Познавательное развитие ребенка первого года жизни

Познавательное развитие ребенка первого года жизни thumbnail

Наиболее общую картину изменений периода младенца дает изучение познавательного развития ребенка. В течение первого года жизни дети не только приобретают моторных (двигательных) навыков, но и учатся играть, мыслить, понимать окружающий мир. Интеллект их как универсальный фактор уравновешивания с окружением, по Ж. Пиаже, развивается на основе инстинкта и анатомо-физиологической структуры организма.

Хотя процесс познания в это время чрезвычайно многогранный, важнейшими психическими механизмами в нем является развитие восприятия, распознавания информации, выделение категорий, развитие памяти.

Развитие у младенца восприятия. Этот познавательный процесс состоит в целостном отражении предметов и явлений, способности ребенка получать много наглядных, звуковых, тактильных и вкусовых впечатлений. Младенцам присуща большинство человеческих чувств. Они видят, слышат, чувствуют боль, прикосновение.

Дети не обязательно ждут от взрослых стимулов к моторной и перцептивной (лат. Рerceptio – представление, восприятие) деятельности, они сами активно ищут информацию. Привлекают и удерживают внимание младенцев основном перемещения предметов, цветные (например, черно-белые) контрасты, разные по громкости, протяженностью и высотой тона звуки. Дети до одного года уделяют больше внимания изображением концентрической формы, с изогнутых элементов, чем с прямолинейных, интересуются переходом прямой линии в кривую. Контрастность них привлекательнее, чем однотонное поле.

Для младенцев, как и для взрослых, цвет является конкретной категории. Разнообразие цветов видимого спектра – от красного до фиолетового – связано с разной длиной световой волны. Хотя разница между длинами волн двух оттенков синего цвета и зеленого одинакова, дети с большим интересом следят за переходом от синего к его оттенков. Особенность восприятия младенца, когда объекты, в определенной степени отличаются по своим физическим признакам и принадлежат к разным классам (категорий), имеют для наблюдателя больше различий, чем подлежащие одной категории объекты с существенными физическими различиями, называется категорийностью.

Таким образом, дети в период младенца уже способны ориентироваться в заданных параметрах внешней среды. Контрасты, криволинейность т.д. привлекают и удерживают их внимание, особенно если они наблюдают их изменения. Очевидно, эта способность является врожденной.

Распознавание младенцем информации. Дети учатся выявлять изменения в одинаковых явлениях, сопоставлять полученную информацию с приобретенными ранее знаниями. Согласно гипотезе ученых, у младенца с первых дней жизни возникает отражение полученных впечатлений (перцептивных схем) как абстрактное отражение внешних элементов представления и их взаимосвязей. Генетически перцептивные действия связанные с практическими действиями. В движении руки, ощупывает предмет, в движении глаза, обследует видимый контур, в движениях гортани, воспроизводит звук, происходит сопоставление ситуативного образа с оригиналом, осуществляется его коррекция. Дальнейшее развитие сопровождается сокращением моторных компонентов перцептивной действия, в результате чего процесс восприятия становится одномомен-отчетным актом “созерцание”. Это означает, что ребенок овладела оперативными единицами восприятия и сенсорными эталонами (стандартами ощущений). Вероятно, перцептивная схема является идентичным отражением одного объекта или явления, поскольку сознание не может формировать все (многие) признаки представления или объекта, даже столь значимого, как лицо матери, а последующее восприятие того же объекта или явления никогда не бывает абсолютно идентичным первому. Теперь ребенок соотносит второе впечатление с первым, одновременно различая различия между ними, оно, скорее всего, объединяет эти подобные впечатления. Такое объединение называется схематическим о прототипом.

Выделение младенцем категорий. Умение выделять для различных впечатлений свойства (например, протяженность и прерывание), способность объединять сходные по свойствам предметы или явления свидетельствуют, что ребенок может выделять категории.

Категория – осознание впечатлений о свойства, характерные для подобных, но не идентичных предметов, явлений.

Эти свойства могут быть физическими (статическими) или действенными (умение есть, бросать). Позже в процессе развития дети отражают свойства предметов в словах и мыслях.

Большинство младенцев различают следующие категории предметов: мебель, животные, еда. Летний ребенок даже может отнести изображение предмета в соответствующую категорию. Если младенцу показать изображения различных людей, а потом собаки, оно начнет рассматривать последнее с большим вниманием и лицо его заметно оживится. Изменение в поведении ребенка показывает, что собак она относит к другой категории, чем людей.

