Право ребенка на духовное развитие

Муниципальное автономное дошкольное учреждение
«Детский сад комбинированного вида № 2 «Радуга»
Тема: «Право ребёнка на охрану нравственного и духовного здоровья»
Педагог – психолог:
Захарова Ольга Валерьевна
январь 2019 г.
«Конечная цель разумного воспитания детей
заключается в постепенном образовании в ребенке
ясного понимания вещей окружающего мира.
Затем результатом понимания должно стать
возведение добрых инстинктов детской натуры
в сознателъное стремление κ идеалам добра и правды и,
наконец, постепенное образование твердой и свободной воли».
Н.И. Пирогов
В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, – не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления ο доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Высокий уровень детской преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе. Детей отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость. Продолжается разрушение института семьи: через т.н. «половое просвещение» у детей формируются внесупружеские, антиродительские и антисемейные установки. Постепенно утрачиваются формы коллективной деятельности. Одна из проблем современного образования состоит в том, что в процессе воспитания не соблюдается историческая преемственность поколений. Дети лишаются возможности брать пример с людей, живших в прошлом, не знают, как люди решали свои проблемы, что стало с теми, кто пошел против высших ценностей, и с теми, кто смог изменить свою жизнь, подавая нам яркий пример. Предпринятые на сегодняшний день попытки воспитания духовно-нравственной личности показывают, что самым слабым, местом в этой деятельности является семья.
Многим родителям просто неизвестно, что именно в дошкольном возрасте происходит усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на основе подражания.
Особой актуальностью обладает проблема духовно-нравственного развития и воспитания детей дошкольного возраста. В центре внимания проблемы духовно-нравственного развития и воспитания детей дошкольного возраста оказываются следующие вопросы: психические механизмы становления и развития духовно-нравственных чувств, качеств, представлений и поведения; характерные особенности и закономерности нравственного развития дошкольника; психолого-педагогические условия и средства, способствующие формированию нравственных норм детей.
Под духовно-нравственным воспитанием мы понимаем процесс целенаправленного содействия становления и развития духовно-нравственной сферы ребенка.
Результатом духовно-нравственного воспитания является появление и утверждение в личности определенного набора духовно-нравственных качеств. И чем прочнее сформированы эти качества, чем меньше отклонений от принятых в обществе моральных устоев будет наблюдаться у личности, тем выше оценка его нравственности со стороны окружающих. Формирование духовно-нравственных качеств – процесс сложный, противоречивый и длительный. Он продолжается практически всю жизнь. Однако наиболее активно духовно-нравственные качества и чувства человека, отношение к миру и людям и мотивы поведения формируются в дошкольные годы. Под воздействием окружающей социально-культурной среды у детей дошкольного возраста формируются основы гуманистического отношения к окружающим, природе, вещам, появляются первые представления о номах поведения, об определенном порядке в человеческих взаимоотношениях, т. е. в период дошкольного детства происходит естественное, а в некоторой степени и стихийное приобщение детей к духовно-нравственным ценностям. И от того, как понимается духовность, нравственность и какое отношение вырабатывается к ним в этот период становления личности, во многом зависит и последующее поведение человека, его нравственная позиция.
Негативные тенденции характерные для современного российского общества, оказывают отрицательное влияние на развивающуюся личность ребенка, в результате чего у него формируется антигуманное отношение ко всему, что его окружает, т.е. происходят явные нарушения в духовно-нравственной сфере подрастающего поколения. Это значит формирование духовно-нравственных качеств личности детей необходимо начинать уже в дошкольном возрасте, как в самом сензитивном периоде восприятия нравственных норм.
Дошкольный возраст — уникальный период для приобретения качеств личности. В это время закладывается модель личности. Психолог-педагог учитывает период сензитивности к восприятию нравственных норм в этом возрасте. Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста должно быть ключевым направлением в работе образовательного учреждения, заботящегося о гармоничном развитии ребенка.
