Повысить компетентность родителей в вопросах речевого развития ребенка

 «Повышение родительской компетентности в вопросах речевого развития дошкольника средствами ИКТ в соответствии с ФГОС ДО»

Образование детей старшего дошкольного возраста – одно из приоритетных направлений развития системы Российской Федерации.

С каждым годом российское образование претерпевает изменения. С 1 января 2014 года вступил в силу Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г.№1155г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».

ФГОС ДО направлен на решение многих задач, одной из которых является обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.   Обеспечивает взаимодействие с семьями воспитанников в целях осуществления полноценного развития каждого ребёнка, вовлечение семей воспитанников непосредственно в образовательный процесс. Своевременное адекватное реагирование родителей на проблемы воспитания и обучения детей, сотрудничество со специалистами дошкольного образования — залог успешного развития детей.

Одним из важнейших направлений в коррекционно-воспитательной деятельности логопеда является работа с родителями – как одно из условий оптимизации педагогического процесса и социализации ребенка, имеющего речевые нарушения. Очень важно сделать родителей активными участниками педагогического процесса, научить их адекватно оценивать и развивать своего ребенка. Во-первых, родители являются авторитетом для него, а во-вторых, они ежедневно могут закреплять навыки в непосредственном общении.

Актуальность и востребованность данной темы определяются реальными потребностями системы дошкольного образования и существующими противоречиями между:

• ростом количества детей с речевыми нарушениями и отсутствием возможности оказания коррекционно-логопедической помощи всем нуждающимся в условиях ДОУ;

• необходимостью участия родителей в коррекционно-логопедическом процессе и отсутствием эффективных технологий взаимодействия образовательного учреждения и семьи по данному направлению.

Таким образом повышения компетентности родителей в вопросах речевого развития детей с помощью эффективных ИКТ является актуальной и значимой.

Компетентный родитель – это человек, готовый видеть реальную ситуацию, в которой растет его ребенок и предпринимает усилия (знания, умения, опыт) чтобы ее менять. Это человек, который знает, что если не помогает одно – надо пробовать другое.

В Законе РК «Об образовании» говорится, что родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка в раннем детстве.

Информационные и коммуникативные технологии активно входят в нашу жизнь и систему образования, том числе дошкольного в работе с детьми и родителями. Современный ребенок живет в мире, отличном от того, в котором выросли его родители. С детства его окружают различные электронные средства: электронные бытовые предметы, электронные игрушки, сотовые телефоны, пульты, компьютеры. У него, в отличие от взрослого человека, нет еще барьера при освоении новых средств, и поэтому он быстро и с легкостью осваивает современные технические средства.

Сегодня  ребенок живет в условиях информационной цивилизации, для которой характерна принципиально новая образовательная среда, высокотехнологичные информационные средства обучения и развития: аудио-, видео-, мульти-медиатехнологии и др. Грамотное включение родителями в педагогический процесс информационных и телекоммуникационных образовательных ресурсов позволяет успешнее решать дидактические и воспитательные задачи, повысить познавательную мотивацию детей, включить их в активную коммуникативно-познавательную деятельность.

Вопросами семейного воспитания детей с проблемами в развитии речи занимались Г.А. Волкова, Ю.Ф. Гаркуша, Г.В. Гуровец, С.Т. Григорян, Л.Н. Ефименкова, Н.Л. Крылова, В.И. Лубовский, Е.М. Мастюкова, Э.В. Миронова, А.Г. Московкина, Н.В. Новоторцева, Л.П. Носкова, В.И. Селиверстов, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина и др. Они акцентировали внимание на роль ближайшего окружения (семьи) в процессе коррекционно-педагогического воздействия на дошкольников, имеющих речевые нарушения, и считают организацию правильного семейного воспитания таких детей одним из условий создания для них среды развития. Особое место в данном процессе отводят повышению психолого-педагогической компетентности родителей. Важнейшими предпосылками для повышения эффективности работы авторы называют формирование у родителей мотивированного отношения к коррекционной работе и активное включение в нее.
        Вопросы, связанные с изучением педагогической компетентности родителей, отражены в работах П.П. Блонского, И.В. Гребенникова, П.Ф. Каптерева, Н.К. Крупской, П.Ф. Лесгафта, A.C. Макаренко, В.М. Миниярова, В.А. Сухомлинского, С.Т. Шацкого и др. Формирование педагогической компетентности родителей различными социальными институтами представлено в публикациях С.А. Беличевой, В.Г. Бочаровой, И.В. Гребенникова, A.C. Спиваковской, Л.Г. Петряевской, С.С. Пиюковой и др.

