Познавательное развитие ребенка наблюдение на прогулках

«Познавательное развитие детей на прогулке»

Прогулка – одна из сложнейших видов деятельности воспитателя, важнейший режимный момент, требующий от педагога высокого профессионализма.  

Каждая прогулка структурирована по определенному плану: самостоятельная двигательно-игровая деятельность, подвижные игры, познавательно-исследовательская деятельность, организованная физкультурная разминка, наблюдения за явлениями природы и погоды, трудовая деятельность.

Одна из известных педагогов Н. К. Крупская считала, что природа – это первый воспитатель ребенка. Наблюдая природу, ребенок учится видеть, понимать и ценить красоту природы.

В процессе организации прогулок помимо формирования физического развития у ребенка развиваются познавательные интересы. «Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, тем больше он знает, и усвоил, тем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность»,- писал классик отечественной психологической науки Лев Семёнович Выгодский.

«Познавательное развитие» – одна из пяти образовательных областей, прописанных в ФГОС, особенно значима для формирования личности дошкольника, т. к. предполагает развитие интересов, любознательности и познавательной мотивации. Реализуя образовательную область «Познавательное развитие», во время организации прогулок, мы формируем первичные представления ребенка не только о себе, но и об окружающем его мире в целом: об особенностях природы, о смене времен года, о живой и неживой природе.

Большое место на прогулке отводится наблюдениям за природными явлениями и общественной жизнью. Ежедневные наблюдения на прогулке обогащают представления детей о мире природы, людей; обогащают детские этические представления. Во время наблюдения ребёнок учится анализировать и сравнивать, делать выводы и выяснять закономерности, у него появляется потребность утвердиться в своем отношении к окружающему миру путём созидания.

Очень познавательны и интересны для ребенка и целевые прогулки. Они способствуют развитию познавательных интересов у дошкольников.

Если рассматривать целевую прогулку в младшей группе, где возрастной порог детей 3 – 4 года, то такой прогулке уделяется всего 1 раз в неделю на небольшие расстояния, по улице, где находится детский сад. Воспитатель здесь должен обращать внимание детей на дома, транспорт, пешеходов, и дать детям элементарные представления, которые касаются их возраста, например название транспорта, названия домов.

На целевых прогулках дети получают много непосредственных впечатлений об окружающем, расширяется их кругозор, углубляются знания и представления, развивается наблюдательность и любознательность.

Для повышения уровня познавательного интереса маленьких детей использовались следующие формы работы.

1. Наблюдение. Красота и многообразие природы в любое время года, изменения внутри каждого из них непосредственно влияют на эмоциональное состояние детей, вызывают у них желание наблюдать, спрашивать, исследовать, говорить.

Во время прогулок рассматривать окружающую нас природу, а именно: деревья, цветы, травку, жучков, птиц, животных… Беседовать о явлениях природы – идёт снег, дождь, светит солнце, дует ветер и т. д.

Прежде всего, постоянные, многократно повторяющиеся наблюдения за животными, растениями, объектами и явлениями неживой природы в сочетании с играми, простейшими практическими и поисковыми действиями, чтением детских книг, использованием фольклорных форм, коротких стихов, поговорок, потешек.

Процесс приобщения малыша к природе должен осуществляться в интересной игровой форме, эмоционально, вызывать радостное настроение, удивление от узнавания нового и радость от первых успехов. С ребятами проводятся различные опыты с водой, песком, организую наблюдения за цветами. Рассматривая с детьми растение, обращается внимание на его структурные части, называю их.

В уголке природы есть мини-огород, где зимой выращивается лук, морковь, зелень, свеклу. Дети наблюдают, как они растут, ухаживаем за ними. Педагог показывает, как правильно посадить луковицу (в землю и в банку с водой), предварительно рассмотрев ее с ребенком.

У ребят развиваются такие качества , как трудолюбие, доброта и забота об окружающем нас мире.

Малышам очень нравятся игры – эксперементирования с водой, песком, камешками и др., которые способствуют сенсорному развитию, расширению и углублению представлений о свойствах и качествах природных материалов.

В воде тонут камешки, а деревянные лодочки плавают. Если камешки намочить, то они изменятся – заблестят.

Все действия должны сопровождаться речью воспитателя и карточками-помощниками. Особенно интересны малышам опыты с сыпучими материалами.

  • «Что же там спрятать?» В песок прячется какой либо предмет, ребенок его ищет.

Разнообразный посильный труд доставляет детям много радости, и вызывает интерес к трудовой деятельности.

Всякий раз инициатива детей поощряется, достижения ими положительного результата.

