Право ребенка на развитие и реализацию этих прав

Право ребенка на развитие и реализацию этих прав thumbnail

Любое государство охраняет жизни подрастающего поколения, которое через несколько лет сменит нынешнее.

Права детей – являются самыми важными и обязательными для исполнения, которые важнее даже, чем права других взрослых людей, потому что именно дети, как никто другой, нуждаются в полной защите государства, в опеке и в воспитании. Всё это объясняется тем, что дети самостоятельно не смогут защитить свои права без помощи взрослых людей и законов в государстве, поэтому в настоящее время все государственные служащие отводят огромное время и значение на то, чтобы усилить охрану детских прав.

Организация Объединённых Наций строго следит за тем, как соблюдаются и охраняются права ребёнка во всех государствах всего мира.

А какие же документы помогают защищать права ребёнка?

Существует множество документов, которые помогают регулировать права каждого ребёнка отдельно. К ним относится и Конституция Российской Федерации, и многие законы, связанные с образованием и со здравоохранением. Но огромную лепту также вносит и кодекс Российской Федерации, который называется — семейный.

Но самым основным документом, который поддерживает и охраняет права ребёнка во всё мире, является – Конвенция, связанная с правами ребёнка. Её приняла именно Организация Объединённых Наций. Данная Конвенция действовала ещё на границах СССР, а в данный момент – на территории Российской Федерации.

В Конвенции содержится 54 статьи, в которых прописаны все права ребёнка, а также основное понятие термина, который растолковывает, что вообще принято понимать под словом «ребёнок».

Стоит запомнить, что ребёнок – это лицо, гражданин страны, в возрасте до 18 лет. Все права ребёнка очень тесно связаны с правами и обязанностями их родителей, поэтому они несут огромную ответственность за своих детей. Каждый ребёнок может легко вносить голос в семейный совет по поводу его настоящей и будущей жизни.

Основные права ребёнка

В данной Конвенции прописывается список прав, которыми обладают все дети до 18 лет, т.е. до момента совершеннолетия. В такой список входят:

право иметь семью, т.е. каждый ребёнок может законно, пользуясь своими правами, расти и жить со своими родителями и родственниками в семье;

если же родители не могут защитить своего ребёнка, тогда каждый ребёнок может требовать и добровольно получать защиту и быть защищённым со стороны государства;

любой ребёнок должен понимать, что он такой же равный, как и другие дети, т.е. к нему должны относиться все так же, как и к другим детям.

Никто не имеет право подвергать ребёнка насилию, поэтому каждый ребёнок должен быть защищён от семейного насилия со стороны родителей и всех родственников. Также каждый ребёнок имеет право получать медицинскую помощь от квалифицированных врачей и на охрану его здоровья; право на постоянную учёбу и получение знаний; право на полную свободу мысли и слова, т.е. он всегда может высказывать своё мнение по любому вопросу, не боясь при этом общественного мнения.

Каждый ребёнок может получить гражданство в определённой стране (в данном случае, в России, если ребёнок изначально родился в этом государстве); право на получение всей достоверной информации, без её утаивания; право на свободный отдых, а также на досуг, т.е. свободно заниматься любимыми делами, которые ему только нравятся и по душе; а также право получать особую помощь от государства, если это требуется (например, если ребёнок получил инвалидность).

В Семейном кодексе РФ прописываются смежные права ребёнка, которые очень сильно похожи с теми правами, которые были прописаны выше. Например: каждый ребёнок должен воспитываться с мамой и папой, в своей родной семье, а также право защищать свои собственные интересы. Не нужно забывать, что каждый ребёнок должен воспитываться с двумя родителями сразу, а также содержаться за их счёт. Каждого ребёнка родители должны обеспечить своими собственными инициалами, которые будут сопровождать его длительное время: доброе имя, фамилия, а также и отчество.

Также каждый ребёнок может легко высказывать своё личное мнение по любым вопросам, и никто ему не имеет право запретить.

А вот обязанности в семье для детей до 18-ти лет не прописываются ни в одном законе. Поэтому только нравственные законы и знание морали смогут обязать ребёнка что-либо делать. А так, если говорить про правовые обязанности, то ребёнок ничего не должен своей семье. Но зато у его родителей целый список обязанностей, чтобы охранять его права до 18 лет.

Все родители обязаны воспитывать, содержать своего ребёнка, а также дать ему образование. Именно от благоразумных родителей зависит вся судьба их ребёнка, поэтому они просто обязаны создавать и сохранять атмосферу любви и спокойствия в семье.