До 3-х месяцев младенцы проявляют большой интерес к явлениям, которые несколько отличаются от воспринятых ранее, обращая меньше внимания на хорошо знакомые или совсем новые. Интерес ребенка к конкретному явлению обусловлен его отличием от перцептивной схемы, в нее сложилась (принцип различения). У ребенка до полутора лет изменение второстепенных признаков объекта восприятия (например, уши у человека, усы у кота) вызывает менее устойчивое внимание (сосредоточение определенное время на определенном объекте), чем изменения характерных признаков (председатель в человека). Умеренные изменения вызывают устойчивую внимание, чем очень резкие или очень незначительны.

Принцип различия имеет важное значение в пер-цептивний деятельности младенцев. Они чаще всего оживляются, воспринимая явления, которые отличаются от уже знакомых им. Для каждого ребенка найприваблы-ным будут разные явления. В конкретный период максимально интересным для нее будет ограниченное количество явлений и предметов. Когда набор впечатлений у ребенка сформирован, она готова к восприятию новых явлений. В процессе усвоения младенцем неподобных между собой новых впечатлений развиваются его познавательные способности, а соответственно – расширяются перцептивные возможности. Разнообразие окружающих явлений заставляет ребенка ориентироваться в них, и это способствует когнитивном развитии (познавательному развитию, развития высших психических процессов).

Умственное развитие младенцев, живущих в однородной среде, без достаточного количества игрушек, предметов, значительно медленнее по сравнению с теми, которые растут в широком окружении, имея возможность получать больше новых впечатлений.

В конце первого года жизни у детей появляются признаки мышления в форме сенсомоторного интеллекта. Они отмечают, усваивают и используют в своих практических действиях элементарные свойства и отношения предметов. Дальнейший прогресс в развитии мышления непосредственно связан с началом развития речи.

Развитие у младенцев памяти. Дети способны помнить прошлый опыт, и чем они старше, тем больше помнят пережитое. Младенцы соотносят новые впечатления с существующими в них образами. Эту способность называют Узнавание – отождествлением объекта или события, воспринимается с одним из зафиксированных в памяти образов (эталонов). Например, ребенок, получив новую куклу, на следующий день узнает ее. Как правило, она начинает переводить взгляд с нового объекта на знакомый, будто сравнивает их, давая понять, что объект опознан.

Во втором полугодии жизни в развитии памяти младенца появляются две новые особенности. Во-первых, возникает способность к воспроизведению – припоминание (восстановление в памяти) вида объекта даже при отсутствии рядом подобного. Уже 4-месячные дети могут отличить знакомое лицо от незнакомого, но сомнительно, что они способны восстановить в памяти образ отца, если его нет в комнате. Способность к воспроизведению образа в памяти без непосредственного восприятия развивается после 8 месяцев.

Примерно в 8 месяцев у младенца начинает развиваться рабочая (оперативная) память – вид памяти, охватывающая процессы запоминания, сохранения и воспроизведения информации, обрабатывается в процессе выполнения конкретного действия и необходима только для достижения цели этого действия.

Когда старшие дети или взрослые читают или разговаривают, младенец способен воспринять информацию и сопоставить ее с воспринятой ранее.

Источник

На первом году жизни как физическое, так и умственное развитие малыша идет очень быстрыми темпами, причем зависимость второго от первого достаточно велика. Двигая ручками, ножками, пальчиками,  малыш не только учится владеть своим телом, но и тренирует и развивает головной мозг. Поэтому одной из главных задач, стоящих перед родителями, является помощь малышу в знакомстве с окружающим его миром.

Что такое познавательное развитие младенца?

Познавательное развитие младенца – это непрерывный процесс, во время которого малыш получает информацию из окружающего мира и перерабатывает ее в собственные знания. По своей сути развитие познавательной деятельности ребенка начинается практически с первых дней его жизни – он попадает в другую среду, где его окружают люди, предметы, звуки, запахи, цвета и т.д. Примерно с двух недель он уже на несколько секунд фиксирует взгляд на лице или предмете, реагирует на звук, отвечает легкой улыбкой на голос, в месяц он уже прекрасно понимает, что сейчас будут кормить или что пора спать.
Он с удовольствием двигает ручками и ножками, пытается схватить ваш палец, водит носиком, реагируя на запах, а главное – требует внимания, используя различные виды плача. Да, именно разные виды плача. Думаю, любая мамочка прекрасно знает, когда ее малыш плачет от того, что хочет есть, а когда – потому что животик болит, а когда – пытаясь привлечь маму. А это уже является определенным опытом, приобретенным благодаря перерабатыванию информации, полученной извне.
Для того чтобы развитие познавательной сферы ребенка шло в правильном направлении, следует обращать внимание на двигательное развитие малыша, поскольку, как мы говорили выше, физическое и психическое развитие ребенка очень тесно связаны. Следует с первых месяцев уделять внимание развитию моторики, следить за тем, чтобы малыш получал разнообразные эмоции, не был постоянно окружен одними и теми же предметами (смена игрушек по мере их изучения), хотя вводить что-то новое нужно достаточно осторожно, так как неизвестное может вызвать страх.
В младенческом возрасте крохи могут ориентироваться во многих параметрах объектов, например, большой-маленький, железный-деревянный и т.д.; их очень привлекают контрасты, движущиеся предметы, все хочется потрогать, пощупать, лизнуть и укусить. Очень важно привить правильные сенсорные эталоны, так как от того, насколько они будут верными, зависит полнота и точность восприятия окружающего мира в дальнейшем.

