Познавательное развитие ребенка 1 год

Познавательное развитие ребенка 1 год thumbnail

Возрастные особенности.
Сенсорно-познавательное развитие происходит при предметной деятельности детей и их общения со взрослым. Совершенствуется зрительное восприятие. Развивается зрительная, кинестетическая чувствительность. При этом, ребенок ориентируется прежде всего на форму предмета, затем на величину и позже на цвет.
Во втором полугодии наибольших успехов дети достигают в восприятии предметов окружающей среды. Эталонами для детей служат представления о свойствах предметов, которые закрепились в памяти: форму, «как солнышко»; цвет, «как листочки».
До 2-х лет ребенок различает 4 основных цвета; способен раскладывать игрушки разного цвета в окрашенные коробки, находить по цвету предмет среди 2-3-х других («такой же»), подбирать к коробкам разной формы (круглые, квадратные) соответствующие по форме крышки и другое.
Оперируя предметами, ребенок овладевает внешними ориентирующими действиями: выделяет различные качества, обследует их зрением, осязанием, губами, рассматривает при разном освещении, под разным углом зрения. Появляется первые проявления самостоятельности. Продолжается развитие психических процессов. Развивается двигательная и эмоциональная память.

Познавательное развитие детей в возрасте от 1 года до 2 лет

Лучше ребенок запоминает то, что он сделал и что пережил.
Процессы памяти имеют непроизвольный характер. Ребенок запоминает значимое, эмоциональное, яркое. При этом, легче запоминают образный материал, чем словесный. В предметных действиях зарождается наглядно-действенное мышление. Осмыслить ребенок может только те предметы, которые видит, с которыми действует, манипулирует, разбирает и складывает игрушку, открывает для себя новые свойства объектов.
Развивается внимание ребенка. В этом возрасте ярко выраженный интерес ко всему особенно яркому, подвижному, озвученному. Каждая, даже незначительная перемена, что произошла в близлежащем окружении привлекает внимание ребенка. Меняется и характер детских игр, он начинает отражать действия взрослых, подражать их действиям.
Основные задачи.
— Развитие сенсорики, психических процессов, учится воспринимать и выделять форму предметов;
— формировать представления о различных свойствах предметов, сравнивая их между собой;
— поощрять выполнение заданий вместе с взрослым;
— упражнять в установлении сходства;
— учить узнавать знакомые геометрические формы в предметах окружающей среды;
— знакомить с размером (большой маленький) и свойствами предметов: толстый тонкий, высокий низкий, длинный короткий;
— знакомить с цветами, формировать умение узнавать знакомые цвета в окружающей среде, находить пары предметов одинаковых цветов, группировать предметы по цвету;
— формировать умение различать предметы с помощью тактильных ощущений (холодный теплый, твердый мягкий);
— развивать обонятельные (способность чувствовать запахи) и вкусовые ощущения (сладкий, кислый, горький);
— развивать слуховые ощущения.

Развитие предметной деятельности
— стимулировать к самостоятельным действиям с предметами, требующими точных и координированных движений (пересыпание, переливание, перекладывание мелких предметов);
— привлекать к обследованию знакомых предметов руками, глазами;
— учить: подражать действиям взрослых с различными предметами, выполнять простейшие действия по показу взрослого;
— самостоятельно пользоваться предметами по назначению (ложкой во время принятия пищи;
— лопаткой, совком во время игр с песком); собирать матрешку, прокатывать шарик, строить башню, дорожку, заборчик;
— открывать и закрывать коробки, баночки (контрастные по форме, размеру и цвету), постепенно увеличивая их количество (один, два, три предмета разного размера и цвета);
— действовать с кубиками, кирпичиками: ставить их друг на друга (вертикально, горизонтально), в разном пространственном отношении;
— переносить усвоенные действия с предметами на другие незнакомые предметы;
— поощрять самостоятельное одевание и раздевание, уборка игрушек;
— приучать обращаться за помощью взрослых в процессе самостоятельной предметной деятельности;
— стимулировать к действиям с предметами рядом с другими детьми, не мешая друг другу.