Иллюстрированный материал помогает уточнить и конкретизировать представления, полученные с помощью наблюдений.

Все это помогает педагогу решить целый комплекс образовательных задач: уточнить и упрочить полученные представления об объектах природы, активизировать познавательную и речевую деятельность, стимулировать разнообразные переживания: доброжелательность, сострадание, желание оказать помощь, удивление, радость и др.

Слушая и запоминая содержание художественных произведений, малыши не только узнают о природе нечто новое, но, главное, приобретают опыт переживания, развиваются эстетически.

Дети знакомятся с короткими художественными произведениями, понятными по содержанию, сопровождающиеся иллюстрациями: «Цыпленок» К. Чуковского, стихи А. Барто, №Кто сказал мяу» В. Сутеева, рассказы Е. Чарушина , К. Ушинского и др.

Особенно нравятся малышам фольклорные тексты: «Идет коза рогатая», «Жили у бабуси..», «Сорока-сорока» и др.

Они с удовольствием слушают рассказы, стихи, следят за развитием сюжета и эмоционально реагируют на него, просят повторить знакомые произведения.

На прогулках дети непосредственно воспринимают природные объекты и явления. Малыши любят играть в подвижные игры «Солнышко и дождик», «Воробушки и автомобиль», «Птички в гнездышках», «Раз, два, три… к березе беги», «Раз, два, три… елку найди!». Дети с удовольствием бегают и играют.

Что, прежде всего, интересно малышу на улице? Погода! Ее состояние и постоянные изменения. Тепло или холодно, идет дождь, снег, светит солнце, дует ветер.. Собираясь гулять, мы берем на прогулку куклу в одежде по сезону. При этом советуюсь с детьми, что же лучше на нее надеть, обратив внимание на то, как одеты они сами.

Дети часто смотрят на небо. Какое оно огромное, высокое, какой простор открывается вверху!

А какое оно разное по цвету! – голубое, синее; облака белые и темные плывут по небу. Чудесная картина!

На участке имеется вертушка из пластиковых бутылок, покрашенная  в яркий цвет.

Каждую прогулку проводится наблюдение за ветром. Если вертушка сильно крутится – значит, ветер сильный.

Это доставляет большую радость детям. В ветреную погоду обращается их внимание на то, как ветер качает ветки деревьев, и предлагаю послушать его песню: «У-у-у» – это ветер дует.

Взор ребенка привлекает, прежде всего, все яркое и красочное. Поэтому, при наблюдениях на прогулках, я выбираю отельные, самые яркие объекты и явления, присущие каждому времени года.

Каждый сезон по-своему прекрасен! Осень – унылая пора! Очей очарованье, приятна мне твоя прощальная краса…»

Время расцвечивания листьев и листопада – красивое и удивительное явление в жизни природы.

Ребенку предлагается положить листочек на ладошку. «Большой он или маленький? Да, правильно, большой. Больше ладошки, всю ее закрыл. Нравится тебе листик? И мне нравится, он очень красивый. А какого он цвета?».

Дети собирают листочки и составляют из них букет. При наблюдениях используются стихи:

Листопад, листопад,

Листья желтые летят,

Листья под ногой шуршат,

Скоро голый будет сад.

Очень важно сочетать наблюдения с разнообразными играми. Дети с удовольствием делают шапочки из собранных листьев, складывают их черенками.

Осенью проводятся наблюдения за дождем. Эти наблюдения всегда интересны малышам. Дождь стучит по крышам и дорожкам: «Кап-кап-кап». Обращается внимание на лужи в разных местах. Педагог напоминает, что в лужи не нужно наступать, чтобы не промочить ножки.

С похолоданием обращается внимание малышей на то, что цветов на клумбе все меньше и меньше: «Им холодно, они завяли».

Дети наблюдают за воробьями, голубями, воронами, которые остаются с нами в холодное время. Поясняется, что птиц нужно покормить, насыпать им зернышек. Наблюдаем, как улетают стаи птиц в теплые края. Малыши любят подражать птичкам. Поэтому мы играем с ними в подвижные игры. «Воробушки и автомобиль», «Птички в гнездышках» (птички летают и клюют).

Зима – это время холода и мороза, коротких дней, и ослепительного снега. Идет снег, он приносит тишину. Во время снегопада малыши наблюдают, что снег белый, очень красивый.

       Белый снег пушистый

       В воздухе кружится,

       И на землю тихо

       Падает, ложится.

       Вместе с детьми рассматриваются снежинки на одежде. Их много – много! Они белые, холодные!

       Снег пушистый, серебристый

       Мягким стелется ковром.

