Потребности развития ребенка оставшегося без попечения родителей
Представление о потребностях развития приемного ребенка и о необходимых компетенциях приемных родителей
Основные потребности ребёнка:
безопасность;
стабильные отношения в приёмной семье
привязанность;
идентичность;
эмоциональное развитие;
умственное развитие;
здоровье;
образование;
социальная адаптация;
Потребность ребенка в безопасности является базовой, и основана на инстинкте самосохранения. Именно, повышенная потребность в безопасности делает многих детей, с точки зрения родителей, такими «невыносимыми» и постоянно требующими внимания. Если потребность ребёнка в безопасности удовлетворяется в полной мере, то со временем она отходит на второй план, превращаясь в столь полезное качество, как осторожность. Если же потребность в безопасности не удовлетворяется, то ребёнок становится тревожным. Стратегии поведения, зачастую неадекватны действительности: враждебность с целью расплаты с отвергающим взрослым; сверхпослушание – для возврата любви значимого близкого, жалость к себе, как призыв к сочувствию, идеализация себя как компенсация чувства неполноценности.
Потребность ребёнка в здоровье подразумевает сохранение телесной и духовной гармонии. От жизнерадостности, бодрости зависит духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы.
Детям, пришедшим в семью из интернатного учреждения, необходим особый медицинский контроль, так как уровень их здоровья низкий. Среди встречающихся заболеваний на первом месте — нервно-психические, затем — болезни органов дыхания, пищеварения.
Закаливание, физическое воспитание, развитие гигиенических привычек формирует здоровый образ жизни у детей. Развитие ребенка учитывает развитие его сознания, движения, питание, ритм жизни, распорядок дня, гигиена тела и одежды, сон и отдых, профилактика вредных привычек.
Потребность в умственном развитии и образовании подразумевает необходимость изучать окружающий мир, формировать о нем определенное представление и получать соответствующее образование. Лет до 7-10 ребенок находится в постоянном процессе познания; а если взрослые не отобьют у него к этому вкус – то и всю жизнь!
Потребность в привязанности в общей форме можно определить как «близкую связь между двумя людьми, не зависящую от их местонахождения, длящуюся во времени и служащую источником их эмоциональной близости» (Вера Фальберг). Привязанность — это стремление к близости с другим человеком и старание эту близость сохранить. Глубокие эмоциональные связи со значимыми людьми служат основой и источником жизненных сил для каждого из нас. Для детей же они — жизненная необходимость в буквальном смысле слова: младенцы, оставленные без эмоционального тепла, могут умереть, несмотря на нормальный уход, а у детей старшего возраста нарушается процесс развития. Сильная привязанность дает ребенку возможность развить базовое доверие к миру и положительную самооценку.
Сила и качество привязанностей во многом зависят от поведения родителей по отношению к ребенку и от качества их отношения к нему.
Эмоциональные потребности – это потребности ребенка в хорошем отношении, во взаимодействии с окружающими. Уже в первые месяцы жизни младенец хочет быть всегда рядом с мамой. Эмоциональные потребности связаны с потребностью в безопасности (я защищен, значит, я доволен). Примерно после 3х лет, когда ребенок уже начинает осознавать себя как личность, он ждет от окружающих (в первую очередь, от родителей) безусловной любви и принятия себя таким, какой он есть. Потребность “быть безоговорочно принятым” самая важная на всю жизнь.
Потребность в идентичности,
чувстве своей уникальности, принадлежности семье.
Идентичность – знание того, из каких разных частей состоит моя личность, принятие себя, чтобы успешно продвигаться по жизни. Это защита ребенка.
Чувство «Я» вырастает из чувства «мы», вопрос «Кто я?» значит «Чей я?». Ощущение принадлежности – альтернатива одиночеству, источник жизненных сил: “Я – их, я нужен, меня любят – я есть”. Принадлежность семье определяет самовосприятие, закрепляет понимание «Кто я?», «Какой я?».
