Познавательное развитие ребенка с синдромом дауна

Адаптированная программа ДАУНСАЙД АП.

Развитие познавательной деятельности детей с синдромом Дауна.

      Синдром Дауна – самая распространенная генетическая аномалия, вызванная наличием лишней хромосомы в 21-й паре хромосом. Прежде чем окончательно установить диагноз, необходимо исследовать хромосомный набор клеток ребенка. Это исследование крови называется анализом на кариотип.

Согласно статистике один ребенок из 600-900 появляется на свет с синдромом Дауна. Это соотношение приблизительно одинаково в разных странах, климатических зонах, социальных слоях. Оно не зависит от образа жизни родителей, их здоровья, наличие вредных привычек, питания, достатка, уровня образования, цвета кожи или национальности. Мальчики и девочки рождаются с одинаковой частотой. Родители при этом имеют одинаковый набор хромосом.

               Особенности развития детей с синдромом Дауна.

При  планировании коррекционно-развивающего процесса необходимо учитывать специфические особенности, присущие детям с синдромом Дауна. К ним относятся:

  1. Медленное формирование понятий и становление навыков:

-снижение темпа восприятия и замедленное формирование ответа;

– необходимость большого количества повторений для усвоения материала;

– низкий уровень обобщения материала;

– утрата тех навыков, которые оказываются недостаточно востребованными.

  1. Низкая способность оперировать несколькими понятиями одновременно, с чем связаны:

– трудности возникающие у ребенка, когда ему необходимо  объединить новую информацию с уже изученным материалом;

– сложности с перенесением усвоенных навыков из одной ситуации в другую. Замена гибкого поведения, учитывающего обстоятельства, паттернами (однотипными), заученными многократно повторяемыми действиями;

– трудности при выполнении заданий, требующих оперирования несколькими признаки предмета, или выполнения цепочки действий;

– нарушение целеполагания и планирования действий.

  1. Неравномерность развития ребенка в различных сферах (двигательной, речевой, социально-эмоциональной) и тесная связь когнитивного развития с развитием других сфер.
  2. Особенностью предметно-практического мышления, характерного для этого возраста, является необходимость использования нескольких анализаторов одновременно для создания целостного образа (зрение, слух, тактильная чувствительность, проприоцепция). Наилучший  результат дает зрительно-телесный анализ.
  3. Нарушение сенсорного восприятия, что бывает связано со сниженной чувствительностью и часто встречающимися нарушениями зрения и слуха.
  4. Дети с синдромом Дауна обладают различным исходным уровнем, и темпы их развития могут существенно различаться.

В основу программы когнитивного развития  Даунсайд АП легли: предметность мышления дошкольников, необходимость использовать их чувственный опыт. Опора на наглядно-действенное мышление как базу для дальнейшего перехода к наглядно – образному и логическому мышлению, использование собственной мотивации ребенка обучение в игровой форме, а также возможность индивидуального подхода к каждому ребенку, учитывающего его особенности, предпочтения и скорость обучения.

 Построение  коррекционно-развивающего процесса с детьми с синдромом Дауна.

Планируя коррекционно-развивающий процесс необходимо ставить цель максимально развить познавательные возможности детей с синдромом Дауна, подготовить к самостоятельной или относительно самостоятельной жизни в будущем, посещению детского сада и  школы.