Познавательная деятельность в ближайшей природной и предметной окружающей среде:

— стимулировать познавательную активность, наблюдательность в процессе ознакомление с природным и предметным окружением;
— формировать представление о объекты (животные и растения ближайшего окружение, солнце, облака) и явления природы (дождь, ветер);
— знакомить с характерными внешними особенностями животных (имеют голову, туловище, лапы, крылья) и растений (листья, цветы);
— учить различать времена года по отличительными признаками (зимой падает снег, летом светит солнце, осенью идет дождь); побуждать замечать красивое в окружении;
— учить наблюдать за объектами и явлениями природы в уголок природы (аквариум, комнатные растения), во время прогулок (солнце, состояние неба, деревья, цветы), учить замечать изменения, связанные с временами года (весной все деревья цветут, осенью листья деревьев становится желтым, красным);
— привлекать к играм с песком, водой, снегом с использованием формочек, лопаток, различных емкостей;
— знакомить со свойствами песка (сухой – сыплется, влажный – держит форму), воды (прозрачная, льется), снега (холодный, в тепле тает);
— учить соблюдать элементарные правила поведения в природе (не обижать животных, не рвать цветов);
— знакомить с трудом взрослых (воспитатель, помощник воспитателя, дворник), орудием их труда (метла, веник, лопата, посуда, ведро);
— формировать простейшие представления о предметах быта (мебель — стол, стул, кровать; посуда — ложка, чашка, тарелка), одежды (шапка, штаны, сапоги) и их назначения;
— поощрять наблюдений за транспортом, зданиями, игровыми площадками;
— формировать простейшие представления об их назначении (машины – перевозят людей или грузы; в домах – живут люди; на качелях, горках — любят играть дети).

Показатели сенсорно-познавательного развития
— проявляет интерес к предметной среды; рассматривает яркие предметы; обследует их зрением, осязанием;
— узнает в окружающей среде геометрические формы, различает размер (большой, маленький), цвета;
— сравнивает и группирует предметы по форме, размеру, цвету (к 3);
— с помощью органов чувств ощущает запах (приятный, неприятный), вкус (сладкий, горький), осязательные свойства (холодный, теплый);
— различает различные слуховые раздражители (голос мамы, музыкальная мелодия, шум машины);
— любит собирать пирамидки, матрешки, кубики, кольца; разбирать и собирать игрушки вкладыши; открывать и закрывать коробочки, баночки;
— многократно повторять действия на переливание, пересыпание, перебирание веществ; использует знакомые игрушки, предметы заменители в процессе своей деятельности;
— с помощью взрослого делает простые постройки из кубиков, кирпичиков;
— проявляет интерес к объектам и явлениям природы; с удовольствием наблюдает за солнцем, состоянием неба, животными, деревьями, цветами, рыбками в аквариуме; с помощью взрослого различает времена года и их отличительные признаки (лето тепло, сияет солнышко; зима холодно, много снега и тому подобное);
— с удовольствием играет с песком, водой, снегом, использует при этом вспомогательное оборудование формочки, лопатки, ведерки, воронки; различает основные предметы одежды, посуды, быта, пытается использовать их по назначению (шапку одевает на голову, из тарелки ест, на стульчике сидит и тому подобное);
— узнает отдельные трудовые действия взрослых и детей (моет посуду, убирает игрушки, моет пол), подражает им в своей деятельности; различает простые орудия труда (метла, лопата);
— с интересом наблюдает за транспортом, зданиями, действиями людей; замечает разницу между ними (машины большие, маленькие, разных цветов; здания высокие, низкие; люди играют, разговаривают и тому подобное).

