Право ребенка на духовное развитие

Право ребенка на духовное развитие thumbnail

Муниципальное автономное дошкольное учреждение

«Детский сад комбинированного вида № 2 «Радуга»

Тема: «Право ребёнка на охрану нравственного и духовного здоровья»

Педагог – психолог:

Захарова Ольга Валерьевна

январь 2019 г.

«Конечная цель разумного воспитания детей

заключается в постепенном образовании в ребенке

ясного понимания вещей окружающего мира.

Затем результатом понимания должно стать

возведение добрых инстинктов детской натуры

в сознателъное стремление κ идеалам добра и правды и,

наконец, постепенное образование твердой и свободной воли». 
Н.И. Пирогов

В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, – не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления ο доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Высокий уровень детской преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе. Детей отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость. Продолжается разрушение института семьи: через т.н. «половое просвещение» у детей формируются внесупружеские, антиродительские и антисемейные установки. Постепенно утрачиваются формы коллективной деятельности. Одна из проблем современного образования состоит в том, что в процессе воспитания не соблюдается историческая преемственность поколений. Дети лишаются возможности брать пример с людей, живших в прошлом, не знают, как люди решали свои проблемы, что стало с теми, кто пошел против высших ценностей, и с теми, кто смог изменить свою жизнь, подавая нам яркий пример. Предпринятые на сегодняшний день попытки воспитания духовно-нравственной личности показывают, что самым слабым, местом в этой деятельности является семья.

Многим родителям просто неизвестно, что именно в дошкольном возрасте происходит усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на основе подражания.

Особой актуальностью обладает проблема духовно-нравственного развития и воспитания детей дошкольного возраста. В центре внимания проблемы духовно-нравственного развития и воспитания детей дошкольного возраста оказываются следующие вопросы: психические механизмы становления и развития духовно-нравственных чувств, качеств, представлений и поведения; характерные особенности и закономерности нравственного развития дошкольника; психолого-педагогические условия и средства, способствующие формированию нравственных норм детей.

Под духовно-нравственным воспитанием мы понимаем процесс целенаправленного содействия становления и развития духовно-нравственной сферы ребенка.

Результатом духовно-нравственного воспитания является появление и утверждение в личности определенного набора духовно-нравственных качеств. И чем прочнее сформированы эти качества, чем меньше отклонений от принятых в обществе моральных устоев будет наблюдаться у личности, тем выше оценка его нравственности со стороны окружающих. Формирование духовно-нравственных качеств – процесс сложный, противоречивый и длительный. Он продолжается практически всю жизнь. Однако наиболее активно духовно-нравственные качества и чувства человека, отношение к миру и людям и мотивы поведения формируются в дошкольные годы. Под воздействием окружающей социально-культурной среды у детей дошкольного возраста формируются основы гуманистического отношения к окружающим, природе, вещам, появляются первые представления о номах поведения, об определенном порядке в человеческих взаимоотношениях, т. е. в период дошкольного детства происходит естественное, а в некоторой степени и стихийное приобщение детей к духовно-нравственным ценностям. И от того, как понимается духовность, нравственность и какое отношение вырабатывается к ним в этот период становления личности, во многом зависит и последующее поведение человека, его нравственная позиция.

Негативные тенденции характерные для современного российского общества, оказывают отрицательное влияние на развивающуюся личность ребенка, в результате чего у него формируется антигуманное отношение ко всему, что его окружает, т.е. происходят явные нарушения в духовно-нравственной сфере подрастающего поколения. Это значит формирование духовно-нравственных качеств личности детей необходимо начинать уже в дошкольном возрасте, как в самом сензитивном периоде восприятия нравственных норм.

Дошкольный возраст — уникальный период для приобретения качеств личности. В это время закладывается модель личности. Психолог-педагог учитывает период сензитивности к восприятию нравственных норм в этом возрасте. Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста должно быть ключевым направлением в работе образовательного учреждения, заботящегося о гармоничном развитии ребенка.