Возрастные параметры

Познавательное развитие младенца начинается с первых дней его жизни. Самыми первыми элементами, говорящими о развитии у малыша восприятия окружающей среды, являются фиксирование предмета или лица глазами, поворот головы в сторону звука, полуулыбка, хватание протянутого пальца. Все это наблюдать можно уже примерно со второй недели, максимум первого месяца жизни. Если над ним наклониться, то малыш начинает вскидывать руки, теребить ножками, издавать звуки – эту реакцию называют «комплекс оживления».
Примерно к 4 месяцам малыш уже не просто видит и слышит, а внимательно смотрит и слушает. А к полугоду уже может различать «своих» и «чужих», ориентируется в параметрах предметов, может выполнять простые команды, типа «дай», замечательно ползает, что открывает для него новые возможности в познании мира. К девяти месяцам его лепет и гуление носят вполне осмысленный характер – малыш принимается имитировать интонации, подслушанные у взрослых, запоминает реакцию и может даже начать манипулировать взрослыми, имитируя, например, покашливание, так как прекрасно помнит, что мама в такие моменты подбегала и брала на руки.
Таким образом, развитие познавательных способностей детей с каждым месяцем становятся все интенсивнее.

Чем занять непоседу?

В принципе, до тех пор пока малыш не научился ползать, его восприятие пространства ограничивается кроваткой, вашими руками, коляской, но стоит ему только освоить этот вид передвижения, как мир начинает играть новыми красками. Именно в этот момент развитие познавательной активности детей получает самый большой толчок, то есть это время, когда создаются зачатки для дальнейшего продвижения ребенка вперед.

Развитие познавательных способностей детей с полугода должно строиться по следующему плану:
– гимнастика;
– игры с различными предметами;
– рисование.

Все вышеперечисленное направлено на развитие мелкой моторики и укрепление вестибулярного аппарата, без нормального функционирования которого могут наблюдаться различные нарушения и задержки в умственном развитии малыша.

Для гимнастики очень хорошо подойдет надувной мяч:
– положите малыша животиком на мяч и начните осторожно раскачивать вперед-назад, вправо-влево, обхватив обеими руками за ножки в области таза;
– в том же положении делайте вращательные движения сначала в одну сторону, затем в другую;
– повторите вышеприведенные упражнения, но уже перевернув малыша на спину;
– посадите малыша на мяч и помогите осторожно поскакать, главное не переусердствуйте, поскольку спинка у малыша еще очень слабая.

Для игр замечательным местом может стать кухня, главное подальше убрать режущие и колющие предметы. Можно:
– складывать в кастрюлю или вытаскивать из нее ложки или игрушку;
– стучать ложкой по кастрюле, сковородке, чашке;
– искать в миске с какой-нибудь крупой любимую игрушку;
– раскатывать по доске тесто.

Что касается рисования, то начинать нужно с одного цвета, например, красного. Возьмите плотный лист бумаги формата А3, краску (сейчас продают специальные пальчиковые краски для малышей),  обмакните ручку малыша в банку и проведите линию по бумаге. В основном двух-трех раз для закрепления достаточно. Потом малыш сам уже будет обмакивать пальчики в краску и водить рукой по бумаге. После того, как малыш усвоит один цвет, можно добавить следующий. Обычно к году малыши прекрасно различают 3-4 цвета.

Помните, в первый год малыш активно растет и развивается, поэтому развитие познавательной деятельности ребенка должно стать важным элементом в вашей жизни. Родители должны обеспечить кроху новыми впечатлениями, помочь развить заложенное природой.