За соблюдением всех прав ребёнка в настоящее время следят Уполномоченные по правам ребёнка. В России таких специалистов уже около 20. Данные люди помогают решать основные проблемы, которые связаны, в первую очередь, с правами ребёнка: помогают предотвращать насилие от родителей и родственников в его сторону, а также помогают предотвращать детскую преступность, алкоголизм, наркоманию и многие другие проблемы, связанные с беспризорностью.

Источник

«О реализации прав ребёнка»

Подготовила: Т.А.Синюгина

Сейчас очень много говорят о защите прав ребёнка, о защите его жизни, здоровья и достоинства. Мы выполняем социальный заказ: нам поручено воспитывать подрастающее поколение, которое в дальнейшем будет определять социально-экономическое, культурно-духовное развитие страны. Поэтому система образования должна создать все условия: правовые, социально-экономические для реализации прав и законных интересов ребёнка.

Безусловно, что современный человек должен знать, как и всемирную историю становления института защиты прав человека, и международные пакты о правах человека, так и свои личные, гражданские, социальные, экономические и трудовые права.«Дети мира невинны, уязвимы и зависимы», – констатирует Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей. В соответствии с этим положением международным сообществом по защите прав ребенка приняты важные документы, призванные обеспечить защиту прав ребенка во всем мире.

К основным международным документам, касающимся прав детей относятся:

  • Декларация прав ребенка

  • Конвенция ООН о правах ребенка

  • Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей

Декларация прав ребенка является  первым международным документом. В 10 принципах, изложенных в Декларации, провозглашаются права детей: на имя, гражданство, любовь, понимание, материальное обеспечение, социальную защиту и предоставление возможности получать образование, развиваться физически, нравственно и духовно в условиях свободы и достоинства.

Особое внимание в Декларации уделяется защите ребенка. На основе Декларации прав ребенка был разработан международный документ Конвенция о правах ребенка. Конвенция увязывает права ребенка с правами и обязанностями родителей и других лиц, несущих ответственность за жизнь детей, их развитие и защиту, и предоставляет ребенку право на участие в принятии решений, затрагивающих его настоящее и будущее.

Для создания и развития механизма реализации, прав ребенка на защиту, декларированных в Конвенции и гарантированных Конституцией РФ, принят целый ряд законодательных актов – Семейный Кодекс РФ, Закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ», Закон «Об образовании».

Многим взрослым трудно понять и принять, что ребенок – равноправный с ним человек, имеющий право, и его права, как и права любого человека, нужно знать и уважать. Не менее сложной оказывается проблема научить ребёнка пользоваться своими правами, не ущемляя права других.

В арсенале современного педагога существует много методов и приёмов воспитания школьников. Однако не так то просто воспитать в ребёнке чувство независимости, умение отстаивать свою точку зрения, свои права, не вступая в конфликты с оркужающими. Процесс этот длительный и требует педагогической грамотности .

Среди большого количества современных педагогических идей наибольший интерес у нас вызвала разработанная академиком О.С.Газманом концепция педагогической поддержки детей в образовании.

Педагогическая поддержка- процесс индивидуальной работы, базирующаяся на диалоге с ребёнком на равных. Под педагогической поддержкой Газман О.С., который ввёл в научный обиход и отечественную педагогику это понятие, понимал «процесс совместного с ребёнком определения его собственных интересов, целей, возможностей и путей преодоления препятствий( проблем), мешающих сохранить своё человеческое достоинство и самостоятельно достигать желанных результатов в обучении, самовоспитании, общении, образе жизни».

Вовремя полученная поддержка освобождает ребёнка от множества нерешённых проблем, которые постоянно накапливаются и не позволяют ему быть самим собой, а значит полноценно жить, учиться и работать.

Суть технологии педагогической поддержки можно выделить следующую:

  • проблема

  • защита

  • самостоятельность

Кредо тактики “защиты”: – ребёнок не должен оставаться жертвой обстоятельств.

Педагог, использует тактику ” защиты” через:

  • позицию, педагогической “адвокатуры” защищает ребёнка от негативных обстоятельств, блокирующих его активность и развитие.

