Поз развитие ребенка до 7 лет

Поз развитие ребенка до 7 лет thumbnail

От автора: Статья написана в соавторстве с И.А. Шабановой.

Психологическое развитие ребенка до 7 лет

Ребенок рождается и своим первым криком оповещает этот мир о своем появлении.

Процесс рождения – тяжелый, переломный момент в жизни человека. Этот период называют кризисом новорожденности.

Рождаясь, ребенок физически отделяется от матери. Он попадает в совершенно иные условия жизни: холод, освещенность, воздушная среда, требующая другого типа дыхания, другой тип питания. В этот период требуется забота матери, ей необходимо вовремя покормить, сменить пеленки, дать эмоциональный и телесный контакт. Таким образом, начинает формироваться здоровая личность с базовым доверием к миру.

Следующий возрастной кризис начинается примерно в 1 год. Кризис первого года жизни связан с развитием самостоятельности и появлением сильных эмоциональных всплесков. Такие вспышки возникают, когда взрослые не понимают желания, слова, жесты и мимику ребенка или понимают, но не выполняют их. Наиболее сильные вспышки возникают на слова «нельзя» или «нет». Очень часто они связаны со слишком требовательным отношением к ребенку, либо непоследовательными требованиями взрослых, например, такими как «сегодня можно, а завтра нельзя». В этот период необходимо установление новых отношений с ребенком, т.е. большая свобода для него. Вырабатывается новая система разрешений и запретов.

Около 3-х лет проходит еще один возрастной кризис. Это период осознания собственного «Я»,  его оценки и самостоятельности. Наиболее известные характеристики этого кризиса:

  1. Негативизм – отказ выполнять требования, главное в этом отказе то, что он возникает не на действие, а именно на требование определенного взрослого, чаще всего мамы. Требования  других значимых людей могут выполняться беспрекословно.
  2. Упрямство – это когда ребенок настаивает на своём желании, но, не потому что очень хочется, а потому что он об этом сказал взрослым и требует, чтобы с его мнением считались. В 3 года ребенок впервые способен поступать вопреки своим желаниям.
  3. Строптивость, которая  почти всегда направляется против семейных ценностей и правил. Ребенок стремиться настоять на своих желаниях.
  4. Своеволие – гипертрофированное стремление к самостоятельности.
  5. Протест-бунт – это как бы состояние войны с взрослыми, когда конфликты становятся регулярными.
  6. Обесценивание – то, что раньше было ценно для ребенка, обесценивается. Он начинает ругаться, дразнить и обзывать родителей.

Все эти характеристики говорят о сильном стремлении к независимости, о необходимости психологического отделения от  значимых взрослых.  Кризис может протекать по-разному: от спокойного до очень бурного состояния ребенка. Все зависит от конкретной ситуации. От родителей, в этот период, требуется «разумная дозволенность», в противном случае, если ребенку все разрешают, либо наоборот слишком многого ждут от него, у него возникает состояние неуверенности. Положительное разрешение кризиса приводит к зарождению воли и самоконтроля.

В 7 лет в жизни ребенка проходит еще один кризис, который становится периодом зарождения социального «Я». Изменение самосознания приводит к переоценке ценностей. То, что было значимо раньше, становится второстепенным сейчас. На первый план выходит осознанная деятельность, когда ребенок начинает связывать свои поступки с их результатами, и общение со сверстниками.

Происходят глубокие изменения в эмоциональной сфере ребенка. Цепь успехов и неудач приводит к формированию внутренней уверенности в себе, т.е. чувства собственной значимости и компетентности, либо чувства неполноценности и унижения. Все это влияет на развитие самооценки ребенка. Внешние проявления кризиса таковы – кривляние, манерность, искусственная натянутость, настойчивость и упорство (иногда упрямство), повышенная познавательная активность. Встречаются сильные эмоциональные вспышки, конфликтность.

В это время родителям важно научить ребенка учиться и помочь быть успешным, если не в учебной деятельности, то в той среде, где это возможно, т.е. хвалить и поддерживать ребенка в хороших начинаниях.

Возрастные кризисы очень важные периоды жизни человека, после которых  он переходит на новый уровень развития. Поэтому от взрослых требуется большая выдержка и терпение по отношению к своему ребенку. И тогда в вашей семье вырастит здоровая личность, которая сможет адаптироваться в этом мире.

