Познавательное развитие ребенка раннего возраста презентация

Познавательное развитие ребенка раннего возраста презентация thumbnail

Слайд 1

Обобщение педагогического опыта на тему: «Познавательное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр» Выполнила: Мороз Ирина Юрьевна, воспитатель группы детей раннего возраста. МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №123» г. Курска 2015 г.

Слайд 2

Познавательное развитие –это развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.

Слайд 3

В данной работе мы обращаемся к вопросам познавательного развития детей раннего возраста. Это связано с тем, что в последние годы в отечественной и зарубежной науке возрос интерес к проблеме ранней диагностики нарушений развития познавательной и речевой деятельности детей первых трёх лет жизни.

Слайд 4

Актуальностью изучения данной темы является то, что ранний возраст очень важный период в развитии ребенка, период ознакомления с окружающей действительностью. В это время необходимо дать ребенку возможность получить как можно более разнообразный и полезный чувственный опыт. Большое значение в этом вопросе имеет сенсорное воспитание. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т.е. от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее. Но без специальных воспитательных приемов сенсорное развитие ребенка не будет успешным, оно будет поверхностным, неполным, а может быть даже неверным. Одним из таких приёмов является применение дидактических игр.

Слайд 5

Работая с детьми этого возраста, мне всегда было интересно использование дидактических игр в разных видах деятельности. Я успешно использую дидактические игры и как форму обучения, и как самостоятельную игровую деятельность, и как средство воспитания различных сторон личности ребенка. Проанализировав литературу по вопросу сенсорного воспитания и свой опыт работы, я пришла к выводу, что помочь в решении этой актуальной задачи в условиях дошкольного учреждения может использование дидактических игр на занятиях и в повседневной деятельности ребенка. Посредством дидактической игры дети овладевают новыми знаниями, умениями, у них формируются сенсорные эталоны с меньшим напряжением: дети легче запоминают материал, осваивают новые способы деятельности, сравнивают, различают, сопоставляют, обобщают. Ребенка привлекает в игре не обучающий характер, а возможность проявить активность, выполнить игровое действие, добиться результата, выиграть. Возможность обучать маленьких детей посредством активной содержательной, интересной для них деятельности- отличительная особенность дидактических игр. Поэтому я считаю, что активное использование дидактических игр является одним из важных условий познавательного развития детей раннего возраста. Мне, как педагогу, интересно найти методы, приемы и способы организации этой работы, которые помогут мне добиться хорошего результата. В связи с этим тему для обобщения педагогического опыта можно сформулировать так: «Познавательное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр».

Слайд 6

Цель – определить значение дидактических игр в сенсорном воспитании детей раннего возраста. Объект – сенсорное развитие ребенка раннего возраста. Предмет – сенсорное развитие ребенка раннего возраста посредством дидактических игр. В соответствии с проблемой и целью определены задачи : 1. Изучить и проанализировать научно-методическую литературу по теме опыта. 2. Провести направленное изучение сенсорного развития детей раннего возраста. 3. Определить содержание работы педагога по сенсорному воспитанию детей раннего возраста. 4. Познакомить детей с дидактическими играми и приемами игры на них. 5. Взаимодействовать с родителями в процессе формирования у детей сенсорных способностей.

Слайд 7

Основная особенность дидактических игр определена их названием: это игры обучающие. Они создаются в целях воспитания и обучения детей. С.Л. Рубинштейн: «Игра человека – порождение деятельности, посредством которой человек преобразует действительность и изменяет мир. Суть человеческой игры – в способности, отображая, преображать действительность… В игре впервые формируется и проявляется потребность ребенка воздействовать на мир – в этом основное, центральное и самое общее значение игры» Д идактические игры создают прекрасные условия для воспроизведения и освоения окружающего, правил и отношений, существующих в мире . Сущность дидактических игр.

Слайд 8

Дидактические игры с предметами . О собое место занимают сюжетно-дидактические игры и игры-инсценировки . Виды дидактических игр. В качестве дидактических материалов используются игрушки, реальные предметы (предметы обихода, орудия труда, произведения декоративно-прикладного искусства и др.), объекты природы (овощи, фрукты, шишки, листья, семена).