  1. Самое первое условие при проведении занятий – занятия должны нравиться дефектологу. Если занятия раздражают, то они вряд ли понравятся ребенку. Необходимо использовать собственную мотивацию ребенка. Хорошо, когда ему нравятся предлагаемые игрушки.
  2. Игрушки надо  выбирать яркие, с различной фактурой, бытовые предметы. Так как в основе обучения лежит предметная деятельность, ребенку необходимо рассмотреть, а иногда и погрызть тот материал с которым он работает.
  3. Важно научить ребенка заниматься за столом.
  4. В каждое занятие  за столом можно включить несколько заданий на разные темы. Каждое задание на начальном этапе может занимать 2-3 минуты, а все занятие 10-15 минут. По мере развития ребенка продолжительность одного задания постепенно может быть увеличина до 5-7 минут, а продолжительность занятия до 30-40 минут. Все задания разделены на несколько блоков по уровню сложности.
  5. Для того, чтобы ребенок мог понимать и выполнять задания дефектолога во время занятий, он уже к этому времени должен научиться выполнять какие – нибудь просьбы, с которыми к нему обращаются взрослые. Эти просьбы могут быть самыми простыми и выражаться словами или жестами, а также ребенок может действовать, подражая взрослому. Дидактические занятия с ребенком можно начинать в возрасте 2,5-3 лет.
  6. Самой главной деятельностью любого маленького ребенка является игра. Но ребенок не может сам научиться играть, этому его тоже нужно научить. Организовывая игру, дефектолог должен принять на себя роль «продвинутого ребенка». Дефектолог, играя, показывает ребенку, что он может делать с игрушками, комментируя свои действия и действия ребенка.
  7. Необходимо учитывать, если ребенок отказывается от занятий, бросает картинки или игрушки, отворачивается, это сигнал, что предлагаемые задания или форма не соответствуют уровню развития ребенка. При этом у малыша быстро возникает отвращение ко всему, что напоминает ему ситуацию обучения. В таком случае необходимо попытаться понять, что вызывает трудности в обучении и предложить ребенку более легкие задания или изменить саму форму занятий.

Методика проведения дидактических  занятий.

Весь коррекционно – развивающий   процесс был построен, основываясь  на  Программу Даунсайд АП,  и был поделен на  4  этапа (блока).

Каждый блок разрабатывался, опираясь на принцип динамического изучения  ребенка (согласно концепции Выготского  Л.С.) « о зонах актуального и ближайшего развития»,  а также постепенного, ступенчатого подбора материала, «от простого к сложному» (по Выготскому Л.С).

      Внимание и память.

Умение оперировать несколькими понятиями одновременно, выполнять одно действие  и при этом помнить, каким должен быть следующий шаг, оказывается при самых разных видах деятельности. При чтении важно не забыть начало слова, пока читаешь его до конца; пока пишешь букву, удержать в памяти целое слово; пересчитывая предметы, нужно помнить, сколько всего собирался взять, пока разговариваешь по телефону, не забыть про убегающее молоко; вспомнить по ключи прежде, чем дверь захлопнута.

Логические задания.

Закладывают основу  для развития абстрактного мышления, развивают аналитические и ассоциативные способности на предметном материале.

Размер, форма, цвет.

Формирование понятий размера, формы ,цвета предметов и навыков их активного использования.

Конструктивная деятельность.

Конструктивная деятельность, умение копировать образец, анализировать сюжетную картинку и схему-это основа для развития пространственных представлений и аналитических способностей .Складывание целого из частей является прототипом чтения, а конструирование по схеме предваряет обучение письму.

Обучение счету.

Обучение счету включает в себя знание числовой последовательности, пересчет предметов, соотнесение количества и числа, решение задач и примеров с опорой на использование счетного материала.

Игровая деятельность.

Сюжетно-ролевая игра помогает ребенку понять цель и последовательность действий, совершаемых в реальной жизни, развивает паять, ассоциативное мышление и планирование, дает ему те сюжетные элементы, которые он в дальнейшем может включать в свои собственные игры и игры с другими детьми.

Обучая ребенка игре, мы улучшаем его возможности контакта со сверстниками, расширяем его знания о мире и закладываем основу гибкого поведения, что в конечном итоге делает его более самостоятельным и не зависимым.

Игры, задания, практические наработки для работы с детьми с синдромом Дауна мы используем в практике, основываясь на методические  разработки и программах центра ДАУНСАЙД АП. Данные методические разработки на практике дают хорошие положительные результаты в динамике развития детей. Приведем некоторые методические приемы, используемые в работе.

                       Тема: «Внимание. Память. Мышление».

                                              1 блок

Цель: представление о постоянстве предмета.

Наглядность: небольшие игрушки и стаканчики, под которыми их можно спрятать, набор карточек с картинками.

                                Содержание задания.

Можно спрятать на  глазах у ребенка 2 или 3 знакомые игрушки, накрыв их стаканчиками, или зажать эти игрушки в кулаках, и спросить: «Где собака?» или «Где машинка?».Когда ребенок научится находить игрушки, можно предложить ему такое же задание с использованием картинок.

                                              2 блок.

