Позднее развитие чтения у ребенка

Перед тем как приступить к процессу обучения чтения, ребенок любого возраста должен иметь хороший словарный запас, всестороннее понимание основных слов и их значения. И хотя это задание может показаться слишком сложным, существуют способы, которые помогают расширить словарный запас дошкольника и внедрить концепции раннего чтения.

Чтение вслух и участие в разговоре помогает малышу выучить слова, их произношение, значение, различие и многое другое.

Развитие навыка чтения у малыша

Психические процессы, необходимые для чтения.

Дети не могут читать, не достигнув стадии готовности чтения. Признаки готовности зачастую отображаются в поведении. Обучение можно начинать, если ребенок:

  • пробует читать;
  • изучает знаки, логотипы;
  • понимает взаимосвязь между буквами и звуками;
  • хорошо разговаривает;
  • знает некоторые буквы алфавита;
  • может составить связный рассказ;
  • прослушав книгу, может рассказать историю своими словами;
  • имеет активный словарный запас.

Навыки готовности настолько важны, что многие программы для детей дошкольного возраста сосредоточены на их развитии. Так и наша система обучения и развития призвана помочь малышу накопить и закрепить новые знания.

Чтение это не только знание букв и звуков. Дети также должны быть в состоянии понять, что они читают. Для понимания прочитанного необходим ряд психических процессов. Ребенок должен уметь смешивать звуки, формируя слова.

Развития памяти у детей

Роль кратковременной памяти и ее развитие у ребенка.

Кратковременная память играет главную роль в понимании. Для того чтобы понять прочитанное, дети должны распознавать буквы и слова, строя из них предложения. Кратковременная память позволяет запоминать слова и их значение от начала предложения до конца, что позволяет понять смысл всего предложения.

Чтобы понять смысл текста одного предложения недостаточно. Дети должны держать в памяти информацию всего абзаца. Однако такой объем часто выходит за пределы возможностей их кратковременной памяти. Другими словами, они не могут хранить информацию достаточно долго.

Оперативная память является процессом временного хранения и обработки информации. Краткосрочный объем памяти увеличивается с возрастом и зависит от развития передней части головного мозга (лобные доли). До тех пор пока он не достаточно развит, мозг не может одновременно обрабатывать и хранить информацию. Другими словами, существует компромисс между пониманием слов и их значением. У большинства детей память начинает улучшаться начиная с шести лет.

Для развития памяти у детей мы советуем заниматься на нашей платформе по предмету «Внимание и память».

Способы обучения чтению детей

Способы обучения чтению детей дошкольного возраста.

Даже не умеющий читать ребенок часто рассматривает книгу, изучая незнакомые символы и знаки. Однако процесс обучения следует строить, основываясь на индивидуальных особенностях ребенка. Способы обучения могут включать в себя следующее:

  1. Чтение книг, состоящих из множества повторяющихся фраз. Повторение помогает ребенку вспомнить, что будет дальше. Через некоторое время он будет в состоянии запомнить содержание книги.
  2. Пересказ прочитанной книги (ребенок должен не только понимать содержание, а уметь его пересказать своими словами, улучшая при этом память и словарный запас).
  3. Обращать внимание малыша на окружающие его слова и знаки (на вывесках, в книгах, в надписях на упаковках и другие).
  4. Увеличение визуальных и языковых навыков распознавания (видя объект на картинке, ребенок должен назвать его). Эта деятельность помогает развить словарный запас, вербальные навыки рассуждения, обработку визуальной информации, распознавание образов и память.
  5. Использовать карточки с названиями бытовых предметов (карточками можно отметить диван, ванну, холодильник). В конце концов, малыш будет в состоянии распознать названия из контекста: в книгах, на знаках и т. д.
  6. Складывать из букв слова (отдельные буквы можно написать на карточках, вырезанных из бумаги вместе с ребенком или прикрепить на магнитах).
  7. Чтение полученных писем и открыток вместе с ребенком.
  8. Ежедневные занятия с ребёнком на нашей развивающей платформе Kids Smart.

