Потенциал развития ребенка в фгос
МБОУ «Глинковская СШ»
Выступление
на совещании педагогических и руководящих работников
образовательных организаций
на тему:
«Развитие потенциала обучающихся в условия реализации ФГОС
начального общего образования»
Учитель
начальных классов
Филипова Е.А.
с. Глинка
2017г.
Потенциал человека: личностный, человеческий, познавательный, творческий… Цепочку можно продолжать и дальше, но что же скрывается за этими словами? Что же такое потенциал? Определений потенциала очень много. Я предлагаю остановиться на следующем.
Потенциал – в широком словоупотреблении трактуется как средства, запасы, источники, имеющиеся в наличии, которые могут быть мобилизованы, приведены в действие, использованы для достижения определенной цели, осуществления плана, решения какой-либо задачи.
Личностный потенциал человека включает, прежде всего, ресурсы личности, данные ему от рождения, а также мировоззрение, мотивацию к самореализации, личностные качества.
В своём выступлении я остановлюсь на развитии познавательного и творческого потенциала учеников. В условиях введения ФГОС НОО, в основе которого лежит системно-деятельностный подход заслуживает внимания такое определение:
Потенциал младшего школьника – это характеристика обучающегося, отражающая совокупность его возобновляемых ресурсов, которая на основе духовно-нравственных ценностей обеспечивает потребность, способность и возможность саморазвития и самореализации в различных видах деятельности.
Познавательный потенциал – определяется объемом и количеством информации, которой располагает ученик.
Творческий потенциал – определяется умениями и навыками, способностью к действию. Реализуется в деятельности и общении.
Почему потенциал учеников младших классов так важно развивать именно сейчас? Потому что мы говорим об инновационном характере не только образования, но и всего развития общества. Необходимость развития познавательного и творческого потенциала младших школьников диктуется возросшими требованиями к воспитанию и образованию. Главной целью школы в современных условиях является разностороннее развитие детей, их познавательных интересов, общеучебных умений, навыков самообразования, творческих способностей. Школа должна готовить детей к жизни. Поэтому развитие познавательного и творческого потенциала учащихся является важнейшей задачей. Этот процесс пронизывает все этапы развития личности ребенка, пробуждает инициативность и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе. Сегодня многим понятно, что истинная цель обучения – это не только овладение определенными знаниями и навыками, но и развитие воображения, наблюдательности, творческого мышления, сообразительности и воспитание творческой личности в целом. А младший школьный возраст как раз тот период, когда начинают складываться интересы, склонности, формируются потребности, лежащие в основе познания и творчества.
Творчество – это постоянное усовершенствование своей личности, мышления, сознания, интеллекта и постоянная устремленность совершать нечто новое, делать больше и лучше, чем раньше. В творческой деятельности ученик развивается, приобретает социальный опыт, раскрывает свои природные дарования и способности, удовлетворяет интересы и потребности.
Когда мы пытаемся понять и объяснить, почему разные люди, поставленные в примерно одинаковые ситуации, достигают различных успехов, мы обращаемся к понятию «способности».
«Способности – индивидуальные особенности людей, от которых зависит приобретение ими знаний, умений и навыков, а также успешность выполнения различных видов деятельности». Способности не могут возникать вне конкретной деятельности человека, а формирование их происходит в условиях обучения и воспитания. Именно школа может способствовать развитию познавательных и творческих способностей детей, предоставляя ребёнку возможности проявить себя в активной деятельности разнообразной направленности. А задача учителя найти различные методы, способы выявить эти способности у ученика и развивать их. Способности человека можно представить в виде дерева, где корни — природные задатки человека, ствол — общие способности, а ветви — специальные способности, в том числе творческие и познавательные. Чем больше ветвей, тем дерево мощней, пышней и ветвистее его крона!
Развивать способности ученика, что это значит?
– во-первых, это развитие наблюдательности, речевой и общей активности, общительности, привычки анализировать и осмысливать факты, хорошо натренированной памяти, воли, воображения.