Под потребностью в социальной адаптации понимается усвоение социальных норм и правил поведения, общение со сверстниками, взрослыми, навыки самообслуживания, бытовые навыки. Примерно с 4-х лет у ребенка появляется потребность в социальном самоутверждении; духовные же потребности возникают в подростковом возрасте.
Потребность в устойчивых позитивных отношениях со значимым взрослым и ближайшим окружением жизненно необходимы, важны для нормального развития психики. Отвергаемые дети неблагополучны эмоционально, познавательная активность их низкая, внутренняя энергия уходит на борьбу с тревогой поиск эмоционального тепла. В первые годы жизни общение со взрослым служит источником развития мышления и речи ребенка. Плохая забота о физическом здоровье, недостаток общения со взрослыми приводит к отставанию в интеллектуальном развитии. В новой семье установление теплых, принимающих и стабильных отношений можно рассматривать как механизм адаптации, источник развития психики и стремления к познанию.
К чему приводят нереализованные потребности?
Неудовлетворенная потребность в безопасности: неврозы, фобии, патологическая боязливость, ощущение брошенности (эти явления очень сложно контролировать сознательно, они инстинктивны, в дальнейшем у ребенка может быть масса проблем). Человек будет воспринимать массу повседневных ситуаций как источник потенциальной опасности, что значительно снизит его социальную активность и ухудшит качество жизни.
Нереализованные эмоциональные потребности: стремление любой ценой заслужить хорошее отношение окружающих (даже с помощью лжи, антисоциального поведения и т.д.); неразборчивость в знакомствах, во взрослом возрасте – в сексуальных контактах. Для того, чтобы найти кого-то, кто “примет меня таким, какой я есть”, человек будет позволять манипулировать собой, он легко попадет под влияние недостойных личностей. Второй вариант развития событий – эмоциональная холодность, уход с головой в учебу или работу, стремление реализоваться в любой области, кроме сферы человеческих взаимоотношений; чрезмерная привязанность к вещам в качестве компенсации теплого человеческого общения.
Неудовлетворенные познавательные потребности:
узкий кругозор, примитивность мышления, отсутствие стремления к личностному росту и развитию.
Удовлетворяя потребности ребёнка, приёмные родители закладывают основу его гармоничного развития, становления личности и полноценной жизнедеятельности в дальнейшем.
Личностные качества необходимые приемным родителям
Существует ряд исследований, свидетельствующих, что на формирование личности ребенка значительно влияют личностные качества родителей.
Эмпатичность – способность к сопереживанию, позволяет родителю правильно оценивать эмоциональные состояния ребенка и адекватно на них реагировать.
Открытость родителя в общении с ребенком формирует между ними неформальные доверительные отношения.
Эмоциональность родителя позволяет ребенку научиться понимать, различать и выражать свои чувства, научаясь этому у родителя.
Коммуникативность обеспечивает удовлетворяющую родителя и ребенка межличностную связь.
Альтруистичность – качество, благодаря которому родитель считает потребности ребенка более важными, чем свои и считает необходимым удовлетворять их в первую очередь.
Уравновешенность есть способность контролировать свои чувства и являться предсказуемым для ребенка.
Гибкость позволяет находить решения, адекватные текущей ситуации.
Адекватная самооценка и уверенность в своих силах исключают самоутверждение родителя за счет ребенка и гарантируют самостоятельное решение своих проблем.
Способность к развитию и изменению может являться гарантом адекватности родителя.
Принятие ребенка в семью может быть только взаимовыгодным и обязательно должно быть продиктовано желанием помочь лишенному родительской заботы ребенку.
Интуиция. О ней человечеству известно с древних времен. Это простой инструмент для роста во всех сферах жизни. Это “способность знать прежде, чем подумал”. «Шестое чувство» – точный инструмент восприятия мира. Часто люди стесняются признавать, что пользуются интуицией. Порой те, у кого она хорошо развита, редко пользуются ею, или не признают её, в результате эта способность атрофируется.
