вспомнить, что мы все родом из детства и немножечко поиграть.
Вопросительный знак.
Обращаясь ко всем участникам. Здесь у меня скрыт некий предмет, и я предлагаю Вам с помощью игры «Да. Нет» отгадать его. Напомню Вам правила игры: Вы можете задавать мне различные вопросы, на которые я буду отвечать «Да, нет или несущественно». Прошу Вас.
После 5-6 вопросов, если не угадали, подсказываю: «Этим предметом мы пользуемся ежедневно, утром, не обед и вечером» (Ложка).
Это самая обыкновенная ложка (беру в руку из коробки). Посмотрите на нее и подумайте, как можно использовать самую обыкновенную ложку помимо ее прямого назначения (Ответы зрителей).
Дети видят в обычных предметах гораздо больше, чем мы – взрослые. Я хочу вам сейчас дать послушать, как говорят об обычной ложке мои воспитанники.
(На слайде автопортреты или фото детей), а моя помощница пока раздадут секретные записочки, которые вам скоро пригодятся.
(На слайде – автопортреты детей. В углу над картинкой в облачке символом обозначено то, с чем сравнивает ребенок ложку. Включается аудиозапись высказывания детей.)
Удивительно, как представляют обычный предмет-ложку дети.
Социоконструкция
(организация работы в фокус-группе, роли, распределение заданий, комментарий по выполнению, установление социальных связей)
Уважаемые коллеги, а вы любите сказки так, как их любят дети? А хотите сочинить свою собственную сказку?
Предлагаю главным героем нашей сегодняшней сказки сделать обычную деревянную ложку. Но мы пока не знаем, мальчик это или девочка, не знаем имени, возраста, где она живёт, что любит.
Хотите, мы вместе с вами её оживим? Сейчас мне понадобятся помощники – МАСТЕРИЦЫ. Приглашаю вас ко мне.
Вопросы: Вы любите творчество? А превращать ложку в куклу вы пробовали? А давайте попробуем? Уверена, что вам очень понравиться.
(педагоги подходят к столу, на котором лежат материалы для изготовления кукол).
Инструкция: Перед вами материал для изготовления куклы. Вам необходимо обсудить, кто это будет: мальчик или девочка. Используя материал, начинайте творить, оживляя нашу ложку.
Вопрос для мастериц: кого вы будете делать: девочку или мальчика?
Вопросы залу:
– Как зовут нашего мальчика (девочку)?
– Сколько ей (ему) лет?
– Где он живёт?
– Чем он любит заниматься больше всего?
– Что он не любит делать?
– Какое у него любимое блюдо?
Спасибо сценаристам.
Покажите, мастерицы, как же выглядит наш главный сказочный герой.
Обращаясь к кукле, говорит: «Доброе утро (имя)? Рада познакомиться с тобой».
Спасибо Вам большое, МАСТЕРИЦЫ, можете присаживаться в зал.
Удивительная история произошла с нашей девочкой (мальчиком) как-то раз. Ранним осенним утром (имя) шел вместе с мамой в детский сад, и вдруг увидел, что на яблоне, мимо которой они проходили, появились….как вы думаете, что? (Ответы аудитории).
Вот сколько ответов!
Появились самые обыкновенные яблоки. А какие бывают яблоки? (Ответы аудитории)
Значит он увидел, красивые, желтые, ароматные яблоки (Что ответят зрители).
И тут (имя) задумалась, а сколько же яблок могло поместиться на этом дереве?
И мы ему (ей) можем в этом помочь.
Садовники – это работа для вас. Проходите, пожалуйста.
Вот у нас два садовника, две яблони и много яблок. Интересно, сколько яблок вырастет на вашей яблоне за то время, пока зал считает.
Итак, готовы, приступайте. Вместе с залом дружно считаем – 10, 9, 8….и т.д.
Покажите свои красивые деревья. Давайте посчитаем, сколько яблок выросло на каждой яблоне.
