Познавательное развитие ребенка скачать бесплатно

Познавательное развитие ребенка скачать бесплатно thumbnail

     Детство – незабываемая, интересная пора. Пора поисков, исследований, вопросов, экспериментов. Пора «почемучек». Так любя мы называем детей, которые жадно ищут ответы на терзающие их вопросы. Малыш – природный исследователь окружающего мира, а этот мир открывается ребенку через его личные ощущения, действия, переживания, через его, пусть еще такой маленький, но жизненный опыт.

   Познавательное развитие дошкольников основано на познавательной деятельности в результате которой формируется личностный опыт ребёнка, его ценностное отношение к миру, формируются потребности в знании и познании. Через познавательные процессы ребёнок получает и осмысливает информацию. Ощущение, восприятие, мышление, воображение, речь являются неразрывными частями единого процесса отражения действительности. Чувственное наглядное познание предметов и явлений окружающего мира создаёт исходное для формирования личности ребёнка дошкольного возраста. Ощущая, воспринимая, наглядно представляя себе любой предмет, любое явление, ребёнок учится анализировать, обобщать, конкретизировать, т.е. мыслить и самостоятельно развиваться.

   Детский дошкольный возраст – самое благоприятное время для формирования образа мира. Взрослые познают мир умом, а маленькие дети через эмоциональное отношение к объекту.

   Закономерности возрастных особенностей дошкольников являются основными для планирования работы с детьми по развитию познавательных способностей, которые в свою очередь являются условием для успешного овладения и выполнении деятельности, постепенного прохождения всех стадий познавательного развития.

   К первой стадии, обусловленной чисто внешними обстоятельствами, относится любопытство. Занимательность предмета, яркость объекта, обнаружение его могут являться фактором для проявления любопытства, при этом, не уделяя особого внимания его сущности. Эти особенности свойственны детям 2-3 лет. Самостоятельно постигать скрытые характеристики трёхлетний ребёнок не может, ему необходима помощь взрослых.

   Воспитатель в первой младшей группе организует работу так, чтобы, учитывая непроизвольность внимания, развивать познавательные способности детей. Игровая ситуация является основой для получения знаний. В игре дети знакомятся с явлениями природы, получают первоначальные навыки общения со сверстниками, учат правила общения в коллективе.

   На помощь педагогу приходят различные игрушки животных, куклы, герои мультфильмов и сказок, с которыми через обыгранные ситуации дети познают   мир.

   Сюжетно-ролевые игры позволяют расширить возможности для развития познавательных способностей. Так, сюжетно-ролевая игра «Парикмахерская»

позволяет получить детям знания о росте волос, о необходимости стричь волосы, вырабатывается модель поведения в парикмахерской.

   Игра «Доктор Айболит» учит поведению детей в больнице. Через игру дети овладевают моделью поведения врача и пациента, перестают бояться докторов.

   Через ролевые игры дети апробируют модели поведения в той или иной ситуации, что в дальнейшем способствует их ровному эмоциональному состоянию.

Уже в первой младшей группе через игровую деятельность у ребёнка формируются элементарные математические представления о форме предметов (шарик – кубик- кирпичик); величине (большой – маленький); количестве предметов (один – много); однородности предметов. В процессе познавательной деятельности дети учатся группировать предметы по определённому признаку, материалам.

   Вторая стадия познавательного развития – любознательность, которая характеризуется стремлением ребёнка проникнуть за пределы первоначально увиденного и воспринятого. Это ценное состояние личности, активное видение мира. На этой стадии проявляются сильные эмоции удивления, радости познания, удовлетворённости деятельностью. Физиологические изменения в коре головного мозга, совершенствование психических процессов, высокая степень овладения речью, накопление определённого словарного запаса, представлений о ближайшем окружении позволяют перейти на более высокую ступень. Ребёнок получает возможность правильно воспринимать и понимать информацию, переданную ему посредством слова.

   Развитие любознательности у детей 3-4 лет можно реализовать через организацию игр «Определи на ощупь», «Назови предмет по описанию», «Объедини», «Куда что положить?», «Что в коробке?», где у ребёнка формируется необходимость мыслить, использовать свой незначительный, но собственный опыт. Активно в игровую деятельность включаются речевые игры: «Назови близких», «Доскажи словечко», «Какая игрушка», игры ситуации «Короб со сказками», «Валя у парикмахера» и др., позволяющие реализовывать стремление к познанию.