Обучение чтению – поэтапный, длительный процесс. Если ребенок устал или становиться раздражительным, нужно сделать перерыв и повторить попытку через время.

Источник

Чтение является фундаментальным навыком для обучения и успеха в жизни. К сожалению, у детей с раннии речевыми нарушениями, как правило, возникают дополнительные трудности, когда они начинают изучать письменный язык. Логопедм важно обращать внимание на чтение при работе с детьми с ранними языковыми расстройствами.

Подробнее о нарушениях чтения и дислексии можно здесь!

Предотвращение трудностей с чтением у детей с нарушениями речи.

1. В течение некоторого времени предполагалось, что дети с нарушениями языка подвержены повышенному риску затруднений при чтении. Это правда?

Да, есть последовательные данные, указывающие на то, что дети с языковыми расстройствами, такие как дети с нарушениями развития языка, чем обычно развивающиеся дети. Более 50% детей с нарушениями языкового развития имеют плохие навыки чтения в начальных классах.

2.У детей с речевыми расстройствами есть проблемы с развитием грамотности в дошкольных учреждениях.Проходят ли проблем со временем?

К сожалению, может быть и обратное. В исследовании изучалась траектория развития чтения у детей с нарушениями речи по сравнению с типично развивающимися сверстники. В детском саду у детей с нарушениями скорость чтения была значительно ниже. Однако со временем разрыв между этими двумя группами увеличился. Такая работа привела к большому интересу к определению того, как можно предотвратить нарушения чтения среди детей с нарушениями, возможно, путем повышения навыков ранней грамотности детей до поступления в официальную школу и строгости обучения чтению в детском саду.

3. В чем разница между трудностями чтения и нарушениями чтения?

Я использую термин «трудности с чтением» для обозначения детей, которые не читают на том уровне, на котором они должны, с учетом возраста, года обучения в школе, фона и так далее. Данные, полученные из Национальной Оценки Образовательного Прогресса, показывают, что приблизительно 36% четвероклассников – опытные читатели; и наоборот, 64% нет. Дети, которые не являются опытными читателями, могут испытывать трудности с чтением. Многие из этих детей неопытны из-за влияния бедности и воспитпния, они могут посещать школы с ограниченным вниманием к чтению или с хроническими проблемами. Для сравнения, я использую термин «неспособность к чтению», чтобы описать детей, у которых есть необъяснимые проблемы с развитием чтения, например, с дислексией.

4. Почему трудности с чтением вызывают беспокойство как у логопедов?

Трудности с чтением – самая большая «проблема», с которой сталкиваются дети с речевыми нарушеними. Если кто-то не умеет читать, они вряд ли преуспеют в образовании и в других сферах жизни (социальные отношения, среднее образование и т. Д.)

5. Почему так важно непрерывно заниматься развитием чтения?

Развитие чтения чрезвычайно сложно. Это считается многокомпонентным навыком, который сложен с точки зрения развития. На рост чтения влияют многочисленные аспекты окружающей среды, а также основные когнитивные и аффективные возможности человека. К сожалению, прогресс в чтении легко застопориться; Например, посещение начальной школы очень низкого качества может иметь серьезные последствия для успеваемости учащихся. В то же время наличие когнитивных проблем, которые влияют на навыки и процессы, на которые опирается чтение, такие как визуальная, лингвистическая и слуховая системы, также может поставить под угрозу развитие.

6. Правда ли, что дети не умеют читать, потому что их родители не заботятся о чтении или не читают регулярно своим детям.

Есть родители, которые по многим причинам не достаточно понимают развитие ранней грамотности, чтобы дать своим детям важный опыт чтения в ранние годы. Однако, когда дети проблемы с чтением, это происходит не из-за того, что «что-то» произошло или не произошло в их жизни. Обычно трудности с чтением отражают конгломерат проблем, которые поднимаются до порога, чтобы обойти развитие чтения у ребенка. Например, может случиться так, что ребенок рождается со значительными нарушениями интеллекта, что очень мало мотивирует к чтению. В свою очередь, родители (и учителя, и другие) меньше читают этим детям и развивают низкие ожидания относительно будущего ребенка как читателя. Как говорилось ранее, развитие и сложность чтения – чрезвычайно сложное явление.

