Познавательное развитие детей раннего возраста в домах ребенка
Познавательное развитие детей дошкольного возраста – процесс очень интересный и непрерывный. Малыш познает мир с первого момента своего появления. Наш мозг устроен так, что каждую минуту человек принимает какую-то информацию, обрабатывает ее, что-то оставляя, что-то игнорируя, а от чего – то просто избавляясь.
Деятельность — необходимое условие развития ребенка. В процессе деятельности приобретается жизненный опыт, познается окружающая действительность, усваиваются знания, вырабатываются умения и навыки, благодаря чему развивается и сама деятельность.
Исследования А. Леонтьева, С. Рубинштейна, Б. Теплова и др. показали, что в деятельности развиваются психические процессы, формируются умственные, эмоциональные и волевые качества личности, ее способности и характер.
Познавательная деятельность — это активная деятельность по приобретению и использованию знаний.
Важным компонентом познавательной деятельности является познавательный интерес – направленность на материал (игровой, экологический, математический и т.д.), связанная с положительными эмоциями и порождающая познавательную активность ребенка.
Познавательный интерес также является важной составляющей познавательной активности. Чем больше ребенок накапливает знаний и опыта, тем сильнее интерес.
От познавательной активности ребенка во многом зависит выработка им практических навыков и приобретение знаний в самых различных сферах жизни. От нее же в значительной степени зависит, насколько успешно ребенок научиться общаться и уживаться в коллективе, выработает умение взаимодействовать с другими людьми. Приобретенные ребенком знания и практический опыт позволяют ему осознать собственные возможности, а это, в свою очередь, пробуждает новую жажду к знаниям и инициативу, развивает творчество.
Познавательная активность проявляется с рождения и интенсивно развивается на протяжении всего дошкольного детства и продолжает развиваться дальше практически на протяжении всей жизни. Однако дошкольное детство – очень важный период. Именно в это время закладывается фундамент всего дальнейшего познания мира.
Познавательное развитие ребенка формирует потребность и способность активно мыслить, преодолевать трудности при решении разнообразных умственных задач.
Познавательная сфера личности включает:
- Ощущения
- Восприятие
- Внимание
- Память
- Мышление
- Воображение
Ощущение – это первая форма познания окружающей действительности. С ощущений начинается развитие человека.
Различают пять основных видов ощущений:
- Вкусовые
- Тактильные
- Обонятельные
- Зрительные
- Слуховые
Восприятие в раннем возрасте — это освоение основных сенсорных эталонов цвета, формы и величины.
Внимание – это один из сложных познавательных процессов.
Первые признаки внимания появляются на 2-3 недели жизни, в виде слухового и зрительного сосредоточения. В раннем возрасте внимание ребенка отражает его интерес к окружающим предметам и выполняемым с ними действиям.
Память – сложный психический процесс, который обеспечивает целостность и развитие личности.
Память в раннем возрасте непроизвольна, ребенок не ставит перед собой цели что-то запомнить и не прилагает никаких усилий для запоминания. В его памяти запечатлеваются интересные, эмоциональные, красочные события и образы, а третий и четвертый год жизни – становятся годами первых детских воспоминаний.
Мышление – это высший интеллектуальный познавательный процесс. Оно дает возможность познавать такие предметы и явления, которые не могут быть непосредственно восприняты органами чувств.
Виды мышления:
1. Наглядно-действенное – познание с помощью манипулирования предметами – игрушками.
2. Наглядно-образное – познание с помощью представлений предметов, явлений.
3. Словесно-логическое – познание с помощью понятий, слов, рассуждений.
Воображение – психический процесс создания образа предмета путем преобразования реальности. Начинает развиваться только в дошкольном возрасте.