Отечественной психолого-педагогической теорией и практикой доказано, что именно этот возраст является наиболее благоприятным для развития у детей духовно-нравственных качеств личности (Л. И. Божович, А. В. Запорожец, А. В. Зосимовский, В. С. Мухина.). По мнению В. С. Мухиной, нравственное развитие ребенка зависит от того, насколько у него развита способность соотносить свои действия с этическими эталонами. Она утверждает, что в практике воспитания существуют эффективные методы формирования нравственных качеств личности ребенка. Весьма продуктивным является метод, когда ребенок ставится в такие условия, где он вынужден сопоставлять свои реальные действия с этическими эталонами. Формирование положительных личностных качеств через соотнесение реальных поступков ребенка с нравственными эталонами будет эффективным, если взрослый говорит с ним доверительно и доброжелательно, выражая уверенность в том, что этот ребенок не может не соответствовать положительной модели. Если взрослый приравнивает будущее поведение ребенка к положительному эталону поведения, то это дает желаемый сдвиг в дальнейшем развитии личности ребенка.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников является своеобразным стержнем, вокруг которого целесообразно строить весь процесс обучения и воспитания.

Сюда включено:

1. Усвоение правил культурного поведения, это

  • формирование культурно гигиенических навыков. Необходимость опрятности, содержания в чистоте лица, тела, прически, одежды, обуви продиктована не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений. Дети должны понимать, что в соблюдении этих правил проявляется уважение к окружающим, о том, что неряшливый человек, не имеющий следить за собой, своей внешностью, поступками, как правило, небрежен в работе. Культурно-гигиенические навыки прививаются детям в повседневной жизни в процессе разнообразных видов деятельности, в том числе в ходе игр, таких как «Утро начинается», «Оденем куклу Машу на прогулку», «Каждой вещи свое место» и др.

  • это, формирование культуры деятельности. Формировать культуру деятельности у ребенка – значит воспитывать у него умение содержать в порядке место, где он трудится, занимается, играет; привычку доводить начатое дело, бережно относиться к книгам, вещам, игрушкам.

  • это, воспитание культуры общения, которое предусматривает выполнение ребенком норм и правил общения со сверстниками, основанных на уважении и доброжелательности, с использованием соответствующего словарного запаса и форм обращения, а так же вежливое поведение в общественных местах и в быту. Для решения этой задачи, необходимо использовать этические беседы, такие как «Моя семья», «Мои товарищи», «Мы в гостях», «Идем в театр» и др.

Особенности мировосприятия и миропонимания дошкольников обусловлены механизмом эмоционально-образного восприятия и наглядно-практического мышления. Поэтому формирование духовно-нравственных представлений, своеобразно. Оно тесно связано с конкретными представлениями о том, что ребенку дорого и близко, то есть с любовью к родителями к другим эмоционально близким людям, окружающей его природе, игрушкам, играм, песням, родному образному слову, к тому, что его радует. Путь к сердцу ребенка, к его чувствам, и через них – к его мыслям, лежит через игру, через сказку, через яркую эмоцию, через яркий словесный, живописный и поэтический образ. Этим определяется выбор методов и средств нравственного воспитания дошкольников.

Методы духовно-нравственного воспитания:

Наглядный метод используется во время:

  • чтения педагогом рассказов;

  • экскурсий в картинную галерею;

  • наблюдений;

  • показа сказок (педагогом, детьми);

  • рассматривания книжных иллюстраций, репродукций, предметов;

  • проведения дидактических игр;

  • экскурсий по городу, целевых прогулок;

  • моделирования сказок.

Словесный метод представляется наиболее эффективным в процессе духовно – нравственного развития дошкольников:

  • чтения литературных произведений воспитателем;

  • чтения стихотворений детьми, воспитателем;

  • бесед с элементами диалога, обобщающих рассказов воспитателя;

  • ответов на вопросы педагога, детей;

  • проведения разнообразных игр (малоподвижные, сюжетно-ролевые, дидактические, игры-драматизации и др.);

  • сообщения дополнительного материала воспитателем;

  • загадывания загадок;

  • рассматривания наглядного материала;

  • рассказов детей по схемам, иллюстрациям, моделирования сказок;

  • разбора житейских ситуаций;

  • проведения викторин, конкурсов, тематических вечеров;

  • чтения литературных произведений родителями.

