Познавательное развития в старшей группе ребенок есть онр

Познавательное развития в старшей группе ребенок есть онр thumbnail

Ольга Викторовна Дмитриева
Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе компенсирующей направленности (ОНР)

Тема: Домашние животные.

Интеграция образовательных областей: речевое развитие, социально-коммуникативное развитие.

Цель: Закрепление представления о домашних животных, их внешнем виде, образе жизни, повадках. Уточнение, расширение и активизация словаря.

Коррекционно-развивающие задачи. Развитие диалогической речи, слухового внимания и памяти, речевого слуха, тонкой моторики и координации речи с движением.

Коррекционно-воспитательные задачи. Воспитание любви и заботы о домашних животных.

Оборудование. Контурное (частичное прорисовывание) изображение котенка на каждого ребенка, бланки к заданию «Мячики для кошки» на каждого ребенка. Наглядное пособие картина с изображением «лошади и жеребенка», пальчиковый театр (можно использовать настольный)домашние животные.

Ход занятия.

1.Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку.

Позову – и подойдет, на колени ляжет,

Если очень попрошу, сказку мне расскажет.

Мягонькая шерстка, круглые глазищи,

И расходятся от щек длинные усищи.

Трется ласково у ног, если кушать хочет,

Любит лапкой покатать бабушкин клубочек.

Убегают от нее серенькие мышки.

От кого они бегут, знаете, детишки? (Кошка)

Воспитатель: “Правильно! Это кошка.

Носик – круглым пятачком,

А задорный хвост – крючком.

Мама – хрюшка, папа – свин.

Он у них любимый сын. (Поросенок)

Хоть крепки мои копыта

И остры мои рога,

Я добра и не сердита,

Нравом вовсе не строга.

В поле я мычу: “Му-му!

Молочка налить кому?” (Корова)

Чемпионка в быстром беге,

Я порой вожу телеги.

Дядя конюх мне принес

Воду, сено и овес. (Лошадь)

Человеку верный друг,

Чутко слышу каждый звук.

У меня отличный нюх,

Зоркий глаз и острый слух. (Собака)

Воспитатель: “Как этих животных можно назвать, одним словом?”

Дети: “Это домашние животные”.

Воспитатель: “Почему они так называются?”

Дети: “Потому что они живут рядом с человеком, приносят ему пользу. А человек за ними ухаживает”.

Воспитатель: “Молодцы! Сегодня на занятии мы будем с вами говорить о домашних животных.

– Какую пользу они приносят человеку?

2. А сейчас я вам предлагаю выполним упражнение «Мячики для кошки»

Воспитатель читает стихотворение Н. Пикулевой

«Был у кошки день рождения»:

Представляешь? В воскресенье

Был у Кошки – день рожденья!

Кошка хвостиком играла-

Веселилась, хохотала!

Мячик по полу катала –

Веселилась, хохотала!

И по комнате скакала-

Веселилась! Хохотала!

А потом-

Устала Кошка

И поплакала немножко:

-М-я-я-я-у!

(Дети находят на предложенных бланках мячики и раскрашивают их «для кошки»)

Воспитатель: Каких животных мы считаем средними по размеру? крупными?

– Как человек заботится о них?

3. Дидактическая игра «Кто как голос подает?»

4. Дидактическая игра «Кто где живет?»

5. Дидактическая игра «Чем питается?»

Воспитатель: А сейчас пришло время размять наши пальчики.

6. Пальчиковая гимнастика

ДВА КОЗЛИКА

На обеих ручках прижимаем большими пальцами средние и безымянные.

Как-то раз к кому-то в гости

Шёл козлёнок через мостик,

Держим кисти горизонтально, сближаем руки.

А навстречу шёл другой,

Возвращался он домой.

На первый слог каждой строчки соединяем руки с размаха.

Два рогатых глупых братца

Стали на мосту бодаться,

Не желая уступить

И другого пропустить.

Долго козлики сражались,

Разбегались и толкались.

Вот с разбега лбами – бух!

На слово “бух” – хлопаем в ладоши.

И с моста в водичку – плюх!

Роняем руки на колени.

7.Воспитатель: Ребята посмотрите все на доску,

(Рассматривание картины «Лошадь с жеребенком»)

Воспитатель: Как бы вы назвали эту картину?

Дети отвечают.

Воспитатель: Почему вы так называете картину?

Воспитатель: Какие части тела есть у лошади?

Дети называют и показывают (туловище, голова, ноги).

Рассматриваем туловище, какой оно формы (продолговатой,покрыто гладкой шерсткой коричневого цвета.

