Познавательное развитие ребенка в процессе экологического образования

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет содержание Программы образования дошкольников, которое  должно обеспечивать  развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей (образовательные области): социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие.

Познавательное развитие  в соответствие с ФГОС ДО предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы.

Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования: ребёнок проявляет любознательность, задаёт вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о природном мире, в котором он живёт и др.

Познание природы детьми начинается с раннего возраста. Это насыщенное радостными впечатлениями восприятие разнообразных, ярких объектов и явлений мира животных, растений, неживой природы, практическое экспериментирование с ними.

Взрослый обращает внимание малыша на яркий цветок, летящую бабочку, красивый камушек, пушистые хлопья снега. Помогая ребенку активно познавать природу (нюхать, трогать, слушать, насыпать, переливать, крошить) следует ненавязчиво предлагать ему экологически целесообразные виды деятельности в природе взамен тех, которые он иногда практикует. Если малыш хлещет веткой по траве, то можно предложить ему послушать, как она шуршит, а затем практически убедится, насколько звучнее стучать по асфальту, камням, увлекательнее ходить по песку.

При оказании поддержки вхождению наших маленьких воспитанников в мир природы, знакомству, приобщению, единению с ней важны опора на чувственное познание, сенсомоторику малыша, его наглядно-действенное мышление, особенности эмоциональной сферы, содействие в накоплении позитивного опыта общения с природой, зарождение интереса, радости от этого процесса.  

Экология (от греческого  слова ойкос – дом,  жилище,  дом,  хозяйство),  наука  об  отношениях  организмов  и  образуемых ими сообществ  между  собой  и  окружающей  средой.

Практика экологического воспитания детей убеждает в том, что творческое общение с природой – сильнейший метод всестороннего воспитания и развития в ребенке лучших человеческих качеств. Уроки творчества среди природы оставляют неизгладимый след в душе каждого ребенка.

Может  показаться,  что  развитие  экологических  представлений  в  дошкольном  детстве  преждевременно  и  не  соответствует  возрастным  возможностям.  Однако,  психологами  (Л.А. Венгер,  А.В.  Запорожец,  А.А.  Люблинская,  Н.Н. Поддьяков  и  др.)  доказано:  в  дошкольном  возрасте  идёт  бурное  развитие  мышления  в  единстве  его  основных  форм – наглядно-действенной,  наглядно-образной,  логической.

В теоретических основах экологического воспитания дошкольников представленных в различных психолого-педагогических исследованиях (И.А. Хайдурова, П. Г. Саморукова, Н. Н. Кондратьева С.Н. Николаевой, Н.А.Рыжовой, А.В. Староверова и др., указывается на необходимость максимально использовать данный период времени, воспитывая у детей осознанно правильное отношение к природе, которое рассматривается не только как совокупность экологических знаний, но и эффективная деятельность с их участием. Активная позиция детей — показатель степени экологической воспитанности и культуры подрастающего поколения.

Дошкольный возраст — оптимальный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, а также в его поведении в природе. Именно благодаря этому появляется возможность формирования экологических знаний у детей, норм и правил взаимодействия с природой, воспитания сопереживания к ней, активности в решении некоторых экологических проблем.

Однако экологическая культура у ребенка формируется лишь при благоприятных социальных условиях в семье, детском саду, школе, ближайшем природном и социокультурном окружении.  

Роль дошкольного экологического воспитания в решении проблемы экологического образования трудно переоценить. От того, как и в каких условиях развиваются дети в первые месяцы и годы своей жизни, зависит не только то, каким уровнем развития они будут обладать, но и возможно ли вообще вести речь о привитии им экологической культуры. По мудрому рассуждению Я.А.Каменского: «Природа тщательно приспособляется к удобному времени. Например, птица, намереваясь размножить свое поколение, приступает к этому делу не зимою, когда все сковано морозом и окоченело, и не летом, когда от жары все раскаляется и слабеет, и не осенью, когда жизненность всего вместе с солнцем падает и надвигается зима, опасная для птенцов, но весною, когда солнце всему возвращает жизнь и бодрость. Образование должно начинаться в весне жизни – в детстве».

Основываясь на психологических особенностях личности ребенка, дошкольный возраст является сенситивным для заложения фундаментальных основ развития эмоционально-чувственного восприятия окружающего мира и экологической культуры человека.

