Познавательное развитие ребенка 3 года жизни

Елена Золотарёва
Познавательное развитие детей третьего года жизни

Аннотация. В данной консультации даны рекомендации родителям по активизации познавательных процессов детей третьего года жизни, рекомендуемые дидактические игрушки, советы по ознакомлению с окружающей действительностью, предметами.

Возраст до трех лет – важный этап развития психики ребенка. В этот период закладывается фундамент для формирования новых психических образований, развиваются процессы, позволяющие малышу перейти на следующую возрастную ступень. Ведущим познавательным процессом является восприятие. Активизация восприятия возможна при включении малыша в доступные ему виды деятельности. В это время основной вид занятий – предметно-игровой. Именно он оказывает наибольшее влияние на развитие детей, поэтому и называется ведущим. Малыш лепит куличики, ловит мяч, бросает его и т. д. Эти, примитивные на первый взгляд, действия значат многое для его развития. Так ребенок осваивает окружающую действительность, накапливает жизненный опыт. Игрушки, подобранные по цвету, форме, величине, количеству, являются прекрасным средством развития. Задача взрослых – с помощью таких игрушек обратить внимание ребенка на различные свойства предметов, научить его выполнять задачи по подбору их, по сходству и различию. Дидактические игрушки не только обогащают чувственный опыт малышей, но и учат их мыслить, развивают мелкую моторику, способствуют стремлению выполнять различные конструктивные действия. Игры с предметами способствуют запоминанию и воспроизведению способа действий, которые были показаны взрослым, развивают память и воображение.

Для ребенка до трех лет необходимы игрушки:

– для нанизывания предметов различных форм, имеющих сквозное отверстие (разнообразные пирамидки);

– для проталкивания предметов различных форм, в соответствующее отверстие (дидактический домик, трубочки с шариками);

– с застегивающими и прилипающими элементами (пуговицы, шнурки, липучки);

– разной величины, формы, цвета для сравнения предметов (куб, шар, кирпичик). Эту роль прекрасно выполняют народные игрушки (матрешки, деревянные яйца, и бочонки).

При организации игр детейс предметами необходимо придерживаться двух основных принципов: посильность требований и постепенность усложнения. Если для самых маленьких требуется в основном наглядный показ, совместные действия, то в старшем возрасте нужно побуждать его действовать по слову взрослого. Особое значение предается подвижным играм. Дети с рождения стремятся к движению, познавая мир. Подвижные игры хорошая профилактика плоскостопия, нарушения осанки и других заболеваний, вызванных недостатком физической активности. Подвижные игры со взрослыми – одно из лучших средств общения с ребенком. Игровая форма стимулирует детскую фантазию, способствует формированию речи и, в конечном счете, становление личности ребенка.

Особый интерес дети проявляют к окружающим его людям. Наблюдая действия взрослых, они усваивают только то, что лежит на поверхности и доступно их пониманию в силу возраста. Познавательное развитиеребенка не следует понимать упрощенно: он не только накапливает впечатления, расширяет чувственный опыт, учится ориентироваться в окружающем мире – у него начинается формироваться система знаний.

С каким же кругом предметов и явлений следует знакомить малыша? Прежде всего,это элементарные знания о ближайшем окружении:

– о близких людях, самом себе (имя, действия в окружающем «Что Алина делает?»);

– информация о том, что он ест, об игрушках, о предметах быта (стол, стул, кровать);

– о животных, растениях и деревьях, о погоде.

Детей необходимо познакомить с некоторыми ситуациями, которые он видит вокруг себя в магазине (тетя продавец, на улице (машины, в поликлинике (тетя доктор).

Все то, чему научился ребенок на втором году жизни, создает предпосылки для перехода качественно новому этапу освоения окружающего мира. К началу третьего года жизни довольно высокого уровня достигают восприятие и память, растет устойчивость внимания, продолжает формироваться наглядно действенное и появляется образное мышление. Ребенок лучше понимает речь окружающих без наглядного ее сопровождения.