Воспитатель: У лошади есть грива (показываю). Она красиво встряхивает гривой во время бега.

Что на голове у лошади?

Дети называют и показывают уши, большие глаза, рот, ноздри.

Воспитатель: Ноги у лошади задние и передние. На ногах копыта.

Дети повторяют слово» копыта».

Воспитатель: Лошадь – самое быстрое домашнее животное. Человеку ее не догнать. Люди давно научились ездить на лошади и на ней могут уехать далеко.

Детеныша лошади называют жеребенком.

Давайте мы сейчас с вами тоже представим себя лошадками и выполним движения.

8.Физминутка:

«Конь»

Конь меня в дорогу ждет, (Дети постукивают ногой)

Бьёт копытом у ворот.

По ветру качает гривой (качают головой)

Пышной, сказочно красивой.

Быстро на коня вскачу,

Не поеду –полечу: (Изображают езду на лошади)

Цок-цок-цок-цок

Там за дальнею рекой (Останавливаются и изображают домашних

Поскачу на скотный двор животных)

Воспитатель: Ребята скажите мне, а какое домашнее животное самое важное для человека?

Дети: перечисляют.

Воспитатель: Давайте сейчас с вами превратимся в домашних животных и посмотрим кто важнее. Вместе вспомним, какую пользу приносит каждое животное, и попробуем сочинить сказку “Спор животных”.

9. Сочинение сказки “Спор животных”.

Воспитатель: “Вышли животные на лужок погулять,и вдруг между ними возник спор: кто самое полезное животное. Каждый из них доказывал, что именно он – самое полезное. (Раздает детям животных из пальчикового театра). Собрались однажды домашние животные на хозяйском дворе и начали спорить, кто из них самый нужный для человека”.

Дети: (по цепочке придумывают сказку).

“Собака сказала: “Гав-гав. Я охраняю дом, хозяйку с хозяином, двор и всех животных во дворе. Смотрю, чтобы хулиганы не залезли в сад, а лисица не пробралась в курятник. Я – самое нужное домашнее животное.

Кошка не согласилась: “Мяу-мяу. Самая важная работа у меня. Я ловлю мышей в подвале и на чердаке. Я – самое нужное домашнее животное.

В спор вмешалась корова: “Му-у-у. Я даю молоко, сливки, творожок и сметану хозяйке. Я – самое нужное домашнее животное.

Коза возмутилась: “Ме-е-е. Я тоже даю молоко, да еще чудесный теплый пух. Я – самое нужное домашнее животное.

Овца заблеяла: “Бе-е-е. А я даю замечательную теплую шерсть. Я – самое нужное домашнее животное.

Лошадь, дослушав овцу,сказала: “Иго-го. А я вожу хозяина, помогаю ему выполнять всю тяжелую работу. Я – самое нужное домашнее животное”.

Воспитатель: “В это время вышел хозяин и сказал: “Все вы мне очень нужны, все приносите мне большую пользу”. И все животные дружно закивали головами”.

Вот так мы с вами убедились что каждое животное важно для хозяина по своему.

10. Упражнение на развитие пальцев рук и умение ориентироваться по клеточкам. «Дорисуй котенка по клеточкам».

Дети прорисовывают контур по намеченным линиям.

11. Итог занятия.

Воспитатель Ребята, о ком мы сегодня говорили? (о домашних животных).

-В какие игры играли?

-Скажите, что будет с домашними животными, если мы их отпустим в лес? (они погибнут)

-Почему? (потому что они домашние и о них заботится человек).

Приложение к занятию.

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе компенсирующей направленности (ОНР)Познавательное развития в старшей группе ребенок есть онр

Источник

Неделя

Лексическая

тема

Познава

тельное  развитие

Цели

Литера

тура

Форма

работы

1

Обследование

2

Обследование

3

Детский сад

Детский  сад – моя вторая семья

Вызвать положительные эмоции в беседе о семье, о детском саде, развивать логическое мышление, умение выражать свои чувства, развивать связную речь; в тестировании «Детский сад –  вторая  семья » выявить комфортность ребенка в детском саду

Волчкова В.Н.

«Познавательное развитие в детском саду»

стр.12

Этюдный тренаж «Не будем»

И/У «Какой, какая, какие»

4

Игрушки

«Мои друзья»

Закрепить понятие «друзья», учить понимать значение слов «знакомые», «друзья», учить ценить дружбу, беречь ее; воспитывать чувство взаимовыручки, взаимопомощи; тренировать умение образовывать существительные с уменьшительно –  ласкательными   суффиксами

Волчкова В.Н.

