Познавательное развитие ребенка как овладение умственными действиями

Познавательное развитие ребенка как овладение умственными действиями thumbnail

Алёна Рыбалко
Познавательное развитие детей дошкольного возраста

Познавательное развитие дошкольников.

Детство – незабываемая, интересная пора. Пора поисков, исследований, вопросов, экспериментов. Пора «почемучек». Так любя мы называем детей, которые жадно ищут ответы на терзающие их вопросы. Малыш – природный исследователь окружающего мира, а этот мир открывается ребенку через его личные ощущения, действия, переживания, через его, пусть еще такой маленький, но жизненный опыт. На сегодняшний день развитие познавательных способностей, активности детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Очень важно развить у ребёнка мышление, внимание, речь, пробудить интерес к окружающему миру, сформировать умение делать открытие и удивляться им.

В соответствии со Стандартом, познавательное развитие – это одна из пяти образовательных областей программы дошкольного образования, которая предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира, о малой родине и Отечестве.

Таким образом, актуальность данной темы обусловлена тем, что дошкольный возраст важный период в жизни человека. В этом возрасте закладываются основы будущей личности, формируются предпосылки не только физического и нравственного, но и умственного развития ребёнка. И если ребёнку, испытывающему трудности в овладении знаниями, умениями, навыками, не помочь развить познавательные способности (так необходимые в обучении) в дошкольном возрасте, то при переходе его в школу, он столкнётся с огромным количеством трудностей при усвоении учебного материала.

Развитие познавательной потребности идет неодинаково у разных детей. У одних она выражена очень ярко и имеет, так сказать, “теоретическое” направление. У других она больше связана с практической активностью ребенка. Конечно, такое различие обусловлено прежде всего воспитанием. При этом каждому возрастному этапу присуща своя интенсивность, степень выраженности, содержательная направленность познания.

Познавательное развитие – это совокупность количественных и качественных изменений, происходящих в познавательных психических процессах, в связи с возрастом, под влиянием среды и собственного опыта ребенка. Ядром познавательного развития является развитие умственных способностей. А способности, в свою очередь, рассматриваются, как условия успешного овладения и выполнения деятельности.

Федеральный государственный стандарт ДО считает формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности одним из принципов дошкольного образования.

Задачи познавательного развития:

1. Развитие потребностно-мотивационной сферы

(интересов, любознательности, познавательной мотивации);

2. Формирование познавательных действий, становление сознания;

3. Развитие личностных качеств (воображения, творческой активности);

4. Формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира;

Познавательное развитие детей – одно из важных направлений в работе с детьми дошкольного возраста. Ребенок появляется на свет с врожденной познавательной направленностью, помогающей ему адаптироваться к новым условиям своей жизнедеятельности.

Учёными-педагогами выявлены педагогические условия, которые обеспечивают достаточно устойчивые познавательные интересы дошкольников:

• Создание обогащённой предметно-пространственной среды для начала развития интереса;

• Включение занимательности в содержание занятий;

• Создание проблемно-поисковых ситуаций;

• Вовлечение в выполнение творческих заданий;

• Интеграция разнообразной деятельности;

• Организация экспериментирования;

• Стимулирование проявления положительно-эмоционального отношения ребёнка к явлениям, предметам и видам деятельности.

Цели и задачи познавательного развития в разных

возрастных группах.

В первой и второй младших группах (2–4 года) особенно важно поддержать (а в некоторых случаях заложить) в ребёнке такие качества, как любознательность, интерес к исследованию.

В раннем возрасте объектом познания являются окружающие предметы, их действия. Дети этого возраста активно познают мир по принципу: “Что вижу, с чем действую, то и познаю”. Накопление информации происходит благодаря манипуляции с предметами, личному участию ребенка в различных ситуациях, событиях, наблюдениям ребенка за реальными явлениями. Необходимым условием активности познания является разнообразие и сменяемость предметной сферы окружающей ребенка, предоставление свободы исследования (предметно-манипулятивная игра, резерв свободного времени и места для разворачивания игр.