Экологическое воспитание дошкольников имеет серьёзное для всей системы непрерывного экологического образования значение. С одной стороны, оно является фундаментальной основой развития экологической культуры личности, так как в дошкольном возрасте закладываются основы развития психических процессов. С другой стороны, оно охватывает значительную часть взрослого населения – педагогов и родителей, и ставит целью повышение их экологической культуры, как необходимого условия воспитания и развития экологической культуры детей.

Читайте также:  Индивидуальные маршруты развития ребенка раннего возраста в доу по фгос

Проблема  взаимоотношения  человека  и  природы  нашла  свое  отражение  задолго  до  нашего века.  Сократ,  Демокрит (древнег.  философы)  высказывали  свои  мысли  о природоспособности  в  воспитании  и  развитии  детей,  т.е.  не  в  отрыве  от  природы,  а  наоборот,  природа  играла  первостепенную  роль.

В  истории  педагогической  мысли ведущее  место  по  праву  принадлежит  Яну  Амосу  Коменскому.   Еще  в  семнадцатом  веке  Ян  Амос  Коменский   обратил  на  природоспособность  всех  вещей,  т.е.  что  все  процессы  в  человеческом  обществе  протекают  подобно  процессам  природы.  Эту  идею  он  развил  в  своем  труде  «Великая  дидактика».  Коменский  утверждал,  что  природа  развивается  по  определенным  законам,  а  человек – это  часть  природы,  следовательно,  в  своем  развитии  человек  подчиняется  тем  же  общим  закономерностям  природы.

 Ж.Ж.  Руссо  выделил  три  источника  воспитания  и  образования:  природа,  люди  и  окружающие  вещи.  Все  три  части  должны  быть  взаимосвязаны,  следовательно,  каждый  из  нас  есть  результат  природы,  людей  и  вещей.

 Выдающиеся  педагоги  и  практики  второй  половины  19  века  также  придавали  огромное значение  общению  с  природой,  их  воспитанию,  образованию  через  природу.  К. Д. Ушинский  заметил,  что  логика  природы – есть  самое  доступное  и  самое  полезное  для  детей.  Он  горячо  призывал  расширить  общение  ребенка  с  природой,  и  сетовал:  «Странно,  что  воспитательное  влияние  природы  …  так  мало  оценено  в  педагогике».

 Замечательный  педагог  В.А.Сухомлинский  считал  природу  главным  источником  всестороннего  развития  ребенка. В  книге  «Сердце  отдаю  детям»  Сухомлинский  дает  учителям  совет:  «Идите  в  поле,  в  парк,  пейте  из  источника  мысли,  и  эта  живая  вода  сделает  ваших  питомцев  мудрыми  исследователями,  пытливыми,  любознательными  людьми  и  поэтами»

Е.И. Тихеева  подчёркивала  особую  роль  природоведческих  знаний  в  содержании  образовательной  работы.  Ею  была  разработана  одна  из  первых  программ   обучения   дошкольников  по  временам  года,  где  были  разделы:  неживая  природа,  растительный  мир,  труд  детей. Она  разработала  экскурсии  в  природу.  Она  говорила,  что  основное  правило,  которым  следует  руководствоваться,  чтобы  вызвать  в  ребёнке  какое – нибудь  представление  или  воздействовать  на  его  чувства,  надо  обязательно  повести  ребёнка  в  естественные  природные  условия.  Для  того,  чтобы  он  собственными  глазами  увидел  всё  в  своей  красе,  услышал  звуки,  обонял  его  запахи.

  Е.Н. Водовозова  отмечала  «Природа  даёт  ребёнку  знания, умения,  навыки  и  учит  заботиться,  учит  выделять  не  только  яркие  признаки,  но  и  менее  заметные»

 С.Т. Шацкий  придавал  большое  значение  труду  детей  в  природе,  наблюдениям  в  природе.  

Современная  педагогика  придает  важное  значение  проблемам  экологического  образования  начиная  с  раннего  детства.  Данные  исследований,  наблюдений,  отчет  работы  передовых  педагогов  прошлого  и  настоящего  времени   нашли  свое  отражение  в  основных  документах,  материалах,  посвященных  проблемам  дошкольного воспитания.  Так,  в  концепции  содержания  непрерывного  образования    предусмотрена  задача  экологического  образования  в  процессе  организации  совместной  деятельности  со  взрослыми  и  сверстниками: «Важно  к  концу  дошкольного  возраста  заложить  у  ребёнка  основы  экологической  культуры – подвести  его  к  пониманию  связи  человека  с  природной средой,  познакомить  с  этически  ценными  нормами  и  правилами  поведения  в  природе».  