Ведущим видом деятельности становится ролевая игра. Дети чаще начинают использовать в игре предметы-заместители (вместо градусника – карандаш, вместо мыла – кирпичик). Дети третьего года жизниовладевают новыми видами деятельности: рисованием, лепкой, аппликацией, могут понять более сложные по содержанию литературные и музыкальные произведения.

Интенсивно продолжается ознакомление с окружающими предметами. Формируется понимание обобщенных названий предметов, т. е. собирательных существительных, одежда – рубашка, платье; посуда – тарелка, ложка, чашка и т. д.

Дети получают более точные представления о свойствах предметов и взаимосвязях (твердый – мягкий, холодный – теплый, длинный – короткий); о количестве предметов (один, мало, много); особенности движений (быстро – медленно, вперед – назад).

Общение с взрослыми начинает носить ярко выраженный познавательный характер: он запоминает имена родителей, воспитателей, детей группы. В познавательном развитии при условии целенаправленной педагогической работы происходят значительные изменения, которые выводят ребенка на более высокий уровень сравнений и обобщений, а следовательно умственного развития. Необходимо продолжить расширять знания детей об окружающем мире:

– о человеке: физических особенностях (голова, руки, ноги, лицо);

– о деятельности близких ребенку людей (мама моет посуду, сестра читает);

– о живой природе (деревьях траве, цветах, овощах, фруктах);

– об явления природы (времена года и их особенности);

– знакомить с явлениями общественной жизни (повар варит, доктор лечит, шофер управляет автобусом).

Детей продолжают знакомить с бытовым трудом взрослых, привлекают к посильной помощи, а также начинают знакомить с профессиями. Обращают их внимание на труд людей работающих в детском саду. После двух с половиной лет можно повести на экскурсию на кухню, в кабинет врача, прачечную. Понимание смысла профессии у ребенка ситуативно связывается с процессом труда, а главное с результатом. Он должен быть представлен наглядно (прачка вывешивает белье, повар угощает пирожками и т. д.)

Дети рано знакомятся со средствами передвижения людей и эти знания проявляются, прежде всего, в игре. Особый интерес вызывает животный мир. Необходимо научить различать и называть не только домашних животных, но и их детенышей. Дети наблюдают за животными, домашними питомцами, птицами. Животных показывают на картинках с первых лет жизни, воспитывая у детей гуманное отношение к ним. Детям предлагают понаблюдать за животными и проявить заботу о них в игровой форме. Дети начинают усваивать значения домашних животных в жизни людей (корова дает молоко, курица несет яйца). При наблюдении за животными важно научить выделять их наиболее яркие особенности (у коровы и козы – рога, у зайца – длинные уши, у слона – хобот).

Читайте также:  Значение народных подвижных игр в развитии ребенка

Не малое значение приобретает художественная литература о животных, где в образной форме даются знания о них. При знакомстве с растительным миром можно не только показать, но и назвать некоторые комнатные растения. Необходимо не только рассматривать, но и сравнивать растения, замечать различия. В присутствии детей полезно ухаживать за ними.Это способствует формированию первых обобщенных понятий: овощи, фрукты, цветы, деревья. Знакомя детей с огородными культурами можно использовать фольклорные произведения, загадки, сказки, например «Репка».

Летом полезно обратить внимание на многообразие растений, осенью на окраску листьев, зимой отметить различные свойства снега (хорошо сгребается лопатой, лепится в комочки, в оттепель, тает в тепле). Таким образом, развивается умение наблюдать, сравнивать, обобщать. Поддерживая детский интерес, нужно вести их от знакомства с природой к ее пониманию.

Главная роль в становлении личности ребенка принадлежит окружающим его взрослым. В этот период маленький человек активно познает мир, осваивает способы действий в быту, на занятиях. Результатом накопленного опыта становятся сюжетно – отобразительные игры, а важнейшие достижения этого возраста – овладение активной речью.