Отечественной психолого-педагогической теорией и практикой доказано, что именно этот возраст является наиболее благоприятным для развития у детей духовно-нравственных качеств личности (Л. И. Божович, А. В. Запорожец, А. В. Зосимовский, В. С. Мухина.). По мнению В. С. Мухиной, нравственное развитие ребенка зависит от того, насколько у него развита способность соотносить свои действия с этическими эталонами. Она утверждает, что в практике воспитания существуют эффективные методы формирования нравственных качеств личности ребенка. Весьма продуктивным является метод, когда ребенок ставится в такие условия, где он вынужден сопоставлять свои реальные действия с этическими эталонами. Формирование положительных личностных качеств через соотнесение реальных поступков ребенка с нравственными эталонами будет эффективным, если взрослый говорит с ним доверительно и доброжелательно, выражая уверенность в том, что этот ребенок не может не соответствовать положительной модели. Если взрослый приравнивает будущее поведение ребенка к положительному эталону поведения, то это дает желаемый сдвиг в дальнейшем развитии личности ребенка.
Духовно-нравственное воспитание дошкольников является своеобразным стержнем, вокруг которого целесообразно строить весь процесс обучения и воспитания.
Сюда включено:
1. Усвоение правил культурного поведения, это
формирование культурно гигиенических навыков. Необходимость опрятности, содержания в чистоте лица, тела, прически, одежды, обуви продиктована не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений. Дети должны понимать, что в соблюдении этих правил проявляется уважение к окружающим, о том, что неряшливый человек, не имеющий следить за собой, своей внешностью, поступками, как правило, небрежен в работе. Культурно-гигиенические навыки прививаются детям в повседневной жизни в процессе разнообразных видов деятельности, в том числе в ходе игр, таких как «Утро начинается», «Оденем куклу Машу на прогулку», «Каждой вещи свое место» и др.
это, формирование культуры деятельности. Формировать культуру деятельности у ребенка – значит воспитывать у него умение содержать в порядке место, где он трудится, занимается, играет; привычку доводить начатое дело, бережно относиться к книгам, вещам, игрушкам.
это, воспитание культуры общения, которое предусматривает выполнение ребенком норм и правил общения со сверстниками, основанных на уважении и доброжелательности, с использованием соответствующего словарного запаса и форм обращения, а так же вежливое поведение в общественных местах и в быту. Для решения этой задачи, необходимо использовать этические беседы, такие как «Моя семья», «Мои товарищи», «Мы в гостях», «Идем в театр» и др.
Особенности мировосприятия и миропонимания дошкольников обусловлены механизмом эмоционально-образного восприятия и наглядно-практического мышления. Поэтому формирование духовно-нравственных представлений, своеобразно. Оно тесно связано с конкретными представлениями о том, что ребенку дорого и близко, то есть с любовью к родителями к другим эмоционально близким людям, окружающей его природе, игрушкам, играм, песням, родному образному слову, к тому, что его радует. Путь к сердцу ребенка, к его чувствам, и через них – к его мыслям, лежит через игру, через сказку, через яркую эмоцию, через яркий словесный, живописный и поэтический образ. Этим определяется выбор методов и средств нравственного воспитания дошкольников.
Методы духовно-нравственного воспитания:
Наглядный метод используется во время:
чтения педагогом рассказов;
экскурсий в картинную галерею;
наблюдений;
показа сказок (педагогом, детьми);
рассматривания книжных иллюстраций, репродукций, предметов;
проведения дидактических игр;
экскурсий по городу, целевых прогулок;
моделирования сказок.
Словесный метод представляется наиболее эффективным в процессе духовно – нравственного развития дошкольников:
чтения литературных произведений воспитателем;
чтения стихотворений детьми, воспитателем;
бесед с элементами диалога, обобщающих рассказов воспитателя;
ответов на вопросы педагога, детей;
проведения разнообразных игр (малоподвижные, сюжетно-ролевые, дидактические, игры-драматизации и др.);
сообщения дополнительного материала воспитателем;
загадывания загадок;
рассматривания наглядного материала;
рассказов детей по схемам, иллюстрациям, моделирования сказок;
разбора житейских ситуаций;
проведения викторин, конкурсов, тематических вечеров;
чтения литературных произведений родителями.