Интересно, что интуиция имеет свойство «ускользать». Она то, что промелькнуло в нашем сознании. Как маленькая вспышка света, которая начинает гаснуть сразу же, как только появляется. Самый сильный момент — первый. Но из-за страха, застенчивости и колебаний вы можете упустить его.
Это энергия, она никогда не лжет. Мы «просто знаем», и все.
Вспомните ситуации, когда что-то внутри подсказывало вам: «Не делай этого сейчас, подожди…». Но вы не прислушивались к своему внутреннему голосу, делали наперекор, а потом понимали, что делали неправильно, но было поздно. Говорят, что это ответы от сердца и из подсознания. В вашем подсознании решение любых задач уже есть. В расслабленном состоянии, без страха и беспокойства решение придет сразу, причем очень простое. Доверяйте своим чувствам. Чувства всегда подскажут, если что-то не так. Чувства язык души.
Ваше сердце играет огромную роль в восприятии. Положите руку на сердце, сконцентрируйтесь на нем и спросите себя, что вы думаете по важному для вас вопросу. Вы получите верный вариант ответа, ведь сердце мудрее мозга.
Интуиция не должна быть разумной. Она – сама по себе. Необходима смелость, чтобы доверять силе интуиции и постепенно вы научаетесь различать и использовать ее непосредственно, по мере возникновения инсайтов, с каждым разом все больше доверяя ей.
Как и когда интуиция дает о себе знать? Например, во сне, в первые минуты пробуждения. Это образы, видения, догадки, внезапные озарения и мысли. На физическом уровне посещение интуиции типа «будь осторожен» может быть в виде мурашек по телу, озноба, дискомфорта в животе, “засосало под ложечкой”, внезапной головной боли, стеснения в груди, даже кислого привкуса во рту. Позитивный ответ «да» – в виде «гусиной кожи», приятного головокружения, чувства успокоения, облегчения или какой-то звенящей легкости в теле. Интуиция работает, когда вы живете с чистым сердцем и душой! Это называется: «жить по совести».
ОПЫТ + ИНТУИЦИЯ = МУДРОСТЬ
Компетентный приемный родитель готов и способен воспитывать и развивать приемного ребенка. Его поведение в различных жизненных ситуациях учитывает возможные проблемы и риски, он способен прогнозировать явления, решать проблемы, имеет инициативу и творческий подход к делу в изменяющемся мире.
Мотивация и ценности приемного родителя: его саморегуляция, самоконтроль, здоровая самооценка, что возможно при критичном отношении к себе и происходящему; уважение ценности детской личности, проявление доброжелательного и понимающего отношения к приемным детям, проницательность, развитая интуиция, социальная устойчивость помогают ему действовать в интересах ребенка. В повседневной жизни и в быту он способен аргументировано отстаивать собственную точку зрения.
Качества личности такого родителя: самостоятельность, активность, ответственность, общительность. Он, как правило, демонстрирует доброжелательность, проницательность, социальную устойчивость. Его творческая активность возрастает в процессе жизни.
К мотивации
Смысл жизни – насколько важна и что есть жизнь для человека.
Вопрос “зачем живу” обычно подразумевает желание найти цель, приводящую к наиболее значительным последствиям. Если оказывается, что достаточно высокозначимой цели нет, нет и смысла в этой жизни. Достижение значимых для нас следствий приносит ощущение счастья. Значимость жизни может постоянно меняться, в зависимости от обстоятельств.
Важным является понимание, что человек неотделим от социума и все его ценности проистекают из ценностей воспитавшей его культуры. Быть человеком
- – значит быть направленным не на себя, а на что-то иное;
- – ни одно увлекательное занятие не способно надолго заменить необходимость ощущения близости с другими людьми.
Жизнь многогранна и интересна, кто понял жизнь, тот её полюбил. Слова А.Блока: «Тот, кто поймет, что смысл человеческой жизни заключается в беспокойстве и тревоге, перестанет быть обыденным», напоминают нам, что всё непонятное нам, новое есть напряжение, сопровождаемое тревогой, что нам необходимо просто принять.