Вот такие красивые яблони встретил на пути в детский сад (имя). Присаживайтесь, садовники на свои места.
Посчитал (имя) яблоки на дереве, опустил глаза вниз и увидел своего старого друга ёжика «Федю».
Почти каждое утро и вечер встречает (имя) своего друга по пути в детский сад.
– Привет, Федя! Как твои дела? – воскликнул (имя).
– Привет, привет – проворчал ёжик.
– Наверно у него что-то случилось? Он очень расстроен – догадался наш внимательный (имя героя).
– Я потерял часть своих иголок – подтвердил догадку еж.
– Не расстраивайся ежик, у меня как раз есть запасные.
Но, чтобы они держались на тебе, необходимо волшебство…
Не переживайте за нашего Федю. Чисто случайно в нашем зале есть самый настоящий волшебник.
Приглашаю вас.
Совершите свои волшебные действия и прикрепите иголки на спинку ежика, проговаривая заклинания.
На каждую иголочку вам необходимо рассказать что-то интересное про ежа.
Например, Ёж проживает в жилище, которое называется «гнездо».
Продолжайте, волшебник….
Благодарим вас громкими аплодисментами.
Ежик очень обрадовался своим новым иголкам. И захотел чем-то отблагодарить (имя героя).
Ведь он был очень вежливым ёжиком.
– Чем я могу порадовать тебя, спросил он нашего (имя героя).
– Хочу лето! – недолго думая, ответил (имя героя).
– Но изменить ход времен года я не могу, я же не волшебник, но все же маленькое волшебство должно произойти, если добрые педагоги из г. Ухты возьмут в свои золотые руки листочки бумаги, согнут их пополам, и превратят эти листочки в бабочек (показ). (Снимаем клейкую плёночку и посадим наших бабочек на волшебные палочки)
Поднимем их вверх и помашем.
Как красиво, у нас настоящая летняя полянка получилась.
Вот такая удивительная история произошла с (имя героя), я уверенна, что в жизни ваших Машенек, Ванечек и Сашенек таких историй не меньше.
Давайте превращать жизнь наших детей в сказку.
А для нашей сказки давайте мы придумаем название. Как она может называться? (варианты названий от аудитории). Каждый может выбрать себе то название, которое понравилось ему больше всего.
Рефлексия (афиширование результата, оценка общей и индивидуальной деятельности)
Как видите, даже самые обычные предметы, окружающие нас, могут стать увлекательным развивающим материалом в работе с детьми.
Я попрошу вас высказать свое отношение к мастер-классу.
Если вам понравился мой мастер класс и увиденные сегодня приёмы использования предметов обихода вы возьмёте в свой педагогический багаж, то пусть ваши бабочки полетают высоко – высоко.
Благодарю за высокую оценку.
Мы с (имя героя) прощаемся с вами и желаем вам всего доброго.
Источник
Мастер – класс
Тема: Предмет обихода, как универсальное средство развития творческих способностей ребёнка на уроке.
Дети существа удивительные, они каждый день совершают открытия, заставляя нас взрослых взглянуть на мир по-новому. И чтобы их понять нужно и самим стать чуточку ребёнком и посмотреть на мир его глазами. Я со своими ребятами очень часто начиная урок загадываю загадки, которые в дальнейшем помогают раскрыть тему урока.
(слайд ??)
Хочу вам предложить, что все мы родом из детства и немного поиграть. Предлагаю с помощью игры “да” “нет” отгадать, что находится в этой коробке. Вы можете мне задавать различные вопросы на которые я буду отвечать да или нет. (отвечают)
Да- это самая обыкновенная ложка. Как её можно использовать помимо прямого назначения?????
Дети видят в обычных предметах намного больше, чем мы взрослые.
Я хочу предложить вам послушать как об обыкновенной ложке говорят мои ребята.
( включить видео)
Уверяю, никому бы из взрослых не пришло бы в голову.
Ложка становится путеводителем для ребёнка в мир открытий.