Практический метод используется, когда необходимо:
организовывать продуктивную деятельность;
провести игры (строительные, дидактические, подвижные, малоподвижные, инсценировки и др.);
приготовить с детьми различные блюда (овощной или фруктовый сок, картофельное пюре, овощной суп и др.);
оформить коллекцию семян для занятия;
сшить кукол к сказкам;
организовать постановку пьес, сказок, литературных произведений, а так же конкурсы, викторины;
провести экскурсии различной направленности;
организовать вечера с родителями, для родителей и сверстников;
изготовить с детьми наглядные пособия для занятий.
Средства духовно-нравственного воспитания:
1. Художественные средства: художественная литература, изобразительное искусство, музыка, кино и др.
2. многообразие окружающего мира, природа.
3. собственная деятельность детей: игра, труд, учение, художественная деятельность.
4. Общение.
5. Атмосфера, в которой живет ребенок.
Формы работы с детьми:
Факультативные занятия, беседы, игры нравственного и духовно-нравственного содержания.
Рукоделие и все виды творческой художественной деятельности детей.
Проведение совместных праздников.
Просмотр слайд – фильмов, диафильмов, использование аудиозаписей и технических средств обучения.
Экскурсии, целевые прогулки (по городу, району, в областной центр).
Детская благотворительность.
Тематические вечера эстетической направленности (живопись, музыка, поэзия).
Организация выставок (совместная деятельность детей и родителей).
Постановка музыкальных сказок духовно – нравственного содержания.
Творческие вечера.
Организация совместного проживания событий взрослыми и детьми.
Таким образом, для духовно – нравственного развития детей прослеживается несколько направлений работы:
1.Духовно-образовательное (занятия, беседы, устные поучения).
2. Воспитательно-оздоровительное (праздники, игры подвижные и назидательные, ролевые и строительные, про гулки, экскурсии, походы).
3. Культурно-познавательное (встречи, целевые прогулки, экскурсии, концерты, просмотр диафильмов).
4. Нравственно-трудовое (труд по самообслуживанию, уборка группы и территории, труд по интересам, продуктивная деятельность, изготовление подарков к праздникам).
Основное внимание в духовно – нравственном развитии, уделяется работе с семьей.
И предусмотрены такие формы работы с родителями:
родительские собрания на духовно-нравственные темы;
лекторий для родителей;
открытые показы воспитательно-образовательного процесса;
вечера вопросов и ответов;
проведение совместных учебных мероприятий (выставки, конкурсы, родительские семинары-собеседования на диалоговой основе, тематические семи нары с использованием ТОО);
факультативные занятия совместно с родителями: анкетирование и тестирование родителей с целью выявления ошибок и коррекции процесса духовно-нравственного воспитания в семье;
индивидуальные консультации специалистов;
наглядные виды работы: информационные стенды для родителей, папки-передвижки, выставки детских работ, дидактических игр, литературы;экскурсии;
визиты домой;
ведение социальной карты с целью изучения, обобщения и распространения опыта семейного воспитания;
индивидуальная работа с детьми дома (ведение тетради эмоционального развития ребенка);
совместные с родителями праздники, спектакли, именины детей;
совместное посещение богослужений и прогулки по монастырю;
помощь родителей детскому саду (облагораживание территории, участие в подготовке праздников, мелкий ремонт, хозяйственные работы).
Целью духовно-нравственного воспитания – достичь следующих результатов:
Формирование позитивного отношения ребенка к окружающему миру, другим людям и самому себе, иерархичность отношений с взрослыми и сверстниками, создание оптимистической детской картины мира.
