Предмет и задачи психологии аномального развития ребенка
Главная страница
Случайная страница
КАТЕГОРИИ:
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
Предметом психологии аномального развития являются нарушения в развитии психической деятельности ребенка. При исследовании психически больного ребенка в центре внимания клинического психолога стоит вопрос о психологической классификации основных психических расстройств, их структуре и степени выраженности.
Специфической задачей психологии аномального развития является определение качественного характера нарушения психического развития ребенка, который отражает внутреннюю структуру соотношения дефекта с сохранным фондом развития.
Одной из основных задач психологии аномального развития является получение данных о психическом состояний ребенка с отклоняющимся поведением: о состоянии его познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы и личности в целом. В работе психолога патопсихологическое обследование ребенка необходимо для отграничения отклонений в поведении, возникших под влиянием социальной ситуации развития, от тех, которые обусловлены нарушением психической деятельности. Так, например, невнимательность, рассеянность ученика на уроке, невыполнение им заданий учителя, крайне низкую успеваемость, доходящую до невозможности овладения школьными навыками и знаниями, можно объяснить отсутствием учебной мотивации, обесцениванием учебы для ребенка в связи с имеющимися у него иными интересами и ценностными ориентациями, иными сферами самоутверждения. Однако такая же картина поведения может быть и при церебрастенических состояниях, характеризующихся истощаемостью внимания, низкой или неравномерной работоспособностью, инертностью психических процессов, часто сочетающихся с нарушением анализа и синтеза пространственных отношений, тонкой моторики. Современная психология, внимательно изучая причины школьной неуспеваемости, выделяет пять, совершенно различных, групп учащихся, которые по различным причинам не усваивают программу массовой школы: 1) нормальные, но педагогически запущенные дети; 2) умственно отсталые дети; 3) дети с врожденной или ранней тугоухостью; 4) ослабленные, или церебрастенические дети; 5) дети с эмоциональными дефектами.
Важной задачей психологии аномального развития является раннее выявление симптомов психического недоразвития, искаженного, дисгармонического развития, дебюта психических заболеваний, невропатии, неврозов и т.п. Успешное решение этой задачи распадается на три этапа: 1) разработка (или подбор) методов, позволяющих ориентироваться во всей массе детей с нарушениями развития; 2) углубленное клинико-психологическое исследование для уточнения диагноза; 3) прогноз дальнейшего умственного развития ребенка.
Определенные задачи возникают перед детским клиническим психологом при работе с подростками. Этот возрастной период, являясь сложным этапом в развитии для всех детей, провоцирует резкие отклонения в поведении у подростков с нарушениями в психической деятельности. Это возникает часто даже при минимальных, компенсированных (т.е. незаметных для простого наблюдения) ранее нарушениях. Так, например, при некоторых типах акцентуаций характера в подростковом возрасте ярко проявляются признаки социальной дезадаптации: отказ выполнять требования взрослых, негативизм по отношению к социально одобряемым нормам поведения, повышенная раздражительность, конфликтность и т.п. Такие же, на первый взгляд, поведенческие проявления свойственны и обычному подростку в отношении своих родителей, если те не хотят сменить стиль отношений с сыном или дочерью, пытаясь удержать их в рамках детской «морали послушания». В этом случае поведение подростка не является патологией, а выступает как реакция эмансипации, гипертрофированная в ответ на неправильное поведение родителей.
Следующая задача, которую решает психология аномального развития, – использование данных патопсихологического обследования в ходе осуществления корригирующих воздействий. Так, выявление личностных особенностей ребенка, его интересов, интеллектуального уровня помогает установить контакт с ним, прогнозировать особенности эмоционального реагирования на психотерапевтическое воздействие, гибко строить тактику общения. Иногда сам патопсихологический эксперимент может стать инструментом психотерапевтического воздействия. Так, дети с заниженной самооценкой, неуверенностью в себе, патологической застенчивостью при успешном выполнении заданий видят очевидность высказываемых психологом суждений о наличии у них потенциальных возможностей для высоких достижений.
Психологические измерения динамики улучшений в психической деятельности в связи с проводимой психокоррекцией также являются задачей психологии аномального развития. Данные этих измерений выступают объективными показателями влияния психотерапии и других корригирующих воздействий (обучающий эксперимент, развивающие игры) на лечение.