И я предлагаю вам немного попутешествовать с нашей ложкой. И с лёгкостью пройти несколько станций
(слайд “Путешествие ложки”)
Прежде чем мы отправимся в путешествие, давайте узнаем, что обозначает слово ложка.
(слайд словарь Даля)
Люди давно научились использовать этот предмет. И в народе существует много пословиц со словом ложка.
(Раскрыть смысл пословиц)
Слайд “пословицы”)
Очень часто в речи мы произносим выражение
слайд(бить баклуши, как вы понимаете его, как это выражение связано с ложкой) Оказывается баклуши – это заготовки ложек и у мастеров считается самым лёгким делом)
Ну а мы с вами сегодня не будем бить баклуши, а постараемся хорошо потрудиться
Если взять самую обыкновенную ложку, прикрепить к ней личико косички и бантик, то получиться куколка, А если надеть косынку и фартук, то бабушка.
Ложка в творческих руках ребёнка может превратиться во что угодно.
(слайд станция “Кукольная”)
А я предлагаю вам превратить эти ложки в героев сказки “ТЕРЕМОК” ( положить шпаргалочку) (Создают героев)
Ещё Лев Семёнович Выгодский говорил “Что творчество это не удел гениев, которые создают великие произведения, творчество существует везде, где человек фантазирует и создаёт что-то новое.
Сегодня мы не ставим во главе задачу дать детям знания, умения и навыки! Наша задача поддержать инициативу, развить творчество, воображение, увидеть и поддержать талант в каждом ребёнке. На любом уроке начальной можно использовать такой вид работы.
В процессе такой деятельности у ребят развивается инициатива, формируются навыки общения, они учатся работать в группе, взаимодействовать между собой.
Используя ложки для театра, это как раз та форма работы, где утомительное принуждение, уступает месту увлечённости. А интерес и творчество являются мощным инструмернтом, побуждающим к более глубокому познанию.
Пока группа готовится давайте вспомним те сказки в которых ложка является важным предметом?
(слайд “Сказки”)
Актёры готовы- отправляемся на станцию “театральная”
(станция ТЕАТРАЛЬНАЯ)
Если взять самую обычную коробку из под конфет, то получится декорация для сказки.
Итак помощники готовы- сказка начинается! (обыгрываем сказку)
Слайд ( “Ложка, ложечка, ложкари”)
Сегодня мы с вами услышав эти слова, можем сделать вывод, что все они имеют отношение к этому предмету, а значит один корень. Вывод все эти слова – однокоренные. А кто такие ложкари, может те кто много ест? Возможно и так, но ложкари – это люди которые используют ложку как музыкальный инструмент. Давайте и мы станем ложкарями!!!
(слайд станция музыкальная)
(Раздать всем ложки)
( музыка “Ложкари”)
Ложка может путешествовать по стране детского воображения БЕСКОНЕЧНО! Потому что детской фантазии нет границ! Именно поэтому работая над педагогической проблемой развития творческих способностей учащихся , я выбрала тему мастер класса
слайд “тема – мастер класса”
“Предмет обихода, как универсальное средство развития творческих способностей ребёнка на уроке.”
“Путешествие ложки”
А вам удалось сейчас почувствовать себя детьми?
Выразите своё отношение к мастер-классу в 3 словах
1) наречиях
2) существительных
3) прилагательных
(используя микрофон-ложку)
(слайд “Ложка загребуха”)
Подводя итог, мне хотелось бы вам рассказать, что существует много названий ложек, а одна их них ложка -загребуха, которая приносит материальный достаток. Я желаю всем вам, чтобы в вашей жизни вам никогда не встречалась ложка дёгтя, а только ложка мёда. У меня нет загребухи, но хотелось бы иметь. Я для всех вас приготовила непростые ложки. Пусть они станут для вас талисманом того, что на них написано. Выберите свою ложку и озвучьте!