Читайте также:  Роста весовые показатели развития ребенка

7. Есть ли преобладающая теория или концептуальная основа, которую можно использовать, чтобы понять больше о чтении?

Мне нравится «простой взгляд на чтение», как теоретическая основа для концептуализации чтения. Она утверждает, что чтение (Ч) является производством декодирования (Д) и лингвистического понимания (Л), или Ч = Д x Л. Проще говоря, расшифровка – это способность применять алфавитный принцип для декодирования слов, тогда как лингвистическое всеобъемлющее более или менее, свои языковые навыки. Поэтому мы можем осмыслить ребенка с трудностями чтения как проблемы с расшифровкой и / или лингвистическим пониманием, которые могут поставить под угрозу способность чтения.

8. Что такое дислексия?

Дислексия – это особая группа читателей с нарушением, которые имеют адекватный уровень лингвистического понимания, но очень плохие навыки декодирования. Таким образом, люди с дислексией могут понимать сложные тексты, которые они слышат, но не могут декодировать их. Существует несоответствие между их лингвистическими навыками и навыками декодирования. Подгруппа детей с нарушениями языка имеет проблемы с декодированием и может быть описана как дислексия.

9. Есть теория, что дислексия вызвана проблемами с фонологией. Если это правда, не можем ли мы решить проблему фонологии, чтобы решить проблемы с чтением?

Я хотел бы, чтобы это было правдой. Существует тесная связь между дислексией (проблемы чтения, связанной с расшифровкой) и фонологическими навыками, такими как фонологическая обработка. Предоставление лечения этим детям, которое решает основные фонологические проблемы, может улучшить их навыки чтения. Однако, поскольку навык чтения сложен, это обычно не «волшебная пуля». Часто дети с дислексией не идентифицируются достаточно рано, чтобы решить свои фонологические проблемы, и они могут потерять драгоценное учебное время в развитии чтения и довольно сильно отстают. Кроме того, они могут иметь мотивационные проблемы из-за невозможности читать тексты на уровне класса. Важно не обманываться, полагая, что есть одна программа или подход, который может легко устранить дислексию. Это часто вопрос на всю жизнь, который требует постоянного, пристального внимания.

10. У некоторых детей есть хорошие навыки декодирования (то есть они не дислексики), но они, кажется, не понимают, что они читают. Что с этим?

Этих детей обычно называют «плохими понимателями» – эти дети имеют хорошие навыки декодирования (и фонологической обработки), но не понимают, что они читают. Эти дети, как правило, имеют плохие базовые языковые навыки, включая проблемы с грамматикой и лексикой, которые ставят под угрозу их способность понимать то, что они читают. Часто у этих детей возникают «субклинические языковые проблемы»: языковые проблемы, которые не являются достаточно серьезными, чтобы оправдать профессиональное вмешательство логопеда. Таким образом, кажется, что “плохие пониматели” находятся в серьезной опасности провалиться сквозь трещины.

11. Как мы можем предотвратить проблемы с чтением у детей?

Ключом к предотвращению трудностей с чтением у маленьких детей является решение тех проблем, которые порождают проблемы с чтением на ранних этапах жизни ребенка. Для многих детей развитие чтения формально начинается в детском саду или в первом классе, когда их учат читать учителя начальных классов. Тем не менее, существуют предварительные навыки, на которых будет основываться это развитие чтения и обучение чтению. Если мы – родители, учителя, патологи речевого языка – помогаем детям прийти к развитию чтения с помощью этих предварительных навыков, у них гораздо больше шансов отреагировать и начать развиваться, начав чтение.

12. Каковы некоторые из предварительных навыков?