«Познавательное развитие в детском саду»

стр.13

Этюд на развитие наблюдательности, выразительности движений «Оживи камешек»

И/У «Назови слова действия»

Октябрь

Неделя

Лексическая

тема

Познава

тельное  развитие

Цели

Литера

тура

Форма

работы

1

Овощи

Откуда овощи в  магазине

расширить представления детей об овощах; учить различать их по внешнему виду; учить устанавливать причинно – следственные связи на примере образования плода.

А.А.Вахрущев

«Здравствуй  мир» Стр. 125

Игра «Мы считаем»

Классификация понятий «какие слова обозначают овощи».

2

Фрукты. Ягоды

Фрукты и ягоды на прилавках магазинов

Расширить представления детей о фруктах и ягодах, где они растут, что из них можно приготовить. Продолжать учить детей составлять предложения по картинкам. Развивать связную речь.

А.А.Вахрущев

«Здравствуй  мир» Стр. 129

Образование относитель

ных прилагатель

ных «Назови какой сок»

И/У «Назови ласково».

3

Осень

«Осень

золото роняет»

Расширить представления детей о характерных признаках осени, учит самостоятельно находить их, уточнить представления детей об изменениях, происходящих осенью тренировать умение образовывать глаголы множественного числа3-го лица.

А.А.Вахрущев

«Здравствуй  мир» Стр. 107

И/У «Скажи со словом «осенний».

Поиск соответствующего понятия

«Я начну, а ты закончи»

4

Лес

Деревья

В лес за грибами

Уточнить представления детей о значении леса в жизни детей;  познакомить  детей с некоторыми свойствами древесины, расширить представления детей о лесных грибах и ягодах. Образовывать относительные прилагательные

А.А.Вахрущев

«Здравствуй  мир» Стр. 113

И/У «Чьи плоды»

И/У «»Опиши дерево по плану

Ноябрь

Неделя

Лексическая

тема

Познава

тельное  развитие

Цели

Литера

тура

Форма

работы

1

Одежда

Кто нас одевает?

Познакомить с назначением и основным видом , с ее частями.

Обратить на то, что люди всегда хотят быть красивыми, модными, дать представление о профессиях:

модельер, закройщик, портной. Подбор прилагательных к существительным.

Волчкова В.Н.

«Познавательное развитие в детском саду»

стр33

И/У «Исправь ошибку»

И/У «Повтори цепочку слов  пропустив лишнее»

2

Обувь.

Головные уборы

Кто нас обувает?

Формировать обобщающие

понятие «Обувь», «Головные уборы», уточнить название и назначение.  Учить группировать обувь и головные уборы по сезону; уточнять и активизировать глагольный и предметный словарь  по теме.

А.А.Вахрущев

«Здравствуй  мир» Стр. 113

Д/И «Один – много»

И/У «Назови ласково»

3

Перелетные птицы

О тех, кто умеет летать

Уточнить и расширить представления детей о птицах; учить находить признаки сходства и различия, выражать их в речи, воспитывать бережное, заботливое отношение к природе

А.А.Вахрущев

«Здравствуй  мир» Стр. 156

Построение монолога «Расскажи о птице по плану»

И/У «Четвертый лишний»

4

Домашние птицы

Обитатели птичника

Уточнить и расширить представления детей о домашних  птицах; учить находить признаки сходства и различия, выражать их в речи; развивать умение наблюдать, анализировать, делать выводы.

.А.Вахрущев

«Здравствуй  мир» Стр. 158

И/У

«Кто как кричит?».

Д/И «Угадай и назови»

Декабрь

Неделя

Лексическая

тема

Познава

тельное  развитие

Цели

Литера

тура

Форма

работы

1

Домашние животные

Обитатели скотного двора

Уточнить и закрепить знания детей о домашних животных села, об их назначении и пользе для человека; развивать связную речь; воспитывать любознательность

.А.Вахрущев

«Здравствуй  мир» Стр. 152

Д/И «модельеры»

И/У «Посчитай сколько?»

2

Звери наших лесов

Лесные  обитатели звери

Дать детям представление о способах подготовки

лесных зверей и птиц к зиме; учить анализировать, делать выводы; развивать речь

.А.Вахрущев

«Здравствуй  мир» Стр. 147

Этюд «Не будем»

Д/И «у кого что?»

Игра  «Хорошо плохо

3

Зима

Зима полна серебра

Обобщить представление детей о зиме; закрепить их знания о характерных признаках зимних месяцев4 учить устанавливать связи и закономерности в природе. Усвоить категории предложного падежа с предлогом на

Волчкова В.Н.

Конспекты занятий по экологии в старшей группе.

стр. 60

Д/И «Когда это бывает?»

