Познавательное развитие ребенка от 0 до 1 года характеризуется как

Познавательное развитие ребенка от 0 до 1 года характеризуется как thumbnail

Познавательное развитие ребенка с рождения до 1 года

     Познавательное развитие. Общая характеристика возрастного этапа от 0 до 1 года

В течение первого года у ребенка формируются элементарные представления об окружающем мире и самом себе, он начинает ориентироваться в свойствах предметов.

Возрастные возможности познавательного развития ребенка от рождения до 1 года

От двух до двенадцати месяцев у ребенка интенсивно развивается потребность в новых впечатлениях: он сосредоточивает внимание на новом, пытается взять в руки знакомые предметы, использует указательный жест, которым обозначает предмет своего интереса.

Процесс познавательного развития происходит в контексте предметной деятельности и проходит ряд этапов.

До 3 месяцев у ребенка возникает ориентировочная реакция на слуховые, зрительные, тактильные и другие раздражители.

До 6 месяцев ребенок начинает обследовать игрушки, выборочно контактировать с предметами (удерживать их, хватать, переворачивать), рассматривать и прислушиваться к тому, что находится от него на расстоянии; появляется попытка раздвинуть пальцы так, чтобы было удобнее схватить игрушки различной формы и величины; возникают первые результативные действия с предметам направленные на получение приятного впечатления (звука, движения); ребенок узнает близких людей, знакомые предметы; он пытается найти спрятанную игрушку, у него развивается память. Овладение различными позами расширяет его возможности ориентироваться в окружающем прострнстве.

В 9 месяцев ребенок начинает перекладывать предметы из одной руки в другую, овладевает умением действовать одновременно двумя руками и двумя предметами.

В конце первого жизни ребенок достает предмет с помощью другого, возникают первые целенаправленные действия.

В течение первого года у ребенка формируются элементарные представления об окружающем мире и самом себе, он начинает ориентироваться в свойствах предметов (возникает сенсорный опыт), развиваются первичные формы мышления, зарождаются интеллектуальные способности, закладываются предпосылки развития креативности как базового качества личности, совершенствуется умение ориентироваться в пространстве, возрастает познавательная активность, закладываются предпосылки логико-математического развития.

Основные линии развития младенца от рождения до 1 года

1. Общая характеристика

2. Физическое развитие

3. Эмоционально-социальное развитие

4. Познавательное развитие

5. Развитие речи

6. Экологическое развитие

7. Художественно-эстетическое развитие

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ГОДА

 Как можно описать психическую жизнь новорожденного? Мозг маленького ребенка продолжает развиваться, он не вполне сформирован, поэтому психическая жизнь связана, главным образом, с подкорковыми центрами, а также недостаточно зрелой корой. Ощущения новорожденного недифференцированны и неразрывно слиты с эмоциями. Важные события в психической жизни ребенка — возникновение слухового и зрительного сосредоточения. Слуховое сосредоточение появляется на 2-3 неделе. Резкий звук, скажем, хлопнувшей двери, вызывает прекращение движений, ребенок замирает и замолкает. На 3-4 неделе ребенок не только сосредоточивается на звуке, но и поворачивает голову в сторону его источника. Зрительное сосредоточение, появляющееся на 3-5 неделе, внешне проявляется так же: ребенок замирает и задерживает взгляд (разумеется, недолго) на ярком предмете. Со второго месяца жизни ребенок начинает все более интенсивно и успешно двигаться и, значит, приобретает большие возможности познания окружающего мира. Развивается восприятие, как основа познавательной деятельности детей на данном возрастном этапе. Восприятие. Зрительное сосредоточение, появившееся еще на этапе новорожденности, совершенствуется. После второго месяца сосредоточение становится достаточно длительным, к 3 месяцам его продолжительность достигает 7-8 минут. Становится возможным прослеживание движущихся предметов. В 4 месяца ребенок не просто видит, но уже смотрит: активно реагирует на увиденное, двигается и повизгивает. Ребенок в младенческом возрасте воспринимает форму предметов, выделяет контур и другие их элементы. Можно сказать, что в младенческом возрасте дети уже способны ориентироваться во многих параметрах объектов. Их привлекают контрасты, движение наблюдаемых предметов и другие их свойства. К 2-3 месяцам младенцы обычно проявляют интерес к объектам, которые в какой-то мере отличаются от тех, что наблюдались ими раньше. Ребенок различает объекты по форме, сложности и цвету. На цвет он может реагировать уже в 3-4 месяца. Эта реакция вырабатывается по типу условнорефлекторных связей. Активный же интерес к цвету появляется позже, с 6 месяцев. Считается, что младенец имеет целостную картину мира, а не мозаичный набор цветовых пятен, линий и разрозненных элементов. Воспринимая не отдельные свойства объектов, а объекты в целом, он создает обобщенные, образы предметов. Познавательному развитию ребенка способствует разнообразие впечатлений, которые он получает. Познавательное развитие (в первую очередь, развитие восприятия) младенцев, живущих в однообразной среде, оказывается несколько замедленным по сравнению с развитием тех, кто живет в разнообразной обстановке и получает больше новых впечатлений. Память. Познавательное развитие младенца предполагает включение механизмов памяти, естественно, простейших ее видов. Первым появляется узнавание. Уже в раннем младенчестве дети способны соотносить новые впечатления с имеющимися у них образами. Если ребенок, получив новую куклу, какое-то время рассматривает ее, на следующий день он может ее узнать. В 3-4 месяца он узнает ту игрушку, которую показывал ему взрослый, предпочитая ее остальным, находящимся в поле его зрения, 4-месячный ребенок отличает знакомое лицо от незнакомого. После 8 месяцев появляется воспроизведение — восстановление в памяти образа, когда перед ребенком нет сходного объекта.