Наиболее обсуждаемые навыки дошкольного образования, часто называемые навыками ранней грамотности, включают в себя словарный запас, грамматику, повествование, фонологическую осведомленность и знание печати. Первые три – это обычные языковые области, которые, вероятнее всего, знакомы логопедм. Эти навыки являются важными предшественниками лингвистического понимания. Последние два – фонологическая осведомленность и знание печати – являются важными предшественниками декодирования. Фонологическая осведомленность представляет растущую чувствительность маленьких детей к звуковым структурам в разговорной речи, тогда как знание печати представляет растущие знания маленьких детей о формах и функциях печати. Все эти предварительные навыки имеют надежную, продольную связь с будущим достижением чтения.

13. Разве проблемы с чтением не являются обязанностью учителя чтения?

Во-первых, в начальных классах нет «учителя чтения». У детей есть преподаватель общего профиля, который отвечает за все области обучения, включая чтение. Во-вторых, учителя, работающие в качестве младших школьников, проходят обучение чтению, обычно это несколько курсов, посвященных основам развития чтения и методам обучения чтению. Тем не менее, они, вероятно, не обладают достаточными навыками для проведения специализированных оценок и вмешательств, необходимых для определения способов решения проблем данного ребенка. Когда дети испытывают трудности с чтением, обеспечение достаточного уровня реагирования для устранения этих проблем зачастую оказывается гораздо большим, чем может взять на себя учитель начальных классов. По этой причине в школах часто есть многочисленные специалисты, которые могут вмешаться и оказать дополнительную поддержку, включая школьных психологов, специальных педагогов, и логопеды. Таким образом, проблемы с чтением не являются обязанностью учителя чтения. Трудности чтения являются серьезной проблемой для многих , и нам нужно, так сказать, «все руки на палубе», чтобы выявлять и решать эти проблемы, когда они возникают.

14. Почему дети с языковыми расстройствами восприимчивы к проблемам с чтением?

По этому вопросу было проделано много работы, и общие данные свидетельствуют о том, что те же основные проблемы, которые способствуют диагностике языкового расстройства, также связаны с трудностями чтения. Это потому, что чтение, по крайней мере, часть чтения лингвистическое понимания, это язык. Однако это еще не все. Существуют некоторые данные, свидетельствующие о том, что дети с языковыми расстройствами могут быть менее мотивированы к участию в мероприятиях по ликвидации неграмотности, что приводит к снижению опыта в типах переживаний, которые могут способствовать росту чтения. Также верно, что языковые проблемы, как правило, возникают в семьях, поэтому у детей с языковыми расстройствами могут быть родители, которые сами имеют языковые проблемы и сопутствующие проблемы с чтением. В очереди, такие родители могут обеспечить менее надежную среду домашней грамотности для своих детей. Наконец, также возможно, что учителя и психотерапевты могут снизить свои ожидания в отношении успехов в чтении для детей с нарушениями языка. Если бы это произошло, они могли бы предоставить меньше возможностей для обучения, что еще больше препятствует росту их чтения.

15. Существуют ли эффективные меры для улучшения навыков грамотности у детей с нарушениями языка?

Да! В последнее десятилетие этому вопросу уделялось значительное внимание в научной литературе. Исследователи проверили пути повышения фонологической осведомленности среди детей с языковыми расстройствами, а также знания в области письменной речи. Возможно, самое большое ограничение такой работы, однако, заключается в том, что существует мало долгосрочных данных, свидетельствующих о том, что ранние меры по ликвидации неграмотности, проводимые детям с языковыми расстройствами, имеют долгосрочные преимущества для достижения успеха в чтении. Тем не менее, одно недавнее исследование показало, что дети с языковыми расстройствами, получавшие вмешательство по грамотности в дошкольном возрасте, сохранили свой ранний рост грамотности до одного года после вмешательства.

16. Когда родители читают своим детям, это может повысить их успехи в чтении. Это правда?

Существуют свидетельства того, что домашнее чтение между родителями и их детьми может оказать влияние на развитие раннего чтения их детей. Тем не менее, это, безусловно, не «волшебная пуля». В лучшем случае, регулярное чтение в домашних условиях скромно повышает навыки раннего чтения у детей, и для того, чтобы родители могли ежедневно читать их детям, будет недостаточно для решения значительных трудностей с чтением. В таких случаях профессиональное вмешательство является наиболее важным.

