Предмет коррекции волевого развития ребенка

Предмет коррекции волевого развития ребенка thumbnail

Полем коррекционной
деятельности может выступать и щ
вое развитие
дошкольника.

Предмет коррекции
волевого развития ребенка:

– волевое
действие (в совокупности всех элементов:
цель, мотив, решение, усилие, исполнение
как преодоление препятствий, оценка
результата);

  • саморегуляция
    (стимуляция и торможение активности);

  • упрямство и
    негативизм.

В естественных
условиях коррекция волевого развития
ребенка происходит в процессе его
непосредственного ежедневного общения
со взрослыми.

Представленные
в нашей коррекционной программе фрагмент
вариантов такого общения учитывают
особенности волевого действия ребенка.
Каждый фрагмент базируется на определенном
элементе волевого действия (выбор цели,
преодоление препятствий и совершение
усилий, планирование и прогнозирование,
оценка и т. д.).

В соответствии с
возрастом и индивидуальными особенностями
волевого развитияребенкаодно и то
же заданиеможет быть
предложено детям разного возраста.
Например, наделение функциями контролера
любимой игрушки для ребенка 2-3 лет –
средство воспитания, формирования
саморегуляции, для ребенка 5-6 лет –
средство психологической помощи,
коррекции.

Коррекционные
задания для развития произвольной
саморегуляции у детей

Создание внешних
опор
(например,
условных сигналов), помогающих ребенку
осуществлять саморегуляцию. Для того
чтобы помочь ребенку переключиться с
одного действия на другое, можно
использовать будильник или таймер.
“Посмотри на часы. Сейчас стрелка на
цифре 1. Ты будешь рисовать до тех пор,
пока стрелка не подойдет к цифре 4. Тогда
часы зазвонят, и мы побеседуем о твоем
рисунке”. Наделение
функциями контролера,
функциями
носителя норм, требований любимой
игрушки: “Кто это к нам пришел? Мишка,
– он говорит? Давай послушаем. Все дети
на улице гуляют и Ванечке пора. Вот
Мишка и кофточку нам принес. Посмотри-ка,
как Ванечка сам одевается”, выполнение
простых поручений
(или
выполнение действий по инструкции).
Здесь могут быть самые разнообразные
варианты: Коленька, принеси бабушке
тапочки”. И ребенок (11 месяцев)
приносит. Для детей 5 лет предлагается
следующий текст: “Положи ключи на
стол. Дай мне книгу. Закрой дверь”.
Ребенок выполняет подряд три действия
после однократного восприятия инструкции.
Старшие дошкольники воспринимают на
слух и действуют без наглядного образца
в соответствии с указаниями: “Положи
карандаш справа от себя. Положи листок
перед собой. Отступи сверху и слева по
две клеточки. Поставь точку посередине
третьей клеточки. Перейди на один ряд
вниз и поставь точку в середине клеточки
и в последующей справа. Перейди на один
ряд вниз, проведи горизонтальную линию
через середины трех клеточек, перейди
на один ряд вниз. Нарисуй в каждой
клеточке по кружочку, всего 4”.

Выдвижение
промежуточных целей.
До
дома еще далеко, ребенок просится на
руки. Взрослый: “Вот там собачка.
Пойдем, со­баку посмотрим. А там
голуби, пойдем к голубям. Вот дойдем до
деревца и отдохнем. Видишь машину?
Давай-ка, кто скорее дойдет до нее? А
вот там и домик наш. Вот и пришли”.
Ограничение
и конкретизация целей.
“Рисуй
кружочки” (указание на процесс,
которому не видно конца). “Нарисуй
одну строчку кружков” (конкретизация
цели, указание на момент достижения
цели). “Нарисуй три красивых кружочка”
(конкретизация цели, указание на
качество). “Постой, подожди меня”-
“Постой, подожди меня, посчитай до
10 и еще раз до 10” (дозированное
увеличение задания, нарастание усилий).
“Нарисуй один квадратик, только
постарайся, чтобы было красиво. Нарисовал?
А теперь нарисуй еще один, такой же
красивый и даже еще лучше”. “Нарисуй
два кружочка. И еще один. Нарисуй три
кружочка. И еще один”. Задание
возможности выбора цели:
“Как
ты хочешь и почему? Как ты считаешь и
почему? Ты можешь…” Вопрос “Почему
необходим для создания мотива действия.

