Познавательное развитие ребенка с нарушением ода

Познавательное развитие ребенка с нарушением ода thumbnail

При ДЦП можно говорить об особом виде психического дизонтогенеза – дефицитарной развитие. Дефицитарнисть моторной сферы обусловливает явления двигательной, сенсорной, когнитивной, социальной депривации и нарушения эмоционально-волевой сферы.

Прогноз психического развития ребенка с дизонтогенез за дефицитарной типу связан с тяжестью поражения опорно-двигательного аппарата. Однако решающее значение имеет первичная потенциальная сохранность интеллектуальной сферы.

Выраженная диспропорция и неравномерное, нарушен темп развития, а также качественное своеобразие в формировании психики – это главные особенности познавательной деятельности и всей личности ребенка с ДИДП.

Основные виды психических нарушений при ДЦП – это задержка психического развития (встречается примерно у 50% детей с ДЦП) и олигофрения (имеет место у 25% детей с ДЦП). От 25 до 35% с ДЦП имеют потенциально сохранен интеллект, однако развитие этих детей идет в дефицитарной условиях, что сказывается на психическом развитии. Вместе с тем существует прямой зависимости между тяжестью двигательной патологии и степени интеллектуальной недостаточности при ДЦП. При различных формах ДЦП может встречаться и нормальный, и задержан психическое развитие, умственная отсталость.

Все познавательные психические процессы при ДЦП имеют ряд общих особенностей:

нарушение активной произвольного внимания, что негативно отражается на функционировании всей познавательной системы ребенка с ДЦП;

• повышенная истощаемость всех психических процессов (цереброастенические проявления), что выражается в низкой интеллектуальной работоспособности, нарушении внимания, восприятия, памяти, мышления, в эмоциональной лабильности.

Внимание

Обычно при ДЦП все свойства внимания задерживаются в своем развитии и имеют качественное своеобразие. Нарушается формирование избирательности, устойчивости, концентрации, распределения внимания. Кривая работоспособности отличается неравномерностью. Отмечаются также трудности в переключении внимания, застревание на отдельных элементах, связано с инертностью психической деятельности.

Отмечается слабость активной произвольного внимания. При нарушениях активной произвольного внимания страдает начальная стадия познавательного акта – сосредоточение и произвольный выбор во время приема и обработки информации.

Нарушение внимания также могут быть связаны с отклонениями в функционировании зрительного анализатора: с невозможностью фиксации взгляда, с ограничением поля зрения, нистагмом и др.

Восприятие

Восприятие у детей с ДЦП характеризуется количественным отставанием от возрастных нормативов и качественным своеобразием в формировании данной психической функции.

Наблюдается своеобразное развитие зрительных и слуховых ориентировочных реакций: на оптический и звуковой раздражитель возникает притормаживание общих движений, при этом отсутствует двигательный компонент ориентировочной реакции (у некоторых детей вместо ориентировочных реакций возникают защитно-оборонительные реакции).

Зрительное сосредоточение появляется у детей с ДЦП после 4-8 мес. и характеризуется рядом патологических особенностей: фрагментарностью, скачкообразности и ограничением поля зрения, вызываемых косоглазием, нистагмом или влиянием позотоничних рефлексов на мышцы глаз.

У детей с ДЦП перцептивная активность затруднена в силу двигательного дефекта. У некоторых детей глазодвигательная реакция имеет рефлекторный, а не произвольный характер. Дети не в состоянии следить глазами за своими движениями, у них нарушена зрительно-моторная координация, нет единства поля зрения и поля действия, что негативно сказывается на формировании образа восприятия, препятствует выработке навыков самообслуживания, развития предметной деятельности, пространственных представлений, наглядно-действенного мышления , конструирование, а в дальнейшем тормозит усвоение учебных навыков, развитие познавательной деятельности в целом. Недостаточность зрительно-осязательной интеграции отражается на всем ходе их психического развития.

У детей с ДЦП нарушение зрительного восприятия затрудняет узнавание осложненных вариантов предметных изображений. Существенные трудности наблюдаются в восприятии конфликтных составляющих фигур (например, утки и зайца). У некоторых детей часто долго сохраняется зрительный след от предыдущего изображения, мешает дальнейшему восприятию. Наблюдается нечеткость восприятия картинок: одну и ту же картинку со знакомым предметом дети могут “узнавать” по-разному. Многие дети не умеют найти нужную картинку или узнать ее, не умеют найти важную деталь на картинке или в натуре, что мешает осмыслению сюжетных картин. Возникают трудности в написании цифр, изображения могут быть зеркальными или перевернутыми. Трудности воспроизведения букв могут быть связаны не только с нарушением оптико-пространственных представлений, но и с неврологическими проявлениями (парез, гиперкинезы и др.).