Читайте также:  Сенситивные периоды развития ребенка в спорте

Источник

Позднее развитие чтения у ребенка

/О детях/Детский сад

Раннее чтение глазами профессионаловПолезно или вредно рано учить детей чтению? В основном родители опираются в своих суждениях на собственный опыт или на опыт своих знакомых, родственников, друзей. Поэтому мнение каждого родителя субъективно, но изменить его очень трудно.

Наиболее «продвинутые родители» используют в обучении чтению популярные сейчас методики: Николая Зайцева, Глена Домана, А. Тюленева и др. Большое число родителей пользуется так называемым «традиционным способом» обучения чтению: от букв – к звукам и далее – к словам.

Специфика обучения дошкольников чтению состоит в том, что в основном это занятия в кругу семьи, реже – в ранних группах развития или детских садах. Родителям просто неоткуда взять достоверную информацию об особенностях становления процесса чтения. Между тем эта проблема довольно разработана в теории и методике преподавания русского языка, написано множество пособий, монографий, статей в периодических изданиях научного характера. В основном авторы этих работ считают, что обучение чтению начинается с первого класса школы. На этом основываются их работы, а также разрабатываемые учебные пособия.

Что же делать тем родителям, которые хотят, чтобы ребенок научился читать гораздо раньше школы? Как убедить родителей в том, что навык чтения, правильно сформированный в дошкольном возрасте, может благотворно влиять как на становление дальнейшей учебной деятельности, так и на общее развитие личности ребенка?

В данной статье мы произведем обзор статей из журнала «Начальная школа» и «Дошкольное воспитание», посвященных обучению чтению до школы.

Начинаем читать

Следует сразу сказать, что данная проблема становится год от года актуальнее и на страницах рассматриваемых журналов публикуются новые материалы по формированию навыка чтения у дошкольников.

Вот статья М.И. Волошкиной «Современные программы для дошкольных образовательных учреждений» (№ 1 за 2000 год). Эта статья носит явно методический характер. Здесь рассматриваются новые программы для детских образовательных учреждений (ДОУ), дается их краткая характеристика.

Для нас наиболее интересна Программа дошкольного курса развития речи и подготовки к обучению грамоте (авторы – Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, Т.Р. Кислова). Другие образовательные системы, как следует из статьи, не предполагают как такового обучения детей грамоте.

Важным является также мнение самого автора о том, что «даже овладение детьми началами чтения и математики необходимо проводить в формах игровой и других видов дошкольной деятельности, направленной на развитие творческих возможностей детей».

Таким образом, в данной статье намечается уход (хотя и совсем незаметный) от традиционной системы ДОУ, где официально обучение грамоте неприемлемо.

Чтение и грамотность

Нельзя пройти мимо статьи выдающегося теоретика развивающего обучения (по учебникам которого занимаются сейчас довольно много школьников) – В.В. Репкина. Его статья называется «Развивающее обучение языку и проблема орфографической грамотности» (1999 год, № 7).

Эта статья посвящена школьной проблеме, однако уделяется много внимания рассмотрения феномена «природной грамотности». В.В. Репкин считает, что «ничего “природного” в “природной” грамотности нет. Она появляется только у детей, уже научившихся хорошо читать, много и охотно читающих. Если эти дети пытаются писать самостоятельно до того, как овладели умением бегло читать, они пишут обычно фонетически.

В то же время эта грамотность не является автоматическим следствием начитанности: среди начитанных детей встречается немало орфографически неграмотных, причем неграмотность у них обычно оказывается стойкой. Как было установлено в специальном исследовании, проведенном нами в 60-х гг. совместно с Г.В. Репкиной, эти две группы хорошо читающих детей отличаются друг от друга способом чтения. Все они хорошо ориентируются в смысловой структуре текста, но у детей с высоким уровнем грамотности смысловая ориентировка сопровождается ориентировкой орфографической: в процессе чтения они выделяют сложные в орфографическом отношении слова и точно фиксируют особенности их написания. При этом по известным психологическим закономерностям включаются мощнейшие механизмы непроизвольной памяти, чем и обеспечивается в дальнейшем безошибочное написание таких слов.

