Познавательный интерес как основа интеллектуального развития ребенка

Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста

Дошкольный возраст – это период расцвета познавательной активности, интереса к окружающему его миру. Интерес к познанию реального мира – один из наиболее фундаментальных и значимых явлений в детском развитии. 

Познавательный интерес – это избирательная направленность психических процессов на объекты и явления окружающего мира, как тенденция, потребность, стремление личности заниматься данной областью явления, которая приносит удовольствие.

Любое проявление интереса связано с его познавательной стороной, но не любой интерес называется познавательным.

Условно различают следующие стадии развития интереса, направленного на познание окружающей действительности:

–        любопытство – элементарная стадия избирательного отношения к любому предмету, обусловленная чисто внешними, часто внезапно открывающимися субъекту сторонами и обстоятельствами; на стадии любопытства субъект довольствуется лишь первоначальной ориентировкой, связанной с занимательностью самого предмета; занимательность как фактор обнаружения познавательного интереса служит обычно его первотолчком;

–        любознательность – как ценное состояние личности, активное видение мира, характеризующееся стремлением человека проникнуть за пределы первоначально усмотренного и воспринятого; на этой стадии интереса, как правило, проявляются сильные эмоции удивления, радости познания, восторга, удовлетворенности деятельностью; сущность любознательности заключается в образовании и расшифровке разного рода загадок. Как отмечает Г.И.Щукина, «любознательность, становясь устойчивой чертой характера, имеет значительную ценность в развитии личности. Любознательные люди не равнодушны к миру, они всегда находятся в поиске»;

–        собственно познавательный интерес – характеризуется повышенной устойчивостью, ясной избирательной нацеленностью на познаваемый предмет, ценной мотивацией, в которой главное место занимают познавательные мотивы. Познавательный интерес содействует проникновению личности в сущностные отношения, связи, закономерности освоения действительности.

Отмеченные ступени в развитии познавательной активности не существуют изолированно друг от друга; на практике они представляют собой чрезвычайно сложные сочетания и взаимосвязи.

Психологическую основу познавательного интереса составляют следующие процессы:

  • интеллектуальные процессы, связанные с развитием операций мышления (анализа, синтеза, обобщения, сравнения, классификации), которые называют «ядром познавательного процесса», направленностью детских вопросов на существенные свойства и характеристики исследуемого объекта, поиском новых способов решения познавательных задач. Познание невозможно без активной мысли, поэтому процессы мышления являются значимыми для развития интереса;
  • эмоциональные процессы, характеризуемые положительным отношением к объекту и наиболее ярко проявляющиеся во время взаимодействия с другим человеком (оказание помощи, проявление отзывчивости, эмпатии, положительных эмоций от совместной деятельности со взрослыми и сверстниками);
  • волевые (регулятивные) процессы. Устремления, целенаправленность, преодоление трудностей, принятие решений, сосредоточенность внимания, отношение к процессу и результатам деятельности, развитие рефлексивных способностей – все это регулирует и развивает познавательный интерес. В исследованиях многих учёных доказано, что познавательный интерес является стимулом для развития волевых качеств личности;
  • творческие процессы выражены в самостоятельном переносе  ранее усвоенных способов деятельности в новую ситуацию, комбинированием ранее известных способов деятельности в новые виды деятельности, проявлением способности к оригинальной мыслительной деятельности. Под влиянием познавательного интереса активируется воображение, фантазия, предвосхищение, создание новых образов, моделей и другое.

Таким образом, мысли, эмоции, воля и творчество – в совокупности составляют основу познавательного интереса. Наличие всего многообразия процессов, включенных в познавательный интерес, является условием интеллектуально-творческого развития личности, ее саморазвития.

Условия развития познавательного интереса

Развивать положительное отношение к познанию окружающей действительности помогает «детское экспериментирование», способствующее формированию познавательной деятельности. При этом необходимо основываться на решении познавательных задач. Познавательную задачу можно задавать детям в трех основных формах: сюжетно-ролевая игра; обозначение ситуаций различными символическими средствами; проблемные ситуации, ситуации-загадки и собственно задачи. В процессе экспериментирования дети выдвигают гипотезу и с помощью поисковых действий и опытов доказывают правильность своего предположения. Через элементарные опыты, поисковые действия дети приобретают новые знания о том или ином предмете, воздействуют на объект с целью его познания, выявляют скрытые признаки и свойства. Таким образом, экспериментирование направлено на познавательный результат и способствует повышению познавательной активности дошкольников.