– во-вторых, это систематическое создание ситуаций, позволяющих самовыразиться индивидуальности ученика.
– в-третьих, это организация исследовательской деятельности в познавательном процессе.
Каждый ребенок в большей или меньшей степени способен к творчеству, оно постоянный и естественный спутник формирования личности. Способность к творчеству, в конечном счете, развивается у ребенка взрослыми: педагогами и родителями, и это очень ответственно, т.к. растить творчески способного ребенка можно лишь на основе очень глубокого знания его индивидуальности, на основе бережного и тактичного отношения к своеобразию этих черт. Достигнуть желаемого результата учитель сможет лишь в том случае, если сам он не чужд творчеству, постоянному поиску, созиданию. А творческий учитель тот, кто:
– преподает увлеченно, творчески планирует свою работу, стремится рационализировать тематическое и поурочное планирование;
– свободно ориентируется в современных педагогических идеях, концепциях и технологиях обучения;
– уважает личность ученика;
– дифференцирует объем и сложность заданий;
– умеет увидеть новую проблему даже в обычном задании, сформулировать творческую задачу для учащихся, активно включить их в самостоятельную поисково-исследовательскую деятельность по решению и анализу хода решения этой задачи;
– побуждает обучающихся к постановке познавательных вопросов, умеет держать в поле зрения всех учащихся класса;
– развивает ребенка, приспосабливаясь к его зоне ближайшего развития, ориентир развития направлен на ученика;
– содействует ребенку в формировании положительной Я-концепции, самопознания и творческого самопроявления;
Для раскрытия творческих и познавательных способностей детей я стараюсь использовать современные технологии обучения, так как считаю, что учитель должен ориентироваться не на вчерашний, а на завтрашний день детского развития. Применяю разные формы: индивидуальную, работу в парах и группах, а так же различные методы обучения: словесные, наглядные, частично-поисковые, исследовательские, элементы проектной деятельности, эвристические беседы и т.д.
В своей работе использую разные способы стимулирования творческого и познавательного потенциала:благоприятная атмосфера в классе, доброжелательность, использование личного примера творческого подхода к решению проблем, обогащение окружающей среды ученика разнообразными новыми для него предметами и стимулами с целью развития его любознательности, обеспечение возможностей для практики, представление ребятам возможности активно задавать вопросы, поощрение высказывания оригинальных идей, отказ от критики в адрес ребенка.
Показателями развития способностей учащихся является:высокий уровень интереса к урокам, способность к фантазированию, воображению и моделированию, проявление радостных эмоций во время работы, способность наслаждаться процессом творчества, умение преодолевать возникшие трудности, проявление догадливости, сообразительности, способность переживать ситуацию успеха, проявление самостоятельности в работе.
Пути развития познавательного и творческого потенциала я нахожу как на уроках, так и во внеурочной деятельности. На уроках очень важно вызвать у детей эмоциональный интерес, рефлексию, создать условия, максимально раскрывающие познавательные и творческие способности учащихся, поэтому использую различные типы уроков: уроки-путешествия, уроки-конкурсы, уроки – экскурсии, интегрированные уроки, игровые уроки, уроки защиты проектов, уроки с применением ИКТ (например, презентаций, которую приготовила я или сами дети) Благодаря таким урокам ученики быстрее и лучше усваивают программный материал. Это помогает развить в ребёнке интеллектуально – творческую личность, креативное мышление, а также даёт шанс самым неуверенным учащимся. Задания и материалы к уроку подбираю так, чтобы они были доступны по изложению, красочно оформлены, имели элементы занимательности и состязательности, содержали сведения и факты, выходящие за рамки учебных программ. Схемы – опоры, таблицы, сигнальные карточки, раздаточный материал, занимательные упражнения и занимательный материал в виде ребусов, кроссвордов, головоломок, лабиринтов, позволяющие ребенку тренировать внимание, память, формировать саморегуляцию, контроль за своей деятельностью, давно стали верными помощниками в моей работе. Они вызывают чувства удивления, новизны, необычности, неожиданности, развивают сообразительность, инициативу, зажигают огонек пытливости.