       И снежинки, как пушинки,

       Вьются весело кругом.

       Ребята убеждаются сами, что холодные снежинки на теплой ладони исчезли – растаяли. А на земле они не таят, и образуют много снега, сугробы.

       В теплую погоду дети узнают, что снег липкий, из него можно лепить снежки, сделать много разных построек (снеговика, колобка и др.)

        «У меня в руке снежок, я слепила пирожок».

       Обращается внимание  детей на то, что снег пушистый, сухой, рассыпается (подбрасываю его лопаткой вверх, из такого снега лепить нельзя).

       Малыши любят принимать посильное участие в работе по уборке снега на участке, расчищают дорожку.

       В зимнее время деревья и кусты стоят голые, без листьев. Ребятам предлагается отыскать дерево, выделить у него ствол, ветки (ствол один, веток много). Дети третьего года жизни уже распознают зеленую елочку и белоствольную березу, которые отчетливо выделяются на фоне белого снега. Проводятся игры: «Раз, два, три, елочку найди!», «Раз, два, три, к березе беги!».

        Зимой педагог заботится о том, чтобы малыши заботились о птицах, кормили их. Поэтому на каждую прогулку берется корм для них, его кладут в кормушку. Малыши наблюдают за птицами. «Вы заметили, какие птицы прилетают к нашей кормушке? Все ли они одинаковые? Что они делают? Посмотрите, клюют ли они корм?».

       Предлагается рассмотреть внешний вид птиц, сравнить их по величине:  Кто больше – воробей или голубь?  Ведется наблюдение за поведением птиц и дети отличают: одни храбрые, а другие пугливые. Они уже называют характерные действия птиц:  клюют корм, летают, прыгают, ходят. А затем сами начинают с удовольствием бегать, подпрыгивать, имитируя движения птиц.

       Весна – особое время года, торжество света и тепла, большой воды и первой зелени.

       С потеплением ребята наблюдают за таянием снега, появлением первой зеленой травы, зеленых листочков на деревьях и кустах, птицами  и насекомыми.  Малыши узнают, что солнышко стало греть сильнее, светит ярко, потеплело.

  Педагог предлагает им подставить личико и протянуть ручку к солнышку: «Чувствуете, как тепло рукам и лицу, как греет солнце?».

       Обсуждается  с детьми, почему они сменили шубки, теплую одежду  и обувь на более легкую.

       Малыши любят играть у воды: в ручейки пускают лодочки, щепки, бумажки. В апреле мы с ними  наблюдаем за травкой: «Поищем вокруг, где еще выросла красивая, зеленая травка?».

       Стало солнышко пригревать,

       Землю мокрую ласкать,

       И трава очнулась,

       К солнцу потянулась.

       Нравятся малышам искать первые весенние цветочки: мать-и-мачеху, позже – одуванчики.

«Ах, какие красивые желтые цветы!» Мы не только любуемся красотой растений, но и рассматриваем их.

       Одуванчик золотой –

       Цветик милый и простой.

       Он сидит среди травы, Средь зеленой муравы

       Прямо к солнышку лицом.

       Педагог постоянно приучает детей бережно относиться к природе: не топтать траву, не рвать цветы.

       Летом дети много времени проводят на воздухе, среди прекрасной природы, что позволяет полнее использовать окружающие природные объекты для воспитания у них любви, бережного, гуманного, правильного отношения ко всему живому.

        Малышам важно показать многообразие красивых цветущих растений.

       Большую радость у детей  вызывает рассматривание клумбы с цветами, любование ею.

Обращается  внимание на то, какие цветы разные, большие и маленькие. Предлагается понюхать их. Детей приучают беречь цветы, не рвать их.

      Во время прогулок дети часто встречают разных насекомых, у них возникает желание поймать бабочку, стрекозу. Педагог объясняет, что  этого делать нельзя, что ими нужно любоваться. Дети «превратиться в бабочек», бегают и махают крылышками. Так дети постепенно учатся понимать природу.

Таким образом, познание природы детьми – это насыщенное радостными впечатлениями восприятие разнообразных ярких объектов и явлений, мира животных, растений, неживой природы, практическое экспериментирование с ними. Мы – взрослые, обращаем внимание ребенка на яркий цветок, летящую бабочку, красивый камушек, пушистые хлопья снега. Помогая дошкольнику активно познавать природу (нюхать, трогать, слушать, насыпать, переливать, крошить) следует ненавязчиво предлагать ему экологически целесообразные виды деятельности в природе, взамен тех, которые он иногда практикует. Из этого следует, что простор и свежий воздух необходимы для гармоничного развития ребенка.

