Практическое развитие художественных навыков у ребенка
Конечно, каждый родитель мечтает пробудить в крохе гения. Но путь к великим победам долгий и трудный. Требуется не только постоянные толчки, но и поддержка.
Как воспитать из ребёнка художника
Стоя в холле школы, услышала вопрос от родительницы к педагогу рисования: “Подскажите, как развить в ребёнке тягу к рисованию и слепить из него художника”. Учитель улыбнулся и сказал очень просто: “Лепить не нужно, но можно развивать художественные способности”.
Если малыш самостоятельно берёт в руки цветные карандаши или ручки каждый день, то это отличный знак того, что у него есть тяга к рисованию. На этот момент следует обратить внимание и при возможность отдать кроху на уроки рисования.
рисунок моей дочки в 4 года
Детские рисунки — это непросто картинки!
От психологов можно часто услышать, что дошкольники через рисунок передают свои эмоции миру взрослых. Поэтому не следует мгновенно отдавать ребёнка на курсы юного художника, если приступы рисования у него случаются в заметными перерывами. Скорее всего это просто эмоциональная разгрузка. Но к таким рисункам следует относиться внимательно, изучая смысл и содержание. Обязательно спросите у ребёнка, что он изобразил.
У меня тоже был такой опыт, когда рисунок был способом рассказать о страхе. Вот эта пугающая картинка:
рисунок Мирославы (моя дочка) в 5 лет
Как вы думаете, о чём хотела рассказать моя дочка? Эту картинку она нарисовала в период болезни. У нас была кишечная инфекция, её всё беспокоила тошнота и рвота. Каждый такой приступ сопровождался слезами и дрожанием, она очень боялась. Болезнь сопровождалась высокой температурой, дочка говорила, что ей снятся плохие сны. Она изобразила свой страх! И как тут игнорировать детские рисунки?
Как развивать интерес к рисованию у детей?
А теперь вернёмся к теме, как же развить в ребёнке художественные способности? Если вы увидели, что ребёнок интересуется рисованием, то не упускайте момент.
Нужно поощрять тягу к этому увлечению и покупать различные художественные материалы. Пусть чадо рисует мелками, карандашами и красками. Ходите в магазин вместе с ребёнком, пусть он собственными глазами видит, как разнообразны привычные материалы для творчества.
рисунок моей дочке по сказке “3 медведя”, 5, 5 лет
Показывайте нестандартные способы рисования. Пусть ребёнок видит, что это творчество может быть более масштабным, чем простой рисунок на бумаге.
раскрашивание гипсовой фигуры
Ещё по мере возможности всегда берите с собой небольшой альбом и карандаши. Пусть ребёнок рисует, а не скучает, глядя по сторонам, или вообще “залипает” в гаджете.
Ещё полезно ходить с ребёнком на художественные выставки, пусть его фантазия развивается. Малыш должен видеть разнообразные техники создания рисунка. В этом помогут специальные пособия. Покупайте такие книги, они очень полезны на ранних стадиях освоения живописи.
Творческую фантазию ещё развивают книги, в которых используются яркие и необычные иллюстрации. Это могут быть современные произведения или какие-то журналы. Ребёнок должен смотреть, пытаться изобразить, перерисовать.
книга “Светлячки” от издательства МИФ
Отдавайте детей на кружки живописи. Там не только научат рисовать, но и есть возможность попасть малышу в нужную творческую среду. Участие в конкурсах очень помогает для совершенствования своих навыков.
Моя дочка пошла в школу рисования с 5 лет. Даже участвовали уже в конкурсе зимних рисунков, она заняла второе место по краю. Знаете, чувство соперничества прекрасно стимулирует, а когда видишь свои работы на мини-выставке, то даже ребёнок испытывает особое чувство восторга. Всегда можно периодически устраивать домашние выставки рисунков своего чада. Пусть родственники и друзья ребёнка знакомятся с творчеством вашего юного художника!
художественная мини-выставка с участием работы Мирославы
“Весёлые домики”, которые заняли 2 место
Все награды ребёнка ставьте на видное место. Он должен чувствовать вашу поддержку и гордость за любые успехи в области живописи. И при возможности рисуйте вместе с ребёнком. Общее дело — это так сплачивает!
Простое хобби может перерасти в настоящую профессию или побочный заработок. Или как минимум ребёнок будет рисовать для души, а это прекрасная разгрузка для нервной системы. Арт-терапия!
