Право на здоровое развитие ребенка

Право на здоровое развитие ребенка thumbnail

Право на выживание (право на жизнь)

В соответствии со ст. 6 Конвенции неотъемлемым правом несовершеннолетнего, как и всякой личности, является право на жизнь. В отношении несовершеннолетнего оно понимается также как право на выживание. “Государства-участники обеспечивают в максимально возможной степени право на выживание и здоровое развитие ребенка” (ст. 6 Конвенции о правах ребенка).

Поскольку выживание и здоровое развитие ребенка могут и должны обеспечиваться уже во внутриутробный период, в международном праве остро встал вопрос о понятии “ребенок” в смысле временно́го периода, с которого человеческое существо должно называться ребенком и с которого оно приобретает указанные выше права. В связи с тем, что между государствами существуют большие различия в сферах культуры, в вопросах религии, в политических, правовых системах (в частности, различное законодательство в отношении абортов), невозможно дать точное определение понятию “ребенок”, которое могло бы удовлетворить все заинтересованные стороны.

Международное право признает ребенком личность с момента рождения[1]. Однако, как было отмечено ранее, оно не запрещает государствам считать ребенком человеческое существо с момента зачатия, хотя защита еще не рожденного ребенка не предусмотрена ни в одном международном договоре, за исключением Американской конвенции о правах человека 1969 г. (ст. 4). Существуют специфические исключения, где защита косвенно предоставляется еще не рожденному ребенку. Статья 6 Международного пакта о гражданских и политических правах запрещает приводить в исполнение смертный приговор в отношении беременных женщин. То же самое закреплено в Дополнительном протоколе 11977 г. к Женевским конвенциям 1949 г. о защите жертв вооруженных конфликтов (ст. 6 (4)). Однако это указывает только на то, что защита еще не рожденному ребенку предоставляется в рамках защиты прав женщин, а за ним самим до его рождения не признается абсолютное право на жизнь. В противном случае убийство женщины, заведомо для виновного находящейся в состоянии беременности, следовало бы квалифицировать как убийство двух лиц, а смертная казнь беременной женщины означала бы одновременно законное лишение права на жизнь также ее нерожденного ребенка, который еще не стал и не мог стать субъектом преступления. На этом основаны этические и нормативные установки в медицинской практике, согласно которым в случае, если во время родов возникает угроза опасности для жизни матери и ребенка, приоритетным является спасание жизни матери, если даже для этого приходится жертвовать жизнью ребенка. Устанавливая особые меры охраны труда беременных женщин, законодатель заботится прежде всего об их физическом здоровье, включая репродуктивное здоровье.

Тем не менее, по нашему глубокому убеждению, законодатель, как уже отмечалось, устанавливая особые меры по охране жизни и здоровья будущих матерей, не впрямую, но косвенно обеспечивает также право ребенка на выживание и здоровое развитие не только с момента его рождения, но и до рождения. Об этом свидетельствует следующий факт.

Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (ст. 10 (2)) и Конвенция о правах ребенка, признавая за ребенком право на пользование наиболее совершенными услугами в системе здравоохранения и средствами лечения болезней и восстановления здоровья, гарантируют особую охрану матерям в течение разумного периода до и после родов. Конвенция возлагает на государства-участники обязанность предоставления матерям надлежащих услуг по охране здоровья в дородовой и послеродовой периоды (подп, “д” п. 2 ст. 24).

В Российской Федерации ребенком считается лицо с момента его рождения. Момент рождения определяется медицинской наукой, по признанию которой плод становится ребенком, когда он полностью оказался вне тела матери, если пуповина даже не пересечена. В настоящее время момент рождения ребенка определяется законодательно. В соответствии с ч. 1 ст. 53 Федерального закона “Об охране здоровья граждан в Российской Федерации” моментом рождения ребенка является момент отделения плода от организма матери посредством родов. При рождении живого ребенка медицинская организация, в которой произошли роды, выдает документ установленной формы.

