Познавательное развитие ребенка в предметной деятельности

Развитие предметной деятельности и познавательной активности детей раннего возраста

В области  развития предметной деятельности и познавательной активности перед педагогами стоят следующие задачи:

  •   Создавать условия для ознакомления детей с явлениями и предметами окружающего мира,  овладения предметными действиями;
  •   Стимулировать познавательную активность детей, организовывать детское экспериментирование.

Для решения поставленных задач педагоги должны организовывать развивающую предметную среду, налаживать совместную деятельность с ребенком, создавать условия для самостоятельной деятельности с предметами, обеспечивать новыми впечатлениями.

Для ознакомления детей с предметами окружающего мира и овладения предметными действиями в группе должны находиться разнообразные бытовые предметы, игрушки, имитирующие их и игрушки, специально предназначенные для развития предметных действий.

Богатая и разнообразная предметная среда стимулирует малыша к вариативным движениям и действиям, способствует обогащению его чувственного опыта и развитию. Предметы, игрушки и материалы должны находиться в свободном доступе, по возможности, рассортированы в наборы и размещены так, чтобы у детей возникало желание действовать с ними. Необходимо предусмотреть, чтобы в группе было достаточное количество и разнообразие игрушек, чтобы был свободный выбор занятий в соответствии с интересами и предпочтениями каждого ребенка.

Важно, чтобы предметы и игрушки можно было использовать для развития различных органов чувств и формирования разнообразных умений. Поэтому необходимо, чтобы они, по возможности, были выполнены из разного материала (дерева, пластмассы, металла, ткани, резины, меха и др.), имели разные размеры, фактуру, цвет, звучание, стимулировали разные виды действий.

Так, в группе должны быть предметы для выполнения соотносящих действий (вкладыши, матрешки, пирамидки); орудийных действий (совочки и формочки, заводные игрушки, сачки, молоточки и колышки); игрушки для бросания, катания, толкания (мячи, машинки, коляски, тележки, обручи, кегли); предметы и приспособления для развития разнообразных движений кисти руки и пальцев (бусины и катушки для нанизывания на мягкую проволоку; веревочки, ленты для наматывания на бобину; крючки, пуговицы, молнии для застегивания и др.), конструкторы (кубики, модули, мозаики), игрушки, имитирующие бытовые предметы.

Многие игрушки являются самообучающими, или автодидактическими. Они содержат в себе цель действия и сами «подсказывают» ребенку, какого рода действия нужно произвести, чтобы ее достигнуть. Это различные составные игрушки, которые требуют соотнесения размеров или цвета разных деталей: фигурные пирамидки, матрешки, вкладыши, мозаики, разрезные картинки. Они побуждают ребенка подбирать и соединять предметы или их части в соответствии с формой и размером.

Однако ребенок не сразу и не всегда самостоятельно овладевает действиями, требующими соотнесения предметов них частей, поэтому воспитатель помогает малышу, организует совместную предметную деятельность, которая ни в коей мере не должна навязываться ребенку. Взрослый откликается на просьбу малыша о помощи, подключается к его игре, помогает преодолеть затруднения, правильно скоординировать и распределить свои действия. При этом не следует выполнять действия за ребенка, важно, чтобы малыш научился сам выделять нужные свойства предметов, подбирать и соединять части в нужном порядке. Подсказки воспитателя не должны носить директивный характер: «Возьми это колечко»; «Надо взять другое колечко». Следует, предоставить ему возможность собственных попыток, свободу действии. Например: «Разве сюда подходит это колечко? По-моему, оно слишком большое. Давай поищем другое, поменьше; как ты думаешь, может быть, это подойдет? Или это? Попробуй, подходит это колечко?» Взрослый поощряет действия ребенка, хвалит его.

Следует разумно сочетать совместную деятельность ребенка со взрослым, и самостоятельную деятельность малыша. Воспитатель должен предлагать ребенку виды деятельности, соответствующие его умениям, выявлять «зону ближайшего развития», создавать условия для овладения более сложными действиями.

Самостоятельное стремление к достижению правильного результата обычно появляется у детей на третьем году жизни. Ребенок начинает собирать простые конструкции из конструктора «Лего», складывать картинки из паззлов и мозаик по заданному образцу, сооружает постройки из кубиков по собственному замыслу. Эти игры требуют определенного представления о том, что должно получиться, и настойчивости в достижении результата. Следует учитывать, что замыслы малыша в этом возрасте еще очень слабо подкреплены его практическими умениями и способностью удерживать цель действий. В случае необходимости ему нужно помогать «удерживать» цель, направлять на достижение желаемого результата, заострить на нем внимание: «Давай посмотрим, правильно ли у тебя получилось? Сможет ли машинка въехать в твой гараж?» Результативные действия и оцениваются иначе, чем раньше. Нужно подчеркнуть не только то, что малыш хорошо делает, но и то, чего он смог добиться в результате: «Молодец, ты очень старался и правильно собрал картинку».

