Поз развитие ребенка до 7 лет
От автора: Статья написана в соавторстве с И.А. Шабановой.
Ребенок рождается и своим первым криком оповещает этот мир о своем появлении.
Процесс рождения – тяжелый, переломный момент в жизни человека. Этот период называют кризисом новорожденности.
Рождаясь, ребенок физически отделяется от матери. Он попадает в совершенно иные условия жизни: холод, освещенность, воздушная среда, требующая другого типа дыхания, другой тип питания. В этот период требуется забота матери, ей необходимо вовремя покормить, сменить пеленки, дать эмоциональный и телесный контакт. Таким образом, начинает формироваться здоровая личность с базовым доверием к миру.
Следующий возрастной кризис начинается примерно в 1 год. Кризис первого года жизни связан с развитием самостоятельности и появлением сильных эмоциональных всплесков. Такие вспышки возникают, когда взрослые не понимают желания, слова, жесты и мимику ребенка или понимают, но не выполняют их. Наиболее сильные вспышки возникают на слова «нельзя» или «нет». Очень часто они связаны со слишком требовательным отношением к ребенку, либо непоследовательными требованиями взрослых, например, такими как «сегодня можно, а завтра нельзя». В этот период необходимо установление новых отношений с ребенком, т.е. большая свобода для него. Вырабатывается новая система разрешений и запретов.
Около 3-х лет проходит еще один возрастной кризис. Это период осознания собственного «Я», его оценки и самостоятельности. Наиболее известные характеристики этого кризиса:
- Негативизм – отказ выполнять требования, главное в этом отказе то, что он возникает не на действие, а именно на требование определенного взрослого, чаще всего мамы. Требования других значимых людей могут выполняться беспрекословно.
- Упрямство – это когда ребенок настаивает на своём желании, но, не потому что очень хочется, а потому что он об этом сказал взрослым и требует, чтобы с его мнением считались. В 3 года ребенок впервые способен поступать вопреки своим желаниям.
- Строптивость, которая почти всегда направляется против семейных ценностей и правил. Ребенок стремиться настоять на своих желаниях.
- Своеволие – гипертрофированное стремление к самостоятельности.
- Протест-бунт – это как бы состояние войны с взрослыми, когда конфликты становятся регулярными.
- Обесценивание – то, что раньше было ценно для ребенка, обесценивается. Он начинает ругаться, дразнить и обзывать родителей.
Все эти характеристики говорят о сильном стремлении к независимости, о необходимости психологического отделения от значимых взрослых. Кризис может протекать по-разному: от спокойного до очень бурного состояния ребенка. Все зависит от конкретной ситуации. От родителей, в этот период, требуется «разумная дозволенность», в противном случае, если ребенку все разрешают, либо наоборот слишком многого ждут от него, у него возникает состояние неуверенности. Положительное разрешение кризиса приводит к зарождению воли и самоконтроля.
В 7 лет в жизни ребенка проходит еще один кризис, который становится периодом зарождения социального «Я». Изменение самосознания приводит к переоценке ценностей. То, что было значимо раньше, становится второстепенным сейчас. На первый план выходит осознанная деятельность, когда ребенок начинает связывать свои поступки с их результатами, и общение со сверстниками.
Происходят глубокие изменения в эмоциональной сфере ребенка. Цепь успехов и неудач приводит к формированию внутренней уверенности в себе, т.е. чувства собственной значимости и компетентности, либо чувства неполноценности и унижения. Все это влияет на развитие самооценки ребенка. Внешние проявления кризиса таковы – кривляние, манерность, искусственная натянутость, настойчивость и упорство (иногда упрямство), повышенная познавательная активность. Встречаются сильные эмоциональные вспышки, конфликтность.
В это время родителям важно научить ребенка учиться и помочь быть успешным, если не в учебной деятельности, то в той среде, где это возможно, т.е. хвалить и поддерживать ребенка в хороших начинаниях.