Очень важной практической задачей является получение данных о психической деятельности ребенка для осуществления различного рода экспертиз. Прежде всего это необходимо для решения вопроса о том, где следует учиться ребенку: в обычной или специальной школе. Направление ребенка в специальную школу осуществляют психолого-медико-педагогические консультации (ПМПК). Однако далеко не всегда родители своевременно обращаются за помощью к специалистам. Это объясняется тем, что многие виды психического недоразвития ребенка не заметны в бытовом общении. Естественно, что предположение наличия у ребенка психического недоразвития глубоко травмирует родителей, они не хотят соглашаться с тем, что сын или дочь подлежат обучению в специальной школе. Поэтому экспертная оценка здесь необходима и от ее точности зависит дальнейшая судьба ребенка. Если ребенок с аномальным развитием учится в обычной школе, он постоянно чувствует свою несостоятельность по сравнению с другими детьми. Это приводит уже к вторичным нарушениям – невротическим реакциям – либо отклонениям в развитии личности. Не меньше вреда приносит для психического развития и такой вариант, когда педагогически запущенного ребенка направляют в специальную школу, расценив отсутствие готовности к школе как умственную отсталость.
В профориентации и трудовой экспертизе патопсихолог выявляет степень нарушения психической деятельности и влияние этого на трудоспособность обследуемого. Опираясь на сохранные психические функции, психолог помогает выбрать такую профессию, где возможна максимальная компенсация дефекта. В то же время старшеклассник должен знать перечень профессий, которые ему противопоказаны в силу его особенностей. Например, для эпилептоидных личностей не подходят профессии, требующие быстрого переключения внимания, связанные с передвижением; не рекомендуется работа с вращающимися механизмами, открытым огнем. Однако им хорошо удается деятельность, требующая усидчивости, тщательности, постоянства и монотонности движений.
Очень важна роль патопсихологического обследования при определении годности юноши к службе в армии. Это касается тех случаев, когда ранее у ребенка были диагностированы не резко выраженная форма олигофрении либо психопатия, невроз, резидуально-органические поражения головного мозга и т.п. В компетенцию патопсихолога входит выяснение и таких спорных ситуаций, возникающих в ходе военной экспертизы, когда допризывник, не имеющий ранее (в анамнезе) психических нарушений, проявляет признаки социальной дезадаптации.
Патопсихологическое обследование все более часто применяется в ходе судебно-психиатричеекой (СПЭК) и судебно-психологической (СПЭ) экспертизы. Если задача психиатра в ходе СПЭК состоит в выявлении и диагностике психического заболевания, то патопсихолог осуществляет структурно-динамический анализ личности обследуемого. Это особенно важно, когда психическое заболевание выражено не резко, когда его проявления стерты или атипичны.
В процессе рассмотрения уголовных дел, по которым проходят несовершеннолетние, судебно-психологическая экспертиза применяется и в тех случаях, когда сомнений в психическом здоровье обследуемого не возникает. Это объясняется необходимостью выяснения способности несовершеннолетнего сознавать смысл и значение своих действий и руководить ими. Патопсихологическое обследование здесь направлено на определение уровня интеллектуального развития, познавательной, эмоционально-волевой сферы, структуры мотивов и потребностей, системы отношений, установок, ценностных ориентаций подростка или юноши. Важно также выяснение вопроса о состоянии несовершеннолетнего (страх, отчаяние, голод, переутомление), повлиявшем на его действия в момент преступления, в том числе наличие патологического либо физиологического аффекта.
Психологическая экспертиза проводится не только в отношении обвиняемого, но и для выяснения личностных особенностей и психических состояний у потерпевших, свидетелей. Полученные данные дают возможность судить о достоверности их показаний, а также помогают установить степень вероятности возникновения у несовершеннолетнего в определенной ситуации таких состояний, как растерянность, потеря ориентировки, невозможность противостоять психическому давлению преступника. Например, повышенная внушаемость девочки, сформировавшаяся у нее (в результате воспитания по типу доминирующей гиперпротекции) установка на беспрекословное подчинение требованиям взрослого, в значительной мере повышают риск того, что она станет жертвой полового преступления.
Диагностировать психическое заболевание может только психиатр; задача клинического психолога – предоставить психиатру результаты исследования личности и психических процессов у ребенка, что поможет врачу более точно определить вид заболевания, степень его выраженности, прогнозировать эффективность лечения.
2. Основные этапы становления психологии аномального развития.
ПАР имеет свою историю. Первые работы, посвященные нарушениям психического развития у детей и психологическим механизмам этих состояний, относятся к границе XIX и XX вв. Эти исследования начинались как в рамках педагогики (М. Монтессори), так и психиатрии (3. Фрейд). В ходе развития возрастной психологии для установления норм интеллектуального развития ребенка появился психологический инструментарий для измерения уровней недоразвития интеллекта (тесты Бине–Симона, Векслера). Структурный подход к вопросу о деформировании и возможных отклонениях в развитии мышления у детей и подростков представлен в работах Ж. Пиаже. Одновременно с этим в психотерапевтических концепциях 3. Фрейда, А. Адлера обращается внимание на детство пациентов, систему их взаимоотношений с родителями и возникающий в связи с этим внутриличностный конфликт.
