Поведенческий подход к коррекции психического развития ребенка
Поведенческий подход
Поведенческая терапия как «модификация поведения» впервые возникает как оппозиция фрейдистскому психоаналитическому подходу, доминировавшему в американской терапевтической практике, в 30-е годы и окончательно оформляется в самостоятельное направление в 50-е годы нашего века. Рассматривая историю возникновения поведенческой терапии, д. Дэвисон выделяет три психологических направления, лежащих в основе ее становления: ставшие классическими работы Д. Вольпе и А. Лазаруса, основанные на принципах теории классического обусловливания И. П. Павлова в теории научения Халла; работы по оперантному обусловливанию Б. Скиннера и работы по когнитивному научению А. Бандуры.
В экспериментальных исследованиях Д. Вольпе, проведенных на лабораторных животных, была сделана попытка изучения происхождения и угасания невротической тревожности с позиций теории классического обусловливания. Данные, полученные в этих экспериментах, были прямо перенесены Д. Вольпе на объяснение человеческого поведения, что позволило ему предложить в качестве коррекционного метод систематической десенсибилизации, основанный на механизме контробусловливания. Метод систематической десенсибилизации стал первой попыткой распространения поведенческого подхода на практику психокоррекции.
Вторым источником поведенческой терапии стали работы Б. Скиннера по оперантному обусловливанию. В экспериментах с умственно отсталыми было показано, что научение моторному поведению может быть достигнуто путем подкрепления движений, представляющих собой последовательность действий, систематически приближающихся к требуемому ответу. Коррекция дезадаптивного поведения путем систематического формирования нового социально желаемого поведения параллельно с угасанием девиантного поведения стала широко практиковаться при работе с детьми в школах, с больными в психиатрических больницах и исправительных учреждениях.
Наконец, в середине 60-х годов когнитивная психология, завоевавшая прочные позиции в американской психологии, утверждается и в поведенческой терапии во многом благодаря работам А. Бандуры. А. Бандура подчеркнул важность замещающих, символических и саморегулятивных процессов в научении. Научение через подражание образцам, играющее ведущую роль в приобретении культурных паттернов поведения, является также и основным видом коррекции дезадаптивного поведения в психотерапии. Решающее значение, таким образом, в практике коррекции поведения приобретают регулятивные когнитивные процессы.
Модели поведения в поведенческой терапии
Цели коррекции в поведенческой терапии формулируются либо как научение новым адаптивным формам поведения, либо как угасание, торможение имеющихся у субъекта дезадаптационных форм. А. Бандура выделяет 4 основные модели терапии в рамках поведенческого подхода: 1) подавление (вытеснение) ответной реакции; 2) актуализация (освобождение) подавленной реакции; 3) фасилитация реакции, заторможенной негативными социальными санкциями; 4) приобретение реакции. Первые 3 модели объединяет то, что конечная цель коррекции – требуемое адаптивное поведение – изначально имплицируется как уже существующее в поведенческом репертуаре субъекта в латентном виде. Задача коррекции сводится к подбору стимулов, способствующих переходу латентного поведения в актуальную форму. Четвертая модель принципиально отличается от предшествующих тем, что в ней задачи коррекции определяются как научение новым формам поведения.
Обучающие техники
Поведенческий тренинг включает четыре основные обучающие техники:
демонстрацию образов, которые должны быть заучены;
инструктирование клиента, разъяснение ему в вербальной, письменной, символической формах того, что представляет собой поведенческая реакция, которая должна быть заучена;
упражнения, необходимые для приобретения и упрочения новых реакций;
контроль на основе обратной связи, дающей информации, о достигнутых результатах.