Источник

Моторное развитиеРечевое развитиеПсихическое развитиеНормаПатологияНорма ПатологияНормаПатологияноворожденный– положение на животе — поза «эмбриона»

– положение на спине нестабильно, голова расположена асимметрично, ребенок поворачивает ее то в одну, то в другую сторону

– движения хаотичны, не целенаправлены

– кисти сжаты в кулачки

– большую часть суток ребенок спит, просыпаясь лишь для кормления– тонус мышц резко снижен — поза «лягушки»

– кривошея — вынужденное положение головы на один бок

– беспокойный,

поверхностный сон (по 15-30 мин)– сильный не дифференцированный крик — реакция на любое неприятное ощущение– слабый, тихий, монотонный плач, либо его отсутствие– ребенок успокаивается, приложенный к груди матери

– громкий крик-реакция на дискомфорт, голод, неприятные ощущения– трудно успокоить ребенка, частот плачет ( без видимых причин)1 мес-3 мес– в положении на животе ребенок учится поднимать голову и удерживать ее более 10 секунд

– в положении на спине пытается удерживать голову по центру

– Упирается ножками, поддерживаемый под мышки

– фиксирует взгляд на предмете

– прослеживает за погремушкой

– ладонь ребенка постепенно раскрывается

– к 3 мес в положении на животе вытягивает руки вперед, приподнимает голову и грудь на 90 градусов

– тянет руки ко рту

– захватывает и удерживает вложенную в руку игрушку

– поворачивается на бок

– потягивается
– лежа на животе не поднимает голову или удерживает менее 10 секунд

– кривошея — вынужденное положение головы на одну сторону

– не фиксирует взгляд на игрушке

– не прослеживает за предметом

– нет опоры на вытянутые руки, лежа на животе

– руки постоянно зажаты в кулачки

– не берет игрушки в руки

– не переворачивается на бок – появляется реакция сосредоточения на голос взрослого с остановкой движений

– начинает локализовать звуки в пространстве

– крик ребенка становится разнообразным

– появляются первые голосовые реакции ребенка в ответ на разговор с ним

– начинает издавать первые звуки

– пытается вступить в контакт со взрослым

– может копировать мимику взрослого

– ребенок с удовольствием слушает обращенный к нему голос взрослого– не реагирует на голос взрослого, на звуки

– монотонный, однообразный плач

– не издает звуки– кормление грудью способствует выработке внимания и фиксации взгляда

– возникает зрительный контакт с матерью во время кормления

– появляется улыбка в ответ на общение с близкими людьми

– ребенку нравится рассматривать лицо взрослого, особенно смотреть в глаза

– ребенок начинает ожидать кормления через определенное время

– появление взрослого всегда вызывает улыбку, не различает своих и чужих– не смотрит в глаза

– не улыбается

– не интересуется окружающими предметами и людьми3 мес-6 мес– лежа на животе раскачивается, голова и руки подняты, ноги выпрямлены

– лежа на спине — ребенок активно манипулирует руками

– Поддерживаемый под мышки, крепко упирается ногами, согнутыми в тазобедренном суставе, в твердую поверхность.

– появляется координация глаз-рука-рот

– тянется к лежащим рядом игрушкам, пытается их брать в руки, рассматривать, тянет ко рту

– постепенно улучшается опора на ножки — может несколько секунд удерживать свой вес

-переворачивается на живот и с живота на спину– малоподвижный

– сохраняется поза эмбриона или наоборот мышцы ослаблены

– не переворачивается

– не тянется к игрушкам

– нет опоры на ножки– ребенок больше реагирует на голос взрослого, чем на простые звуки

– различает и по разному реагирует на ласковые и строгие интонации

– гуление становится более активным, появляются новые звуки и слоги-цепочки– не реагирует на голос взрослого

– не произносит звуки, слоги– останавливает взгляд и долго рассматривает интересующие его предметы

– прислушивается к звукам

– выражает удовольствие громким смехом

– развивается активная познавательная деятельность — похлопывает по предметам или бросает их

– плач прекращается при переключении внимания ребенка на новый предметам- – -ребенок понимает мимику и жесты взрослых

-может пить и есть с ложки– не интересуется окружающими предметами

– не реагирует на звуки, голосовые- не смеется, не улыбается

– ребенка трудно успокоить, переключить внимание

– не может или отказывается пить и есть с ложки6мес-9мес-лежа на животе долго опирается на выпрямленные руки и раскрытые ладони

– сидит сначала с поддержкой, затем самостоятельно

– появляется уверенная опора на ножки, более продолжительное время

– точно захватывает игрушку, перекладывает из руки в руку

– лежа на спине высоко поднимает ноги, захватывает их руками, притягивает к лицу.

