Потенциал развития ребенка в игре
Наталья Шарова
Образовательный потенциал игровой деятельности
«Образовательный потенциал игровой деятельности детей».
Игра имеет большое значение у детей дошкольного возраста. Через игру дети познают окружающий их мир. Игровая деятельность на протяжении дошкольного возраста рак же развивается от игры с предметами, к ролевой игре.
Игра – это основной вид деятельности ребенка. В игре дети овладевают новыми знаниями, навыками, умениями, как же учатся правилам общения между людьми. Игра оказывает влияние на психологическое развитие ребёнка, мышление, воображение, нравственное и волевое развитие.
Как только ребёнок освоил действия с предметами, такие как, еда с ложкой, умывание мылом и др. ребёнок осваивает игровые действия у него появляется символическое мышление, что в дальнейшем способствует появлению воображения. Наиболее ярко это проявляется в сюжетно-ролевой игре, когда дети начинают замечать, что между предметами и действиями существуют определенные связи.
Важная особенность символического мышления: действия и предметы получают подвижный характер. Один и тот же кубик это и строительный материал и хлеб, и мыло.
Воспитательный потенциал игры.
Игра – деятельность, возникающая по инициативе ребёнка. В игре развивается познавательные процессы, воля, чувства, эмоции, потребности, интерес.
Именно интерес к самому процессу игры является движущей силой, которое развивает игровое действие.
Игра для ребёнка это его самовыражение и самореализация. Он учится реализовывать свои стремления и желания. По средствам игры в учебно-воспитательном процессе трудно переоценить. В игре развивается речь ребёнка, наполняется и активизируется его словарный запас, развивается связная речь. Соблюдая определенные правила игры у ребёнка формируются нравственные представления о бережном отношении к игрушкам, к окружающим предметам, о нормах поведения. Так же в процессе игры пробуждается интерес к труду взрослых, формируется уважение к трудящемуся человеку.
Игра создаёт положительный эмоциональный подъём, вызывает и укрепляет мускулатуру, что также благоприятно сказывается на умственном развитии детей, его познавательной деятельности, воображения, воли.
Игра – это школа общения. Ребёнок учится в игре понимать другого, входить в его положение, что чрезвычайно важно для жизни в обществе. Поэтому игра – действительное средство воспитания и модель «взрослой» жизни.
Литература:
Брунер Д. Игра, мышление, речь //Перспективы: Вопросы образования. 1987. — № 1.
Выготский Л. С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка // Вопросы психологии. — 1966. — № 6.
Гельфан, Е. М., Шмаков С. А. От игры к самовоспитанию. / Е. М. Гельфан, С. А. Шмаков. — М.: Педагогика. — 1971. — 104с.
Гребенюк О. С., Гребенюк Т. Б.Основы педагогики индивидуальности: Учеб. пособие / Калинингр. ун-т. — Калининград, 2000. — 572с.
Люблинская А. А. Детская психология. Учебное пособие для студентов педагогических ин-тов. — М.: Просвещение, 1971.
Макаренко А. С. Лекции о воспитании. — М.: Просвещение, 2000. — 246 с. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. — М.: Просвещение, 1998.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. — М.: Просвещение, 2010. — 31с. — (Стандарты второго поколения)
Эльконин Д. Б. Психология игры. М.: «Владос» 1999. — 360с. Основные термины (генерируются автоматически): игра, ребенок, игровая деятельность, результат игры, окружающий мир, процесс игры, личность ребенка, влияние игры, игровая задача, сфера
Источник
Статья
«Потенциал игровой деятельности в познавательном и речевом развитии детей»
Прошенкова Л.Н.
Развитие познавательно-речевой деятельности является одним из важнейших разделов дошкольной педагогики и направлен он на умственное развитие ребенка. Чем лучше будет организована познавательно-речевая деятельность детей, тем выше гарантии успешности школьного обучения.
Развитие ребенка – дошкольника отличается чрезвычайным разнообразием и динамичностью. На протяжении дошкольного возраста происходит существенное изменение в самых разных направлениях, совершенствуются различные виды деятельности ребенка: игра, рисование, конструирование. Стремительно развиваются внимание, память, мышление, воображение, восприятие и речь.