   Дети воспринимают сведения на уровне слов, постигая и усваивая разнообразные знания о нашем мире. При этом новая информация должна основываться на прошлом опыте детей, на их уже имеющихся представлениях об окружающем мире. Чтобы передать детям новую информацию, педагогу важно владеть глубокими разносторонними знаниями. Прежде всего, предоставлять детям информацию о непосредственно близких детям проблемах, рассказывать о природе и её представителях, живущих в непосредственной близости от нас, вызывать у детей положительные эмоции.

   Следующая стадия познавательного развития дошкольников -познавательный интерес, который характеризуется повышенной устойчивостью, ясной избирательной целенаправленностью на познаваемый предмет, познавательными мотивами. Ребёнок – дошкольник способен проникнуть в сущность отношений, установить связи и закономерности освоения действительности. Проявлением познавательного интереса считается стремление ребёнка самостоятельно отвечать на поставленные вопросы в ходе исследования окружающего мира, например, экспериментирования. В результате экспериментирования ребёнок активно и самостоятельно познаёт мир, играя роль исследователя свойств, качеств, предметов и материалов, взаимосвязей явлений.

   Высоким уровнем познавательного развития детей дошкольного возраста является познавательная активность, основой которой служит целостный акт познавательной деятельности – учебно-познавательная задача. В возрасте шести лет у детей накоплено много сведений об окружающем мире. Ребёнку в старшем дошкольном возрасте требуется дифференцировать знания, упорядочить информацию, установить причинно – следственные взаимосвязи.      

   С ростом и развитием ребёнка познавательная активность перерастает в познавательную деятельность, свойственную взрослым людям. Благодаря познавательной активности ребёнка происходит зарождение первичного образа мира, и его образа «Я» в этом мире.

Содержание познавательного развития детей предполагает:

– развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;

– формирование познавательных действий, становление сознания;

– развитие воображения и творческой активности;

– формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира;

– формирование представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях);

– формирование представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках;

– формирование представлений о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы, многообразии стран и народов мира.

Образовательная область «Познавательное развитие» включает:

– Формирование элементарных математических представлений.

– Развитие познавательно – исследовательской деятельности.

– Ознакомление с предметным окружением.

– Ознакомление с социальным миром.

– Ознакомление с миром природы.

Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка реализуются через разнообразные виды деятельности:

  • игровую,
  • коммуникативную,
  • трудовую,
  • познавательно – исследовательскую, продуктивную,
  • музыкально – художественную,
  • чтение художественной литературы.

   Значительную роль в развитии познавательных интересов дошкольников выполняет предметно – пространственная среда. Развивающая предметно – пространственная среда является основным аспектом в развитии ребенка. Дети очень восприимчивы к окружающему и поэтому вся обстановка детского сада и группы имеет большое развивающее значение. При внешней пассивности окружающие предметы активно воздействует на детей. В процессе взаимодействия с объектами окружающего мира дети узнают о назначении вещей, сравнивают между собой игрушки, обращают внимание на их форму, размер, цвет, материал, пропорции. Здесь большую значимость имеет педагог, направляющий внимание детей к той или иной деятельности. Взрослый выступает для ребенка в качестве эталона подражания, источника знаний, энциклопедиста, источника оценочных суждений эксперта, помощника и защитника.

   Познавательное развитие предполагает решение самим ребёнком значимых для него задач, что возможно при поддержке детской инициативы и возможности выбора материалов, видов активности.

   Ребёнок прилагает собственные усилия, чтобы добыть необходимые знания, если чувствует себя значимым человеком, понимает, что его уважают, с ним считаются, он уверен в себе. В процессе познавательной деятельности ребёнок не боится ошибиться, задаёт вопросы.

   К концу пребывания в детском саду ребёнок должен овладеть начальными представлениями в области естествознания, математики, истории, научиться принимать самостоятельно решения в разных видах деятельности, опираясь на собственные знания.