Советы родителям:
— обогащайте и насыщайте предметный мир ребенка качественными развивающими игрушками (цветные втулки, пластиковые пазлы, пирамидки, шнуровки и др.), изготовленными из безопасных материалов.
Обращайте внимание
— на прочность креплений, следите, чтобы ребенок не потянул в рот слишком мелких деталей;
— в процессе игр вызывайте положительные эмоции, радуйтесь успехам ребенка, при необходимости предоставляйте возможность выполнять действия много раз;
— учите обследовать предметы (занимать их двумя руками, обводить пальцем, то одной то другой руки), манипулировать ими (катить, переводить с руки в руку, подбрасывать, прятать в коробку);
— предоставляйте возможность играться с обычными бытовыми предметами (подбор крышек для кастрюль разного размера), водой (переливание из одной емкости в другую);
— в повседневные многократно называйте различные свойства предметов, которыми они манипулируют (форму, размер, цвет);
— рассматривайте вместе с ребенком книжки, акцентируйте внимание на изображении знакомых предметов, животных, растений;
— во время прогулок наблюдайте за объектами и явлениями природы, обращайте внимание на их красоту и неповторимость, изменения, которые происходят с ними в различные времена года;
— по возможности знакомьте ребенка с животным и растительным миром ближайшего окружения, гуляйте в лесу, парке, на лугу, у водоема;
— привлекайте ребенка к играм с песком, снегом, камнями, разным природным материалом;
— объясняйте правила поведения в природе, будьте для ребенка примером, привлекайте ее к помощи («я посажу в землю семя, а ты будешь его поливать из своего ведерка, и вырастет большое дерево», «давай вместе покормим воробушков, они нам скажут спасибо за угощение»);
— обращайте внимание ребенка на различные виды транспорта (машина, автобус, самолет), здания (родной дом, магазин), объясняйте их назначение;
— на собственном примере показывайте последовательность выполнения определенных действий (одевания, раздевания, приема пищи);
— привлекайте ребенка к их подражания; уважайте выбор ребенка заниматься определенным видом деятельности.

Источник

Первые 12 месяцев жизни являются особенными не только для ребенка, но и для матери. Кроха стремительно развивается и каждый день познает что-то новое, удивляет родителей своими умениями и пытается копировать поведение окружающих. Чтобы понять, что развитие малыша не отклоняется от нормы, важно знать, что должен уметь ребёнок в 1 год. При этом необходимо с ним заниматься и уделять малышу достаточно времени.

Содержание статьи

  • Маска ежедневная, экологичная HD печать;
  • Состав: 50% полиэстер, 50% хлопок;
  • Легко дышать, удобно носить, можно стирать неограниченное количество раз;
  • Более 100 интересных дизайнов ;
  • Произведено в России (наша компания получила статус “стратегически важного предприятия”);
  • Промокод – SUPERMASKI на скидку 5%, с 10 по 30.04. Скидка действует на маски от 599 руб!
  • ???? Повышенный спрос. Ограниченное предложение.

Базовые навыки

В первый год жизни ребенок осваивает множество навыков. Он должен обладать следующими базовыми умениями:

Наблюдение за перемещением людей или объектов. Малыш реагирует на музыку, яркий свет, домашних животных и внимательно наблюдает за происходящим вокруг него.

  • При виде мамы, папы, бабушки и других близких людей ребенок улыбается и тянет к ним ручки.
  • Хорошо умеет держать голову в вертикальном положении.
  • Легко переворачиваться с животика на спину или со спины на живот. При многократных манипуляциях малыш не испытывает дискомфорта.
  • Выбирает игрушки и просит ту, которая нравится больше всего.
  • Умеет самостоятельно садиться.
  • Пытается произносить слова (гулит).

«Дальнейшие достижения крохи зависят от этих базовых навыков, поэтому так важно понимать, что должен уметь ребенок в годик, и не требовать от него большего, ведь всему свое время.»

Физиологические изменения

Годовалый малыш становится в три раза тяжелее, чем он был при рождении. Темпы роста и прибавки в весе после первого года жизни замедляются. У детей этого возраста плоскостопие является нормой. Когда он освоит ходьбу, эта особенность исчезнет и появится изгиб у ступней. Маме нужно чаще позволять малышу ходить босиком по песку, траве, мелким камушкам или другой неровной поверхности.