Потребность и готовность проявлять сострадание и сорадование.
Субъективное психо-эмоциональное благополучие.
Воспитание чувства патриотизма, потребности в самоотверженном служении на благо Отечества.
Приобщение к опыту православной культуры, знакомство с формами традиционного семейного уклада, понимание своего места в семье и посильное участие в домашних делах.
Деятельное отношение к труду.
Ответственность за свои дела и поступки.
Источник
Каждый должен знать свои права и уважать права других людей!
20 ноября – Всероссийский день правовой помощи детям.
Дата выбрана не случайно. 20 ноября 1959 года ООН был принят первый документ, законодательно закрепляющий детские права: «Декларация прав ребенка». Декларация провозглашала равные права всех детей в области образования, воспитания, духовного и физического развития, социального обеспечения. «Равные» – значит независящие от национальности, цвета кожи, происхождения, имущественного и социального положения ребенка.
В этот же день 30 лет спустя была подписана «Конвенция о правах ребенка», носящая статус международного правового документа и обязывающая страны (в первую очередь родителей, различные организации, местные власти и национальные правительства) обеспечить детям хорошую жизнь и счастливое детство.
В России, начиная с 2013 года, 20 ноября посвящается деятельности, направленной на правовое информирование и консультирование родителей, опекунов, попечителей и, конечно, детей. Заинтересованные ведомства предоставляют бесплатную юридическую помощь. В образовательных организациях (детских садах, школах, учреждениях дополнительного образования) проходят беседы, лекции, правовые часы, проводятся викторины.
Это день повышения правовой грамотности в области защиты прав и законных интересов каждого ребенка.
Уважаемые взрослые, помните: дети имеют право на жизнь, имя, гражданство, любовь, понимание, материальное обеспечение, социальную защиту и образование, право развиваться физически, нравственно и духовно в условиях, свободных от голода, нужды, жестокости и эксплуатации.
Вы нарушаете права ребенка, если:
– Лишаете его свободы движения.
– Уходите из дома на несколько часов, оставив ребенка одного.
– Применяете физическое насилие или насилие над личностью.
– Угрожаете.
– Лжете и не выполняете своих обещаний.
– Пренебрегаете нуждами ребенка.
Грубейшим нарушением детских прав является отсутствие нормального питания, одежды, жилья, образования, медицинской помощи.
И хотя в большинстве случаев дети не могут обратиться за защитой сами, соблюдение их прав гарантировано и находится под независимым контролем государства и общества. В частности, Семейный Кодекс Российской Федерации обязывает органы опеки и попечительства принять меры по защите ребенка(ст. 56). Среди них:
– «лишение родительских прав» как мера защиты детей от жестокого обращения в семье (с. 69);
– немедленное «отбирание» ребенка при непосредственной угрозе его жизни и здоровью (ст. 77).
Знайте: за совершение физического насилия в отношении несовершеннолетних, преступление против семьи и несовершеннолетних предусмотрена уголовная ответственность (ст. 106-136 и 150-157 Уголовного кодекса Российской Федерации).
В России на независимой основе права детей отстаивает и Уполномоченный по правам ребенка.
Уважайте права и свободы ребенка, соблюдайте их и всеми силами содействуйте их осуществлению. Берегите детство!
С циклом подробных видео-консультаций по вопросам прав детей, можно познакомиться на портале «Я-родитель!».
А эта викторина адресована детям старшего дошкольного возраста. Пройдите ее вместе с вашим ребенком, через игру и сказку расскажите ему о его правах.
Ведь знать свои права должен каждый.
Викторина “Права литературных героев»
(для детей 5 – 7 лет).
1. Право на имя.
Каждый ребенок имеет право на имя. Когда ты родился мама и папа получили свидетельство о рождении: документ, в котором записаны выбранное для тебя имя, а также отчество и фамилия.
- Попроси родителей рассказать, что означает твое имя. Почему тебя назвали именно так.