 Цель:  запоминание 3-4 предъявленных объектов.

Наглядность : 4 небольшие игрушки и стаканчики под которыми их можно спрятать, картинки по темам.

                               Содержание задания.

Можно спрятать на  глазах у ребенка3 или 4 знакомые игрушки, накрыв их стаканчиками, или зажать эти игрушки в кулаках, и спросить: «Где чашка?» или «Где кошка?». Когда ребенок научится находить игрушки, можно предложить ему такое же задание с использованием картинок.

                                              3 блок.

Цель: выполнение инструкции из двух шагов или двух значимых слов.

Наглядность: большая и маленькая матрешка, большая или маленькая тарелка, набор счетного материала по теме «Овощи и фрукты».

                                      Содержание задания.

 Нужно поставить перед ребенком матрешек, дать им тарелки соответствующего размера и выложить на стол 2 огурца, 2 помидора, 2 лимона. Предлагаемые инструкции: «Дай этой матрешке огурец и помидор» или «Положи огурец в маленькую тарелку» и т.д.

Цель: Увеличение времени сохранения внимания.

                                        Содержание заданий.

Когда ребенок просит что-нибудь, можно выполнять его просьбу не сразу.

Логическое мышление.

Цель: Подбор ассоциативных пар.

Наглядность: карточки с изображением парных предметов.

                                         Содержание заданий.

Подбор карточек:

      «Кто что ест?» (собака-косточка, заяц- морковка),

«Кто где живет?» (собака-конура, мышка-нора, птица-гнездо),

«Что где лежит?» (корзина – грибы, ваза – цветы),

«Что чем делают?» (гвоздь – молоток, бревно-пила).

                                                        4блок.

Цель: выполнение инструкций из трех шагов или трех значимых слов.

Наглядность: большая, маленькая и средняя матрешки, тарелки трех размеров, набор счетного материала по теме «Овощи и фрукты».

                       Содержание задания.

Поставить перед ребенком матрешек, выстроив их по росту, затем нужно дать ему тарелки и попросить: «Дай большой матрешке маленькую тарелку».Затем выложить на стол , например. Четыре огурца, два помидора и два лимона. Предлагаемые инструкции: «Дай этой матрешке два огурца и помидор», «Дай большой матрешке помидор».

Логическое мышление.

Цель: подбор ассоциативных пар.

                                     Содержание заданий.

 На этом уровне развития ребенка можно играть с ним в вопросы и ответы, развивая его ассоциативное мышление. Вопрос: «Что ест заяц – морковку или селедку?», «Кто дает молоко – корова или лягушка?»  

                                                  Размер, форма цвет.

1 блок.

Тема: «Размер , форма, цвет».

Цель: «Формирование понятий «одинаковый».

Наглядность: набор парных карточек по  разным лексическим темам.

                                      Содержание заданий.

Выложить перед ребенком 2-3 карточки. Сначала надо показать, как надо складывать одинаковые картинки на карточках (рядом или одна на другую). Затем показать одну карточку и попросить найти такую же.

Цель: Сортировка по виду.

Наглядность: набор сосновых шишек, каштанов.

                                       Содержание заданий.

Изучаем природный материал на ощупь (шишки, каштаны). «Найди такую же». Сортируем по разным коробкам. Для сортировки можно использовать пуговицы, катушки, камешки и т.д.

Цель: Сортировка по размеру.

Наглядность :набор кругов двух разных размеров (большие, маленькие) разных цветов и две коробки.

                                          Содержание заданий.

Называя размер круга просим найти такой же в коробке. Сначала используем круги одного цвета, а затем разных цветов.

Цель: Сортировка по форме.

Наглядность: геометрические фигуры (одинаковые треугольники, круги, квадраты)

                                            Содержание заданий.

Называя фигуру просим найти такую же в коробке. Сначала используем фигуры одного цвета, а затем разных цветов.

Цель: Сортировка по цвету.

Наглядность: набор крупной мозаики красный, синий, желтый, зеленый  цветов.

                                             Содержание заданий.

Сортировка по цветам в коробки, строим дорожки.

2 блок.

Тема: «Размер, форма, цвет».

Цель: «Формирование понятий «одинаковый».

Наглядность: набор парных карточек по  разным лексическим темам.