  • через позицию ” буфера” смягчает негативные обстоятельства

  • развитие в ребёнке способности избавиться от страха перед обстоятельствами

Педагог, защищающий ребёнка, занимает позицию “педагогической адвокатуры”. Суть данной позиции в том, что ” адвокат” согласен с ребёнком в его стремлении быть успешным. «Адвокат» защищает право быть успешным ребёнку: право на защиту своих прав.

Потребность тактики “защиты” появляется только тогда, когда извне ведётся стойкая фиксация неуспешности ребёнка, но извне отсутствует деятельность, целенаправленно помогающая ребёнку преодолеть эту неуспешность.

Функции «адвоката»:

  • уточняет, выявляет источник угрозы ( причины, вызывающие стойкую негативную ситуацию)

  • исследует источник появления этих причин

  • проектирует и осуществляет деятельность по нейтрализации этих источников

  • при необходимости подключает других людей, помогающих действиям ” адвоката”

“Педагогическая адвокатура” действует в строго данном смысловом поле:

  • защищать право ребёнка на образование

  • защищать право ребёнка от негативного враждебного отношения к нему других людей, которые настаивают на таком отношении лишь потому, данный ребёнок имеет проблему.

  • отстаивает позицию невиновности ребёнка, столкнувшегося с проблемой, указывая на то, что образовательный процесс на то и существует, чтобы ребёнок обретал в нём условия, позволяющие ему преодолевать проблемы, укрепляя и развивая собственное достоинство.

  • квалифицирует, как недопустимое действие навесить на ребёнка ярлык неуспешности.

Действия ” адвокатуры рассчитаны на то, что её доводы будут услышаны и верно восприняты теми, к кому они обращены.

” Адвокат” не учит и не порицает своих коллег, он обращается к их профессиональному сознанию, указывая на факты и причины непрофессионального поведения по отношению к проблемам ребёнка.

Типичными проблемами при оказании педагогической поддержки были выявлены следующие проблемы:

1. Педагог принимает за проблему то, что проблемой для ребёнка не является.

2. Часто педагог не видит проблемы в том, что сам ребёнок воспринимает как проблему. Объективно то, что для взрослого не ” проблема” для ребёнка – непреодолимая пропасть.

3. Отношения, которые складываются между учениками и педагогами, между специалистами, занимающимися проблемами детей и преподавателями предметов часто носят субъектно-объектный характер.

4. Педагоги лишают ребёнка часто возможности самостоятельно действовать, набирать опыт и тренироваться самостоятельности.

Это происходит потому, что педагог, пытаясь быстрее избавиться от его проблем, решает её за него. Решая за ребёнка его проблему, таким образом, создаёт ему ситуацию успеха, то ребёнок не только испытывает радость избавления от проблем, но и усваивает способ избавления от проблем – ” действовать за меня должен кто-то другой”. Таким образом, благие намерения педагога могут постепенно сформировать потребительскую установку ребёнку, что является отличной питательной средой для инфантилизма.

В противоположность сложившемуся подходу, когда процесс обучения учащихся в основном базируется на традиционных методах обучения, технология педагогической поддержки предполагает несколько этапов: диагностический, поисковый, договорный, деятельностный, рефлексивный, сопровождающиеся поддержкой самоопределения школьников в познавательной деятельности; поддержкой самореализации школьника; поддержкой самоанализа достигнутых успехов.Успех “потребления ” отличается от успеха ” преодоления” тем, что тот, кто самостоятельно преодолел свою проблему, обретает чувство собственного достоинства, уверенности в своих силах, человек служит опорой для самого себя.

В этой точке педагогическая поддержка ” встречается” с воспитанием и создаются условия для выхода ребёнка из собственного ” Я” в пространство общего с другими” мы”- это поле деятельности гражданского образования, которое нацелено на развитие способности человека выстраивать собственную позицию отличную от других, и способность соединяться с другими людьми, соотносить индивидуальное с общим, выстраивая на этом общие цели, организуя совместную деятельность, где у каждого существуют права и обязанности.

Решение задач, связанных с защитой прав ребёнка достаточно сложный процесс, требующий специальной работы всего педагогического коллектива.

Здоровье детей и их полноценное развитие во многом опре­деляются эффективностью работы по защите их прав.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Конституция РФ

  2. Конвенция ООН «О правах ребёнка»

  3. Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации»

  4. Семейный кодекс

  5. Закон «Об образовании»

  6. Анохин Т.В. Педагогическая поддержка как реальность современного образования/ Т.В.Анохин // Классный руководитель-2000-№3

7.Газман О.С.Педагогика свободы: Путь в гуманистическую цивилизацию ХХI века / О.С.Газман//Классный руководитель-2000-№ 3

8. Михайлова Н.Н.Педагогика поддержки/ Н.Н. Михайлова,

С.М. Юсфин- М.Мирос-2001

Источник

 яп1

Права ребёнка в РФ.

