Право ребенка на развитие способностей

Право ребенка на развитие способностей thumbnail

Это направление деятельности социального педагога в боль­шинстве случаев рассматривается как второстепенное. Между тем реализация задач диагностики, учета и развития индивидуальных способностей ребенка, создания для этого оптимальных условий в рамках семьи, учреждения образования, в сфере досуга, в среде общения — важное условие профилактики серьезных отклонений в его поведении.

Система работы социального педагога по защите прав ребенка на развитие способностей строится с учетом законодательно за­крепленных позиций, согласно которым:

– государство создает условия для получения адекватного об­разования как для граждан с отклонениями в развитии, так и для проявивших выдающиеся способности (ФЗ РФ «Об образовании», ст. 5);

– допускается сочетание различных форм получения образова­ния, в частности экстерната, семейного образования, самообра­зования (там же, ст. 10);

– образовательное учреждение в соответствии со своими устав­ными целями и задачами может реализовывать дополнительные образовательные программы и оказывать дополнительные обра­зовательные услуги (на договорной основе) (там же, ст. 14);

– образовательные учреждения при реализации образователь­ных программ используют возможности учреждений культуры (там же, ст. 14).

Образовательное учреждение, согласно Письму Министер­ства образования РФ от 21.07.95 г. № 52-М «Об организации платных дополнительных образовательных услуг», имеет право при наличии спроса, лицензии и договора с заказчиками пре­доставлять на платной основе такие образовательные услуги, как изучение специальных дисциплин сверх часов и сверх про­граммы по данному предмету, предусмотренной учебным пла­ном; репетиторство с обучающимся другого образовательного учреждения; курсы по подготовке к поступлению в учебное за­ведение, по изучению иностранного языка и т.п.; кружковую работу по обучению игре на музыкальных инструментах, фото­графированию, кино-, видео-, радиолюбительскому делу, кройке и шитью, вязанию, домоводству и т.п.; создание различных сту­дий, групп, школ, факультативов по обучению и приобщению детей к мировой культуре, живописи, графике, скульптуре и т.д., т.е. всему тому, что направлено на всестороннее развитие гармоничной личности и не может быть дано в рамках государ­ственных образовательных стандартов; создание различных групп специального обучения детей с отклонениями в развитии, по адаптации детей к условиям школьной жизни; оздоровитель­ные мероприятия.

Учитывая сложившуюся практику, социальный педагог:

выявляет социальную направленность личности (причастность к «группам риска», лидерская направленность, альтруистические установки и т.п.) и индивидуальную предрасположенность к оп­ределенным видам деятельности;

совместно с психологом ведет учет детей с ярко выраженны­ми способностями, одаренных детей, если они относятся к кате­гории риска либо проживают в неполных, опекунских, малообес­печенных семьях;

добивается реализации законодательно закрепленных льгот детям-инвалидам, сиротам и т.д., если они прибегают к допол­нительным образовательным услугам;

если это возможно, совместно с родителями ищет пути и сред­ства определения ребенка в специализированные учреждения, секции, кружки, клубы;

проводит работу по поиску спонсорских средств для оплаты занятий детей;

совместно с руководителями специализированных учреждений и коллективов ищет пути определения ребенка в эти учреждения на льготных условиях;

совместно с представителями администрации образователь­ного учреждения изыскивает возможности для создания в рам­ках данного учреждения групп, филиалов отдельных коллекти­вов, студий, школ с бесплатным обучением или обучением на льготных условиях.