Читайте также:  Целевые ориентиры развития ребенка по фгос до

         Нередко родители самопроизвольно отстраняются от работы по речевому развитию, исправлению речевых нарушений у детей, так как не владеют необходимыми педагогическими знаниями и умениями, как правило, они испытывают трудности от того, что не знают, как правильно помочь ребенку. Многие родители недооценивает важность оказания логопедической помощи в семье.

С целью повышения своей компетентности  родители широко пользуются мобильной связью, информационной средой Интернет. Будучи включенными в интернет-сообщество посредством форумов, социальных сетей, папы и мамы в первую очередь именно там ищут ответы на волнующие вопросы воспитания и развития детей. В отсутствии грамотного навигатора в недрах мировой сети можно дезориентироваться и получить сведения о пагубных для ребенка методах развития, в связи с чем проблема оказания высокопрофессиональных информационно-образовательных услуг родителям становится общественно значимой задачей учителя – логопеда.

В наше время современных технологий, инноваций очевидно, что старые формы контактов с родителями постепенно изживают себя. Современные родители – грамотны, информированы, но вместе с тем очень заняты, и ограничены во времени для получения большого объема информации. Занятость родителей является основной проблемой взаимодействия логопеда с семьей. Для решения этой проблемы в помощь учителю – логопеду приходят новые информационные технологии. Они помогают педагогу не только разнообразить формы поддержки образовательного процесса, но и наладить просвещение родителей по вопросам речевого развития ребенка. В настоящее время в нашей стране реализуется Стратегии развития информационного общества, которая связана с доступностью информации для всех категорий граждан и организаций доступа к этой информации.  Преимущества  использования ИКТ во взаимодействии с семьями дошкольников, для повышения их комптентности в вопросах речевого развития очевидны и заключаются в следующем:     

  • минимизация времени доступа родителей к информации;
  • возможность логопеда продемонстрировать любые документы, фотоматериалы, видеоматериалы;
  • обеспечение индивидуального подхода к родителям воспитанников;
  • оптимальное сочетание индивидуальной работы с родителями и групповой;
  • оперативное получение информации родителями;
  • оптимизация взаимодействия педагога с семьей

      Использование компьютерных технологий позволяет проводить семинары-практикумы, интернет – конференции, мастер-классы и т.п.

       На базе интернет-сайта создаются консультативные центры, родительские клубы, интернет-библиотеки. На страницах  сайта возможно размещение  обучающих игр, упражнений для устранения дефектов речи.

Ещё одно средство виртуального контакта – электронная почта, при  помощи которой логопед без визуального контакта имеет возможность консультировать родителей, отвечать на вопросы, рассылать  индивидуальные задания (карточки с заданиями, картинные материалы, памятки и т.п.). При помощи электронной почты у  учителя-логопеда есть возможность дать  рекомендации, видео консультации. Электронная почта позволяет обмениваться  различными тематическими ссылками на сайты. Для овладения родителями теоретическими знаниями по развитию речи логопед  использует мультимедийные презентации по различным темам для  занятий в домашних условиях. Современным средством логопедического просвещения родителей  выступает блог (сетевой журнал событий, журнал развития речи).  

Таким образом, родители с помощью логопеда постепенно повышают свою компетентность и становятся активными участниками образовательного и воспитательного процесса.

Источник

татьяна федорова
Повышение компетентности родителей в вопросах речевого развития посредством использования логоритмики

Из опыта работы:

«Повышение компетентности родителей в вопросах речевого развития через использование логоритмики» (воспитатель Воротилкина Т. В.)

Добрый день уважаемые коллеги. Разрешите мне поделиться с вами опытом работы по повышению компетентности родителей в вопросах речевого развития через использование логоритмики.

Любого ребенка детского сада нельзя рассматривать без его родителей, которые зримо и незримо стоят за спиной каждого из них. Своевременное, адекватное реагирование родителей на проблемы воспитания и обучения, в сотрудничестве со специалистами дошкольного учреждения – залог успешного развития детей.

