Права ребенка с отклонениями в развитии
Государственная, социальная, психологическая, педагогическая охрана ребенка с особыми образовательными потребностями. Права ребенка: основные положения Конвенции о правах ребенка. Основные российские документы о правах детей: Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в РФ» (1995), Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (1998), Семейный кодекс РФ, Гражданский кодекс РФ.
Осуществление защиты нарушенных прав ребенка (формы правовой защиты). Институт омбудсмена (Уполномоченного по защите прав ребенка).
Правовое положение ребенка в семье. Семейно-правовая ответственность родителей как мера защиты прав ребенка. Санкции применяемые к родителям за ненадлежащее осуществление своих обязанностей.
Оказание практической правовой помощи в области социальной защиты, сотрудничество с органами правопорядка и органами социальной защиты населения.
Совершенствование деятельности государственных и муниципальных органов по защите прав детей.
Тема 4. Научно-методические основы управления системой специального образования.Органы управления системой специального образования.
Управление системой специального образования на федеральном уровне, на уровне субъектов Федерации, муниципальном уровне. Управление образовательным процессом на уровне специального (коррекционного) образовательного учреждения.
Управление образованием как вид социального управления поддерживает целенаправленность и организованность учебно-воспитательных, инновационных и обеспечивающих их процессов в системе образования. Подчиняясь общим закономерностям социального управления, управление образованием имеет специфические особенности, обусловленные способами постановки и достижения социально значимых целей в конкретных условиях организованного учебно-воспитательного процесса.
Компетенция Российской Федерации в области образования. Реализация прав и обязанностей органов управления образованием на разных уровнях правового регулирования образовательной деятельности. Компетенция субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области образования. Порядок разграничения компетенции органов государственной власти, органов управления Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в области специального образования.
Полномочия органов местного самоуправления муниципальных районных и городских округов в области образования.
Управление образовательными учреждениями (государственными, муниципальными, негосударственными).
Органы управления специальным образованием в Российской Федерации. Задачи и структура системы государственного и государственно-общественного контроля. Контроль соответствия деятельности образовательного учреждения целям, предусмотренным его уставом. Органы управления образовательных учреждений. Понятие качества специального образования и его правовые основы.
Ответственность образовательного учреждения перед личностью, обществом государством за качество образования. Система контроля качества на уровне образовательного учреждения (промежуточная, итоговая аттестация учащихся, экзамены). ЕГЭ как новая форма итоговой аттестации и вступительных испытаний в учреждения среднего и высшего профессионального образования.
Государственные органы управления образованием осуществляют лицензирование и аккредитацию образовательных учреждений. Они обосновывают целевые финансовые и другие затраты на нужды развития региональных систем образования, прямое финансирование деятельности образовательных учреждений, разрабатывают нормативы их финансирования, формируют структуры образовательных систем, разрабатывают перечень профессий и специальностей, по которым в стране ведется профессиональное обучение. Осуществляют контроль за исполнением законодательства РФ и РБ в системе образования. Ими устанавливаются порядок аттестации педагогических кадров и требования к их образовательным цензам.
Важнейшей функцией государственных органов управления образованием является контроль за обязательностью исполнения законодательных основ в области образования, в том числе и специального, реализации образовательных стандартов и исполнения бюджетной и финансовой дисциплины.
Органы управления образованием руководят выпуском учебников, учебных пособий и средств, организуют подготовку и переподготовку кадров для системы образования, в том числе и специального, обеспечивают развитие педагогической науки.
Критерии оценки содержания и качества подготовки обучающихся по образовательным программам различного уровня.
Управление как инструмент обеспечения качества специального образования; как взаимодействие участников образовательного процесса, направленное на повышение его результативности.
Децентрализация управления как форма демократизации системы образования. Формирование горизонтальных связей в области управления системой образования. Формы горизонтальной координации связей между различными образовательными структурами.
Органы правового регулирования финансовой и хозяйственной деятельности образовательного учреждения. Особенности финансирования образовательных учреждений. Собственность образовательного учреждения.
Повышение культуры управленческой деятельности.
3.3. Практические (семинарские) занятия (36 часов).
№ темы | Тематика практических и/или семинарских занятий | Технология проведения | Трудоем. (час) |
1 семестр | 8 ч. | ||
Информационные основы управления специальным образованием. | Семинар-исследование. | ||
Кадровое обеспечение системы специального образования. | Кейс-семинар. | ||
Основы делопроизводства в системе специального образования. | Кейс-семинар. | ||
Руководитель в системе управления специальным образовательным учреждением. | Семинар-учебно-ролевая игра. | ||
Нормативное правовое обеспечение системы специального образования. | Кейс-семинар. | ||
Современные подходы к организации системы специального образования. | Семинар-исследование. |
Тема 1. Информационные основы управления специальным образованием.
47. Цель: изучение информационных основ управления специальным образованием.