У малыша уже должно быть несколько зубов, среднее количество — 8, но у некоторых может быть и 12. Если вылезло 2 зуба, это тоже считается нормой. При полном отсутствии зубов в годовалом возрасте родителям нужно проконсультироваться с педиатром.

Чтобы проверить, не отклоняется ли ребенок от нормы в развитии, нужно провести небольшой тест:

Попросить о чем-либо простом. Таким образом мама может проверить, понимает ли малыш, о чем его просят.

  • Сказать фразу или задать вопрос, который требует однозначного ответа. Малыш должен совершить хотя бы один жест (пожать плечами, помахать рукой или отрицательно помотать головой).
  • Взять за руку и попытаться сделать вместе с ним несколько шагов. Кроха должен уверенно пройтись на ножках с помощью мамы.

Если родительницу что-либо насторожило во время этой проверки, нужно рассказать о своих опасениях педиатру. Специалист даст развернутый ответ, почему так происходит, и при необходимости назначит дальнейшее обследование.

  • Маска ежедневная, экологичная HD печать;
  • Состав: 50% полиэстер, 50% хлопок;
  • Легко дышать, удобно носить, можно стирать неограниченное количество раз;
  • Более 100 интересных дизайнов ;
  • Произведено в России (наша компания получила статус “стратегически важного предприятия”);
  • Промокод – SUPERMASKI на скидку 5%, с 10 по 30.04. Скидка действует на маски от 599 руб!
  • ???? Повышенный спрос. Ограниченное предложение.

Физическое развитие

К первому году жизни малыш уже уверенно стоит на ножках, пытается передвигаться, ему нравится сидеть и ползать. Ребенок встает на ноги из любого положения.

Годовалые дети обожают ходить, держась за мамину руку или какую-либо опору. Некоторые уже пытаются бегать. Вот что должен уметь годовалый ребенок в плане физического развития:

Ходить по ступенькам с помощью взрослых.

  • Спускаться с дивана, кресла или кровати.
  • Ползать по детской лесенке или обычной, но под строгим контролем матери или отца.
  • Взбираться на табуретку, стул или другие предметы мебели.
  • Сидеть на корточках и находиться в таком положении длительное время.

В этом возрасте ребенок активно интересуется «запрещенными» предметами (розетками, конфорками, горячим утюгом, спичками), поэтому родственникам нельзя ни на секунду оставлять его без присмотра.

Чтобы поддтолкнуть малыша к самостоятельности и активному развитию, не стоит по первому зову бежать к нему и брать на руки. Нужно позвать ребенка к себе. Он попытается дойти до цели (своей мамы) и приложит для этого максимум усилий. Нужно подстраховывать кроху, но не делать все за него.

Моторика и психика

Ребенок развивается в годовалом возрасте не только физически, но и умственно. Он ломает игрушки, потому что ему интересно, из чего они состоят. Вот какие навыки должны быть развиты у ребенка в 1 год:

Строительство башенок из нескольких мягких кубиков. Малыш самостоятельно занимается этим процессом, и ему очень нравится, когда построенная конструкция начинает рушиться.

  • Нанизывание колец на пирамидку. Она не должна быть большой, достаточно нескольких элементов, чтобы ребёнок понял, в каком порядке ему нужно складывать кольца.
  • Опускание предмета в коробку, закрывание крышек и их снятие, накрывание игрушек.
  • Игры с детской посудкой, имитация процесса приема еды.
  • Ролевые игры с куклами, пупсами. Малыш качает игрушку, пытается накормить, сажает на горшок и повторяет манипуляции матери.
  • Игры с сортерами. Годовалый ребенок легко подбирает деталь и самостоятельно вставляет её в нужное отверстие.
  • Интересуется своей одеждой и играется с носками, слюнявчиками и прочими мелкими элементами.
  • Перекладывание предметов из одной руки в другую.
  • Толкание детской коляски, катание на толокаре (машинке, в которой нужно отталкиваться ножками).
  • Берет игрушки указательным и большим пальцами.
  • Умеет бросать мяч или подбрасывать в воздух воздушный шарик.
  • Ловит предметы, которые ему кидают в руки родители.
  • Открытие двери, закрытие ящиков, складывание и вытаскивание вещей.
  • Если рядом есть другие дети, годовалый малыш будет подражать им.
  • Повторяет за мамой и за папой: ремонтирует машинку или делает макияж подручными предметами.
  • Крохе нравится прятать предметы, а потом заниматься их поиском.