Для развития познавательной активности ребенка раннего возраста огромное значение имеет развитие восприятия знаковой функции мышления и осмысленная предметная деятельность. В этот период активны органы восприятия – зрение, слух, обоняние, осязание, вкусовые ощущения, которые помогают познавать мир малышу. В этом возрасте ребенка надо познакомить с основными цветами (красный, желтый, синий, зеленый), формами (шар, куб, квадрат, треугольник), размерами (длинный – короткий, широкий – узкий, высоко – низко), а также развивать тактильные ощущения (мягкий – твердый, гладкий – шершавый). Развитию восприятия прекрасно способствуют двигательная активность и предметная деятельность ребенка.
Период раннего детства отличается наиболее интенсивным темпом развития физического, психического и социального развития ребенка. Это период активного освоения детьми окружающего мира, предметно-практической деятельности, овладения речью, развитию игровой деятельности. Именно в этот период формируются основы физического и интеллектуального развития ребенка.
Дом ребенка занимает особое место в системе общественного воспитания детей раннего возраста. Это учреждение здравоохранения призвано заменить семью, детям, оставшимся без попечения родителей, создать условия, в котором ребенок, лишенный родителей, развивался бы нормально, своевременно, всесторонне.
Оставшиеся без попечения родителей, основного источника опыта эмоциональных взаимоотношений между людьми, дети испытывают трудности в установлении элементарных связей с окружающим миром, формировании собственного активного поведения.
Дети, воспитывающиеся в условиях дома ребенка лишены жизнерадостности, они вялы, апатичны, у них снижена познавательная активность, эмоциональные проявления и т.п.
Познавательное развитие этих детей отстает от показателей развития возрастной нормы. Сенсорное развитие этих детей формируется слабо: не все знают основные цвета и их оттенки; не могут классифицировать предметы по одному значимому признаку (например, отделить кубики красного цвета от кубиков зеленого цвета); затрудняются выделить предметы по цвету, форме, величине; не способны длительно сосредоточивать внимание на одном объекте; не ориентируются в пространстве; не достаточно сформирована игровая деятельность. Из-за дефицита общения с взрослыми детям свойственен госпитализм. Такие дети недоверчивы, замкнуты, плаксивы, пассивны.
Известно, что дети, воспитывающиеся в закрытых учреждениях, отстают в формировании и развитии речи. Активная речь у них возникает позже; в общении с взрослыми дети чаще используют жесты, мимику. В основе задержек вербального развития этих детей лежит дефицит общения с взрослым, и, в первую очередь, недостаток эмоциональных контактов с ним.
И поэтому, практическое сотрудничество ребенка с взрослым должно стать основной формой общения, а предметная деятельность – ведущей деятельностью. Если потребность в сотрудничестве у ребенка отсутствует, и он стремится к эмоциональному взаимодействию с взрослым, то необходимо больше внимания уделить организации эмоционально-деловых контактов с ребенком. Это важно не только для познавательного развития малыша, но и для налаживания взаимодействий с окружающими людьми.
Особая форма предметной деятельности – предметная или процессуальная игра. Воспитанники дома ребенка проявляют слабую склонность к игровой деятельности, больше времени проводят за простым манипулированием. Игра увлекает детей, если их отношение к обыгрываемым предметам эмоционально окрашено. Поэтому педагогам и воспитателям дома ребенка необходимо способствовать эмоциональной насыщенности игры, стимулировать интерес детей к действиям в воображаемой ситуации.
Так же важно учитывать индивидуальный подход к каждому ребенку, чтобы он чувствовал доброжелательность и поддержку.
Важна совместная деятельность взрослого и ребенка. Поддержка взрослого в выборе ребенка (игрушки, дидактического материала, желание выполнять или не выполнять предлагаемое и т.д.);
Речевое сопровождение всех действий в процессе совместной деятельности и в повседневной жизни является важным условием.
Познавательные процессы являются составной частью любой человеческой деятельности, которые обеспечивают ту или иную ее информацию.