Источник
Развиваем художественные навыки через рисование
Стремление к выражению себя через рисование проявляется у детей рано. Еще до года дети интересуются предметами, которые используют взрослые для письма. Желание их изучить дает возможность раннего ознакомления с навыками художественного самовыражения при помощи различных инструментов. В дошкольном возрасте стоит обучить рисовать:
- карандашами и фломастерами;
- красками (пальчиковые, гуашь, акварель);
- мелками.
Карандаши и фломастеры
Первые занятия по научению рисованию можно проводить уже с годовалым ребенком. Предложите нарисовать карандашом или фломастером линию. Держите руку малыша и помогите сделать первые закорючки. Как только он поймет, что благодаря нехитрой манипуляции получилось создать что-то новое, он получит истинное удовольствие, и рисование войдет в разряд любимых занятий для творчества.
Главное, с первых попыток рисовать необходимо научить ребенка правильно держать инструмент и следить, чтобы он не менял положения карандаша или фломастера.
До 2-3 лет ребенок будет создавать различные каракули. Поддержите стремление освоить карандашную технику: именно через непонятные для вас линии и изгибы малыш изучает свои возможности и развивает фантазию. Когда ребенок начнет говорить, спрашивайте о том, что он рисует. Просите пояснить, где он видит своих героев или предметы. Даже, если вы не будете видеть то, о чем говорит ребенок – восхищайтесь, поддерживайте и хвалите маленького художника. Он действительно видит в необъяснимых каракулях то, о чем говорит.
Рисовать объекты, похожие на реальные, малыш начнет только лет с трех, если вы покажете, как выглядят основные геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник). Именно после освоения основ геометрии ребенок сможет развивать свое образное мышление и будет стремиться передать фантазии на листе бумаги.
В возрасте 1,5 лет можно предложить первые раскраски. Они должны быть крупные с небольшим количеством деталей. Их можно покупать или подготавливать самостоятельно. Главное, чтобы персонаж или предмет, изображенный для раскрашивания, был понятен и знаком. Сложные, требующие точности линий, концентрации рисунки, можно предлагать ребенку старше 4-х лет. Для того, чтобы он понял, что требуется, взрослому необходимо показать пример действий и предложить повторить.
Не ждите, что малыш сразу заинтересуется таким вариантом занятий, возможно, любовь к раскрашиванию по образцу придет только в возрасте 3-4 лет, а до этого он будет с удовольствием создавать собственные произведения.
Существует интересная технология раскрашивания рисунков по цифрам. Она позволяет развивать внимательность и дополнительно запоминать цифры. Ее можно предложить в 4 года, а более сложные варианты в 5-6 лет.
Некоторых родителей интересует вопрос, что лучше давать ребенку для рисования: карандаши или фломастеры. Выбор инструмента для выражения творческого порыва не существенен. Можно предложить любой удобный вариант. Но важно помнить: маленькие дети должны рисовать под присмотром родителей.
При выборе фломастеров хорошо использовать водные варианты, которые хорошо отстирываются. На сегодняшний день в продаже имеются варианты, специально разработанные для малышей, они имеют прочный стержень, который не будет проваливаться в основание.
Разнообразие видов фломастеров поражает. От классических до рисующих при помощи дуновения в основание. Важно помнить, что на любой коробке указан возраст, с которого можно предлагать данные инструменты для творчества. Следуйте рекомендациям производителей.
Еще один вопрос, связанный с количеством цветов в пачке. Для детей, которые только учатся рисовать, не стоит покупать большие наборы карандашей и фломастеров. Им будет сложно выбрать цвет. Для первых уроков подойдет обычный набор из основных цветов на 6 штук. Большие наборы по 24-36 штук целесообразно предлагать ребенку в 5-6 лет, когда он будет заниматься самостоятельно.
Рисование при помощи карандашей и фломастеров − удобный вариант занять ребенка, при этом развив его фантазию и мелкую моторику.
При восторженном отношении к такому виду творчества и желании обучиться новым техникам в 4 года можно попробовать посещать художественную школу. Но, если ему не понравится, и он будет протестовать, то лучше продолжать домашнее обучение.
Занятия должны проходить минимум 2 раза в неделю по 10-15 минут, в зависимости от желания малыша.