Цель и смысл жизни.
Когда живешь без цели, то психика использует простейшие программы. Это в первую очередь самосохранение, размножение и получение удовольствий. Некоторые люди не удовлетворяются простейшими целями и пытаются самореализоваться, пытаясь найти действия, которые могут заинтересовать психику, дать новый смысл действиям. Цели могут быть простыми, наработанными обществом. Например: хочу стать строителем, инженером, шофером…. Или, например, хорошо отдохнуть, купить квартиру, дом, найти любовь…. Целью может быть нечто другое, что человек случайно, или в результате длительных попыток смог найти самостоятельно. Это может быть не понятно другим людям, но становится качеством жизни, за которое сам человек может себя уважать. Например, начать исследование, отправиться в путешествие и собирать что-то…, а может быть принять и воспитать приемного ребенка.
Для выполнения цели человек стягивает свои силы, освобождаясь от ненужных действий, разбрасывающих его ресурсы. Сила стягивается к одной, наиболее значимой цели. Поэтому очень важно выстроить иерархию желаний.
Проделать это можно соответствующим образом: выписать все без исключения цели или желания. Разделить их на три части. 3-я: цели, без которых можно обойтись. 2-я – которую можно отложить. 1-я: невозможно обойти и откладывать.
Организация психики человека не позволяет большинству из нас выполнять одновременно несколько действий, поэтому мы выбираем для выполнения самую главную группу, это первую. Рассортируем их по степени значимости по убыванию. Понятно, что придется делать выбор. Приступаем к выполнению первой, имея в виду вторую и поставив в очередь третью. Теперь результаты будут.
Встречаются люди которым трудно определиться с целью, например не получается однозначно остановить свой выбор, или не находится цели интересной. В таких случаях нужно главной целью поставить нахождение своей цели и это будет толчком к дальнейшей цепочке событий.
- При выполнении цели встает вопрос: «А что дальше?» Дальше поиск другой цели. Лучше стремиться к целям, которые могут заполнить всю жизнь.
- Цель делает человека собранным, она не дает проявляться депрессиям, тоске, хандре, ощущению «не в своей тарелке» и тому подобным эмоциям.
Заключение: Ждите хорошего – это фундамент.
Приемный родитель, это человек, обладающий огромным личностным ресурсом, порядочностью: 100% сердца – 0% разума
Источник
1. Потребность и привязанность ребенка, оставшегося без попечения родителей
Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение центр для детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей
«Центр содействия семейному воспитанию № 5»
195267, Санкт-Петербург ул.Ушинского, д.17, корп.2, лит.А
тел./факс: 531-03-73 ИНН 7804087090 КПП 780401001
Потребность и привязанность
ребенка, оставшегося без
попечения родителей
Подготовила педагог-психолог
Яцыно Ольга Николаевна
2.
Волшебное свойство привязанности: успокаивать и
утешать самим фактом присутствия «своего»
взрослого.
Рядом с ним – не страшно, потому что он всегда как-нибудь, да сделает
так, что мне будет хорошо.
3.
Родители есть, они рядом, они смотрят на меня с любовью, они отзываются на мой
плач – все в порядке. Вокруг может быть экономический кризис, глобальное
потепление, эпидемия гриппа, наводнение или война – если сами родители в
порядке, если они с ребенком не разлучаются слишком надолго и выглядят
достаточно уверенными и спокойными – ему хорошо.
Потому что благополучие ребенка
зависит не от условий, в которых
он живет, а от отношений, в которых
он находится.
4.
Основатель теории привязанности английский
психиатр и психоаналитик Джон Боулби,
работал с детьми, живущими в сиротских
приютах, и детьми, которых разлучила с
родителями Вторая Мировая (их отправляли
в эвакуацию из английских промышленных
городов, подальше от бомбардировок).
Именно Боулби впервые осознал и
сформулировал, что быть
рядом со своим взрослым – отдельная и
очень значимая потребность маленького
ребенка
5.