Нарушение зрительного восприятия может быть связано с недостаточностью зрения, что нередко наблюдается у детей с ДЦП. Такие особенности зрительного анализатора, как снижение остроты зрения, косоглазие, двоение в глазах, нистагм и другие, приводят к дефектного, искаженного восприятия предметов и явлений окружающей действительности.

У некоторых детей с ДЦП отмечается снижение слуха, негативно влияет на становление и развитие слухового восприятия, в том числе и фонематического (неразличение подобных по званию слов: “коза” – “коса”). Ошибки, обусловленные нарушением фонематического восприятия, ярче проявляются на письме.

У большинства детей с ДЦП имеет место ограниченность предметно-практической деятельности, что приводит к дефициту знаний и представлений об окружающем мире, препятствует становлению различных видов деятельности.

В силу двигательной недостаточности, ограниченности поля зрения, нарушение фиксации взгляда, речевого дефекта развитие ориентировки в пространстве может задерживаться, а к школьному возрасту у ребенка с ДЦП обычно выявляются выраженные пространственные нарушения. У детей с ДЦП многими авторами (Р. Абрамович-Лехтман, К. Семенова, М. Эйдинова и др.) Были выявлены значительные нарушения пространственного восприятия.

При всех видах ДЦП наблюдается нарушение пространственного восприятия. При гемиплегии возбуждено боковая ориентация, при диплегии – ориентация по вертикали, при тетраплегии – ориентация в направлении спереди назад. При последней форме искажения пространственного восприятия несет тяжелые последствия для психики ребенка.

Исследования ученых показали, что недостаток объемных представлений приводит к тому, что в парализованной ребенка возникает неправильное представление о форме и сущность окружающих ее предметов. В большинстве изученных детей с ДЦП был грубо нарушен двигательно-кинестетический анализатор при сохранности зрения. У половины обследованных детей оказались нарушенными представление об объеме и соотношение плоскостного изображения с тем же объемным предметом.

Читайте также:  Роль игры в развитии ребенка школьника

У детей с ДЦП могут страдать самые разные звенья пространственного и временного восприятия: чувственное восприятие, предметно-пространственное и временное ориентирование, пространственная организация двигательного акта, словесное обозначение пространственных и временных компонентов.

Причиной трудностей в освоении пространственно-временных отношений является то, что у детей с ДЦП формирования пространственно-временных понятий происходит при малом включении активного перемещения самих детей, при ограничении практического, бытового, игрового опыта.

По данным Н. Симоновой, у детей с выраженной эластичностью оказывается наиболее выраженное нарушение ориентации в пространстве, сопровождается чувством страха, которое возникает при первом знакомстве с объемными предметами, а затем при развитии объемных представлений. Исследования автора показали также, что дети с гиперкинетической формой ДЦП ранее обнаруживают способность к пространственному восприятию и простых обобщений. В них по-прежнему развивается представление о схеме своего тела, в то время как у детей с другими формами ДЦП обычно существует только формальное знание схемы своего тела, основанное на длительном обучении.

Некоторые специалисты отмечают сенсорную сверхчувствительность у детей с ДЦП. У совсем маленьких детей можно наблюдать мышечный спазм, даже когда на лицо ребенка падает солнечный луч. Меньше сенсорное возбуждение, если оно внезапное, может вызвать резкое усиление спазма.

Таким образом, для детей с ДЦП уже с первого года жизни характерно нарушение процесса активного восприятия окружающего мира, часто приводит к задержке психического развития даже при хороших потенциальных интеллектуальных возможностях, поскольку именно восприятие, как основа чувственного познания, составляет фундамент всей психической познавательной системы.

Источник

Особенности познавательной сферы детей с нарушениями функций ОДА

Выраженное интеллектуальное недоразвитие не вытекает прямо из двигательных расстройств, а свидетельствует о массивности и большой распространенности поражения мозга. Но тяжесть недостаточности отдельных корковых функций в этих случаях делает клиническую картину олигофрении атипичной.