В статье 44 Закона об образовании, вступившего в силу 1 сентября 2013 года говорится о том, что родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Именно родители обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности своего ребенка. Новый закон ориентирует на взаимодействие педагогов с родителями, которые должны участвовать в реализации программы ДОУ, в создании условий для полноценного и своевременного развития ребенка в дошкольном возрасте, чтобы не упустить важнейший период в развитии его личности. Такое положение обязывает работников дошкольного образования развивать разнообразные формы взаимодействия с семьями воспитанников, устанавливать прочное сотрудничество между родителями и детским садом, разъяснять ответственность родителей за воспитание детей, воспитывать чувство взаимного доверия всех участников коррекционного процесса.

Читайте также:  2 уровня умственного развития ребенка

Все вышесказанное актуально, как для работы педагогов групп компенсирующей направленности, так и общеразвивающих групп. Очень важно научить родителей адекватно оценивать и развивать своего ребенка. Особенно если он нуждается в коррекционной помощи (а в последнее время значительно возросло количество детей с различными речевыми патологиями, а нарушения речи в той или иной степени негативно влияют на психическое, физическое, умственное развитие детей, отображаются на их деятельности, формировании личности в целом). Успех преодоления речевых расстройств зависит от многих факторов. Сегодня, помимо традиционных логопедических занятий по коррекции речевых нарушений, логопедами-практиками предлагается логоритмика (это комплекс двигательных упражнений в которых разные движения сопровождаются произношением специального речевого материала с музыкальным сопровождением). А элементы логоритмики используют в своей повседневной работе и воспитатели. Это всем знакомые физкультминутки, пальчиковые игры, элементы артикуляционной и мимической гимнастики, дыхательные упражнения, различные самомассажи и другое.

На мой взгляд, занятия логопедической ритмикой и ее элементами может заинтересовать ребенка в условиях дома, ведь дети воспринимают такие занятия как игру, а какой ребенок не любит играть? Дома дети гораздо охотнее выполняют игры и задания, основанные на движении. А технику выполнения таких упражнений может освоить любая мама

Цель моего выступления: поделиться с вами опытом, как активизировать родителей, привлечь их внимание к коррекционным и педагогическим задачам, средствами логоритмических игр и упражнений, которые осуществляются в работе с детьми, сделав воспитание в семье и в детском саду более последовательным, а их взаимовлияние – более эффективным.

В своей работе мы ставим следующие задачи:

– установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника, создать атмосферу общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки и взаимопроникновения в проблемы друг друга;

– помочь родителям научиться играть и общаться с ребенком;

– познакомить их с музыкальными, коммуникативными, пальчиковыми играми и речевыми упражнениями;

повысить грамотность в области коррекционной педагогики, пробудить интерес и желание заниматься своими детьми;

– воспитать привычку обращаться за помощью к педагогу в вопросах коррекции и воспитания;

Необходимым условием в работе являются:

– целенаправленность, систематичность, плановость;

– индивидуально-дифференцированный подход;

– доброжелательность;

Педагогом могут использоватьсяразличные формы и методы:

родительские собрания;

– консультации (плановые, неплановые – по мере необходимости);

– индивидуальные беседы;

– обмен опытом;

– стенды, папки-передвижки, буклеты;

– открытые занятия;

– мастер-классы для родителей;

– анкетирование;

– совместные мероприятия;

В самом начале работы родителям необходимо дать понять то, что чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь. Речь является одним из основных элементов в двигательно-пространственных упражнениях. Ритм речи, особенно ритм стихов, поговорок, пословиц, способствует развитию координации, общей и тонкой произвольной моторики. С помощью стихотворной ритмической речи вырабатывается правильный темп речи, ритм дыхания, развиваются речевой слух, речевая память. Воспитатель показывает важность данной методики, показывает, что логоритмика направлена на развитие речевых процессов: т. е.

– происходит совершенствование общей моторики, координации движений, ориентации в пространстве;

– происходит регуляция мышечного тонуса,

– активизация всех видов внимания и памяти и слухового восприятия;

развивается дыхание, голос;

– вырабатывается умеренный темп речи и ее интонационная выразительность;

развивается артикуляционная и мимическая моторика;

– формируется фонематический слух;

– происходит коррекции речевых нарушений в целом;

В ходе работы педагог знакомит родителей с видами логоритмических упражнений,рекомендуемых для занятий дома:

– пальчиковые игры и массаж пальцев;

Читайте также:  Особенности психического развития ребенка с зпр

– стихотворения, сопровождаемые движениями;

речевые упражнения без музыкального сопровождения;

– чистоговорки;

– мимические упражнения;

– музыкальные произведения для релаксации;

– а так же знакомит родителей с литературой, которую можно использовать для занятий дома.