В средней группе (4–5 лет) дети продолжают расширять свои представления о мире, обогащать словарный запас. В 4 года познавательное развитие ребёнка переходит на другую ступень – более высокую и качественно отличную от предыдущей. Средством познания становится речь. Развивается умение принимать и правильно понимать информацию, переданную посредством слова. Познавательная деятельность приобретает новую форму; ребёнок активно реагирует на образную и вербальную информацию и может ее продуктивно усваивать, анализировать, запомнить и оперировать ею. Словарь детей обогащается словами-понятиями.

В старшей группе (5–6 лет) ребята не менее любознательны, чем на предшествующих этапах дошкольного образования, однако с возрастом у них совершенствуется усидчивость, способность на более длительное время концентрироваться на интересующем предмете, стремление к самостоятельному опытному поиску ответов на вопросы, возрастает чувство ответственности. Старший дошкольник познает уже “большой мир”. В основе детского отношения к миру находятся заботливость, доброта, гуманность, сострадание. Дети уже могут систематизировать накопленную и полученную информацию, посредством логических операций устанавливать связи и зависимости, расположение в пространстве и во времени.

Читайте также:  Индивидуальный образовательный маршрут развития ребенка в доу образец

В подготовительной к школе группе (6–7 лет) подводятся итоги воспитательной работы всех предыдущих лет пребывания ребёнка в детском саду. К этому времени у воспитанников должна сформироваться привычка следовать определённому режиму дня, а также развиться навык самостоятельно наблюдать и анализировать информацию.

Этапы познавательного развития.

Детский дошкольный возраст – самое благоприятное время для формирования образа мира. Взрослые познают мир умом, а маленькие дети через эмоциональное отношение к объекту.

I. Этап– Любопытство. Занимательность предмета, яркость объекта, обнаружение его могут являться фактором для проявления любопытства, при этом, не уделяя особого внимания его сущности. Эти особенности свойственны детям 2-3 лет. Самостоятельно постигать скрытые характеристики трёхлетний ребёнок не может, ему необходима помощь взрослых. Игровая ситуация является основой для получения знаний. В игре дети знакомятся с явлениями природы, получают первоначальные навыки общения со сверстниками, учат правила общения в коллективе.

На помощь педагогу приходят различные игрушки животных, куклы, герои мультфильмов и сказок, с которыми через обыгранные ситуации дети познают мир.

II. Этап – Любознательность. Характеризуется стремлением ребёнка проникнуть за пределы первоначально увиденного и воспринятого. Это ценное состояние личности, активное видение мира. На этой стадии проявляются сильные эмоции удивления, радости познания, удовлетворённости деятельностью. Физиологические изменения в коре головного мозга, совершенствование психических процессов, высокая степень овладения речью, накопление определённого словарного запаса. Прежде всего, предоставлять детям информацию о непосредственно близких детям проблемах, рассказывать о природе и её представителях, живущих в непосредственной близости от нас, вызывать у детей положительные эмоции.

III. Этап – Познавательный интерес. Характеризуется повышенной устойчивостью, ясной избирательной целенаправленностью на познаваемый предмет, познавательными мотивами. Ребёнок –дошкольник способен проникнуть в сущность отношений, установить связи и закономерности освоения действительности. Проявлением познавательного интереса считается стремление ребёнка самостоятельно отвечать на поставленные вопросы в ходе исследования окружающего мира, например, экспериментирования

IV. Этап – Познавательная активность. Основой которой служит целостный акт познавательной деятельности – учебно-познавательная задача. В возрасте шести лет у детей накоплено много сведений об окружающем мире. Ребёнку в старшем дошкольном возрасте требуется дифференцировать знания, упорядочить информацию, установить причинно – следственные взаимосвязи. С ростом и развитием ребёнка познавательная активность перерастает в познавательную деятельность, свойственную взрослым людям. Благодаря познавательной активности ребёнка происходит зарождение первичного образа мира, и его образа «Я» в этом мире.

Основные направления познавательного развития.

Образовательная область «Познавательное развитие» включает в себя 5 взаимосвязанных блоков:

1. Формирование элементарных математических представлений.

2. Развитие познавательно-исследовательской деятельности.

3. Ознакомление с предметным окружением

4. Ознакомление с социальным миром.