Источник
Автор: Габдрашитова Фарида Зайнулловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад “Малыш”
Населённый пункт: Саратовская область Александрово-Гайский район село Александров-Гай
Наименование материала: конспект НОД
Тема: “Предмет обихода, как универсальное средство развития творческих способностей или путешествие ложки”.
Дата публикации: 16.06.2017
Раздел: дошкольное образование
Мастер-класс для родителей с воспитателями.
Тема: «Предмет обихода, как универсальное средство развития творческих способностей или путешествие ложки».
Форма деятельности: познавательно-исследовательская (Технология «Путешествие по «Реке времени»»
Автор Короткова Н.А.), художественно-эстетическая.
Форма организации (групповая, подгрупповая, индивидуальная, парная).
Учебно-методический комплект: Основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до
школы» (Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015;
Средства:
Наглядные: панно с изображением реки с иллюстрациями – метками каждой остановки во времени, иллюстрации с
изображением ложек, коллекция ложек (деревянные, серебряные, пластиковые, металлические, ложки для музыкальной
игры) или (бумажный шаблон – ложки, цветные карандаши, фломастеры); набор пластмассовых ложек, разнообразные
материалы с помощью которых, обыкновенная ложка превратится в героев сказки «Кот, петух, лиса», клей, кисточка,
салфетка, театральная ширма – декорации.
Мультимедийные: проектор; ноутбук; презентация «История ложки».
Литературные: загадка про ложку, стихотворение.
Музыкальные: аудиозапись ансамбля ложкарей.
Предварительная работа:
Консультация для родителей «Театр дома ».
Выставка кукол «Куклы наших бабушек».
Цель: показать родителям способы нестандартного использования предметов в занятиях с детьми.
Задачи:
Формировать представления родителей об истории возникновения ложки, ее разновидностях, качествах и
свойствах.
Развивать способность к экспериментированию.
Систематизировать представления родителей о разных видах театра.
Вызвать интерес к совместной творческой деятельности.
Побуждать делиться опытом и применять плоды своего творчества в совместной деятельности с детьми.
Познакомиться с технологией изготовления театральной куклы, используя в работе пластиковую (деревянную)
ложку.
Этапы
(последо
ватель-
ность)
деятель-
ности
Содержание деятельности
Действия,
деятельность
педагога.
Действия,
деятельность
родителей,
выполнение
которых при-
ведет к дости-
жению запла-
нированных
результатов.
1.
Здравствуйте. Сегодня я покажу мастер-класс в рамках работы по теме
«Вовлечение родителей в образовательную деятельность детского сада и
группы». Тема мастер-класса «Предмет обихода, как универсальное средство
развития способностей детей или Путешествие ложки».
И так, уважаемые коллеги, вы сегодня в роли родителей.
Детской фантазии нет границ. Дети существа удивительные. Они каждый день
совершают открытия, заставляя нас взрослых взглянуть на мир по- новому. И
чтобы их понять нужно нам самим стать чуточку ребенком. И посмотреть на
мир его глазами.
Детям нашей группы очень нравится играть в одну увлекательную игру:
загадывать, отгадывать различные предметы. И сейчас я хочу вам предложить
вспомнить, что мы родом из детства и немножечко поиграть. (Слайд №1 –
Вопросительный знак)
Здесь у меня скрыт некий предмет я вам предлагаю с помощью игры «Да. Нет»
отгадать, что здесь. Вы можете задавать мне различные вопросы, на которые я
буду отвечать: «Да, нет»
Прошу вас. (Если родители затрудняются, то загадываю загадку)
Загадка: «Не лопата, не совок.
Что захватит, то в роток.
Кашу, суп или окрошку
Вы узнали? Это …(ложка)» (Слайд №2 –ложка).
Итак, обыкновенная ложка.
Посмотрите на неё и подумайте, как можно использовать самую обыкновенную
ложку помимо её прямого назначения. (Ответы родителей) (Слайды №3-дети
катают ложку между ладошками, чтобы руки отдохнули); (Слайд №4 – дети
выполняют общеразвивающие упражнения с ложками); (Слайд №5 – дети на
физкультурном занятии используют ложку, как эстафетную палочку).