^Социально-педагогическая защита прав несовершеннолетних на участие в трудовой деятельности

В представлении большинства современных подростков работа выступает прежде всего как способ зарабатывания денег, инте-.ресные, но низкооплачиваемые профессии, как правило, не при­влекают их. В идеале они связывают свое будущее либо с высоко­оплачиваемой легальной работой в сфере экономики, финансов, | Юридических услуг, которая требует хорошего образования (что [стоит обычно немалых денег), компетентности, ответственнос­ти, трудолюбия, либо с работой в теневой экономике, так или иначе сопряженной с коррупцией, насилием и иными незакон­ными средствами обогащения. Предлагаемые образовательными [учреждениями, молодежными биржами труда и т.п. виды трудо­вой деятельности, имея ярко выраженную общественно полез­ную направленность, не находят необходимой мотивации у под­ростков. Отсутствие профессии (специальности), опыта работы и завышенные притязания несовершеннолетних делают их некон­курентоспособными на рынке труда.

Не получая необходимой поддержки государства, подростки 1 создают свои предпринимательские ниши:

– легальную (торговля газетами, сдача бутылок, мытье машин и т.п.);

– полулегальную (школьный «черный рынок», уборка в ноч­ное время коммерческих палаток и т.п.);

– нелегальную (торговля запрещенными законом товарами — наркотики, оружие и т.п.).

Следствия подобного стихийного трудоустройства очевидны. К сожалению, в настоящее время негативные проявления этого процесса все чаще начинают закрепляться в качестве признаков подростковой и молодежной субкультуры. В связи с этим возрас­тает роль организованных форм трудоустройства несовершенно­летних.

С одной стороны, социальный педагог, обеспечивая экономи­ческую поддержку несовершеннолетнего и его семьи, занятость ребенка в свободное время, способствует его трудоустройству. С другой — он вынужден бороться с полулегальной или нелегаль­ной занятостью детей как источниками девиации, нарушения их прав.

Государство разрабатывает нормативно-правовые основания трудоустройства несовершеннолетних, инициирует специальные органы и обучающие (профориентационные) программы, спо­собствующие созданию рабочих мест для несовершеннолетних, привлечению несовершеннолетних к активной трудовой деятель­ности, защите их прав, интересов и льгот в сфере трудоустрой­ства.

Согласно основным положениям права, несовершеннолетние граждане допускаются на работу, не наносящую ущерба их здо­ровью, нормальному развитию, нравственности и не нарушаю­щую процесса обучения. Трудоустройство подростков в возрасте 14 лет допускается только при наличии письменного согласия одного из родителей или лица, его заменяющего.

Направление подростков для трудоустройства осуществляется в соответствии с Перечнем видов работ, рабочих мест и профес­сий, на которых допускается применение труда подростков, раз­рабатываемым предприятиями по согласованию с региональны­ми органами по труду, органами образования, здравоохранения и профсоюзными объединениями.

Читайте также:  На развития мышления ребенка на уроках начальная школа

Запрещается направление подростков на тяжелые работы, ра­боты с вредными или опасными условиями труда и в ночное вре­мя, на работы по переноске и передвижению тяжестей, вес кото­рых превышает установленные для них предельные нормы, а так­же работы, связанные с производством, хранением и торговлей спиртными напитками, работы, наносящие ущерб нравственно­сти подростка, и работы, выполняемые вахтовым методом.

Максимальная продолжительность рабочего времени в период каникул для учащихся в возрасте от 16 до 18 лет составляет 36 часов в неделю и 6 часов в день; для учащихся от 14 до 16 лет — 24 часа в неделю и 4 часа в день.

В течение учебного года продолжительность еженедельного у ч е б -ного и ежедневного рабочего времени учащихся не может превы­шать половины максимальной продолжительности рабочего вре­мени, предусмотренной для учащихся соответствующего возрас­та в период каникул.

Выполнение работы учащимися подтверждается справкой с ука­занием вида работы, времени работы и заработной платы или соответствующей записью в трудовой книжке, выдаваемой пред­приятием-организатором работ.