С КАКОГО ВОЗРАСТА НУЖНО ПРОВОДИТЬ ТАКИЕ ЗАНЯТИЯ?

Чем раньше, тем лучше. Безусловно, для совсем крошек подобные занятия будут скорее пассивные, так как произносить или пропевать текст и выполнять движения вместе с малышом будет мама. А наиболее оптимальный возраст для занятий – 2,5 – 3 года, когда ребенок может выполнять движения и петь самостоятельно.

Так что же необходимо, чтобы организовать занятие по логопедической ритмике дома?

Первым этапом может стать подготовка комнаты, среды в которой будет проходить действие. Необходимо убедиться, что там достаточно места, что ничто не будет отвлекать ребенка от действия. Также следует обратить внимание на опору (пол, она должна быть устойчивой (не скользкой). Желательно перед занятием одеть удобную спортивную форму, чешки, во избежание травматизма и дискомфорта. После подготовки среды, нужно подумать о содержании, т. е. какие игры и упражнения использовать.

После выбора содержания действия следует заинтересовать ребенка на выполнение заданий, придумать то, что будет интересно именно вашему ему. Например, «Космическое путешествие» или «Цирковое выступление». Мотивировать ребенка можно, зная его интересы и возможности.

Отличительной особенностью ритмики, в том числе и логопедической,является абсолютная простота: все существующие задания без проблем может выполнить человек, не имеющий никакой специальной подготовки.

Итак, что необходимо знать, чтоб заниматься логоритмикой дома:

1.Все упражнения строятся на подражании: взрослый показывает – ребенок повторяет. Специально заучивать речевой материал не надо: пусть все происходит постепенно – от занятия к занятию. На первых порах текст читает только взрослый, побуждая малыша к повторению.Постепенно к чтению подключается и ребенок: когда он будет в состоянии повторить все фразы в правильном ритме и без ошибок, можно отдать бразды правления в его руки.

2. Заниматься логоритмикой нужно всего пару раз в неделю и делать это лучше во 2-ой половине дня.Быстрого эффекта ждать не нужно: о результатах можно будет судить минимум через полгода (а то и год).

Важно знать, что заикающимся детям нужно заниматься 3-4 раза в неделю.

3. Ребенку должно быть интересно и весело. Во время занятий можно и нужно использовать картинки, игрушки, яркую одежду или карнавальные костюмы – словом, любые предметы, которые доставляют малышу радость!

4. Упражнения нужно многократно повторять (из занятия в занятие) – до тех пор, пока они не будут выполнены на отлично. Если освоить то или иное задание не удается, следует отказаться от него на некоторое время, но потом обязательно вернуться вновь.

5. Без музыки – никуда. Следует научиться подбирать саундтреки к каждому этапу занятий. Для медленной части подойдут вальсы, а для более подвижной – марши и танцы. Также имеет смысл запастись детскими песенками и записями звуков природы.

6.Занятия нужно подстраивать под ребенка: если что-то не получается, следует упростить задание или разбить урок на несколько частей. Если у ребенка трудности с мелкой моторикой и звуками, – необходимо увеличить количество соответствующих упражнений.Не надо бояться экспериментировать: главное – соблюдать единство музыки, движения и речи, а в остальном – простор фантазии не ограничен.

7. Не следует расстраиваться и сердиться, если у детей что-то не получается. Почувствовав недовольство, они могут замкнуться и отказаться от упражнений. Нужно набраться терпения и не бросать начатое дело.

Подводя итог всему сказанному, хочется подчеркнуть, что педагогам ДОУ надо познакомить родителей с логоритмикой. Показать ее важность и значимость. Научить их самостоятельно применять данную технологию. Побудить их попробовать дома повторять с детьми такие упражнения, тем самым разнообразить совместный досуг и, самое главное, способствовать развитию своего ребенка.

Донести до них то, что занимаясь логоритмикой еще и дома, ребёнок быстрее начнёт овладевать чистой и правильной речью.

Источник