Автор: Татьяна Белозерова, психолог, наставник-консультант психолого-педагогического центра «Белые паруса» (г. Ставрополь)

Источник

https://pixabay.com/ru/photos/новорожденный-ребенок-ньюборн-сон-1328454/

Всем родителям важно знать особенности развития ребенка в отдельные возрастные периоды. Некоторые матери огорчаются, если их ребенок не приобрел еще того или иного умения, так как не знают, что оно не обязательно для данного возраста. Другие, наоборот, поражаются тому или иному умению ребенка, не подозревая, что оно как раз характерно для этого возраста.

Особый интерес представляет первый год жизни ребенка. Этот возраст характеризуется бурным развитием органов чувств, движений, речи.
Среди родителей еще распространено мнение, что до года младенца ничему учить не надо. Его, мол, нужно лишь вовремя накормить, уложить спать, успокоить чем-нибудь, если он плачет. Очень часто можно слышать фразу: “Нашего ребенка никто не воспитывал, он сам всему научился”. Это глубоко неверно. Взрослые просто не отдают себе отчета в том, что, например, бесконечное ласковое “щебетание” матери с ребенком развивает у него улыбку, смех, оживленные движения, голосовые реакции. На прогулке родители называют ребенку предметы, на которые он обращает внимание, и тем самым подготавливают у него умение понимать речь взрослых. Как же развивается ребенок в течение первого года жизни и что необходимо для его нормального развития?

Первые три месяца. Если сравнить 3-месячного младенца с новорожденным, можно увидеть резкие изменения, происшедшие за этот отрезок времени. Теперь он хорошо лежит на животике, опираясь на предплечья, долго удерживает головку и следит за окружающими предметами. Если подходит взрослый и разговаривает с ним, он быстро оживляется, смеется, издает различные звуки, усиленно двигает руками и ногами. Каким же образом младенец всему этому научился?
Уже на первом месяце у него начинают развиваться органы чувств (зрение, слух, осязание и др.). Поэтому важно своевременно предоставить ребенку возможность упражнять их. Для развития зрения полезно к концу первого месяца над кроваткой подвешивать крупные, яркие игрушки (шары, попугаи, погремушки) на расстоянии 60- 70 см от глаз малыша. Сначала он задерживает свой взгляд на игрушке всего несколько секунд, а на протяжении 2-го и 3-го месяца овладевает умением смотреть на предметы более длительно, сосредоточенно. Трехмесячные дети уже большую часть периода бодрствования следят за взрослыми и предметами, которые привлекли их внимание.
Одновременно со зрением развивается и слух. С 2- 3-недельного возраста малыш начинает прислушиваться к звукам, сначала громким, а к 1 1/2-2 месяцам – и более мелодичным. Трехмесячный малыш уже может определить, с какой стороны раздается звук, и безошибочно поворачивает туда головку. В возрасте до 3 месяцев для малыша очень характерны проявления радостного, оживленного состояния. Глядя на ласково улыбающееся лицо взрослого, ребенок примерно с 3- 5 недель начинает сам улыбаться. Постепенно улыбка появляется все чаще и становится длительнее, возникают радостные звуки “г-ыы”, “гу”, усиливаются движения ручек и ножек. Поддержание подобного радостного и активного состояния необходимо для нормального развития младенца. Развивается его голосовой аппарат, усиливаются кровообращение и дыхание, укрепляется мускулатура.
Для общего развития ребенка очень полезно умение лежать на животе. В семье же часто опасаются класть ребенка на живот, боясь, что эта поза для него трудна и неудобна, что она может вызвать срыгивание. Лежа на животе, дети к началу 2-го месяца пытаются приподнимать головку. Уже к 3 месяцам они подолгу лежат на животе, рассматривая все вокруг.
Полезно развивать также умение держать головку в вертикальном положении, для чего на 2-м месяце можно брать ребенка на руки, поддерживая под грудку и таз. Для укрепления ножек рекомендуется с 2 – 2,5 месяцев брать ребенка под мышки, опускать и поднимать его, давая возможность кратковременно касаться ногами опоры. К 3 месяцам ребенок, поддерживаемый под мышки, уже умеет крепко упираться ногами, согнутыми в тазобедренном суставе.