Краски (пальчиковые, гуашь, акварель)
Отдельный вид изобразительного искусства для развития детской фантазии − это рисование при помощи красок. Существует большое количество разнообразных техник для использования этого материала у детей дошкольного возраста:
- пальчиками и ладошкой;
- кисточкой;
- губкой.
Каждая из этих техник вводится в определенном возрасте и предполагает постоянное наблюдение взрослых.
Для работы с красками должны быть подготовлены следующие инструменты и материалы:
- краска, соответствующая возрасту и цели занятия;
- инструмент (кисть, губка);
- место для занятия;
- материал, на котором будет рисовать малыш;
- вода для очищения инструментов;
- тряпка или полотенце для очищения рук и поверхности;
- одежда для занятий. Каким бы аккуратным не был ваш ребенок, ему вряд ли удастся с первых попыток научиться рисовать, не запачкав ручки и свою одежду
Обучение рисованию красками можно начинать уже с годовалого возраста при помощи пальчиковых вариантов. Хорошо использовать специально подготовленные рисунки, на которых нужно добавить несложные круглые детали для получения картинки. Годовалому ребенку нужно рассказать историю, связанную с изображением и предложить дополнить его необходимыми деталями. Обмакивая пальчик в соответствующую краску, покажите малышу, как это делать. После этого предложите ему повторить действие. Не расстраивайтесь, если он не будет четко следовать вашим инструкциям на первом занятии. Вместо ровных кружочков начнет усиленно водить пальчиками и рукой по всей поверхности заготовки. Это хорошо. Он осознает принцип рисования, чувствует структуру материала и понимает, что может создавать собственные произведения.
Заготовки для первых занятий можно приобретать или делать самостоятельно. Они могут предполагать рисование пальчиком или же целой ладошкой. Красивые картины получаются, когда к нарисованному основанию нужно добавить только оттиск руки. Так можно нарисовать цветы, где рука – бутоны. Хорошо получаются деревья с ветками и листьями в виде детских ладошек и т. д. Можно предложить малышу практиковать это умение на обычном листе бумаги.
Обучать ребенка рисовать кисточкой можно начинать в возрасте 2-х лет.
Важно сразу показать, как нужно ее правильно держать. Вместе с кисточкой можно познакомить с акварелью и гуашью.
Подготовьте все необходимые материалы и место для занятия. Расскажите о предназначении каждого предмета и покажите ему, как рисовать. Позвольте попробовать самостоятельно нарисовать что-нибудь. После этого покажите техники рисования. Они могут быть разнообразными:
- рисование каплями. Обмакните кисточку в один из цветов и позвольте капле упасть на бумагу. Повторите действие с другими цветами. Рассказывайте малышу, какой цвет вы используете и акцентируйте его внимание на полученном результате, говорите, как красиво получается, спрашивайте мнение о полученном результате, какие ассоциации у него появляются;
- получение нового цвета. Бумага для этой техники должна быть плотной. Кисточкой нанесите небольшое количество гуаши и добавьте сверху другой оттенок. Вместе с ребенком поводите кистью по краскам. Покажите, как смешивать их для получения нового оттенка. Как из синего и желтого можно получить зеленый цвет. Из красного и синего – фиолетовый, желтый и красный – оранжевый. Малыш оценит волшебство преображения цветов;
- хороший вариант рисовать на слегка влажной поверхности листа. Можно нанести небольшое количество воды на плотную бумагу и добавить в нее краски разного цвета. Понемногу водя кисточкой по полученному красочному образу, покажите ребенку, как красиво они смешиваются, образуют причудливые формы;
- научите рисовать кисточкой различные геометрические формы.
Чем больше ребенок будет смешивать краски, пробовать получать новые интересные формы, тем лучше будет развиваться его фантазия и цветовосприятие.
Не стоит детям до 4-х лет предлагать большое количество цветов. Для наилучшего результата предложите основные варианты спектра и научите получать новый необходимый оттенок. Большие наборы на 12, 24 и 36 штук можно приобретать после 4-х лет, когда он усвоит технику получения нового оттенка. Большое разнообразие будет отвлекать внимание от занятия и не требует поиска вариантов для получения нужного цвета. Для первых занятий достаточно 2-3 вариантов цветосмешения, которые показываются постепенно по мере усложнения рисунка.