Создание ситуации
борьбы мотивов:
“А
почему ты так хочешь? А как можно
поступить по-другому? А как лучше? А как
поступил бы другой мальчик? А как бы я
поступила, угадай? Почему бы я так
поступила?”

Прогнозирование
и обсуждение возможных последствий
“А
что будет, если…?”

Действие в
игровом образе
(хорошо
использовать для выработки у ребенка
саморегуляции, для переключения
внимания, например, для перехода от
шумной игры к тихой). Ребенок бегает по
комнате с мячом, остановиться не может.
“А где моя “мышка”? Надо сказать
ей, что кошка идет, может мышку поймать.
Вот “мышка” (обращаемся к ребенку).
Ванечка, как ты, “мышка”, будешь
бегать? Тихонечко, чтобы кошка не
услышала. А теперь иди, “мышка”, в
норку, иди к маме, спрячемся в домике,
кошка нас не найдет”. Ребенок забирается
на диван, начинает рассматривать книжку
с картинками. Для поддержки усилий,
которые совершает ребенок, этот прием
так же подходит. Малыш еле бредет с
прогулки, начинает ныть. “Знаешь, кем
мы будем сейчас? Мы будем верблюдами.
Идет караван. Большой верблюд и маленький
верблюжонок. Они говорят друг другу:
“И-и-и”. Говори. А вот идем мы по
пустыне. Теперь мы слоны. У слонов
хоботы. Слоны идут, и машут хоботами. А
теперь мы лошадки: “И-го-го”.
Побежали, побежали. Вот мы уже и дома”.

Предвосхищение
в игре реальных событий
(особенно
эмоциональных). Ребенку предстоит
поступление в детский сад. Разыграем
сначала это событие с куклой: “Наша
куколка Маша пойдет в детский сад. Иди,
Машенька, сюда, поздоровайся. У тебя
будет шкафчик для одежды (покажем
шкафчик). Обедать будешь за столом
(сажаем за кукольный столик с другими
куклами), спать в кроватке (укладываем).
У тебя будут друзья. Потом мама за тобой
придет. Затем такой же вариант разыгрываем
с ребенком: “Покажи, как придешь в
детский сад и поздороваешься, как ты
будешь кушать; спать” (ребенок
показывает и комментирует).

Читайте также:  Прогноз развития ребенка при зпр

Моделирование
в игре возможных реальных ситуаций.
Используем,
например, игры-драматизации для тренинга
желательного поведения: “Можно ли
детям открывать кому дверь, когда они
одни дома? Давай послушаем сказку “В
семеро козлят”. А теперь поиграем.
Ты будешь “козликом”». Далее
разыгрывается сказочное действие и
обсуждается поставленный вопрос.

Совместное
сюжетное рисование,
создание
сценария,” процесса, программ действия:
“Сегодня воскресенье. Давай подумаем
и нарисуем, что мы сегодня будем делать.
Вот у нас лист бумаги, вот карандашик.
Вот ты проснулся. А что тепер1′ рисуем?
Да, ты кушал, завтракал. А что дальше?
Нар”1–машинку. Что это значит? Будешь
играть. А потом? Пойдешь на улицу? Рисуй
дорогу, деревья, а вот и мы с тобой. А
дальше вот обед на столе” и т. д. Этим
планом руководствуются в течение дня.”
Вечером перед сном можно по картинкам
вспомнить и обсудить весь день.