Познавательное развитие – это развитие всех психических процессов. Важнейшим показателем развития ребенка – дошкольника является уровень овладения им различными видами детской деятельности, которая, с одной стороны, служит источником и движущей силой развития ребенка, а с другой – именно в них наиболее ярко проявляются все его достижения
В оценке уровня развития любого вида детской деятельности можно выделить две важнейшие характеристики. Первая – это степень освоения деятельности как способа передачи своего видения действительности. Второй характеристикой является уровень освоения операционально-технической стороны деятельности, т.е. овладение необходимыми навыками.
Эти особенности деятельности наблюдаются во всех ее видах, наиболее значимым из которых является игра. Игра является ведущей деятельностью дошкольника, т.к. именно в игре происходят наиболее существенные изменения в его психике: развивается мышление и воображение: создавая общий замысел игры, ребенок планирует его выполнение, творчески импровизирует по ходу игры. Л.С. Выготский подчеркивал, что «игра ребенка не есть простое воспоминание о пережитом, но творческая переработка пережитых впечатлений, комбинирование их и построение из них новой действительности, отвечающей запросам и влечениям самого ребенка». В игре ребенок учится управлять собой, своим поведением в целом и отдельными действиями. Принимая ту или иную роль, ребенок усваивает и необходимые для этой роли нормы поведения. Именно в игре ребенок становится полностью субъектом своей деятельности. Именно игра делает ребенка самостоятельной личностью.
В своем обобщающем труде, посвященном значению игры в психическом развитии, Д.Б. Эльконин выделил структуру игровой деятельности, в число основных элементов которой входят сюжет (во что играют), содержание (как играют), роль, воображаемая ситуация, правила, игровые действия, игровые отношения. Исследования Д.Б. Эльконина выявили не только структуру и этапы развития игры, но и ее огромное значение для формирования психических функций и личностных качеств детей.
Таким образом, видно, что с одной стороны, уровень развития игры является важнейшим показателем в развитии ребенка, с другой стороны, в игре раскрываются существенные характеристики познавательного и социального развития ребенка. При том, что игра выступает центральной характеристикой развития ребенка, большое значение для него имеют продуктивные деятельности, и, прежде всего, изобразительная деятельность и конструирование.
Мы выбрали программу развития и воспитания детей « Детство», программа получила гриф « Регламентировано министерством образования РФ».
Отличительным признаком программы «Детство» можно назвать содержательное определение речевых умений в разных видах деятельности. Авторы включают речь не только в коммуникативную, но и всегда в какую-либо другую деятельность (теоретическую, интеллектуальную, практическую).
Серьезное внимание в программе «Детство» уделяется контролю динамики речевого развития дошкольников. Одним из достоинств, программы, на наш взгляд, является то, что, в конце разделов отмечены уровни овладения речью, которые позволяют строить учебно-воспитательный процесс на диагностической основе и таким образом осуществлять поиск наиболее эффективной образовательной технологии.
Программа характеризуется четкой структурой: деятельность детей каждой возрастной группы конкретно определяется такими параметрами, как задачи воспитания, организация жизни и воспитание детей, обучение на занятиях.
Несомненную пользу для воспитателей имеют требования-рекомендации рубрики: “К концу учебного года дети должны знать и уметь” (далее подробно перечисляются знания и умения, служащие ориентирами в работе воспитателей).
Программа “Детство” по математическому развитию дошкольников предусматривает следующее:
Цель- развитие познавательных и творческих способностей детей (личностное развитие).
Содержание классическое: математические виды деятельности (сравнение, уравнивание, комплектование, счет, измерение, вычисление) и плюс элементы логики и математики.
Методы и приёмы: практические (игровые); экспериментирование; моделирование; воссоздание; преобразование; конструирование.
Дидактические средства: наглядный материал (книги, компьютер): блоки Дьенеша, палочки Кюизенера, модели.
