Познавательное развитие ребенка в движении
МБОУ «СОШ им. А.Джанибекова с. Растопуловка»
«Развитие познавательной и физической
активности»
Инструктор физического воспитания: Айтмухамедова Руфия Файдрахмановна.
Жизнь- это система движений. Потребность в движении дана человеку природой. Основные движения, которые активно развивает педагог на занятиях по физической культуре, гармонизируют физическое состояние детей, приводя в тонус различные группы мышц и обеспечивая нормальное функционирование всех систем организма.
Все процессы внутреннего мира ребёнка (удовольствие, удивление, сосредоточение и т.д.) можно выразить движением. Познание мира через движение способствует полноценному развитию ребёнка и определяет его готовность к систематической учебе в школе, так как в его процессе формируется мотивация учебной деятельности: умение не только смотреть, но и видеть, не только слушать, но и слышать обращение педагога и следовать его рекомендациям, управлять своими движениями.
В движении заложены огромные возможности творческого, художественного потенциала личности. Недостаточная физическая активность ребенка ведет к дефициту познавательной активности, к возникновению состояния мышечной пассивности и снижению работоспособности организма.
Сегодня концепция дошкольного воспитания направлена
на развитие личности ребенка и учет его индивидуальных особенностей в физической, психической и эмоциональной сфере.
В этой связи актуальной задачей физического воспитания является поиск эффективных средств совершенствования предметно-развивающей среды и развития детей дошкольного возраста на основе жизненной потребности ребенка быть сильным, смелым.
Заботясь о физической нагрузке детей-дошкольников, педагог не должен забывать о любознательности и пытливости в этом возрасте. Поэтому, прежде чем приступать к физическим упражнениям, полезно поставить ребенка перед необходимостью решения какой-либо задачи.
А где может проявляться естественная активность ребенка? Конечно же, в самом естественном его виде деятельности – в игре (досуге, развлечении). Игры, развлечения, досуги являются одной из форм активного отдыха, это также и одна из форм работы по развитию двигательного творчества дошкольников.
Играя с детьми, вы можете кроме традиционных задач физического воспитания: оздоровительных, образовательных, развивающих, воспитательных – по ходу решать и сопутствующие общеразвивающие, решение которых сделает наших детей умнее, человечнее, разностороннее. Вот лишь некоторые из них:
- Формирование посредством движений пространственных, временных и энергетических представлений: длинный – короткий, тонкий – толстый, медленный – быстрый, сильный – слабый и т. д.
- Изучение в процессе двигательной деятельности физических свойств, фактуры предметов по типу: тяжелый – легкий, гладкий – шершавый, плотный – пористый, мягкий – твердый, мокрый – сухой и т. д.
- Ознакомление с назначением различных типов предметов и формирование на этой основе элементов «орудийной» логики (для чего и как применяется тот или иной предмет).
- Расширение и активизация словарного запаса детей: ловить, бросать, катать, набивать, футболить, висеть, забрасывать, лазать, спрыгивать, опускаться.
- Развитие посредством двигательных заданий, игр и эстафет математических представлений, а также психических процессов: логики, памяти, внимания, наблюдательности.
Играя, ребенок вживается в образ, знакомится с многообразием действительности, сознательно или бессознательно усваивает привычки, манеру поведения, отношение к окружающему миру.
Не замечая того, ребенок в игре учится оздоравливаться, развивает физические качества, воспитывается, узнает много нового.
Для успешного проведения познавательно-оздоровительных игр-досугов у детей должен быть накоплен определенный двигательный опыт. Поэтому такие досуги целесообразно проводить с детьми старшего дошкольного возраста.
Цель познавательного физкультурного занятия – это формирование у детей потребность в здоровом образе жизни и в самостоятельной двигательной деятельности.
Задачи познавательного физкультурного занятия:
1. формировать интерес к физическим упражнениям;
2. воспитывать желание самостоятельно заниматься физическими упражнениями;
3. обогащать детей знаниями о роли двигательной активности в жизни человека;
4. способствовать формированию ценностного отношения к собственному здоровью;
5. формировать уважительное отношение к культуре Родного края, с помощью подвижных игр народов.