   При условии правильно организованного педагогического процесса с применением методик, учитывающих особенности детского развития, с правильно организованной предметно-развивающей средой ребёнок, заканчивая обучение в дошкольном учреждении, успешно овладевает знаниями, умениями и навыками, необходимыми для успешного начала школьного периода детства.

Источник

Познавательное развитие дошкольников, Щетинина В.В., 2010.

 Учебно-методическое пособие подготовлено в соответствии с Государственным образовательным стандартом подготовки бакалавров направления 050700 «Педагогика», профиль «Детская практическая психология» и представляет основное содержание дисциплины «Познавательное развитие дошкольников». Содержит введение, распределение часов дисциплины и тематический план по курсу, характеристику содержания учебной дисциплины, комментарии по усвоению тем и список литературы по темам; планы-конспекты семинарских и практических занятий, раскрывающие технологию их проведения и организацию самостоятельной работы студентов, методические рекомендации по созданию портфолио по дисциплине. В пособии представлены перечень рефератов, вопросы к экзамену и приложение, содержащее теоретический и практический материал для выполнения студентами учебно-исследовательских заданий.
Пособие предназначено для бакалавров очной и заочной форм обучения, может быть полезно для преподавателей педагогических колледжей и университетов и практических работников образовательной сферы.

Познавательное развитие дошкольников, Щетинина В.В., 2010

Словарь дефиниций.
Восприятие — целостное отражение предметов, непосредственно воздействующих на органы чувств, в совокупности свойств и признаков предметов; это не сумма ощущений, а качественно новая ступень чувственного познания с присущими ей особенностями.

Воображение — психический познавательный процесс создания новых представлений на основе имеющегося опыта, т. е. процесс преобразующего отражения действительности.

Внимание— избирательная направленность и сосредоточенность (произвольная или непроизвольная) психической деятельности на каком-либо объекте восприятия; направленность психики (сознания) на определенные объекты, имеющие для личности устойчивую или ситуативную значимость, сосредоточение психики (сознания), предполагающее повышенный уровень сенсорной, интеллектуальной или двигательной активности.

СОДЕРЖАНИЕ.
ВВЕДЕНИЕ.
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСОВ КУРСА.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН УЧЕБНОГО КУРСА.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА И КОММЕНТАРИИ ПО УСВОЕНИЮ ТЕМ.
Раздел 1. Психолого-педагогические основы познавательного развития детей дошкольного возраста.
Раздел 2. Современные подходы к познавательному развитию детей дошкольного возраста.
Раздел 3. Организация поисково-познавательной деятельности детей в дошкольном учреждении.
ПЛАНЫ-КОНСПЕКТЫ СЕМИНАРСКИХ И ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ.
Тема «Развитие познавательных психических процессов детей посредством дидактической игры».
Тема «Реализация личностно ориентированного подхода в процессе познавательного развития детей в педагогической практике».
Тема «Проектирование проблемной ситуации».
Тема «Развитие исследовательских способностей детей».
Тема «Проектирование конспекта проведения опытов и экспериментов с детьми».
Тема «Характеристика программы «Ребенок в мире поиска».
Тема «Наблюдение и анализ форм организации поисковой деятельности детей в дошкольном учреждении».
Тема «Проектирование конспекта познавательного занятия».
Тема «Анализ предметной развивающей среды дошкольного учреждения как «поискового поля» ребенка».
Тема «Проектирование предметной развивающей среды дошкольного учреждения как «поискового поля» ребенка».
ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ.
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ К ЭКЗАМЕНУ.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОЗДАНИЮ ПОРТФОЛИО ПО КУРСУ.
ПРИЛОЖЕНИЯ.

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:

Скачать книгу Познавательное развитие дошкольников, Щетинина В.В., 2010 – fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

Скачать pdf
Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России.Купить эту книгу

Скачать
– pdf – Яндекс.Диск.