Стараюсь чаще в своей деятельности создавать проблемные ситуации на уроках. В результате, обсуждая разные варианты поиска путей решения, дети активно предлагают возможные подходы, ищут доводы, защищают свой вариант ответа. При этом у них возникает желание узнать, почему одни способы решения оказываются рациональными, а другие – нет. В стороне не останутся даже слабые ученики, каждый будет задействован. А еще ребята учатся внимательно слушать и слышать друг друга, что очень важно в начальных классах.
Познавательная и творческая деятельность ребенка не ограничивается лишь уроками, а продолжается и во внеурочной деятельности. Основным преимуществом внеурочной деятельности является предоставление обучающимся возможности широкого спектра занятий, направленных на развитие разностороннего потенциала младших школьников. Проводимые у нас в школе кружки имеют разную направленность: общеинтеллектуальную, общекультурную (художественно-эстетическую), духовно-нравственную, спортивно-оздоровительную и социальную. Кружковые занятия имеют свой выход. Мои ребята не только активные участники предметных недель, разнообразных конкурсов, выставок, викторин, олимпиад различного уровня, международных игр, но и победители. Они получают благодарности, грамоты, дипломы, а это всё является подтверждением их развития. Ученикам начальной школы надолго запомнились подготовленные нами познавательные мероприятия «Осеннее кафе бабы Яги», праздник «Весны». Ребятам надо было изучить приметы осени и весны, найти интересные загадки, подобрать подходящие стихотворения, придумать конкурсы и игры, подходящие под определённое время года, сделать красочное оформление сцены, подготовить яркие костюмы и отлично сыграть свои роли. Такие коллективные творческие дела как нельзя лучше развивают познавательный и творческий потенциал школьников, учат общению друг с другом.
Важным условием познавательной и творческой деятельности как на уроке, так и во внеурочной деятельности является чувство новизны, удивления, готовность принять нестандартное решение, всё это мы можем получить выполняя проекты. Проекты в начальной школе отличаются несложностью, простотой. Ученик должен отчетливо представлять не только задачу, стоящую перед ним, но и, в основном, пути ее решения, также ему не обойтись без креативности, умения ориентироваться в информационном пространстве. Ребенок сам придумывает, воплощает, кроме этого привлекает к совместному творчеству и своих родителей. Творчество выходит за рамки школы, в семью. Такой познавательный интерес ведёт к успешным итогам в образовательном процессе.
Развивая познавательный и творческий потенциала моих учеников, я тем самым развиваю у ребят интерес к учению, желание самостоятельно добывать знания, тренировать память, мышление, воображение, что в свою очередь создает условия для формирования ключевых образовательных компетенций в рамках реализации ФГОС НОО.
Дорогие коллеги, познавайте новое и творите сами, проявляйте в полную силу свои творческие способности, и творить будут ваши дети.
Источник
Потенциал образовательного события в реализации ФГОС
«Событийная общность – необходимая ситуация развития человека» В.И. Слободчиков
Сейчас в сфере образования активно обсуждается вопрос реализации государственных стандартов и достижения качественных результатов обучения. И при реализации ООП, должны формироваться деятельностные образовательные результаты, заявленные в Стандарте. При наблюдении за воспитанниками педагоги обнаружили, что не всегда и не все дети способны обеспечить продуктивную коммуникацию. Многим сложно изобрести свой способ решения той или иной задачи отличной от заявленной программой, «уйти» в сторону и самим поразмыслить над ее решением. А некоторые дети и вовсе опускают руки, считая, что решить незнакомую задачу невозможно. Значит, надо выходить за пределы занятия. В этом случае можно использовать ресурс свободного от занятий времени, чтобы способствовать успешности ребенка в быстро меняющемся мире.
«Дети здесь не для ДОУ должны учиться, а для жизни» – М.Миркес.