В ходе своих рассуждений, подкрепленных данными исследований других авторов, В.В. Репкин приходит к следующим выводам, имеющим отношение к нашей теме:

  1. В основе феномена «природной грамотности» лежит «достаточно универсальный и прочный орфографический навык», он представляет собой письмо не «по правилам», а «по памяти». «В его основе лежат не правилосообразные орфографические действия, а хранящиеся в речедвигательной памяти образы слов, соответствующие орфографической норме». Иными словами, В. Репкин указывает на то, что если ребенок владеет «смысловым чтением», его орфографическая грамотность в школе значительно повышается. Однако при этом упор делается именно на «смысловое чтение», которое доступно, естественно, не в раннем возрасте, а несколько позднее.
  2. «Природная грамотность» формируется не за счет выполнения специальных орфографических упражнений, а за счет особой орфографической ориентировке в тексте, включенной в структуру смыслового чтения. Это значит, что судьба орфографического навыка решается не столько в процессе специального обучения орфографии в привычном смысле этого слова, сколько в процессе обучения чтению».

На основании данных этой статьи мы можем смело сделать вывод, что связь между грамотностью ребенка (имеется в виду орографическая грамотность) и обучением чтению есть. И чем раньше ребенок овладеет смысловым чтением, стало быть, тем больше у него возможностей стать в школе обладателем «природной грамотности». 

Развивая далее мысль В.В. Репкина, следует предположить, что связь между неосознанным чтением (чтением до начала старшего дошкольного возраста) также существует. Ведь в статье указывается на особую роль зрительной памяти, памяти на слова при обучении чтению.

Кстати можно заметить, что теория развивающего обучения очень положительно относится к чтению до школы. В связи с этим существуют наработка теоретиков по дошкольной организации этого процесса.

От букв к книгам

Раннее чтение глазами профессионаловДалее перейдем к рассмотрению еще одной интереснейшей статьи, посвященной обучению чтению маленьких детей. Это статья Л.С. Сильченковой «Русская графика и формирование первоначального навыка чтения» (№ 1 за 1001 год). Это статья специалиста в области русского языка, поэтому в ней присутствует много специальной лексики. Попытаемся понять сущность предлагаемых методов овладения первоначальным навыком чтения.

В целом, данная статья не ставит перед собой задачу указать временные рамки начала обучения чтению. Хотя здесь указывается возраст четырех – пяти лет как тот возраст, когда можно начинать смысловое чтение.

Основной вопрос, который волнует автора: почему ребенок, который знает все буквы алфавита, не может научиться читать? Этот вопрос интересует и многих родителей.

Многим известно, что эту проблему предлагает по-своему решить методика Н. Зайцева. Однако ее пока стоит относить к нетрадиционным методикам обучения чтению. В рассматриваемой статье дается характеристика традиционных методик. Их авторы: Л.Н. Толстой («Новая азбука»), Д.Б. Эльконин («Как учить детей Читать»), В.Г. Горецкий («Букварь», «Азбука», «Русская азбука»). Почему же в погоне за новыми глянцевыми пособиями и книжками, родители незаслуженно забывают об этих «азбуках» и «букварях». Возможно, они-то намного эффективнее, доступнее и полезнее новомодных рецептов «читать раньше, чем ходить»?

Л.Н. Толстой

«С большой педагогической целесообразностью подбирал великий писатель дидактический материал для обучающихся читать. При составлении «Азбуки» и особенно «Новой азбуки» Л.Н. Толстой скорее интуитивно учитывал психофизиологические особенности детей: ведь они были описаны много лет спустя. На ступени слого-аналитического чтения у большинства детей единицей чтения является слог, у некоторых слово. Важное значение в восприятии читаемого текста имеет длительность слова, так как «поле чтения» начинающего чтеца составляет 4-5 букв. Большую роль играет также и внешняя форма слова: сочетание согласных букв затрудняет чтение. Наиболее удобно читаемой следует считать двусложную структуру слова с ритмом хорея (туча, куча и т.д.) , а из трехсложных слов с ритмом амфибрахия (работа, ребята, малина)».