Детей дошкольного возраста нужно не учить, а развивать. Развивать нужно посредством доступной для их возраста деятельности – игры. Одна из важных задач современного дошкольного воспитания – создание таких условий, которые способствовали бы развитию ребенка, раскрытию его творческого потенциала. А так как ведущей деятельностью ребенка раннего возраста является игра, то и развивать познавательные процессы легче через игру. В условиях игры дети лучше сосредотачиваются и запоминают, чем по прямому заданию взрослого. Поэтому, игры являются составной частью коррекционно-образовательного процесса.
Занятия с детьми дома ребенка строятся в игровой форме или с использованием игровых упражнений.
На занятиях используются методы: наглядный, словесный, игровой.
Методические приемы:
- Дидактические игры, игровые упражнения, театрализованная
деятельность. - Нетрадиционное рисование.
- Малые формы устного народного творчества (потешки, прибаутки,
колыбельные).
Занятия разнообразны, доступны детям по содержанию. У детей, воспитывающихся в условиях дома ребенка, внимание неустойчивое, дети отличаются повышенной подвижностью, нуждаются в частой смене деятельности. С этой целью в качестве отдыха используются подвижные упражнения и игры, которые используются как в совместной, так и в самостоятельной деятельности ребенка.
Литература:
- Аксарина, Н.М. Воспитание детей раннего возраста. Москва.: Медицина, 1977.-304 с.
- Детская практическая психология: Учебник /Под ред. Проф. Т. Д. Марцинковской. -М.:Гардарика, 2004.
- Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста: Пособие для воспитателя детского сада/ Е.В.Зворыгина, Н.С.Карпинская, И.М.Кононова и др.; Под ред. С.Л.Новосёловой.- 4-е изд., перераб.- Москва.: Просвещение, 1985.- 144 с.
- Кук Дж. Раннее сенсорное развитие малышей. (Перевод с англ.)- Москва., 1997.
- Лисина М.И. Особенности практически действенного общения с взрослыми у детей с задержкой психического развития // Дефектология 1975, №6.
- Лямина, Г.М., Воспитание и развитие детей раннего возраста. Москва.: Просвещение, 1981.-224 с.
- Оздоровительная и воспитательная работа в доме ребёнка: Книга для работников дома ребёнка/ Р.В.Тонкова-Ямпольская, Э.Л.Фрухт, Л.Г.Голубева и др.; Сост. Э.Л.Фрухт.-Москва.: Просвещение, 1989.-192 с.
Источник
Познавательное развитие детей раннего возраста
(2 – 3лет)
Познавательное развитие обеспечивает полноценную жизнь ребенка в окружающем мире (природа, социум). Формирование представления, их упорядочивание, осмысление существующих закономерностей, связей и зависимостей способствует дальнейшему интеллектуальному и личностному развитию.
При реализации образовательной области «Познавательное развитие» необходимо учитывать следующее:
– познавательные возможности ребенка определяются уровнем развития психических процессов (восприятия, мышления, воображения, памяти, внимания и речи);
– значительное место в реализации области занимают разнообразные формы работы с детьми, обеспечивающие развитие познавательной активности и самостоятельности, любознательности и инициативности каждого ребенка;
– формирование целостной картины мира на основе развивающихся у ребенка первичных представлений и познавательных действий обеспечивается в результате интеграции со всеми образовательными областями.
Стремление к познанию окружающего пронизывает все сферы детской деятельности. Ребенок раннего возраста – настоящий исследователь. Большое значение для развития познавательной активности имеет желание не только рассматривать предметы, но и действовать с ними, соединять и разъединять, конструировать, экспериментировать.
Под влиянием предметной деятельности, общения и игры в раннем возрасте развиваются восприятие, мышление, память и другие познавательные процессы. Наиболее интенсивно развивается восприятие. Оно составляет центр сознания ребенка. Восприятие – фундаментальная психическая функция, обеспечивающая ориентацию ребенка в окружающем.
Восприятие детей этого возраста развивается в процессе практических действий. Путем проб и ошибок ребенок может собрать пирамидку, вложить предмет в отверстие соответствующей формы и размера.