Развитие крохи в психическом плане полностью зависит от его окружения. Если в семье часто ссорятся, родители громко кричат друг на друга, мама нервничает, срываясь на ребенке, малыш будет капризничать по любому поводу, беспокойно спать и устраивать громкие истерики.

В семьях, где царят гармония и любовь, а дома тихо и спокойно, никто ни на кого не повышает голоса, ребенок выражает свои эмоции не с помощью плача, а посредством звуков и мимики. Кроха любит обниматься и часто целует родителей. Он проявляет теплые чувства не только к людям, но и к своим игрушкам.

Ребенок в 1 год должен выполнять простые поручения (подать игрушку, принести предмет). В этом возрасте он с легкостью узнает людей, может показать на фотографии, где мама и папа, рассматривает картинки с животными и показывает, где собачка или котик. Малыш пытается танцевать под детские песенки и подпевает, если его родители делают то же самое.

Когда малышу покупают или дарят новую игрушку, он проявляет радостные эмоции, а если к нему подходит незнакомая женщина или мужчина и пытается заговорить с ним, малыш может внезапно расплакаться и прижаться к маме. Он не любит слово «нет» и начинает негативно реагировать на отказ.

Речевые особенности

При возвращении папы домой с работы, ребенок искренне радуется и пытается произнести слово «папа». Ребенок произносит гласные звуки, когда смотрится в зеркало.

Кроха понимает, что ему говорят родные, он легко улавливает интонацию и мимику. Чтобы малыш имел большой словарный запас, с ним нужно постоянно разговаривать, но сюсюкать нельзя, нужно общаться на равных. Некоторые дети в возрасте 1 года умеют произносить элементарные слова (мама, папа, дай, нет, да, мяу, гав, ляля, кака и пр.). Вот что должен говорить ребенок в 1 год:

  • Дает ответы на элементарные вопросы взрослых (кто это или что это?, что делает собака, кошка?)
  • Реагирует на свое имя звуками или мимикой.
  • Понимает слова «нельзя», «да», «можно».

Если кроха молчит и не произносит ни слова к этому сроку, не стоит сразу же паниковать. Если у него вообще нет никакой реакции на слова, то нужно показать малыша специалисту — возможны проблемы с органами слуха или психологические расстройства. Своевременное лечение поможет избавиться от легких отклонений, поэтому нужно быть внимательным к своему ребенку.

Проявление самостоятельности

В годовалом возрасте практически все дети хотят быть самостоятельными и пытаются есть, держа ложку или вилку в руке. Ребенок может взять чашку без помощи взрослых и выпить жидкость из нее. Он с удовольствием грызет морковку, печенье или другую твердую пищу.

Кроха пытается натянуть одежду во время сборов на прогулку, и если мама располагает временем, нужно дать ребенку закончить начатое и ни в коем случае не торопить его. У малыша к этому возрасту уже имеются определенные предпочтения в одежде, еде, игрушках.

Во время мытья рук годовалый малыш захочет самостоятельно вытереть их полотенцем. Горшок в таком возрасте дети воспринимают как очередную игрушку и с радостью садятся на него, но еще не понимают, что нужно делать. Маленькому ребенку уже можно объяснять, что это такое и для чего нужен этот предмет, но требовать от сына или дочери, чтобы они туда справляли нужду, не нужно.

Некоторые дети во время хождения по-маленькому или по-большому издают специфический звук, поэтому маме нужно внимательно следить за своим ребенком и учить садиться на горшок именно в тот момент, когда он подаст сигнал, но если малыш активно сопротивляется, не нужно его заставлять.