Форма организации детской деятельности: индивидуально-творческая деятельность, творческая деятельность в малой подгруппе(3-6 детей), учебно-игровая деятельность (познавательные игры, занятия), игровой тренинг.
Всё это опирается на развивающую среду, которую можно построить следующим образом:
– Математические развлечения: игры на плоскостное моделирование («Пифагор», «Танграм» и т.д.), игры головоломки, задачи-шутки, кроссворды, ребусы.
– Дидактические игры: сенсорные, моделирующего характера, специально придуманные педагогами для обучения детей.
– Развивающие игры – это игры, способствующие решению умственных способностей. Игры основываются на моделировании, процессе поиска решений. (Никитин, Воскобович и др.)
Раздела «Игра» в программе «Детство»
Программа «Детство» подходит к рассмотрению игры дошкольников более глубоко, опираясь на последние исследования педагогики и психологии.
Основной отличительной особенностью является тот факт, что при освещении игры в данный раздел введены такие пункты, как игровое речевое общение и речевые умения, а также – игровое поведение. Заслуживает внимания и тот факт, что программа «Детство» нацеливает при обучении детей игре на создание универсальной предметно-игровой среды, предполагающей действия с предметами-заместителями. Таким образом, организованная игровая деятельность развивает у детей воображение, мышление, побуждает их к придумыванию новых игровых сюжетов.
Заслуживает внимания и предлагаемые программой «Детство» оригинальные приемы, такие, как рассказ воспитателя об играх из личного опыта и прием «как будто», позволяющий детям сместить обыгрываемые сюжеты во времени и пространстве.
Учитывая, индивидуальные особенности, интересы и возможности воспитанников мы используем в нашей работе помимо основной программы “Детство” парциальные программы, дополняющие содержание основной. Каждое направление состоит из образовательных блоков, которые включают в себя определенный цикл занятий, раскрывающий его содержание.
Цель образовательного процесса – индивидуализация личности ребенка через осознание своих потребностей, возможностей и способностей.
Воспитательно-образовательный процесс, строим как увлекательную проблемно-игровую деятельность, обеспечивающую субъективную позицию ребенка и постоянный рост самостоятельности и творчества детей. Поэтому преимущество отдаётся игре (как основному методу обучения дошкольников): дидактическим, развивающим, логико-математическим играм; игровым упражнениям.
Обучение на занятиях направлено на систематизацию, углубление и обобщение личного опыта ребенка. Развивающий компонент занятий базируется: на основных подходах технологии развивающих играх семьи Никитиных, технологии интенсивного интеллектуального развития детей развивающих игр В.В.Воскобовича и других технологий.
Используем разнообразные формы работы с детьми: фронтальные, групповые, индивидуальные.
Обеспечиваем баланс разных видов активности детей – познавательной, физической, а также разных видов детской деятельности, среди которых преобладает игра.
В целях профилактики утомляемости детей проводятся динамические паузы и осуществляется своевременная смена деятельности.
Побуждаем детей к самостоятельному поиску ответов на возникающие вопросы: обращаем внимание на новые, необычные черты объекта, строим догадки, обращаемся к детям за помощью, нацеливаем на экспериментирование, рассуждение, предложение.
Предметно-развивающая среда
Пространство игровой комнаты организовано согласно рекомендациям программы «Детство» и так, чтобы дети имели возможность одновременно заниматься разными видами деятельности, при этом, не мешая друг другу.
Созданы центры, которые специально оборудованы и приспособлены для полноценных детских занятий, накоплен интересный и занимательный материал созданный нами, приобретена необходимая литература, игры и игрушки.
В нашей имеются центры предметно-развивающей среды:
– центр науки (уголок природы, уголок экспериментирования);
– центр грамотности (книжный уголок, уголок развития речи);
– центр сюжетно-ролевой игры;
– центр строительно-конструктивных игр;
– центр познания (уголок математики, развивающие игры);
– центр искусств (музыкальный уголок, уголок ИЗО и театральный уголок);
– спортивный центр.