Выводы по проблеме коррекции психического развития в зарубежной психологии
Подводя итоги рассмотрения проблемы коррекции психического развития в зарубежной психологии, подчеркнем два противоречивых положения, требующих учета в практике реальной консультативной работы. С одной стороны, теоретической основой коррекционной практики являются антиисторизм в понимании психического развития, биологизация его закономерностей и абсолютизация стихийного характера развития. Игнорирование роли социальной среды как источника развития, значение активной деятельности ребенка, направленной на присвоение общественно-исторического опыта, в рамках психодинамического и поведенческого подходов приводит к выхолащиванию на уровне теоретического осмысления того реального формирующего потенциала, который объективно определяет эффективность применяемых в рамках этих подходов методов и приемов. Соответственно не могут быть приняты и трактовка целей коррекции как создания условий, снимающих внешние социальные преграды на пути развертывания интрапсихических врожденных структур (психодинамический подход), либо как процесса приобретения новых реакций в соответствии с универсальными законами научения (поведенческий подход), и интерпретация психологических механизмов коррекции.
С другой стороны, прагматическая ориентация, направленная на получение позитивного практического результата, интуитивно верно выделенное значение игры и изобразительной деятельности как формообразующих для коррекционного процесса деятельностей привели к разработке мощного, хотя и не равноценного по своим возможностям, арсенала разнообразных методов, процедур и техник коррекционной работы. В настоящее время в связи с активным развертыванием в нашей стране сети психологических служб и практики консультирования особенно остро встает задача всестороннего обсуждения и критического осмысления зарубежной практики коррекции психического развития и ассимиляция ее прогрессивного опыта. Решение этой задачи должно составить предмет специального исследования.
Источник
Анна Кашицына
Комплексный подход к коррекции нарушений психического развития в дошкольном возрасте в условиях введения ФГОС
Успешность психотерапии и психокоррекции нарушений психического развития связывается с выполнением необходимых условий и принципов.
Раннее выявление и профилактика
Поэтапность в работе в соответствии с задачами на каждом этапе, с учетом индивидуальных особенностей развития и закономерностей онтогенеза.
Систематичность в работе с ребенком и семьей
Комплексность в работе
Раннее выявление и профилактика
Ранее выявление и профилактика нарушений психологического развития опирается на известные законы и закономерности психического развития. Особенности активности, общения и познавательных возможностей ребенка в разных возрастах отражают уровень и качество созревания психики.
Особенности изменения психической деятельности ребенка в нормальном онтогенезе подробно рассмотрены в зарубежной и отечественной литературе.
Вторым постулатом и основой для психопрофилактики нарушений психологического развития является представление о том, что основным запускающим и формирующим механизмом психического здоровья ребенка является окружающая среда и особенно взаимоотношения в диаде мать-дитя. Недостаточность или искаженность материнского чувства нарушает материнско-детские взаимодействия, тормозит развитие основных интрапсихических систем.
Среди ведущих задач психопрофилактики рассматриваются:
диагностика и коррекция развития психических функций детей дошкольного возраста;
выявление, диагностика и коррекция отклонений внутрисемейных отношений между родителями и детьми;
психологическая подготовка матери к материнству, а отца к отцовству; стимуляция их родительских чувств, повышение их компетентности в обращении и понимании своего ребенка,
стимуляция развития его основных психических функций: эмоциональных, волевых, внимания, познавательных процессов, социального поведенияребенка
Необходимость наиболее ранней коррекции нарушений обусловлена особенностями самого психического развития в детском возрасте. Пропущенные сроки в обучении и воспитании не компенсируются в более старшем возрасте, а возникшее отставание требует уже более сложных и специальных усилий по его преодолению.
Отсутствие своевременной психолого-педагогической коррекции трудностей приводит к выраженной вторичной микросоциальной и педагогической запущенности, ряду расстройств в эмоциональной и личностной сфере, связанных с постоянным ощущением неуспеха (низкая самооценка, уровня притязаний).
Ранняя психолого-педагогическая коррекция во многом улучшает прогноз формирования личности детей.
Поэтапность в работе определяется принципом «Замещающего онтогенеза», (Семенович А. С.)5 с учетом актуального уровня развития и зоны ближайшего развития (Выготский Л. С.)2
Комплексная работа
Комплексное сопровождение развития детей включает в себя две основных составляющих – содержательная и организационная сторона комплексного сопровождения.