Читайте также:  Недоношенный ребенок особенности развития после года

Источник

От автора: Включает примерные показатели развития детей от 0 мес. до 1 года. Может использоваться при анализе уровня развития ребёнка, как материал, включающий историю развития в раннем возрасте, для подбора необходимой коррекционной работы.
При анализе детских страхов использованы материалы А.И. Захарова.

История развития ребенка.

Оценка развития ребенка в период от 0 мес. до 1-г.

Раннее моторное и психоэмоциональное развитие.

1.Вес ребенка при рождении.

2.Крик.

3.Характеристики пе­риода новорожденное, его особенности.

4.Кто ухаживал за ребенком, особенности ухода (брали ли на руки, строго ли соблюдали режим, были ли проти­воречия между ухаживающими).

5.Характер вскармливания, отношение к кормлению ребенка и матери.

1.Характер «поведения» ребенка на первом году жизни в целом:

1.Спокойным или беспокойным был ребенок.

2.Были ли проблемы с питани­ем, сном и т. п. в этот период (например, «ребенок плохо засыпал, путал день с ночью»).

3.Определить характер реак­ции на мокрые пеленки.

4.Тесное пеленание или обле­гающую одежду (т. е. изменение порогов тактильной и проприоцептивной чувствительности).

5.Наличие «страхов» раннего возраста: боязнь интенсивной перемены света, громких звуков, чужих людей.

6.Трудности привыка­ния к твердой пище.

7.Болезненная реакция на изменение режима.

8. Наличие симбиотической связи с матерью (непе­реносимость ее отсутствия).

9.Характер реакции ребенка на другого человека.

2.Психомотор­ное развитие ребенка и реакция матери на достижения ре­бенка:

1.Выявляются сроки моторного развития (сроки возник­новения новых моторных навыков), их последователь­ность:

– наличие или отсутствие периода ползания, сроки его возникно­вения,

– отметить слишком ранние сроки вставания на ноги (до 7 месяцев),

Нормативная последовательность развития моторных навыков:

ВОЗРАСТ

Моторное развитие (движения, статика)

2 месяца

– В положении на животе начинает держать или хорошо держит голову, пытается приподнимать грудь.

– В вертикальном положении пытается удерживать голову 1-2 минуты.

– При поддерживании подмышками хорошо упирается ножками и стоит не подгибая ножек.-

-К концу месяца исчезает гипертонус рук, феномен ползания.

– Хватательный рефлекс – захватывает предметы вложенные в ладошку в течение нескольких секунд.

3 месяца

– Опирается на предплечья лежа на животе высоко подняв голову.

– Хорошо держит голову в вертикальном положении.

– Переворачивается со спины на бок.

– Поддерживаемый подмышками крепко упирается ногами в твердую поверхность, ноги согнуты в тазобедренных суставах.

– Появляется условный рефлекс – открывание рта при приближении к груди матери или при виде бутылочки, ложечки.

4 месяца

– Поворачивается со спины на живот и с живота на спину.

– Упирается полусогнутыми ногами о твердую поверхность.

– Движения становятся более дифференцированными и более свободными – приподнимается на руках в положении на животе, опираясь на ладони, хватает, гладит и удерживает предметы.

– Исчезает физиологический гипертонус ног.

5 месяцев

– Долго лежит на животе, опираясь на ладони вытянутых рук.

– Уверенно переворачивается со спины на живот.

– Берет игрушку из рук взрослого.