Понятие «ребенок» содержится в статье 1 Федерального закона от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» и в Семейном Кодексе Российской Федерации.

Ребенок – это лицо до достижения им возраста 18 лет (совершеннолетия).

Исключения.

  • В случае эмансипации, предусмотренной Гражданским кодексом Российской Федерации, несовершеннолетний, достигший шестнадцати лет, может быть объявлен полностью дееспособным, если он работает по трудовому договору, в том числе по контракту, или с согласия родителей, усыновителей или попечителя занимается предпринимательской деятельностью.
  • Другим случаем, являющимся исключением из правила, является вступление в брак до достижения восемнадцати лет. В этом случае гражданин, не достигший восемнадцатилетнего возраста, приобретает дееспособность в полном объеме со времени вступления в брак.

Категории детей.

Малолетний ребенок  – это ребенок в возрасте от рождения до четырнадцати лет, и являющийся одновременно несовершеннолетним

Несовершеннолетний ребенок – это ребенок в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет.

До 14 лет ребенок является недееспособным и от его имени действуют его законные представители (один из родителей, опекун, усыновитель), а по достижении 14 лет у человека наступает частичная дееспособность (приобретается право совершать мелкие сделки), с 18 лет — полная дееспособность.

Гражданская дееспособность — способность своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их.

 Права детей в семье (по Семейному кодексу РФ).

Два вида прав.

Имущественные права ребёнка:

  • Право на получение содержания от своих родителей и других членов семьи;
  • Право на получение детских пособий и материнского капитала от государства; алименты, пенсии, пособия поступают в распоряжение родителей (лиц, их заменяющих) и расходуются ими на содержание, воспитание и образование ребенка.
  • Право на получение детских пособий и материнского капитала от государства;
  • Право собственности на свои доходы, на имущество, приобретённое на средства ребёнка;
  • Право владеть и пользоваться имуществом родителей с их согласия при совместном с ними проживании.

Неимущественные права ребёнка:

  • Право жить и воспитываться в семье.
  • Права на воспитание своими родителями, обеспечение его интересов, всестороннее развитие, уважение его человеческого достоинства.
  • При отсутствии родителей, при лишении их родительских прав и в других случаях утраты родительского попечения право ребенка на воспитание в семье обеспечивается органом опеки и попечительства.
  • Право ребенка на общение с обоими родителями, дедушкой, бабушкой, братьями, сестрами и другими родственниками. В случае развода родителей данное право за ребенком сохраняется.
  • Право на защиту от злоупотреблений со стороны родителей (лиц, их заменяющих).
  • Право на имя, отчество и фамилию.
  • Праве выражать свое мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы, а также быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства. Учет мнения ребенка, достигшего возраста десяти лет, обязателен.
  • При нарушении прав и законных интересов ребенка, в том числе при невыполнении или при ненадлежащем выполнении родителями (одним из них) обязанностей по воспитанию, образованию ребенка либо при злоупотреблении родительскими правами, ребенок в
  • Праве самостоятельно обращаться за защитой своих интересов в орган опеки и попечительства, а по достижении возраста четырнадцати лет в суд.

Право ребенка на образование.

Данное право гарантировано Конституцией РФ, а также Федеральными законами от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», и «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».

Это право выражается в свободном доступе к образовательным и воспитательным учреждениям: детский сад, школа, вуз и др.

Право ребенка на медицинское обеспечение.

В области охраны здоровья для несовершеннолетних предусмотрен целый ряд льгот и привилегий:

  • диспансерное наблюдение и лечение;
  • медико-социальная помощь и питание на льготных условиях;
  • санитарно-гигиеническое образование, право на обучение и труд в условиях, отвечающих их физиологическим особенностям и состоянию здоровья и исключающих воздействие неблагоприятных факторов;
  • получение необходимой информации о состоянии здоровья в доступной форме.
  • Несовершеннолетние в возрасте старше 15 лет имеют право на добровольное информированное согласие на медицинское вмешательство или на отказ от него.

 Право на отдых и оздоровление.

Предусмотрено право ребенка на отдых в летних оздоровительных лагерях.