Возрастные кризисы очень важные периоды жизни человека, после которых он переходит на новый уровень развития. Поэтому от взрослых требуется большая выдержка и терпение по отношению к своему ребенку. И тогда в вашей семье вырастит здоровая личность, которая сможет адаптироваться в этом мире.
Источник
– положение на спине нестабильно, голова расположена асимметрично, ребенок поворачивает ее то в одну, то в другую сторону
– движения хаотичны, не целенаправлены
– кисти сжаты в кулачки
– большую часть суток ребенок спит, просыпаясь лишь для кормления
– кривошея — вынужденное положение головы на один бок
– беспокойный,
поверхностный сон (по 15-30 мин)
– громкий крик-реакция на дискомфорт, голод, неприятные ощущения
– в положении на спине пытается удерживать голову по центру
– Упирается ножками, поддерживаемый под мышки
– фиксирует взгляд на предмете
– прослеживает за погремушкой
– ладонь ребенка постепенно раскрывается
– к 3 мес в положении на животе вытягивает руки вперед, приподнимает голову и грудь на 90 градусов
– тянет руки ко рту
– захватывает и удерживает вложенную в руку игрушку
– поворачивается на бок
– потягивается
– кривошея — вынужденное положение головы на одну сторону
– не фиксирует взгляд на игрушке
– не прослеживает за предметом
– нет опоры на вытянутые руки, лежа на животе
– руки постоянно зажаты в кулачки
– не берет игрушки в руки
– не переворачивается на бок
– начинает локализовать звуки в пространстве
– крик ребенка становится разнообразным
– появляются первые голосовые реакции ребенка в ответ на разговор с ним
– начинает издавать первые звуки
– пытается вступить в контакт со взрослым
– может копировать мимику взрослого
– ребенок с удовольствием слушает обращенный к нему голос взрослого
– монотонный, однообразный плач
– не издает звуки
– возникает зрительный контакт с матерью во время кормления
– появляется улыбка в ответ на общение с близкими людьми
– ребенку нравится рассматривать лицо взрослого, особенно смотреть в глаза
– ребенок начинает ожидать кормления через определенное время
– появление взрослого всегда вызывает улыбку, не различает своих и чужих
– не улыбается
– не интересуется окружающими предметами и людьми
– лежа на спине — ребенок активно манипулирует руками
– Поддерживаемый под мышки, крепко упирается ногами, согнутыми в тазобедренном суставе, в твердую поверхность.
– появляется координация глаз-рука-рот
– тянется к лежащим рядом игрушкам, пытается их брать в руки, рассматривать, тянет ко рту
– постепенно улучшается опора на ножки — может несколько секунд удерживать свой вес
-переворачивается на живот и с живота на спину
– сохраняется поза эмбриона или наоборот мышцы ослаблены
– не переворачивается
– не тянется к игрушкам
– нет опоры на ножки
– различает и по разному реагирует на ласковые и строгие интонации
– гуление становится более активным, появляются новые звуки и слоги-цепочки
– не произносит звуки, слоги
– прислушивается к звукам
– выражает удовольствие громким смехом
– развивается активная познавательная деятельность — похлопывает по предметам или бросает их
– плач прекращается при переключении внимания ребенка на новый предметам- – -ребенок понимает мимику и жесты взрослых
-может пить и есть с ложки
– не реагирует на звуки, голосовые- не смеется, не улыбается
– ребенка трудно успокоить, переключить внимание
– не может или отказывается пить и есть с ложки
– сидит сначала с поддержкой, затем самостоятельно
– появляется уверенная опора на ножки, более продолжительное время
– точно захватывает игрушку, перекладывает из руки в руку
– лежа на спине высоко поднимает ноги, захватывает их руками, притягивает к лицу.