Принципы построения развивающей среды в группе:
- принцип уважения к потребностям, нуждам ребенка;
- принцип уважения к мнению ребенка;
- принцип функциональности;
- принцип опережающего характера содержания образования;
- принцип динамичности среды.
В педагогической технологии взаимодействия с семьей выделяем три этапа:
- создание общей установки на совместное решение задач воспитания;
- разработка общей стратегии сотрудничества;
- реализация единого согласованного индивидуального подхода к ребенку с целью максимального развития его личностного потенциала, обеспечение целостного развития как субъекта детской деятельности.
Родители посещают детский сад в любое удобное для них время, для того чтобы получить информацию о ребенке, о «новой» программе «Детство» и о том, как проходит его жизнь в детском саду
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте [Текст] / Л. С. Выготский. – 3-е изд. – М. : Просвещение, 1991.
2. Детство: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/ Бабаева Т. И., Михайлова З. А., Гогоберидзе А. Г. и др., – СПб.:ООО “ИЗДАТЕЛЬСТВО “ДЕТСТВО – ПРЕСС”, 2011 год. Переработано в соответствии с федеральными государственными требованиями.
3. Мухина, В. С. Возрастная психология [Текст] : учебник для студентов вузов [Текст] / В. С. Мухина. – М., 1997. – 432 с.
4. Психология личности и деятельности дошкольника [Текст] / под ред. А. В. Запорожца, Д. Б. Эльконина. – М. : Просвещение, 1998.
.
Источник
Ольга Фирсова
Основные положения о развивающем потенциале игры
Игра всегда рассматривалась как одно из мощнейших средств социализации ребенка. При этом огромное значение имеет то,что в игре реализуются отношения сразу в двух планах: изображаемые — персонажей и реальные — между детьми в процессе игры. Психические качества ребенка формируются в любой игре, независимо от ее содержания (правильного или неправильного, «хорошего» или «плохого», поскольку оно всегда обусловлено исторической эпохой, общественным строем, социальной направленностью общества, особенностями семенного уклада и пр., а развивающий потенциал игры универсален.
Это вовсе не означает, что на содержание игры не нужно обращать внимания. Обязательно нужно, потому что воспитание личности ребенка всегда было и остается первоочередной задачей, и содержание игры вполне может задавать «естественные ситуации для упражнения в полезных и добрых делах и чувствах». В игре задаются всего лишь вектор, зона ближайшего развития ребенка, ориентиры для будущей направленности его личности, но не определяется их развитие.
«Правильная» игра приобретает по-настоящему воспитывающий характер не тогда, когда дети «отображают» те иди иные события и взаимоотношения, а когда они самостоятельно инициируют их в своей игре. Иначе очень вероятна ситуация, описанная еще в середине 1930-х гг., когда по окончании такой «правильной» игры дети бросили фразу: «А теперь пойдем во двор и будем играть по-своему». Хорошая игра — это эмоционально насыщенное, всецело захватывающее детей действо, которое хочется продолжать.
Не секрет, что, принимая на себя роль, ребенок не ограничивается исключительно социальной сферой. Хорошо известны игры, в которых дети изображают животных, причем не сказочных, поведение которых полностью подобно человеческому, а настоящих.
Такие игры наглядно показывают, что сформулированный Д. Б. Элькониным закон значительно шире и в равной степени распространяется как на сферу человеческих взаимоотношений, так и на любые другие явления окружающего мира в целом. Определение игры, данное им – «игра есть развернутая, внешняя ориентировочная (в собственном смысле этого слова) деятельность, предмет которой – содержание человеческих (социальных)отношений» –может звучать и более объемлюще: предметом игры может выступать как содержание человеческих (социальных) отношений, так и любых других, значимых для ребенка, явлений действительности, которые могут быть смоделированы и «пережиты» им (по словам С. Л. Рубинштейна) в условной игровой форме. Именно социальные отношения в их разнообразных формах особо значимы для ребенка как для «общественного существа» и занимают доминирующее место в его жизни на всех возрастных этапах, что особо подчеркивается М. И. Лисиной, обобщившей ряд работ по данной проблеме.