Наиболее эффективно ребенок овладевает предметными действиями, когда они включены в дидактическую или сюжетную игру. Например, из кубиков можно построить домик для ежика, из модульной мебели соорудить поезд и т.п. Во время прогулки можно в песочнице построить дом из песка и забор из веточек, «испечь» пирожки для кукол. Зимой — слепить снеговика, вставить глазки из камешков, нос и рот сделать из прутиков.

Многие предметные действия дети осваивают, знакомясь с бытовыми предметами в процессе приема пищи, совершения туалета, переодевания, принимая участие в бытовой деятельности взрослых. Обычно они охотно помогают воспитателю накрывать на стол, убирать игрушки, ухаживать за растениями и животными в живом уголке, на участке.

Включение детей в повседневные дела способствует их познавательному развитию. Так, помогая воспитателю раскладывать по полкам и ящичкам салфетки и полотенца, расставлять тарелки и блюдца, они учатся классифицировать предметы. В процессе мытья игрушек постигают понятия «чистый», «грязный». Поливая цветы, знакомятся с понятиями «сухая» и «мокрая» земля.

Читайте также:  Поведение ребенка с задержкой психического развития

В целях развития познавательной активности педагоги создают условия для ознакомления детей с окружающим миром, обогащения детей впечатлениями и детского экспериментирования.

Необходимо поддерживать природное любопытство детей, поощрять любое проявление их интереса к окружающему. Не следует ограничивать познавательную активность малышей, ограничение должно касаться только опасных для их жизни и здоровья объектов и действий.

Воспитатели вместе с детьми наблюдают за различными явлениями природы. Цель этого — поддержать или пробудить интерес детей к окружающему, вызвать удивление, радость открытия нового. В каждое время года воспитатель привлекает внимание малышей к изменениям в природе. Воспитатель обращает внимание детей на богатейшие природные звуки (пение птиц, стрекотание кузнечиков, шум ветра, дождя, звон капели, шелест листьев) и запахи (морозного воздуха, распускающихся листьев, цветов, хвои и др.). Во время прогулки знакомит их с названиями растений, просит понаблюдать за птицами, насекомыми, рассказать, где они живут, чем питаются.

Такие наблюдения обогащают чувственный опыт детей, они узнают много нового об окружающем мире, знакомятся со свойствами природных объектов.

Наблюдение за разнообразными явлениями природы должно сочетаться с интересными играми и занятиями детей, в процессе которых они на собственном опыте знакомятся со свойствами объектов живой и неживой природы, получают общее представление об их отличительных признаках. Так, собирая букеты из опавших листьев, малыши могут сравнивать их по величине, цвету, форме. Играя со снегом, получают представления о том, что он бывает липким, мокрым, рассыпчатым, тает в руках.

Воспитатели должны поддерживают интерес детей к деятельности взрослых. Они любят наблюдать за работой взрослых (как воспитатель кормит рыбок, птичку, хомячка, ухаживает за цветами; как дворник чистит дорожки от снега; как строится соседний дом или разгружается машина и др.). Педагог комментирует свои действия, рассказывает, чем заняты люди, отвечает на вопросы детей.

Воспитатели обязательно должны читать малышам книги, показывать иллюстрации, диа- и видеофильмы познавательного характера о природном и социальном мире. Их содержание должно быть интересно и понятно малышам. Книги, альбомы, открытки, фотографии должны находиться в свободном доступе.

Дети довольно рано начинают проявлять интерес к знаковой стороне человеческой культуры. Рассматривая книги, они показывают пальчиком на буквы и цифры, спрашивают, что это такое; могут заинтересоваться дорожными знаками, вывеской магазина и пр. Следует поддерживать любознательность малышей, отвечать на вопросы, организовывать игры с магнитной азбукой, кубиками с буквами и цифрами. Ребенку будет интересно, если воспитатель напишет его имя на бумаге или на песке. Однако это не означает, что детей следует специально обучать грамоте, заниматься с ними математикой. Достаточно создать соответствующую среду (разместить стенды с магнитной азбукой, карточки с буквами, цифрами, именами детей и т.п.), поддерживать интерес малышей.