Литература

  1. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. М.: 1991.
  2. Гончарова Е.В. Технология экологического образования детей 2 мл. группы. Екатеренбург.: 2002.
  3. Калиниченко А.В., Микляева Ю.В. Развитие игровой деятельности дошкольников. М.: 2004.
  4. Козлова С.А. Дошкольная педагогика. М.: 2000.
  5. Логвинова В.И. Дошкольная педагогика. Ч.1.,М.: 1988.
  6. Маневцева Л.М., Саморукова П.Г. Мир природы и ребенок. Методика экологического воспитания дошкольников. СПБ.: 1998.

Источник

Елена Эрмансон
Развитие познавательного интереса к природе посредством наблюдения на прогулках у детей младшего дошкольного возраста

Познавательная активность детей в дошкольном возрасте очень высокая; каждый ответ взрослого на детский вопрос рождает новые вопросы. Значит мир, чуть приоткрыв свои тайны, вызывает любознательность у маленького человека, желание узнать больше.

Как помочь малышу проникнуть в суть доступных ему явлений? Как научить его «видеть» и «слышать», понимать все природные изменения, происходящие вокруг его, особенно в условиях города?

Это проблема не одного дня. Нужна постоянная, кропотливая работа.

Проанализировав данную ситуацию, решила уделять большое внимание на развитии познавательного интереса во время проведения наблюдений на прогулках.

Что такое наблюдение?

Наблюдение – познавательная деятельность, доступная ребенку, развивающая его умственные способности (наблюдательность, умение сравнивать, рассуждать и т. д.). этот вид деятельности позволяет углублять знания о природе, о значимости ее компонентов, о зависимости живой природы от неживой.

Ребенок познает мир, природу. Здесь он первооткрыватель, исследователь, а порой и неудачник. Не сразу удается перейти через ручеек, т. к. нет опыта, нет умения оценивать расстояние «на глазок». И не от рождения мы знаем, что крапива «кусается», а репейник пристает, а льдинка тает от тепла наших рук. Все это познает ребенок в результате личного опыта и наблюдения.

Наша задача:

• научить замечать необыкновенное в обыкновенном;

• сопровождать чувственное познание словом;

развивать ориентировку в предметах живой и неживой природы;

• дать понятие о их взаимозависимости;

• вызывать доброе чувство к наблюдаемым объектам.

Решение этих задач доступно детям трех лет. Учитывая особенности развития детей младшего возраста, был составлен примерный перспективный план проведения наблюдений на прогулках.

Почему примерный? Ведь наблюдения не может быть построено по какой-то заданной схеме.Оно зависит от различных обстоятельств: от природных явлений, от настроения детей группы, от тех занятий, которые запланированы и т. д. поэтому, планируя наблюдения, мы учитываем все эти факторы, а также выделяем круг явлений или предметов (объектов) природы, которые интересны детям в определенный период.

Ведь каждое время года имеет свои неповторимые особенности:

– летом обращаем внимание на многообразие цветов, оттенков зелени, запахов, изучаем свойства песка, воды;

– осенью сравниваем листья по форме, цвету, любуемся красотой увядания природы;

– зимой познаем свойства снега и льда, любуемся красотой зимнего убранства;

– весной наблюдаем пробуждение природы, прилет птиц, появление первых цветов, обращаем внимание на красоту цветущих деревьев.

Наблюдения начинаем с явлений неживой природы, поскольку от нее зависят изменения в жизни животных и растений. Этим занимаемся в разное время суток на прогулках, экскурсиях (на территории детского сада, в повседневной жизни. Объектами наблюдений стали солнце, луна, радуга, туман, иней, дождь, тучи, ветер, пузыри в лужах во время дождя и многое другое.

Дети также вместе с родителями наблюдают за объектами природы дома, по дороге в детский сад, в выходные дни, на даче. А потом в группе мы вместе с детьми беседуем об увиденном, подкрепляя знания чтением стихотворений, рассказов, рассматриванием картин.

Из растительных и животных объектов для наблюденийбыли отобраны наиболее распространенные: одуванчик, тополь, береза, ноготки, мухи, муравьи, пауки, дождевые черви, воробьи, вороны, голуби, сороки, синицы, кошки, собаки и др.

Данные объекты доступны для наблюдения.

При организации познавательной деятельности дошкольников во время наблюдения на прогулке использую цикл наблюдений на одну тему. В цикле осуществляется распределение всего объема знаний на «порции», что обеспечивает постепенное, а значит более надежное их усвоение. Каждое следующее наблюдение позволяет демонстрировать новые особенности знакомого объекта, расширять и уточнять имеющиеся представления. Именно многоразовое (но с разной целью) обращение к одному и тому же объекту формирует у детей устойчивый интерес к нему, в результате чего возникает потребность в новых (что более ценно) самостоятельных наблюдений.