Практический метод используется, когда необходимо:

  • организовывать продуктивную деятельность;

  • провести игры (строительные, дидактические, подвижные, малоподвижные, инсценировки и др.);

  • приготовить с детьми различные блюда (овощной или фруктовый сок, картофельное пюре, овощной суп и др.);

  • оформить коллекцию семян для занятия;

  • сшить кукол к сказкам;

  • организовать постановку пьес, сказок, литературных произведений, а так же конкурсы, викторины;

  • провести экскурсии различной направленности;

  • организовать вечера с родителями, для родителей и сверстников;

  • изготовить с детьми наглядные пособия для занятий.

Средства духовно-нравственного воспитания:

1. Художественные средства: художественная литература, изобразительное искусство, музыка, кино и др.

2. многообразие окружающего мира, природа.

3. собственная деятельность детей: игра, труд, учение, художественная деятельность.

4. Общение.

5. Атмосфера, в которой живет ребенок.

Формы работы с детьми:

  • Факультативные занятия, беседы, игры нравственного и духовно-нравственного содержания.

  • Рукоделие и все виды творческой художественной деятельности детей.

  • Проведение совместных праздников.

  • Просмотр слайд – фильмов, диафильмов, использование аудиозаписей и технических средств обучения.

  • Экскурсии, целевые прогулки (по городу, району, в областной центр).

  • Детская благотворительность.

  • Тематические вечера эстетической направленности (живопись, музыка, поэзия).

  • Организация выставок (совместная деятельность детей и родителей).

  • Постановка музыкальных сказок духовно – нравственного содержания.

  • Творческие вечера.

  • Организация совместного проживания событий взрослыми и детьми.

Таким образом, для духовно – нравственного развития детей прослеживается несколько направлений работы:

1.Духовно-образовательное (занятия, беседы, устные поучения).
2. Воспитательно-оздоровительное (праздники, игры подвижные и назидательные, ролевые и строительные, про гулки, экскурсии, походы).
3. Культурно-познавательное (встречи, целевые прогулки, экскурсии, концерты, просмотр диафильмов).
4. Нравственно-трудовое (труд по самообслуживанию, уборка группы и территории, труд по интересам, продуктивная деятельность, изготовление подарков к праздникам).

Основное внимание в духовно – нравственном развитии, уделяется работе с семьей.

И предусмотрены такие формы работы с родителями:

  • родительские собрания на духовно-нравственные темы;

  • лекторий для родителей;

  • открытые показы воспитательно-образовательного процесса;

  • вечера вопросов и ответов;

  • проведение совместных учебных мероприятий (выставки, конкурсы, родительские семинары-собеседования на диалоговой основе, тематические семи нары с использованием ТОО);

  • факультативные занятия совместно с родителями: анкетирование и тестирование родителей с целью выявления ошибок и коррекции процесса духовно-нравственного воспитания в семье;

  • индивидуальные консультации специалистов;

  • наглядные виды работы: информационные стенды для родителей, папки-передвижки, выставки детских работ, дидактических игр, литературы;экскурсии;

  • визиты домой;

  • ведение социальной карты с целью изучения, обобщения и распространения опыта семейного воспитания;

  • индивидуальная работа с детьми дома (ведение тетради эмоционального развития ребенка);

  • совместные с родителями праздники, спектакли, именины детей;

  • совместное посещение богослужений и прогулки по монастырю;

  • помощь родителей детскому саду (облагораживание территории, участие в подготовке праздников, мелкий ремонт, хозяйственные работы).

Целью духовно-нравственного воспитания – достичь следующих результатов:

  • Формирование позитивного отношения ребенка к окружающему миру, другим людям и самому себе, иерархичность отношений с взрослыми и сверстниками, создание оптимистической детской картины мира.