I. Содержательная сторона комплексного подхода
1. Структурное содержание психокоррекционной программы:
• психологический аспект коррекционной работы – предусматривает вовлечение в коррекционную работу всех сфер психическойдеятельности ребенка: когнитивной, эмоционально-волевой, поведенческой.
• социальный аспект – предусматривает как коррекционные мероприятия по отношению к социальной среде развития ребенка, так и коррекция навыков социального взаимодействия ребенка с окружающими.
2. Содержание деятельности ребенка.
Комплексность предполагает разностороннюю организацию деятельности ребенка. Хорошие коррекционные программы осуществляют различные виды деятельности и используют больше, чем один подход. Коррекционная программа для детей должна включать гибкие поведенческие модификации. Эффективность различного рода существующих программ меняется от случая к случаю. Программа, которая эффективна в одном случае, может быть не эффективной в другом.
Основой психокоррекционнойработы является продуктивная разнообразная совместная деятельность: рисование, лепка, конструктивная деятельность, игра, общение, способствующее развитию речи.
3. Содержание психотерапевтического и психологического сопровождения – использование различных форм психотерапии и психокоррекции (групповые, индивидуальные, сочетанные, терапию средой и т. д.)
II Организационная сторона комплексного подхода
1. Интегративное междисциплинарное взаимодействие специалистов различного профиля. В организации работы по сопровождению психического и личностного развития детей задействованы специалисты системы образования, здравоохранения и социальной защиты населения.
На сегодняшний день коррекция детей с нарушениями психологического развития реализуется посредством педагогического, психокоррекционного и психотерапевтического, а так же социального подходов. Для работы с детьми задействованы педагоги, психологи системы образования, воспитатели, валеологи, невропатологи, психоневрологи, детские психотерапевты, психотерапевты, социальные работники, нейропсихологи, логопеды, музыкальные работники, арт-педагоги. Каждый из указанных специалистов решает свой профессиональный круг вопросов. По характеру решаемых различными специалистами проблем, можно рассматривать «рабочие связки» различных специалистов.
1 группу составляют специалисты, которые охватывают в своей работе максимальное число детей и осуществляют педагогическую и просветительскую работу, а так же выявляют детей, нуждающихся в дополнительной помощи других специалистов. Эту группу составляют педагоги, воспитатели детских садов, школьные психологи, психологи детских садов.
2 группу составляют врачи, которые проводят диагностическую, профилактическую и лечебную работу. При существующей сегодня системе всеобщей диспансеризации, которая предусматривает необходимые мед. осмотры, эти специалисты так же охватывают максимальное число детей.
3 группу составляют специалисты, которые осуществляют психотерапевтическую и психокоррекционную работу,а именно: психотерапевты и детские психотерапевты, а так же психологи, владеющие навыками психотерапии;
4 группу составляют специалисты, которые проводят коррекцию психического развития ребенка,а именно: нейропсихологи, логопеды, арт-педагоги, музыкальные работники.
Следует отметить, что 3 и 4 группы составляют специалисты коррекционного направления работы, которые связаны с непосредственным решением возникающих у детей и их родителей психологических проблем и проблем функционального развития ребенка. Различие определяется кругом решаемых проблем, методами и направлениями работы.
Оценка состояния ребенка, уровня его развития, запаса знаний, поведенческих навыков проводится комплексно всеми специалистами и служит основой разработки индивидуального плана коррекционных мероприятий.
На каждом этапе специалисты вносят свой специфический профессиональный вклад в реабилитацию и коррекцию психического развития.
Комплексные медико-педагогические мероприятия проводятся в и детских учреждениях. В организации работы по сопровождению психического и личностного развития детей задействованы специалисты системы образования, здравоохранения и социальной защиты населения.