Как правило, государство предоставляет субсидии на оплату (полную или частичную) стоимости:

  • путевок для детей в организации отдыха детей и их оздоровления, включающих питание;
  • питания детей в организованных органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления детских оздоровительных лагерях с дневным пребыванием детей;
  • проезда на междугородном транспорте организованных групп детей к местам отдыха и обратно.

Защита ребенка от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред его здоровью, нравственному и духовному развитию.

Данное право регулируется Федеральным законом от 29.12.2010 № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию».

Права ребенка на свободу передвижения в ночное время.

Законом установлен запрет на нахождение детей в ночное время в общественных местах, в том числе на улицах, стадионах, в парках, скверах, транспортных средствах общего пользования и т.д.

Ночным временим признается время с 22 до 6 часов. Несовершеннолетние дети не могут находиться в общественных местах ночью без сопровождения взрослых.

Права ребёнка в зависимости от возраста.

 С рождения:

  • право на имя, отчество, фамилию,
  • на гражданство,
  • право на защиту прав и законных интересов,
  • на охрану здоровья
  • право жить и воспитываться в семь
  • право знать своих родителей, получать от них защиту своих прав и интересов,
  • право общаться с родителями и другими родственниками,
  • с рождения ребёнок обладает правоспособностью – право иметь свои права и нести обязанности.

С 2-х месяцев:

  • право на получение дошкольного образования.

 С 6-ти лет ребёнок имеет право самостоятельно совершать:

  • мелкие бытовые сделки (не небольшую сумму, например, покупать продукты в магазине),
  • сделки, направленные на безвозмездное получение выгоды, не требующие нотариального удостоверения или государственной регистрации (например, подарить что-то, обменяться с другом чем-то),
  • сделки по распоряжению средствами, предоставленными законными представителями или сс их согласия для определённой цели или для свободного распоряжения (например, алименты, подаренные деньги)

 С 6-ти лет и 6-ти месяцев:

  • право на начальное школьное образование.

С 8-ми лет:

  • право вступать в детские общественные объединения.

10-ти лет:

  • выражать своё мнение при решении в семье вопроса, затрагивающего его интересы,
  • право быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства (Семейный кодекс. Статья 57.)
  • право выражать своё мнение, с кем он хотел бы остаться после развода родителей (статьи 57, 65).,
  • давать согласие на изменение своего имени, фамилии,
  • давать согласие на восстановление родительских прав,
  • давать согласие на своё усыновление или передачу в приёмную семью,
  • давать согласие о назначение опекуна.

 С 14 лет:

  • право давать письменное согласие для приобретения или прекращения гражданства,
  • выбирать, с согласия родителей, место жительства,
  • совершать любые сделки (с письменного согласия родителей),
  • право самостоятельно распоряжаться своим заработком, стипендией и иными доходами,
  • осуществлять права автора результатами своей интеллектуальной деятельности,
  • вносить вклады в кредитные учреждения и распоряжаться ими,
  • заключать (с согласия одного из родителей) трудовой договор,
  • требовать отмены усыновления в случаях, указанных в законе,
  • обучаться вождению мотоцикла.
  • Вступать в молодёжные общественные объединения.

Обязанности ребёнка с 14-ти лет:

  • получить паспорт,
  • отвечать за вои действия в виде: имущественной ответственности по заключённым сделкам, за причинение имущественного вреда, уголовной ответственности за тяжкие преступления.

Права ребёнка с 15-ти лет:

  • оставить с согласия родителей общеобразовательную организацию до получения основного общего образования.

Права с 16-ти лет:

  • может быть объявлен полностью дееспособным (эмансипация), если работает по трудовому договору или занимается предпринимательской деятельностью (Гражданский кодекс, статья 27),
  • может быть членом кооператива,
  • право вступить в брак с разрешения органов местного самоуправления при наличии уважительных причин (Семейный кодекс, статья 13),
  • право на управление мотоциклом,
  • прав самостоятельно заключать трудовой договор (Трудовой кодекс, статья 63).

Обязанности ребёнка с 16-ти лет:

  • нести административную ответственность,
  • нести уголовную ответственность за любые преступления.

С 17-ти лет:

  • право на обучение и сдачу экзамена на управление транспортным средством категорий «В» и «С», но получить права – только с 18 лет.
  • обязанность встать на первичный воинский учёт и получить приписное свидетельство.

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна.

Источник