Изменение требований к образовательным результатам влияет на содержание образования, форматы образования и формы мониторинговых процедур. Как проверить, оценить образовательные результаты детей? По мнению Марии Миркес, одним из возможных вариантов оценивания образовательных результатов детей может быть «образовательное событие». Образовательное событие – специальная форма реализации образовательной деятельности, выстроенная как интенсивная встреча реальной и идеальной форм. Это могут быть особые «событийные» модули, в которые ДОУ включает взрослых, родителей. Необходимо, чтобы ДОУ был готов применять разнообразные формы взаимодействия, которые могут быть включены в расписание.
- Категория «событие» в образовательном процессе. Лингвистическое осмысление понятия.
«Прообразом исторического события в природе служит гроза. Прообразом же отсутствия события можно считать движение часовой стрелки по циферблату. Было пять минут шестого, стало двадцать минут. Схема изменения как будто есть – на самом деле ничего не произошло. Как история родилась, так может она и умереть ,и действительно: что такое, как не умирание истории, при котором улетучивается дух события, – прогресс, детище 19 века? Прогресс – это движение часовой стрелки, и при всей своей бессодержательности это общее место представляет огромную опасность для самого существования истории. Всмотримся пристально вслед за Тютчевым, знатоком грозовой жизни, в рождении грозы». Событие – это гроза. Весенняя гроза, как у Ф.И.Тютчева в одноименном стихотворении.
Описание категории «событие» в образовательном процессе невозможно без обращения к лингвистическому осмыслению этого понятия:
«Событие – то, что произошло, то или иное значительное явление, факт общественной, личной жизни». Или же, «событие мыслится как то, что произошло, хотя могло и не произойти».
Событие = приставка со- (служит для образования имен существительных и глаголов со значением «общее участие в чем-либо) + слово бытие (бытиё), то есть жизнь.
Таким образом, события – элементарные единицы вечности, которые сопровождают жизнь.
- Что мы понимаем под «событием» в ДОУ? Событийный подход в образовательной деятельности. Образовательное событие.
Сегодня перед педагогическим сообществом стоит задача утверждения приоритета индивидуальности ребенка. Во ФГОС, обозначены целевые ориентиры, направленные на:
- желание сделать жизнь детей более интересной;
- содействие развитию ребенка во взаимодействии с родителями;
- формирование инициативного, активного, самостоятельного ребенка.
Именно эти ориентиры требуют новые виды взаимодействия с детьми, родителями, педагогами, окружающим социумом. В настоящее время в педагогической среде наблюдается интерес к понятию «образовательное событие» что связано, прежде всего, с его результативностью в деле развития личности ребенка.
Большую часть жизни ребенок проводит в образовательном учреждении, а потому новый образовательный стандарт не случайно уделяет такое внимание событийному подходу в образовательной деятельности, и поэтому педагог, планируя сегодня свою деятельность, должен «обеспечить» своих воспитанников образовательными событиями, которых должно быть как можно больше.
Чем же «образовательное событие» отличается от «мероприятия»?
В энциклопедическом словаре педагога, под мероприятием понимается «условное обобщенное название всякого более или менее организованного взаимодействия детей и педагогов, имеющего цель, содержание и соответствующую ему методику осуществления». Для нас педагогов понятие «мероприятие» включает в себя праздники, развлечения, тематические вечера и другие виды музыкально-театрализованной деятельности. Вся подготовка и проведение мероприятий ложилась в основном на плечи музыкального руководителя и воспитателя. Идея событийного подхода заимствована из педагогической системы А. С. Макаренко, который отмечал, что большое значение в жизни человека имеют яркие и волнующие события, вызывающие позитивный эмоциональный отклик в сознании детей всех возрастов.
Как мыслил Б.Д. Эльконин «событие не является следствием и продолжением естественного течения жизни. Событие связано как раз с перерывом этого течения и переходом в другую реальность. То есть событие должно быть осмысленно как ответственное действие, как переход из одного в другой тип поведения, от одних представлений к другим, от непонимания другого к его освоению и принятию. Событие нельзя понимать как случайность. Событие предполагает очень серьёзную, трудную и напряженную работу и переживание».