Практический результат он получает в процессе многократных сравнений величины, формы, цвета, подбора одинаковых или подходящих предметов или их частей. Первоначальное сравнение приблизительное, достаточно грубое. Ребенок примеривает, пробует и через ошибки, их исправление, достигает результат.
Развитие восприятия связано со словом. Слово, обозначающее предмет, несет в себе обобщающее значение, что создает для ребенка зону его дальнейшего развития («Собери игрушки», «Где твой шкафчик?», «Возьми свою курточку»). Ребенок усваивает слова – названия для обозначения величины, формы, цвета и функции (катится, стоит). Использование слов – названий развивает и углубляет восприятие различных качеств предметов.
В практической деятельности у ребенка развивается не только восприятие, но и мышление, имеющее в этот период наглядно – действенный характер. Путем практического экспериментирования ребенок открывает новые средства для достижения целей. Например, достает один предмет с помощью другого: закатившийся мячик с помощью палки, встает на стул, чтобы дотянуться до понравившегося предмета.
Изобретая новые средства, ребенок открывает новые свойства вещей. Например, зачерпывая воду с помощью решета для просеивания песка, обнаруживает, что вода выливается. Это вызывает у него удивление, что стимулирует дальнейшие пробующие действия и новые открытия.
Постепенно к концу третьего года жизни ребенок начинает обходиться без внешних проб, экспериментируя в уме.
В этом возрасте в качестве средств обозначения для ребенка выступают имитирующие действия, образные игрушки и предметы – заменители, иллюстрации в книжках, картинки, его первые рисунки. Функцию главного средства обозначения и замещения начинает выполнять слово («Я – гусеница», «Я – самолет», «Я – летаю»). Это и есть процесс формирования внутреннего плана мышления, плана представлений и начало развития детского воображения. Так в недрах наглядно – действенного мышления зарождается наглядно – образное, которое в дошкольном возрасте становится основным.
Познавательная деятельность ребенка расширяется, его опыт обогащается, проявляется в детских вопросах («Это птица?», «Это грузовик?», «А зачем?», «Кто это?», «Что это?»).
На основе опыта практических действий с предметами, общения со взрослыми дети строят собственные представления об окружающем.
Особый интерес дети проявляют к людям, выполняющим какую – то работу, общающимся друг с другом. К концу третьего года ознакомление с окружающим приобретает ярко выраженный познавательный характер. Дети активно стремятся получить информацию об окружающем мире, задавая взрослым множество вопросов.
Предметная деятельность (третий год жизни)
Задачи:
– проводить игры – занятия с использованием предметов – орудий, например, предлагать использовать сачки, черпачки для выуживания из специальных емкостей с водой или без воды шарики, плавающие игрушки и т. д.;
– учить в процессе совместных дидактических игр, а так же в быту и на прогулке выделять форму, цвет, величину предметов;
– развивать координированные движения обеих рук и тонкие движения кончиков пальцев;
– поощрять действия с предметами, при ориентации на 2- 3 свойства одновременно;
– собирать одноцветные, а затем и разноцветные пирамидки из 4-5 и более колец, располагая их по убывающей величине;
– составлять башенки из трех последовательно уменьшающихся деталей – вкладышей (кубы, конусы, цилиндры и пр.), разбирать и собирать трехместную матрешку с совмещением рисунка на ее частях;
– закреплять понимание слов, обозначающих различные величины предметов, их цвет и форму в ходе подбора деталей по указанным качествам;
-проводить игры – занятия с игрушками, имитирующими орудия труда, поощрять использование предметов – орудий в самостоятельной игровой и бытовой деятельности с целью решения детьми практических задач в ходе своей деятельности.