Современные краски для маленьких детей не нанесут вред, если ребенок попробует их на вкус, но все же не следует этого допускать и лучше следить за тем, как он пользуется материалом.
Мелки и восковые карандаши
Использование этого вида художественного материала хорошо развивает фантазию и благоприятно влияет на развитие мелкой моторики. Применение возможно с 1-го года. Можно использовать на досках для рисования или же на поверхности, выкрашенной специальной краской. Хорошо рисовать мелками на асфальте и восковыми карандашами на бумаге. Использование этого вида не требует от малыша усилий и без труда позволяет получать четкие линии.
Обучение ребенка пользованию этими инструментами художественного творчества можно начинать с простых линий и небольших зарисовок на выбранной поверхности. Покажите малышу, как сделать травку, солнышко и другие предметы. Пусть он потренируется и расскажет о том, что нарисовал. С продвижением обучения предлагайте рисовать геометрические фигуры, цифры, буквы. Давайте свободу творчества.
Использование различных материалов и инструментов для рисования позволяет ребенку взглянуть по-новому на окружающий мир, научиться создавать собственные произведения и глубже проникнуть в понятия о прекрасном и красивом. Благодаря развитию способностей изобразительного искусства, можно познать своего малыша, его внутренний мир и дать волю фантазии.
Также анализ наиболее часто используемых цветов позволяет проводить его психологическую диагностику и предотвращать нежелательные изменения в характере.
Обучение созданию аппликаций и поделок из природного материала
Хорошо на развитие художественных навыков и эстетических основ у детей до 7-ми лет влияет работа с природными материалами и применение их в прикладном искусстве. Природа создала множество прекрасных ярких форм и материалов, которые можно использовать в различных поделках и аппликациях. Процесс создания нового объекта из других интересных для ребенка предметов:
- позволяет развивать фантазию;
- создает четкое понимание важности физического труда;
- развивает внимательность и способность концентрации на занятии.
Первые поделки можно начинать делать уже с 3-х лет. Для этого можно использовать любые пригодные природные материалы:
- листья;
- ветки;
- шишки и желуди;
- траву и палочки;
- камушки.
Дети с удовольствием собирают материал для будущих работ и обращают внимание на разнообразие цветов и форм предметов. Для того, чтобы создать аппликацию или поделку, родителю необходимо определиться, что именно будет получено в итоге и рассказать ребенку, какие предметы будут необходимы.
Некоторые материалы перед использованием необходимо помыть, а другие высушить. Прежде чем начинать работу по созданию произведения, нужно подготовить все необходимые инструменты и продумать порядок действий. Наличие всего необходимого позволит сделать процесс интересным для малыша и родителя.
Полученный в результате шедевр обязательно должен некоторое время оставаться на виду, чтобы простимулировать дальнейшее желание создавать.
Аппликации и поделки можно делать, используя не только природные материалы, но и дополнительные заготовки из бумаги. Хорошо украшать различными бусинами, пайетками и бисером. Но при использовании мелких деталей нужно быть очень внимательными, чтобы они использовались непосредственно для дела. Маленькие дети любят тянуть новые для них предметы в рот. Эта особенность требует особого внимания со стороны родителей при работе с небольшими предметами.
Хорошо создавать различных персонажей, знакомые образы и природные мотивы. Любая идея, которую подаст ребенок будет хорошим вариантом. Главное продумать ее исполнение и предоставить малышу возможность помочь вам с ее реализацией.
Если статья понравилась, пожалуйста, поделитесь ссылкой на нее
Источник
Анастасия Березенко
Развитие художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста.
Развитие художественно – творческих способностей детей дошкольного возраста
Содержание:
Введение
1. Актуальность, значимость развития художественно-творческих способностей
2. Теоретические основы исследований детского творчества (психолого-педагогические исследования по проблеме творчества)
3. Особенности проявления творчества до школьников
4. Развитие творчества дошкольников по конструированию природного материала
5. Итоговый эксперимент- конспект занятия
Введение:
Развитие художественно-творческих способностей – далеко не новый предмет исследования. Проблема человеческих способностей вызывала огромный интерес людей во все времена. Однако в прошлом у общества не возникало особой потребности в овладении творчества людей. Таланты появлялись как бы сами собой,стихийно создавали шедевры литературы и искусства: делали научные открытия, изобретали, удовлетворяя тем самым потребности развивающейся человеческой культуры. В наше время ситуация коренным образом изменилась. Жизнь в эпоху научно-технического прогресса становится все разнообразнее и сложнее. И она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению больших и малых проблем. Если учесть тот факт, что доля умственного труда почти во всех профессиях постоянно растет, а все большая часть исполнительской деятельности перекладывается на машины, то становиться очевидным, что творческие способности человека следует признать самой существенной частью его интеллекта и задачу их развития – одной из важнейших задач в воспитании современного человека. Ведь все культурные ценности, накопленные человечеством – результат творческой деятельности людей. И то, насколько продвинется вперед человеческое общество в будущем, будет определяться творческим потенциалом подрастающего поколения.