Для закрепления знаний, полученных в ходе наблюдений, предлагаю детям нарисовать увиденное. В рисунке они выражают свое отношение к тому, что увидели, услышали, о чем узнали, как бы заново переживают увиденное. А в результате обогащаются знания, уточняются представления об объекте, явлении природы, развивается наблюдательность и память.

На прогулке внимание детей привлекает всё – камешки, цветочки, жуки, деревья – всё, что попадает в их поле зрения. Выбрав себе объект для познания,ребенок обследует его самыми разнообразными способами: гладит, сжимает, нюхает, бросает, стучит, т. е. проделывает с ним разнообразные действия. От действуя, он получает информацию. Иными словами, ребенок познает мир по принципу: что вижу, с чем действую, то и познаю. Поэтому, проводя наблюдения, опираюсь на данный принцип, дети получают информацию при непосредственном рассматривании объекта. Близкое общение с объектом дает конкретное знание, вызывает положительные эмоции.

Известно, что дети младшего возраста, как когда-то и наши предки, легко наделяют объекты окружающего мира чувствами. С возрастом эта особенность детской психологии исчезает. Поэтому, именно в младшем возрасте, легко научить ребенка уважать и понимать животное или растение сочувствовать им, признавать за ними право на жизнь.

Эту особенность детской психологии стараюсь использовать, побуждая ребенка на этические и эстетические чувства во время наблюдений,а именно: разговариваем с объектом живой природы (с березой, травкой, муравьями и др., наделяя его человеческими качествами и ответным чувством к доброму поступку малыша.

Например:

– Посмотрите, как березка тянется к вам своими веточками.Она шепчет: «Спасибо, дети, что погладили меня, ласково спели про меня песенку».

– Вводим в наблюдениеэлементы поэзии и детского фольклора: «Белая береза под моим окном, принакрылась снегом, словно серебром».

– Рассказываем о добром отношении человека к природе, восхищаясь ее красотой.

– Отождествляем природный объект с человеком,ласково обращаемся к нему: березонька – красавица, травушка – муравушка, солнышко – ведрышко и т. д.

– Вводим элементы игры, побуждая малыша к игровому взаимодействию с природным объектом: «Покажи, какой маленькой была елочка, а какой она стала сейчас?»

Гуляя на прогулках, стараемся обратить внимание на любое природное явление, побудить задуматься над ним, порассуждать, понаблюдать, дать исчерпывающий ответ.

Например:

Куда спешишь муравей? А почему у одного дерева листья только желтые, а у другого красные? Почему раскричались вороны? и т. д.

И конечно, знакомя или наблюдая за каким-либо объектом обращаю внимание на эмоциональную сторону своей речи. Важно, чтобы она отражала те чувства, которые вызвал наблюдаемый объект, и соответствовала эстетическому чувству, возникшему при его восприятии.

Например:

Наблюдая за тихо падающим снегом,можно прочитать строчки: «Тихо, тихо снег идет …» или «Белый снег пушистый в воздухе кружится …» и т. д.

Эти примеры говорят о том, что помощниками образного, яркого, эстетического отражения явлений природы в слове является художественная литература. Это стихи А. С. Пушкина, рассказы В. Сутеева, Чарушина, К. Чуковского, Л. Н. Толстого и др.

Большое внимание по данному виду деятельности уделяем работе с родителями. Родители «открывают» ребенку первые духовные, чисто человеческие ценности своими поступками, своим восприятием мира.

Помимо традиционных форм работы (консультации, беседы) предлагаем серию наблюдений в природеи специальных заданий типа: полюбоваться травами, осенними листьями, цветами, прислушиваться к голосам птиц, понаблюдать за снегом, пузырями на лужах. Одним словом, пристально вместе с детьми вглядываться, вслушиваться в жизнь. Эти предложения, советы, задания размещаем на информационном стенде для родителей.

Анализируя работу по развитию познавательного интереса к природе во время наблюдения на прогулке, я вижу, что уровень экологической воспитанности детей вырос. Дети стали более внимательны к окружающей природе, стараются «не обижать» насекомых. Не рвать цветы, проявляют любознательность, задают вопросы природоведческого характера.

Обогащая детей яркими впечатлениями, природными явлениями, научили всматриваться, любоваться и восхищаться, проявлять пытливость и наблюдательность, заботиться об окружающей природе.

Источник