Для права имеет значение только факт рождения, так как с ним связывается начало правоспособности и само собой ребенок должен родиться живым. Появление мертворожденного ребенка лишено юридического значения, и зародыш рассматривается как бы никогда не существовавшим. Российское законодательство до недавнего времени не устанавливало каких-либо требований к жизнеспособности родившегося ребенка, т.е. зависимости возникновения правоспособности от жизнеспособности родившегося ребенка. В настоящее время в соответствии с ч. 3 ст. 53 Федерального закона “Об охране здоровья граждан в Российской Федерации” медицинские критерии рождения, в том числе сроки беременности, масса тела ребенка при рождении и признаки живорождения, а также порядок выдачи документа о рождении и его форма утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. В законодательстве ряда стран существует положение, согласно которому правоспособность возникает у родившегося ребенка при условии его жизнеспособности. Такое требование зафиксировано, например, в Гражданских кодексах Швейцарии, Италии[2]. Так, параграф 31 Гражданского кодекса

Читайте также:  Ребенок 5 год жизни развитие ребенка

Швейцарии устанавливает, что до рождения ребенок правоспособен лишь при условии, что он родился живым, а по ст. 30 Гражданского кодекса Италии ребенок считается родившимся жизнеспособным, если после рождения он прожил 24 часа.

В некоторых случаях закон охраняет права и интересы еще не родившегося ребенка. Так, наследниками по закону или завещанию могут быть также и дети, зачатые при жизни и родившиеся после смерти наследодателя (ст. 1116 ГК). Однако сама по себе возможность рождения не делает эмбрион субъектом права, зачатие как таковое никаких гражданско- правовых последствий не вызывает. В юридической литературе справедливо признается, что у неродившегося ребенка правоспособность отсутствует в каком-либо объеме. Не существуя, он не имеет и не может иметь возможности приобретать права, они только охраняются законом на случай его рождения и приобретаются им лишь в момент рождения, если оно будет иметь место. Эмбриональное существование является фактом юридически безразличным в случае, если ребенок родится мертвым.

Право несовершеннолетнего на жизнь, с одной стороны, входит в общую систему прав и свобод личности, поскольку в соответствии с положением, содержащимся в ч. 1 ст. 20 Конституции, “каждый имеет право на жизнь”, включая, разумеется, несовершеннолетних лиц. С другой стороны, право несовершеннолетнего на жизнь обеспечивается специальной правовой защитой. Во-первых, на него не распространяется положение, содержащееся в ч. 2 ст. 20 Конституции о том, что “смертная казнь впредь до ее отмены может устанавливаться федеральным законом в качестве исключительной меры наказания за особо тяжкие преступления против жизни”. Аналогичное положение содержится в п. “а” ст. 37 Конвенции. В ч. 2 ст. 59 УК прямо предусмотрено, что смертная казнь не назначается лицам в возрасте до 18 лет. Во-вторых, посягательство на жизнь малолетнего считается отягчающим обстоятельством, квалифицирующим убийство и соответственно усиливающим уголовную ответственность (п. “в” ч. 2 ст. 105 УК).

В то же время вряд ли способствует усилению правовой охраны детства и защиты права ребенка на выживание (права на жизнь) введение в УК (кстати сказать, по уже давно сложившейся традиции) в качестве привилегированного состава преступления убийства матерью своего новорожденного ребенка во время или сразу же после родов либо в условиях психотравмирующей ситуации, либо в состоянии психического расстройства, не исключающего вменяемости (ст. 106 УК). Во всяком случае, определенная часть юридической общественности воспринимает эту норму негативно. Как отмечает М. В. Геллер, “к правовому понятию детства как особо защищаемому периоду в жизни человека человечество шло веками. Однако результатом этого движения стало фактическое смешение стилей и методов воспитания, которые в свое время были присущи эпохе Средневековья, в том числе не исключающего распространение инфантицида. В связи с этим наглядной иллюстрацией, исчерпывающе характеризующей картину общественной демагогии по вопросам декларирования заботы о детях, является фактическое причисление убийства матерью новорожденного ребенка к привилегированным составам преступления. Общее основание считать данное деяние менее опасным (привилегированным) видом убийства состоит в том, что беременность (особенно нежелательная) оказывает весьма неблагоприятное воздействие на психику женщины. Между тем подобное основание представляется весьма шатким, но тем не менее узаконенным оправданием жестокого отношения к самым слабым и незащищенным лицам, наделенным правовым статусом несовершеннолетних”[3].

