Права ребенка развитие речи старшая группа

Цели и задачи:

– Познакомить детей с правом на имя, научить применять это право в жизни, способствовать социальному развитию;

– Уметь рассуждать , сопоставлять, делать выводы, сопереживать;

– Воспитывать чувства самоуважения и уважения к другим людям;

-Уточнить знания детей о гражданских правах  и обязанностях;

– Развивать правовое мировоззрение и нравственные представления;

– Рассуждать и сопоставлять , делать выводы;

– Воспитывать чувство уважения к другим людям.

Оборудование:

– Детские портреты и рисунки-символы, выполненные детьми на занятиях;

– На каждого ребенка – клеевой карандаш;

– «Волшебный» сундучок с предметами: сердце, вырезанное из бумаги, букварь, свидетельство о рождении, конверт, игрушечные утка и утенок, домик.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, сегодня разговор наш пойдет о том, что является важным для всех людей, – о наших правах. Мы еще раз вспомним о том, для чего нужны права. Для начала сделаем небольшую разминку.

Игра « Все будет хорошо»

Дети встают в круг , берутся за руки, делают два-три глубоких вздоха. Все вместе произносят стихотворение и выполняют движения:

Дети:   В небе солнышко взошло

( поднимают руки – вдох)

И всем улыбнулось,

(опускают руки – выдох)

Нам вдруг стало хорошо

(поднимают руки – вдох)

И больше не взгрустнулось.

Воспитатель: Конечно, все будет хорошо. Ведь мы много знаем о наших правах и никому не позволим их нарушать , и сами не будем нарушать права других людей.

Воспитатель раздает детям портреты, рисунки- символы прав, клеевые карандаши.

Игра «Волшебный сундучок»

Воспитатель: У меня в руках «Волшебный» сундучок. Его подарил нам Волшебник. Давайте посмотрим, что же в нем находится.

Из сундучка по очереди воспитатель достает предметы, символизирующие знакомые детям права человека. Каждое право кратко обсуждается.

Воспитатель: Ребята, что же это за документ?

Дети: Это свидетельство о рождении.

Воспитатель: О каком праве он напоминает?

Дети: О праве на имя.

Воспитатель: Как вы изобразили это право? Что означает иметь право на имя? Как вы должны обращаться друг  к другу?  Как следует обращаться ко взрослым людям?

Дети отвечают.

Воспитатель: Наклейте рисунок – символ рядом со своим портретом.

Сердечко

Воспитатель: Какое право может обозначать сердце?

Дети: Право на любовь и заботу.

Воспитатель: Что означает  забота? Кто заботится о вас? О ком вы заботитесь?

Дети отвечают.

Воспитатель: Наклейте рисунок-символ рядом со своим портретом.

Домик

Воспитатель:  Как вы думаете , почему в сундучке лежит домик? О каком праве он напоминает ?

Дети: О праве на имущество.

Воспитатель: Как вы считаете, можно ли взять чужую вещь? Как люди должны относиться к своему дому? Почему?

Дети отвечают

Воспитатель: Наклейте рисунок- символ рядом со своим портретом.

Конверт

Воспитатель:  О чем напомнил этот конверт?

Дети:  Никто не имеет права читать чужие письма и подглядывать.

Воспитатель: Как вы думаете , почему нельзя читать чужие письма?

Дети отвечают.

Воспитатель: Наклейте рисунок- символ рядом со своим портретом.

Букварь

Воспитатель: Узнаете эту книгу? О каком праве детей она напоминает?

Дети: О праве на учебу.

Воспитатель: Почему это право необходимо ?

Дети отвечают.

Воспитатель: Наклейте рисунок- символ рядом со своим портретом.

Игрушечные утка и утенок

Воспитатель: Как вы думаете , почему Волшебник положил в сундучок эти игрушки? О чем они нам напоминают?

Дети: О праве ребенка быть вместе с мамой.

Воспитатель: Наклейте этот рисунок- символ рядом со своим портретом.

Давайте из получившихся работ сложим один большой круг. Посмотрите , какие вы разные на портретах, но у вас у всех одинаковые права. Каждый из вас теперь знает эти права и никогда не будет нарушать прав других людей , не позволит, чтобы нарушали его права. Когда вы вырастете и будете взрослыми, помните, что все  люди – и маленькие, и большие – имеют права.