Дата публикации: 10.10.2018 04:53 UTC

Теги:

учебник по педагогике :: педагогика :: Щетинина

Следующие учебники и книги:

  • Особенности духовно-нравственного воспитания школьников в современных условиях, Шитякова Н.П., 2004
  • Преподаватель и студент: из опыта работы БГАТУ, Шило И.Н., Романюк Н.Н., Ващаева Т.Н., 2014
  • Теория и технология начального языкового образования, Плотникова С.В., 2014
  • Формирование произносительной стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, Щерба Н.В., 2014

Предыдущие статьи:

  • Логопедический букварь, Косинова Е.М., 2008
  • Методика обучения иностранным языкам, Сакаева Л.Р., Баранова А.Р., 2016
  • Организация и проведение стажировки, Пуйман С.А., 2013
  • Конкурентные стратегии образовательных учреждений, Непрокина И.В., Ценева М.А., Грабарник А.М., 2017

Источник

                                                                                                                                                                                                            Крылова Наталья Павловна

                                                        воспитатель

                                                                                МБДОУ №21 «Буратино»

                                                        г. Армавир   

 Познавательное развитие дошкольников.

     Детство – незабываемая, интересная пора. Пора поисков, исследований, вопросов, экспериментов. Пора «почемучек». Так любя мы называем детей, которые жадно ищут ответы на терзающие их вопросы. Малыш- природный исследователь окружающего мира, а этот мир открывается ребенку  через его личные ощущения, действия, переживания, через его , пусть еще такой маленький, но жизненный опыт.

        На сегодняшний день развитие познавательных способностей, активности детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Очень важно развить у ребёнка мышление, внимание, речь, пробудить интерес к окружающему миру, сформировать умение делать открытие и удивляться им.

          На протяжении всего дошкольного детства, а особенно в младшем и среднем дошкольном возрасте,  наряду с игровой деятельностью огромное значение для развития ребёнка приобретает познавательная деятельность, которая предусматривает самостоятельный поиск знаний или под тактичным руководством взрослого в процессе сотрудничества.

          Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.

            Одним из основных принципом дошкольного образования является формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности. Такое понимание познавательного развития   дошкольников предполагает рассматривать его как процесс постепенного перехода от одной стадии развития познавательной деятельности к другой. 

      К стадиям познавательного развития мы будем  относить: любопытство, любознательность, развитие познавательного интереса, развитие                познавательной активности. 

                 Давайте рассмотрим каждый из этапов подробнее.

1. К первой стадии мы относим любопытство. Для неё характерно избирательное отношение к любому предмету, обусловленное чисто внешними, часто внезапно открывающимися ребёнку сторонами и обстоятельствами. На этой стадии дошкольник довольствуется лишь первоначальной ориентировкой, связанной с занимательностью самого предмета; занимательность как фактор обнаружения познавательного интереса служит обычно его первотолчком. В качестве примера проявления любопытства у дошкольника можно привести тот факт, что в 2–3 года ребёнок сосредоточивается на яркости объекта, не уделяя при этом особого внимания его сущности.

2. Вторую стадию познавательного развития детей дошкольного возраста 

мы определили как любознательность, которая представляет собой 

ценное состояние личности, активнее видение мира, характеризующееся

стремлением ребёнка проникнуть за пределы первоначально усмотренного и воспринятого. На этой стадии интереса, как правило, проявляются 

сильные эмоции удивления, радости познания, восторга, удовлетворённости деятельностью. Сущность любознательности заключается в образовании и расшифровке разного рода загадок. 

3. Новым качеством, или стадией, познавательного развития дошкольников является познавательный интерес, характеризующийся повышенной 

устойчивостью, ясной избирательной нацеленностью на познаваемый пред

мет, ценной мотивацией, в которой главное место занимают познавательные мотивы. Познавательный интерес содействует проникновению дошкольника в сущностные отношения, связи, закономерности освоения действительности. Проявлением познавательного интереса следует считать стремление ребёнка самостоятельно отвечать на поставленные вопросы, например в ходе экспериментирования, исследования окружающего мира.

4. К высокому уровню познавательного развития детей дошкольного возраста мы относим познавательную активность, основой которой служит 

целостный акт познавательной деятельности – учебно-познавательная 

задача. 

              В качестве рекомендуемых нами видов деятельности, обеспечивающих познавательное развитие детей 

дошкольного возраста, мы выделяем:

– организацию решения познавательных задач;

– применение экспериментирования в работе ДОО;

– использование проектирования.