Присутствие «своего»
взрослого само по
себе означает для
ребенка защиту и
покой, ребенку нужна
мама как таковая, а не
только ее грудь или
руки, что-то для него
делающие.
6.
Это не значит, что после года невозможно стать близким ребенку человеком,
заслужить его доверие.
Можно, но для этого надо исполнить некий ритуал, «попроситься» в круг и
дождаться благосклонного согласия.
Интуитивно мы все знаем, как войти в доверие к малышу. Мягко, без
нажима, отзеркалить его выражение лица, коротко улыбнуться.
Потом еще раз. Показать издалека игрушку. Помахать рукой – не
приближаясь. Обменяться парой слов и улыбок с тем, кто ухаживает за
малышом. Только когда заинтересованный взгляд ребенка остановится на
вас – просмотреть ему прямо в глаза, что-то сказать ласковым веселым
голосом, подмигнуть. Если улыбнется в ответ – только тогда тянуть руки,
сделать приглашающий жест «хочешь ко мне?». И только когда он
протянет в ответ ручки, можно его брать – но быть готовым к тому, что
он немедленно захочет обратно к своему взрослому.
Для того, чтобы ребенок был готов остаться с вами наедине, без своих
взрослых, должно пройти еще больше времени, в течение которого вы будете
постоянно подтверждать, что надежны и безопасны.
Ему бы гораздо больше хотелось, чтобы те взрослые с которыми он находится
,позволили спрятаться лицом на своей груди или за свою ногу, если ребенок
уже стоит, успокаивающе положили руку ему на голову и продолжали сами
общаться с чужими взрослыми, давая ребенку привыкнуть, повыглядывать,
поприсматриваться.
7. Три года
Важнейшая поведенческая
программа, которая обеспечивает
безопасность ребенка, его развитие
и взросление – поведение
следования.
Программа следования есть почти у
всех млекопитающих
8.
Дети на самом деле от природы послушны.
Это часть программы привязанности – следовать за своим
взрослым в прямом и переносном смысле.
Даже если вы возьмем самого отъявленного неслуха, от
строптивости которого родители уже рыдают, внимательно
понаблюдаем за ним и
занудно посчитаем, сколько раз за день он послушался родителей и
сколько нет, мы убедимся, что актов послушания будет в несколько
раз больше.
Мы сами не замечаем, как много указаний даем
маленькому ребенку: «Иди-ка сюда… дай нос вытру…
постой минутку… на, попробуй… руку дай мне…
отойди-ка… открывай скорей ротик… смотри, что у
меня есть…» И так целый день. Это нормально –
ребенок мал, неопытен, он нуждается в руководстве, и
ему естественно следовать указаниям.
9. Теперь мы понимаем, насколько важно, чтобы к тому моменту, как малыш слезает с рук и обретает свободу передвижения, он уже
разделил людей на своих
и чужих. Чтобы следовать – только за своими
взрослыми. Готовность ребенка слушаться
определяется
не нотациями и поучениями, не наказаниями и
приказами, а качеством привязанности.
10.
Не хотите, чтобы ребенок в более старшем
возрасте «попал под дурное влияние»? Значит,
постарайтесь, чтобы ваша с ним
привязанность была надежной, прочной, чтобы
он был уверен, что может на
вас рассчитывать. Будьте для него надежным
источником защиты и заботы в любых
обстоятельствах. Тогда именно ваши ценности
лягут в основу его личности, именно вы будете
самыми авторитетными для него людьми даже
спустя годы.
11.
После трех лет наша с ребенком связь становится
растяжимой, как эластичный собачий поводок. Мы
можем осуществлять поведение привязанности –
поведение защиты и заботы на расстоянии,
словами, а не прямым действием. Поведение
следование и речь.
Способность слушаться родителей, следуя за их
голосом и словами – это на самом деле огромный
рывок в развитии ребенка. Канат привязанности
растягивается, привязанность начинает
перекрывать расстояние. А это значит, что
ребенка теперь можно отпускать от себя на более
длинную дистанцию – защита и забота родителя
останутся с ним.