Трудоустройство учащихся на временную работу может осу­ществляться в организации независимо от форм собственности. Трудоустройство подростков на временную работу организуется при непосредственном участии органов государственной испол­нительной власти, органов по труду, органов службы занятости, образования, здравоохранения, комиссий по делам несовершен­нолетних и защите их прав, комитетов по делам молодежи и осу­ществляется во взаимодействии с работодателями, профсоюзны­ми, молодежными, детскими и другими общественными объеди­нениями. Следует иметь в виду, что при отсутствии необходимого количества мест для трудоустройства несовершеннолетних граж­дан органы службы занятости совместно с заинтересованными сторонами могут вносить предложения в местные органы власти об установлении в соответствии с действующими нормативными

Актами для предприятий брони и квот приема на работу лиц мо­кше 18 лет. Квота — минимальное количество рабочих мест для граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытыва­ющих трудности в поиске работы (в процентах от среднесписоч­ной численности работников предприятий, учреждений, органи-шдий), которых работодатель обязан трудоустроить на данном Предприятии, в учреждении, организации, включая количество рабочих мест, у ж е занятых гражданами указанной категории. Ра­ботодателям, выделяющим или создающим рабочие места по кво­те, предоставляются льготы и компенсации в соответствии с дей­ствующим законодательством.

Учащимся, работающим в свободное от учебы время, освоив­шим в процессе трудовой деятельности знания и умения по ка­кой-либо профессии или специальности в соответствии с квали­фикационными характеристиками, присваивается начальный ква­лификационный разряд (класс, категория) исходя из требований по подготовке кадров на производстве.

Учащиеся, изъявившие желание поступить на работу, подают личное заявление с согласием на нем одного из родителей или лица, заменяющего его, предъявляют справку с места житель­ства и свидетельство о рождении или паспорт, а также справку медицинского учреждения о состоянии здоровья. Прием на рабо­ту оформляется договором в письменной форме с согласия проф­кома. В договоре должны быть наиболее полно изложены взаим­ные обязательства сторон. При приеме учащихся на работу адми­нистрация обязана ознакомить их с характером работы, условия­ми труда, правилами внутреннего трудового распорядка, разъяс­нить их права и обязанности, подробно проинструктировать по технике безопасности, производственной санитарии и другим пра­вилам по охране труда и пожарной безопасности. Учащиеся могут расторгнуть договор, предупредив об этом администрацию пред­приятия письменно за три дня. Работа учащегося на предприятии должна быть прекращена также по письменному заявлению од­ного из родителей или заменяющего его лица, либо на основа­нии медицинского заключения о состоянии здоровья, препят­ствующего продолжению работы, либо по инициативе учебного заведения в случае ухудшения посещаемости занятий.

При прекращении договора предприятие выдает учащемуся справку о работе с указанием профессии (специальности), ква­лификации, должности и времени работы. Это время включается в трудовой стаж в соответствии с действующим законодатель­ством. На основании справок предприятие, куда после окончания учебного заведения учащийся будет принят на работу, должно внести соответствующую запись в трудовую книжку.

Оплата труда учащихся, работающих на предприятиях в сво­бодное от учебы время, производится пропорционально отрабо-155

тайному времени или в зависимости от выработки. Предприятие в установленных законом пределах может начислять учащимся до­платы к заработной плате и предоставлять им иные льготы и пре­имущества. Заработанные учащимися в свободное от учебы время денежные суммы выплачиваются им полностью в сроки, назна­ченные для выплат заработной платы на данном предприятии.

Несовершеннолетние могут привлекаться и к общественным работам. Под общественными работами понимаются общедоступ­ные виды трудовой деятельности, как правило, не требующие предварительной профессиональной подготовки, имеющие со­циально полезную направленность и выполняемые гражданами по направлению органов службы занятости.