 Анализируя  содержание  программы  обучения  и  воспитания  детей  в  детском  саду  следует  отметить,  что  в  ней  большое  внимание  уделено  ознакомлению  дошкольников  с  природой.  Одной  из  основных  задач  программы     является  формирование  активного  и  бережного  отношения  к  окружающему  миру.  В  программе  представлена  система  организации  прогулок  в  природу  для  целенаправленного  наблюдения  за  одним  и  тем  же  объектом  в  разные  временные  периоды  (в  течении  суток,  недели,  месяца,  года).

 Ознакомление  дошкольников  с  живой и неживой  природой  находит  отражение  в  трудах  Болдыревой Т.,  Николаевой  С.Н.,   Фокиной  В.  и  многих  других.  Также  сейчас  существует  много  парциальных  программ,  которые  направлены  на  экологическое  образование  детей  дошкольного  возраста: Н.Н. Кондратьева  «Мы»,  С.Н. Николаева  «Юный  эколог»,  Н.А. Рыжова  «Наш  дом – природа»  и  др.

 Сегодняшние  дошкольники  будут  жить  в  быстро  меняющемся  мире  с  ухудшающейся  экологией.  Уже  от  них,    их  экологической  грамотности,  социальной активности,  ответственности  будет  зависеть  преодоление  экологического  кризиса,  сохранение  жизни  на  земле.  Дошкольное  детство – это  период  развития  ребёнка,  в  который  начинает  складываться  его  эмоциональная  сфера.  Поэтому  я  считаю,  что  у  детей    уже  в  дошкольном  возрасте  нужно  формировать  систему  знаний  о  живой и не живой природе.  В  результате  можно  достичь  высокого  уровня  экологического  образования  детей.   Таким  образом,  дети  становятся  не  только  помощниками  взрослых  в  деле  охраны  природы,  но  и  активными  её  помощниками,  проявляют  самостоятельность  в  решении  возникающих проблем,  отстаивают  свою  позицию.

Проблема экологического воспитания была особенно остро обозначена в 20 веке. Это было связано с ухудшением экологии, глобальными изменениями в среде обитания, ухудшением качества питания, увеличением различных заболеваний, увеличением людей с хроническими болезнями, рождением детей с низким уровнем здоровья.

С принятием законов Российской Федерации “Об охране окружающей природной среды” и “Об образовании” созданы предпосылки правовой базы для формирования системы экологического образования населения, что подразумевает создание в регионах страны системы непрерывного экологического образования, первым звеном которого является дошкольное.

Читайте также:  Физиологические особенности развития ребенка в год

Именно на этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, т.е. у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры.

Но происходит это только при одном условии: если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой: понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним.

Источник

Светлана Александровна Александрова
Познавательное развитие детей дошкольного возраста в процессе экологического воспитания

Доклад на районном семинаре

на тему: «Исследовательские работы и творческие проекты по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста»

Ф. И. О. участника полностью Александрова Светлана Александровна

Полное название образовательного учреждения Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 297 городского округа город Уфа Республики Башкортостан

Должность Воспитатель

Почтовый адрес организации 450112, республика Башкортостан, г. Уфа, Орджоникидзевский район, ул. Максима Горького, 42.

Телефон/факс 8(347)242-45-38

Название секции «Педагогический тренинг «Экология и мы»

Название статьи «Познавательное развитие детей дошкольного возраста

в процессе экологического воспитания»

Краткая аннотация статьи В статье представлен материал, основанный на опыте работы детского сада № 297 г. Уфы по познавательному развитию детей в процессе экологического воспитания по программе С. Н. Николаевой «Юный эколог»

«Познавательное развитие детей дошкольного возраста

в процессе экологического воспитания»

В дошкольном возрасте закладываются основы мировоззрения человека, его отношения к окружающему миру. Если у подрастающего поколения мы сформируем новое экологическое сознание, тогда это поколение будет строить свои отношения с иных позиций – позиций биоцентризма,означающих: человек – особая, разумная, но все же только часть природы, а экология – это не просто наука, это мировоззрение.

Дошкольном сад с 2001года использует в образовательном процессе программу «Юный эколог», автор Николаева Светлана Николаевна, кандидат педагогических наук, ст. научный сотрудник Государственного НИИ семьи и воспитания Российской академии образования.