– Сидит с поддержкой, придерживаясь за что-нибудь руками, но при сидение его спина может быть сильно согнута – это симптом «складного ножа».

– Поддерживаемый подмышки стоит прямо, не подгибая ножек.

-В каждой руке удерживает по одному предмету не менее 20-30 секунд.

6 месяцев

– Сидит без поддержки.

– Пытается ползать.

– Поднимается на ножки при подтягивании его за руки, при поддержке за грудь делает первые попытки переступать.

– Хватает предметы одной рукой, размахивает погремушкой, поднимает выпавшую из рук погремушку.

7 месяцев

– Хорошо ползает в различном направлении, поднимается на четвереньки, самостоятельно встает на колени.

– При поддержке за обе руки ровно стоит и может переступать ножками, любит прыгать на месте.

– Стучит, размахивает игрушкой, перекладывает из руки в руку, бросает ее.

8 месяцев

-Сам садится сидит и ложится, держась за барьер сам встает, стоит и опускается, переступает.

– Простое подражание в игре: стучит, катает.

– Стоит, придерживаемый за ручки или цепляясь за спинку кровати, может делать попытки ходить. 

9 месяцев

– Ходит, держась за опору.

– Встает на колени.

– Садится из вертикального положения.

– Совершает элементарные движения: собирает мелкие предметы, достает кубики из коробки, бросает игрушки, щелкает языком, стараясь привлечь внимание взрослого.

– С предметами обращается по разному в зависимости от их свойств: шар катает, вынимает один предмет из другого, резиновую игрушку сжимает и разжимает.

10 месяцев

– Идет вперед при поддержке за обе руки, хорошо ходит вдоль опоры.

– Способен влезть на низкую поверхность и сойти (по лесенке пытается пройти 3-4 ступеньки).

– Самостоятельно и по просьбе взрослого выполняет разученные действия с предметами.

– Подражает движениям взрослых (открывает дверцы, не отдает отбираемую игрушку и др.).

11 месяцев

– Самостоятельно стоит, делает первые шаги.

– Хорошо ходит за одну руку.

– Нагибается при поднимании предмета без приседания.

– Приседает без опоры.

– Накладывает кубик на кубик, собирает пирамидку.

12 месяцев

– Ходит самостоятельно (встает, идет и садится без помощи посторонних предметов и взрослого).

Читайте также:  Как выявить отклонения в развитии ребенка 2 лет

– Выполняет действия, заученные ранее, играя с игрушками. Начало сложной игры: водит, кормит куклу. 

 3.Симптомы, имеющие отношение к неврологическому состоянию на первом году жизни :

-наличие мышечной гипо- или гипертонии,

-частые срыгивания,

-дрожание (тремор) рук),

-беспричинные кри­ки,

-судороги на фоне высокой температуры.

4.Характеристика психического развития:

1.Эмо­циональные реакции (первые улыбки, комплекс оживле­ния, страха перед чужими лицами),

2.Характер манипуляций с игрушками, особенности игровых действий (сопровож­дение игровых действий вокализацией и соответствующей мимикой),

3.Важным показателем собственно эмоциональ­ного развития ребенка в этом возрасте является изменение характера игровой активности в присутствии значимых лиц,

4.Оцениваются понимание интонационной стороны речи взрослых, собственно обращенной речи и ее интона­ции,

5.Сроки и особенности речевого развития (гуление, ле­пет, первые слова, определение частей тела),

6.Отмечаются речевые реакции ре­бенка и изменения их интенсивности и качества в присут­ствии взрослых.

Нормативная последовательность  нервно-психического развития (общение, умения и навыки).

ВОЗРАСТ

Нервно-психическое развитие (общение, умения и навыки)

1 месяц

– Фиксирует взгляд на ярких предметах, лице взрослого, плавно следит за движущимся предметом.

– Прислушивается к голосу взрослого, к звуку игрушки.

– Первая улыбка в ответ на разговор взрослого, на игрушку.

– Становление речи – кричит, иногда произносит неопределенные гласные звуки.

-Крик приобретает эмоциональные оттенки.

2 месяца

-За движущимся предметом длительное время следит, рассматривает неподвижный предмет (игрушку, лицо) на расстоянии 50-70 см.

– Ищет источник длительного звука поворотом головы.

– При виде яркого предмета прекращает сосание, замирает.

– Становление речи – начинает гулить.

– Улыбается в ответ на ласковое обращение, разговор, улыбку, тормошение.

3 месяца

– Зрительное сосредоточение на неподвижных предметах в вертикальном положении (до 5-6 минут).

– Поворачивает голову в сторону голоса взрослого (четко улавливает направление звука).