Слайд 9

Виды дидактических игр. Для развития координации мелких движений и зрительного контроля за ними организуются игры с дидактическими игрушками моторного характера . Для малышей используются многочисленные варианты игр с прокатыванием шариков по желобку, с горки, в воротца, а также игры с вкладышами, бусами, пружинками, разборными яйцами, шарами, башенками.

Читайте также:  Субъективная составляющая социальной ситуации развития ребенка

Слайд 10

Настольно-печатные игры разнообразны по содержанию, обучающим задачам, оформлению. Они помогают уточнять и расширять представления детей об окружающем мире, систематизировать знания, развивать мыслительные процессы. Среди дидактических игр для детей раннего возраста преобладают игры, в основе которых лежит парность картинок, подбираемых по сходству . Виды дидактических игр.

Слайд 11

Организация дидактических игр осуществляется в трех основных направлениях: подготовка к проведению дидактической игры, её проведение и анализ. О рганизация дидактической игры

Слайд 12

В подготовку к проведению дидактической игры входят: – отбор игры в соответствии с задачами воспитания и обучения: углубление и обобщение знаний, развитие сенсорных способностей, активизация психических процессов ( память, внимание, мышление, речь); – установление соответствия отобранной игры программным требованиям воспитания и обучения детей определенной возрастной группы; – определение наиболее удобного времени проведения дидактической игры ( в процессе организованного обучения на занятиях или в свободное время); – выбор места для игры, где дети могут спокойно играть, не мешая другим. Такое место можно отвести и в групповой комнате и на участке детского сада; – определение количества играющих ( вся группа, небольшие подгруппы, индивидуально); – подготовка необходимого дидактического материала для выбранной игры (игрушки, разные предметы, карточки, картинки, природный материал); – подготовка самого воспитателя к игре: он должен изучить и осмыслить весь ход игры, свое место в игре, способы руководства игрой; – подготовка детей к игре: обогащение их знаниями, представлениями о предметах и явлениях окружающей жизни, необходимыми для решения игровой задачи.

Слайд 13

Проведение дидактических игр включает: – ознакомление детей с содержанием игры, с дидактическим материалом, который будет использован в игре (показ предметов, картинок, краткая беседа, в ходе которой уточняются знания и представления о них); – объяснение хода и правил игры. При этом воспитатель обращает внимание на поведение детей в соответствии с правилами игры, на четкое выполнение правил; – показ игровых действий, в процессе которого воспитатель учит детей правильно выполнять действие. Доказывая, что в противном случае игра не приведет к нужному результату. – определение роли воспитателя в игре, его участие в качестве играющего, ведущего, болельщика… Мера непосредственного участия воспитателя в игре определяется возрастом детей, уровнем их подготовки, сложностью дидактической задачи, игровых правил. Участвуя в игре, педагог направляет действия играющих (советом, вопросом, напоминанием); – подведение итогов игры- это ответственный момент в руководстве ею, так как по результатам, которых дети добиваются в игре, можно судить об эффективности, о том, будет ли она с интересом использоваться в самостоятельной игровой деятельности детей. При подведении итогов воспитатель подчеркивает, что путь к победе возможен только через преодоление трудностей, внимание, дисциплинированность.

Слайд 14

В конце игры педагог спрашивает у детей, понравилась ли игра, и обещает, что в следующий раз будем играть в новую игру, она тоже будет интересной. Дети обычно с нетерпением ждут этого момента. Анализ проведенной игры направлен на выявление приемов её подготовки и проведения: какие приемы оказались эффективными в достижении поставленной цели, что не сработало и почему. Это поможет совершенствовать как подготовку, так и сам процесс проведения игры, избежать в последствии ошибок. Кроме того, анализ позволит выявить индивидуальные особенности в поведении и характере детей и, значит, правильно организовать индивидуальную работу с ними. Самокритичный анализ использования игры в соответствии с поставленной целью помогает варьировать игру, обогащать её новым материалом в последующей работе.