                                             Содержание заданий.

 Выложить перед ребенком 4-5 карточек. Сначала надо показать как надо складывать одинаковые картинки на карточках (рядом или одна на другую). Затем показать одну карточку и попросить найти

такую же.

Цель: Сортировка по размеру.

Наглядность: пирамидка.

                                             Содержание заданий.

Собрать пирамидку по порядку, напоминая ребенку, что он должен взять большое кольцо.

Цель: Сортировка по форме.

Наглядность: геометрические фигуры (одинаковые по размеру треугольники, круги, квадраты), но разные по цвету.

                                             Содержание заданий.

Предлагаем ребенку 2 фигуры на выбор и  просим: «Возьми круг» или «Возьми квадрат».

Цель: Сортировка по цвету.

Наглядность: набор крупной мозаики красный, синий, желтый, зеленый  цветов.

                                             Содержание заданий.

Предлагаем ребенку выбор из 2 мозаик например, одну красную, как в коробке, а другую – синюю  и просим : «Возьми красную»

3 блок.

Цель: дифференциация 2 –х цветов.

Наглядность: картинки, нарисованные  из 2-х цветов, цветные карандаши.

                                             Содержание заданий

Назвать цвета на картинки, подобрать соответствующего цвета карандаши.

Цель: дифференциация по геометрическим фигурам.

Наглядность: «геометрическое» печенье.

                                             Содержание заданий

Назвать геометрические фигурки.

Цель: классификация по видам.

Наглядность: карточки с изображениями животных, птиц, посуды, одежды и т.д.

                                             Содержание заданий.

Используем карточки в виде лото. «Платье – это одежда кладем ее сюда»

4 блок.

Цель: классификация цвета.

Наглядность: выбор из 4-х  цветов мозаики.

                                           Содержание заданий.

Строим дорожку из 4-5 цветных мозаик. Просим ребенка «построить такую же».

Цель: классификация с поиском «лишнего» предмета.

Наглядность: лото по лексическим темам.

                                           Содержание заданий.

4 карточки. Три из них по одной теме, 1- « лишняя». Найти «лишнюю».

Цель: Выбор предмета по 3-м признакам.

Наглядность: геометрические фигуры разных цветов и размеров.

                                           Содержание заданий.

Выложить на стол 5-6 фигур и попросить: «Возьми маленький красный квадрат».

Цель: Самостоятельное название  двух признаков предметов.

          (Предлагать ребенку, если его речевые возможности  позволяют ).

Наглядность: геометрическая мозаика.

                                           Содержание заданий.

Выложить на стол 5-6 фигур, поочередно показывать и спрашивать: «Что это?» Ребенок отвечает, например: «Круг». «Какого он цвета?». После правильного ответа надо дать образец правильного высказывания: «Правильно, это-красный круг».

Список используемой литературы.

  1. Катаева А.А., Стребелева Е.А. «Дошкольная олигофренопедагогика». Москва, «Просвещение»,1988 г.
  2. Лапшин В.А., Пузанов Б.П. «Основы дефектологии». Москва, «Просвещение»1990 г.
  3. Медведева Т.П. «Развитие познавательной деятельности детей с синдромом Дауна», Даунсайд АП,2007 г.
  4. Лубовский В.И., Асмолова А.Г. «Особенности когнитивного развития у детей с синдромом Дауна».Даунсайд АП, 2007 г.
  5. Гродная Н.С. «Социальная адаптация детей раннего возраста с синдромом Дауна». Даунсайд АП,2007 г.

Источник

Алла Еськова
Развитие познавательной деятельности детей с синдромом Дауна

Обучение детей с синдромом Дауна — непростая, но очень благодарная задача, достижения этого ребенка приносят много радости как ему самому, так и специалистам которые с ним работают. Обучая детей с синдромом Дауна, мы ставим перед собой цель максимально развить их познавательные возможности, подготовить к самостоятельной (или относительно самостоятельной) жизни в будущем. Часто эта способность связывается с развитием речи. Однако, для того, чтобы действовать самостоятельно, кроме умения понимать речь и говорить,необходимо:

1. Поставить цель.

2. Спланировать действия, приводящие к этой цели.

3. Уметь выполнять каждое из этих действий в отдельности.