Обратимся к комментариям к ФГОС (раздел 2, пункт 2.7.): «Содержание образовательной программы (программ) ДОО не должно быть заранее расписано по конкретным образовательным областям, поскольку оно определяется конкретной ситуацией в группе, а именно: индивидуальными склонностями детей, их интересами, особенностями развития. Педагоги, работающие по программам, ориентированным на ребенка, обычно формируют содержание по ходу образовательной деятельности, решая задачи развития детей в зависимости от сложившейся образовательной ситуации, опираясь на интересы отдельного ребенка или группы детей. Это означает, что конкретное содержание образовательной программы выполняет роль средства развития, подбирается по мере постановки и решения развивающих задач и не всегда может быть задано заранее. Кроме того, на практике конкретное содержание образовательной деятельности обычно обеспечивает развитие детей одновременно в разных областях – например, в области социально-коммуникативного, познавательного и речевого развития, или социально-коммуникативного, художественно-эстетического и физического развития и т.д. Таким образом, определенная образовательная технология или содержательное наполнение образовательной деятельности часто связано с работой педагога одновременно в разных образовательных областях.
В то же время, существуют примерные программы, которые подробно расписывают определенное образовательное содержание. Если Организация принимают за основу своей Программы такую примерную программу, следует сделать ссылку именно на эту Программу».
«Событийность не основывается на определенных алгоритмах. Событийность дает мотивацию для раскрытия интересов и талантов детей», – Мария Моисеевна Миркес (директор НОУ «Школа антропоники и программирования» г. Красноярск).
- Признаки образовательного события и его сущность.
Образовательное событие – это:
- Значимое творческое действие.
- Открытие смысла происходящего для каждого участника.
- То, что развивает и то, что развивается.
- То, что вместе создается, но индивидуально понимается.
- Способ жизнетворчества человека.
- Уникально, его нельзя повторить.
Необходимо четко понимать, какую идею хотим достичь вместе с детьми. Событие без продолжения не имеет смысла.
Признаки образовательного события:
- яркое, запоминающееся, эмоциональное переживание, энергетика, желание вернуться в него снова,
- дает положительный эффект,
- решает многие проблемы,
- базируется на принципиально новой идее,
- ориентировано на будущее,
- удовлетворяет потребности всех участников образовательного процесса,
- погружение, концентрация в событие,
- новизна, неповседневность,
- человек хочет об этом рассказать, поделиться.
В чем же состоит сущность понятия «образовательное событие»?
Сущность образовательного события заключается в том, что организуются специальные условия для создания «продукта совместной деятельности», в ходе которого дети, совместно с родителями и педагогами проживают значимое событие, получают опыт, знания, проявляют инициативу, самостоятельность, радуются своим успехам и удачам других. Любой из участников образовательного события – это действительно участник, а не зритель: у каждого свои смыслы, своя деятельность, свои переживания.
Чтобы образовательное событие соответствовало всем этим признакам, необходимо помнить ряд прописных истин и соблюдать их:
- событие – не только творческая деятельность с возможностью импровизации, но и нормативная;
- проблема (а без нее нет события) должна иметь значимый характер;
- у участников события должна быть возможность выбора форм и характера личного участия;
- событийность предполагает рефлексивную оценку авторами всей проделанной ими работы и приобретенного опыта. Авторы представляют проделанную работу, показывают ее результаты, демонстрируют компетентность.
Характеристики образовательного события:
- Участники вовлечены в активную деятельность, ориентированную на получение продукта.
- Событийность несет принципиально «недоопределенный» характер, тем самым неограниченно расширяясь и оставляя место для субъектного поведения участников, в том числе для определения и сопоставления полученных результатов.