Источник

Елена Бобылева
Познавательное развитие детей 2–3 лет

Материалы подготовила: педагог-психолог Бобылева Е. Н. МБДОУ “Детский сад №4”, МБДОУ “Детский сад №68 “Теремок”

«Познавательное развитие детей 2-3 лет».

Познавательное развитие по ФГОС ДО – это развитие интересов, любознательности, познавательной мотивации, развитие воображения и творческой активности.

Познавательные процессы – это система психических функций, обеспечивающих отражение, познание субъектом явлений объективного мира, т. е. природной и социальной среды.

Познавательнаясфера личности включает:

– Ощущения, восприятие, внимание, память, мышление, воображение.

Ощущение

С ощущением ребенок уже рождается – это первая форма познания окружающей действительности.

С ощущений начинается развитие человека.Различают пять основных видов ощущений:

1. Вкусовые

2. Тактильные

3. Обонятельные

4. Зрительные

5. Слуховые

Восприятие в раннем возрасте, это освоение основных сенсорных эталонов цвета, формы и величины.

Цвета Красный, синий, зеленый, желтый, коричневый, черный, белый Узнавание, называние, соотнесение

Формы Шар – круг, куб – квадрат, треугольник Узнавание, называние, соотнесение

Величины Большой – маленький, длинный – короткий, высокий – низкий, широкий – узкий, толстый – тонкий Узнавание, называние, соотнесение

Пространства Далеко – близко, высоко – низко Узнавание, называние, соотнесение

Эмоционального состояния Радость, грусть, гнев Узнавание, называние, соотнесение

Восприятие также носит непроизвольный характер, он может выделить в предмете лишь его ярко выраженные признаки, часто являющиеся второстепенными.

Внимание – это один из сложных познавательных процессов.

Если нет внимания, то все напрасно.

Внимание состоит из четырех свойств:

1) концентрация;

2) устойчивость;

3) переключение;

4) распределение.

Концентрация – это степень сосредоточенности сознания на одном и том же предмете, объекте деятельности. Концентрация внимания в раннем возрасте непроизвольная. Если понравился вид деятельности, то ребенок увлекается.

Устойчивость – это характеристика внимания во времени. Она определяется длительностью сохранения внимания на одном и том же объекте и одной и той же задаче.

Непроизвольное внимание основано на интересе. У детей раннего возраста устойчивость внимания 5 минут.

Переключение – это скорость перемещения фокуса внимания с одного объекта на другой, перехода от одного вида деятельности к другому. Переключение внимания не зависит от возраста, а зависит от темперамента.

У сангвиника и холерика процесс переключения хороший и плохой уровень у флегматиков и меланхоликов. Переключение внимания можно натренировать.

Распределение – это свойство внимания, проявляющееся в процессе деятельности выполнения не одного, а нескольких действий одновременно. Распределение внимания в раннем возрасте не развито вообще и не формируется. Это приобретение дошкольного возраста.

Особенности развития внимания у детей раннего возраста:

– Первые признаки внимания появляются на 2-3 недели жизни, в виде слухового и зрительного сосредоточения.

– В раннем возрасте внимание ребенка отражает его интерес к окружающим предметам и выполняемым с ними действиям.

– Ребенок сосредоточен до тех пор, пока не угаснет интерес.

– Появление нового предмета вызывает переключение внимания.

Память – это сложный психический процесс, определяющий как запечатление, сохранение, узнавание и воспроизведение человеком его опыта.

Память в раннем возрасте непроизвольна, ребенок не ставит перед собой цели что-то запомнить и не прилагает никаких усилий для запоминания. В его памяти запечатлеваются интересные, эмоциональные, красочные события и образы, а третий и четвертый год жизни –становятся годами первых детских воспоминаний.

Воображение – психический процесс создания образа

предмета путем преобразования

реальности.

Виды воображения:

– произвольное;

– непроизвольное.