5. Ознакомление с миром природы.

Формирование элементарных математических представлений.

Что подразумевается под понятием ФЭМП у дошкольников – это распознавание величины предметов и сравнение этих величин; овладение счетом; развитие представлений о пространственных отношениях; знакомство с геометрическими фигурами; развитие представлений о времени; измерение и некоторые меры; доли; сравнение предметов.

Ознакомление с предметным окружением.

Развитие восприятия, внимания, памяти, наблюдательности, способности анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений окружающего мира; умения устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями, делать простейшие обобщения. Учить детей называть цвет, величину предметов, материал, из которого они сделаны (бумага, дерево, ткань, глина); сравнивать знакомые предметы (разные шапки, варежки, обувь и т. п., подбирать предметы по тождеству (найди такой же, подбери пару, группировать их по способу использования (из чашки пьют и т. д.). Ознакомление с предметным миром (название, функция, назначение, свойства и качества предмета); восприятие предмета как творения человеческой мысли и результата труда. Формирование первичных представлений о многообразии предметного окружения; о том, что человек создает предметное окружение, изменяет и совершенствует его для себя и других людей, делая жизнь более удобной и комфортной. Вызвать интерес детей к предметам ближайшего окружения: игрушки, посуда, одежда, обувь, мебель, транспортные средства.

Ознакомление с социальным миром.

Ознакомление с окружающим социальным миром, расширение кругозора детей, формирование целостной картины мира. Формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках. Формирование элементарных представлений о планете Земля как общем доме людей, о многообразии стран и народов мира Вызвать интерес к труду близких взрослых. Побуждать узнавать и называть некоторые трудовые действия (помощник воспитателя моет посуду, убирает комнату, приносит еду, меняет полотенца и т. д.). рассказывать, что взрослые проявляют трудолюбие, оно помогает им успешно выполнять трудовые действия.

Ознакомление с миром природы.

Ознакомление с природой и природными явлениями. Формирование элементарных экологических представлений. Формирование понимания того, что человек — часть природы, что он должен беречь, охранять и защищать ее, что в природе все взаимосвязано, что жизнь человека на Земле во многом зависит от окружающей среды. Воспитание умения правильно вести себя в природе. Воспитание любви к природе, желания беречь ее. Знакомить детей с доступными явлениями природы. Учить узнавать в натуре, на картинках, в игрушках домашних животных (кошку, собаку, корову, курицу и др.) и их детенышей и называть их. Узнавать на картинке некоторых диких животных (медведя, зайца, лису и др.) и называть их. Вместе с детьми наблюдать за птицами и насекомыми на участке, за рыбками в аквариуме; подкармливать птиц. Учить различать по внешнему виду овощи (помидор, огурец, морковь и др.) и фрукты (яблоко, груша и др.).

Читайте также:  Упражнения для развития мышц ребенка

Единственная возможность научить ребенка жить в быстро меняющемся мире – это создать ему условия для полного развития своих собственных способностей, не указать проторенный путь познания, а помочь найти свою, пусть даже узенькую и труднопроходимую тропу; не тянуть за руку на гору, находясь на ее вершине, а помочь преодолеть ее, вовремя подставив плечо. Как раз этому и способствует познавательное развитие дошкольников.

Лучший способ личностного развития, настоящий залог высокого интеллекта – это искренний интерес к миру, проявляющийся в познавательной активности, в стремлении использовать любую возможность, чтобы чему-нибудь научиться.

Источник

Познавательное развитие, в соответствии с ФГОС дошкольного образования, предполагает развитие любознательности, интересов детей, познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление активности, обеспечивающей формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира. Оно отражает те изменения в образе себя и картине мира, которые связаны с умственным развитием ребенка.

Умственное развитие — количественные и качественные изменения, происходящие в мыслительной деятельности ребенка в связи с возрастом, обогащением опыта и под влиянием воспитательных воздействий. Уровень умственного развития отражает совокупность знаний, умений и сформировавшихся при их усвоении умственных действий; свободное оперирование ими в процессах мышления, обеспечивающее усвоение в определенном объеме новых знаний и умений.