Выдающийся вклад в изучение аномалий психического развития сделан Л.С. Выготским, который на модели умственной отсталости сформулировал ряд общетеоретических положений, оказавших фундаментальное влияние на все дальнейшее изучение аномалий развития. К ним прежде всего относится положение, что развитие аномального ребенка подчиняется тем же закономерностям, которые характеризуют развитие здорового ребенка. Выготский выдвинул положение о первичном дефекте, наиболее близко связанном с повреждением нервной системы, и ряде вторичных дефектов, отражающих нарушения психического развития в условиях первичного дефекта.
В дальнейшем изучение личностных и интеллектуальных особенностей детей с аномалиями развития было представлено в работах Б.В. Зейгарник, С.Я. Рубинштейн. Чрезвычайно интересный синтез патопсихологического, психиатрического и психотерапевтического подхода к проблеме неврозов в детском возрасте отражен в статьях и монографиях В.И. Гарбузова, А.И. Захарова, Д.И. Исаева. Изучение роли семейных взаимоотношений в формировании разнообразных личностных нарушений у детей и подростков проводится Э.Г. Эйдемиллером.
В.В. Лебединский занимается проблемами нарушения психического развития у детей и предложил психологическую классификацию данных нарушений. В последние годы в отечественной ПАР уделяется большое внимание формирующему эксперименту, методам коррекции нарушений психических процессов и эмоционально-волевой сферы личности, совершенствованию дифференциально-диагностического методического аппарата.
Источник
1.Предмет
и задачи психологии аномального
развития.
Предмет:
закономерности психического развития
и особенности психической деятельности
детей и взрослых с психическими и
физическими недостатками.
Что
важно:
психология аномального развития имеет
дело с устойчивыми аномальными
состояниями, вызванными нетекущим
болезненным процессом, а отдаленными
последствиями каких-то органических
повреждений или нарушений формирования
психических функций в результате крайне
неблагоприятных социальных условий.
Задачи:
изучение
закономерностей и особенностей
психического развития детей и взрослых
с различными психическими и физическими
недостатками в разных условиях, и прежде
всего, в условиях коррекционного
обучения;создание
методов и средств психологической
диагностики нарушений развития;разработка
средств психологической коррекции
недостатков развития;психологическое
обоснование содержания и методов
обучения и воспитания в системе
специальных образовательных учреждений;психологическая
оценка эффективности содержания и
методов обучения детей с недостатками
развития в разных условиях;психологическое
изучение социальной адаптации лиц с
недостатками;психологическая
коррекция дезадаптации.
2.
Изучение закономерностей аномалий
развития психики сосредоточено в сфере
детской патопсихологии, дефектологии
(специальной психологии и специальной
педагогики) и детской психиатрии
3.
Аномальные
дети
дети,
имеющие значительные отклонения от
нормального физического или психического
развития. Лежащие в основе этих отклонений
аномалии, или дефекты (от лат. с1е}ес!из
— недостаток, поэтому иногда применяется
термин «дефективные дети»), могут быть
врожденными и приобретенными. Причины
возникновения врожденных аномалий
очень разнообразны. В ряде случаев
важную роль играют генетические
(наследственные) факторы; однако выявление
или невыявление наследственных влияний
нередко определяетсяфакторами внешней
среды. Врожденные аномалии могут
возникнуть от непосредственных
воздействий на развивающийся плод
химических, механических, температурных
влияний (интоксикация, травма, охлаждение),
нарушения питания плода и т. д.
Внутриутробная
инфекция плода, напр., врожденный
токсоплазмоз приводит иногда к тяжелым
нарушениям эмбрионального развития—
микроцефалии и гидроцефалии, врожденной
слепоте и т. п.
Приобретенные
аномалии в основном являются последствиями
перенесенных в раннем детском возрасте
инфекционных болезней (эпидемического
цереброспинального менингита,
полиомиелита, кори, скарлатины, гриппа
и др.). Сравнительно меньшую роль в
возникновении приобретенных аномалий
играют травмы, интоксикации и др. причины.
«Психический
дизонтогенез» – нарушение
психического развития в детском и
подростковом возрасте, в результате
расстройства и созревания функций и
структур головного мозга. Причины:
экзогенные (экология, вода, питание);
патогенные (соц.родовые факторы
негативного воздействия); сочетание
биолог.и патогенных.