  • Потребность и готовность проявлять сострадание и сорадование.

  • Субъективное психо-эмоциональное благополучие.

  • Воспитание чувства патриотизма, потребности в самоотверженном служении на благо Отечества.

  • Приобщение к опыту православной культуры, знакомство с формами традиционного семейного уклада, понимание своего места в семье и посильное участие в домашних делах.

  • Деятельное отношение к труду.

  • Ответственность за свои дела и поступки.

Источник

Каждый должен знать свои права и уважать права других людей!

20 ноября – Всероссийский день правовой помощи детям.

Дата выбрана не случайно. 20 ноября 1959 года ООН был принят первый документ, законодательно закрепляющий детские права: «Декларация прав ребенка». Декларация провозглашала равные права всех детей в области образования, воспитания, духовного и физического развития, социального обеспечения. «Равные» – значит независящие от национальности, цвета кожи, происхождения, имущественного и социального положения ребенка.

В этот же день 30 лет спустя была подписана «Конвенция о правах ребенка», носящая статус международного правового документа и обязывающая страны (в первую очередь родителей, различные организации, местные власти и национальные правительства) обеспечить детям хорошую жизнь и счастливое детство.

В России, начиная с 2013 года, 20 ноября посвящается деятельности, направленной на правовое информирование и консультирование родителей, опекунов, попечителей и, конечно, детей. Заинтересованные ведомства предоставляют бесплатную юридическую помощь. В образовательных организациях (детских садах, школах, учреждениях дополнительного образования) проходят беседы, лекции, правовые часы, проводятся викторины.

Это день повышения правовой грамотности в области защиты прав и законных интересов каждого ребенка.

Уважаемые взрослые, помните: дети имеют право на жизнь, имя, гражданство, любовь, понимание, материальное обеспечение, социальную защиту и образование, право развиваться физически, нравственно и духовно в условиях, свободных от голода, нужды, жестокости и эксплуатации.

Вы нарушаете права ребенка, если:

– Лишаете его свободы движения.

– Уходите из дома на несколько часов, оставив ребенка одного.

– Применяете физическое насилие или насилие над личностью.

– Угрожаете.

– Лжете и не выполняете своих обещаний.

– Пренебрегаете нуждами ребенка.

Грубейшим нарушением детских прав является отсутствие нормального питания, одежды, жилья, образования, медицинской помощи.

И хотя в большинстве случаев дети не могут обратиться за защитой сами, соблюдение их прав гарантировано и находится под независимым контролем государства и общества. В частности, Семейный Кодекс Российской Федерации обязывает органы опеки и попечительства принять меры по защите ребенка(ст. 56). Среди них:

– «лишение родительских прав» как мера защиты детей от жестокого обращения в семье (с. 69);

– немедленное «отбирание» ребенка при непосредственной угрозе его жизни и здоровью (ст. 77).

Знайте: за совершение физического насилия в отношении несовершеннолетних, преступление против семьи и несовершеннолетних предусмотрена уголовная ответственность (ст. 106-136 и 150-157 Уголовного кодекса Российской Федерации).

В России на независимой основе права детей отстаивает и Уполномоченный по правам ребенка.

Уважайте права и свободы ребенка, соблюдайте их и всеми силами содействуйте их осуществлению. Берегите детство!

С циклом подробных видео-консультаций по вопросам прав детей, можно познакомиться на портале «Я-родитель!».

А эта викторина адресована детям старшего дошкольного возраста. Пройдите ее вместе с вашим ребенком, через игру и сказку расскажите ему о его правах.

Ведь знать свои права должен каждый.

Викторина “Права литературных героев»
(для детей 5 – 7 лет).

1. Право на имя.

Каждый ребенок имеет право на имя. Когда ты родился мама и папа получили свидетельство о рождении: документ, в котором записаны выбранное для тебя имя, а также отчество и фамилия.

