Построения служб и систем комплексного сопровождения развития ребенка
Система комплексного сопровождения обучающихся в условиях длительного лечения
Сердюкова Г.В., директор, учитель здоровьеведения, Богданович Н.Э., учитель СБО
ГБОУ РХ «Боградская санаторная школа-ннтернат»
Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна узнать его также во всех отношениях.
К.Д. Ушинский
Сегодня как никогда стала актуальной проблема осуществления всякого рода систем поддержки и помощи ребенку – социальное, психологическое, педагогическое, логопедическое сопровождение, хотя история зарождения в системе образования комплексной помощи ребенку в развитии насчитывает более двух веков. Более двухсот лет в системе образования развивается модель взаимодействия специалистов разного профиля, направленное на всестороннюю диагностику ученика и создание коррекционно-развивающих программ. Но именно в последние 10-15 лет в российской педагогике стала развиваться отечественная система сопровождения ребенка. Концепция сопровождения разработана профессором Казаковой Е.И. Под сопровождением, по мнению Казаковой Е.И., следует понимать метод, обеспечивающий создание условий для принятия субъектом развития оптимальных решений в различных ситуациях жизненного выбора. Все чаще стало говориться о комплексном сопровождении как необходимой составляющей образовательной деятельности, способствующей успешности социальной адаптации ребенка с ограниченными возможностями.
К сожалению, приходится констатировать, что детей с теми или иными отклонениями в развитии приходит в школу все больше. Не будем говорить о причинах этого явления, а поговорим о том, как помочь таким детям стать полезными членами общества. Наконец-то пришло понимание, что эти дети – тоже граждане своей страны, только нуждающиеся в специализированной помощи, что психофизические нарушения не умаляют человеческой сущности, способности осваивать социальный опыт. Просто необходимо для этого создать благоприятные условия. В педагогике сформировалось понятие, что к ребенку с ОВЗ нужно подходить не с позиции, чего он не может в силу индивидуальных особенностей, а с позиции развития необходимых умений, навыков и личностных качеств, в т.ч. и социальной компетентности, что в свою очередь является
одним из способов улучшения качества жизни ребенка. И в решении этой задачи школе отводится ведущая роль.
Наше образовательное учреждение специфичное. В нем одновременно обучаются и оздоравливаются 180 детей с малыми и затухающими формами туберкулеза. Среди этого количества воспитанников третью часть составляют дети с ОВЗ. Ежегодно происходит обновление детского контингента на 35-40%. Некоторые же обучаются в течение нескольких лет. Естественно возникает проблема: у воспитанников оказываются недостаточно сформированными некоторые социальные навыки. А ведь через усвоение ребенком принятых в обществе социальных норм и правил зависит успешность его вхождения в самостоятельную жизнь. Поэтому перед коллективом встал вопрос: как приблизить к воплощению идеи позитивного развития таких детей и включению их в жизненное пространство, как обеспечить им продвижение в обучении. Были опробованы многие методики, изучен опыт других школ. В результате была выработана система медико-психолого-социально-педагогического сопровождения (МПСПС) школьников, создана технология педагогического мониторинга, в основу которой положено отслеживание индивидуального личностного роста и развития ребенка, обеспечена преемственность в процессе обучения и сопровождения.
В задачи психолого-педагогического сопровождения входит:
осуществление психолого-педагогической диагностики для раннего выявления различного рода проблем у учащихся, определение причин их возникновения и поиска наиболее эффективных способов их профилактики и преодоления;
осуществления в разнообразных формах индивидуального сопровождения развития ребенка, направленного на преодоление проблем в процессе обучения, общения;
проведение комплекса мероприятий для выявления и сопровождения учащихся «группы риска»;
осуществление информационной поддержки учащихся, педагогов по проблемам в учебной, социальной и эмоциональной сферах;
повышение психолого-педагогической компетентности все участников образовательного процесса.
Результативность решения задач напрямую определялась четким соблюдением ряда условий:
соблюдение правил реализации комплексного сопровождения, включающего диагностический, аналитический, проектировочный, деятельностный, контрольно-оценочный этапы;
индивидуализация задач, направлений, методов и технологий комплексного сопровождения обучения лиц с ОВЗ с учетом их актуальных образовательных потребностей и социальное развитие;
нацеленность работы всего педагогического коллектива на создание условий, обеспечивающих социальную интеграцию и пр.
Для педагогического коллектива нашей школы-интерната было важно выстроить систему сопровождения таких детей в единстве диагностики и коррекции. В работе с данным контингентом школьников очень важным считаем комплексный системный подход, который включает в себя согласованную работу всех специалистов ОУ, знающих психофизиологические особенности детей (врач-педиатр, врач-фтизиатр, учитель ЛФК, музыкальный руководитель, педагог-психолог, педагог-логопед, соцпедагог, педагоги).
Процесс сопровождения включает в себя:
разработку нормативных документов, регламентирующих деятельность службы сопровождения ( приказ руководителя ОУ о создании службы сопровождения, о создании школьного ПМПк, положение о ПМПк, должностные инструкции специалистов, включенных в его деятельность и др.);
разработку «Программы коррекционной работы» и «Программы комплексного сопровождения детей с ОВЗ»;
разработку индивидуальных программ воспитания, обучения и развития и т.д.