Слайд 15

Предметно –пространственная развивающая среда.

Слайд 16

Индивидуальная работа с детьми.

Слайд 17

Подобная работа воспитателя была бы немыслима без непосредственного участия родителей. В течение учебного года проводятся: 1. анкетирование среди родителей; 2. консультации для родителей « Дидактические игры в детском саду и дома», «Поиграй со мною»; 3. проводятся мастер –классы по изготовлению дидактических игр своими руками.

Слайд 18

Работая над этой темой, могу отметить, что при систематической работе в соответствии с перспективным планом, использовании рациональных методов и приемов, стремлении к профессиональному росту и конечно, при тесном контакте с родителями, показатели познавательного развития у детей раннего возраста оказываются достаточно высокими. С ледует отметить, что для проведения этой работы необходимо, чтобы воспитатель очень хорошо владел методикой проведения дидактических игр. Недопустимо, чтобы игра превращалась в занятие, где воспитатель выступает в роли руководителя, а не партнера. В результате этого ограничивается и активность, и самостоятельность детей. А самое главное условие- эмоциональное отношение ко всему, что бы он не делал вместе с детьми, ведь детям важна искренность и неподдельность чувств педагога в любой ситуации. Тогда у детей будет интерес к играм , они начнут играть в них и самостоятельно.

Читайте также:  Центр развития ребенка выборгский район

Источник

1. Познавательное развитие в раннем возрасте

Ульяновский государственный педагогический университет имени
И.Н.Ульянова
Познавательное развитие в
раннем возрасте
Выполнили работу:
Студентки 1 курса
Группа : СДОз-19-2
Моисеева Ольга
Загорская Гульнара
Мухутдинова Гелия

2.

Ранний возраст – стадия психического
развития ребенка, охватывающая возраст от
1 года до 3 лет. За кризисом первого года
жизни приходит стабильное раннее детство.
Ведущей деятельностью ребенка в раннем
детстве является уже не эмоциональное
общение со взрослым, а предметноманипулятивная или, точнее, орудийнопредметная деятельность.

3.

Орудийно-предметные действия — это
действия с предметом-орудием в
соответствии с общественной функцией и
общественно выработанным способом
использования.

4. Процесс обалдения орудийными действиями

• Эти действия являются значительно более
определенными и постоянными , чем все другие
действия, поэтому легче выделяются и
фиксируются в сознании ребенка.
• Предметы- орудия становятся первыми носителями
детского общения- усвоив способ действия того или
иного орудия, ребенок пытается использовать, это
орудия в разнообразных ситуациях.
• Орудийных операций гораздо рельефнее выражена
связь между различными предметами, а именно
связь орудия с этими предметами, на которых
направлено действие.

5.

Ступени в развитии обобщения у
детей в возрасте от 1 до 2,5 года
Для первой ступени
характерны ранние
наглядные обобщения,
при которых предметы
группируются по
наиболее яркими,
выделяющими
признаками. На это
стадии ребенок еще не
владеет предметными
действиями.
На второй ступени,
ребенок на основе своих
действий начинает
выделять отдельные
предметы, объединяя их
зрительными и
осязательные образы в
единое представление.
При этом все признаки
предметов
разнообразны; ребенок
не определяет еще
основные, устойчивые
признаки от вторичных,
изменчивых.
На третьей ступени
формируются
определенные понятия.
Ребенок вычленяет из
всех признаков
предметов
существенные и
постоянные, к которым
относятся прежде всего
общественная функция
предмета и способ
действия с ним.

6. Развитие предметной деятельности в раннем возрасте

развитие действия от
развитие
действия
совместного
со от
совместного
со взрослым
взрослым до
до
самостоятельного
самостоятельного
исполнения
исполнения
развитие средств и
способов
ориентации самого
ребенка в условиях
осуществления
предметного
действия.

7. Развитие действий от совместного со взрослыми до самостоятельного исполнения

Переход от совместности к самостоятельности. На
начальных этапах развития предметного действия
освоение общественных функций предмета и тех
целей, которые могут быть достигнуты при
определенном общественно установленном способе
употребления предмета, возможно только в ходе
совместной деятельности. И ориентация, и
исполнение, и оценка действия находятся на
стороне взрослого. Затем возникает частичносовместное, или совместно-разделенное действие.