У детей с ДЦП часто отмечается недостаточность целого ряда других нервно – психических функций, в значительной мере связанных именно с поражением двигательной сферы. В отечественной детской неврологии, психиатрии и дефектологии эти нарушения были изучены Е.И.Кириченко (1965), М.В.Ипполитовой (1967), К.А.Семеновой и др.

Прежде всего стоит остановиться на нарушениях речи, которые в большей степени обусловлены дефектностью ее моторного компонента. Основными из них считаются дизартрия разного характера и разной степени выраженности. Наблюдаются более позднее формирование моторной стороны речи, правильности произношения, запаздывание в появлении первых слов и фразовой речи, замедленное расширение словаря. В более тяжелых случаях речевых расстройств являются проявления моторной алалии с общим недоразвитием всех сторон речи. Реже имеют место явления сенсорной алалии. Указанные виды речевых расстройств часто сочетаются друг с другом, однако каждый из них наиболее характерен для того или иного вида двигательных нарушений.

У этих детей имеются трудности в формировании восприятия формы, в соотнесении элементов в пространстве, в правильном восприятии пропорции и перспективы. Отмечается недоразвитие представлений о схеме собственного тела. Запаздывает формирование доминантности руки, понятий левого и правого. В связи с этим наблюдаются характерные особенности рисунка таких детей: неумение правильно изобразить лицо и руки. Двигательная недостаточность обусловливает недоразвитие предметных действий. В дошкольном возрасте обращает внимание недоразвитие игровой деятельности. Позже страдает формирование школьных навыков: счета, письма и чтения. Трудности в освоении арифметикой в значительной мере обусловлены недостаточностью пространственных функций. Они проявляются в нечеткости распознования графического изображения цифр, смешении арифметических знаков. Наблюдаются явления дисграфии в виде зеркальности, смешения сходных по написанию букв.

Тяжелые двигательные расстройства, нарушение ряда высших корковых функций, сопутствующие им явления психической истощаемости являются причиной задержки интеллектуального развития у многих детей с ДЦП.

В их эмоциональной сфере описывается склонность к невротическим и неврозоподобным расстройствам, в первую очередь к страхам (высоты, темноты, новой обстановки), повышенной пугливости в отношении неожиданных раздражителей.

Помимо отдельных эмоциональных расстройств таким детям нередко свойственна и задержка эмоционального развития в целом, которая ,как правило, сочетается с задержкой интеллектуального развития. Проявления «органического инфантилизма» выступают в недостаточной дифференцированности эмоций даже в игровой деятельности, ее монотонности, слабости творчества, отсутствии инициативы и самостоятельности.

При ДЦП в результате дефицита двигательной сферы возможно формирование ряда отклонений в развитии личности. Важное место в формировании у этих детей патологических свойств личности по дефицитарному типу, связанному прежде всего с двигательной недостаточностью, принадлежит явлениям депривации и гиперопеки. В результате двигательных ограничений, накладываемых болезнью, ребенок живет и развивается в пространственно весьма ограниченном мире. Это препятствует формированию развития многих видов взаимоотношений и взаимодействия со сверстниками и взрослыми. Ограниченность контактов нередко способствует аутизации, формированию эгоцентрических установок, пассивности.

Тактильное восприятие. У многих детей с ДЦП может быть нарушена тактильная чувствительность. Ощущение от касания кончиками пальцев какого-либо предмета у них не четкие, сравнимы с впечатлениями, которые испытывает человек, когда берет предмет в плотных перчатках. Недостаточность тактильного восприятия может значительно затруднить усвоение навыков письма. Необходимы специальные игры – упражнения на тренировку тактильной чувствительности. Особенностью двигательных нарушений при ДЦП является не только трудность или невозможность выполнения тех или иных движений, но и сложность ощущения этих движений, следовательно у ребенка не формируется правильное представление о движении. Слабое представление своих движений и затруднения действий с предметами является причиной недостаточности активного осязания, в том числе и узнавание предметов на ощупь (стереогнозия). Это препятствует становлению предметных действий, следовательно отрицательно сказывается на общем уровне психического развития.