– «Комплекс оживления» в ответ на общение – улыбка, оживленными движения руками и ногами.

– Случайно наталкивается на низко висящую игрушку, замирает при этом, разглядывает.

– Длительное время может гулить, гуление становится разнообразным.

– Сосредоточен на лице говорящего и игрушке.

– Движения рук становятся свободными и целесообразными – тянется к игрушкам, тянет предметы в рот, ощупывает пеленку и др.

– Смеется в хорошем настроении, а криком выражает недовольство , например, если его оставляют одного или укладывают спать.

-Положительные звуки при музыкальных звуках.

4 месяца

– Узнаёт мать, радуется при её виде.

– Находит глазами невидимый источник звука.

– Громко смеется при общении с взрослыми, когда с ним играют.

– При кормлении придерживает грудь матери или бутылочку.

– Долго может заниматься висящими над кроваткой игрушками.- -Неудовольствие выражается хныканьем.

– Гуление становится более длительным, появляются певучие и гортанные звуки.

– Реагирует своим поведением на незнакомое лицо.

5 месяцев

-Различает чужих от близких (по-разному реагирует на лица).

– Узнает голос матери, различает строгий и ласковый тон.

– Во время бодрствования подолгу и певуче гулит.

– Уверенно хватает предметы и тянет их в рот.

– Не берет чужую грудь.

– Ест с ложки густую пищу, держит в руках бутылочку.

6 месяцев

– По-разному реагирует на свое и чужое имя.

– Лепечет, произносит отдельные слоги («ма», «ба», «да» и др.) без смыслового значения.

– Хорошо ест с ложки, снимает пищу губами.

– Может пить из блюдца.

7 месяцев

– На вопрос “где?” находит взглядом предмет на постоянном месте: например, часы, куклу.

– Хорошо ест с ложки, пьет из чашки, которую держит взрослый.

– Долго занимается игрушками.

– Тянется к своему отражению в зеркале.

– Сам поднимает и тянет в рот бутылочку, выпавшую при кормлении. Многие движения имеют вполне определенный эмоциональный оттенок, например ребенок тянется с рук на руки, протягивает руки к знакомым и матери.- Лепечет, повторяет слоги «ма-ма-ма», «ба-ба-ба» и др.

8 месяцев

– Громко, четко и повторно произносит слоги.

– Находит взглядом нужный предмет, выражает мимикой удивление и интерес при виде предметов.

– Выполняет разученные ранее действия, например, “ладушки”, “дай ручку”.

– Сам держит и ест сухарик, печенье.

9 месяцев

– Под музыку совершает плясовые движения.

– Подражая взрослому, повторяет слоги, которые уже есть в его лепете.

– Находит предмет, независимо от его местонахождения.

– Знает свое имя, оборачивается на зов.

– Пьет из чашки, держа руками или если взрослый придерживает ее.

-Спокойно садится на горшок.

-Различает цвета и форму предметов.

-Ищет упавший предмет, запоминает его название.

10 месяцев

– Повторяет за взрослыми слоги.

– По просьбе “дай?” находит и дает знакомые предметы.

– Выполняет разученные действия и движения («дай», «брось», «иди», прячет по просьбе игрушку).

– Называет отдельными слогами различные предметы (собака – «ав», корова – «му»).

– Произносит наиболее легкие слова – «мама», «тата», «баба».

11 месяцев

– Произносит первые упрощенные слова-обозначения «кис–кис», «ав–ав».

– Некоторые слова в речи взрослого начинают приобретать обобщенный характер (на вопрос «где собачка?» приносит мягкую плюшевую или резиновую игрушку-собачку).

Читайте также:  Цели и задачи развития художественной одаренности ребенка

– По предложению взрослого выполняет разученные действия с игрушками (покажи у киски глазки, носик, покачай собачку и др.). 

12 месяцев

– Произносит до 6–10 облегченных слов, повторяет новые слова.

– Понимает без показа названия нескольких предметов, знает имена нескольких взрослых и детей.

– Указывает части тела.

– Понимает слово «нельзя», выполняет отдельные поручения.

– Сам без помощи пьет из чашки.

– Пытается участвовать в одевании, умывании.

5.Развитие речи.

(0 – 3 мес.) 

Развитие эмоционально-выразительных реакций.

Крик – первая голосовая реакция. Крик здорового ребёнка – звонкий и продолжительный. К 2 – 3 месяцам жизни отражает состояние крохи. Интонации при крике становятся разнообразны. Так, например, крик голодного малыша пронзительный и настойчивый, а крик при дискомфорте вялый и невыразительный. Появляется «комплекс оживления» – простейшая форма доречевого общения со взрослым в виде улыбки, общих хаотичных движений, звуков, зрительного прослеживания за взрослым.