8. Развитие средств и способов ориентации самого ребенка в условиях сосуществования предметного действия

Линия развития ориентации в системе
свойств объекта и действий с ним у самого
ребенка. К концу первого года жизни у
ребенка формируются функциональные
действия, когда он употребляет орудия,
ориентируясь на физические свойства
предмета, следовательно, в этом возрасте
имеет место неспецифическое
использование предмета.

9.

Ребенок начинает сравнивать свое действие с
действиями взрослого человека, он начинает
узнавать в своем действии действия взрослого
человека. Таким образом, перенос действия
способствует отделению ребенка от взрослого,
сравнению себя с ним, отождествлению себя с
взрослым. Социальная ситуация начинает
меняться, теперь её можно представить так:
«ребенок – предмет – ВЗРОСЛЫЙ».

10.

11. Развитие восприятия в раннем возрасте

Мышление ребенка до 3 лет носит
преимущественно непосредственный
характер — ребенок устанавливает связи
между воспринимаемыми предметами. Он
может быть внимателен только к тому, что
находится в поле его восприятия.

12.

Развития восприятия
годовалого ребенка
последовательно и
систематически
рассматривает
предмет
зрительное
восприятие,
сложились в
процессе хватания и
манипулирования
цвет не имеет
значение
восприятия в
раннем возрасте
происходит в
рамках предметной
деятельности.
легко узнает
окружающие
знакомые предметы
и людей
форма и величина
главный признак
для ребенка

13.

Развития восприятия
ребенка двух лет
становится доступным
зрительный подбор по
образцу
умеют различать
основные цвета
восприятие связано с
предметными
действиями

14.

Развития восприятия
ребенка трех лет
-ребенок в своих
предметных действиях
овладевает зрительной
ориентировкой
появляются образцы для
сравнения
появляется представление
о свойствах вещей

Источник

Слайд 1

«Познавательно-исследовательская деятельность с детьми раннего возраста» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно – речевому направлению развития детей № 33 города Каменск – Шахтинский (МБДОУ детский сад № 33) Март 2017 г. Воспитатель: Зайцева Л.В.

Слайд 2

Актуальность проекта Ранний возраст – период активного познания окружающего мира и исследовательской деятельности ребёнка с предметным миром. В этот период познавательная активность детей – это исследовательская деятельность с различными предметами. Ребёнок исследует различные свойства предметов: форму, величину, проводит простые причинно – следственные связи между ними, изучает характер движений и соотношений предметов. Эти действия психологи называются орудийными или предметными, поскольку предполагают воздействие одним предметом на другой для достижения определённого результата. Смысл действий открывает для ребёнка взрослый. Вопрос о развитии познавательной активности у детей раннего возраста посредством исследовательской деятельности всегда был и остается актуален. Ребёнок, исследуя различные предметы и их свойства, проводит простые причинно – следственные связи, изучает характер движений и соотношение предметов. Тем самым он формирует свой интеллектуальный и творческий потенциал.

Читайте также:  Логопедическое речевое развитие ребенка в 5 лет

Слайд 3

ЗАДАЧИ ПРОЕКТА ЦЕЛЬ ПРОЕКТА Развитие познавательного интереса у детей раннего возраста через экспериментирование; Способствовать к участию детей в исследованиях и обобщению результатов опытов; Формировать представления о свойствах и качествах предметного мира. Развитие познавательного интереса у детей раннего возраста через экспериментирование.

Слайд 4

Условия создания оптимальной предметно – развивающей среды: разнообразие и насыщенность, неординарность и сменяемость предметной среды, включение в неё максимального количества предметов взрослого обихода, предоставление свободы исследования, резерв свободного места и времени для разворачивания игр, возможность брать любые игрушки и действовать с ними по собственному усмотрению определение максимального уровня размещения игрушек и материалов согласно росту, универсальность предметно – игровой среды, позволяющей играть совместно, трансформировать её в соответствии с видом игры и содержанием, учёт опыта детей, способности к комбинированию, созданию нового.