Сенсорное развитие
Задачи:
– учить различать четыре цвета спектра(красный, желтый, синий, зеленый), пять геометрических форм(круг, квадрат, прямоугольник, овал), три фигуры(куб, шар, призма), три градации величины(большой, поменьше, маленький);
– развивать действия по использованию сенсорных эталонов;
– уметь выделять в объектах цвет, форму, величину;
– различать контрастные и близкие состояния величины (большой – поменьше – маленький);
– пользоваться приемом наложения и приложения одного предмета к другому для определения их равенства или неравенства по величине и тождественности по цвету, форме;
– собирать пирамидку из 3 – 6 колец, матрешку из вкладышей 1 – 2 величин;
– группировать однородные предметы по одному из трех признаков (величина, форма, цвет) по образцу и словесному указанию (большой, маленький, такой, не такой), используя определенные слова – названия (например, предэталоны формы: «кирпичик», «крыша», «огурчик», «яичко» и т.д.).
Знакомство с окружающим миром
Задачи:
– развивать гуманные чувства (доброжелательное и бережное отношение ко всему живому);
– знакомить с явлениями общественной жизни и некоторыми профессиями (доктор лечит, шофер ведет машину, парикмахер стрижет волосы, повар готовит пищу, дворник подметает и т. д.);
– продолжать формировать и расширять знания об окружающем мире.
Окружающий мир включает в себя знания:
– о человеке, его внешних физических особенностях (у каждого есть голова, руки, ноги, лицо; на лице – глаза, рот, нос), его физических и эмоциональных состояниях (проголодался – насытился, устал – отдохнул, заболел – вылечился, опечалился – обрадовался, заплакал – засмеялся);
– деятельности близких ребенку людей (мама моет пол, бабушка вяжет носки, сестра делает уроки, дедушка читает газету, брат рисует, папа чинит часы и т. д.);
– предметах, действиях с ними и их назначения ( предметы домашнего обихода, игрушки, орудия труда);
– живой природе: растительный мир ( деревья, травы, цветы, овощи, фрукты,), животный мир: домашние животные ( кошка, собака, корова, лошадь, коза, свинья, петушок, курочка, гусь), их детеныши ( котенок, щенок, теленок, козленок, поросенок, цыпленок), дикие животные ( лиса, заяц, медведь, волк, белка), птицы ( воробей, ворона, голубь и т. д.);
– неживой природе: о воде в быту ( льется, теплая – холодная, в воде купаются, водой умываются, в воде стирают); воде в природе ( бегут ручьи, тают сосульки; река, пруд);
– явлениях природы: времена года (зима, весна, лето, осень) и их особенности (зимой холодно, снег; летом – жарко, светит солнце; весной тают сосульки, бегут ручьи, распускаются листочки; осенью – ветер, холодный дождь, падают желтые листья), погодные явления и отношение к ним людей (дождь – сыро, гулять без плаща и резиновых сапог нельзя, летом при жарком солнце надевают панаму, зимой холодно и люди надевают шубы, шарфы, теплые сапоги, меховые шапки и т. д.).
Первоначальная культура мышления
Задачи:
– формировать наглядно – действенное мышление, способы решения практических задач с помощью различных орудий ( кубики, игрушки, предметы быта);
– развивать практическое экспериментирование;
– стимулировать и поддерживать поиск новых способов решения практических задач;
-развивать символическую функцию мышления в сюжетно – отобразительной игре.
Конструирование
Задачи:
Конструирование из строительного материала и крупных деталей конструктора:
– приобщать к созданию простых конструкций (домик, башенка, ворота, скамейка и т. д.) через разыгрывание взрослым знакомых сюжетов (матрешка гуляет, куклы едят, спят, отдыхают, машины едут по улице, въезжают в ворота) с привлечением детей к этой деятельности.
Конструирование из бумаги:
– показывать первые способы работы с бумагой – сминание и разрывание, помогать увидеть в смятых комочках и разорванных бумажках «образ» (цветок, колобок, птичка и т. д.);
– составлять вместе с детьми простые комбинации (например, дети делают травку путем разрывания зеленой бумаги и туда помещаются одуванчики, комочки, птички);
– использовать созданные детьми вместе с воспитателем панно в качестве украшений групповых комнат.