Этюд на развитие способности определять  эмоции по схематичес

ким  изображе

ниям «Снежинка

4

Новый год

«Новый год у ворот»

Познакомить с историей празднования Нового года, поэтическим творчеством умение образовывать существительные множественного числа в родительном падеже.

А.И.Бой

чук «Мы гордимся стариной»

Стр.42

И/У «Назови слова родствен

ники»

И/У «Где подарки дед мороза»

Январь

Неделя

Лексическая

тема

Познава

тельное  развитие

Цели

Литера

тура

Форма

работы

1

Каникулы

Каникулы

2

Зимние забавы и развлечения

Спорт – это здоровье

Закрепить знания о различных видах зимнего спорта. Учить пантомимой изображать знакомые вида спорта; развивать интерес к зимним видам , желание заниматься спортом. Умение образовывать существительные множественного числа в именительном родительном падежах.

Волчкова В.Н.

«Познавательное развитие в детском саду»

Стр 81

И/У «Кто что делает»

И/У «скажи наоборот»

Д/И «Кому что надо»

3

Зимующие птицы

Зимующие птицы

Формировать обобщенное представление о зимующих птицах, учить различать их по существенному признаку.

обогащать словарь путем введения слов; корм, зимующие.

Волчкова В.Н.

Конспекты занятий по экологии в старшей группе.

стр. 66

И/У «Назови слова действия»

Инсценирование потешки «Ворона».

4

Наш город

Мой родной город

Познакомить с родным городом Сочи,  его историческим прошлым и настоящим; воспитывать чувство уважения к далеким предкам, землякам краснодарского края, бережное отношение к истории родного города.

Волчкова В.Н.

Конспекты занятий по экологии в старшей группе.

стр. 107

Игра «Какое слово короче?»

Игра «Где ты живешь?»

Февраль

Неделя

Лексическая

тема

Познава

тельное  развитие

Цели

Литера

тура

Форма

работы

1

Дом.

Квартира.

Мебель.

Мебель

ная фабрика

Закрепить знания о мебели , о различных материалах, из которых изготавливают мебель; учить фантазировать, придумывать оригинальные свои проекты; дать детям возможность придумать рекламу своему изделию. Закрепление употребления предлогов на, за, под.

Волчкова В.Н.

Конспекты занятий по познавательному развитию старшей группе.

стр. 35

Системная паутинка по проекту «Мой дом»

Инсцениров

ка

 сказки «Теремок»

2

Профессии

Кем ты будешь, когда станешь взрослым?

Формировать представление о том, что такое профессия , вызвать интерес к разным профессиям, воспитывать уважение к людям профессионалам, способствовать самостоятельности мышления выбора. Образование существительных женского рода

Волчкова В.Н.

Конспекты занятий по познавательному развитию в старшей группе.

стр. 39

Этюдный тренаж

«Добрый доктор»

И/У «Кем мечтаешь стать?»

3

День защитника Отечества

Мир на всей планете

формировать представление о том,  что на земле много стан и разных народов; воспитывать уважение к людям различных национальностей, стремление жить в мире и дружбе со всеми народами мира. Развивать связную речь  

Волчкова В.Н.

Конспекты занятий по познавтельному развитиюв старшей группе.

стр. 127

Игра «Цветные флажки»

И/У «Военный аэродром»

4

Транспорт

Мы выбираем транспорт.

Обобщать и систематизировать представления детей о способах и особенностях передвижения человека в разных средах; продолжать знакомить детей с законами, по которым систематизируются знания

в форме наглядных  моделей.

А.Вахрущев

«Здравствуй  мир» Стр. 207

Посмотреть мультфильм «Паровозик из Ромашкино»

И/У «Дорожные движения»

Март

Неделя

Лексическая

тема

Познава

тельное  развитие

Цели

Литера

тура

Форма

работы

1

8 марта

Мамочка любимая

Побуждать детей осмысливать свое отношение к окружающим близким людям. Учить выражать свое отношение готовностью сделать приятное. Развивать речь

Мулько

«соиаль

но –  нравствен

ное воспита

ние 5-7 лет».

Д/И «кем работает моя мама»

И/У «Придумай необычное для мамы»

Телеигра «Моя мама»

2

Моя семья

Я и моя семья

Формировать представление о семье как о людях, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге; учить согласовывать существительные с числительными; воспитывать желание заботиться о близких, развивать чувство гордости  за свою семью.

Волчкова В.Н.

«Конспек

ты занятий по познавате

льному »

стр. 10

Этюд «Любящий сын»

И/У «Чей,  чья, чье?»