Комплексный подход к решению проблем определяется не столько фактической представленностью специалистов медицинского, психологического и социального направлений в учреждении, сколько наличием интеграции в их работе. Интегративный подход к решению проблем является необходимым условиям оказания качественной помощи детям и семьям. При отсутствии реально осуществляемого интегративного подхода со стороны различных специалистов медицинского, психологического и социального направлений к решению проблем связанных с формированием здоровой личности, всегда будет страдать эффективность оказываемой помощи.
2. Выработка междисциплинарных программ коррекционных мероприятий в зависимости от структуры нарушений. Совместное ведение ребенка специалистами различного профиля на всех этапах работы с ребенком и семьей.
Оценка состояния ребенка, уровня его развития, запаса знаний, поведенческих навыков, социальной ситуации развития, особенностей нервно-психической деятельности проводится комплексно всеми специалистами и служит основой для разработки индивидуального плана коррекционных мероприятий.
3. Учет системности жизнедеятельности ребенка предполагает необходимость рассматривать ребенка в контексте социальной системы и проводить коррекцию не только самого ребенка, но и всей социальной системы, в которой он развивается. Это включает в себя семейную структуру, группу, в которой находится ребенок, т. е. социальную структуру в которой развивается ребенок. По мнению психотерапевтов (Ремшидт)3, современная психотерапия должна учитывать все связи индивида и отношения ребенка с членами его семьи и окружающими.
В повседневной жизни ребенка для возможности эффективной коррекционной работы необходим благоприятный социально-психологический климат в окружении ребенка.
Любая коррекционная работа должна сопровождаться психологической работой с семьей.
4. Распределение ответственности. Среди задач психокоррекционной работы специалистов является формирование активной и ответственной позиции родителей по отношению к ребенку. Основная работа по коррекции и развитию лежит на родителях. Однако, помогать им должна целая команда профессионалов в составе врачей психоневролога, психолога, школьного преподавателя, социального работника. Любая коррекционная работа предполагает активное и осознанное участие родителей в коррекционно – развивающем процессе. Целенаправленное и продуктивное сотрудничество специалистов и родителей.
Список литературы
1. Возрастные особенности психического развития детей / Под ред. И. В. Дубровиной, М. И. Лисиной. М., 1982. – 164 с.
2. Выготский Л. С. Педагогическая психология / Под ред. В. В. Давыдова. – М.: Педагогика-Пресс, 1996.
3. Детская и подростковая психиатрия : Введ.в практику: Пер. с нем. / Хельмут Ремшмидт; При участии Г. Нибергалля и К. Квашнера. – М.: ЭКСМО-Пресс, 2001
4. Лебединский Л. Л. Нарушения психического развития в детском возрасте. – М., 2003.
5. Семенович А. В. “Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза”. – М., 2007.
Источник
Основные аспекты коррекционно-развивающей работы с детьми
с эмоционально-поведенческими нарушениями
Мелехина Д.А.
педагог-психолог МБДОУ «Детский сад №3 «Хрустальный башмачок»
г. Тамбов
Под психологической коррекцией понимается определенная форма психолого-педагогической деятельности по исправлению таких особенностей психического развития, которые по принятой в возрастной психологии системе критериев, не соответствуют гипотетической «оптимальной» модели этого развития ребенка на той или иной ступени онтогенеза.
Основная цель коррекционной работы в пространстве нормального детства – способствовать полноценному психическому и личностному развитию ребенка.
Основная задача – психолого-педагогическая коррекция отклонений в психическом развитии ребенка (интеллектуальном, эмоциональном, поведенческом) на основе создания оптимальных психолого-педагогических условий для развития творческого потенциала личности каждого ребенка.
Цель и задача коррекционной работы четко очерчивают принципиальную психолого-педагогическую позицию по отношению к детям: не ребенка подгонять, корректировать под ту или иную образовательную систему, а саму эту образовательную систему корректировать в том направлении, чтобы она обеспечивала достаточно высокий уровень развития, воспитания и обучения всех детей и решение имеющихся у них проблем.