Читайте также:  Психическое развитие ребенка в год и девять

Д.Б. Эльконин

Этот автор считал, что главным ориентиром при обучении чтению является слог (не путать со «складом»!). Он писал, что «нужно учить детей находить буквы, обозначающие гласные фонемы, выделять их, останавливать на них внимание читающего, заставляя тем самым приготовиться к их произношению, и лишь на фоне этой позиции произносить все предшествующие фонемы».

Очень важное замечание делает автор статьи по поводу сопутствующих изображению буквы картинок. Всем известно: Б – белка, В – верблюд и т.д. Такие пособия не ориентируют детей на анализ позиции согласной буквы (обратите внимание, что в данном случае – звук не Б, а Бь). Такие картинки совершенно неоправданно пытаются сократить психологический механизм первоначального чтения.

Как учить ребенка читать дома?

В завершающей части работы хотелось бы подробно обратиться к двум статьям, посвященным именно методике и способам обучения ребенка чтению до школы в семье.

Первая статья – автор Н. Варенцова , «Первые шаги в грамоте» (Дошкольное воспитание, 1993 год, № с12).

  • Здесь четко устанавливается время начала обучения чтению – 4-5 лет.
  • Основным в данный период автор считает знакомство ребенка со звуковой стороной речи родного языка. Предполагается научить ребенка выделять в слове определенные звуки; устанавливать порядок их следования друг за другом: различать гласные и согласные звуки, а среди согласных – твердые и мягкие. Цель этой работы – добиться, чтобы ребенок свободно ориентировался в звуковой структуре слова.
  • Частота и длительность занятий с ребенком могут быть различными, но не менее одного раза в неделю. Длительностью до 30 минут.
  • Первый шаг – переключить внимание ребенка со смысловой стороны речи на звуковую.
  • Дальше предлагается устанавливать последовательность звуков в слове, выделять их по порядку. Для анализа слов существует специально разработанный наглядный дидактический материал. Его можно изготовить самостоятельно. Он включает картинки-схемы (изображение предмета, название которого будет разбираться по звукам), последовательный ряд клеточек, соответствующих количеству звуков данного слова, и фишки, обозначающие буквы.
  • Очень важно то, что все занятия проходят в игровой форме. Например: «В каждом домике (клеточке) живет свой звук. У каждого звука есть свой домик (клеточка)».

Наиболее типичной ошибкой родителей является смешивание понятий «буква» и «звук». Это может негативно отразиться в последующей учебе ребенка в школе. Чтобы этого не случилось, взрослый должен в первую очередь сам твердо усвоить, в каком случае речь идет о звуках, а в каком – о буквах. «Звуки мы слышим и произносим, ощущаем их на слух и нашими речевыми органами (губами, языком и т.д.). Буквы видим, пишем, раскрашиваем, вырезаем. Надо напоминать об этом ребенку, если он ошибается».

Раннее чтение глазами профессионаловОчень интересной показалась статья С.Г. Макеевой и Н.Н. Заманковой «Обучение грамоте в семье» (2003 год, № 7).

Здесь авторы категорически утверждают, что учить читать детей до школы можно и нужно. При этом приводят статистику, что 80 % родителей будущих первоклассников не считают себя компетентными в методике обучения грамоте и потому больше надеются не на себя, а на помощь специалистов. По словам авторов статьи, педагоги из так называемых «Центров раннего развития»  «не имеют необходимой лингвометодической подготовки, прежде всего в области фонетики и графики, применения альтернативных методов обучения грамоте… Занятия по дошкольному обучению чтению носят, как правило, групповой характер, при котором осуществить индивидуальный подход к детям непросто».

Поэтому выход авторы видят в просвещении на этот счет родителей: кому, как не им, знающих доскольнально своих детей, учить их читать.