Д/И «Новоселка»

3

Продукты питания

Хлеб – всему голова

Дать детям понятие, что хлеб является ежедневным продуктом питания; познакомить детей с разнообразием хлебобулочных изделий; закрепить знания о долгом пути хлеба от поля до стола, воспитывать уважение к труду взрослых, бережное отношение к хлебу. учить образовывать существительные с уменьшительно – ласкательным значением.

Волчкова В.Н.

«Конспек

ты занятий по познавате

льному развитию»

стр. 25

Этюд на выражение основных эмоций «Вкусная конфета»

«Кислый лимон»

«Соленый чай»

Игра м/п  «Съедобное и несъедобное»

4

Посуда

Столовая и кухонная посуда

Уточнить названия и назначение столовой и кухонной посуды, учит различать и называть ее части; развивать зрительное внимание и память; уточнить и активизировать качественный предметный словарь по теме.

А.Вахру

щев

«Здравст

вуй  мир» Стр. 66

Этюд «Закипающий чайник»

Пантомима

«Мытье посуды»

Апрель

Неделя

Лексическая

тема

Познава

тельное  развитие

Цели

Литера

тура

Форма

работы

1

Весна

Весна – красна

Закрепить знания о весенних изменениях в живой и неживой природе; развивать умение сравнивать различные периоды весны;   Тренировать умение согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе; воспитывать радостное, заботливое отношение детей к пробуждающейся природе.

Волчкова В.Н.

«Конспекты занятий по экологии в старшей группе»

стр. 96

Д/И «Весна – красна»

И/У «Кто больше назовет слов?»

Д/И «Весенняя прогулка»

2

Птицы весной

О чем поют птицы

весной?

уточнить и расширить представления о перелетных птицах, об их жизни в весенний период4.дать сведения о звуковых сигналах птиц, о видах гнезд и их размещений; развивать интерес к жизни птиц, воображение, мышление, речь детей, обогащать их словарь.

Волчкова В.Н.

«Конспекты занятий по экологии в старшей группе»

стр. 106

И/У «Птица какая?»

Д/И «Кому, что нужно?»

Игра «Птичьи скороговорк

3

Цветы

Первоцветы

Уточнить и расширить представления о первых цветах весны; учить любоваться растущими цветами, видеть и воспринимать их красоту, беречь прекрасные творения природы.

Волчкова В.Н.

«Конспекты занятий по экологии в старшей группе»

стр. 101

Д/И «Чего не стало?»

Разгадывание кроссворда «Лепестки»

4

Наше тело

Смотри вовсе глаза!

Дать представление о том, что глаза является одним из основных органов чувств человека; познакомить детей со строением глаза; воспитывать чувство сострадания к незрячим людям.

Волчкова В.Н.

«Конспек

ты занятий по познавате

льному развитию»

стр. 68

Д/И «Расскажи, что делает товарищ».

И/У «Назови Ласково»

Май

Неделя

Лексическая

тема

Познава

тельное  развитие

Цели

Литера

тура

Форма

работы

1

День Победы

Ордена и медали

Познакомить детей с боевыми наградами, которыми награждали воинов во время Великой Отечественной войны. Использовать в речи глаголы с разными приставками Воспитывать уважение к ратным подвигам, бойцов и командиров, гордость за свой народ, любовь к Родине

1 И. Ф. Мулько

«Социально – нравственное воспитание.

Стр.125

Рассматри

вание

 иллюстраций  по теме.

С/игра «Разведчики»

И/У «Посчитай сколько?»

2

Рыбы

Кто такие рыбы?

Развивать представление детей о рыбах, развивать умение наблюдать; анализировать и делать выводы, выражать их в речи; использовать для обобщения  предметно – схематическую модель, доказательно строить суждения.

Волчкова В.Н.

«Конспекты занятий по экологии в старшей группе»

стр. 17

Игра соревнование

«Кто даст  больше правильных ответов».

И/У «Назови ласково»

3

Насеко

мые

Кто такие насекомые?

Познакомить детей с миром насекомых; развивать умение обобщать насекомых, по существенным признакам; Развивать у детей способность наблюдать, описывать, строить предложения и предлагать способы их проверки.

Волчкова В.Н.

«Конспекты занятий по экологии в старшей группе»

стр. 112

Д/И «собери картинки из частей»

Д/И «Угадай, кого не стало»

4

Времена года.

Лето

Времена года

Закреплять представления детей об основных признаках всех времен годах, умение самостоятельно находить  их выражать в речи.

А.Вахрущев

«Здравствуй  мир»

Стр. 178

Сочиняем рифму

И/У «Составь предложение по опорным словам»

Источник