Детский режим

После 12 месяцев малыш тяжело засыпает днем и может устраивать истерики во время укладывания в дневное время. Это происходит из-за смены режима. Ребенок начинает позже просыпаться и позже отходит ко сну.

Маме нужно изменить режим питания ребенка. Если он долго спит днем, покормить 5−6 раз его уже не получится. Тогда нужно организовать 4-разовый прием пищи, например, в 9.00 — завтрак, в 12.30 — обед, в 16.30-полдник и в 20.00 — ужин. Если малыш по-прежнему спит несколько раз в день, то режим может оставаться таким, как раньше.

Мама должна всячески развивать своего ребенка, читая ему стишки, сказки, а перед сном петь колыбельную. Мозг детей в таком возрасте, подобно губке, может впитать уйму информации. Полезно играть в сюжетные игры, показывать пальчиковый театр. Для развития мелкой моторики можно предложить крохе игры с песком, соленым тестом, пластилином, фасолью или водой.

Уже с годовалого возраста можно заниматься рисованием, используя для этого пальчиковые краски. Можно предложить порисовать на асфальте мелками. Малыш будет в восторге от мыльных пузырей, которые попытается лопнуть. Прогулки на свежем воздухе и игры в песочнице положительно влияют на развитие.

Яндекс.ДиректСодействие в подборе финансовых услуг/организацийТоргуйте онлайн сFxPro™Содействие в подборе финансовых услуг/организацийЗаработок на цифровых валютах. Дома18+Учи португальский онлайн с нами

Упражнения для первого шага

Мальчики обычно позже начинают ходить и учатся ползать в возрасте 7−8 месяцев, в отличие от девочек, которые в годовалом возрасте уже могут совершить скоростную пробежку. Маме нужно мотивировать своего ребенка, например, с помощью игрушки, поставив любимого медвежонка на высоту. Кроха встанет на ножки и будет тянуться к своему плюшевому другу, а родительнице нужно отодвинуть игрушку в сторону, чтобы ребенок сделал еще пару шагов к заветной цели.

Когда первое упражнение будет освоено, нужно расставить несколько предметов на стулья или диван и попросить малыша собрать все игрушки и принести маме. Во время прогулки дети, которые еще не ходят, повторяют движения за старшими ребятами и пытаются сделать первый шаг. Иногда этого не происходит из-за страха падения, особенно если уже был неудачный опыт. Маме нужно сначала придержать кроху и постепенно отпускать руку.

«Не рекомендуется часто сажать карапуза в ходунки, поскольку велик риск искривления позвоночника. Эта игрушка формирует неправильную осанку, поэтому нужно отдавать предпочтение машинкам-каталкам или детским вожжам.»

Не нужно сразу же подбегать к упавшему крохе, жалеть и хватать на руки. Ему надо дать возможность подняться самостоятельно.

Навыки ребенка в 1 год зависят в первую очередь от его родителей, поэтому нужно постоянно с ним разговаривать, читать вслух сказки, вместе играть и всячески проявлять заботу и любовь. Не нужно ограничивать кроху и подавлять его самостоятельность, ведь так малыш получает бесценный опыт и развивается интенсивными темпами.

  • Маска ежедневная, экологичная HD печать;
  • Состав: 50% полиэстер, 50% хлопок;
  • Легко дышать, удобно носить, можно стирать неограниченное количество раз;
  • Более 100 интересных дизайнов ;
  • Произведено в России (наша компания получила статус “стратегически важного предприятия”);
  • Промокод – SUPERMASKI на скидку 5%, с 10 по 30.04. Скидка действует на маски от 599 руб!
  • ???? Повышенный спрос. Ограниченное предложение.

Источник наш сайт: https://vseposlerodov.ru/rebenok/zdorove-i-razvitie/razvitie-godovalogo-malysha

Статьи по теме, которые вас заинтересуют:

Как убрать растяжки после родов в домашних условиях

Сокращения матки в послеродовой период

Пупочная грыжа: признаки, стадии, лечение

Что должен уметь делать ребенок в 4 месяца: обзор навыков и умений

Источник