Цель данного исследования –
• изучение проблемы развития художественно-творческих способностей дошкольников, а именно тех её аспектов, знание которых необходимо для практической деятельности в этом направлении воспитателей детских садов и родителей.
• определение условий, благоприятных для развития творческих способностей детей.
Детское творчество основано на подражании, которое служит важным фактором развития ребенка, в частности его художественных способностей. Задача педагога – опираясь на склонность детей к подражанию, прививать им навыки и умения, без которых невозможна творческая деятельность, воспитывать у них самостоятельность, активность в применении этих знаний и умений, формировать критическое мышление, целенаправленность.
Известно, что детское творчество – явление уникальное. Многие педагоги и психологи, как отечественные, так и зарубежные, подчеркивают большое значение занятий художественным творчеством во всестороннем, особенно в эстетическом развитии личности ребенка.
Изобразительная деятельность дошкольников заключает в себе большие потенциальные возможности всестороннего развития ребенка. Однако эти возможности могут быть реализованы лишь тогда, когда дети почувствуют радость и удовлетворение от созданного ими, если у них процесс творчества вызовет хорошее настроение.
Рисование для ребенка – своеобразная форма познания реальной действительности, окружающего мира, постижения художественного искусства, и потому требует углубленного изучения, прогнозирования и коррекции обучения детей. Рисование является едва ли не самым интересным видом деятельности детей дошкольного возраста. Мы считаем, что в связи с недостаточным развитием образной речи, дети более глубоко проявляют свои чувства и представления об увиденном в своих рисунках, нежели словами.
“Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок” – утверждал В. А. Сухомлинский. Вот почему так важны в дошкольном возрасте занятия изобразительной деятельностью. Они служат улучшению художественного образования и эстетического воспитания детей. Необходимо научить детей видеть прекрасное, понимать и ценить произведения искусства, красоту и богатство родной природы.
К изобразительной деятельности относятся рисование, аппликация, лепка.
Психологические и педагогические исследования, а также практика наших детских садов доказывают, что начало развития творческих способностей детей падает на дошкольный возраст, когда меняется характер их деятельности по сравнению с ранним детством. В отличие от взрослых дети не способны во всех деталях обдумать предстоящую работу, они намечают лишь общий план, который реализуется в процессе деятельности. Задача воспитателя – развивать творческие способности ребенка, целенаправленно воображение, побуждать его в любом деле идти от мысли к действию.
С психологической точки зрения дошкольное детство является благоприятным периодом для развития творческих способностей потому, что в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир. И родители, поощряя любознательность, сообщая детям знания, вовлекая их в различные виды деятельности, способствуют расширению детского опыта. А накопление опыта и знаний – это необходимая предпосылка для будущей творческой деятельности
Одним из важнейших факторов творческого развития детей является создание условий, способствующих формированию их творческих способностей.
Вторым важным условием развития творческих способностей ребенка является создание обстановки, опережающей развитие детей
Третье, чрезвычайно важное, условие эффективного развития творческих способностей вытекает из самого характера творческого процесса, который требует максимального напряжения сил.
Четвертое условие успешного развития творческих способностей заключается в предоставлении ребенку большой свободы в выборе деятельности, в чередовании дел, в продолжительности занятий одним каким-либо делом, в выборе способов и т. д.
Давно известно, что для творчества необходимо комфортное психологическая обстановка и наличие свободного времени, поэтому шестое условие успешного развития творческих способностей – тёплая дружелюбная атмосфера в семье и детском коллективе.