Одним из важных направлений работы педагога является организация детского, экспериментирования. В процессе свободной исследовательской деятельности ребенок получает новую, порой неожиданную для него информацию, устанавливает практические связи между собственными действиями и явлениями окружающего мира, совершает своего рода открытия. Самостоятельное экспериментирование дает ему возможность опробовать разные способы действия, снимая при этом страх ошибиться и скованность детского мышления готовыми схемами действия.

С целью развития любознательности и стимуляции исследовательского поведения детей педагоги создают соответствующие условия. В группе оборудуется специальный «уголок» для детского экспериментирования: игр с водой, сыпучими, пластическими материалами, интересными для исследования и наблюдения предметами.

Сминая пластилин, разрывая бумагу, ощупывая предметы разной фактуры и плотности, ребенок познает свойства и качества материалов: твердость, мягкость, тепло, холод, тяжесть и пр. Разбирая и собирая игрушки и бытовые предметы, узнает, как они устроены. Проводя шарики по лабиринту, пытаясь открыть коробочку со сложным запором, решает самые настоящие мыслительные задачи.

Задача воспитателя состоит в том, чтобы поддержать познавательную активность, побудить к самостоятельному экспериментированию. Эффективным способом стимуляции этого является предъявление ребенку «загадочных» предметов, которые должны обладать следующими свойствами.

Во-первых, они должны быть новыми и неопределенными. Высокая степень неопределенности требует большого разнообразия познавательных действий ребенка. В одних случаях исследовательская деятельность детей может быть не связанной с решением практической задачи, иметь «бескорыстный» характер (рассмотреть незнакомый предмет, потрогать, попробовать на вкус); в других — может быть направлена на решение какой-либо конкретной задачи (открыть коробочку, чтобы достать спрятанную в ней игрушку).

Во-вторых, такие предметы должны быть достаточно сложными для ребенка. Чем сложнее и загадочнее будет игрушка, чем больше в ней разнообразных деталей, тем больше вероятность того, что она вызовет его исследовательские действия. Вместе с тем для разворачивания исследовательской деятельности ребенка необходим оптимальный уровень сложности предмета. Если предмет слишком прост или слишком сложен, интерес к нему может быстро угаснуть. Оптимальным является такой уровень сложности, который требует определенных усилий, но они приводят к достижению понятного для ребенка эффекта.

Такими предметами являются специальные развивающие игрушки (музыкальные шкатулки, калейдоскоп, игрушки с разнообразными пусковыми механизмами, детский бинокль, лупа). Воспитатель может и сам изготовить «игрушку с секретом»: положить в прозрачную коробочку (для духов, сувениров, дискет) или в футляр для очков маленькую игрушку. Особый интерес детей вызывают бытовые приборы, открывающие богатые возможности для разнообразных манипуляций (часы, диктофон, транзисторный радиоприемник, фотоаппарат, телефон и пр.). Во избежание возможных поломок используются неисправные приборы.

Читайте также:  Слова для развития речи ребенка 7 лет

Исследовательский интерес ребенка можно пробудить, демонстрируя яркие необычные эффекты, организуя экспериментирование с зеркалом, магнитом, электрическим фонариком (пускать солнечных зайчиков, прикладывать магнит к игрушкам из различных материалов, освещать фонариком разные предметы и т.п.).

Для экспериментирования предлагаются игры с водой, сыпучими и пластическими материалами. Малыши с удовольствием будут переливать воду из одной посудинки в другую, проверять, тонут или плавают игрушки, пускать кораблики. Взрослые могут помочь им разнообразить игры с водой: подкрасить ее пищевыми красителями, сделать пену, пускать мыльные пузыри. Детям будет интересно замесить тесто (из муки, соли и воды) и лепить из него «пирожки», фигурки, колбаски, крендельки и др. Можно предложить малышам пересыпать фасоль или горох из чашки в миску, насыпать ложкой, в чашку крупу. В процессе этих занятий они получают представления о том, что такое «полный», «пустой», «много», «мало» и др.

Для развития познавательной активности полезны игры с изобразительными материалами. Они могут носить чисто исследовательский характер. Малыши с интересом смешивают краски, делают пальчиками, кистью, печатками мазки на бумаге, чиркают карандашом, фломастером, мелком. При этом они не только знакомятся со свойствами различных веществ и материалов, но и получают быстрый видимый эффект от собственных преобразующих действий, что вызывает у малышей особую радость.

Богатые возможности для познавательного развития детей содержат музыкальные игрушки (колокольчики, бубны, барабаны, металлофоны, гармошки, шарманки, дудочки, свистульки, трещотки, пианино и пр.) и звучащие предметы (погремушки, деревянные ложки, морские раковины, шуршащая бумага, струны, резинки и пр.). Экспериментирование со звуковыми предметами способствует формированию интереса детей к миру звуков, умению дифференцировать их, развитию мелкой моторики рук и артикуляционного аппарата.