В раннем возрасте воображение не развито, так как оно основано на процессах памяти и мышления. У детей раннего возраста нет опыта, чтобы придумать что-то новое. Воображение начинает развиваться только в дошкольном возрасте.

Мышление – это высший интеллектуальный познавательный процесс. Оно дает возможность познавать такие предметы и явления, которые не могут быть непосредственно восприняты органами чувств.

Виды мышления:

1. Наглядно-действенное – познание с помощью манипулирования предметами – игрушками.

2. Наглядно-образное – познание с помощью

представлений предметов, явлений.

3. Словесно-логическое – познание с помощью

понятий, слов, рассуждений.

В развитии внимания формируется наглядно-действенное мышление (оно является ведущим до 3 лет). Больше никакого мышления не формируется. Ребенок думает с помощью рук.

Предметная деятельность

3 этапа:

1) Установление связи предмета с его назначением;

2) Использование предмета строго по назначению;

3) Свободное использование для других целей.

До полутора лет развивается функция понимания речи, а далее – до двух лет – идет увеличение словарного запаса и активной речи. Значительно обогащается в этот период жестовая речь, мимика. Однако родителям уже не следует быть очень догадливыми (ма-машина, су – стул) и продолжать понимать ребенка с полуслова. После полутора лет старайтесь, чтобы малыш произносил слово целиком, точно выражал свои желания. Сверхзаботливая мама, угадывающая желания ребенка еще до того, как он их высказал, тормозит его речь.

При нормальном речевом развитии к концу второго года словарный запас ребенка возрастает до 300 слов, и в него входят уже не только названия предметов, но и их качеств, а далее появляется и фразовая речь.

Читайте также:  Гимнастика в развитии физических качеств ребенка

Игры на развитие познавательной сферы ребенка

«Нанизываем бусы»

Предложите детям изготовить «бусы» для большой игрушки (медведя, тигра, бегемота и т. п.). Подготовьте куски гибкой проволоки и «бусины» — разнообразные предметы с большими отверстиями. Это могут быть катушки, кольца от пирамидок, кольца для штор, детали от конструктора, обрезанные с двух сторон пластиковые бутылки и пр. Самым младшим детям легче действовать с крупными деталями, более старшим можно предлагать детали меньшего размера. Кто-то из детей сможет нанизывать «бусы» не только на проволоку, но и на веревочку.Можно предложить нескольким малышам делать одни бусы вместе с воспитателем: по очереди нанизывать «бусины» на веревку. Готовое изделие наденьте на игрушку, поблагодарите детей от ее имени.

«Шнуровка»

Разнообразные приспособления для шнуровки можно приобрести в магазинах игрушек: большие деревянные пуговицы и деревянная иголка со шнурком,деревянный «сыр» с дырками, набор для «вышивания» – натянутая на рамку канва с большими ячейками и деревянная игла со шнурком и др. Самые маленькие дети смогут продевать шнурок в любые отверстия, более старшие — «вышивать» узоры, продевая шнурок в нужные отверстия.

«Игры с кубиками»

Разнообразные наборы кубиков из дерева, пластмассы, поролона и др. Желательно, чтобы были кубики с предметными и сюжетными картинками, с изображением букв и цифр. Прежде чем организовывать игры-занятия с кубиками, дайте малышам возможность свободно поиграть с ними. Самые маленькие дети будут брать их в руки, передвигать, бросать, постукивать, ставить друг на друга и т. д.

«Составные картинки»

Более сложным вариантом плоскостного конструирования является работа с разрезными картинками. Собирая картинку по образцу, ребенок подбирает детали по цвету, рисунку, прикладывает их друг к другу, путем проб и ошибок отыскивает правильный вариант их соединения.

«Мозаика»

Занятия с мозаикой очень полезны как для познавательного развития ребенка, так и для развития целенаправленности. Детям раннего возраста следует предлагать мозаики, состоящие из крупных элементов, которыми легко действовать. Выберите из предлагающихся к мозаике образцов самые простые, состоящие из небольшого числа деталей. Это могут быть домик с прямой крышей, цветок с тремя-четырьмя лепестками или простой геометрический узор.