2
типа псих.дизонтогенеза: ретардация
– запаздыване
или приостановка психического развития
(ЗПР). Асинхрония – опережение в развитии
одних функций и отставание других
(дисгармония, искажение).
4.
Дизонтогенез — это нарушение развития
организма на каком-либо этапе онтогенеза.
)
недоразвитие,
2)
задержанное развитие,
3)
поврежденное развитие,
4)
дефицитарное развитие,
5)
искаженное развитие,
6)
дисгармоническое развитие.
66. Представления об «аномальном ребенке»
К
аномальным относятся дети, у которых
физические или психические отклонения
приводят к нарушению нормального хода
общего развития. Различные аномалии
по-разному отражаются на формировании
социальных связей детей, на их
познавательных возможностях. В зависимости
от характера нарушения одни дефекты
могут полностью преодолеваться в
процессе развития ребенка, другие
подлежат лишь коррекции или компенсации.
Развитие аномального ребенка, подчиняясь
в целом общим закономерностям психического
развития детей, имеет целый ряд собственных
закономерностей.
Источником
приспособления аномальных детей являются
сохранные функции. Функции нарушенного
анализатора, например, заменяются
интенсивным использованием сохранных.
К
основным категориям аномальных детей
в дефектологии относятся следующие:
1)
дети с выраженными и стойкими нарушениями
слуховой функции (глухие, слабослышащие,
позднооглохшие);
2)
дети с глубокими нарушениями зрения
(слепые, слабовидящие);
3)
дети с нарушениями интеллектуального
развития на основе органического
поражения центральной нервной системы
(умственно отсталые);
4)
дети с тяжелыми речевыми нарушениями
(логопаты);
5)
дети с комплексными нарушениями
психофизического развития (слепоглухонемые,
слепые умственно отсталые, глухие
умственно отсталые);
6)
дети с нарушениями опорно-двигательного
аппарата;
7)
дети с выраженными психопатическими
формами поведения.
67. Науки, занимающиеся аномальным развитием
Изучение
закономерностей аномалий развития
психики сосредоточено в сфере детской
патопсихологии, дефектологии (специальной
психологии и специальной педагогики)
и детской психиатрии. Дефектология как
область знания сложилась в результате
развития и интеграции отдельных ее
отраслей: сурдопедагогики (воспитание
и обучение детей с недостатками слуха);
тифлопедагогики (воспитание и обучение
детей с дефектами зрения); олигофренопедагогики
(воспитание и обучение умственно отсталых
детей); логопедии (изучение и коррекция
недостатков речи), а также выявления
общих закономерностей развития, обучения
и воспитания аномальных детей. Адекватным
в этих условиях является комплексный
подход к изучению аномальных детей
различными специалистами (педагогами,
врачами, дефектологами, психологами,
физиологами).
Развитие
дефектологии тесно связано с детской
неврологией, сформировавшейся, в свою
очередь, на стыке невропатологии и
педиатрии, благодаря которой оказалось
возможным изучение онтогенеза нервной
системы ребенка, соответствия развития
нервно-психических функций возрасту,
выявление причин задержек и искажений
развития, а также исследование изменений
нервной системы при различных
патологических состояниях, ее роли в
этиопатогенезе заболеваний детского
возраста.
Большое
значение для развития дефектологии
имеют достижения психологии, в частности,
таких ее отраслей, как нейропсихология
и детская патопсихология. Нейропсихологический
анализ позволяет на основе клинических
и экспериментально-психологических
данных очертить круг поражений психических
процессов, возникающих при локальных
поражениях мозга. Патопсихологические
исследования раскрывают закономерности
распада психической деятельности и
свойств целостной личности в ситуации
болезни, основанные на сравнительном
анализе формирования и протекания
психических процессов, состояний и
свойств личности в норме.
По
мере возникновения детской психиатрии
в патогенезе и клинической картине
болезни все большее значение стало
придаваться роли возраста, а также
симптоматологии, формирующейся под
влиянием аномального развития в условиях
болезни, – явлений дизонтогенеза. Если
объектом дефектологических исследований
является дизонтогенез, обусловленный,
как правило, уже завершенным болезненным
процессом, то детская психиатрия накопила
ряд данных о формировании аномалий
развития в процессе текущего заболевания,
динамике дизонтогенетических форм
психической конституции и аномальном
развитии личности в результате
деформирующего влияния отрицательных
условий воспитания (различные варианты
патохарактерологического формирования
личности). Смягчение остроты
психопатологических симптомов в связи
с развитием фармакологии увеличило
процентное соотношение детей, способных
к обучению. Параллельно расширению
психофармакологической помощи больным
детям все более актуальной и перспективной
становится проблема психолого-педагогической
реабилитации и коррекции.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Источник