От 3-х до 6-ти месяцев. За 3 месяца у ребенка значительно развились органы чувств, особенно зрение и слух. Он теперь длительное время следит за всем, что происходит вокруг, прислушивается к каждому звуку, различает людей, их голоса, бурно оживляется, увидев мать или услышав ее голос. В 5 месяцев ребенок певуче гулит, с 6 месяцев произносит первые лепетные слоги “ма”, “ба” и др. Но дитя хорошо лепечет только в том случае, если взрослые постоянно поддерживают и вызывают у него лепетные слоги.
С 2,5 – 3 месяцев ребенок пробует ощупывать и захватывать различные предметы. Для выработки этого умения над его грудью подвешиваются в кроватке различные кольца с мелкими шариками, так, чтобы он мог захватить их. К 4- 5 месяцам малыш овладевает умением схватывать и удерживать игрушку, поэтому теперь игрушка дается ему прямо в руку. Удобны в этих случаях погремушки с ручкой. Шестимесячный ребенок свободно захватывает игрушку из различных положений, пытается подтянуться к ней, совершенствуя тем самым свои движения. К 5 месяцам ребенок сам может переворачиваться со спины на живот. В 6 месяцев он перевертывается с живота на спину.

От 6-ти до 9-ти месяцев. В этот период появляется много нового и интересного. С 6-7 месяцев у малыша впервые начинает развиваться понимание речи взрослых. Выражается оно в том, что на вопрос взрослого: “Где петушок?”, “Где киска?” и т. д. ребенок указывает на предмет глазами или рукой. Для развития понимания речи хорошо использовать крупные и яркие сюжетные игрушки (куклу, зайку, мишку). Вначале предмет стоит на каком-то определенном месте, чтобы ребенок запомнил это место. Когда он уже связал слово, например “зайка”, с сидящим на приемнике зайкой, игрушку можно перемещать в любое место. Постепенно ребенок все больше знакомится с различными предметами, действиями.
К 9-10 месяцам его можно научить по просьбе взрослого находить отдельные предметы, игрушки, выполнять некоторые действия: “делать ладушки”, “до свидания”, садиться, вставать. Развитие понимания речи раскрывает перед ним новые большие возможности для ознакомления с окружающей средой.  В 7- 8 месяцев малыш подражает слогам, которые сам хорошо произносит, а к 9- 10 – повторяет слоги, раньше ему неизвестные.
Своевременное развитие лепета и умения подражать звукам взрослого — хорошие предпосылки для дальнейшего развития речи. Меняется и характер игры ребенка. Если до 8 месяцев он со всеми игрушками играл одинаково (стучал, размахивал), то уже к 8 месяцам, благодаря развитию понимания речи, он может с разными предметами играть по-разному: шарики и мячи катать, открывать и закрывать матрешку и различные коробочки. К 7 месяцам малыш начинает ползать. Теперь он может перемещаться и знакомиться с новыми предметами, достать желаемую игрушку. Предоставьте ребенку полный простор. Его можно тепло одеть и пустить на чистый пол или разостланное на полу одеяло.
С 8 месяцев ребенок самостоятельно садится. Родители часто торопятся с развитием у ребенка этого навыка. Раннее присаживание ребенка может очень вредно сказаться на его здоровье: не умея сидеть, ребенок подается вперед, сдавливая грудную клетку. В некоторых случаях может произойти даже искривление позвоночника. К тому же, рано научившись сидеть, ребенок очень мало движется. Восьмимесячный малыш встает в кроватке, держась за перила, а затем и переступает вдоль них. К 9- 10 месяцам он ходит, держась за руки взрослого.

От 9-ти месяцев до года. На последнем этапе первого года жизни у ребенка продолжают расширяться и усложняться все его умения. Девятимесячный малыш произносит первые осмысленные слова. Глядя, например, на отца, говорит: “Папа”. Или говорит: “Дай”. К году ребенка можно научить осмысленно произносить 6- 10 слов. В периоде от 9 месяцев до года можно значительно усложнить самостоятельную игру ребенка. Он пытается выполнить сложные действия с предметами: закрывать, открывать и вкладывать матрешки, надевать кольца на палочку пирамидки, накладывать кубики друг на друга. Научите его качать куклу, поить ее. К году малыш может самостоятельно ходить.
Таковы основные показатели развития ребенка на первом году жизни. Но хорошие результаты могут быть получены лишь в том случае, если вся жизнь ребенка протекает нормально. Поэтому воспитание ребенка раннего возраста требует правильной организации всей его жизни: создание соответствующего режима, правильное удовлетворение всех жизненных потребностей (еда, сон и т. д.), продуманная организация периодов бодрствования.
В течение первого года ребенок очень быстро растет и развивается, резко повышается работоспособность его нервной системы. Поэтому и режимы, которые составляются на основе особенностей развития ребенка, часто меняются. За год сменяется 3- 4 режима.
В этой статье я затронула лишь основные моменты, без которых невозможно правильно воспитать ребенка. Воспитание ребенка — это искусство, требующее от родителей труда, терпения и времени. Но труд этот вполне окупается той радостью, которую доставляет взрослым хорошо развитый, здоровый ребенок.

Источник