Рассмотрите с ребенком образец, помогите подобрать необходимые по цвету и форме элементы.

Источник

Физическое развитие ребенка в 3 года

Вес мальчиков в 3 года составляет от 13 до 17,5 кг, а девочек – от 12,5 до 17 кг. Рост мальчиков от 91 до 103 см. Рост девочек от 91 до 102 см.

В три года ребенок способен освоитm довольно сложные навыки, такие как езда на трехколесном велосипеде, катание на качелях, на санках. К трем годам многие малыши уже не боятся плавать. Ребенок хорошо умеет перепрыгивать через препятствия, ходит по наклонной плоскости, прыгает в длину с места на двух ногах, может спрыгнуть с небольшой высоты.

В этом возрасте дети могут выполнять одновременно два действи, например, топнуть и хлопнуть, прыгнуть и поднять руки в стороны. С легкостью ребенок бросает, катает, ловит мяч. Может выполнять все знакомые движения по команде и повторяет их за взрослыми.

Питание ребенка трех лет

Питание ребенка в три года должно быть регулярным, лучше если основные приемы пищи каждый день будут в одно и то же время. Меню трехлетнего ребенка становиться более разнообразным и постепенно приближается к рациону взрослого. Но ребенку, по прежнему, не рекомендуется давать жирные и острые блюда, а также различные консервы, чипсы, сладкие газированные напитки.

В рационе ребенка должны быть молочные и кисломолочные продукты, свежие фрукты, овощи, продукты содержание животные белки.

Режим питания ребенка в 3 года — 4-х разовое питание. Потребность в килокалориях — не более 1600 ккал/сутки. Распределение пищи в течение дня: завтрак — 25%; обед — 35-40%; полдник — 10-15% ужин — 25%.

В три года ребенок может пить практически любые напитки (кроме кофе). Это может быть чай, соки (желательно свежевыжатые), кисель, компоты из свежих фруктов и из сухофруктов, морс, молоко, кефир.

Ребенок уже ест более аккуратно. Держит ложку за конец ручки. Пользуется салфеткой. Не выходит из-за стола до конца еды. Не мешает за столом другим. Говорит “спасибо”.

Познавательное развитие ребенка 3 лет

В 3 года ребенок называет правильно четыре основных цвета и некоторые оттенки цветов. Ориентируется в семи цветах спектра (знает черный и белый цвета), находит по образцу, по просьбе взрослого.

Трехлетний ребенок собирает последовательно (вкладывает меньшую в большую) матрешки, мисочки, формочки, колпачки из четырех-шести составляющих (по показу, просьбе взрослого, в самостоятельной игре).

Игры для ребенка 3 лет могут быть основаны на подборе плоских геометрических фигур к образцу (круг, прямоугольник, треугольник, трапеция, овал, квадрат).

Наглядно ориентируется в конфигурации объемных геометрических фигур (подбирает к соответствующим по форме отверстиям). Некоторые из них называет: шар, куб, призма (“крыша”), цилиндр (“столбик”), кирпичик, конус.

Определяет на ощупь (в игре) и называет знакомые геометрические или другие фигуры.

Ребенок в 3 года собирает пирамидку из восьми-десяти колец по образцу или по рисунку (по убыванию размера, по размеру и цвету, по форме и размеру).

Находит и может назвать большой, маленький предмет, средний — между ними.

Определяет предмет по фактуре (мягкий, твердый).

Составляет картинку из двух частей (на занятии). Подбирает мозаику к несложному рисунку.

Запоминает и указывает место, где стояла убранная взрослым игрушка (в совместной игре).

В 3 года ребенок к рисунку взрослого может дорисовать недостающие детали (стебелек к цветку, листик к ветке).
Рисует кружочки, овалы, проводит линии, изображает прямоугольные предметы, закрашивает, подражает образцу. Рисует по собственному замыслу. Объясняет, что рисует (солнышко, дорожку, дождик и др.).