Основные принципы психокоррекционной работы в нашей стране разработали: Л.И. Божович, Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, А.В. Запорожец,
А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин и другие.
Принцип первый – единство коррекции и развития. Решение о необходимости коррекционной работы принимается только на основе психолого-педагогического анализа внутренних и внешних условий развития ребенка.
Принцип второй – единство возрастного и индивидуального развития. Индивидуальный подход к ребенку в контексте его возрастного развития. Коррекционная работа направлена на некий образец, норму развития, но не должна своей целью ставить «подгонку» под этот ориентир каждого ребенка именно сейчас, в данный момент. Ориентир предполагает широкое поле поиска и деятельности, как в пространстве возможностей ребенка, так и во времени их актуализации.
Принцип третий – единство диагностики и коррекции развития. Задачи коррекционной работы могут быть поняты и поставлены только на основе полной диагностики и оценки ближайшего вероятностного прогноза развития, который определяется исходя из зоны ближайшего развития ребенка.
Принцип четвертый – деятельностный принцип осуществления коррекции. Основан на признании того, что именно активная деятельность ребенка является движущей силой развития (на каждой этапе существует так называемая ведущая деятельность, в наибольшей степени способствующая развитию ребенка в данном периоде онтогенеза), что развитие любой человеческой деятельности требует специального формирования (А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, С.Л. Рубинштейн). В дошкольном детстве это игра.
Отсюда принцип пятый – подход в коррекционной работе к каждому ребенку как к одаренному. Дети, с которыми проводится психокоррекционная работа, не должны восприниматься как дети «второго» сорта. Они требуют не снисходительности, не снижения общего уровня обучения, а коррекции своего развития до оптимальной нормы.
В сложившейся практике коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного возраста Л.М. Шипицына выделяет три основные группы методов:
1. нейропсихологические (ассимилирующие в себя неврологические, общепсихологические, дефектологические, логопедические и др.) технологии, ориентированные на формирование психических функций ребенка;
2. современные методы иммунопрофилактики психосоматического состояния ребенка;
3. телесно-ориентированные и психотерапевтические (в первую очередь игротерапевтические и арт-терапевтические) методы работы, направленные на развитие коммуникативных качеств ребенка и коррекцию отклонений в эмоционально-личностной сфере.
Наиболее эффективные методы при решении эмоционально-поведенческих проблем, это методы игровые, арт-техники (изо-рисование, музыка), телесно-ориентированные техники (движения, лучшим средством снятия нервного напряжения является физическая нагрузка, психогимнастика, образная ритмика, кинезиология).
Портрет агрессивного ребенка. Сопровождение агрессивного ребенка.
Агрессия у ребенка – это прежде всего реакция на физический, психический дискомфорт, стрессы. Агрессия выражается плачем, криком, брыканием. С возрастом ребенок начинает проявлять свои протестные реакции в виде действий, направленных на других людей (обидчиков) или ценные для них вещи.
1. Игровая коррекция агрессивного поведения
Наиболее эффективной для дошкольника является игровая коррекция агрессивного поведения, игра является универсальным средством коррекции и профилактики отклонений и трудностей в развитии ребенка дошкольного возраста. Именно через игру, можно пытаться решить некоторые проблемы агрессивного поведения.
В целях коррекции агрессивности следует использовать и индивидуальную и групповую формы игровой коррекции.
2. Тематическая беседа
Агрессивных детей необходимо обучать понимать свои чувства. Это можно делать как при помощи игр, так и в процессе беседы с небольшой группой детей. В процессе беседы на чувстве гнева можно заострить особое внимание, поговорив с детьми о физических ощущениях, связанных с ним.
Проводя беседу, следует направлять детей и задавать им вопросы, например: «Что чувствует твое лицо, когда ты злишься?», «Какое оно в этот момент?», «Что делают и чувствуют твои руки, спина?..», «Какого цвета твоя злость?».
В результате такой работы дети научаются понимать свои чувства, эмоциональные состояния.