Например, детям можно предложить изготовить мыльные пузыри, используя для этого различные мыльные средства: хозяйственное и туалетное мыло, стиральный порошок, моющее средство для посуды и т.п. Перед ними стоит задача – выяснить, из какого средства мыльные пузыри получаются самые крепкие, самые большие, самые красивые и т.д. Исследовательскую работу можно продолжить, используя для изготовления мыльных пузырей из различных мыльных средств. Заинтересованность детей поддерживается не только привлечением дополнительных мыльных растворов, но и вопросами такого типа: «А интересно, как ведут себя мыльные пузыри на улице, когда ветер, мороз и т.д. Можно предложить добавить в мыльные растворы растительное масло, соль, глицерин и посмотреть – как это повлияло на качество мыльных пузырей. Можно предложить придумать веселый конкурс, в котором использовались бы мыльные пузыри.

Следующее условие развития познавательного интереса связано с использованием проблемных заданий. Мыслительный процесс возникает только тогда, когда поставленная задача требует от ребенка некоторого усилия, перегруппировки имеющихся у него знаний и использования их в конкретном случае. Не смотря на то, что для детей школьного возраста характерны достаточно сильно выраженная познавательная потребность, мотив положительной оценки, и поэтому нет необходимости привлекать дополнительные источники мотивации. Но в дошкольном возрасте необходимы дополнительные стимулы. В качестве источников положительной мотивации деятельности дошкольников, можно выделить: внешние стимулы (новизна, красота, необычность объектов); тайна, сюрприз; мотив помощи; познавательный мотив (почему так?) и др.

Высокий уровень познавательной активности ребёнка обеспечивает игровая деятельность. Игры дают детям естественные упражнения для развития ума, чувств и воли, наряду с укреплением физических сил, содействуют жизнедеятельности всего организма, вырабатывают склонность, вкусы, культивируют эмоции, дисциплинируют, развивают самостоятельность Игра – это «серьезная школа для развивающегося мышления детей». Игра тесно взаимодействует с процессом обучения. Содержание игр должно быть направлено на ознакомление детей с предметами, фактами, явлениями окружающей жизни, а также на осуществление задач интеллектуального развития: на формирование способов умственной деятельности, развитие познавательных интересов и способностей детей. Кроме того, игровая деятельность детей создает благоприятный эмоциональный фон для любой деятельности.

Так, посредством дидактических игр «Наоборот», «Хорошо-плохо», дети определяют положительные, отрицательные качества того или иного объекта, называют противоположные свойства. Данные игры можно использовать при обсуждении поступков и характеров героев. При этом обсуждается, а как бы они (дети) поступили на месте персонажей в той или иной ситуации. Дети с удовольствием принимают участие в таких играх. Их рассуждения по ходу деятельности способствуют поддержанию интереса к уже знакомым персонажам известных сказок и рассказов, развиваются речевые высказывания детей, повышается их активность в ходе обсуждения

Необходимым и важным условием развития познавательного интереса ребёнка дошкольного возраста является совместная партнёрская деятельность взрослого и ребенка. Малый жизненный опыт, недостаточно развитая самостоятельность требует значительной помощи со стороны взрослого в организации совместных дел. При организации совместных дел взрослый и ребёнок вместе обсуждают различные дела, намечают планы, распределяют обязанности. Повышению эффективности развивающего взаимодействия детей и взрослых способствует создание доброжелательной атмосферы, создание ситуации успеха каждому участнику совместной деятельности. Содержание каждого совместного взаимодействия детей и взрослых должно содержать что-то новое, включать посильные и конкретные задачи, решение которых требует активной работы мысли, умения сочетать имеющийся запас накопленного опыта с непосредственными чувственными представлениями о наблюдаемом предмете или явлении окружающей жизни.

Одним из важных условий развития познавательного интереса у детей дошкольного возраста является развитие рефлексивных способностей, т.е. способность осмысливать и оценивать свои собственные действия, способность уже не просто познавать, а познавать самого себя; «…не просто знать, а знать, что ты знаешь…». Рефлексивные способности возникают и формируются в процессе коммуникации при организации совместной деятельности.

При развитии познавательных интересов ребенка старшего дошкольного возраста важно, чтобы ребенок был нацелен на достижение результата и соотнесение его с поставленной целью; стремился оценить полученный результат и проанализировать способ его получения. В процессе познания окружающей действительности при подведении итогов дети и взрослый осуществляют анализ и самоанализ достоинств и недостатков осуществляемых действий, дают «оценку» полученным результатам. Дети анализируют проделанную ими работу, устанавливают, достигли ли они своей цели, каков результат их деятельности (что планировали, что получили). Дети рассказывают об этапах своей деятельности, делают анализ и оценку своей работы, выслушивают мнение о ней педагога и сверстников. Оценивая свою работу, ребенок учится видеть мир глазами другого, овладевает умением соизмерять себя и свои возможности. Главный вопрос, возникающий в процессе рефлексии – Получилось ли то, что задумал? Почему не получилось? Что я сделал не так? Где допустил ошибку? Чему я должен ещё научиться?