Источник

наталья немкова
Конспект ООД по речевому развитию в старшей группе «Ваши права, дети»

ООД по речевому развитию в старшей группе «Ваши права, дети»

Цель: создание социальной ситуации развития в процессе ознакомления детей в доступной форме с «Конвенцией о правах ребенка».

Задачи:

1. создать условия для формирования у детей представлений о том,

что каждый человек имеет право на имя, на проживание в семье, право на гражданство.

2. обеспечить условия развития поисковой активности детей.

3. обеспечить условия для выражения детьми своего мнения.

4. способствовать развитию навыков взаимодействия

Организация детских видов деятельности:

• Общение ребёнка с взрослым;

• Общение ребёнка со сверстниками;

• Умение совместно договариваться;

Предварительная работа:

• беседа «Ваши права, дети»;

• рассматривание иллюстраций, книг, по теме;

Оборудование и материалы:

• Фишки

• Две куклы

• Карточки с изображением прав детей

Ход ООД:

1. Мотивация к деятельности:

Дидактическая игра «Копилка имен».

Каждый ребенок называет свое имя и бросает фишку в «копилку».

На столе у воспитателя находятся две одинаковые куклы.

– Ребята, сегодня к нам на занятие пришли две куклы. Посмотрите на них и скажите мне, пожалуйста, эти куклы чем-нибудь отличаются друг от друга? (Нет, ничем не отличаются)

2. Актуализация знаний

Дидактическое упражнение «Право на имя»

– Этих кукол, как и маленьких детей, очень трудно отличить друг от друга, имен у них еще нет. Поэтому люди придумали давать всем имена.

– Как вы считаете, зачем люди придумали имена?

У каждого человека есть имя, и оно выделяет его среди других. Обращаясь к кому-то, мы называем его по имени. Услышав свое имя, человек понимает, что обращаются к нему или говорят о нем. Прочитав имя, мы сможем найти вашу работу по рисованию или лепке.

– Каждый ребенок со дня своего рождения имеет право на собственное имя.

Воспитатель повторяет эту фразу вместе с детьми несколько раз и выставляет на доску символ «Право на имя».

– Когда вы родились, то родители выбирали вам имя, в которое они вложили все свои надежды и пожелания. Каждое имя что-то означает.

Воспитатель берет семейный альбом, показывает фотографии детей группы и называет значение их имен.

Богдан – богом данный

Давид – любимый

Данил – мой судья – Бог, добрый, общительный

Читайте также:  Основные методы изучения развития ребенка

Иван – милость Божья

Илья – сила Бога

Ярослав – сильный и славный

Вероника – несущая правду

Виктория – победительница

Дарья – сильная, побеждающая

Карина – вперед смотрящая

– Ребята, каждого из вас можно назвать ласково и нежно. Назовите друг друга ласково.

Дети называют ласково по имени своего соседа.

Дидактическое упражнение «Право на гражданство»

– Когда рождается ребенок, ему дают имя, и он получает первый в своей жизни документ, который называется «Свидетельство о рождении». В этом документе указано его имя.

Воспитатель и дети рассматривают «Свидетельство о рождении»: графы, печать, герб.

– Посмотрите: на документе изображен герб нашей страны – России. Мы имеем право не только на имя, но и на гражданство той страны, где вы родились. Вы – граждане России.

Ребенок имеет право на гражданство.

Воспитатель повторяет эту фразу вместе с детьми несколько раз и выставляет на доску символ «Право на гражданство».

– В «Свидетельстве о рождении» записано ваше полное имя и отчество, которое дается вам по имени вашего отца.

Динамическая пауза

«Дом имен»

Эй, ребята! Встаньте в круг!

Вот как стало много рук!

Чьи же руки, подскажите

И ладошки покажите.

А теперь за руки взялись

И по кругу пробежались.

Сделали по уже круг

Крышу сделали из рук.

Получился дом имен.

В этом доме мы живем.

3. Поисковый этап

Дидактическое упражнение «Право на проживание в семье»

– Все дети имеют право на то, чтобы жить в семье. Скажите, пожалуйста, что такое семья, для чего она нужна? (Воспитатель и дети формулируют понятие «семья».)