Организация предметно – пространственной развивающей среды (в первой младшей группе) и деятельности по ее освоению
Центр познания (познавательно – исследовательской деятельности)
– геометрические плоскостные фигуры и объемные формы (шар, куб, круг, квадрат);
– лото, домино;
– предметные и сюжетные картинки, тематические наборы картинок (одежда, обувь, мебель, посуда, овощи, животные, игрушки);
– картинки с изображением последовательности событий (например, иллюстрации к сказкам);
– иллюстрации трудовых действий, орудий, необходимых в труде;
– иллюстрации с изображением предметов, используемых детьми в самообслуживании, процессов самообслуживания;
– мелкая и крупная геометрическая мозаика;
– предметы и игрушки, различные по цвету и размеру, форме и размеру;
– матрешки трех- и четырехсоставные;
– сборно – разборные игрушки;
– напольная пирамидка (из 6-7 элементов);
– пособия на липучках;
– материал на развитие мелкой моторики кистей рук (бусы, шнурочки для нанизывания, замочки, различные виды застежек, пуговицы, шнуровки, молнии);
– наборы разрезных картинок (2-4 части);
-коробки или ящики с отверстиями и соответствующими вкладышами геометрических фигур;
– коробки разных размеров, пузырьки пластмассовые, банки с закручивающимися крышками;
-мозаика (восьмигранная, цветная, крупная);
– емкости с крышками разного размера и мелкими предметами разного цвета (для сортировки мелких предметов);
– ящик для манипулирования со звуковыми эффектами;
– набор шумовых коробочек;
– «Чудесные мешочки»;
– игры для интеллектуального и сенсорного развития;
– парные картинки;
– серии предметных картинок, составленные по принципу функционального использования предметов;
– настольно – печатные игры разнообразной тематики и содержания;
-инструменты домашнего мастера;
– игрушки (бытовая техника, посуда, автомобильный транспорт и т. д.);
– «Загадочные» предметы (например, калейдоскоп, детский бинокль, лупа, часы, телефон, кофемолка), назначение которых требуют определенных усилий, приводящих к достижению понятного для ребенка эффекта;
– материалы, связанные с тематикой по ОБЖ (иллюстрации, игры);
– мягконабивные игрушки из разных тканей, заполненные различными материалами (крупами, бумагой, лоскутами и пр.);
– фланелеграф;
Виды и содержание деятельности детей.
Деятельность по формированию представлений о ярко отличительных признаках и свойствах различных средств и материалов.
Игры – занятия по накоплению представлений о цвете, форме, величине.
Освоение системы орудийных действий, овладение способами использования предметов для решения практических задач.
Игра для развития у ребенка символической функции мышления, деятельность с предметами – заменителями, неоформленным материалом.
Деятельность по ознакомлению и расширению впечатлений о предметах, обладающих различными свойствами и возможностями превращений.
Деятельность по ознакомлению с предметами быта, их функциональным назначением.
Дидактические игры по сенсорному воспитанию: «Курочка и цыплята», «Огоньки ночью», «Листочки деревьев», «Апельсин», «Одуванчик и жук на лугу», «Елочки и грибочки», «Гуси с гусятами».
Дидактические игры по ФЭМП: «Размещение вкладышей по форме и величине», «Сделаем бусы для куклы», «Нанизывание больших и маленьких бусин», «Нанизывание бусин разной формы».
Театрализованные игры – ситуации: «Солнечные зайчики», «Карусели».
Центр воды и песка
-набор для экспериментирования с водой: стол – поддон, емкости 2 -3 размеров и разной формы, предметы – орудия для переливания и вылавливания – черпачки, сачки, плавающие и тонущие игрушки и предметы (губки, дощечки, палочки, предметы из резины, пластмассы и т. п.), различные формочки, пипетки для окрашивания воды);
– набор для экспериментирования с песком: стол – песочница, формочки разной конфигурации, емкости разного размера, предметы – орудия: совочки, лопатки, ведерки, игрушки.
Игры – опыты с водой: «Узнаем какая вода», «Налей и отмерь», «Игра с мыльной пеной», «Тонет или плавает».