         Экспериментирование – считают актуальным методом познавательного развития детей дошкольного возраста. Его рассматривают как практическую деятельность поискового характера, направленную на познание 

свойств, качеств предметов и материалов, связей и зависимостей явлений. 

Дошкольник  в экспериментировании берёт, сам того не подразумевая, роль исследователя, который самостоятельно и активно познаёт окружающий мир, используя разнообразные формы воздействия на него. В процессе экспериментирования ребёнок осваивает позицию субъекта познания и деятельности.   

                 В работе с дошкольниками используются познавательные задачи, под которыми понимаются учебные задания, предполагающие наличие поисковых знаний, способов (умений) и стимуляцию активного использования в обучении связей, отношений, доказательств. Система познавательных задач сопровождает весь процесс обучения, который состоит из последовательных, постепенно усложняющихся по содержанию и способам видов деятельности.

                После принятия детьми познавательной задачи под руководством воспитателя осуществляется её анализ: выявление известного и неизвестного. В результате анализа дети выдвигают предположения, которые могут быть  и

правильными и ошибочными, часто противоречивыми. Воспитатель должен выслушать и учесть все предположения, обратить внимание на их противоречивость. Если дети не выдвигают никаких идей, их может

выдвинуть сам воспитатель. 

              К эффективным методам познавательного развития дошкольников относится проектная деятельность, обеспечивающая развитие познавательных интересов детей, умений самостоятельно конструировать свои 

знания и ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышлении.

              В дошкольном возрасте ярко проявляются две категории знаний:

– знания и умения, которыми ребенок овладевает без специального обучения в повседневном общении со взрослыми, в играх, наблюдениях, во время просмотра телевизионных передач;

– знания и умения, которые могут быть усвоены только в процессе специального обучения на занятиях (математические знания, грамматические явления, обобщенные способы конструирования и др.).

             Система знаний включает две зоны – зону устойчивых, стабильных, проверяемых знаний и зону догадок, гипотез, полузнаний.

Вопросы детей – показатель развития их мышления. Вопросы о назначении предметов, заданные для того, чтобы получить помощь или одобрение, дополняются вопросами о причинах явлений и их последствиях. Появляются вопросы, направленные на то, чтобы получить знания.

            В результате усвоения систематизированных знаний у детей формируются обобщенные способы умственной работы и средства построения собственной познавательной деятельности, развивается диалектичность мышления, способность к прогнозированию будущих изменений.

           Все это – одна из важнейших основ компетентности ребенка-дошкольника, его готовности к продуктивному взаимодействию с новым содержанием обучения.

           Любой нормальный ребенок появляется на свет с врожденной познавательной направленностью, помогающей ему адаптироваться к новым условиям своей жизнедеятельности. Постепенно познавательная направленность перерастает в познавательную активность – состояние внутренней готовности к познавательной деятельности, проявляющееся у детей в поисковых действиях, направленных на получение новых впечатлений об окружающем мире. С ростом и развитием ребенка его познавательная активность все больше начинает тяготеть к познавательной деятельности. Развитая познавательная деятельность свойственна взрослым людям.

       В период дошкольного детства благодаря познавательной активности ребенка происходит зарождение первичного образа мира. Образ мира формируется в процессе развития познавательной сферы, которая состоит из трех компонентов: 
1. познавательные процессы (восприятие, внимание, память, воображение, мышление ); 
2. информация ( опыт и достижения, накопленные человечеством на пути познания мир); 
3. отношение к миру ( эмоциональная реакция на отдельные объекты, предметы, явления и события нашего мира ).

          Все компоненты познавательной сферы тесно связаны между собой. 
Познавательное развитие детей дошкольного возраста подразумевает работу педагогов со всеми тремя компонентами познавательной сферы. Однако следует помнить, что процесс познания маленького человека отличается от процесса познания взрослого. Взрослые познают мир умом, а маленькие дети эмоциями. Для взрослых людей информация первична, а отношение вторично. А у детей все наоборот: отношение первично, информация вторична.

           Приступая к планированию познавательного развития детей, мы должны вспоминать возрастные особенности детей, а в процессе работы характерные закономерности познавательного развития детей.

Источник