– Семья – это близкие родственники, которые живут вместе, заботятся друг о друге.

Воспитатель предлагает послушать детей стихотворение о семье.

Вместе – мама, папа, я –

Называется семья.

По фамилии одной

Мама, я и папа мой.

Я спросил у муравья:

– Для чего нужна семья?

– Просто вместе легче жить

И работать, и дружить.

Воспитатель предлагает детям рассмотреть семейный альбом и поиграть в игру.

Дидактическая игра «Мой, моя, мои»

Воспитатель показывает фотографии родителей детей, и спрашивает: Чья мама? Чей папа? Чьи родители? Чья бабашка? Чей дедушка?

– Скажите, какой должна быть семья? (дружной, крепкой, заботливой, трудолюбивой, большой, любимой)

– Запомните, ребята, вы имеете право жить в семье.

Воспитатель повторяет эту фразу вместе с детьми несколько раз и выставляет на доску символ «Право на проживание в семье».

Рефлексивно-оценочный этап:

– Сегодня мы говорили о ваших правах. Так на что вы имеете право?

Дети перечисляют права, о которых узнали на занятии, с опорой на символы.

– Все ваши права записаны в этой книге (показывает). Называется она «Конвенция о правах ребенка». (Дети рассматривают иллюстративное изображение прав ребенка).

– О других ваших правах мы поговорим на следующих занятиях.

Источник

Управление образования администрации

Старооскольского городского округа Белгородской области

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №42 «Малинка» Старооскольского городского округа

                                           

Беседа «Права ребенка»

(старший дошкольный возраст, группа №13)

                 Подготовили:   Кайсаканова Т.А.

Старый Оскол 2018 год

Беседа «Права ребенка» (старший дошкольный возраст) 

Цель: Дать детям понятие о правах ребенка, развивать монологическую и диалогическую речь, обогащать словарь, воспитывать стремление детей получать новые знания, формировать у детей представление о том, что рядом с правамичеловека существуют его обязанности.

Ход занятия:

1. Воспитатель рассказывает детям о том, что с давних времен люди вместе живут, работают, отдыхают. И, чтобы всегда и во всем был порядок, они придумали правила. Система норм, правил, которые установлены тем или иным государством, и есть права. (право на жизнь, на отдых, на образование и т. д.). но у человека кроме правесть еще и обязанности – то, что нужно делать обязательно: хорошо учиться, помогать взрослым, быть вежливым, бережно относиться к вещам и т. д.

Для вас, еще малышей, наша страна Россия, подписав конвенцию о правах ребенка, взяла на себя обязательства обеспечить детям России все названные в ней права. А прав много (на образование, на отдых, на свободу, на жизнь и т. д.). Это и есть забота государства о детях.

2. Рассказ о правах ребенка.

Дети, все люди рождаются свободными и равными, все имеют равные права. Какие же права ребенка вы должны знать?

1) Каждый имеет право на жизнь. Никто не может лишить вас жизни. А если вы заболеете, вашу жизнь будут охранять врачи.

2) Каждый ребенок имеет право на образование. Вы сейчас ходите в детский сад, потом пойдете в школу учиться, потом в колледж или институт и т. д.

3) Каждый ребенок имеет право на свободу. Никто не может заставить его делать то, чего он не хочет. Но при этом не следует забывать об обязанностях.

4) Никто не имеет права обижать друга, унижать, бить. Все споры дети и взрослые должны решать в мирной беседе, а не размахивать кулаками.

5) Каждый ребенок может иметь свое мнение и говорить то, что думает. Никто не имеет право за это наказывать.

6) Каждый ребенок имеет право владеть своим имуществом (вещами, предметами и т. д.). Никто не имеет права отобрать принадлежащие ему вещи.

7) Никто не имеет право вмешиваться в жизнь других людей: входить без разрешения в чужой дом, читать чужие письма и т. д.

8) Каждый имеет право на отдых. У детей и взрослых есть выходные дни. Детям в школе дают каникулы, а взрослым на работе – отпуск.

3. Иллюстрирование некоторых прав ребенка, эпизодами из любимых сказок.