Педагог приветствует
родителей
(воспитателей).
Ведет диалог с ними.
Если родители
(воспитатели)
затрудняются, то
загадывает загадку.
Психологический настрой
на предстоящую
деятельность, создание
атмосферы
заинтересованности и
психологического
комфорта.
Педагог создает
проблемную ситуацию.
Побуждает к
высказыванию, подводит
к постановке цели.
Приветствуют
педагога, проявляют
заинтересованность,
задают вопросы.
Слушают
внимательно загадку
(ответы).
Уважаемые родители, чтобы расширить знания детей о том, какие бывают
ложки? Какими свойствами обладают они? Для этого, мы с детьми, проводим
эксперименты: ложечки: пластмассовая – очень хрупкая, деревянная по
прочнее, но можно её сломать, если приложить усилия, а металлическая –
прочная; какая ложка притягивает магнит; тяжелая – лёгкая; тонет – не тонет;
тёплый – холодный (Вывод: металлическая ложка притягивает магнит, она
тяжёлая, тонет, обладает свойством теплопроводимости).
Я предлагаю вам попутешествовать вместе с ложкой и пройти несколько
станций.
2.
И первая станция: «Историческая».
Уважаемые родители, вы знаете, что история ложек начинается с древних
времен. Хотите узнать, как это было? Я вам предлагаю совершить волшебное
путешествие по «реке времени». Внимание на экран (Слайд №6-21). – В начале
люди ели руками, но со временем первобытные люди стали есть палочками.
Самую первую ложку человек сделал из камня, она была неровной и тяжелой.
По истечении нескольких лет научились делать из рогов и костей животных.
Эти ложки были гладкие, легкие и не обжигали губы. Люди, жившие у берегов
моря, использовали ракушки, но такие ложки были хрупкими. Но со временем
люди поняли, что самые удобные ложки из дерева и глины. В старину
ложечники делали ложки из липы, берёзы и дуба. Они не нагревались, были
лёгкие и красивые, так, как их украшали резьбой. Время шло люди стали
украшать росписью ложки не только внутреннюю часть, но и снаружи. В
дальнейшем ложки использовали и как музыкальный инструмент. Время шло,
богатые люди использовали ложки из дорогих металлов, а бедные из простых. В
современном мире вид ложек и материалы, из которых они изготавливаются,
меняются.
Вы посмотрели презентацию.
Первой группе родителей предлагаю подойти к макету «Реки времени». Мы
продолжим работу по технологии «Река времени», так как знакомы с историей
жилища и быта. Посмотрите, к нам пришли в гости разнообразные ложки. И
ваша задача расположить картинки с изображением ложек на соответствующий
их временному периоду, участок «реки времени». (Родители выполняют
задание). Молодцы. Спасибо вам. Занимайте свои места.
Наше путешествие продолжается и вторая станция «Рукодельная» 2-я группа
родителей займите свои места. (Слайд №22).
Перед вами инструкции, ознакомьтесь.
Если взять самую обыкновенную ложку, прикрепить личико, то получится один
Использует наглядные
средства. Задает вопросы,
стимулирующие процесс
мышления.
Показывает
презентацию.
Предлагает наклеить на
панно «река времени»
«вехи»- древность,
старина, наше время.
Помогает родителям
повесить на стену панно.
Создаёт настрой на
продуктивную
деятельность.
Педагог дарит всем
ложки. Беседа с
родителями о
проведенной работе.
Включает родителей в
самостоятельную
деятельность.
Предоставляет время
для творческой
деятельности,
наблюдает за
родителями во время
выполнения задания,
оказывает помощь при
необходимости.
Включаются в
беседу, отвечают на
вопросы. Ответы
родителей.
Участники
прослушивают
высказывания детей.
Выражают
собственное
суждение.
Осваивают
временную
последовательность
появления ложки.
Переносят
полученный опыт из
одной деятельности
в другую.