– ползает
– нет опоры на вытянутые руки или быстро устает

– не сидит , не садится

– не встает у опоры

– при опоре на стопу — поджимает пальчики или встает на носочки

– не ползает– в ответ на оклик реагирует на свое имя

– активно лепечет

– изменяет тон и громкость произносимых звуков и слогов

– понимает простые речевые команды

– может произносить звуки шепотом– не реагирует на свое имя

– нет лепета

-лепет монотонный– рассматривает крупные картинки

– отличает чужих и своих

-сам держит бутылочку

-начинает понимать смысл простых игр

– осознанно тянет руки, чтобы его взяли из кроватки

– появляется страх и пугливости при посторонних людях

– не позволяет брать себя на руки чужим людям — реагируя плачем

– рассматривает себя в зеркале

– помогает одевать себя– не интересуется окружающими предметами

– не отличает чужих от своих9мес – 12 мес-садится и сидит самостоятельно

– крепко стоит на ногах

-жует полутвердую пищу, кладет небольшие кусочки в рот

– встает из положения на четвереньках

– делает несколько шагов с поддержкой

-берет мелкие предметы пальцами

– может перелистывать страницы книги

– Пытается снять носок; приседает без опоры; нагибается при поднимании предмета без приседания; хорошо ходит за руку.

– может опуская мелкие предметы в узкое отверстие

– Входит на лесенку (3-4 ступеньки) держась за перила.-не садится и не сидит самостоятельно

-не встает на ноги

– не жует полутвердую пищу– по просьбе взрослого ребенок находит знакомый предметам-уверенно показывает части лица

-осваивает новые слоги, подражая взрослому

-беспредметное произношение первых слов ма-ма, ба-ба

– узнает предметы на картинках

-называет предметы и людей слогами

-узнает и показывает любимые игрушки

-понимает слово «нельзя», реагируя на запреты прекращением действия

– начинает произносить первые осмысленные слова — слоги

– Употребляет первые слова-обозначения (“ав-ав”, “кис-кис”, “дай”).

– узнает и показывает бытовые предметы

-выполняет простые команды по просьбе взрослого

-говорит 5 слов
-не может найти и показать простые предметы

-не показывает части лица

-не произносит слоги

-нет простых слов

-не понимает слово нельзя

-не выполняет простые просьбы взрослого– способен более длительное время удерживать внимание

-легко идет на контакт со взрослыми

-осваивает первые жесты «пока», «спасибо»

-интересуется деятельностью взрослых

-пользуется указательными жестами

-обнимает родителей по их просьбе-на контакт со взрослыми не идеи или идет с трудом

-нет жестов

-нет интереса к деятельности взрослого1год – 2 года– Ходит длительно, меняя положения

– Перешагивает препятствия приставным шагом

– Умеет ходить по узкой доске

– Перешагивает через препятствия чередующимся шагом

– Самостоятельно ест густую пищу

-Самостоятельно ест жидкую пищу

– Умеет частично раздеваться с небольшой помощью взрослого

– Умеет частично надевать одежду с помощью взрослого (шапку, ботинки)-не ходит, мало ходит, быстро устает

-не перешагивает через препятствие

– не ест (не жует) самостоятельно
– Запас понимаемых слов быстро увеличивается

– Отыскивает по слову взрослого однородные предметы

– По слову взрослого отыскивает изображения знакомых действий

– Понимает короткий рассказ

-Пользуется лепетом, облегченными словами

– Пользуется словом в момент сильной заинтересованности

– Пользуется двухсловными предложениями. Облегченные слова заменяет правильными

– Пользуется трехсложными предложениями

– словарный запас 200-400 слов– говорит мало, не появляются новые слова в лексиконе

– не говорит

– не может найти и показать предмет по просьбе взрослого

– не понимает обращенную речь– Воспроизводит в игре разученные действия

– Отображает отдельные действия

– В игре воспроизводит ряд последовательных действий

– Накладывает один кубик на другой, воспроизводит действия взрослых

– Действуя карандашом, пытается целенаправленно оставить след на бумаге

– Подражая взрослому, рисует вертикальные и горизонтальные линии

– Легко отвечает на контакты взрослого в совместной деятельности, иногда проявляет собственную инициативу

– Эмоционально контактирует со сверстниками

– Проявляет интерес к играм сверстников, играет рядом, занимается одним видом деятельности (как другие дети, кормит кукол, втыкает грибочки в отверстие, строит)
– не интересуется играми

– негативно относится к новым контактам, не играет со сверстниками, замкнутый

– не интересуется карандашами, не пытается рисовать3 года– осваивает трехколесный велосипед, качается на качелях, скатывается на санках с горки

– одновременно может выполнять 2-3 действия– ребенок неуклюжий, постоянно спотыкается и падает « на ровном месте»

– медлительный, быстро устает от физических нагрузок– словарный запас

800-1500 слов

– начинает задавать вопросы что это? Для чего это?

– может рассказывать короткие эпизоды из своей жизни

– доминируют вопросы как? Почему?