З. Проигрывание ситуаций с последующим их анализом
Полезной формой работы с агрессивными детьми является проигрывание различных ситуаций. После каждого проигрывания ролей следует задавать четкие вопросы для анализа ситуаций. Ситуация может быть, например, такая:
– Ты вышел во двор и увидел, что там дерутся два незнакомых мальчика. Разними их.
Вопросы для анализа:
– Какие лица были у дерущихся мальчиков? – Из-за чего они могли драться?
– Могли ли они разобраться по-другому? Как?
– Тебе было страшно, когда ты их разнимал? Что ты чувствовал?
Такая форма работы помогает научиться понимать не только свои чувства, но и чувства других, хотя поначалу она бывает очень сложна, так как дети должны приобрести умение проигрывать ситуацию.
4. Метод рисунка
В работе с агрессивными детьми дошкольного возраста очень хорошо использовать метод рисунка. Он направлен на снижение эмоционального напряжения, развитие способности понимать и адекватно выражать свое эмоциональное состояние.
Для снижения эмоционального напряжения возможно рисование пальцами, ладошками, локтями и даже пятками. Подобная деятельность расслабляет детей, дает им положительный эмоциональный заряд. Необходимо создать такие условия, чтобы ребенок мог творить свободно, несмотря на то, что он запачкается. Все необходимые ограничения, а их должно быть минимум, следует ввести заранее.
Для обучения детей понимать собственные чувства, а также эмоциональные состояния другого человека ребенку предлагают нарисовать себя счастливым, гневным. Можно заранее подготовить листы с фигурками детей с не прорисованными деталями лица. Можно попросить ребенка изобразить на листе этой фигурки то чувство, которое он испытывает в этот момент. Причем следует не только нарисовать чувство, но и назвать его.
5. Игра с песком
Игры на песке – одна из форм естественной деятельности ребенка. Песок поглощает «негативную» психическую энергию, взаимодействие с ним очищает энергетику человека, стабилизирует его эмоциональное состояние. Игра в песок позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей, и это делает его прекрасным средством для профилактики и коррекции агрессивных проявлений ребенка.
Например: Моделирование игр – сказок на песке (введение в игровую среду; знакомство с игрой и героями; моделирование конфликта; выбор помощи; борьба и победа; утверждение победы; перспектива дальнейших приключений).
Реальное «проживание», проигрывание всевозможных ситуаций вместе с героями сказочных игр. На основе этого принципа осуществляется взаимный переход воображаемого в реальное и наоборот. Например, оказавшись в роли «Спасителя», ребенок не только предлагает выход из ситуации, но и реально разыгрывает ее на песке с помощью миниатюрных фигурок. Так, он «на деле» убеждается в правильности или ошибочности выбранного пути.
6. Сказка-тренинг
Дети очень любят слушать сказки, и в этом смысле дети, проявляющие агрессию, ничем не отличаются от своих сверстников. Поэтому сказка или предлагаемая ребенку история – это замечательный материал для работы с эмоционально-волевыми нарушениями. Сказка помогает сформировать адекватную Я – концепцию ребенка с проблемами, систематизировать хаос, который находится внутри ребенка. Сказка может проводиться индивидуально и в группе с использованием разнообразных форм (песочницы, куклы, волшебные краски, костюмы).
Для работы с агрессивными детьми можно использовать программу «Волшебная страна внутри нас» (Т. Грабенко, Т. Зинкевич-Евстигнеева, Д. Фролов), а также истории для детей Дорис Брегг «Жила-была девочка, похожая на тебя».
7. Работа с мягким материалом
Снятию агрессивных состояний способствует и работа с мягкими, податливыми материалами: тестом, пластилином, глиной. Как правило, ребенок знает сам, что ему делать: лепить или мять, стучать по глине кулачком, рвать только что вылепленные фигурки. Все это пойдет ему на пользу и поможет избавиться от излишнего напряжения.