Все обучение и воспитание детей происходит на объектах ближайшего природного окружения. Детский сад находится в непосредственной близости к парковой зоне и реке Белая. Чтобы помочь ребенку ориентироваться в природе и усвоить правила общения с животными и растениями, мы создали в детском саду достаточно богатую эколого-развивающую среду –в помещении и на участке: экологические центры в группах, центры детского экспериментирования в группах, экологический музей, огород, цветники, экологическая тропа, птичьи столовые.

В процессе экологического воспитания детейиспользуем следующие формы и методы: наблюдение, циклы наблюдений, моделирование (календари природы, НОД экологического содержания, экскурсии, походы, маршруты в природу, игровые обучающие ситуации (ИОС, различные игры экологического содержания, труд в природе, «Панорама добрых дел», экологический музей, изготовление книг, природоохранные акции, экологические праздники и развлечения.

Провожу с детьми различные виды наблюдений и в графических моделях (календарях природы) отражаем разнообразные, длительные явления и события, происходящие в окружающей природной среде.

Работа с календарем погоды упорядочивает сезонные представления детей: ежемесячно одну неделю они ведут наблюдения за погодой и отмечают ее в календаре. Это развивает их наблюдательность, образное мышление, умение пользоваться символами. В конце каждого сезона склеиваем в гармошку три страницы календаря, создавая графическую модель, которая помогает обобщить признаки осени, зимы, весны.

Зимой ведем календарь наблюдений за птицами. Фиксируем разные особенности поведения птиц (кто ожидает корма, кто ест на кормушке, а кто под ней, кто летает над участком, знакомимся с многообразием зимующих птиц, особенностями их внешнего облика.

Также очень занимательными для детей являются наблюдения за ростом и развитием растений. Моделирование также осуществляем с помощью рисунков.

Педагогический процесс строим так, чтобы у детей постоянно возрастал интерес к живым существам, чтобы они все время расширяли представления о них, наращивали объем конкретных знаний. Этим требованиям отвечает, прежде всего такая форма педагогической работы, как циклы наблюдений, которые осуществляются не на занятиях, а в различные режимные моменты повседневной жизни.

Цикл наблюдений имеет ряд достоинств. В цикле осуществляется распределение всего объема знаний на «порции», что обеспечивает постепенное и более надежное их усвоение. Каждое следующее наблюдение позволяет демонстрировать детям новые стороны и особенности уже знакомого объекта природы, одновременно уточнять и расширять сложившиеся представления. Достоинством цикла является и его протяженность во времени – распределение наблюдений, следующих одно за другим, на достаточно длительный срок. Многоразовое (но с разным содержанием) обращение к одному и тому же объекту на протяжении 1 – 3 месяцев формирует у детей устойчивый познавательный интерес к нему. В результате у дошкольников возникает потребность в новых наблюдениях, которые они осуществляют самостоятельно. И, наконец, проведение цикла наблюдений в повседневной жизни в разные режимные моменты экономит время для занятий и делает работу с детьми разнообразной.

Помимо наблюдений проводится непосредственно образовательная деятельность четырех типов: первично-ознакомительные (дети приобретают сведения о многообразии конкретных явлений природы, углубленно-познавательные (показ детям причинной связи между растениями, животными и внешней средой, с которой они неразрывно связаны благодаря своим потребностям, обобщающие (у детей формируются обобщающие представления об однотипных объектах или однородных явлениях природы, комплексные (в одну тему могут быть объединены различные задачи и разные виды деятельности детей). Для того чтобы НОД отражало региональный компонент образования, опыт детей нашего детского сада, уровень их развития вносим некоторые дополнения в конспекты или разрабатываем их сами.Например: «Заповедники Башкортостана», «Жемчужины природы Башкортостана» (о реках, озерах, водопадах, «Похвальное слово башкирской лошади», «Башкирская пчела».

Читайте также:  Об уходе за ребенком и его развитии

Вариантом НОД комплексного типа являются экскурсии и походы в природу, во время которых дети знакомятся с новыми явлениями, наслаждаются их красотой, укрепляют свое здоровье на воздухе, развивают нравственные качества, если в занятие включены природоохранительные мероприятия. Проводим экскурсии в «Музей леса», «Ботанический сад», «Тропические аквариумы», «Зоопарк», «Выставка кактусов», «Зимний сад в ДК «Химиков», также сезонные экскурсии к реке и в парковую зону. После возвращения с экскурсий дети зарисовывают свои впечатления, с помощью взрослого записывают высказывания и рассказы. Собрав рисунки и рассказы, составляем альбомы, книги.