Анализируют,
сравнивают.
Выбирают картинки
и приклеивают на
соответствующий их
временному периоду
участок «реки
времени».
Делятся
впечатлениями,
выражают
собственное мнение
о проделанной
из героев сказки.Ложка в творческих руках ребенка может превратиться во что
угодно. Здесь предоставлены разные материалы, с помощью которых, я хочу
предложить вам превратить обыкновенную ложку в героев сказки «Кот, петух и
лиса» (Слайд №23 – персонажи сказки).
Я думаю, несколько минут вам будут достаточно.
Ну что же делу время, а потехи час. Пора и за работу взяться. (Родители
выполняют работу).
– Лев Семёнович Выготский говорил, что творчество это удел не только
гениев, которые создают великие произведения. Творчество существует везде,
где человек фантазирует, комбинирует и создает что- то новое. (Слайд №24)).
Наша задача поддержать детскую инициативу. Развить творчество и
воображение.
Вы знаете, дети видят в обыкновенных предметах намного больше, чем мы
взрослые. Сейчас я хочу предложить видео и послушать высказывания наших
воспитанников об обыкновенной ложке. (Слайды №25- 30) ПРЕЗЕНТАЦИЯ.
– На ложке можно играть как на гитаре.
– В ложку можно говорить как в микрофон.
– Её можно использовать как катапульту.
– Ложка как волшебная палочка.
– Ложка похожа на маятник от часов.
Удивительно сколько всего дети видят в обыкновенном предмете. Самая
обыкновенная ложка становится путеводителем в мир открытий
работе.
Участники фокус
группы выполняют
работу.
3.
И так, фокус группа готова.
Наши персонажи тоже готовы. И мы отправляемся с нашей ложкой на
следующую станцию, которая называется « Театральная» (Слайд №31).
И так мы отправляем наших героев в сказку «Кот, петух и лиса». (Родители
инсценируют сказку).
– Своих героев из ложек можете забрать с собой. Пусть они станут первыми
персонажами ваших домашних кукольных театров. Прошу занять свои места.
Ложка может превратиться в музыкальный инструмент. И как вы догадались,
следующая станция называется «Музыкальная» (Слайд№32).
Я предлагаю вам сыграть на ложках, как настоящие ложкари.
– «Ложки разные бывают,
И порой на них играют.
Отбивают ритм такой,
Сразу в пляс пойдет любой».
Ставит ширму.
Вовлекает родителей в
драматизации сказки
«Теремок».
Раздает ложки.
Читает художественное
слово и организует
оркестр на исполнение
музыкального
произведения на
ложках.
Участники фокус
группы
драматизируют
сказку.
Гости и участники
фокус группы
играют на ложках,
а затем
складывают ложки
в корзину
И так музыку. Игра на ложках.
4.
Рефлексия
Ложка может путешествовать по воображению бесконечно, потому что у
детской фантазии нет границ.
Я попрошу, используя ложку как микрофон, выразить свое отношение к мастер-
классу.
– Скажите, пожалуйста, вам удалось сегодня почувствовать себя детьми?
– Что вам особенно запомнилось?
– Чтобы вы хотели рассказать своим детям?
Упражнение на снятие эмоциональной усталости и улучшение настроения:
«Мы с вами хорошо поработали. И в завершение я предлагаю представить на
одной ладони улыбку, а на другой – радость. А чтобы они не ушли от нас, их
надо крепко – накрепко соединить в аплодисменты». (Слайд №33).
– Мне эта встреча с вами оставила много приятных впечатлений, и я надеюсь
на дальнейшее сотрудничество с вами.
– Всем огромное спасибо!
Привлекает родителей
к подведению итогов, к
рефлексии
(самоанализу).
Использует деревянную
ложку, как микрофон.
Просит обосновать
свой выбор. Настрой на
новую предстоящую
деятельность.
Выражают свое
отношение.
Делятся
впечатлениями,
выражают
собственное
мнение о
проделанной
работе.
Источник