Задания:
1. Изучить основные виды информации о деятельности образовательного учреждения.
2. Изучить основные формы сбора и анализа информации о деятельности образовательного учреждения.
Тема 2. Кадровое обеспечение системы специального образования.
48. Цель: изучение основ организации кадрового обеспечения системы специального образования.
Задания:
1. Изучить историю подготовки педагогических кадров для специального образования
2. Проанализировать современное состояние подготовки, переподготовки, повышения квалификации и аттестации кадров для системы специального образования.
3. Проанализировать задачи развития подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для системы специального образования
Тема 3. Основы делопроизводства в системе специального образования.
49. Цель: изучение основных видов документации управления, регламентирующих деятельность образовательных учреждений.
Задания:
1. Изучить основные разделы циклограммы работы администрации образовательных учреждений.
2. Дайте характеристику основных разделов плана организационно-педагогических мероприятий, плана внутришкольного контроля, плана работы с документацией, плана работы методических объединений педагогов, календарных тематических планов педагогов специального образовательного учреждения.
3. Проанализируйте примерную номенклатура дел в специальном образовательном учреждении.
Тема 4. Руководитель в системе управления специальным образовательным учреждением.
Цель: изучение основных видов деятельности руководителя специальным образовательным учреждением.
Задания:
1. Проанализировать основные направления организиционно-педагогической деятельности организиционно-педагогической руководителя специальным образовательным учреждением.
2. Проанализировать основные направления аналитико-диагностической деятельности организиционно-педагогической руководителя специальным образовательным учреждением.
3. Проанализировать основные направления финансово-хозяйственной деятельности организиционно-педагогической руководителя специальным образовательным учреждением.
Тема 5. Нормативное правовое обеспечение системы специального образования.
Цель: изучение основных нормативно-правовых актов, регламентирующих деятельность специального образовательного учреждения.
Задания:
1. Проанализировать федеральные нормативно-правовых докуметы обеспечения системы специального образования.
2. Проанализировать роль локальных актов в функционировании специальных образовательных учреждений.
Тема 6. Современные подходы к организации системы специального образования.
50. Цель: проанализировать современные тенденции в организации управления специальным образованием.
Задания:
1. Охарактеризуйте роль информационно-компьютерных технологий как важную составляющую менеджмента в организации системы специального образования.
4. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов.
4.1. Формы проведения самостоятельной работы (126 часов).
Тема дисциплины | Форма самостоятельной работы | Трудоемкость |
1 семестр | 87 ч. | |
1. Система специального образования детей с ОВЗ в России. | Составление таблицы «Периодизация становления специального образования в России». | |
2.Специальное образование в современном обществе. | Подготовка мультимедиа презентации по проблеме «Роль государства в становлении и развитии системы специального образования». | |
3. Законодательство Российской Федерации в области специального образования. | Анализ законодательных и подзаконных актов федерального, регионального, муниципального уровней в области специального образования. | |
4. Международное образовательное пространство лиц с ограниченными возможностями здоровья. | Подготовка мультимедиа презентации по проблеме «Зарубежные специальные образовательные системы и направления их реформирования». | |
5.Права ребенка с отклонениями в развитии и формы их защиты. | Реферирование источников по проблеме «Государственная, социальная, психологическая, педагогическая охрана ребенка с особыми образовательными потребностями». | |
6.Органы управления системой специального образования. | Подготовка мультимедиа презентации «Органы управления системой специального образования в России». | |
7. Кадровое обеспечение системы специального образования. | Аннотирование литературы по проблеме «Современное состояние подготовки, переподготовки, повышения квалификации и аттестации кадров для системы специального образования». | |
8. Нормативное правовое обеспечение системы специального образования. | Подготовка и оформление основных видов организационных документов. | |
9. Современные подходы к организации системы специального образования. | Подготовка мультимедиа презентации «Информационно-компьютерные технологии в системе специального образования». |
Тема 1. Система специального образования в России.
Цель – изучение развития специального образования в России.
Задачи: определить основные исторические периоды развития специального образования в России.
Краткое содержание: в процессе конспектирования учебных пособий проанализировать хронологию и основные этапы развития специального образования в России.
На основе изучения материалов составить таблицу «Периодизация становления специального образования в России».
Методические рекомендации.
При выполнении задания следует учитывать хронологию и основные достижения в области становления и развития специального образования в России.
В ходе сравнительного анализа определить основные приоритетные направления становления специального образования на каждом этапе развития.
Тема 2. Специальное образование в современном обществе.
Цель – изучение роли государства в становлении и развитии системы специального образования в России.
Задачи: изучить условия развития российского специального образования.
Краткое содержание: на основе изучения материалов учебных пособий и лекций составить структурную схему принципов государственной образовательной политики и государственных гарантий приоритетности специального образования.
Методические рекомендации.
При выполнении задания следует учитывать концепцию модернизации российского образования до 2010 г. о тенденциях мирового развития и социальных требованиях к системе российского образования.