Маршруты экскурсий и походов в природу имеют большое сходство с экологической тропой: намечаются экологически значимые объекты, составляется карта- схема и описание маршрута, общая протяженность которого не превышает 1 – 1,5 км.Разработали следующие маршруты: «Деревья на нашей улице», «Ландшафт поверхности земли».

Так же в работе используем игровые обучающие ситуации (ИОС):

с игрушками-аналогами, с литературными персонажами, ИОС типа путешествий. Развивать положительные эмоции по отношению к природе помогают игры-превращения, направленные на возникновение у ребенка симпатии к животным, растениям, объектам неживой природы. Использую и другие виды игр.Например: дидактические игры, словесно-дидактические, подвижные игры.

Чтобы помочь детям понять смысл бережного отношения к природе, смысл средообразующей роли различных трудовых действий в уголке природы, на участке, в парке, лесу, направленных на создание или поддержание хороших условий для растений и животных ближайшего окружения, ежегодно ведем «Панораму добрых дел». Этот педагогический прием побуждает в детях инициативу, элементарную самостоятельность, желание совершать хорошие поступки, проявлять осознанную заботу о живых существах, с которыми дети вступают в контакт.

Дети, их родители и сотрудники приносят в детский сад, найденные на отдыхе или в поездках природные «сувениры». Таким образом, за короткий период в детском саду была собрана коллекция необычных экспонатов живой природы. В экологическом музее лучшими украшениями стали коллекции раковин с южных морей, минералы с башкирских гор, дары леса, богатство полей и лугов.Постепенно были определены разделы музея: «Природа нашего края», «Экзотические природные явления», «Природоохранная деятельность детского сада», «Настенные панно».

Интересным и эффективным методом является изготовление экземпляров книг «Экология в картинках». После прочтения рассказа о природе дети рисуют иллюстрации к его содержанию. Титульный лист, напечатанные рассказы и детские иллюстрации к ним собираем в скоросшиватель. В конце года на празднике посвящения в юные экологи дети демонстрируют эти книги как результат совместных усилий, коллективно приобретенного интереса к явлениям природы.

Традиционными формами экологического воспитания детейв нашем детском саду являются природоохранные акции: «Живая елочка – зеленая иголочка», «Берегите первоцветы» и др. ; экологические праздники и развлечения: «Новый год около живой елки», «Осенины», «Грачиная каша», «Масленница», «За талой водой», «День Земли», «Где живет Урман-бабай?». Изучая материалы этнопедагогического наследия разных народов живущих на башкирской земле, и, прежде всего коренного народа, исстари живущего в гармонии с природой мы в своей практической деятельности стараемся познакомить детей с традициями и обычаями разных народов, связанными с миром природы и воспитывающими почтительное, доброе и бережное отношение к родной земле. В праздниках участвуют интересные детям персонажи – Урман – бабай, девушка Умырзая, Баба Яга, Незнайка, Ученая Ворона.

В деле экологического воспитания детей не оставляем в стороне и родителей, ведь только совместными усилиями мы можем решить нашу главную задачу – воспитание гражданина нового Башкортостана, человека экологически грамотного, который будет жить в 21 веке. В работе с родителями по экологическому воспитанию детей мы используем следующие формы – родительские собрания, беседы, консультации на информационных стендах и на сайте ДОУ, анкетирования, опросы, постер-стенды, субботники, ярмарки, «Дни открытых дверей», игры – викторины, акции, праздники, В таких мероприятиях дети сближаются с родителями, что положительно сказывается на воспитании детей. Порой и сами родители учатся у детей взаимоотношениям с природой, друг с другом, со взрослыми.

Чтобы более объективно, обстоятельно проанализировать динамику экологической воспитанности каждого ребенка, проводим диагностику. Для выявления «экологических знаний»используем игры: «Экскурсия по уголку природы», «Экскурсия по участку д/сада». Выявляя отношения детей к природе, кроме длительных наблюдений, мы проводим естественные эксперименты в форме специально организованных ситуаций «Добровольные помощники», «Кончился корм». За период с 2001г мы фиксируем положительную динамику в познавательном развитии детей, что позволяет сделать вывод об эффективности углубленной работы по программе «Юный эколог» С. Н. Николаевой.

Источник