Начинающим родителям-учителям авторы статьи дают ряд полезных и научно обоснованных советов:

  • Для первоначального обучения чтению ребенку необходима речевая среда. Для освоения чтения, соответственно, нужна «читающая среда», книжное окружение. Для создания «читающей среды» необходимо устройство в детской комнате уголка чтения. Лучше, если в качестве учебного материала выступит любимая книга ребенка. Взрослые обязательно должны любить книги сами.
  • Ребенок, перед тем как прочитать слово, должен соотнести произношение и написание этого слова, т.е. понять его «код».
  • Поэтому упражнения в звуковом анализе слова на развитие фонематического слуха необходимы, и в них особое внимание должно быть уделено близким по звучанию звукам.
  • При всей строгости данного подхода, авторы считают ненужным введение алфавитных названий букв, обозначающих согласные звуки. «Более того, на первых порах даже требуется совмещение звукового значения буквы с ее названием: название буквы должно подсказывать ребенку, как она читается, т.е. какой звук обозначает, а ее возможная неоднозначность должна открываться постепенно».
  • Не следует пользоваться строго одной методикой обучения. Авторы называют домашнее обучение чтению скорее вариативной методикой.
  • Основным методом при обучении чтению авторы считают аналитико-синтетический, т.е. путь «от звука к букве».
  • Одним из наиболее успешных методов является так называемое «чтение заученного на слух», уходящее в историю русской методики. Он предполагает обращение ребенка к чтению текстов тех произведений, содержание которых усвоено наизусть, дословно. 

Вот такие советы по организации обучения грамоте даются современными учеными.

Современная методика преподавания чтения ориентируется на синкретичность в использовании методов: каждый из них хорош и много дает ребенку, родителю следует знать об этом и не следовать слепо указаниям разработчиков методик. В обучении грамоте, прежде всего, родителю надо иметь чувство меры, понимать, какой способ обучения работает на закрепление определенного навыка.

В целом наш обзор отражает современные представления классической науки о дошкольном обучении грамоте. В науке уже сложилось мнение о необходимости обучения грамоте в дошкольном возрасте.

При этом, естественно, существуют заметные пробелы (например, не указываются возрастные ограничения, не рассматриваются негативные и позитивные стороны отдельно взятых методик, мало практических исследований по этой теме). Однако налицо тот факт, что и наука повернулась лицом к родителям. Ученые призывают не доверять слепо рекламе, а пользоваться проверенными методами и способами, результативность которых не раз доказана.

20.11.2009
Татьяна Черкашина

 

  

Опубликовать в Одноклассниках
Сохранить в Pinterest

Рекомендую статью Ясюковой

https://child-psy.livejournal.com/108315.html

Да, не может быть сомнений в том, что человеческое дитя в состоянии здоровья может учиться чтению с самых ранних лет. И это благо.

Но хочется напомнить авторам, которые игнорируют роль и значение обучения грамматике языка – то есть знания правил, навыка письма, как здесь выражаются “по правилам”. Не все понимают ( а это надо знать педагогам и родителям!), что освоение стройности грамматики языка, изучение её правил и законов развивает логическое (абстрактное) мышление ребёнка, подростка, юноши в старшем классе. Только две есть дисциплины в школьном курсе обучения, которые развивают именное способность абстрактного мышления наиболее сильно (мощно) – это математика и грамматика языка. Другие дисциплины уже описательные, они построены на основе языка – его грамматики, законов текста, изобразительных средств. Устранение грамматики из обучения как чего-то скучного, непонятного, трудного приводит к обеднению мышления, малограмотности. Запомним:не мнение, а знание, понимание сущности выражено в словах Г.Р.Державина о том, что, если математика есть царица наук, то язык – это ключ ко всем знаниям. Добавим, что таким ключом, конечно же, может быть только литературный язык, основой которого является грамматическая логика. Этот язык и надо познавать нам всем всю жизнь.

когда дочь в первом классе начала пропускать не только буквы при письме, но и слог и не один!!! вот тут то я просекла пользу раннего чтения!!!!

забывают слова Зайцева (может и еще кого), учить читать и писать – одновременно!!! буквы конечно можно учить раньше.

Так, насколько мне известно, метод Монтессори предназначен как раз для развития дошкольников. Так что всё будет нормально, я думаю:-)