Умственное развитие детей происходит в процессе умственного воспитания. Его методологические основы представлены в виде схемы (рис. 28).

Пока формировались методологические и теоретические подходы к определению сущности и содержанию умственного воспитания дошкольников, определение умственного воспитания тоже менялось. На данный момент его можно сформулировать следующим образом.

Умственное воспитание — специально организованный педагогический процесс, направленный на развитие познавательной

Рис. 28. Методологические основы умственного воспитания детей дошкольного возраста

активности (скоростные, вариативные и эргические показатели1) и интересов детей, способов умственной деятельности и формирование системы элементарных научных знаний о предметах и явлениях окружающего мира. В этом заключаются задачи умственного воспитания. Связанные с ними условия и этапы умственного воспитания дошкольников представлены на рис. 29.

Первой ступенью умственного воспитания традиционно считается развитие любознательности и сенсорное воспитание детей раннего и младшего дошкольного возраста (Ф. Фре- бель, О. Декроли, М. Монтессори, А. В. Запорожец, А. П. Усова, Н. П. Сакулина, Н. Н. Поддьяков, Л. А. Венгер и др.).

На второй ступени происходит освоение основных форм мышления. А. А. Люблинская выделяет четыре основные фазы решения ребенком познавательной задачи в наглядно-действенном плане:

— первая фаза характеризуется тем, что ребенок осмысливает лишь конечную цель, которую требуется достигнуть;

вторая фаза соответствует выявлению реальных условий познавательной задачи с помощью поисковых и пробующих действий;

третья фаза дает возможность соотнести условия задачи с основной целью;

— четвертая фаза характеризуется тем, что выстраивается вся цепь условий, выполнение которых ведет к решению задачи.

На каждой фазе решения познавательной задачи основным признаком наглядно-действенного мышления выступает тесная, неразрывная связь мыслительных процессов с практическими действиями, преобразующими познаваемый предмет. Каждый очередной акт такого преобразования может приносить информа- [1][2][3][4]

Рис. 29. Условия умственного воспитания детей дошкольного

возраста

цию, требующую изменения направления и стратегии следующих преобразований, ориентировки на новые стороны объекта.

Переход от наглядно-действенного к наглядно-образному мышлению происходит при необходимости найти существенные связи и отношения объектов и явлений, которые не представлены в наглядной ситуации, и представить их в целостном и организованном виде.

У детей дошкольного возраста И. С. Якиманская выделяет 3 типа оперирования образами на этапе наглядно-образного мышления:

первый тип характеризуется умением представлять предметы или их части в различных пространственных положениях;

  • — второй тип — умение преобразовать структуру и пространственное положение образца;
  • — третий тип — построение принципиально новых образов на основе сложных преобразований исходных образов.

На этапе развития наглядно-образного мышления предметы и явления, а также их пространственные, временные и причинноследственные отношения познаются ребенком в образной форме и одновременно фиксируются в речевом плане. Постепенно формируется словесно-логическое мышление.

Словесно-логическое мышление — вид мышления, протекающий во внутреннем плане на основе словесно выраженных понятий и логических конструкций. Основными логическими приемами формирования понятия являются анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение и классификация и др. Понятия, которые формируются в процессе использования данных операций мышления, могут вступать в разные отношения друг с другом. Словесно-логическое мышление как раз и предполагает умение усваивать и моделировать эти взаимоотношения (по Ч. Коферу, Д. Фоли и др.):

  • — существования и несуществования;
  • — части и целого, целого и части;
  • — родо-видовые отношения, отношения координации;
  • — субъекта и действия, действия и субъекта;
  • — уменьшительности, количества и качества;
  • — определения и объекта;
  • — омонимии;
  • — противоположности и контраста;
  • – последовательности, а также пространства и времени;
  • — причинно-следственные отношения и т.д.
Читайте также:  Ошибки семейного воспитания их влияние развитие ребенка

Данные отношения выступают для ребенка в качестве основных категорий мировосприятия, поэтому считается, что словесно- логическое мышление позволяет устанавливать наиболее общие закономерности, определяющие развитие природы и общества, самого человека и благодаря этому обобщенно решать сложные мыслительные задачи.