- Выучи свои фамилию имя и отчество, ведь они отличают тебя от других, делают особенным и неповторимым.
- Послушай, как появилось имя у одного сказочного персонажа. Отгадай, о какой сказке идет речь.
«Карло вошел в каморку, сел на единственный стул у безногого стола и, потерев так и эдак полено, начал вырезать из него куклу.
“Как бы мне её назвать? – раздумывал Карло. – Назову-ка я её Буратино. Это имя принесет мне счастье…”
Иллюстрация Л. Владимирского.
Вспомни еще 10 имен любых сказочных героев.
2. Право на заботу.
Каждый ребенок имеет право жить в семье или быть на попечении тех, кто обеспечит ему наилучший уход. Хорошо, когда мама и папа заботятся о ребенке, а члены семьи проявляют уважение друг к другу.
- О дружной семье часто говорят: «Кто живет ладно, у того все складно». Попробуй объяснить, что это значит.
- Расскажи, как зовут твоих близких.
- Послушай, как появилась семья у одного сказочного персонажа. Назови сказку.
«Глядь, а у Снегурочки губы порозовели, глазки открылись; смотрит она на стариков и улыбается. Потом закивала она головкой, зашевелила ручками, ножками, стряхнула с себя снег – и вышла из сугроба живая девочка. Не нарадуются старики на дочку, души в ней не чают. Растет дочка и умная, и смышленая, и веселая. И работа у Снегурочки в руках спорится, а песню поет – заслушаешься».
Иллюстрация Л. Ходакова.
3. Право на жилье и его неприкосновенность.
У каждого ребенка должны быть дом или квартира, где он живет со своей семьей. И никто не может войти в этот дом без разрешения хозяев.
- А ты знаешь свой домашний адрес?
- Подумай, в каких сказках было нарушено право на неприкосновенность жилища.
Иллюстрация А. Брея
4. Право на медицинскую помощь.
Каждый ребенок имеет право на медицинское обслуживание. Для обследования и лечения детей существуют поликлиники, больницы, медицинские центры.
- Послушай и отгадай загадку.
Громко кашляет Серёжа.
У него бронхит, похоже.
В поликлинику звонят,
А Серёже говорят:
– Ты не бойся и не плачь.
К тебе едет добрый … .
- Вспомни, в какой сказке добрый доктор помогал героям реализовать их право на медицинское обслуживание.
Иллюстрация О. Гвоздевой.
5. Право на образование.
В нашей стране каждый ребенок имеет право учиться. Сначала в детском саду, потом в школе, колледже, институте или университете.
- Как ты думаешь, зачем ребенку дано это право? Для чего нужно учиться?
- В сказке «Золотой ключик, или приключения Буратино» папа Карло очень хорошо понимал, как важно, чтобы ребенок учился. Скажи, а что сделал папа Карло, чтобы купить азбуку и отправить сына в школу?
Иллюстрация Л. Владимирского.
6. Право на защиту от экономической эксплуатации.
Каждый ребенок имеет право на защиту от работы, которая представляет опасность для его здоровья или мешает учиться. В России установлен возраст, начиная с которого ребенок может быть принят на работу. Это 14 лет. Есть требования к продолжительности рабочего дня и условиям работы.
- А в каких сказках героям приходилось много и тяжело работать по дому?
Иллюстрация Л. и В. Пановых.
Ответы:
1. Сказка-повесть «Золотой ключик, или приключения Буратино» (А.Н. Толстой).
2. «Снегурочка» (русская народная сказка).
3. «Заюшкина избушка» (русская народная сказка), «Три поросенка» (С.В. Михалков), «Волк и семеро козлят» (русская народная сказка), «Зимовье зверей» (русская народная сказка) и др.
4. Сказка «Айболит» (К.И. Чуковский).
5. Папа Карло продал свою единственную куртку.
6. Сказки «Золушка» (Ш. Перро), «Морозко» (А.Н. Толстой) и др.
Источник