(3 – 6 мес.) 

Время появления голосовых реакций (гуления и лепета).

К третьему месяцу или чуть раньше появляется гуление. Гуление – протяжные негромкие певучие звуки: “а-а-а-а”, “гу-у-у”, “а-бм”, “бу” и т.д. Эти звуки либо просты для произношения, либо связаны с актами сосания и глотания. В период гуления появляется интонация радости. Кроха гулит, когда ему хорошо: он выспался, сух и сыт. В 4 месяца звуковые сочетания усложняются и появляются новые: “гн-агн”, “рн”, “кхн” и т.д.

(6 – 10 мес.)

 Начало развития понимания речи, активного лепета.

От 7 – 8 месяцев и до 1 года новых звуков появляется мало. Ребёнок много раз подряд ритмически повторяет «тя-тя-тя…», «гы-га-гы…» и другие лепетные цепи.

 Появляются лепетные слова, которые малыш соотносит с определёнными лицами, предметами, действиями. «Би-би» – показывает на машину, «топ» – шагает, «ма-ма» – обращается к маме и т.д. Лепетные слова состоят из тех звуков, которые приближены по звучанию к звукам родного языка (в отличие от звуков гуления). У здоровых ребятишек речь эмоционально выразительна. В процессе общения со взрослыми малыш пытается подражать интонации, темпу, ритму звучащей речи, сохранять общий контур слова.

В этот период формируется понимание речи окружающих. Уже в 7 – 8 месяцев дети начинают адекватно реагировать на слова и фразы, которые сопровождаются жестами и мимикой. Ребёнок поворачивает голову в ответ на вопросы «Где папа? Баба?». Реагирует на своё имя. Знает обычное местонахождение домашних предметов (часов, кроватки…), если их раньше показывали и называли. Другими словами, начинает развиваться соотношение звукового образа слова с предметом. Полное непонимание обращённой речи является тревожным сигналом!

(10 мес. – 1 год)

Время появления первых слов.

Появляются первые слова – слова-предложения. Одно и тоже слово может выражать чувства, желания и обозначать предмет. «Мама» – это и обращение, и просьба, и жалоба. Первые слова состоят из парных одинаковых (намного чаще) и неодинаковых слогов: «па-па», «ди-ди», «би-ка» и др. При этом один слог выделяется громкостью и длительностью. Так закладывается ударение. Речевая активность в этом возрасте ситуативна и зависит от эмоционального участия взрослого в общении. В 1 год здоровый малыш владеет 8 – 10 словами типа «кис-кис», «му», «ням-ням».

6.Отмечаются заболевания и/или травмы пер­вого года жизни.

7.Страхи до года.

1.Некоторые рефлекторные реакции беспокойства типа вздрагивания или оцепенения при резком звуке, резкое изменение положения или потерю равновесия (опоры), а также приближение большого предмета, внезапной перемене положения присущи уже новорожденным.

2. С 1,5 мес. возможны реакции беспокойства в ответ на достаточно продолжительный уход матери или шумную обстановку в семье.

3. К 3 мес. ребенок более спокоен дома и только с теми взрослыми, которые любят детей, разговаривают с ними и восхищаются, т. е. ведут себя как мать. Легко передается и беспокойство матери, если она спешит, волнуется, так как меняется ее привычный образ действий и поведения.

4.Однако собственно о страхе, а не о реакциях беспокойства можно говорить не раньше 6 мес.

После 6 мес. ребенок не пугается сразу при неожиданном воздействии извне, громком звуке и не плачет, как раньше, а смотрит на выражение лица матери, как бы проверяя ее реакцию. Если она улыбается, давая понять, что ничего не случилось, все хорошо, то ребенок быстро успокаивается. Если мать вместо этого сама испугана, то подобная реакция распространяется и на ребенка, усиливая его чувство беспокойства. Таким образом, реакция матери является первичным откликом ребенка на опасность.

5.Беспокойство, испытываемое детьми в 7 и 8 мес. жизни, можно обозначить соответственно как исходные состояния тревоги и страха.

Тревога в 7 мес. — это беспокойство в ответ на уход матери, прерывание контакта, отсутствие поддержки, т. е. реакция на разрыв групповых, основанных на привязанности, отношений.

6. Страх посторонних, незнакомых, чужих взрослых в 8 мес. — это проявление собственно страха как состояния аффекта в ответ на конкретную для ребенка угрозу извне.

7. Страх глубины (при купании) в возрасте до 1 года.

Источник