1) “Нет ничего дороже жизни” (право на жизнь)

Вспомните сказку где было нарушено право на жизнь (Р. Н. С. “Волк и семеро козлят”, “Колобок”)

2) Назовите сказку в которой врачи борются за право на жизнь (К. Чуковский “Айболит”)

3) “Каждый человек имеет право на свободу (Р. Н. С. “Маша и Медведь”)

4) Право на жилище (Р. Н. С. “Теремок”)

5) Никто не имеет право отбирать принадлежащие ему вещи и обижать друг друга (Р. Н. С. “Лиса и Заяц”)

Читайте также:  Схема обследования ребенка с задержкой психического развития

6) Право на труд

4. Воспитатель подводит итог беседы (дети перечисляют какие права они запомнили и какие сказки подходят к какому праву)

               

                                               

                                                                                                                                                                                             

Источник

Елена Герасимова
Конспект НОД «Права ребёнка» в старшей группе

Цель:

-обучающие: закрепить знания детей об их гражданских правах и обязанностях;

способствовать развитию правового мировоззрения и нравственных представлений;

учить рассуждать, делать выводы; активизировать познавательный процесс, пополнять словарный запас у детей;

-развивающие: развивать умение рассуждать, сопоставлять, делать выводы

анализировать действия поступки людей и создавать ситуации для развития умений применять полученные знания в реальной жизни; связную речь.

_воспитывающая: воспитывать чувство самоуважения и уважения к другим людям, доброжелательность и контактность.

Предварительная работа: создание фотовыставки «Моя семья», разучивание пословиц и стихотворений, дидактическая игра «Назови родственников».

Материал к НОД – картинки с изображением прав детей: 1– право на семью, 2-право на имя, 3 – право на жильё; волшебная шкатулка; конверт в котором лежат цифра 7, знак «+», буква Я; семейные фотографии, детская фотография воспитателя; «волшебные» ворота (дуга с атласными лентами); обручи (по количеству детей);

Ход МЕРОПРИЯТИЯ.

«Волшебный колокольчик»

Воспитатель звонит в колокольчик, тем самым привлекает внимание детей.

Колокольчик наш звонит

Всем на стульчики сесть велит.

-Дети, у меня в руках волшебная шкатулка, в ней самое ценное сокровище на нашей планете Земля. Кто из вас хочет увидеть его?

Хотите заглянуть в шкатулку? Но не рассказывайте кого или что вы там увидели, пока все самые смелые не заглянут на дно шкатулки.

(дети по очереди заглядывают в шкатулку)

-Что вы увидели в волшебной шкатулке?

(ответы детей)

-Ребята, в волшебной шкатулке вы увидели самое ценное сокровище – себя, человека. Каждый из вас – личность, со своим характером, привычками, и именно такого человека как вы, больше на Земле нет и не будет. А людей на Земле живёт очень много, все они разные. Ребята, как вы думаете, чтобы жить на земле мирно, счастливо, что должен делать каждый человек?

– Чтобы люди жили счастливо, нужно соблюдать права, правила поведения в обществе и обязанности. И у вас, ребята, как и у каждого человека на земле, есть свои обязанности, например, соблюдать правила гигиены, убирать игрушки, а также у вас есть и права. Кто ни будь из вас знает какие у вас есть права? Сегодня я предлагаю познакомиться с некоторыми правами ребёнка. Согласны?

-Посмотрите, ребята, у меня есть необычный конверт. Посмотрим, что в нём?

(цифра 7, знак «+», буква Я)

-Что у нас получилось? Какое слово спряталось? Произнесём его. (Семья)

Это слово каждый знает

Ни на что не променяет!

К цифре «семь» добавлю Я –

Получается – семья.

-Как вы думаете, что обозначает слово – семья? Что же такое семья? (Это когда есть мама, папа и другие любящие люди)

-А ещё можно сказать это значит, что вы как бы повторяетесь в родной семье семь раз.Приглядитесь внимательно к своим родным: ваша улыбка напоминает улыбку мамы, походка – походку папы, цвет глаз – такой же как у бабушки, овал лица и родинка – как у дедушки. Вы похожи на своих братьев и сестёр, но сходства проявляются не только во внешности. Вы унаследовали у родителей, бабушек и дедушек многие черты характера.