Слуховое восприятие. При ДЦП из – за недоразвития или снижения моторных функций имеется нарушение деятельности слухового анализатора. Может отмечаться снижение слуха, чаще всего наблюдаются при гиперкенезии. Особенно характерно снижение слуха на высокочастотные тона и сохранность на низкочастотные. При этом наблюдается нарушение звукопроизношения. Как правило, ребенок не слышит звуки высокой частотып к, п, с, г, р, ш — пропускают их или заменяют другими звуками. В дальнейшем это отмечается и в чтении, и в письме. Для некоторых характерна недостаточность фонематического слуха. В некоторых случаях, когда нет снижения остроты слуха, возможна недостаточность слухового восприятия и слуховой памяти. Ранняя диагностика даже незначительного снижения слуха у ребенка с ДЦП имеет важное значение для предупреждения у него отставания в психическом развитии. У некоторых детей отмечается повышенная чувствительность к звуковым сигналам. Они вздрагивают при любом неожиданном звуке, но дифференцирование восприятие звуков у них недостаточно.

Читайте также:  Коррекция в развитии личности ребенка

Зрительное восприятие. Необходимо обращать внимание на развитие восприятия младенца (ловкость и точность) связанное с развитием движения. К моменту рождения ребенка наблюдается несогласованность движений глаз: сведение к осям, но и к концу 3 недели наблюдается согласованный поворот обоих глаз и фиксация на предмете. Прослеживание предмета доступно примерно на 30 – 32 сутки. К концу второго месяца здоровый ребенок может следить за предметами, движущимися в разные направления.

Зрительное восприятие у ребенка с ДЦП: фиксация взора, снижение поля зрения и снижение остроты зрения, следовательно ему трудно отыскать взглядом предмет, рассматривать его и прослеживать перемещение предметов. Длительное вынужденное положение в постели, нарушение движения глаз ограничивает поле зрения ; таких детей. Недостаточность предметного восприятия зависит от отсутствия предметных действий. Слабовидение и слепота встречаются примерно у 10 % детей, у 30 – 35 % – косоглазие, двоение в глазах, нарушение согласованности действия глаз, опущение верхнего века (птоз), нистагм. Это все приводит к искаженному восприятию предметов.

Некоторые дети из – за наличия косоглазия привыкают пользоваться ограниченным полем зрения – игнорируют наружние края. Например при большом поражении моторного аппарата левого глаза, ребенок игнорирует левое поле зрения. С такими детьми в дошкольном возрасте необходимо проводить специальные занятия по развитию движений глазных яблок.

2б10в Консультирование как одно из направлений деятельности специально психолога

Психологическое консультирование представляет собой систему, состоящую из следующих основных блоков: гностический блок (знакомство с клиентом и его проблемами), конструктивный блок (проектирование консультативного процесса), организационный блок (последовательная реализация планов решаемых проблем), оценочный блок (обобщение достигнутых результатов в процессе консультирования и обсуждение дальнейших планов работы). Они тесно связаны и отражают динамику консультативного процесса.

Цели консультирования – повышение эффективности жизни клиента в процессе изменения его чувств, мыслей и действий. George и Cristiani сформулировали несколько универсальных целей, которые в большей или меньшей степени упоминаются теоретиками разных школ:

1. Способствовать изменению поведения, чтобы клиент мог жить продуктивнее, испытывать удовлетворенность жизнью, несмотря на некоторые социальные ограничения.

2. Развивать навыки преодоления трудностей при столкновении с новыми жизненными обстоятельствами и требованиями.

3. Обеспечить эффективное принятие жизненно важных решений.

4. Развивать умение завязывать и поддерживать межличностные отношения.

5. Облегчить реализацию и повышение потенциала личности.

R. May указывал, что при работе с детьми консультант должен добиваться изменения их ближайшего окружения в целях повышения эффективности помощи.

Р. Кочюнас отмечает, что цели психологического консультирования составляют континуум, на одном полюсе которого – общие, глобальные, перспективные цели, а на другом – специфические, конкретные, краткосрочные цели.

В практической консультативной деятельности зависимость видов психологического консультирования от личностных особенностей клиента и от его проблем выражается в существовании разных классификаций индивидуальной работы с клиентом.

1. Интимно-личностное психологическое консультирование – это вид консультирования, который глубоко затрагивает человека как личность, вызывает у него сильные переживания, тщательно скрываемые от окружающих людей. 2. Индивидуальное семейное консультирование включает вопросы, возникающие у человека в собственной семье или в семьях других близких для него людей (выбор супруга, оптимальное построение и регулирование взаимоотношений в семье, предупреждение и разрешение конфликтов во внутрисемейных взаимоотношениях, отношениях мужа или жены с родственниками, поведение супругов в момент развода или после него, решение текущих внутрисемейных проблем).