Слайд 5

«Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». •

Слайд 6

« Сухой – сыпется!» «Мокрый – лепится!»

Слайд 7

. «Волшебные прищепки!» Пазл «Домашние животные»

Слайд 8

«Конструктивные превращения» «Вылови шарик!»

Слайд 9

«Мыльные пузыри» «Холодная – теплая»

Слайд 10

«УГОЛОК ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ»

Слайд 12

1. Аксенова, З.Ф. Войди в природу другом. Экологическое воспитание дошкольников. – Москва: ТЦ Сфера, 2011. – 128 с. – (Библиотека воспитателя). 2. Горькова, Л.Г. Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников (средняя, старшая, подготовительная группы) / Л.Г. Горькова, А.В. Кочергина, Л.А. Обухова. – Москва: ВАКО, 2005. – 240 с. – (Дошкольники: учим, развиваем, воспитываем). 3. Егоренков, Л.И. Экологическое воспитание дошкольников и младших школьников: Пособие для родителей, педагогов и воспитателей детских дошкольных учреждений, учителей начальных классов. – Москва: АРКТИ, 2001. – 128с. 4. Ковинько, Л.В. Секреты природы – это так интересно! – Москва: Линка-Пресс, 2004. – 72с.: ил. 5. Лопатина, А.А. Сказы матушки земли. Экологическое воспитание через сказки, стихи и творческие задания / А. А.Лопатина, М.В. Скребцова. – 2-е изд. – Москва: Амрита-Русь, 2008. – 256 с. – (Образование и творчество). 6. Луконина, Н.Н. Утренники в детском саду: Сценарии о природе / Н.Н. Луконина, Л.Е. Чадова. – Москва: Айрис- пресс, 2002. – 240с.: ил. – (Внимание, дети). 7. Мазильникова, Н.Н. Эколого-валеологическое воспитание дошкольников. Организация прогулок в летний период / Н.Н. Мазильникова, С.В. Терехина. – Санкт-Петербург: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013. – 96с. Список литературы:

Слайд 13

8. Николаева, С.Н. Теория и методика экологического образования детей: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – Москва: Издательский центр «Академия», 2002. – 336с. 9. Николаева, С.Н. Экологическое воспитание младших дошкольников. Книга для воспитателей детского сада. – Москва: Мозаика-Синтез, 2004. – 96с. 10. Римашевская, Л.С. Теории и технологии экологического развития детей дошкольного возраста. Программа учебного курса и методические рекомендации для самостоятельной работы студентов бакалавриата.: Учебно-методическое пособие / Л.С. Римашевская, Н.О. Никонова, Т.А. Ивченко. – Москва: Центр педагогического образования, 2008. – 128с. 11. Рыжова, Н.А. Воздух вокруг нас: [метод. пособие] / Н.А. Рыжова, С.И. Мусиенко. – 2-е изд. – Москва: Обруч, 2013. – 208с.: ил. 12. Система экологического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях: информационно-методические материалы, экологизация развивающей среды детского сада, разработки занятий по разделу «Мир природы», утренники, викторины, игры.- 2-е изд., стереотип. / авт.-сост. О.Ф. Горбатенко. – Волгоград: Учитель, 2008. – 286с. 13. Федотова, А.М. Познаем окружающий мир играя: сюжетно-дидактические игры для дошкольников. – Москва: ТЦ Сфера, 2015. – 112 с. – (Библиотека Воспитателя). 14. Экологические стихи и сказки клубов друзей WWF. / Сост. Е. Кузнецова. – Москва: Всемирный фонд дикой природы, 2006. – 104 с.: ил. 15. Ковинько, Л.В. Секреты природы – это так интересно! – М.: Линка-Пресс, 2004. – 72с.: ил. Знакомство со свойствами обычных веществ – воды, воздуха и почвы – одно из возможных направлений экологического воспитания.

Слайд 14

СПАСБО ЗА ВНИМАНИЕ

Источник