Основными видами общественных работ считаются: уход за пре­старелыми и инвалидами, помощь в обслуживании больных и об­служивании детей в период каникул; сезонная помощь при прове­дении сельскохозяйственных работ и заготовок сельхозпродукции; уборка территории городов, населенных пунктов, промышленных предприятий; участие в строительстве жилья и реконструкции жи­лого фонда, объектов социально-культурного назначения; восста­новление историко-архитектурных памятников, комплексов, за­поведных зон; сезонная помощь в обслуживании пассажирского транспорта, почты и связи; помощь организациям жилищно-ком­мунального хозяйства и бытового обслуживания населения; эко­логическое оздоровление регионов (озеленение иблагоустройство территорий, сохранение и развитие лесопаркового хозяйства, зон отдыха и туризма); помощь в организации масштабных мероприя­тий культурного назначения (спортивных соревнований, фестива­лей, сооружение спортивных площадок, обслуживание отдыха де­тей в период каникул и т.д.); участие в проведении федеральных и региональных общественных кампаний (опросов общественно­го мнения, переписи населения и т.д.) и др.

Читайте также:  Консультация для ребенка с задержкой речевого развития

Направление на общественные работы осуществляется орга­нами государственной службы занятости. С лицами, желающими участвовать в общественных работах, заключается срочный тру­довой договор сроком до шести месяцев и с правом его продле­ния по соглашению сторон. При заключении трудового договора следует предусматривать иучитывать период проведения работ и режим труда; условия труда и обеспечение необходимыми сред­ствами труда; оплату труда, распространение на работников льгот и преимуществ, действующих на предприятии; ответственность, права и обязанности сторон, условия расторжения договора.

2. Каковы принципиальные отличия приемной семьи от семейного детского дома, детского дома, школы-интерната?

3. В каких случаях возникает необходимость в лишении родительских прав, а в каких случаях — в ограничении в родительских правах? Какую роль в осуществлении данных процедур играет социальный педагог?

4. Каковы возможности социального педагога по защите имуществен­ных прав несовершеннолетних?

5. Определите, какие права вы имеете как учащийся образовательно­го учреждения. Какие из них, на ваш взгляд, нарушаются? Какие меры по их восстановлению вы могли бы предпринять?

6. Выделите основные направления деятельности социального педа­гога по защите прав ребенка на охрану здоровья и развитие способно­стей.

7. Разработайте рекомендации по трудоустройству для подростков.

Литература

Бабушкин Л.В. Как подростку защитить свои права? — М., 1999.

Кабышев О.А. Права родителей и детей. — М., 1998.

О применении судами законодательства при рассмотрении дел об установлении усыновления. Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации // Российская газета. — 1997. — 19 июля.

Охрана прав несовершеннолетних: Из практики работы органов уп­равления образованием Воронежской области: Пособие для руководите­лей и практических работников / Под ред. А.М.Зайцева. — Воронеж, 1996.

Семейный кодекс Российской Федерации: Официальный текст с по­статейным приложением нормативных актов и документов. — М., 1996.

Социальная защита молодежи: Вопросы теории и практики / В. А. Бог­данов, Я.И.Гилинский, Н.В.Кузьмина и др. — М., 1994.

Вопросы и задания

1. Назовите основные этапы оформления опеки, попечительства, усы­новления.

ГЛАВА VI

Рекомендуемые страницы:

Читайте также:

Источник

 яп1

Права ребёнка в РФ.

Понятие «ребенок» содержится в статье 1 Федерального закона от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» и в Семейном Кодексе Российской Федерации.

Ребенок – это лицо до достижения им возраста 18 лет (совершеннолетия).

Исключения.

  • В случае эмансипации, предусмотренной Гражданским кодексом Российской Федерации, несовершеннолетний, достигший шестнадцати лет, может быть объявлен полностью дееспособным, если он работает по трудовому договору, в том числе по контракту, или с согласия родителей, усыновителей или попечителя занимается предпринимательской деятельностью.
  • Другим случаем, являющимся исключением из правила, является вступление в брак до достижения восемнадцати лет. В этом случае гражданин, не достигший восемнадцатилетнего возраста, приобретает дееспособность в полном объеме со времени вступления в брак.

Категории детей.