Чтобы у детей возникла именно потребность в отображении социальной жизни взрослых, в освоении смысла этой деятельности, приобщения к ней, необходимо, чтобы эта сфера стала для детей значимой, эмоционально привлекательной, интересной.
У ребенка всегда есть мотив в практическом отображении и осмыслении интересных для него событий, явлений и персонажей. «Потребность действовать как взрослый в соответствии с общественным смыслом деятельности взрослых и с их отношениями в этой деятельности» может стать реальным двигателем детской деятельности, в том числе и игры, обеспечивая при этом полноценное развитые, только при условии, что взрослый станет для ребенка той «идеальной формой», «образом совершенной взрослости», а не чуждой навязанной формой повеления.
Следующей важной функцией игры можно назвать влияние на умственное развитие ребенка. В качестве игр, в наибольшей степени способствующих умственному развитию, называются дидактические. Если дидактическая игра органично входит в жизнь ребенка, если это именно игра, а не игровое упражнение, овладение тем содержанием, которое в них заложено, происходит как бы «само собой», так как оно осмысленно и значимо для ребенка, и его ориентировка в ситуации осуществляется на качественно ином уровне.
Не менее важны для умственного развития ребенка игры-экспериментирования. Здесь ребенок не просто овладевает способом действия, эталоном, правилом, но сам ставит себе познавательную задачу, ищет адекватные способы ее решения, познает свойства и возможности окружающего мира и свои собственные.
Игры-экспериментирования следует отделять от популярного сегодня экспериментирования на занятиях. Последнее представляет собой очень удачный в отношении развития дошкольников прием, поскольку соответствует возрастным особенностям ребенка, обогащает его эмпирический опыт. Игра-экспериментирование отличается тем, что в ней не формулируется гипотеза, не составляется план ее проверки. Игра-экспериментирование начинается с маленького открытия,удивления: «Ух ты!»и дальнейшим практическим выяснением: «А что с этим можно делать?», при этом лишенным утилитарной направленности. Это игра по своему мотиву — бескорыстное исследование возможностей мира, как предметных, так и социальных.
Теперь рассмотрим влияние сюжетных игр на умственное развитие. Традиционно принято считать, что в играх этого типа дети отображают и творчески воссоздаю окружающий мир и в процессе подобного отображения совершенствуют свои знания и представления. В одной из работ А. П. Усовой о предназначении ролевой игры так и говорится: «для развития представлений об окружающем» .
С точки зрения познавательного развития крайне важно не то, что в игре те или иные знания закрепляются или уточняются, а то, что включение этих знаний в реальную практическую деятельность ребенка приводит его к переходу с уровня поверхностного ознакомления на более глубинный уровень понимания (по С. Л. Новоселовой). Выученное рано или поздно забывается, а вот понятое.Как сказал Пиаже один пятилетний ребенок: «Если ты узнал это однажды, ты будешь знать всегда».
Фундаментальность значения игры для умственного развития ребенка связана с тем, что в игре формируются наглядно-образное мышление и воображение, закладываются основы теоретического мышления.
Как влияет игра на развитие речи? В игре речь не формируется, а совершенствуется и получает возможности для развития.
Игровые речевые упражнения могут решить очень многие задачи речевого развития детей (А. Г. Арушанова, но и они будут бессильны, если ребенок живет в «коммуникативном вакууме»: с ним общаются только при необходимости, мало читают, мало и односложно разговаривают. Игра здесь может несколько помочь, но не сможет исправить подобную ситуацию.
Игра не сама по себе обеспечивает становление того или иного умения, а только создает благоприятные условия, т. е. обеспечивает подлинную мотивацию, осмысленность для дальнейшего развития, чего прямое обучение обеспечить уже не может. При этом важно, что не всякая игра, в которую включено требуемое действие, движение, может способствовать его развитию, а только такая, в которой оно является именно целью игры.
Все вышеназванные задачи (социализация, осмысление окружающего, развитие речи, памяти) наиболее успешно решаются в игре, так как становятся для ребенка понятными и значимыми целями его деятельности.
Источник