Портрет гиперактивного ребенка. Сопровождение гиперактивного ребенка.
Такого ребенка часто называют «живчиком», «вечным двигателем», неутомимым.
Любознательность ему не свойственна, редко задает вопросы «почему», «зачем». А если и задает, то забывает выслушать ответ.
У такого малыша инстинкта самосохранения как будто совсем нет.
Неусидчивость, рассеянность, невнимательность, негативизм – характерные черты его поведения. Такой ребенок импульсивнее своих сверстников, у него очень быстро меняется настроение: то безудержная радость, то бесконечные капризы.
Такой малыш с трудом усваивает навыки и не понимает многие задания.
Самооценка у него чаще всего заниженная.
1. Создание положительной мотивации, ситуаций успеха. Положительную мотивацию целесообразно создавать, организовывая игровую деятельность ребенка. Для решения этой задачи также может применяться «программа вознаграждения и поощрения» (И. П. Брязгунов, Е. В. Касатикова, 2001), включающая следующие моменты:
• каждый день перед ребенком ставится определенная цель, которую он должен достичь;
• усилия ребенка при достижении этой цели всячески поощряются;
• в конце дня поведение ребенка оценивается в соответствии с достигнутыми результатами;
• при достижении значительного улучшения в поведении ребенок получает давно обещанное вознаграждение.
2. Обучение ребенка релаксации. Проводя релаксацию, мы просим любого ребенка закрыть глаза, у него возникает физическая граница между собой и внешним миром. У детей с СДВГ граница между собственным восприятием и внешним миром нечеткая. Необходимо учить таких детей понимать структуру своего тела. Процесс релаксации оказывается для них очень сложным.
Для детей с СДВГ все, что нас окружает, является раздражителем. У гигерактивного ребенка идет постоянная борьба за несколько раздражителей, а это, в свою очередь, приводит к частому «перескакиванию» с одного вида деятельности на другой, к крайней невнимательности.
Задача этого направления коррекции – научить гиперактивного ребенка расслабляться, понимать структуру собственного тела.
Во время релаксации следует как можно дольше концентрировать внимание ребенка только на отдыхе. На этой стадии необходимо донести до ребенка, что расслабление – это не работа. В этот момент не надо ничего делать и не надо себя контролировать. Задача ребенка – научиться быть спокойным не за счет контроля, а за счет его отсутствия.
Релаксация для детей с гиперактивностью очень сложна, и, следовательно, этот этап может оказаться длительным по времени, но, несмотря на все трудности, именно с этого этапа дети с СДВГ начинают чувствовать себя более уютно и спокойно.
В качестве конкретной технологии можно предложить «Мышечную релаксацию
Ж. Джекобсона». Данная методика, по крайней мере, для начала, рекомендуется всем, кто испытывает трудности с расслаблением мышц. Общее расслабление (особенно переживаемое в психическом плане) возможно лишь при релаксации всех скелетных мышц. Короткий вариант тренировки по Джекобсону для детей дошкольного возраста. Эти упражнения можно выполнять в качестве отдыха и во время игровых моментов дошкольника.
При выполнении упражнений необходимо соблюдать следующий принцип: все упражнения с напряжением выполняются на вдохе, а все упражнения на расслабление выполняются на выдохе. Для выполнения упражнений необходимо принять удобную позу: сидя или лежа. Каждое упражнение выполняется дважды.
Тренировка по Джекобсону.
- Упражнение «Сосулька». Сжать кисти рук максимально на вдохе (как будто сильно-сильно сжимаете сосульку), на выдохе разжать (ощущение легкого тепла).
- Упражнение «Тяни». Вытянуть руки до противоположной стены на вдохе (как будто хотите что-то достать), опустить руки – на выдохе.
- Упражнение «Бабочка». Свести лопатки на вдохе (как будто бабочка сложила крылышки), на выдохе лопатки развести (бабочка расправила крылышки).