Особенности и виды семейного консультирования также отличаются разнообразием в зависимости от специфики решаемых проблем, определяемых той или иной областью науки и практики.

2.1. В связи с этим выделяют:

а) медико-психологическое индивидуальное консультирование членов семьи по вопросам психического здоровья, наличия психопатий характера, психологических состояний человека в период болезни, изменений психических процессов в болезненном состоянии и т.д.;

б) психолого-педагогическое консультирование членов семьи по проблемам образования (которое составляют процессы обучения, воспитания, развития, просвещения), формирования личности в семье; выстраивания, развития, коррекции отношений, реализации интраиндивидуального подхода в общении, осуществляемых в учебно-воспитательных коллективах;

в) социально-психологическое индивидуальное консультирование членов семьи по поводу особенностей общения и отношений в семье; того личностного вклада, который они вносят в специфику социально-психологических аспектов семьи как группы (конформность, совместимость, лидерство, референтность), по вопросам совершенстования общения и отношений посредством самокоррекции и саморазвития личности;

г) индивидуальное консультирование членов разных семей (нуклеарной, многопоколенной, неполной и т.д.) по проблемам возрастной психологии: особенностей развития личности на возрастных этапах (в младенчестве, в раннем детстве, в дошкольном возрасте, в младшем школьном возрасте, в подростковом возрасте, в ранней юности). Например, консультирование по вопросам подростковой дружбы и любви, кризиса середины жизни, по проблемам старения.

2.2. Виды индивидуального консультирования членов семей различаются в зависимости от уровня их психического развития. Выделяют:

а) консультирование по проблемам одаренности, развития способностей и личностного роста;

б) по вопросам различных задержек в психическом развитии;

в) по проблемам нарушений в интеллектуальном развитии и т.д.;

2.3. Индивидуальное консультирование по семейным проблемам разделяется также на следующие виды:

консультирование представителей старшего поколения в семье; родителей; детей; близких родственников; дальних родственников.

Читайте также:  Рекомендации родителям по интеллектуальному развитию ребенка

2.4. На основании гендерного подхода выделяют:

консультирование женщин и консультирование мужчин с учетом особенностей культурной среды.

Перечисленные виды индивидуального консультирования членов семей существуют и как направления консультационной работы по проблемам, напрямую не касающимся семьи. Семейное консультирование – самый сложный и многоплановый вид консультационной работы.

3. Психолого-педагогическое индивидуальное консультирование предполагает обсуждение консультантом и клиентом вопросов обучения, воспитания, развития и просвещения детей, научение чему-либо и повышение педагогической квалификации взрослых людей, педагогического руководства, управление детскими и взрослыми группами и коллективами учебных заведений. К данному виду консультирования относятся вопросы совершенствования программ, методов и средств обучения, психологическое обоснование педагогических инноваций и ряд других.

4. Деловое консультирование имеет столько разновидностей, сколько существует разнообразных дел и видов деятельности у людей. Оно связано с решением людьми деловых проблем: выбора профессии, совершенствования и развития у человека профессиональных способностей, организации его труда, повышения работоспособности, ведения деловых переговоров, осуществления договоров, делового этикета и т.д.

5. Профессиональное психологическое консультирование выделяется также в качестве самостоятельного вида. В процессе консультативной деятельности решаются следующие проблемы: совершенствование профессионального просвещения, включающего профпропаганду и профагитацию; реализацию профдиагностики; профориентации, профоподбора и профотбора; выбора профессии и профпригодности; смены профессиональной деятельности в случае потери работы; проблемы переучивания, повышения квалификации.

6. В психологии управления и менеджменте выделяют организационное консультирование, связанное с проведением консультативной деятельности по психологическим проблемам, возникающим в системе управления и руководства, а также по психологии менеджмента, то есть управления и руководства в условиях рыночной экономики. Вслед за рядом психологов мы различаем понятия «управление» как организацию: человеческих ресурсов, деятельности больших коллективов, холдингов, систем качества, маркетинга и т.д., и «руководство» как организацию деятельности поведения конкретных членов коллектива.