Познавательное развитие в сочетании с двигательной активностью помогает детям легче овладеть знаниями, приобщает их к отечественным, этнокультурным и национальным ценностям. А подвижная игра- естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий большой воспитательной силой. Народные игры являются неотъемлемой частью патриотического и физического воспитания. В них ярко отражается образ жизни людей, их быт, труд, национальный колорит обычаев, представления о чести, смелости, желание обладать силой, ловкостью. Умение проявлять смекалку, выдержку, волю.
Радость движения легко и непринужденно сочетается с познавательным развитием. У дошкольников формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре народов России, создается эмоционально положительная основа для развития патриотических чувств.
В ходе познавательного физкультурного занятия создаются условия для формирования интереса к физическим упражнениям, чтобы каждый ребенок на занятии стремился раскрыть свои возможности. Дети, понимая пользу физических упражнений для организма, иначе реагируют на предложение выполнить то или иное упражнение (стараются выполнить упражнение правильно, внимательно слушают объяснения и задают вопросы если что – то не понятно). У детей усиливается интерес и мотивация к занятиям по физической культуре.
Познавательные физкультурные занятия – это форма работы с детьми, которая направлена на формирование знаний о пользе занятий физической культурой, воспитание потребности к самостоятельной двигательной деятельности.
Литература:
Горькова Л. Г., Обухова Л. А. Занятия физической культурой в ДОУ. М., 2005
Дошкольное воспитание №1/ 2011
Подольская Е.И., Физическое развитие детей 2-7 лет: сюжетно-ролевые занятия.- Волгоград: Учитель, 2012
Источник
Конспект НОД «Знакомство со свойством инерции»
Программное содержание:
– познакомить детей с понятием «инерция»,
– развивать желание заниматься экспериментальной деятельностью,
– развивать умение выдвигать гипотезу, защищать свое мнение,
– расширять словарный запас детей,
– воспитывать основы безопасного поведения.
Оборудование: игрушки, машинки, мячи, неваляшки, юла, волчок, куклы, яйца (вареные и сырые), открытка, монета, блюдца.
Ход:
Придумано кем-то просто и мудро,
При встрече здороваться: «Доброе утро!»
«Доброе утро!» солнцу и птицам,
«Доброе утро» улыбчивым лицам.
– Здравствуйте, мои юные ученые. Сегодня у нас очередная встреча в нашем клубе «Почемучка». Вы помните, на прошлом занятии мы изучали свойство, с помощью которого можно притягивать некоторые предметы, например салфетку к янтарю? Это свойство называлось электризацией.
Сегодня мы познакомимся еще с одним свойством, но для этого нам нужно провести опыт. Возьмите машины и посадите в них кого-то их игрушек. А теперь резко толкните машину вперед. Что произошло? А у тебя? Посадите снова свои игрушки. Теперь резко толкните их назад. Что вы видите? А у тебя, что произошло с игрушкой? Как вы думаете, они что такие упрямые и не хотят ровно сидеть?
На самом деле игрушки не виноваты, они вовсе не упрямые. Игрушки падают потому, что на них действует одно свойство. Ученые физики решили не обижать это свойство, называя его упрямством, а назвали его инерцией. И даже стихотворение есть об этом:
Упрямые вещи на свете живут,
Инерцией это упрямство зовут.
– А где вы сталкивались с явлением инерции? Я вам подскажу. Вы едете в машине и вдруг она резко тормозит, что с вами происходит? (Можно качнуться вперед или упасть). А чтобы не упасть, что нужно делать? (Пристегнуться ремнем безопасности). Когда машина поворачивает, что вы чувствуете? (Тело наклоняется в ту же сторону).
Я предлагаю вам сейчас самим испытать свойство инерции. Подбросьте мяч вверх, ваши руки почти остались на месте. Почему мяч полетел вверх?
Посмотрите, как много игрушек я вам принесла. Какие из них используют инерцию? (Мяч, волчок, юла, неваляшка).
А сейчас давайте представим что мы едем в машине. (Одному из детей дать руль, остальные едут за ним) Вдруг машина затормозила, легко ли вам было остановиться? (Нет) Почему? (По инерции пытались продолжать двигаться)
Как вы думаете, если на проезжую часть выбежит шалун, легко ли водителю остановить автомобиль? (нет) Почему? (Автомобиль некоторое время продолжает двигаться по инерции). Можно ли выбегать на дорогу? (Нет, это очень опасно)
Сейчас я вам покажу еще один фокус. У меня на столе лежит открытка, на открытке – монета, если я потяну за открытку, что произойдет с монетой? Как ты думаешь? А ты?