Семёнова Марина Леонидовна, доцент кафедры управления дошкольным образованием

 ФГБОУ ВПО «ЧГПУ»

Источник

Елена Бокова
Развитие интеллектуальных и познавательных способностей детей

Содержание

Введение

1. Обеспечение разностороннего, полноценного развития каждого ребёнка: интеллектуальное, личностное и творческое развитие на основе диагностики его индивидуальных особенностей.

2. Использование современных инноваций в области интеллектуального потенциала дошкольников

3. Создание тесного сотрудничества с семьями воспитанников по развитию индивидуальных способностей детей

Введение

Следуя Концепции модернизации российского образования, определены главные установки по формированию ценностных ориентаций детей и их развитие в сложившихся социокультурных условиях, заключающихся в том, что «Развивающемуся обществу нужны современно образованные, духовно нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия; способные к сотрудничеству, отличающиеся динамизмом, конструктивностью, обладающие развитым чувством ответственности, физически и психически здоровые».

Исходя из этих требований модель выпускника ДОУ выглядит следующим образом: наличие высокого уровня интеллектуального и познавательного развития, обладание креативностью мышления, с высокой результативностью всех психических процессов.

Осуществляя диагностику в данном направлении мы выявили,что: интеллектуальные способности детей старшего дошкольного возраста соответствуют лишь среднему уровню развития; деятельность ребёнка носит воспроизводящий (нетворческий) характер. То есть проявляет активный познавательный интерес к миру, к своему будущему при помощи взрослого.

Наряду с этим, количество детей с речевой патологией имеет тенденцию к увеличению. Речевые нарушения негативно влияют на развитие умственных способностей, поведение и социализацию ребёнка в целом. Патология речи снижает успеваемость в школьном обучении и зачастую является причиной школьной дезадаптации.

Актуальность проблемы стимулирует постоянный поиск новых идей и технологий, позволяющих оптимизировать коррекционную логопедическую работу.

Решению этой проблемы и посвящена данная разработка.

Цели данной разработки:

1. Повышение уровня интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста в логопедической группе.

2. Осуществление индивидуального подхода к развитию личности ребёнка и его самореализации, самовыражению; интеллектуально – познавательному развитию через развивающее обучение.

1. Обеспечение разностороннего, полноценного развития каждого ребёнка: интеллектуальное, личностное и творческое развитие на основе диагностики его индивидуальных особенностей.

Обеспечение разностороннего, полноценного развития каждого ребёнка: интеллектуальное, личностное и творческое развитие на основе его индивидуальных особенностей может осуществляться лишь через деятельность. Так как только в процессе деятельности приобретается жизненный опыт, познаётся окружающая действительность, усваиваются знания, вырабатываются умения и навыки, благодаря чему развивается и сама деятельность.

И решение этих задач нам видится именно через познавательное развитие ребёнка посредством развивающего обучения.

Наиболее эффективный вариант развития познавательной сферы ребёнка старшего дошкольного возраста – организация познавательной деятельности.

Познавательная деятельность – это активная деятельность ребёнка по приобретению и использованию знаний.

В процессе познавательной деятельности происходит познавательное развитие ребёнка, т. е. развитие его познавательной сферы (познавательных процессов): наглядного и логического мышления, произвольных внимания, восприятия, памяти, творческого воображения.

Познавательная деятельность, являясь одним из видов деятельности, включает в себя цель, мотив, способы, условия, результат.

В основе познавательной деятельности всегда лежит проблема, поэтому её цель обусловлена решением возникших затруднений.

Главная задача познавательного развития ребёнка – формирование потребности и способности активно мыслить, преодолевать трудности при решении разнообразных умственных задач.

1.1 Организация познавательных занятий.

Содержание познавательных занятий зависит, с одной стороны, от программных образовательных задач, а с другой стороны – от содержательной структуры самой познавательной деятельности.

Поскольку игровая мотивация в познавательной деятельности является ведущей на протяжении дошкольного возраста, проводится игровая форма познавательных занятий и активное использование игровых приёмов в ходе занятия.

Так как особенность наших воспитанников в том, что они имеют речевые нарушения, наша задача это совместная работа с логопедом.

Организационная структура игрового познавательного занятия.

Во вводной части происходит постановка познавательной задачи перед детьми или создание познавательно – игровой проблемной ситуации, провоцирующей постановку познавательной задачи.