- Специально выстроенное пространство рефлексии позволяет участникам обнаруживать собственные успехи и дефициты (соответствие и разрывы между идеальным образом себя и идеальным), ставить задачи на собственное продвижение, находить или создавать ресурсы для этого.
- Высокая интенсивность и при этом открытость событийных режимов задает энергетику, вызов, инициирующие возникновение субъектов.
- Экстремальность задается и удерживается за счет не только содержания, но и формата: разновозрастные группы участников, новые «особые» взрослые, особые места, расписание дня и так далее.
- Во время реального образовательного события участники погружены в экстремальный режим, требующий действовать «на пределе» своих умений, времени, понимания и так далее.
Мария Миркес отмечает, что рефлексия обеспечивается посредством системы «зеркал», дающих возможность увидеть себя в соотнесении со сверстниками, в соотношении с младшими и старшими, с собой в прошлом и с собой в будущем. «Такие «зеркала» необходимо обеспечить, не подменяя педагогической оценкой» – подчеркнула эксперт.
Три составляющие «Событийности»:
- Идея (создание яркого эмоционального всплеска, погружение в атмосферу праздника, новизна события и т.п.).
- Выбор (места действия, материала, команды и т.п., т.е. проявление инициативы со стороны ребенка).
- Качественные изменения, которые ожидают от детей в ходе образовательного события.
Этапы осуществления образовательного события:
1 этап. Определение тематики образовательного события. Фиксируются в годовом плане работы учреждения.
2 этап. Определение целей и задач предстоящего образовательного события, планирование этапов подготовки. Определение целей определяют, какие дополнительные ресурсы необходимы для проведения образовательного события, определяют средства, необходимые для ее достижения, разрабатывают модель достижения поставленной цели.
3 этап. Подготовка к образовательному событию. В процессе подготовки дети получают знания и умения, которые будут необходимы при проведении. Здесь проводятся творческие мастерские, детям даются специальные задания и ребята готовят тематические материалы.
4 этап. Проведение образовательного события. Самый яркий, долгожданный момент действия. Сценарий разрабатывается педагогами. Оформление места проведения, творческая совместная деятельность. И как результат – оформление выставки продуктов деятельности.
5 этап. Рефлексия. Навыки, применение «на себя». Эффект от участия в образовательном событии. По итогам проводится обмен мнениями по поводу прожитого, делятся впечатлениями, высказывают свое мнение по поводу прожитого. На этапе оценки анализируются полученные результаты, определяется эффективность воспитательного воздействия, учитывается положительный и негативный опыт организации и осуществления события, с учетом проведенного анализа вносятся коррективы в учебно-воспитательный процесс.
Ценность образовательного события в том, что оно создает целостное единство образовательного процесса, а его содержание отражает картину всего изученного, приобретенного, накопленного, сформированного в творческой, речевой, культурной, эмоциональной сфере. В образовательном событии также представлена целостная картина личностных качеств ребенка – это работоспособность, настойчивость, исполнительность и качества межличностного общения – это творческое сотрудничество, доброта, отзывчивость, сопереживание. Подготовка к образовательному событию – это творческий процесс и совместная деятельность педагога, детей, родителей, где каждый находит себе место и познает новые возможности своих личностных качеств. “Мы даём уверенность в будущем, обеспечивая качество в настоящем»- девиз событийности.
Источники:
- Миркес М.М., Муха Н.В. Образовательное событие как тьюторская практика / Научно-методическая серия “Новые ценности образования”. Выпуск 1 (43) “Событийность в образовательной и педагогической деятельности” // Сборник статей под редакцией Крыловой Н.Б. Томск, 2010 г.)
- И.Е. Николаевна «Образовательное событие как тьюторская технология индивидуализации образовательного процесса» https://lyceum-44.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=247:2011-01-07-20-16-19&catid=50:methodkop&Itemid=69
- Мануйлов Ю.С. «Язык «Со-» .-Событийность в образовательной и педагогической деятельности. Под редакцией Н.Б.Крыловой и М.Ю.Жилиной.
Источник