Совместная
выработка правил,
заключение
договоров. Иногда школьники начинают
сквернословить. Можно договориться:
“Давай играть так: кто скажет плохое
слово – у того изо рта выскочит лягушка,
а кто скажет хорошее слово – цветок.
Посчитаем у когобольше будет
лягушек, у кого – цветков”.

Обыгрывание
последствий,
возможных
реальных действий ребенка “A
что будет если…?”). Обыгрывание в
последствии дает ребенку право на
ошибку, которая в реальной жизни бывает
для нас опасна, а благодаря тренингу в
игре ребенок может тут же оправиться,
повторить игру и выбрать лучший вариант
для реального поведения. “Зайчик был
один дома. Он увидел таблетки в тумбочке,
подумал, что это конфеты, и съел их. Что
с ним было дальше? Он плакал, стонал, у
него болел живот, ему было плохо. Зайчик,
покажи, что надо делать, если видишь
что-то, похожее на конфеты? А теперь
Ванечка скажет” и т. д.

Подготовимся к
работе.
“Что
нам надо делать для…”. (ребенок
перечисляет и приносит, например, для
уборки квартиры: фартуки, тряпочки,
веник, совок, тазик и т. д.).

Усвоение алгоритма
трудового действия.
Выполнение
действий по указаниям взрослого: “Возьми
кастрюлю, налей в нее воды, поставь на
огонь, положи в кастрюлю 6 картофелин,
закрой кастрюлю крышкой”. Попутно
можно ребенка научить считать, различать
форму предметов, цвет, размер и другие
характеристики и признаки.

Помощник на
кухне
(кухня
для многих детей – самое интересное и
любимое место в квартире). Исполнение
реального трудового действия: участие
в приготовлении пищи в соответствии
со строгими рецептурными правилами.
Например, печем блины ребенок сам
насыпает муку, наливает молоко, добавляет
соль, сахар, размешивает тесто,
переворачивает блины на сковородке.

Обязательное
поручение.
“Ванечка
всегда приносит на стол ложки, хлеб и
чашки, всегда поливает цветы, кормит
рыбок”.

Решение
мыслительных задач возрастающей
трудности,
требующих
нарастания усилий, преодоления неуспеха,
неоднократных попыток. Здесь может
быть несколько вариантов. Рассмотрим
их на примере решения задачи “Сложи
квадрат”. Ребенку дается образец-квадрат,
расчерченный по линиям разрезов, и
образец-квадрат, не расчерченный по
линиям разрезов, а также разрезанные
части, из которых необходимо сложить
целый квадрат.

  1. Ребенок накладывает
    части квадрата на расчерченный образец.

  2. Ребенок выкладывает
    квадрат на столе, глядя на расчерченный
    квадрат.

3.Ребенок выкладывает
целый квадрат на столе, глядя на не
расчерченный квадрат.

4.Ребенок выкладывает
квадрат, не имея наглядных образцов.

При этом главное
– научить его пользоваться не методом
проб и ошибок, а направлять усилия на
усвоение обобщенного способа действий
(сравнить детали с целым образцом,
соотнести их с формой квадрата и т. п.).
Обратим внимание на усложнение способа
решения от первого варианта к четвертому
и на усложнение материала (разрезание
деталей на 2, 3, 5 и т.д. частей).

Оказание помощи
взрослому.
Незаменимость
ребенка (что-то может сделать только
он). “Приди, пожалуйста, на кухню, над
вымыть баночки, а это можешь сделать
только ты, у тебя ручка маленькая, а у
меня не получится”, “Достань,
пожалуйста, напомни мне; вдень нитку”
и т. д.

Объяснение
ребенку поведения взрослого, помощь в
понимании взрослого, прогнозирование
его действий.
В
различных ситуациях общения взрослый
может не реагировать немедленно, а
предложить: “Попробуй-ка, угадай, что
я сейчас думаю, что чувствую, что хочу
сказать?”, “Как ты думаешь, почему
я тебе это говорю? Почему прошу поступить
именно так, а не иначе, почему я не
советую тебе это делать?”