Например, если вы хотите купить хлеб, вам нужно выбрать одежду по сезону,

надеть ее, взять деньги, запереть дверь, найти магазин, выбрать хлеб, рас-

платиться, найти дорогу домой, открыть дверь и раздеться. И вы должны су-

меть сделать каждый из этих шагов в отдельности, правильно спланировав

порядок выполнения необходимых действий. Для ребёнка с синдромом-это очень сложная задача.

Задачей развития познавательной деятельности является:

развитие мышления,

формирование понятий и отработка отдельных навыков,

обучение ребёнка умению оперировать несколькими понятиями или навыками одновременно, что позволяет им лучше анализировать ситуацию, определять цель и планировать свои действия так, чтобы этой цели достичь.

Мы обучаем ребенка в процессе:

специально организованного занятия за столом, используя дидактический материал

в бытовой деятельности

в игре.

Занимаясь с ребенком за столом, мы, как правило, отрабатываем отдельные умения или навыки, которые затем могут быть использованы в бытовой или игровой ситуации.

В бытовой деятельности мы обычно сами ставим ребенку цель и подсказываем необходимые шаги, которые приведут его к этой цели, постепенно уменьшая свое участие, по мере того как ребенок заучивает нужную последовательность действий.

Самой главной деятельностью любого маленького ребенка является игра. Самостоятельно поставить цель, спланировать и выполнить цепочку действий ребенок может в игре.

В настоящее время не вызывает сомнений, что дети с синдромом Дауна проходят те же этапы развития, что и обычные дети. Общие принципы обучения разработаны на основе современных представлений о

развитии детей дошкольного возраста с учетом специфических особенностей, присущих детям с синдромом Дауна.К ним относятся:

1.Медленное формирование понятий и становление навыков:

·Снижение темпа восприятия и замедленное формирование ответа;

·Необходимость большого количества повторений для усвоения

материала;

·Низкий уровень обобщения материала;

2. Низкая способность оперировать несколькими понятиями одновременно,с чем связаны:

·Трудности, возникающие у ребенка, когда ему необходимо объединить новую информацию с уже изученным материалом;

·Сложности с перенесением усвоенных навыков из одной ситуации в другую.

·Нарушения целеполагания и планирования действий.

3. Нарушение сенсорного восприятия

Как заниматься с ребенком с синдромом Дауна.

Самое первое условие при проведении занятий – занятия должны нравиться дефектологу. Если занятия раздражают, то они вряд ли понравятся ребенку.

1. Необходимо использовать собственную мотивацию ребенка. Хорошо, когда ему нравятся предлагаемые игрушки. Игрушки надо выбирать яркие, с различной фактурой, яркие бытовые предметы. Так как в основе обучения лежит предметная деятельность, ребенку необходимо рассмотреть, а иногда и погрызть тот материал с которым он работает, чтобы ему было легче соотнести с словесной инструкцией и создать более полный и точный образ.

Например, для обучения сортировке можно использовать шарики и кубики, а можно – шишки и желуди или вилки и ложки. И может быть, шишки и желуди окажутся для ребенка самыми привлекательными. Для отработки одних и тех же навыков стараемся использовать разные материалы. Использование картинок возможно только тогда, когда ребенок уже знаком с предметами, которые на них изображены. А вот обучать с помощью «вопросов и ответов» можно только в тех случаях, когда ребенок уже достиг достаточно высокого уровня обобщения.

2. Важно научить ребенка заниматься за столом. Для этого следует выбирать такие виды деятельности, которые действительно требуют позы сидя за столом. Всей группой можно играть в лото, рисовать или лепить, а вот строить дом из кубиков или катать машинку лучше на полу.