– появляются многосложные предложения

– повышенная тяга к общению со взрослыми так и со сверстниками

– называет 4 основных цвета и некоторые оттенки, находит нужный цвет по просьбе взрослого

– знает простые фигуры

– знает свою половую принадлежность

– переходит от названия себя в третьем лице к местоимению Я

– длительно может слушать сказку, читаемую взрослым

– говорит спасибо, здоровается, прощается– нарушение звукопроизнощения, замена звуков, перестановка букв

– короткие фразы, простые предложения

– говорит о себе в третьем лице

– не интересуется и не слушает книги

– не любит играть и общаться со сверстниками

– не знает основные цвета, цифры

– не знает свой пол– самостоятельно одевается, при помощи взрослого застегивает пуговицы, шнурки и молнии, пытается пользоваться носовым платком и расческой

– контролирует свои физиологические нужды ( обходится без подгузника)

– переживает если ругают, доволен — когда хвалят

– понимает когда плохо делает кто-то другой

– проявляет эмоциональную сдержанность ( не кричит в общественных местах, перестает плакать при обоснованном запрете)

– могут возникать страхи, боязнь темноты

– кризис «трех лет»- осознание себя как личности – «я сам»- негативизм, упрямство, своеволие, протест-бунт-не может самостоятельно одеваться

– нет гигиенических навыков, опрятности

– есть потребность в подгузниках

– не контролирует свое поведение

– отсутствие кризиса «трех лет»5 лет– рост ребенка активно увеличивается, формируются скелет и мышечный каркас

– еще сохраняется необходимость в дневном сне

-разукрашивает картинку не выходя за контур

-умеет правильно держать в руках карандаш, кисть

-умеет завязывать узелки на веревке

-умеет лепить мелкие фигурки из пластилина-нарушение осанки

– не умеет правильно держать карандаш-называет свое имя и фамилию, адрес, возраст, имена родителей и родственников, их профессию

-Словарный запас около 3000 слов

– пользуется предложениями из 5-6 слов

-умеет пересказывать

-правильно произносит практически все звуки

– определяет право-лево

-знает простые антонимы (большой-маленький, твердый- мягкий)

-считает до 10 и обратно

-знает буквы

-хорошо запоминает стихи

-знает назначение предметов и может сказать из чего они сделаны

-знает и определяет время года и время суток-не может назвать свое имя, фамилию, возраст

– малый словарный запас (менее 3000 слов)

-в речи использует толь короткие предложения или фразы

-нарушено звукопроизношение

-не умеет пересказывать

-не умеет считать до 10 и обратно

-не знает времена года и дни недели– может занять себя, пока взрослые заняты

-часто копирует поведение взрослых

-формируется оценочное отношение — что хорошо, а что плохо.

– стремится соблюдать правила и нормы

-может составить рассказ по картинкам

-умеет правильно вести себя за столом

– самостоятельно чистит зубы

– знает что такое светофор и что обозначают цвета на нем

– знает название текущего месяца и последовательность дней недели

-сосредоточивает внимание на интересных занятиях

– контролирует выделительную функцию днем и ночью-энурез дневной иили ночной

– не может играть один, необходимо участие взрослого

– игнорирует правила и нормы

– не может составить рассказ по предложенным картинкам7 лет-нет потребности в дневном сне

– фигура ребенка становится пропорциональной,почти как у взрослого человека

-активно продолжает развиваться скелет, суставы, мускулатура ( очень чувствительны к нагрузкам)

-еще сохраняется некоторая неловкость, неточность в движениях-нарушение осанки

-плоскостопие, неправильная установка стоп при ходьбе-интенсивно растет словарный запас до 5000

-умеет рассказывать народные сказки

-различает и правильно называет геометрические фигуры

-определяет время по часам

– речь правильная,как у взрослого-маленький словарный запас

– не умеет пересказывать

-не может выучить стихотворение

– не знает геометрические фигуру

-не может определить время на часах

-нарушение звукропроизношения-может быть внимательным и сосредоточенным при выполнении неинтересных ему заданий и занятий

– кризис 7 лет (период рождения социального Я — происходит осознание своего места в обществе)

-появляется лучший друг

-активно помогает взрослым выполнять уборку в доме

– проявляет интерес к учебе, новым знаниям-невнимательный, неусидчивый в школе

-не успевает в школе

– плохое поведение в школе и дома

– не может самостоятельно выполнять домашние задания, обязательно нужен контроль и присутствие взрослого

-гиперактивный

-быстро устает в школе

-плохая память

– нет друзей, замкнутый

-не интересуется новыми знаниями, не хочет ходить в школу

Источник

Читайте также:  Мир глазами ребенка с проблемами в развитии