Побуждение и
поддержка нравственных исканий ребенка.

“Правильно
поступает кто-то? Как поступить мне?
Всегда ли прав взрослый? Всегда ли надо
выполнять то, что обещал? Почему не все
держат слово?”

Принятие
нравственной нормы и отнесение ее к
самому себе.
Мальчик
в комнате у знакомых нашел монетку и
положил ее в карман. “Почему ты взял
эту монетку?- Потому, что валялась,
значит, она ничья”. “У мужчины на
улице выпал кошелек. Это увидел прохожий.
Как ты думаешь, что он должен был сделать?
Правильно, он сказал мужчине об этом.
Этим прохожим был не взрослый, а мальчик.
Как ты думаешь, что он должен был сделать?
Правильно, он поступил как взрослый, и
мужчина был ему очень благодарен”.
“Представь, что ты стоишь на улице и
видишь, как у мужчины из кармана выпал
кошелек и валяется. Что ты сделаешь?”
Если ребенок относит к себе нравственную
норму, то он отвечает, что отдал бы
находку. Из этого следует вопрос: “Как
же ты поступишь сейчас?”, и, чтобы
выйти из противоречий, ребенок возвращает
монетку. В случае если на вопрос,
проверяющий применение ребенком нормы
к самому себе, он отвечает, что кошелек
валяется, значит, он ничей вопросы о
том, как он должен поступить, продолжаются,
создаются противоречия, выход из которых
один – при­ять к себе нравственную
норму.

Читайте также:  Раннее развитие ребенка в минске

Репетиция
действий.
Ребенку
впервые предстоит сходить самостоятельно
в магазин (в детский сад, к бабушке и т.
д.). В результате беседы ребенок должен
точно и связно описать последовательность
своих действий и мыслей. “Я выйду из
дома, поверну за угол пойду в магазин,
посмотрю, какой хлеб лежит на полках,
потрогаю вилкой, выберу мягкий, половину
черного и батон, положу в мешочек,
посчитаю, сколько он стоит, возьму из
кошелька деньги на хлеб и на батон,
отдам их в кассу, потом пойду домой”.
В таком предварительном описании
ребенок использует много глаголов, это
способствует осознанию своей активности
и целенаправленности.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

    10.02.201536.1 Mб346Коменский Великая дидактика 1939.pdf

  • #
  • #
  • #
  • #

Источник

Коррекция эмоционально-волевой сферы как средство улучшения социальной адаптации ребенка

Е.А.Баус, педагог-психолог МОУ «Первомайская сош»

      Проходя сложный путь социализации, ребенок подвергается частым воздействиям окружающей действительности. У некоторых детей под этим воздействием истощается запас адаптационной энергии. Это выражается в напряжении организма, в конфликтных ситуациях со взрослыми, ровесниками, нарушении поведения и т.д.

     Известно, что важным фактором, обеспечивающим успешность социальной адаптации, является адекватное поведение человека в обществе, которое обусловлено гармоничным взаимодействием интеллекта и эмоциональной стороны психики. Исходя из этого, необходимо способствовать развитию не только интеллекта, но и  эмоционального компонента психики ребенка.

      В коррекционной работе по эмоционально-волевому развитию опираюсь на теоретические положения Анохина П.К, Выготского Л.С.,Божович Л.И., Запорожец А.В., Семаго М.М., Семаго Н.Я., Шаповаловой О.Е.:

– эмоциональная сфера тесно связана с мотивацией, обусловлена потребностями и оказывает влияние на любое проявление активности;

– в процессе освоения социального опыта ребенок постепенно овладевает нормами выражения эмоций, повышается способность к произвольной регуляции;

– необходима эмоциональная поддержка ребенку, так как без неё может развиваться чувство отчуждения. На этом фоне могут возникнуть негативные эмоциональные образования в виде проявлений тревожности, агрессивности.