3. Развитие дефицитарных функций – внимания, контроля поведения, двигательного контроля (Е. К. Лютова, Г Б. Монина, 2000).
Коррекционную работу следует проводить поэтапно, начиная с развития одной отдельной функции, так как гиперактивному ребенку трудно одновременно быть и внимательным, и спокойным, и неимпульсивным.
Когда в процессе занятий будут достигнуты устойчивые положительные результаты, можно переходить к тренировке одновременно двух функций, например, дефицита внимания и контроля двигательной активности или дефицита внимания и контроля поведения. И лишь затем можно использовать упражнения, которые развивали бы все три дефицитарные функции одновременно.
Методы:
Внимание («тихие» игры – лото, домино; Чтение сказок)
Контроль за поведением (символы, пиктограммы (правила поведения и действия).
Двигательный контроль (психогимнастика (напряжение-расслабление), подвижные игры).
4. Развитие навыков межличностного взаимодействия.
У детей с СДВГ постоянно возникают проблемы во взаимоотношениях с окружающими, в том числе со сверстниками, педагогами, родителями. В действиях таких детей прослеживается избыточное реагирование, не соответствующее содержанию ситуации, невосприимчивость к оттенкам межличностных взаимоотношений.
Задача этого направления работы — обучить детей эффективным навыкам социального взаимодействия с окружающими, коммуникативной культуре, научить уважать права окружающих. Также на этом этапе дети учатся контролировать собственные эмоции и поступки.
В работе могут быть использованы методы: чтение литературных произведений с последующим их анализом; проигрывание и разбор конкретных ситуаций взаимодействия; игры, о6учающие сотрудничеству. Следует обратить внимание на то, что на начальном этапе коррекции лучше работать с ребенком индивидуально и только после выработки определенных умений переходить к групповым методам работы.
Портрет тревожного ребенка. Сопровождение тревожного ребенка.
Тревожные дети не сообщают о своих проблемах открыто, а иногда даже скрывают их. Поэтому, если ребенок заявляет взрослым, что он ничего не боится, это не означает, что его слова соответствуют действительности. Скорее всего, это и есть проявление тревожности, в которой ребенок не может или не хочет признаться.
В детском саду можно поговорить с детьми, сидя в кругу, об их чувствах и переживаниях в волнующих их ситуациях. Можно предложить детям нарисовать свои страхи, а потом в кругу, показав рисунок, рассказать о нем.
Снятие мышечного напряжения
Желательно при работе с тревожными детьми использовать игры на телесный контакт. Очень полезны упражнения на релаксацию, техника дыхания, массаж и просто растирания тела.
Еще один способ снятия излишней тревожности — раскрашивание лица старыми помадами. Можно также устроить импровизированный маскарад, шоу. Для этого надо приготовить маски, костюмы или просто старую взрослую одежду. Участие в представлении поможет тревожным детям расслабиться. А если маски и костюмы будут изготовлены руками детей (конечно, с участием взрослых), игра принесет им еще больше удовольствия.
Возможные методы и приемы при работе с тревожными детьми:
1. Игровая терапия.
Игра вызывает активность ребенка, его инициативу, самостоятельность, развивает умение управлять своими чувствами, эмоциями, принимать решения. Включаясь в игру, ребенок переступает порог застенчивости, подражая героям игры, учится преодолевать страх и испуг, неизбежный в любой игре.
Например: сюжетно-ролевые игры (например, страх уколов – больница)
2. Театрализованные игры с куклами
У детей появляется возможность выразить свои переживания, мысли от имени куклы, а ширма позволяет спрятаться, огородить себя от других, снять скованность, неуверенность. Куклы позволяют детям удовлетворить свою потребность в желаемой для ребенка модели поведения (быть смелым, ловким, уверенным, общительным).
Например: роли слабых героев помогают осознать свои страхи; роли сильных героев вселяют чувство уверенности по преодолению трудностей.
3. Рисунок
Многие дети не могут выразить свои проблемы вербальным путем, а рисование – самый доступный вид деятельности для