Тема 3. Законодательство Российской Федерации в области специального образования.
Цель – изучение законодательных и подзаконных актов федерального, регионального, муниципального уровней в области специального образования.
Задачи: проанализировать законодательные и подзаконные акты федерального, регионального, муниципального уровней в области специального образования.
Краткое содержание: на основе изучения законодательных и подзаконных актов федерального, регионального, муниципального уровней в области специального образования составить характеристику законодательной базы формирования и развития системы специального образования в России.
Методические рекомендации.
При выполнении задания следует учитывать региональные законодательные акты в области специального образования.
Тема 4. Международное образовательное пространство лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Цель – изучение правового регулирования специального образовательного пространства современного мира.
Задачи: проанализировать основные правовые акты международного образовательного законодательства.
Краткое содержание: на основе анализа основных правовых актов образовательного законодательства составить характеристику правового регулирования международного образовательного пространства.
Методические рекомендации.
При выполнении задания следует учитывать структурные изменения зарубежных образовательных систем и систему финансирования как экономический рычаг управления специальным образованием.
Тема 5. Права ребенка с отклонениями в развитии и формы их защиты.
Цель – изучение норм государственной, социальной, психологической, педагогической охраны ребенка с особыми образовательными потребностями.
Задачи: проанализировать права ребенка с особыми образовательными потребностями в основных документах о правах детей.
Краткое содержание: на основе анализа документов составить перечень о правах детей с особыми образовательными потребностями.
Методические рекомендации.
При выполнении задания следует учитывать оказание практической правовой помощи детей с особыми образовательными потребностями в области социальной защиты, сотрудничество с органами правопорядка и органами социальной защиты населения.
Тема 6. Органы управления специальным образованием в Российской Федерации.
Цель – изучение структуры органы управления специальным образованием в России.
Задачи: изучитьзадачи и структуру органов управления образовательными учреждениями; понятие качества специального образования и его правовые основы.
Краткое содержание: на основе анализа документов составить характеристику органов управления специальным образованием в России.
Методические рекомендации.
При выполнении задания следует учитывать органы управления специальным образованием как инструмент обеспечения качества специального образования; как взаимодействие участников образовательного процесса, направленное на повышение его результативности.
Тема 7. Кадровое обеспечение системы специального образования.
Цель – изучение истории подготовки педагогических кадров, современное состояние подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для системы специального образования.
Задачи: проанализировать и обобщить педагогического опыт подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для системы специального образования.
Краткое содержание: на основе аннотирования литературы составить характеристику современного состояние подготовки, переподготовки, повышения квалификации и аттестации кадров для системы специального образования.
Методические рекомендации.
При выполнении задания следует учитывать роль педагогического самообразования и аттестации педагогических и руководящих кадров системы специального образования.
Тема 8. Нормативное правовое обеспечение системы специального образования.
Цель – изучение федеральных нормативно-правовых документов системы специального образования.
Задачи: усвоить технологии подготовки и оформления основных видов организационных документов специальных образовательных учреждений.
Краткое содержание: подготовка и оформление основных видов документов.
Организационные документы: договор с Учредителем, Устав, Свидетельство о государственной регистрации, Лицензия на образовательную деятельность, Свидетельство о государственной аккредитации, Коллективный договор, Правила внутреннего трудового распорядка, Структура и штатная численность, Штатное расписание, Должностные инструкции.
Распорядительные документы: приказ, распоряжение.
Информационно-справочные документы: протокол, справка, докладная записка, письмо, телеграмма, телефонограмма, электронное письмо.
Учебно-педагогическая документация: алфавитная книга записи обучающихся, личная карта обучающихся, классный журнал, журнал пропущенных и замещенных уроков, журнал студии дополнительного образования, журнал индивидуальных (подгрупповых) коррекционных занятий.
Методические рекомендации.
При выполнении задания следует учитывать требования локальных актов в функционировании образовательных учреждений.
Тема 9. Современные подходы к организации системы специального образования.
Цель – изучение современных технологий в организации и управлении специальным образованием.
Задачи: усвоить роль информационно-компьютерных технологий как важную составляющую менеджмента в организации системы специального образования.
Краткое содержание: подготовка мультимедиа презентации, демонстрирующей использование информационно-компьютерных технологий в организации и управлении специальным образованием.
Методические рекомендации.
При выполнении задания следует учитывать основы менеджмента в профессиональной управленческой, административной и менеджерской деятельности руководителейсистемы специального образования.
5. Контроль знаний студентов.
5.1. Оценка работы студентов в рейтинговых баллах в 1 семестре.
Тип контроля | Форма контроля | Максимальное количество баллов | ||
Модуль 1 | Модуль 2 | Итого | ||
Портфолио | ||||
Реферат | ||||
Составление схем, таблиц | ||||
Презентация | ||||
Домашнее задание | ||||
Источник