– есть общие и специфические законы психического развития нормального и аномального ребенка. Закономерности  эмоционального развития;

– агрессивное поведение во многих случаях есть не что иное, как эмоциональная реакция на ситуацию. Эмоциональные и поведенческие реакции во многом зависят от внешних условий и от отношения ребенка к окружающим;

– неиссякаемым источником позитивных и негативных  переживаний является отношение личности к себе, её самооценка, которая при правильно организованной воспитательной работе стимулирует социально направленную активность.

     В основу коррекционной работы эмоционально-волевого развития ребенка беру игры, упражнения, тренинг.

Особенность методов

Игра

Тренинг

Упражнения с использованием рисования и беседы

«Любая игра способствует развитию творческого потенциала личности, а так же гибкого и вместе с тем целенаправленного поведения»[5]

Направленность на развитие  адекватного отношения к людям; на повышение уровня интеллектуальной регуляции эмоциональных проявлений; обогащение представлений учащихся о способах решение проблемных ситуаций, связанных с общением; возможность оценивать эти ситуации с различных точек зрения.

Рисование помогает обучать детей навыкам адекватного восприятия и выражения эмоций; помогает снимать напряжение, «выразить свои конфликты и осознать их из-за бедности своего аффективного словаря»[4];

Рисование и беседа помогают наладить контакт с ребенком

     Особого внимания в коррекционной работе  заслуживают упражнения с использованием рисования и беседы.

     Так в своей работе использую упражнение «Герб и щит». Оно направлено на определение своих внутренних ресурсов противостояния опасностям, помогает осознать собственную значимость.

      Ребенку дается лист с нарисованным шаблоном  герба.

      В верхней части листа ребенок записывает и продолжает три предложения:

1. Я горжусь собой, потому что …

2. Я горжусь собой, потому что …

3. Я горжусь собой, потому что …

Ребенок  записывает три разных повода гордиться собой.

Затем, работа с шаблоном. Он видит, что поле разделено на пять полей.                                                                                                  

                                                                Рисунок 1

На первом поле герба рисует то, что  умеет делать лучше всего.

На втором поле рисует место, где  чувствует себя хорошо, уютно и  безопасно.

На третьем – самое большое свое достижение.

На четвертом – трех людей, кому может доверять.

На пятом поле пишет три слова, которые хочет слышать о себе.

  Далее идет обсуждение  рисунка.

 Рисунок 2

1. Я горжусь собой, потому что я люблю животных
2. Я горжусь собой, потому что я хожу в школу
3. Я горжусь собой, потому что я люблю учиться

Читайте также:  Центр развития ребенка спектр курска

                       

Когда-то рыцари  изображали свои гербы на щитах, а во время турниров, для

придания смелости, выкрикивали свой девиз. Твой личный девизы раскрываются тремя предложениями, начинающимися со слов: «Я горжусь собой…», а также в трех словах, которые тебе хотелось бы слышать о себе. Когда тебе бывает горько, обидно, страшно, то для поддержания духа

вспоминай и говори себе эти слова.

  Люди, нарисованные в четвертом поле, напоминают тебе – ты не одинок. Есть кому тебя выслушать и помочь.

  Напоминание о твоем самом  большом достижении, которого ты добился сам, помогает, когда охватывает неуверенность.

  Даже мысленное пребывание в месте покоя и безопасности поможет

восстановить силы, отдохнуть.

  Первое поле герба поможет в ситуации скуки, бездействия.

  Этот рисунок можно рассматривать и как щит с гербом, а щит – это оружие защиты и даже победы. С его помощью можно преодолеть какую-нибудь жизненную ситуацию. [3]

     Эта методика информативна: выделяет ли ребенок дом как место, где ему спокойно, безопасно, хорошо; являются ли его родители тем, кому он может доверять.

      В коррекционной работе использую комплекс рисуночных упражнений Натальи Горячевой [1]. Они дают возможность расслабиться, успокоиться, подумать над принятием необходимого решения. Их выполнение повышает настроение, приводит к позитивному восприятию мира и своего места в нем.