– ползает
– не сидит , не садится
– не встает у опоры
– при опоре на стопу — поджимает пальчики или встает на носочки
– не ползает
– активно лепечет
– изменяет тон и громкость произносимых звуков и слогов
– понимает простые речевые команды
– может произносить звуки шепотом
– нет лепета
-лепет монотонный
– отличает чужих и своих
-сам держит бутылочку
-начинает понимать смысл простых игр
– осознанно тянет руки, чтобы его взяли из кроватки
– появляется страх и пугливости при посторонних людях
– не позволяет брать себя на руки чужим людям — реагируя плачем
– рассматривает себя в зеркале
– помогает одевать себя
– не отличает чужих от своих
– крепко стоит на ногах
-жует полутвердую пищу, кладет небольшие кусочки в рот
– встает из положения на четвереньках
– делает несколько шагов с поддержкой
-берет мелкие предметы пальцами
– может перелистывать страницы книги
– Пытается снять носок; приседает без опоры; нагибается при поднимании предмета без приседания; хорошо ходит за руку.
– может опуская мелкие предметы в узкое отверстие
– Входит на лесенку (3-4 ступеньки) держась за перила.
-не встает на ноги
– не жует полутвердую пищу
-осваивает новые слоги, подражая взрослому
-беспредметное произношение первых слов ма-ма, ба-ба
– узнает предметы на картинках
-называет предметы и людей слогами
-узнает и показывает любимые игрушки
-понимает слово «нельзя», реагируя на запреты прекращением действия
– начинает произносить первые осмысленные слова — слоги
– Употребляет первые слова-обозначения (“ав-ав”, “кис-кис”, “дай”).
– узнает и показывает бытовые предметы
-выполняет простые команды по просьбе взрослого
-говорит 5 слов
-не показывает части лица
-не произносит слоги
-нет простых слов
-не понимает слово нельзя
-не выполняет простые просьбы взрослого
-легко идет на контакт со взрослыми
-осваивает первые жесты «пока», «спасибо»
-интересуется деятельностью взрослых
-пользуется указательными жестами
-обнимает родителей по их просьбе
-нет жестов
-нет интереса к деятельности взрослого
– Перешагивает препятствия приставным шагом
– Умеет ходить по узкой доске
– Перешагивает через препятствия чередующимся шагом
– Самостоятельно ест густую пищу
-Самостоятельно ест жидкую пищу
– Умеет частично раздеваться с небольшой помощью взрослого
– Умеет частично надевать одежду с помощью взрослого (шапку, ботинки)
-не перешагивает через препятствие
– не ест (не жует) самостоятельно
– Отыскивает по слову взрослого однородные предметы
– По слову взрослого отыскивает изображения знакомых действий
– Понимает короткий рассказ
-Пользуется лепетом, облегченными словами
– Пользуется словом в момент сильной заинтересованности
– Пользуется двухсловными предложениями. Облегченные слова заменяет правильными
– Пользуется трехсложными предложениями
– словарный запас 200-400 слов
– не говорит
– не может найти и показать предмет по просьбе взрослого
– не понимает обращенную речь
– Отображает отдельные действия
– В игре воспроизводит ряд последовательных действий
– Накладывает один кубик на другой, воспроизводит действия взрослых
– Действуя карандашом, пытается целенаправленно оставить след на бумаге
– Подражая взрослому, рисует вертикальные и горизонтальные линии
– Легко отвечает на контакты взрослого в совместной деятельности, иногда проявляет собственную инициативу
– Эмоционально контактирует со сверстниками
– Проявляет интерес к играм сверстников, играет рядом, занимается одним видом деятельности (как другие дети, кормит кукол, втыкает грибочки в отверстие, строит)
– негативно относится к новым контактам, не играет со сверстниками, замкнутый
– не интересуется карандашами, не пытается рисовать
– одновременно может выполнять 2-3 действия
– медлительный, быстро устает от физических нагрузок
800-1500 слов
– начинает задавать вопросы что это? Для чего это?