Малолетний ребенок  – это ребенок в возрасте от рождения до четырнадцати лет, и являющийся одновременно несовершеннолетним

Несовершеннолетний ребенок – это ребенок в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет.

До 14 лет ребенок является недееспособным и от его имени действуют его законные представители (один из родителей, опекун, усыновитель), а по достижении 14 лет у человека наступает частичная дееспособность (приобретается право совершать мелкие сделки), с 18 лет — полная дееспособность.

Гражданская дееспособность — способность своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их.

 Права детей в семье (по Семейному кодексу РФ).

Два вида прав.

Имущественные права ребёнка:

  • Право на получение содержания от своих родителей и других членов семьи;
  • Право на получение детских пособий и материнского капитала от государства; алименты, пенсии, пособия поступают в распоряжение родителей (лиц, их заменяющих) и расходуются ими на содержание, воспитание и образование ребенка.
  • Право на получение детских пособий и материнского капитала от государства;
  • Право собственности на свои доходы, на имущество, приобретённое на средства ребёнка;
  • Право владеть и пользоваться имуществом родителей с их согласия при совместном с ними проживании.

Неимущественные права ребёнка:

  • Право жить и воспитываться в семье.
  • Права на воспитание своими родителями, обеспечение его интересов, всестороннее развитие, уважение его человеческого достоинства.
  • При отсутствии родителей, при лишении их родительских прав и в других случаях утраты родительского попечения право ребенка на воспитание в семье обеспечивается органом опеки и попечительства.
  • Право ребенка на общение с обоими родителями, дедушкой, бабушкой, братьями, сестрами и другими родственниками. В случае развода родителей данное право за ребенком сохраняется.
  • Право на защиту от злоупотреблений со стороны родителей (лиц, их заменяющих).
  • Право на имя, отчество и фамилию.
  • Праве выражать свое мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы, а также быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства. Учет мнения ребенка, достигшего возраста десяти лет, обязателен.
  • При нарушении прав и законных интересов ребенка, в том числе при невыполнении или при ненадлежащем выполнении родителями (одним из них) обязанностей по воспитанию, образованию ребенка либо при злоупотреблении родительскими правами, ребенок в
  • Праве самостоятельно обращаться за защитой своих интересов в орган опеки и попечительства, а по достижении возраста четырнадцати лет в суд.
Читайте также:  Игры для развития общения ребенка 3 лет

Право ребенка на образование.

Данное право гарантировано Конституцией РФ, а также Федеральными законами от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», и «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».

Это право выражается в свободном доступе к образовательным и воспитательным учреждениям: детский сад, школа, вуз и др.

Право ребенка на медицинское обеспечение.

В области охраны здоровья для несовершеннолетних предусмотрен целый ряд льгот и привилегий:

  • диспансерное наблюдение и лечение;
  • медико-социальная помощь и питание на льготных условиях;
  • санитарно-гигиеническое образование, право на обучение и труд в условиях, отвечающих их физиологическим особенностям и состоянию здоровья и исключающих воздействие неблагоприятных факторов;
  • получение необходимой информации о состоянии здоровья в доступной форме.
  • Несовершеннолетние в возрасте старше 15 лет имеют право на добровольное информированное согласие на медицинское вмешательство или на отказ от него.

 Право на отдых и оздоровление.

Предусмотрено право ребенка на отдых в летних оздоровительных лагерях.

Как правило, государство предоставляет субсидии на оплату (полную или частичную) стоимости:

  • путевок для детей в организации отдыха детей и их оздоровления, включающих питание;
  • питания детей в организованных органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления детских оздоровительных лагерях с дневным пребыванием детей;
  • проезда на междугородном транспорте организованных групп детей к местам отдыха и обратно.

Защита ребенка от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред его здоровью, нравственному и духовному развитию.

Данное право регулируется Федеральным законом от 29.12.2010 № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию».