Сидеть за столом мы должны напротив ребенка, чтобы ему было легко слышать инструкцию и видеть наши жесты и действия. Инструкция, которая предлагается ребенку, должна соответствовать его уровню понимания речи. Она должна быть короткой и четкой, часто ее необходимо давать пошагово, говорить медленно, подкрепляя слова жестами. Иногда вместо словесной инструкции можно показать ребенку, что он должен сделать. Обязательно необходимо выдерживать паузу, давая ребенку возможность подумать и ответить. Не стоит торопите его. Подсказка, предложенная ребенку, когда он еще не успел «додумать», часто только сбивает его. Если ребенок не справляется с заданием самостоятельно, то нужно помочь ему сконцентрировать внимание на нужном действии или важной детали, например,показать ему на схеме ту деталь, которую ему сейчас нужно найти. Если этого оказывается недостаточно, нужно помочь ребенку в выполнении правильного действия, взяв его руки в свои или выполнив часть задания вместо него. В любом случае, необходимо, чтобы задание было закончено. В каждое занятие за столом можно включить несколько заданий на разные темы. Каждое задание на начальном этапе может занимать 2-3 минуты, а все занятие 10-15 минут.

3. Для того, чтобы ребенок мог понимать и выполнять задания дефектолога во время занятий, он уже к этому времени должен научиться выполнять какие – нибудь просьбы, с которыми к нему обращаются взрослые. Эти просьбы могут быть самыми простыми и выражаться словами или жестами, а также ребенок может действовать, подражая взрослому. Например, мы даем ребенку чашку и просим поставить ее на стол, одновременно показывая, как мы ставим свою чашку. При этом, он должен следовать не своему желанию или привычке, а выполнить данную ему инструкцию. Таким образом, для подготовки к дидактическим занятиям необходимо, чтобы ребенок научился выполнять простые просьбы взрослого в бытовых ситуациях.

Если ребенок отказывается от занятий, бросает картинки или игрушки, отворачивается, это сигнал, что задание или форма, в которой они предлагаются

не соответствуют уровню развития ребенка. При этом, у ребенка быстро возникает отвращение ко всему, что напоминает ему ситуацию обучения (поза

сидя за столом, предъявление пособия, особая интонация голоса взрослого и т. д.) В таком случае нужно попытаться понять, что именно вызывает трудности, и предложить ребенку более простые задания. Нужно постараться также изменить саму форму занятий, выделите основную цель каждого задания и попытайтесь решить ее в быту или включить в те игры, в которые играем с ребенком. За столом можно в это время заниматься чем-то другим, нанизывать бусины или играть в пальчиковые игры. Поняв, что играть со взрослым интересно, и он действительно может сделать то, что от него требуют, ребенок через некоторое время согласится вернуться к дидактическим играм за столом.

Как обучать ребенка в игре

Самой главной деятельностью любого маленького ребенка является игра. Но ребенок не может сам научиться играть, этому его тоже нужно научить. Организовывая игру, дефектолог должен принять на себя роль «продвинутого ребенка». Дефектолог, играя, показывает ребенку, что он может делать с игрушками, комментируя свои действия и действия ребенка. Долгое время ребёнок с синдромом Дауна будет зрителем. Затем, подражая взрослому, он начнет выполнять отдельные действия с игрушками, а потом научится объединять их в целые сюжеты. Если ребенок уже играет сам, то можно подключаться к его играм, внося в них новые сюжетные подробности. Комментируйте свои действия и действия малыша. Высказывания должны быть простыми, понятными и поддерживающими ребенка эмоционально. Например, «Какой высокий дом у тебя получился! Вот он сломался, зайка плачет, что же делать? Давай починим домик!» В тех случаях, когда для обучения требуется несколько повторений, необходимо подумать, как «выстроить мизансцену» так, чтобы это было оправдано и интересно. Например, если мы учим ребенка строить ворота из кирпичиков. После того, как ворота построены,можно предложить ребёнку провезти сквозь них машинку. Если ворота сломаются, будет естественным попросить ребенка снова построить их. Таким образом, он сможет потренироваться в конструировании, а кроме того, будет рад возможности снова сломать их. После занятия, когда мы продемонстрировали ребенку модель поведения, всегда оставляем игрушки в поле его досягаемости и даём возможность самому попробовать играть ими.

Со всеми детьми полезно играть в «грязные» игры. Эти игры предполагают

использование песка и воды, муки и воды, теста, пластилина, глины пальчиковых красок, пены для бритья. Хорошо, если ребенок получает разнообразные ощущения от игр с этими материалами не только кистями рук, но и всем телом. Поэтому мы рекомендуем родителям перед купанием раскрашивать его пальчиковыми красками или мазать пеной для бритья, ставя перед зеркалом, а потом давать мочалку, чтобы ребенок постарался сам отмыться.