-Семья – это самое главное, что есть на земле.

-Как вы думаете, зачем человеку семья?

-Семья нужна всем людям на земле. Но особенно, конечно, ребёнку. Потому, что новорожденный малыш – одно из самых беспомощных созданий. Он должен быть накормлен и защищён. А семье сделать это намного легче.

-А знаете ли вы, кем члены семьи приходятся друг другу? Давайте проверим.

Колокольчик наш звонит

Всем в кружочек встать велит.

Дидактическая игра «Назови родственников»

, я мама, а ты мне кто?

, я папа, а ты мне кто?

, я брат, а ты мне кто?

, я сестра, а ты мне кто?

, я бабушка, а ты мне кто?

, я дедушка, а ты мне кто?

, я внучка, а ты мне кто?

, я внук, а ты мне кто?

-Молодцы, хорошо.

-А теперь давайте поиграем в игру кто из этих людей не является родственником.

Дидактическая игра «Четвёртый лишний»

Мама, соседка, бабушка, сестра.

Бабушка, подруга, сестра, мама.

Сестра, продавец, бабушка, брат.

Дворник, папа, брат, дедушка.

-Мы с вами говорили о семье. У каждого ребёнка есть право жить и воспитываться в семье. Ребёнок имеет право знать своих родителей и право на их заботу. Запомнили, у каждого ребёнка есть право воспитываться в семье.

Семья – это счастье, любовь и удача,

Семья – это летом поездки на дачу

Семья – это праздник, семейные даты.

Подарки, покупки, приятные траты.

Семья – это труд, друг о друге забота,

Семья – это много домашней работы

Семья – это важно!

Семья – это сложно!

Но счастливо жить одному невозможно!

Очень трудно самому,

Жить на свете одному,

Правом с мамой жить и с папой

Пользуйтесь везде ребята.

Раздаётся стук в дверь

РЕБЁНОК: Здравствуйте, я ваше Имя.

Вовочки и Леночки,

Андрюшки и Аришки –

Каждый день рождаются

Девчонки и мальчишки.

Пользуются с первых дней

Правами своими,

Ведь с пелёнок человек

Читайте также:  Развитие ребенка дошкольном возрасте и его психологическое сопровождение

Получает имя.

-Дети, имена – это слова, но слова особые. Они значат очень многое. На Руси верили в могущество имён и к выбору относились очень внимательно. Древние люди считали, что с именем человека связана его дальнейшая судьба. Ребята, кто из вас знает, что значит ваше имя?

… (Елена – светлая, солнечная, сияющая.

Ульяна – впечатлительная, ласковая, нежная…

Артур – доброжелательный, спокойный и внимательный)

-Дети, вот вам домашнее задание, узнать у родителей значение своего имени, и мы с вами потом об этом поговорим.

-Ребята, у всех детей есть право на имя. Обращаться друг к другу надо ласково по имени. И конечно нельзя называть человека грубым словом, давать ему кличку – это нарушает его право на имя. Сразу после рождения вы получили первый в своей жизни документ – Свидетельство о рождении. В нём записано, что вы граждане своей страны, граждане – России. Здесь записаны ваша фамилия, имя, отчество, как зовут ваших родителей.

-А сейчас я предлагаю поиграть. Игра называется «Найди себе пару»

(Один ребёнок называет свое имя, а те, чьё имя похоже (рифмуется) с названным, должны откликнуться.)

Яна – Ульяна

Миша – Гриша

Оля – Толя

-А теперь, сюда подойдёт ребёнок чьё имя начинается со звука К (Кристинэ, а в пару к Кристинэ подойдёт ребёнок чьё имя начинается со звука А (Артур).

Следующая пара с каких звуков начинаются ваши имена? (Стёпа, Лиза)

Игра «Ласковое имя»

(Дети в парах называют друг друга ласковыми именами) После игры дети сели.

-Ребята, а как вы думаете, имя может меняться пока вы растёте?

-Посмотрите на эту фотографию. Это было давно. Эту девочку ласково звали Леночка. Девочка выросла, стала взрослой. Сейчас она работает воспитателем. Вы догадались, о ком я говорю? Конечно же о себе. Моя мама называет меня ласково Леночка, друзья Леной, а в саду меня называют Еленой Алексеевной.