Права ребенка на свободу передвижения в ночное время.

Законом установлен запрет на нахождение детей в ночное время в общественных местах, в том числе на улицах, стадионах, в парках, скверах, транспортных средствах общего пользования и т.д.

Ночным временим признается время с 22 до 6 часов. Несовершеннолетние дети не могут находиться в общественных местах ночью без сопровождения взрослых.

Права ребёнка в зависимости от возраста.

 С рождения:

  • право на имя, отчество, фамилию,
  • на гражданство,
  • право на защиту прав и законных интересов,
  • на охрану здоровья
  • право жить и воспитываться в семь
  • право знать своих родителей, получать от них защиту своих прав и интересов,
  • право общаться с родителями и другими родственниками,
  • с рождения ребёнок обладает правоспособностью – право иметь свои права и нести обязанности.

С 2-х месяцев:

  • право на получение дошкольного образования.

 С 6-ти лет ребёнок имеет право самостоятельно совершать:

  • мелкие бытовые сделки (не небольшую сумму, например, покупать продукты в магазине),
  • сделки, направленные на безвозмездное получение выгоды, не требующие нотариального удостоверения или государственной регистрации (например, подарить что-то, обменяться с другом чем-то),
  • сделки по распоряжению средствами, предоставленными законными представителями или сс их согласия для определённой цели или для свободного распоряжения (например, алименты, подаренные деньги)

 С 6-ти лет и 6-ти месяцев:

  • право на начальное школьное образование.

С 8-ми лет:

  • право вступать в детские общественные объединения.

10-ти лет:

  • выражать своё мнение при решении в семье вопроса, затрагивающего его интересы,
  • право быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства (Семейный кодекс. Статья 57.)
  • право выражать своё мнение, с кем он хотел бы остаться после развода родителей (статьи 57, 65).,
  • давать согласие на изменение своего имени, фамилии,
  • давать согласие на восстановление родительских прав,
  • давать согласие на своё усыновление или передачу в приёмную семью,
  • давать согласие о назначение опекуна.

 С 14 лет:

  • право давать письменное согласие для приобретения или прекращения гражданства,
  • выбирать, с согласия родителей, место жительства,
  • совершать любые сделки (с письменного согласия родителей),
  • право самостоятельно распоряжаться своим заработком, стипендией и иными доходами,
  • осуществлять права автора результатами своей интеллектуальной деятельности,
  • вносить вклады в кредитные учреждения и распоряжаться ими,
  • заключать (с согласия одного из родителей) трудовой договор,
  • требовать отмены усыновления в случаях, указанных в законе,
  • обучаться вождению мотоцикла.
  • Вступать в молодёжные общественные объединения.

Обязанности ребёнка с 14-ти лет:

  • получить паспорт,
  • отвечать за вои действия в виде: имущественной ответственности по заключённым сделкам, за причинение имущественного вреда, уголовной ответственности за тяжкие преступления.

Права ребёнка с 15-ти лет:

  • оставить с согласия родителей общеобразовательную организацию до получения основного общего образования.

Права с 16-ти лет:

  • может быть объявлен полностью дееспособным (эмансипация), если работает по трудовому договору или занимается предпринимательской деятельностью (Гражданский кодекс, статья 27),
  • может быть членом кооператива,
  • право вступить в брак с разрешения органов местного самоуправления при наличии уважительных причин (Семейный кодекс, статья 13),
  • право на управление мотоциклом,
  • прав самостоятельно заключать трудовой договор (Трудовой кодекс, статья 63).

Обязанности ребёнка с 16-ти лет:

  • нести административную ответственность,
  • нести уголовную ответственность за любые преступления.

С 17-ти лет:

  • право на обучение и сдачу экзамена на управление транспортным средством категорий «В» и «С», но получить права – только с 18 лет.
  • обязанность встать на первичный воинский учёт и получить приписное свидетельство.

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна.

Источник