Раскатывает комочки глины, пластилина в ладонях, соединяет части. Лепит несложные формы (шарик, столбик, колбаску, бублик).

Выполняет несложную аппликацию из готовых форм.

Трехлетний ребенок проявляет инициативу в игре (творческое начало). Может “брать роль” (называет себя в игре “мама”, “врач” и т. п.). Осознает свою роль в игре.

Читайте также:  Развитие ребенка со слов родителей

Выполняет правила в подвижных играх.

Строит из кубиков дом, забор, машину, мостик и др. (по образцу, по рисунку, по речевой инструкции, по замыслу). Использует различные объемные геометрические фигуры в строительных играх и конструировании, обыгрывает постройки с игрушками.

Малыш одевается самостоятельно, с небольшой помощью взрослого. Раздевается самостоятельно, складывает свою одежду перед сном. Застегивает несколько пуговиц. Завязывает (связывает) шнурки.

Ребенок может вымыть руки с мылом, умыться, вытереться полотенцем. Замечает беспорядок в своей одежде.
Пользуется носовым платком. Вытирает ноги при входе в квартиру.

Социально-эмоциональное развитие ребенка 3 лет

Малыш трех лет стремится быть хорошим, ждет похвалы, одобрения, эмоционально-положительного подкрепления со стороны взрослого. Проявляет инициативу, независимость. Испытывает эмоциональное удовлетворение, если смог что-то выполнить. Доволен, когда хвалят. Проявляет чувство гордости за себя (“лучше всех бегаю”), за родителей (“папа самый сильный”, “мама самая красивая”). Он любознателен, любопытен.

Долговременная память ребенка 3 лет опирается на прежние эмоциональные переживания, могут возникать воспоминания за последний год.

Проявляет эмоциональную сдержанность: не кричит в общественных местах, переходит спокойно улицу со взрослым, не бегает по тротуару, спокойно слушает просьбу взрослого и выполняет ее, перестает плакать при обоснованном запрете.

Бывает непослушен, эмоционально напряжен при ограничении движений, при непонимании взрослым его просьб и желаний. Может быть настойчивым в своих требованиях. Переживает, если ругают. Длительно может обижаться за наказание. Испытывает чувство огорчения, стыда. Понимает, что сделал что-то плохо (не успел в туалет, разлил воду), ожидает от взрослого отрицательной оценки. Понимает, если плохо делает кто-то другой. Дает эмоционально отрицательную оценку – нельзя: обижать, ломать, рвать, отнимать, драться.

Может ревновать, обижаться, заступаться, сердиться, лукавить, озорничать.

Владеет неречевыми способами эмоционального общения. Свои чувства выражает взглядом, мимикой, тоном, жестами, выразительными движениями, позами.

Речь насыщает эмоционально-выразительными оттенками, часто по подражанию. Обозначает словом свои эмоциональные состояния: смеюсь, боюсь, замерз.

Могут возникать страхи, боязнь темноты.

Начинает понимать юмор (смеется, недоумевает).

Эмоционально сопереживает персонажам при слушании сказок, при просмотре детских спектаклей, мультфильмов – радуется, печалится, сердится, морщится от “боли” и т. д.

Эмоционально отзывчив на музыку, пение, художественное слово. Подпевает, танцует, передает ритм. Реагирует на изменение музыки — различно двигается (кружится, приседает, машет руками, хлопает, топает). Эмоционально по-разному реагирует на знакомые и незнакомые музыкальные или художественные произведения, при рассматривании иллюстраций. Предпочитает веселую музыку и песни, яркие рисунки.

Проявляет интерес к рисованию, лепке.

Испытывает эмоциональное удовлетворение от подвижных игр.

Эмоционально по-разному реагирует на красивое, некрасивое (замечает, различает, оценивает).