Выдернуть открытку.
– Почему монета не упала? (Монета лежала неподвижно, поэтому по инерции старалась сохранить свою неподвижность)
Хотите научиться отличать сырое яйцо от вареного, не разбивая его? У вас на тарелке два яйца разного цвета. Раскрутите их одновременно, а затем коснитесь рукой и уберите руку. Что вы видите? Как вы думаете, какое яйцо остановилось? А какое яйцо продолжало вертеться? Почему вы так думаете? (Жидкость внутри сырого яйца продолжала вращаться по инерции). Давайте разобьем и проверим, так ли это?
С каким свойством мы сегодня познакомились? Как вы думаете, это свойство полезное? Почему? Что вы узнали об этом свойстве?
Мне тоже очень понравилось с вами исследовать инерцию.
Смотрите также
Реклама Relap
2. Плавающие игрушки, действие которых основано на существовании Архимедовой силы.Если вы не умеете плавать, вам на помощь придут надувные резиновые игрушки. Эти игрушки не тонут, потому что обладают большой подъемной силой, так как вес их намного меньше действующей со стороны воды выталкивающей силы. Величина выталкивающей силы зависит от плотности жидкости, поэтому в морской соленой воде легче плавать, чем в реке или озере. Убедимся в этом на опыте. Опустим яйцо в банку с обычной пресной водой – оно тонет. Будем подсыпать в воду соль – яйцо всплывет. Законы плавания тел используются в устройстве детской игрушки «водолаз».Для опыта используем плавание перевернутой пробирки внутри цилиндра с водой, затянутого пленкой. (Целесообразнее вместо пробирки взять яркую фигурку водолаза – игрушки). Если нажать пальцем на перепонку, воздух в сосуде сжимается и сильнее давит на воду, вследствие чего некоторое количество воды входит в нижнее отверстие игрушки. «Водолаз» становится тяжелее и опускается на дно.Обратите внимание на наш бассейн. Вы видите здесь много корабликов, лодочек. Представьте себе, что перед вами большой корабль. Его только что построили и должны узнать предельный вес груза, который может перевозить этот корабль. Но не могут же нагружать корабль до тех пор, пока он не утонет, и таким образом узнать предельный вес груза. Наибольший допустимый вес груза узнают заранее.(Демонстрация плавания железной коробки). Опыт с плавающей железной коробкой показывает, что коробка вытесняет своей подводной частью количество воды, равное её весу. В этом отношении все суда и корабли похожи на нашу коробку.Глубину, на которую судно погружается в воду, называют осадкой. Наибольшую допускаемую осадку отмечают на корпусе судна красной линией, которая называется ватерлинией. Вес вытесняемой судном воды при погружении до ватерлинии, равной силе тяжести судна с грузом называется водоизмещением судна.Итак, законы плавания тел всегда учитываются при изготовлении игрушек, поэтому они плавают на воде и нам помогают плавать.
-
Заводные игрушки
Очень давно, ещё маленькими, мы полюбили эти игрушки: косолапого мишку, зайку, курочку. Почему движутся заводные игрушки? Разберемся с устройством игрушки «Курочка ряба».Механизм, при помощи которого происходит движение, состоит из основного вала и двух ведомых, пружины и зубчатого колеса. Сжатая пружина обладает потенциальной энергией взаимодействия её частей. За счет потенциальной энергии тело может совершать работу. Опыт 1. Поместим пружину на металлический стержень от подъемного столика. Сожмем пружину и свяжем её ниткой. Разрежем (или подожжем) нитку, пружина взлетает высоко вверх. Пружина приобрела скорость, так как её потенциальная энергия (энергия взаимодействия), перешла в кинетическую энергию (энергию движения).Опыт 2. С наклонной плоскости пустим цилиндр, на пути которого находится шарик. Шарик тоже приходит в движение. Явление объясняется также передачей энергии движения в энергию взаимодействия.(Демонстрация заводной игрушки – автомобиля, изготовленной учащимся)
4. Инерционные игрушки.Вы, ребята, смотрели сейчас заводные игрушки. А эти игрушки не требуют завода, но тоже некоторое время движутся, если мы поможем им и подействуем силой своей руки.Эти инерционные игрушки помогла создать физика. Принцип действия инерционной машины заключается в следующем: на задней или передней оси находится ряд шестеренок, которые в свою очередь соединяются с маховиком. Мы толкаем автомобиль, шестеренки придают движение маховику. Маховик же обладает большой массой, и, следовательно, будет долго сохранять состояние движения, которое ему сообщили. Явление инерции можно наблюдать на опытах:Опыт 1. Установим на столе доску. Внизу у доски положим брусок. Поместим на наклонную доску грузовик с находящейся в нем куклой и предоставим ему возможность скатываться вниз. В конце доски грузовик остановится, а кукла, продолжая двигаться, упадет. Следовательно, движение тел сохраняется до тех пор, пока они не встретят на своем пути препятствие.Опыт 2. Линейкой выбиваем монетки из столбика. Столбик не разваливается ,т.к. монеты по инерции сохраняют состояние покоя.(Другой вариант опыта: выбивание резким щелчком открытки, лежащей на стакане, на которой находится ластик. Открытка отлетает в сторону, а ластик, по инерции, остается в покое на том же месте и затем падает в стакан).(Демонстрация детской «рогатки» и объяснения принципа действия).