Важной гарантией реализации права несовершеннолетних на выживание (права на жизнь) являются нормы, содержащиеся в ст. 5 Федерального закона “О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию”. С учетом высокой степени распространенности среди несовершеннолетних самоубийства, во многом под влиянием свободного доступа к информации, побуждающей их на этот шаг, Закон устанавливает полный запрет на распространение среди детей информации, побуждающей детей к совершению действий, представляющих угрозу их жизни и (или) здоровью, в том числе к причинению вреда своему здоровью, самоубийству. В Национальной стратегии по этому поводу констатируется, что подростки в возрасте от 10 до 18 лет нередко оказываются вне достаточного внимания со стороны государства. Трудности, с которыми они сталкиваются в этот сложный возрастной период, подчас приводят к самым трагическим последствиям. По распространенности суицидов среди подростков Россия занимает одно из ведущих мест в мире. В целях исправления такого положения в Национальной стратегии предусмотрены обеспечение реализации комплекса мероприятий социальной рекламы, направленных на формирование здорового образа жизни, профилактику суицидального поведения среди несовершеннолетних, информирование о деятельности служб поддержки и экстренной психологической и социально-правовой помощи, в том числе через сеть “Интернет”, телефоны службы анонимного консультирования; разработка системы мер по предотвращению подросткового суицида, включая подготовку психологов в системе здравоохранения для работы с детьми и подростками с суицидальными наклонностями, а также организацию проведения психологическими службами образовательных учреждений профилактической работы с детьми, родителями, социальным окружением ребенка.

Читайте также:  К каким последствиям в развитии личности ребенка

Источник

Валерия Морозова
Консультация для родителей «Право детей на охрану здоровья»