Исследовательский интерес ребенка обязательно нужно поощрять, удивляться, радоваться вместе с ним его открытиям, хвалить. Обязательно нужно отвечать на все вопросы ребенка, стараясь формулировать ответы в доступной форме, спрашивать малыша о том, что он делает, что у него получилось.

Если он не проявляет исследовательского интереса или его действия с предметом ограничиваются простыми манипуляциями, педагог стимулирует познавательную активность малыша вопросами, подсказками, предложениями: «Попробуй открыть коробочку», «А вдруг в этом ящичке что-то лежит?», «А что будет, если бросить в тазик камушек? Утонет или будет плавать? А губка? »

Помимо организации предметной деятельности, детского экспериментирования, наблюдения, педагоги предлагают детям специальные игры-занятия, направленные на развитие мышления: детские лото, домино, занятия с парными и разрезными картинками, развивающие игры с матрешками, пирамидками, кубиками, геометрическими плоскостными и объемными формами и т.п. Эти игры проводятся как индивидуально, так и с небольшой группой детей.

Подготовила и провела: заместитель заведующей по ВМР Тимофеева Т.В.

Источник

Образовательная деятельность в младшей группе.

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ

(Развитие познавательно-исследовательской деятельности)

«Поможем Топтыгину»

Задачи.

Познавательно-исследовательская деятельность:

-Расширять представления детей о свойствах предметов (твердость, мягкость), обучая перцептивным действиям, способам исследования.

-Формировать интерес к совместным с взрослым практическим действиям экспериментального характера, в процессе которых выделяется ранее скрытое свойство (машина из мягких материалов, но внешне напоминает металлическую)

Ознакомление с предметным окружением:

      -Формировать представления о том, что объекты, предметы могут быть созданы природой (шишки, желуди), а другие,  необходимые для жизни, сделаны руками человека (мебель, губка, вата, игрушки).

-Развивать умения устанавливать связи между строением, свойствами  предмета и его функцией (подушка для сна должна быть мягкой).           

 Речевое развитие:

-Уточнять названия предметов ближайшего окружения, называть материалы и их свойства (вата, губка, мех – мягкие). Развивать диалогическую форму речи (общение с педагогом), умение фиксировать в речи свой чувственный опыт, называть не только исследуемые объекты, но и  особенности поверхности (гладкая, твердая, жесткая ).

Материал.

Демонстрационный: мягкая игрушка  – Мишка, две подушки, набитые шишками и желудями, коробки мягкая и твердая. Предметы имеющие свойства: мягкость твердость в специально организованной обстановке

Раздаточный: ватные,  деревянные шарики, губки, платочки из ткани, игрушка из тканм,  меховые игрушки, ящик с  «ежиками».

Организационный момент:

Дети стоят группкой возле воспитателя.

Приходит Топтыгин с двумя подушками,  здоровается.

Воспитатель: Топтыгин, дружочек,  мы рады тебе, а ты какой-то грустный, усталый.

Топтыгин: Будешь тут усталый. Столько трудился, наволочки шил, по лесу ходил, искал, чем их набить. Сделал подушки,  а как зимой на них спать буду – не знаю. Вся шея болит и голова тоже. Пришел к вам. Говорят у вас дети добрые, умелые, умные. Могут помочь.

Воспитатель: Ну-ка, ну-ка, покажи  нам свои подушки. Потрогайте их, дети.

 (трогают).

Воспитатель: Какие они ? (дети – «твердые, жесткие». На таких спать неудобно). Да разве такие подушки бывают?!!

Топтыгин: Ребята, а какие бывают подушки?

Дети: мягкими. 

Воспитатель: Да, подушки должны быть мягкими.

Топтыгин: Что значит – мягкие, твердые?

Воспитатель: Сейчас мы все тебе объясним. Мишка, можно тебя погладить? (дети гладят).  Какая у Мишки шерстка? (мягкая).

Воспитатель: Ребята, а что еще у нас есть мягкое?

Читайте также:  Джон медин правила развития мозга вашего ребенка читать

Дети: Диван, пуфы, одеяло, мягкие игрушки.

Топтыгин: А что твердое?  

Дети: Пирамидки, кубики, стол, стулья, ящики. (Из чего они сделаны?) Из дерева,  деревянные.

Топтыгин: Все равно, не понимаю, почему мои подушки твердые. Голове жестко. Они же не деревянные.

Топтыгин:  Ну вы меня совсем запутали. Еще раз можете объяснить?  как определить что твердое, а что мягкое.