-
Игрушки, действие которых основано на различном положении центра тяжести.
Представим себе, что мы с вами в цирке. Выступают акробаты, ловко подбрасывают мячи жонглеры, передвигаются осторожно на большой высоте канатоходцы. Есть особые секреты, не зная которые невозможно стать цирковым артистом. Эти секреты заключаются в законах физики, без которых жонглер не может быть находчивым и ловким. Например, он должен знать, при каких условиях тело может опрокинуться, или изменить направление полета.Все это знали и на фабрике детской игрушки. Посмотрите, какую красивую неваляшку там сделали. А чтобы понять, почему она никогда не падает, обратимся к физике.Опыт 1. Возьмем линейку и подвесим её на нитке так, чтобы нитка свободно передвигалась. Будем менять положение петли, чтобы линейка пришла в равновесие. В этом случае говорят, что линейка подвешена в центре тяжести. А теперь рассмотрим, при каких условиях тела находятся в равновесии. Для этого возьмем «этажерку» и проделаем опыт.Опыт 2. Положение этажерки будем менять и заметим, что если вертикаль, проведенная из центра тяжести, пересекает площадь опоры, то этажерка остается в равновесии. Устойчивое равновесие наблюдается при самом низком положении центра тяжести.Большой устойчивостью обладает тело, имеющее форму шарового сегмента, лежащего на своей выпуклой поверхности. Такое тело используется в устройстве распространенной игрушки «неваляшки». При всяком наклоне игрушки её центр тяжести поднимается. Это вызывает самостоятельное движение игрушки к исходному положению наиболее устойчивого равновесия, при котором центр тяжести расположен ниже.(Демонстрация самодельных «Неваляшек).
Источник
ИРИНА АБАКШИНА
Консультация «Познавательное развитие дошкольников»
На сегодняшний день развитие познавательных способностей, активности детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Очень важно развить у ребёнка мышление, внимание, речь, пробудить интерес к окружающему миру, сформировать умение делать открытие и удивляться им.
Познавательная активность является одной из самых важных процессов жизнедеятельности детей, она воспитывает и развивает. Познавательная активность имеет большое значения для интеллектуального развития ребёнка, для уточнения его знаний об окружающем мире. Особое внимание уделяется развитию у детей поисково -познавательной деятельности детей, путем включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия в процессе игровой экспериментальной деятельности.
Познавательное развитие – это совокупность количественных и качественных изменений, происходящих в познавательных психических процессах, в связи с возрастом, под влиянием среды и собственного опыта ребенка. Ядром познавательного развития является развитие умственных способностей. А способности, в свою очередь, рассматриваются, как условия успешного овладения и выполнения деятельности.
Задачи познавательного развития:
— развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;
— формирование познавательных действий, становление сознания;
— развитие воображения и творческой активности;
— формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.);
— формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.
На протяжении всего дошкольного детства, а особенно в младшем и среднем дошкольном возрасте, наряду с игровой деятельностью огромное значение для развития ребёнка приобретает познавательная деятельность, которая предусматривает самостоятельный поиск знаний или под тактичным руководством взрослого в процессе сотрудничества.
В период дошкольного детства благодаря познавательной активности ребенка происходит зарождение первичного образа мира. Образ мира формируется в процессе развития познавательной сферы,которая состоит из трех компонентов:
1. познавательные процессы (восприятие, внимание, память, воображение, мышление);
2. информация (опыт и достижения, накопленные человечеством на пути познания мира);
3. отношение к миру (эмоциональная реакция на отдельные объекты, предметы, явления и события нашего мира).