Таким образом, процесс перехода от одной формы мышления к другой можно охарактеризовать как процесс овладения ребенком все более совершенными способами познания действительности, в ходе которого дошкольник переходит от поверхностного отражения отдельных объектов и явлений к познанию их сущности и раскрытию законов, ими управляющих, к формированию систем прежде разрозненных единиц познания и отношений между ними. Огромную роль в этом играет речевое развитие дошкольников. В ФГОС дошкольного образования в связи с этим оно выступает в качестве основы для интеграции других образовательных областей вокруг себя.

Понимая это, исследователи определили содержание умственного воспитания детей дошкольного возраста: оно связано с формированием элементарных естественно-научных и историко-географических представлений детей, развитием речи и ФЭМП, экологическим образованием. Это неспецифическое содержание.

Специфическое содержание связано с усвоением содержания умственных операций (по Дж. Гилфорду):

  • — фигуральный тип — информация представлена в виде образов;
  • — символический тип — информация дается в форме условных знаков;
  • – семантический тип — информация дается словами;
  • – поведенческий тип — невербальная информация по взаимодействию людей.

Имеются неспецифические средства умственного воспитания, позволяющие реализовать данное содержание: предметная и игровая, продуктивная деятельность детей, ознакомление с окружающим миром, учение.

Существуют специфические средства умственного воспитания, связанные с освоением детьми средств мышления:

К первой группе относятся преобразующе-воспроизводящие средства, с помощью которых обнаруживаются и прослеживаются различные скрытые свойства и связи предметов и явлений. В результате происходит отражение и воспроизведение данных свойств в форме представлений или в словесной форме, в виде схем преобразований.

Ко второй группе относятся средства, с помощью которых осуществляется распознавание выделенных свойств предметов и их связей с точки зрения имеющихся у человека знаний и используется для сериации и классификации предметов и явлений.

Сериация — упорядочивание объектов но выделенному основанию. Она включает умения выделять признак (один или несколько) при его изменении в ряду предметов, фигур; выстраивать ряд объектов по изменяющемуся признаку (в том числе числа); строить фигуры в соответствии с выделенным принципом изменения фигур в рядах.

Классификация (от фр. classification: лат. classis — разряд + fasere — делать) — мыслительная операция, заключающаяся в распределении каких-либо предметов, явлений, понятий по классам, группам, разрядам на основе определенных общих признаков в соответствии с установленными критериями. Ведущую роль при этом играют так называемые «узловые знания» о тех или иных областях действительности.

Результат умственного воспитания выражается в культуре познания ребенка. В настоящее время данный термин употребляется в двух аспектах[5]:

  • — культура познания как качество познавательной деятельности характеризуется единством сознательно поставленной цели, целесообразных способов, средств познания и результата, адекватно отражающего предмет познания;
  • — культура познания как качество личности характеризуется познавательными потребностями и мотивами, личностными смыслами, эмоциональным отношением и способностью личности к произвольному управлению процессом познания.

При этом педагог должен знать, что у культуры познания есть несколько компонентов — в соответствии с ними в дошкольной педагогике выделяются несколько групп методов и приемов, позволяющих формировать культуру познания.

Краткие сообщения познавательного характера, наблюдения, обследование предметов, упражнения репродуктивного, продуктивного и творческого характера, постановка вопросов, выдвижение гипотез и построение предположений, доказательств, выводов, экспериментирование, моделирование и другие методы позволяют отработать механизм познания и сформировать технологический компонент культуры познания.

Метод признания детских чувств, экспресс-задания, символические обозначения сложности задания, рефлексивные вопросы и коллективные обсуждения способов работы в парах, тройках и подгруппах, прогноз и оценка альтернатив развивают у ребенка оценочный компонент культуры познания.

Методы вживания, перевоплощения, идентификации (дети принимают на себя роль предмета познания), решения задач на поиск смысла, диалог с объектом познания, беседы воспитателя с детьми развивают у них смысловой компонент культуры познания. В результате у детей появляется стремление к поиску смыслов в предметах познания, выражению эмоционально-оценочного отношения, актуализация новых мотивов познавательной деятельности, ориентированных на общечеловеческие ценности.

Источник