Но создание благоприятных условий недостаточно для воспитания ребенка с высоким творческим потенциалом, хотя некоторые западные психологи и сейчас считают, что творчество изначально присуще ребенку и, что надо только не мешать ему свободно самовыражаться. Но практика показывает,что такого невмешательства мало: не все дети могут открыть дорогу к созиданию, и надолго сохранить творческую активность.
Таким образом, говоря о проблеме творческих способностей детей, хотелось бы подчеркнуть, что их эффективное развитие возможно лишь при совместных усилиях как со стороны воспитателей дошкольных учреждений, так и со стороны семьи.
Творческий процесс — это особая форма качественного перехода от уже известного к новому, неизвестному. У детей этот переход осуществляется в процессе многообразных форм поисковой деятельности, направленной на решение новых, необычных для ребенка задач. Одной из важных форм поисковой деятельности является так называемое детское экспериментирование. Это истинно детская самостоятельная деятельность дошкольников, возникающая в раннем возрасте и интенсивно развивающаяся на протяжении всего дошкольного детства
В поисковой деятельности находит проявление и развивается природная любознательность детей, их активное отношение к окружающей действительности, формируется наиболее действенная часть индивидуального опыта ребенка.
Творчество детей всегда насыщено яркими положительными эмоциями. И благодаря этому обстоятельству творчество обладает большой притягательной силой для дошкольников, познавших радость первых, пусть пока маленьких, но открытий, удовольствие от своих новых рисунков, построек и т. Д
Среди декоративно-прикладного творчества дети любят заниматься больше всего изобразительным искусством, в частности, детским рисованием.
По характеру того, что и как изображает ребенок, можно судить о его восприятии окружающей действительности, об особенностях памяти, воображения, мышления. Большую роль в развитии творческих способностей детей занимают занятия по шитью, вязанию. Изучив основы вязания, дети сами комбинируют узоры, творчески подходят к выполнению изделия. Раскроив себе, изделие дети подбирают оформление для изделия, по принципу цветовой гаммы. В процессе таких занятий у детей развивается логическое мышление, творческое воображение.
Важное место в художественно-творческой деятельности детей занимает музыка. Детям доставляет удовольствие прослушивание музыкальных произведений, повторение музыкальных рядов и звуков на различных инструментах. В дошкольном возрасте впервые зарождается интерес к серьезным занятиям музыкой, который в дальнейшем может перерасти в настоящее увлечение и способствовать развитию музыкального дарования. Дети учатся петь, выполнять разнообразные ритмические движения под музыку, в частности танцевальные.
Вокальные занятия также являются творческой деятельностью. Пение развивает музыкальный слух и вокальные способности.
Для раскрытия творческих способностей, используются коллективно разыгрываемые этюды, музыкально-танцевальные импровизации.
4. Развитие творчества дошкольников по конструированию природного материала
Рисование популярно среди детей дошкольников 4-5 – 6,5 лет. Рисуя, ребенок проявляет свое стремление к познанию окружающего мира, и по рисунку в определенной степени можно выяснить уровень этого познания. Чем более развито у детей восприятие, наблюдательность, чем шире запас их представлений, тем полнее и точнее отражают они действительность в своем творчестве, тем богаче, выразительнее их рисунки. В изобразительной деятельности 6-летних детей находят отражение такие специфические особенности их мышления, как конкретность, образность. Изобразительная деятельность ребенка теснейшим образом связана не только с отдельными функциями (восприятием, памятью, мышлением, воображением, но и с личностью в целом. В ней проявляются интересы ребенка, темперамент, некоторые половые различия.
Лепка позволяет изобразить предметы в трехмерном пространстве. В ходе лепки ребенок может передать форму человека, животных, птиц, фруктов, посуды и т. д. Ценно, что свойства используемых в лепке материалов позволяют неоднократно менять форму, достигая желаемой выразительности. Именно развитию способности передачи выразительности образа в лепке необходимо уделить особое внимание в работе с детьми поступающими в школу. Важно, чтобы ребенок умел вылепить не просто фигуру человека, а человека определенного возраста, героев конкретной сказки – Незнайку, Чебурашку и т. д. Он должен уметь передать движения человека, животных, отражая характер образов и динамику действий.
Занимаясь аппликацией, дети учатся вырезывать из бумаги разнообразные сюжеты, узоры, орнаменты, наклеивать их на цветной фон. Дети выполняют как индивидуальные, так и коллективные работы. Дети учатся аккуратности, усидчивости, осваивают основные приемы вырезывания, правила работы с клеем.