Все компоненты познавательной сферы тесно связаны между собой. Познавательное развитие детей дошкольного возраста подразумевает работу педагогов со всеми тремя компонентами познавательной сферы.
Экспериментирование – считают актуальным методом познавательного развития детей дошкольного возраста. Его рассматривают как практическую деятельность поискового характера, направленную на познание
свойств, качеств предметов и материалов, связей и зависимостей явлений.
Дошкольник в экспериментировании берёт, сам того не подразумевая, роль исследователя, который самостоятельно и активно познаёт окружающий мир, используя разнообразные формы воздействия на него. В процессе экспериментирования ребёнок осваивает позицию субъекта познания и деятельности.
Основой мировосприятия трехлетнего ребенка является предметное содержание действительности, его мир – отдельные, конкретные, реальные предметы, объекты, явления. Ребенок познает мир по принципу: что вижу, с чем действую, то и познаю. Он смотрит на предметы как бы с разных сторон; его интересуют их внешние (Что? Кто? Какой) и внутренние характеристики (Для чего? Как). Но самостоятельно постигать скрытые характеристики предметов трехлетний ребенок не может.
Дети второй младшей группы начинают устанавливать первые связи и зависимости (соотношение внешних и внутренних характеристик предмета, осознавать роль и значение предметов в жизни человека.
Во второй младшей группе как минимум один раз в месяц проводятся экскурсии (по детскому саду, знакомят детей со строением собственного тела, аквариумом и его обитателями, предметами (игрушки, мебель, птицами, комнатными растениями. Дети любят подарки, в первой младшей группе в основном это были подарки воспитателей, теперь – это подарки осени, зимы, весны (осень – красивые листья, ягоды рябины, семена растений, зарисовки осеннего дождя и т. п., зима – снежинки, голые деревья и зеленые елочки, зарисовки детских зимних забав и т. д., весна – ласковое солнышко, первые листья и цветы и т. д.). Все сотрудники детского сада своим собственным примером должны показывать внимательное отношение друг к другу, к детям, к предметам, природе. Вводится традиция ” исправляем – помогаем (кто-то расстроился – утешаем, что-то сломалось – ремонтируем, что-то требуется – делаем). Необходимо помнить, что познавательное развитие невозможно осуществлять только на занятиях, колоссальное значение в развитии познавательнойактивности детей имеют правильно спланированные и проведенные мероприятия в повседневной жизни: коллективные и индивидуальные беседы, наблюдения, загадки движения “сокровищницы” детей, уход за комнатными растениями.
В четыре года в развитии ребенка происходят большие изменения,которые вызваны: физиологическими изменениями в коре головного мозга, совершенствованием психических процессов, высокой степенью овладения речью, накоплением определенного запаса представлений о ближайшем окружении. Поэтому познавательное развитие ребенка переходит на другую, более высокую и качественно отличную от предыдущей ступень.
Ребенок 4-х лет получает возможность правильно воспринимать и понимать информацию, переданную ему посредством слова. Подобные изменения в познавательном развитии ребенка позволяют ему переходить границы ближайшего окружения. Ребенок вступил на путь больших знаний и открытий, но его надо подготовить его к восприятию информации на словесном уровне.Здесь выделяется два этапа: 1 этап – педагог рассказывает о каком-либо интересном объекте или явлении; 2 этап – педагог показывает детям объект или явление с одновременным повторным рассказом о нем. Информацию, полученную на первом этапе, можно подтвердить экскурсией.