Как обучать ребенка в быту

Для развития представлений об окружающем мире и расширения сенсорного опыта ребенка необходимо включать его в хозяйственно-бытовую деятельность. Так как мытье полов- способствует развитию точности движений. Мытье посуды, заметание мусора на совок развивают навыки двуручной деятельности и позволяют ребенку получать новые сенсорные ощущения. На этом этапе работы мы подключаем родителей. Дети с синдромом Дауна хорошо работают по подражанию. Поэтому, мы рекомендуем родителям включать детей в домашние дела,например, когда они готовят салат, можно попросить ребенка достать миску и поставить ее на стол. А затем можно дать ему безопасный одноразовый пластмассовый ножик и предложить резать вареные овощи и зелень вместе с ними. Если у него что-то не получается, то нужно показать ему правильные движения, действуя его руками. Ребенок должен не просто научиться выполнять отдельные хозяйственные дела, а заниматься этим регулярно.

Все задания, предлагаемые ребёнку с синдромом Дауна во время занятий, я по методике Медведевой Т. П. «Развитие познавательных процессов у детей с синдромом Дауна» делю на четыре блока по уровню сложности. (вообще для детей с синдромом Дауна подходят любые методики для умственно отсталых детей)В каждый блок включены задания из разных разделов обучения, освоение которых необходимо для перехода к следующему уровню.

Остановимся подробнее на каждом из блоков заданий, направленных на последовательное формирование и развитие познавательной деятельности у детей с синдромом Дауна.

БЛОК 1 Задания, базирующиеся на представлении о постоянстве объекта и понятии «одинаковый»

БЛОК 2 Задания, базирующиеся на умении оперировать одним понятием

БЛОК 3 Задания, базирующиеся на умении оперировать двумя понятиями одновременно

БЛОК 4 Задания, базирующиеся на умении оперировать тремя понятиями одновременно

Все задания, предлагаемые детям во время дидактического занятия, можно условно объединить в следующие разделы, представленные в каждом из блоков заданий.

Задания на развитие Внимания и памяти

Это такие задания,как:

Находить по просьбе одну из 1-2 игрушек, спрятанных на глазах у ребенка. (Представление о постоянстве объекта)

Находить по просьбе одну из 3-4 игрушек, спрятанных на глазах у ребенка

Выполнение инструкции из двух шагов или двух значимых слов

Запомнить и выполнить инструкцию типа: «дай матрешке огурец и помидор».

II. Размер, форма, цвет

Формирование понятий размера, формы и цвета предметов, и навыков их активного использования.

Сортировка с опорой на образец

Формирование понятия «одинаковый»: подбор пар одинаковых картинок.

Сортировка по размеру: разложить большие и маленькие круги в две коробки

Формирование понятия «средний»

Сортировка по форме: разложить треугольники и квадраты в две коробки

Сортировка по цвету: разложить детали двух цветов в две коробки

III. Конструктивная деятельность

Конструктивная деятельность, умение копировать образец, анализировать сюжетную картинку и схему — это основа для развития пространственных представлений и аналитических способностей.

Мы используем: (с показом схем)

Конструирование по жесткой схеме

Конструирование по образцу

Строить из кирпичиков конструкции, где все кирпичики ориентированы одинаково (дорожки, заборы и т. д.)

Складывание целого из частей

Складывать картинку из 2 -6 частей, опираясь на анализ сюжета

IV. Логические задания

Закладывают основу для развития абстрактного мышления, развивают аналитические и ассоциативные способности на предметном материале.

Продолжить последовательность — Красный, желтый, красный, желтый.

Классификация: найти лишнюю в серии из четырех предложенных картинок.

V. Обучение счету

Обучение счету включает в себя:

знание числовой последовательности от 1 до 5,

пересчет предметов с подведением итога,

умение взять по просьбе заданное количество предметов,

соотнесение количества и числа,

решение задач и примеров с опорой на использование счетного материала

VI. Игровая деятельность

Сюжетно-ролевая игра помогает ребенку понять цель и последовательность действий, совершаемых в реальной жизни, развивает память, ассоциативное мышление и планирование, дает ему те cюжетные элементы, которые он в дальнейшем может включать в свои собственные игры и игры с другими детьми.

Источник