В процессе изобразительной деятельности развивается ручная умелость, зрительно-двигательная координация, необходимые для подготовки ребенка к письму. В наибольшей степени этому способствуют занятия, на которых дети создают изображения не по частям, а из целого куска пластилина, одной линией контура в рисовании. Ребенок успешно овладевает письмом, если но умеет производить рукой ритмичные, равномерные, плавные движения. Формированию такого рода движений способствует рисование растений, декоративное рисование по мотивам вышивок, росписей и др. В процессе рисования предметов различной формы, величины и пропорций формируются умения удерживать определенное направление.
Работа с природным материалом поможет ввести маленьких почемучек в домашнюю природную мастерскую (или в мастерскую детского сада,где сохранен необычный запах застывшей природы: тонко пахнут смолой шишки елки, поблескивает своим солнечным светом солома, перламутром переливаются ракушки. Работа с природным материалом заключает в себе большие возможности сближения ребенка с родной природой, воспитания бережного, заботливого отношения к ней и формирования первых трудовых навыков.
Чтобы дети не были гостями в природной мастерской, а стали в ней хозяевами, задумаемся над тем, чем являются их встречи с природой в этой мастерской – забавой, заполнением свободного времени или интересным делом. Изготовление игрушек, поделок из природного материала – труд кропотливый, увлекательный и очень приятный. Для того чтобы дети охотно им занимались, необходимо развивать их фантазию, добрые чувства, а с овладением навыками придет и ловкость в работе. На важность использования природного материала в деятельности ребенка обращал внимание А. С. Макаренко. Он указывал, что материалы (глина, дерево, бумага и т. д.) “ближе всего к нормальной человеческой деятельности: из материалов человек создает ценности и культуру. В игрушке-материале есть много хорошего реализма, но в то же время есть простор для фантазии, не просто воображения, а большой творческой фантазии”.
С прогулки дети часто приносят желуди, шишки, ветки; с экскурсии к водоему – красивые камушки, ракушки. Ребята подолгу рассматривают собранный материал, перебирают, ощупывают, обследуют его. Это способствует запоминанию формы, красок, свойств каждого вида материала. Например, дети узнают, что орехи круглые, коричневые, с бугристой поверхностью; желуди овальные, блестящие, желтовато-коричневатые; рогоз цилиндрический, с мягкой бархатистой поверхностью, коричневый и т. д.
Встречи с природой расширяют представления детей об окружающем мире, учат их внимательно вглядываться в различные явления, сохранять целостность восприятия при создании поделок из природного материала.
Изготовление поделок требует от ребенка ловких действий, и если вначале неточным движением руки он нередко повреждает игрушку, то впоследствии, в процессе систематического труда, рука приобретает уверенность, точность, а пальцы становятся гибкими. Все это важно для подготовки руки к письму, к учебной деятельности в школе. Ручной труд способствует развитию сенсомоторики – согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, точности в выполнении действий. В процессе изготовления поделок постепенно образуется система специальных навыков и умений. В. А.Сухомлинский писал: “Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли”.
Большое влияние оказывает труд с природным материалом на умственное развитие ребенка, на развитие его мышления. Если проследить путь работы с детьми по изготовлению поделок из природного материала, то можно заметить, что вначале ребята рассматривают образец, анализируют его структуру, способы изготовления;затем после усвоения этого процесса задания усложняются: воспитанникам показывают рисунок или фотографию игрушки, которую нужно сделать, и, наконец, они без предварительного анализа изготовляют поделку по заданию или по собственному замыслу.
Занимательность работы по изготовлению игрушек из природного материала способствует развитию у детей внимания – повышается его устойчивость, формируется произвольное внимание. Например, во время изготовления собачки детям предлагают вначале посмотреть, где надо делать отверстия для лап (они должны быть расположены симметрично, на одном уровне, не слишком высоко и не слишком низко, чтобы были как настоящие, как прикрепить голову и другие детали.
Поделки из природного материала в большой мере удовлетворяют любознательность детей. В этом труде всегда есть новизна, творческое искание, возможность добиваться более совершенных результатов.
Труд по изготовлению игрушек из природного материала способствует развитию личности ребенка, воспитанию его характера.Не так-то просто сделать игрушку: ее изготовление тре