12.
Если не получилось, если все рассыпалось, если он
ударился или испугался – у него есть всегда
возможность обратиться за утешением к своему
взрослому, который в этот момент в доступе – мама,
папа, бабушка, няня, кто-то еще.
Он прижимается, залезает на руки, то есть фактически
возвращается на стадию донашивания. Словно
становится на время опять маленьким, забирается, как
в кокон, в объятия родителя, в его любовь.
Психологи употребляют термин психологическая
утроба
– это успокаивающие, утешающие отношения, в
которые можно укрыться от жизненных невзгод.
Объятия – вообще универсальный человеческий
способ решения трудных проблем.
Объятия – это наш ответ всем
угрозам мира, самой смерти, и
согласитесь, в этом есть что-то
возвышенное.
13. Неудивительно, что в этом возрасте детям особенно важен вечерний ритуал отхода ко сну. Им хочется, чтобы родитель подержал на
руках, покачал, полежал рядом, обнимая, спел
колыбельную. Колыбельная звучит протяжно, как стон или
жалоба, словно предлагая погрустить обо всех случившихся
за день невзгодах и утешиться. Да и потом, когда ребенок
станет старше, и даже, возможно, уже вырастет выше вас,
после стрессовых, тяжелых дней он будет просить: посиди
со мной, полежи со мной, ему будет очень важно закончить
тяжелую вахту этого дня в ваших объятиях, под ваши
ласковые, убаюкивающие слова. Не только дети – и
взрослые бы от такого не отказались.
Секрет прост: вовремя залезть на ручки. И
будешь как новенький.
14.
1)Негативная (невротическая) привязанность – ребенок постоянно “цепляется”
за родителей, ищет “негативного” внимания, провоцируя родителей на
наказания и стараясь раздражить их. Появляется как в результате
пренебрежения, так и гиперопеки.
2)Амбивалентная – ребенок постоянно демонстрирует двойственное отношение
к близкому взрослому: “привязанность-отвержение”, то ластится, то грубит и
избегает. При этом перепады в обращении являются частыми, полутона и
компромиссы отсутствуют, а сам ребенок не может объяснить своего поведения
и явно страдает от него. Характерно для детей, чьи родители были
непоследовательны и истеричны: то ласкали, то взрывались и били ребенка делая и то, и другое бурно и без объективных причин, лишая тем самым
ребенка возможности понять их поведение и приспособиться к нему.
3)Избегающая – ребенок угрюм, замкнут, не допускает доверительных
отношений со взрослыми и детьми, хотя может любить животных. Основной
мотив – “никому нельзя доверять”. Подобное может быть, если ребенок очень
болезненно пережил разрыв отношений с близким взрослым и горе не прошло,
ребенок “застрял” в нем; либо если разрыв воспринимается как
“предательство”, а взрослые – как “злоупотребляющие” детским доверием и
своей силой.
4)Дезорганизованная – эти дети научились выживать, нарушая все правила и
границы человеческих отношений, отказываясь от привязанности в пользу
силы: им не надо, чтобы их любили, они предпочитают, чтобы их боялись.
Характерно для детей, подвергавшихся систематическому жестокому
обращению и насилию, и никогда не имевших опыта привязанности.
15.
Когда ребенка забирают от родителя или патронатного
воспитателя, к которому он привязан, последствия
схожи с последствиями смерти близкого ребенку
человека. Это событие инициирует процесс
переживания горя.
Психологи, консультирующие людей, которые
переживают тяжелую утрату, пришли к выводу, что
обычно продолжительность процесса переживания
горя у взрослых людей продолжается от одного до
двух лет, тогда как у ребенка он длится от шести до
восьми лет, т.е. половину детства ребенка. Чем
младше ребенок, тем сильнее и продолжительнее его
переживания.
16. Что же происходит с детьми, которых помещают в патронатную семью или усыновляют?