  • Попроси родителей рассказать, что означает твое имя. Почему тебя назвали именно так.
  • Выучи свои фамилию имя и отчество, ведь они отличают тебя от других, делают особенным и неповторимым.
  • Послушай, как появилось имя у одного сказочного персонажа. Отгадай, о какой сказке идет речь.

«Карло вошел в каморку, сел на единственный стул у безногого стола и, потерев так и эдак полено, начал вырезать из него куклу.

“Как бы мне её назвать? – раздумывал Карло. – Назову-ка я её Буратино. Это имя принесет мне счастье…”

Иллюстрация Л. Владимирского.

Вспомни еще 10 имен любых сказочных героев.

2. Право на заботу.

Каждый ребенок имеет право жить в семье или быть на попечении тех, кто обеспечит ему наилучший уход. Хорошо, когда мама и папа заботятся о ребенке, а члены семьи проявляют уважение друг к другу.

  • О дружной семье часто говорят: «Кто живет ладно, у того все складно». Попробуй объяснить, что это значит.
  • Расскажи, как зовут твоих близких.
  • Послушай, как появилась семья у одного сказочного персонажа. Назови сказку.

«Глядь, а у Снегурочки губы порозовели, глазки открылись; смотрит она на стариков и улыбается. Потом закивала она головкой, зашевелила ручками, ножками, стряхнула с себя снег – и вышла из сугроба живая девочка. Не нарадуются старики на дочку, души в ней не чают. Растет дочка и умная, и смышленая, и веселая. И работа у Снегурочки в руках спорится, а песню поет – заслушаешься».

Иллюстрация Л. Ходакова.

3. Право на жилье и его неприкосновенность.

У каждого ребенка должны быть дом или квартира, где он живет со своей семьей. И никто не может войти в этот дом без разрешения хозяев.

  • А ты знаешь свой домашний адрес?
  • Подумай, в каких сказках было нарушено право на неприкосновенность жилища.

Иллюстрация А. Брея

4. Право на медицинскую помощь.

Каждый ребенок имеет право на медицинское обслуживание. Для обследования и лечения детей существуют поликлиники, больницы, медицинские центры.

  • Послушай и отгадай загадку.

Громко кашляет Серёжа.
У него бронхит, похоже.
В поликлинику звонят,
А Серёже говорят:
– Ты не бойся и не плачь.
К тебе едет добрый … .

  • Вспомни, в какой сказке добрый доктор помогал героям реализовать их право на медицинское обслуживание.

Иллюстрация О. Гвоздевой.

5. Право на образование.

В нашей стране каждый ребенок имеет право учиться. Сначала в детском саду, потом в школе, колледже, институте или университете.

  • Как ты думаешь, зачем ребенку дано это право? Для чего нужно учиться?
  • В сказке «Золотой ключик, или приключения Буратино» папа Карло очень хорошо понимал, как важно, чтобы ребенок учился. Скажи, а что сделал папа Карло, чтобы купить азбуку и отправить сына в школу?

Иллюстрация Л. Владимирского.

6. Право на защиту от экономической эксплуатации.

Каждый ребенок имеет право на защиту от работы, которая представляет опасность для его здоровья или мешает учиться. В России установлен возраст, начиная с которого ребенок может быть принят на работу. Это 14 лет. Есть требования к продолжительности рабочего дня и условиям работы.

  • А в каких сказках героям приходилось много и тяжело работать по дому?

Иллюстрация Л. и В. Пановых.

Ответы:

1. Сказка-повесть «Золотой ключик, или приключения Буратино» (А.Н. Толстой).

2. «Снегурочка» (русская народная сказка).

3. «Заюшкина избушка» (русская народная сказка), «Три поросенка» (С.В. Михалков), «Волк и семеро козлят» (русская народная сказка), «Зимовье зверей» (русская народная сказка) и др.

4. Сказка «Айболит» (К.И. Чуковский).

5. Папа Карло продал свою единственную куртку.

6. Сказки «Золушка» (Ш. Перро), «Морозко» (А.Н. Толстой) и др.

Источник