В основной части происходит решение поставленной задачи.

В заключительной части дети анализируют полученные результаты, ход познавательной деятельности, способы выполнения, акцентируя внимание на эффективности решения познавательно – игровой ситуации.

Рассмотрим специфику использования игровых приёмов в ходе познавательного занятия.

Большие возможности для познавательной деятельности ребёнка представляют конструкторы «Лего».

Эффективным развивающим средством также являются «Логические блоки Дьенеша».

Активно используются в образовательном процессе цветные палочки Х. Кьюзенера. С математической точки зрения палочки – это множество, на котором легко обнаруживаются отношения

Для включения ребёнка в проблемно-игровую ситуацию на занятиях мы активно используем моделирование.

Также хотелось бы отметить, что при организации познавательных занятий, мы используем игровые проблемные ситуации и задачи.

Чтобы устранить проблему, требуются действия, направленные на исследования всего, что связано с данной проблемной ситуацией.

1.2. Организация совместной познавательной деятельности воспитателя и детей.

Работа с детьми в рамках совместной познавательной деятельности исключает специально организованные занятия. Активность детей вызывается воспитателем, который вовлекает их в познавательно – игровую деятельность, демонстрируя собственную увлечённость ею.

Мы строим совместную познавательную деятельность так, чтобы ребёнок при желании мог продолжить её самостоятельно, пока не исчерпает свой интерес. Нами используются два варианта организации совместной познавательной деятельности.

Вариант 1. Совместная деятельность организуется как система игр для закрепления полученных на занятии знаний и умений, а также для формирования умений детей применять полученные представления в разнообразных игровых ситуациях.

Мы используем в этом варианте разработки дидактических игр, а также комплекс сюжетно – дидактических игр.

Вариант 2. Совместная деятельность организуется как самостоятельная система косвенного обучения детей, исключающая занятия. Обучающая игра выполняет ещё одну важную функцию обучения – развивающую, формируя познавательные процессы, способности ребёнка.

1.3. Организация самостоятельной познавательной деятельности детей.

На данном этапе развивается творческая активность детей в познавательно – игровой деятельности, свободном экспериментировании с различными материалами. Ребёнок получает возможность самореализации.

Основные показатели самостоятельной деятельности – интерес к ней со стороны ребёнка и проявление инициативы и самостоятельности в постановке задач и выборе способа реализации задуманного.

Можно воспользоваться дидактическими играми, разработанными З. А. Михайловой, Л. В. Артёмовой, Л. А. Венгером, Б. Н. Никитиным.

2. Использование современных инноваций в области интеллектуального потенциала дошкольников

Линия познавательного интеллектуального развития вплетена и в личностное, и творческое развитие ребёнка.

В качестве объекта познания можно взять примеры из природы; в качестве эмоциональной составляющей – рисунки, фотографии, картинки, короткие образные занимательные зарисовки, обращенные к чувствам ребёнка, народные загадки (поэтический образ, загадки, придуманные детьми по определённым правилам (свой художественный образ).

3. Создание тесного сотрудничества с семьями воспитанников по развитию индивидуальных способностей детей.

Психолого – педагогическая наука признаёт тот факт, что реальные способности могут проявиться достаточно поздно, но то развитие которое получает ребёнок в том числе и в семье, способствует их проявлению. Разработана просветительская программа для родителей, выпуск рекламных буклетов.

Нам были близки и понятны ведущие идеи о том, что семья и детский сад хронологически связаны формой преемственности. Однако дошкольник не эстафета, которую семья передаёт в руки педагогов. Здесь важен не принцип параллельности, а принцип взаимопроникновения двух социальных институтов. Семья и детский сад не могут заменить друг друга; у каждого из них свои функции, свои методы воспитания. Им надо научиться взаимодействовать в интересах ребёнка.

Для занятий родителей с детьми в домашних условиях нами составлена подборка игр, увлекательных заданий, представленных как в буклированном виде, так и записанных на другие информационные носители (будь то диски, флэшки).

Заключение.

В современных условиях развития детей, особую актуальность приобретает отношение воспитателя к развитию своих воспитанников.

Демонстрируя основные признаки творческой личности, формируя мотивацию на развитие творческих и сенсорных способностей, воспитатель помогает в развитии способностей, на которых будет основываться будущая жизнь ребёнка. И чем раньше начнётся позитивное воздействие на ребёнка, тем больше вероятности, что умственное развитие определит успешный стиль его жизни. Особое значение приобретает мотивационная, теоретическая и практическая готовность педагога к работе по формированию развитого ребёнка.

Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, легче адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены к школе.

Источник