Организационное консультирование включает решение:

а) проблем мотивации организаторской, управленческой, руководящей деятельности, а также мотивации менеджмента и самоменеджмента;

б) проблем, в реализации функций управленца, руководителя, менеджера;

в) проблем стилей организаторской деятельности разного уровня (руководства, управления, менеджмента – личностного или социального);

г) проблем ротации кадров;

д) проблем перестройки системы работы (системы образования и др.)

В зависимости от особенностей учреждений (например, образовательных) выделяют:

– психологическое консультирование в детских дошкольных учреждениях; в общеобразовательной школе; в гимназии; в лицее; в коррекционных учреждениях, в том числе, и в КОУ VIII вида; в вузе и т.д.

Структура консультирования.

1. Исследование проблемы предполагает установление контакта (raport) с клиентом и достижение обоюдного доверия: необходимо внимательно выслушать клиента, говорящего о своих трудностях, проявить максимальную искренность, эмпатию, заботу, не прибегая к оценкам и манипулированию.

2. Двумерное определение проблемы заключается в том, что консультант стремится точно охарактеризовать проблемы клиента, установить как эмоциональные, так и когнитивные ее аспекты. Точное определение проблемы ведет к пониманию ее причин и указанию на способы разрешения. К этой стадии возвращаются на протяжении всего консультирования, если возникают трудности, неясности в формулировке проблемы.

3. Идентификация альтернатив – стадия обсуждения возможных альтернатив решения проблемы с помощью открытых вопросов. Клиент называет возможные варианты решения проблемы, консультант помогает ему выдвинуть дополнительные альтернативы, которые клиент может использовать непосредственно. Во время беседы составляется письменный список альтернатив.

4. Планирование предполагает критическую оценку выбранных альтернатив решения путем анализа альтернатив с точки зрения предыдущего опыта и готовности к изменению, интервала времени, степени уменьшения деструктивного поведения клиента. Предусматриваются средства и способы проверки реалистичности выбранного решения («репетиция действий», ролевые игры).

5. Деятельность – последовательная реализация плана решения проблемы. Консультант помогает клиенту строить деятельность с учетом обстоятельств, времени, эмоциональных затрат, а также с пониманием возможности неудачи в достижении цели, ориентируясь на конечные цели.

6. Оценка и обратная связь – оценка консультантом и клиентом уровня достижений цели, степени разрешения проблемы. В случае надобности возможно уточнение плана решения. При возникновении новых или глубоко скрытых проблем возможен возврат к предыдущим стадиям.

Основными этапами психологического консультирования, по мнению Р.С. Немова, являются: подготовительный, настроечный, диагностический, рекомендательный, контрольный этапы.

В психологическом консультировании уместно использовать специально подобранные тесты, которые не должны занимать много времени и результаты которых могут быть использованы спустя 5-10 минут после окончания тестирования использовать. Желательно воспользоваться закрытыми вопросниками. Лучше обращаться к опросникам или вопросным формам проективных тестов. Наиболее рационально воспользоваться компьютерным вариантом психодиагностических процедур в целях экономии времени и повышения доверия клиента к научности проводимой консультации. Как правило, в консультативной практике используются проективные личностные опросники, тесты изучения познавательных особенностей, темперамента и характера, мотивов и потребностей личности, коммуникативных, организаторских и специальных способностей.

Психолог-консультант должен иметь: способность к эмпатии; открытость, выражение личной заботы о клиенте с помощью жестов, мимики, пантомимики; доброжелательность, безоценочное отношение к клиенту, отказ от нравоучений, навязывания советов, доверие к клиенту, вера в него, умение удерживать оптимальную психологическую дистанцию, умение вселять в клиента уверенность и решимость переделать себя, готовность и стремление консультанта направить его переживания в конструктивное русло (Ролло Мей), любознательность и пытливость (Фостер и Гай), умение использовать слушание в качестве стимулирующего фактора, легкость в поддержании разговора, способность получать удовольствие от общения с клиентом, умение поставить себя на место другого человека, способность к самопожертвованию, толерантность; способность признавать власть других, сохраняя определенную степень независимости; чувство юмора, проявляемое в умении воспринимать неоднозначные стороны жизненных событий, видеть в них смешное и оптимизирующее начало (Foster, 1996; Guy, 1987). С эффективной работой в качестве консультанта ассоциируются устойчивость, гармоничность, постоянство и целеустремленность (Patterson & Welfek, 1994)

Источник