Воспитатель: хорошо, смотри, и запоминай. Что не понятно, спрашивай.

Дети, садитесь. ( садятся за столы.)

Воспитатель: Найдите  в тарелочках  губки. Покажите мишке, как определить – мягкие они или нет? (касаются, мнут).

Мишка тоже пробует выполнять действия, спрашивает детей: значит какая губка? (мягкая).

Топтыгин:  А еще что у вас есть мягкое?  (ватные шарики, платочки, мягкие игрушки). Понял. А твердого, значит, ничего нет…

Воспитатель: Ну что ты Топтыгин, конечно, есть. Сейчас тебе дети покажут и расскажут. Ребята, как найти твердое, скажите Мишке (потрогать, постучать – они звучат).

Что можно сказать про кубики? (Они твердые, деревянные. Стучат). Что еще твердое? (деревянные шарики, палочка, матрешка).

Воспитатель: Давайте постучим деревянной палочкой по губке, ватному шарику. Звучат? (нет.) Звучат твердые вещи, а мягкие – нет.

Воспитатель: Чтобы ты Миша лучше все запомнил, дети сейчас все мягкое отнесут в мягкую коробку, а все твердое – в твердую.

Топтыгин: А как узнать, какая коробка мягкая?

Дети: Потрогать.

Мишка трогает коробки, стучит по ней.

Топтыгин: Не звучит, мнется – эта коробка мягкая. Несите ко мне мягкие вещи. Только рассказывайте мне все подробно,  а то все забуду.

Дети несут, называют предметы и их свойства: губка мягкая, игрушка  мягкая, шарик из ваты – он мягкий.  Несите в мягкую коробку.

Воспитатель: Мишка,  а ты можешь  определить, какая вот эта коробка – мягкая или твердая? Топтыгин трогает, стучит палочкой по коробке: она твердая, звучит.  Несите все твердое  сюда.

Топтыгин: Ну, спасибо. Научили.

А теперь объясните все-таки, почему мои подушки т0вердые, жесткие. Я не могу на таких подушках спать!!

 Воспитатель: Дети, поможем Мишке? Давайте посмотрим. Что Мишка положил в  наволочки (высыпают в тарелки)

Воспитатель: Что это? (шишки, желуди.  Ощупывают – они твердые).

Топтыгин: Кажется, я понял, почему жесткие подушки – они набиты твердыми шишками и желудями. Интересно, из чего же их  сделали?

Воспитатель: Миша, ты же в лесу живешь и не знаешь, откуда взялись шишки и желуди! А вот дети знают. Твои наволочки сшиты…  – из ткани.

Она растет на деревьях или в  огороде? (нет, ткань  сделана руками человека).

Воспитатель: А вот шишки и желуди…. (Дети:… растут на деревьях).

Мишка: А можно их сделать мягкими?

Воспитатель: Ну что ты, Топтыгин! Это невозможно сделать.  Правда , дети? Надо взять что-нибудь мягкое и положить в наволочки.  

Что можно положить в подушки? (вату, перья).

Перьев у нас нет, зато есть (показывает комочки белой ваты)….вата

Можно ею набить подушки? (Можно. Набивают).

Мягкие получились подушки?  (Дети и Мишка обследуют подушку – мягкая).

Мишка кладет себе под голову – очень мягкая.

Благодарит.

Воспитатель: Иногда сразу не поймешь, твердая игрушка или  мягкая.

Топтыгин:. Я принес вам подарок. Это ежики, какие шарики-ежики я вам принес. Они одновременно и твердые и мягкие.                                                                                                                   Воспитатель: Не может быть!

Топтыгин: А вот и может! Не верите – проверьте.

Воспитатель :  Ребята, проверим? Ежики ведь не мягкие, а …. колючие.                                     Правильно –  у них иголки твердые и острые. И еще  ежик, как сказал Топтыгин, одновременно и мягкий, и твердый. Может такое быть?                             Дети: Нет.                                                                                                              Воспитатель: Давайте все-таки обследуем «ежиков», вдруг Мишка прав. (Открывает коробку). Ой, какие красивые, нарядные, разноцветные!

(Дети трогают, убеждаясь, что «ежики» не колючие, они… мягкие).

 Воспитатель: Да это и не ежики вовсе! Правда? Конечно, это просто такие шарики с  мягкими иголками.  Они и правда  и  мягкие, и твердые одновременно.  Потому что внутри …твердый шарик.                                               Очень веселые и красивые  шарики-ежики. Хотите с ними поиграть?

Идите, играйте.

Идут с шариками играть.

Источник