Упражнение «Цветик-семицветик»

проводится  с целью оценки и тренировки эмоционального состояния, а так же выяснения уровня самооценки ребенка.

                                   

 Упражнение «Пальчики-мордашки».    

Упражнение проводится два раза в неделю: в понедельник – для позитивного настроя на рабочую неделю и в пятницу – для коррекции негативного восприятия событий, которые могли произойти за неделю. В конце недели все проводится по той же схеме.

                                       

      В работе с подростками использую  упражнение – графическая беседа  «Круг воли» [2]. Данная методика направлена на уточнение и расширение представлений подростков о волевом компоненте образа «Я», на актуализацию интереса к волевой сфере личности она дает возможность соединить недифференцированные, до конца не осознанные переживания с их предметами. Беседа позволяет проговорить те смыслы, которые ребенок вкладывает в понятия воля, сила воли, волевые качества, и получить информацию о волевой сфере данного подростка.

      В работе можно использовать готовый бланк (см. приложение1), но лучше дать чистый стандартный лист бумаги, 8 цветных карандашей и простой карандаш. Прием графического изображения позволит быстрее и легче установить контакт с ребенком.

      Работа по этой методике заключается в беседе психолога с подростком по его изображению.

Психолог. Нарисуй круг. Это круг твоей воли. Полный круг – это 100%. Закрась на нем сектор, который покажет, сколько, как ты считаете, у тебя силы воли.

      Ребенок может закрасить весь круг или какую-либо часть.

      Далее, рассматриваем признаки волевых качеств. Понимание того, как проявляются целеустремленность, решительность, настойчивость, выдержка, дисциплинированность, смелость, инициативность, и каковы их признаки позволяют ребенку оценить их у себя.

Психолог. К перечисленным волевым качествам подбери подходящий, по твоему мнению, цвет и этим цветным карандашом нарисуй круг. У тебя получится 8 кругов, соответствующих перечисленным волевым качествам.

      В каждом круге закрась ту часть, тот сектор, который соответствует, на твой взгляд, степени выраженности этого качества у тебя.

      Проранжируй круги волевых качеств по степени закрашенности секторов – от наибольшего к наименьшему.

      Затем, обсуждаем, насколько представления ребенка о своих волевых качествах соответствует полученным данным, какие, по его мнению, качества развиты в достаточной степени, а над развитием каких качеств ему необходимо поработать.

      Анализируя закрашенные части кругов, обсуждаем: действительно ли волевые качества ребенка имеют такую высокую или низкую степень выраженности.  

      Такая беседа направлена на выработку адекватных представлений ребенка о своих волевых  качествах.

     Беседу проводим еще раз для анализа изменений в представлениях ребенка о степени выраженности его волевых качеств.

      Если есть изменения в закрашенной части кругов, то можно предположить, что произошли изменения в представлении ребенка о своих волевых качествах.

     Следует отметить, то в данном упражнении не анализируется выбор ребенком цвета для закрашивания.

      И так, коррекция эмоционально-волевой сферы включает разные методы. Использование школьным  психологом этих методов помогает ребенку осознать себя, свои чувства; с их помощью развивается способность выражать социально одобряемым способом свое отношение к окружающему миру; развивается уверенность в себе. Как следствие – ребенку легче адаптироваться.

Литература

  1. Горячева Наталья. Экология души.//Школьный психолог.2003.№23.
  2. Кунигель Татьяна. //Школьный психолог. 2004.№25-25.
  3. Открытый урок нашей общей тревоги. Составитель – Н. Клименко. –Издательство «Эфлакс»,2003.
  4. Чистякова М.И. Психогимнастика/По ред. М.И. Буянова.-М.: Просвещение: ВЛАДОС,1995.
  5. Шаповалова О.Е. Психолого-педагогическая поддержка эмоционального развития умственно-отсталых школьников.- М.: В.Секачев,2007.

Источник