Появляющийся у детей 4-х лет новый способ познания – восприятие сведений на уровне слов – позволяет им постигать и усваивать разнообразные знания о нашем мире. Содержание, которое вы предлагаете детям, может быть самым разнообразным, вы вправе отбирать его самостоятельно,но необходимо учитывать некоторые условия: – предлагаемая детям информация должна основываться на их опыте и имеющихся представлениях об окружающем мире; – детям предлагать только то содержание, о котором вы сами имеете глубокие и разносторонние знания; – отдавать предпочтение тому содержанию, которое интересно вам самим, вызывает у вас положительные эмоции; – рассказывать в первую очередь о тех представителях природы, которые живут в непосредственной близости от нас. В средней группе как можно чаще должны предлагаться детям познавательные сказки и рассказы из опыта воспитателя. В средней группе вводится и закрепляется понятие “последовательность”. показывается необходимость и важность соблюдения последовательности в жизни. Как и во 2 мл. гр. проводятся экскурсии, но делается это целенаправленно (знакомство с различной трудовой деятельностью). С этой же целью проводятся встречи с интересными людьми. Детей знакомят не только с предметами, но и со свойствами и качествами разных рукотворных материалов (бумага, ткань, стекло и т. д.). Этому способствует создание коллажей и макетов (“Лес”, “Улица”, “Река”, “Озеро” и т. п.).Работа над ними включает 3 этапа: 1 этап – воссоздание общего вида земной поверхности конкретного места (почва, горы, вода, снег, лед.) + некоторые существенные связи и зависимости (низкие температуры, лед и снег); 2 этап – заселяем воссозданный ландшафт характерными представителями флоры и фауны + некоторые существенные связи и зависимости; 3 этап – включаем в данную систему человека и определяем его взаимоотношения с окружающей средой. к людям, природе, планирование хороших дел, создание альбома, где записываются, зарисовываются добрые дела. В этом возрасте формируются избирательные интересы детей, поэтому открывается выставка “Моя коллекция”, в которой участвуют сотрудники д/с, родители и дети, а в группе создаются условия для работы детей с коллекциями,собранными по личным интересам: фантики, вкладыши, календари, пуговицы и т. п.
Мир ближайшего окружения ребенка 5 лет прочен и ясен, в его сознании накоплен значительный информационный багаж, который необходимо постоянно пополнять. У детей 5-6 лет наблюдается стремление расширить познаваемые горизонты действительности, желание вникнуть в существующие в мире связи и отношения, интерес к новым источникам информации, потребность утвердиться в своем отношении к окружающему миру. Средства и способы познания мира: – через действия, через собственный практический опыт; – посредством слова, т. е. через рассказы взрослых; – благодаря книгам и телепередачам с познавательным содержанием.
В старшей группе одна из основных задач педагогов состоит в организации предметно-развивающей среды для познавательного развития. Некоторые предметы уже ждут детей в начале учебного года, другие появляются постепенно в процессе знакомства с ними. Как же отобрать познавательное содержание для старшей группы? Уровень психического и интеллектуального развития детей пяти лет позволяет им приступить к первичному элементарному постижению таких понятий, как “знак”, “символ”, “знаковые системы”, “время”. Эти понятия начинают вводится с ознакомления детей с картами, глобусом, различными символами и знаками, продолжается созданием портретов месяцев, символов группы, каждого ребенка, месяца, макетов “Улицы, по которым мы ходим”, климатических зон, определенного континента с разными ландшафтами и зонами (“Удивительное место на земле”). Очень серьезная тема “время”, т. к. это сложное понятие, которому до сих пор нет определения. Дети в старшей группе учатся фиксировать время по часам, разным календарям, вместе с воспитателем делают календарь жизни группы, изучают прошлое на примере динозавров, воссоздают (в макете) уголок далекого прошлого. Необходимо углублять и расширять представления детей о живой и неживой природе, накопленную информацию дети классифицируют по блокам [Живая природа:царство растений и царство животных: царство растений – дикие растения, культурные растения, растения, связанные с историей и культурой; царство животных – дикие и домашние животные, интересные факты (исторические, познавательные). Сведения о неживой природе воспитатель дает не вразброс,а крупными блоками: “Атмосферные явления”, “Климатические зоны”, “Времена года”, “Солнечная система”, “Камни”.В арсенал педагогического руководства педагогической активностью детей входят: – беседы с детьми на познавательные темы; – разбор, обсуждение проблемных ситуаций и рассказов, загадок; – просмотр, обсуждение картинок, диафильмов, видеофильмов, телепередач; – своевременные, грамотные ответы взрослых на детские вопросы познавательного характера. В 6 лет у детей накоплено много сведений о большом мире. Взрослые должны направить процесс познания на содержательное упорядочивание информации, установление осмысленных взаимосвязей (причинно-следственных) нашего мира, дальнейшее формирование положительного отношения к миру. Содержательное упорядочивание – это дифференциация накопленных и получаемых сведений о мире по познавательным блокам, каждый из которых ориентирован на какую-то область знаний (историческая, географическая, естественнонаучная
Источник