– И вас, когда вы вырастете, будут называть по имени отчеству. Отчество образуется от имени отца.

-Ребята, а хотите ненадолго стать взрослыми?

-Посмотрите, у меня есть волшебные ворота. Когда вы пройдёте в ворота вы станете взрослыми и ваше имя изменится, вас будут называть по имени отчеству. (Дети подходят к воротам, говорят своё имя, проходят в ворота и произносят своё полное имя)

-Ребята, следующее право с которым я хочу вас познакомить – это право на неприкосновенность жилища. У каждого человека должен быть дом или квартира, где он живёт со своей семьёй. Дом у человека был всегда, сначала пещера, потом люди научились строить себе жилище из дерева и камня. Во все времена дом очень много значил для человека. Был его крепостью, защитой, любимым местом отдыха. Русский народ придумал много пословиц про свой дом.

Без хозяина дом – сирота. (дому нужен хозяин – человек, который заботится о порядке и чистоте в доме.)

В родном доме и стены помогают. (Смысл данной пословицы заключается в том, что дома дела будут идти лучше, чем где-либо! Можно понимать так, что бывает человеку нездоровиться, а он где-то далеко, но стоит ему вернуться домой, как он выздоравливает. Иногда и врачи с больницы выписывают того, кто не совсем до лечился и выздоровел,и говорят при этом: «Дома и стены помогают»)

Человек без угла, что птица без крыла.

Вбегают переодетые дети – заяц и лиса.

Заяц: Помогите! Помогите кто-нибудь. Ребята, со мной беда приключилась. Попросилась ко мне лиса в лубяную избушку да меня и выгнала (плачет)

Лиса: А я что, виновата, что ли? Мой дом растаял. Где мне теперь жить? Да, выгнала, ну и что подумаешь. Заяц другой дом себе найдёт.

Заяц: Но ведь это мой дом, моя собственность. Не имеешь права меня выгонять.

Лиса: Я в лесу хозяйка, на всё имею право.

Воспитатель: Подожди лиса, успокойся. Ты знаешь, каждый человек имеет право на неприкосновенность жилища. Ты не имеешь права выгонять зайца из его дома. Ты поняла, что ты не права?

Лиса: Поняла, я больше так не буду. Зайка, пойдём поиграем.

-Ребята, из какой сказки эти герои?

– Каждый ребёнок имеет право на свой дом.

– Ребята, посмотрите у меня есть обручи.

(в центре группы лежит большой обруч, в нём маленькие обручи по количеству детей)

Хотите поиграть с обручами?Тогда слушайте задания:

– Возьмите обруч и отнесите туда, где вам нравится. Это будет ваше место.

– Обойдите вокруг своего обруча и сядьте в обруч. У всех получилось?

– Закройте глаза и представьте, что вы у себя дома. Все представили? Глазки открывайте.

– У меня много разных предметов, подумайте, что бы вы взяли в свой дом?

Возьмите три предмета.

(Пока дети выбирают предметы, воспитатель привязывает клубочек к каждому обручу)

– Возьмите свой клубочек. Разматывая его, соедините свой домик с большим обручем.

– Что мы можем сделать, чтобы наш большой дом был уютным? (ответы детей)

– Возьмите по одному предмету и отнесите в большой дом.

– Чтобы наш большой дом был уютным, я поставлю цветок в середину.

– Посмотрите, что у нас получилось!

-У каждого есть свой домик, есть дорожки, но все дорожки ведут в один большой дом, который называется детский сад, где мы с вами живём одной дружной семьёй, пока мамы и папы заняты на работе.

-Давайте сейчас все вместе сядем в нашем большом доме и вспомним что нового мы сегодня узнали.

-Все эти права и многие другие записаны в книге о правах ребёнка. Эта книга называется «Конвенция о правах ребёнка»

Вы сможете прочитать эту книгу, когда подрастёте, а ваши родители, конечно прочитали эту книгу. И дома с родителями можете поговорить о своих правах и обязанностях.

Ну -ка все встали в круг

За руки все взялись вдруг

Будем рядом стоять

Ручками махать

Целый час мы занимались

И немножко баловались

А теперь детвора

Отдыхать и вам пора!

Источник