– может рассказывать короткие эпизоды из своей жизни
– доминируют вопросы как? Почему?
– появляются многосложные предложения
– повышенная тяга к общению со взрослыми так и со сверстниками
– называет 4 основных цвета и некоторые оттенки, находит нужный цвет по просьбе взрослого
– знает простые фигуры
– знает свою половую принадлежность
– переходит от названия себя в третьем лице к местоимению Я
– длительно может слушать сказку, читаемую взрослым
– говорит спасибо, здоровается, прощается
– короткие фразы, простые предложения
– говорит о себе в третьем лице
– не интересуется и не слушает книги
– не любит играть и общаться со сверстниками
– не знает основные цвета, цифры
– не знает свой пол
– контролирует свои физиологические нужды ( обходится без подгузника)
– переживает если ругают, доволен — когда хвалят
– понимает когда плохо делает кто-то другой
– проявляет эмоциональную сдержанность ( не кричит в общественных местах, перестает плакать при обоснованном запрете)
– могут возникать страхи, боязнь темноты
– кризис «трех лет»- осознание себя как личности – «я сам»- негативизм, упрямство, своеволие, протест-бунт
– нет гигиенических навыков, опрятности
– есть потребность в подгузниках
– не контролирует свое поведение
– отсутствие кризиса «трех лет»
– еще сохраняется необходимость в дневном сне
-разукрашивает картинку не выходя за контур
-умеет правильно держать в руках карандаш, кисть
-умеет завязывать узелки на веревке
-умеет лепить мелкие фигурки из пластилина
– не умеет правильно держать карандаш
-Словарный запас около 3000 слов
– пользуется предложениями из 5-6 слов
-умеет пересказывать
-правильно произносит практически все звуки
– определяет право-лево
-знает простые антонимы (большой-маленький, твердый- мягкий)
-считает до 10 и обратно
-знает буквы
-хорошо запоминает стихи
-знает назначение предметов и может сказать из чего они сделаны
-знает и определяет время года и время суток
– малый словарный запас (менее 3000 слов)
-в речи использует толь короткие предложения или фразы
-нарушено звукопроизношение
-не умеет пересказывать
-не умеет считать до 10 и обратно
-не знает времена года и дни недели
-часто копирует поведение взрослых
-формируется оценочное отношение — что хорошо, а что плохо.
– стремится соблюдать правила и нормы
-может составить рассказ по картинкам
-умеет правильно вести себя за столом
– самостоятельно чистит зубы
– знает что такое светофор и что обозначают цвета на нем
– знает название текущего месяца и последовательность дней недели
-сосредоточивает внимание на интересных занятиях
– контролирует выделительную функцию днем и ночью
– не может играть один, необходимо участие взрослого
– игнорирует правила и нормы
– не может составить рассказ по предложенным картинкам
– фигура ребенка становится пропорциональной,почти как у взрослого человека
-активно продолжает развиваться скелет, суставы, мускулатура ( очень чувствительны к нагрузкам)
-еще сохраняется некоторая неловкость, неточность в движениях
-плоскостопие, неправильная установка стоп при ходьбе
-умеет рассказывать народные сказки
-различает и правильно называет геометрические фигуры
-определяет время по часам
– речь правильная,как у взрослого
– не умеет пересказывать
-не может выучить стихотворение
– не знает геометрические фигуру
-не может определить время на часах
-нарушение звукропроизношения
– кризис 7 лет (период рождения социального Я — происходит осознание своего места в обществе)
-появляется лучший друг
-активно помогает взрослым выполнять уборку в доме
– проявляет интерес к учебе, новым знаниям
-не успевает в школе
– плохое поведение в школе и дома
– не может самостоятельно выполнять домашние задания, обязательно нужен контроль и присутствие взрослого
-гиперактивный
-быстро устает в школе
-плохая память
– нет друзей, замкнутый
-не интересуется новыми знаниями, не хочет ходить в школу
Источник