Эмоционально предвосхищает результат некоторых действий (собственных или других людей).

Огорчается при неумении что-то сделать.

Радуется своим умелым действиям, когда получается.

Приветливо, эмоционально открыто, доверительно относится к людям. Интересуется их действиями (делами), отвечает, если о чем-то спрашивают. Помнит добрых и суровых людей. Проявляет застенчивость характерной мимикой, особенно при обращении к нему незнакомого человека. Понимает состояние других на основе своего эмоционального опыта. Эмоционально оценивает ситуацию: сопереживает,если кому-то больно, помогает, если надо помочь, сочувствует, тихо ведет себя, если кто-то спит, устал. Замечает огорчение, недовольство, радость взрослых или детей.

Подражает мимике, голосовым интонациям, эмоционально-выразительным движениям близких взрослых.
Подражает эмоциональному поведению сверстников, может копировать более шумного, крикливого. Доброжелательно относится к детям: не выхватывает игрушки, не берет без спроса, делится своими игрушками. Получает удовольствие от общения со сверстниками. Возникает интерес к совместным играм. Выражает симпатию к некоторым детям.

Настороженно относится к незнакомым животным, отдельным людям, новым ситуациям.

Речевое развитие ребенка в 3 года

К 3 годам ребенок умеет строить сложные предложения. В общении использует как простые, так и более сложные оформленные фразы. Выражает с помощью речи свои чувства, желания, эмоции. В три года некоторые малыши начинают изменять слова по числам и падежам. Задает много вопросов. С легкостью повторяет за взрослым незнакомые слова и фразы.

Хорошо запоминает и рассказывает стихи, песенки.

Любит вступать в диалог, как с детьми, так и со взрослыми. Отвечает на вопросы. Может по картинке назвать знакомых животных, растения, предметы одежды, быта и др. Может по картинке рассказать знакомую сказку.

В игре может говорить за себя и за вымышленного персонажа (куклу, зайчика и др.). Переходит к местоимения «Я», перестает говорить о себе в третье лице.

Произносит сложные предложения при общении. Пользуется словами, выражая желания, чувства, впечатления. Говорит простыми, грамматически оформленными фразами.

Малыш задает вопросы познавательного характера: “Где?”, “Куда?”, “Почему?”, “Когда?” и другие.

Много звуков произносит правильно (гласные и простые согласные).

Рассказывает связно по картинке знакомую сказку. Передает словами, жестом, интонацией содержание сказки, потешки, песенки, стихотворения.

Быстро отвечает на вопрос: “Как тебя зовут?”. Знает свою фамилию.

Отвечает на вопрос: “Сколько тебе лет?”. Показывает на пальчиках.
Отличает и называет людей по принадлежности к определенному полу, по возрасту (мальчик, дядя, дедушка, девочка, тетя, бабушка).

Знает свою половую принадлежность: мальчик или девочка; называет после вопроса взрослого.

Знает названия частей тела (голова, шея, спина, грудь, живот, руки, ноги, пальцы).

Знает назначение частей тела (отвечает на вопросы): “глаза смотрят”, “уши слушают”, “ноги ходят”).
Знает названия одинаковых частей тела у человека и животного: “глаза – у всех, ноги – у человека, лапы – у животного, руки – у человека, крылья – у птицы”.

В игре называет себя каким-то персонажем. Отвечает на вопрос взрослого: “Кто ты в игре?” Играя, свои действия сопровождает словами. Пользуется ролевой речью в игре. Говорит за себя и за куклу.

По детали узнает и называет целое изображение (по хоботу -слона, по брюкам – мальчика).

Имеет представление о числе, показывает и говорит: “один, два, три, много, мало”.

Способен длительно наблюдать, сосредоточивать внимание, увлекаться своей деятельностью.

Начинает различать правую и левую сторону (может ошибаться).

Длительно слушает сказку, читаемую или рассказываемую взрослым или записанную на аудиокассетах.

А что умеет ваш малыш в 3 года?

Источник