Первый уровень нарушения привязанности
По данным последних исследований, сенсорные нарушения начинаются у
ребенка еще в утробе матери, когда она отрицательно относится к своей
беременности, не оставляет вредных привычек – особенно это касается
злоупотребления алкоголем или другими психоактивными веществами. Отказ
от младенца и помещение его в дом ребенка или психологическое неприятие
его после родов катастрофически снижают количество телесных, слуховых,
зрительных контактов с матерью или замещающим ее лицом. Он плохо
чувствует границы своего «я», поэтому становится либо мало избирательным в
контактах, либо пытается от них отказаться. В первом случае ребенок начинает
«липнуть» ко всем без разбору, лишь бы почувствовать телесный контакт, во
втором всячески пытается отказаться от него.
17.
Второй уровень нарушения привязанности
Проблемы развития на сенсорном уровне могут отрицательно повлиять и на
следующий когнитивный (интеллектуальный) уровень. Ребенок начинает
активно развиваться, когда мир представляется ему безопасным, когда,
уползая или убегая от матери, он может обернуться и увидеть ее улыбающееся
лицо.
Всего этого лишен ребенок, воспитывающийся в сиротском учреждении или в
условиях пренебрежения его основными нуждами. Поэтому он меньше ползает,
а значит, и менее активно по сравнению с детьми из благополучных семей
осваивает окружающий мир, меньше совершает проб и ошибок, меньше
получает развивающих стимулов от среды.
В результате его интеллектуальное развитие задерживается. Он поздно
начинает говорить, часто неправильно строит фразы и произносит звуки. А
самое главное – он склонен к выстраиванию “катастрофических” моделей мира,
где его ожидают сплошные неприятности, а он не в состоянии ничего
предпринять, чтобы избежать их или справиться с ними.
Мир непонятен, неупорядочен, поэтому невозможно предвосхищать и
регулировать происходящее извне. Кто-то другой, только не он управляет его
судьбой.
18.
На эмоциональном уровне ребенок испытывает различные
расстройства привязанности. Ребенку, пережившему раннее
отделение от матери, независимо от того, помнит он об этом или нет,
трудно вступать в близкие эмоциональные отношения с другими
людьми. Он боится доверять, боится боли утраты, пытается защитить
себя от нее, закрываясь от мира агрессивным поведением.
Эти переживания он склонен проецировать и на других. В его
восприятии окружающие люди относятся к нему агрессивно, то есть
являются носителями тех его чувств, импульсов, которые он зачастую
в себе не осознает. Нередко он просто плохо понимает значение
мимики окружающих и интерпретирует ее как враждебную. Поэтому в
его поведении могут появляться агрессивные реакции, которые ничем
внешним, казалось бы, не вызваны. К ним относятся, например, драки
без видимых причин, обзывания других без учета их возраста и
положения, запирательство в очевидном.
19.
Социальный уровень является вершиной всей пирамиды развития ребенка.
Ребенок из семьи, особенно благополучной, признает свою идентичность или
принадлежность к своей семье, роду. По каналам подражания у него
формируются одобряемые обществом модели поведения, способность
выполнять положительные социальные роли. Например, роль прилежного
ученика, сына, профессионала, родителя и т. д.
Ребенок, воспитывающийся в условиях, где пренебрегали его основными
потребностями, особенно в доме ребенка или детском доме, с трудом осознает
свою идентичность, то есть плохо понимает, кто он или чей он. Ребенок из
детского дома на вопрос: «Кто ты?» – как правило, отвечает: «Никто».
Он не доверяет, чувствует себя отверженным и группируется со своими, то
есть «детдомовскими». При этом и с последними ему тяжело. Нередко
воспитанник детского дома выполняет роли, которые не позволяют ему
успешно социализироваться.
20.
Детям необходима привязанность. Она у
них просто должна быть. Дети не могут
нормально развиваться, не будучи
привязанными к одному взрослому в
течение какого-то периода времени,
потому что от этого зависит их чувство
защищенности, чувство причастности к
миру, способность к освоению знаний и
умений.
Источник