Игра – ситуация: «Плывут кораблики».
Центр экспериментирования (мини – лаборатории для проведения опытов)
– камни, земля, глина, снег;
– емкости для измерения, пересыпания, исследования, хранения;
– стол с клеенкой, подносы, фартуки и нарукавники на подгруппу детей;
– пластичные материалы, интересные для исследования и наблюдений предметы;
– формочки для изготовления цветных льдинок;
-материалы для пересыпания и переливания (пустые пластиковые бутылки, банки, фасоль, горох, макароны);
– трубочки для продувания, просовывания;
– волшебный мешочек;
– мыльные пузыри, маленькие зеркала, магниты, электрические фонарики.
Экспериментирование с зеркалом, магнитом, электрическим фонариком (пускание солнечных зайчиков, прикладывание магнита к игрушкам из различных материалов, освещение фонариком различных предметов). Игры на установление физических закономерностей, овладение представлениями об объеме, форме, изменениях веществ и познание свойств и возможностей материалов (переливание воды из одного сосуда в другой, пускание мыльных пузырей).
Лаборатория для детей младшего возраста содержит материал для проведения опытов без приборов.
Центр природы
– дидактическая кукла с набором одежды по временам года;
– оборудование для игр с песком на прогулке (ведерки, лопатки, формочки, совочки, ситечки);
– коллекции камней, ракушек, семян;
– игротека экологических развивающих игр;
– библиотека познавательной природоведческой литературы;
– картины – пейзажи по времени года;
– муляжи овощей и фруктов;
– календарь природы (погоды);
– материал для развития трудовых навыков (лейки для полива комнатных растений, маленькие деревянные лопатки для уборки снега, пластмассовые ведерки);
– иллюстрации, изображающие необходимые условия для роста и развития растений и животных;
– иллюстрации растений различных мест произрастания (комнатных, сада, огорода, цветника, луга, леса, парка) кустов, деревьев, трав;
– иллюстрации зверей (домашних и диких), птиц, рыб, насекомых: бабочек, жуков, мух, комаров, лягушек;
– наглядно – дидактические пособия « Времена года», « Родная природа», « В деревне», серии картинок «Обитатели леса» (реалистическое изображение животных и птиц), серии картин среднего размера «Животные и их детеныши».
Дидактические игры: «Что растет на огороде», «Овощной магазин», «Кто за елкой?», «Найди что покажу», «Найди что назову», «Угадай , что в руке», «Найди, о чем расскажу», «Чьи детки», «Угадай что съел».
Игры – ситуации: «На нашем дворе», «Солнышко встает», «Цветочная полянка», «Вот поезд наш едет», «Капают сосульки».
Игры – инсценировки: «Что растет на грядке», «Листики в садочке».
Центр конструирования (конструктивной деятельности)
– конструкторы разного размера;
– фигурки людей и животных для обыгрывания;
– игрушки бытовой тематики;
– природный и разнообразный полифункциональный материал: шишки, бруски и т. д.;
– крупные объемные геометрические формы;
– строительный материал из коробок разной величины;
– напольный конструктор (крупный строительный материал из дерева), к нему для обыгрывания крупные транспортные игрушки;
– настольный конструктор (мелкий строительный материал из дерева), к нему для обыгрывания мелкие транспортные игрушки, сюжетные фигурки.
Игры – ситуации: «Стройка», «Лесенка для белочки», «Построим дом для мишки и зайчика», «Строим дом»;
Игры со строительным материалом:
– постройка помещений, архитектурных сооружений (дома, башенки, гаражи, заборы, сараи);
– постройка путей сообщения (мосты, железные и шоссейные дороги, трамвайные пути);
– постройка транспортных средств (машины, трамваи, корабли, самолеты).
Роли: строитель, водитель, шофер, летчик, капитан. Основные игровые действия (строить мост – возить по нему грузы; строить самолет – «лететь» на нем).
Источник