Уважаемые родители! Мы хотим затронуть очень важную и актуальную проблему, связанную с защитой прав и достоинств маленького ребенка, а также рассмотреть права и обязанности родителей по отношению к ребенку. Дошкольное детство — уникальный период в жизни человека, в процессе которого формируется здоровье и осуществляется развитие личности. В то же время это период, в течение которого ребенок находится в полной зависимости от окружающих его взрослых – родителей и педагогов. Здоровье детей и их полноценное развитие во многом определяется эффективностью по защите их прав. У ребенка, обделенного заботой и вниманием, нет второй возможности для нормального роста и здорового развития, «Дети мира невинны, уязвимы и зависимы», – констатирует Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей. В соответствии с этим положением международным сообществом по защите прав ребенка приняты важные документы, призванные обеспечить защиту правребенка во всем мире: К основным международным документам ЮНИСЕФ, касающимся прав детей относятся: Декларация прав ребенка (1959); Конвенция ООН о правах ребенка (1989); Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей (1990). Декларация прав ребенка является первым международным документом. В 10 принципах, изложенных в Декларации, провозглашаются права детей: на имя, гражданство, любовь, понимание, материальное обеспечение, социальную защиту и предоставление возможности получать образование, развиваться физически, нравственно и духовно в условиях свободы и достоинства. Особое внимание в Декларации уделяется защите ребенка. На основе Декларации прав ребенка был разработан международный документ – Конвенция о правах ребенка. Конвенция признает за каждым ребенком независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального, этнического и социального происхождения – юридическое право: – на воспитание; – на развитие; – на защиту Конвенция увязывает права ребенка с правами и обязанностями родителей и других лиц, несущих ответственность за жизнь детей, их развитие и защиту, и предоставляет ребенку право на участие в принятии решений, затрагивающих его настоящее и будущее. Конвенция о правах ребенка — правовой документ высокого международного стандарта и большого педагогического значения. Она провозглашает ребенка полноценной и полноправной личностью, самостоятельным субъектом права и призывает строить взаимоотношения взрослого и ребенка на нравственно-правовых нормах, в основе которых лежит подлинный гуманизм, демократизм, уважение и бережное отношение к личности ребенка, его мнениям и взглядам. «Защита прав детей начинается с соблюдения основных положений Конвенции о правах ребенка» (А. Жаров – уполномоченный по правам ребенка в Московской области): Ребенком считается человек, не достигший 18 летнего возраста, если по закону он не стал совершеннолетним ранее (статья 1). Все дети равны в своих правах (статья 2). Дети имеют одинаковые права независимо от пола, цвета кожи, религии, происхождения, материального положения и других различий. Интересы ребенка должны быть на первом месте (статья 3). Государство, принимая решения, затрагивающие интересы детей, учитывая права ребенка в первую очередь. Право на жизнь (статья 6). Никто не может лишить ребенка жизни или покушаться на его жизнь. Государство обязано обеспечить в максимально возможной степени выживание и здоровое развитие ребенка. Право ребенка на заботу своих родителей (статья 7). Каждый ребенок имеет право на имя и гражданство при рождении, а также право знать своих родителей и право на их заботу. Право на сохранение своей индивидуальности (статья 8). Каждый ребенок единственный в своем роде; со всеми своими особенностями внешности, характера, именем, семейными связями, мечтами и стремлениями. Право свободно выражать свое мнение (статья 12, 13) ребенок может выражать свои взгляды и мнения. При осуществлении этих прав должны уважаться права и репутация других людей. Право на защиту от физического или психологического насилия, оскорбления, грубого или небрежного обращения (статья 19). Государство должно защищать ребенка от всех видов насилия, отсутствия заботы и плохого обращения со стороны родителей, а также помогать ребенку, подвергшемуся жестокому обращению со стороны взрослых Право на охрану здоровья (статья 24). Каждый ребенок имеет право на охрану своего здоровья: на получение медицинской помощи, чистой питьевой воды и полноценного питания. Право на защиту от жестокого обращения (статья 34). Государство обеспечивает, чтобы ни один ребенок е подвергался пыткам, жестокому обращению, незаконному аресту и лишению свободы. Право на образование и обеспечение школьной дисциплины с помощью методов, уважающих достоинство ребенка (статья 28) Каждый ребенок имеет право на образование. Начальное образование должно быть обязательным и бесплатным, среднее и высшее должно быть доступным для всех детей. В школах должны соблюдаться права ребенка и проявляться уважение к его человеческому достоинству Право на защиту от жестокого обращения (статья 34). Государство обеспечивает, чтобы ни один ребенок е подвергался пыткам, жестокому обращению, незаконному аресту и лишению свободы. Нарушением правребенка можно считать: – лишение свободы движения, – уход родителя из дома на несколько часов и оставление ребенка одного (ст. 156 Уголовного Кодекса РФ предполагает, что запирание на длительное время квалифицируется как неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего, – применение физического насилия к ребенку, – унижение достоинств ребенка — грубые замечания, высказывания в адрес ребенка (воспитывает в ребенке озлобленность, неуверенность в себе, комплекс неполноценности, занижение самооценки, замкнутость, трусость, садизм, – угрозы в адрес ребенка, – ложь и невыполнение взрослыми своих обещаний, – отсутствие элементарной заботы о ребенке, пренебрежение его нуждами, – отсутствие нормального питания, одежды, жилья, образования, медицинской помощи. Мы хотим подробнее остановиться на таком праве ребенка дошкольного возраста, как право на игру. «ИГРА— ведущая деятельность дошкольника». Это знают многие, но далеко не всегда в системе жизнедеятельности ребенка она занимает должное место. В настоящее время в семье зачастую вместо игр ребенок много времени проводит за телевизором или за компьютером. Ответственность за обеспечение интересов ребенка в игре возлагается на семью, однако «общество и органы публичной власти должны прилагать усилия к тому, чтобы способствовать осуществлению указанного права», — утверждает Декларация прав ребенка. Д. Б. Эльконин, известный ученый, установил, что сюжетная игра в дошкольном возрасте особенно благоприятна в сфере человеческой деятельности и межличностных отношениях. Основным содержанием детских игр является человек, его деятельность и отношения людей друг к другу. Кроме того, игра изменяет отношения детей и взрослых, они становятся теплее и ближе, возникает взаимопонимание. Часто во многих капризах и шалостях малыша мы повинны сами, потому что вовремя не поняли его. Пожалели свои силы и время. Стали требовать от ребенка то, что он попросту не может нам дать — в силу особенностей своего возраста и характера. Ребенок не слушается, неуправляем. Причина не в ребенке, а в педагогической беспомощности взрослых.Для себя мы должны определиться: каким мы хотим вырастить своего ребенка? Кто из Вас хотел бы видеть ребенка злым и жестоким? (ответы родителей). Вот поэтому надо категорически запретить детям бить и обижать других детей, животных, насекомых, бездумно рвать траву и цветы, ломать деревья и кустарники. Не следует покупать, приносить в детский сад всевозможных чудовищ, пистолеты. Эти игры негативно влияют на психику ребенка, вызывают агрессию. При играх с пистолетами (лучше, если дети будут играть в солдат, а не в грабителей и разбойников) учить их не целиться в человека. А лучше предлагать детям развивающие игрушки, игрушки-персонажи наших добрых сказок, играть с ними в сюжетные игры. Призываем Вас изъять те игрушки, которые способствуют развитию в ребенке жестокости и агрессивности. Не давать детям возможность смотреть фильмы-ужасы, убийства, безобразные американские мультфильмы. Лучше использовать наши мультфильмы, добрые детские книги и игрушки. Знание и понимание права ребенка на игру всеми участниками образовательного процесса позволяет осуществить полноценное развитие ребенка при условии совместных усилий семьи и детского сада.

Читайте также:  Семья ребенок как субъект развития реферат

Источник