Развитие ребенка невозможно без его изучения. Функцию углубленного всестороннего изучения каждого ребенка выполняет школьный консилиум.
Задачей школьного консилиума является диагностика состояния здоровья, учебных возможностей, развития когнитивных функций, адаптации в социуме, уровня воспитанности и пр. Учителя, работающие с детьми с особыми образовательными потребностями, проводят систематическое углубленное изучение обучающихся с целью выявления их индивидуальных особенностей и определения направлений развивающей работы, фиксируют динамику развития обучающихся в «Дневниках наблюдения за развитием ребенка». Совместно с педагогом-психологом заполняют карты сопровождения. На основе полученных диагностических данных вырабатывается комплекс мер взаимодействия на развитие ребенка в условиях санаторной школы- интерната.
Итак, во главу организации комплексного сопровождения была положена диагностика, которая включает в себя:
сбор данных о соматическом состоянии ученика (медработник);
психологическое обследование (педагог-психолог);
педагогическое обследование (учителя, воспитатели);
социальное обследование (социальный педагог).
Целью педагогического обследования являются:
1. Отслеживание учебных способностей и возможностей; базового уровня знаний на момент поступления в школу; степени обучаемости (способности к учению); уровня развития познавательных интересов и пр.
2. Установление причин затруднений, влияния эмоционального состояния на процесс овладения знаниями.
3. Определение характера взаимоотношений на уровне «ученик-ученик», «ученик- учитель»; профилактика межличностной дезадаптации.
4. Выявление слабых и сильных сторон личности ученика.
Таким образом, цель педагогического обследования как одного из направлений школьного консилиума – не просто констатация объема тех знаний, умений и навыков, которыми ученик владеет. Значительно важнее – выявление трудностей, испытываемых учеником при овладении новыми знаниями, новыми видами учебной деятельности; установление, на каком этапе эти трудности возникают или могут возникнуть, какие условия необходимы для их коррекции. Именно на основе анализа результатов диагностики планируется работа с обучающимся, определяется его социальный статус, составляется индивидуальная программа сопровождения. Особенно хорошо поставлено в школе социально-педагогическое сопровождение детей «группы риска», где социальный педагог выполняет диагностическую, прогностическую и профилактическую функции (выявление учащихся данной категории и определение факторов риска, прогнозирование опасности возникновения проблем и возможности их преодоления, а также предупреждение возникновения проблем через полное или частичное преодоление факторов риска).
Комплексное сопровождение ребенка в период обучения является необходимым условием эффективного обучения и воспитания. Вот несколько типичных для школы проблем. У учеников первого класса, а также вновь прибывших часто возникают проблемы в учебе и общении. Все это осложняет процесс адаптации, приводит к возникновению ряда проблем. Что чувствует ребенок, подросток, запутавшийся в своих проблемах? Как и кто может помочь им справиться с трудностями в учебе и общении? Как помочь старшекласснику добиться успеха на важном, но очень сложном этапе обучения? К кому он может обратиться? Учащиеся знают, что в таких случаях могут обратиться в службу медико-социального и психолого-педагогического сопровождения. Сюда же обращаются и педагоги, и родители.
Служба сопровождения – это команда специалистов: педагог – психолог, учитель- логопед, социальный педагог, медицинские работники и учитель- дефектолог, которые не только помогают в решении проблем, но и занимаются их профилактикой.
В школе выработан определенный алгоритм МПСПС ученика в период его обучения в данном учебном заведении.
С момента поступления ребенка в школу специалисты службы сопровождения непрерывно наблюдают за процессом его развития, выявляя проблемы в ходе диагностики или получая сигналы о наличии трудностей в результате обращения учеников, учителей, родителей, представителей администрации. Детальный анализ проблемы, сбор информации позволяют разработать программу индивидуального сопровождения, включающую планирование конкретных шагов, направленных на оказание помощи ребенку в решении проблемы.
Процесс индивидуального сопровождения проходит несколько этапов:
Диагностика. Сбор первичной информации, обозначение проблемы.
(Приложения 2,3,5)
Составление и утверждение индивидуальной коррекционно-развивающей программы. (Приложение 1)
Реализация программы и анализ результатов после проведения коррекционно-развивающих мероприятий.
Рубежная диагностика с целью фиксации изменений в развитии ребенка.
В статье авторы попытались кратко описать оптимальную модель комплексного сопровождения ребенка с ОВЗ. Вообще школой накоплен большой опыт в организации сопровождения воспитанников в условиях длительного лечения.
Однако надо помнить, что адаптация протекает не всегда успешно. Возможно, это бывает из-за неправильно расставленных приоритетов, неудачно выбранных методов и т.п. Но только благодаря совместным усилиям достигаются положительные результаты в социализации детей данной категории.
Литература
Дианова В.И. Роль комплексного сопровождения детей–сирот с нарушениями развития//Дефектология.-2006.-№1.-С.63-65.
Казакова Е.И. Комплексное сопровождение и коррекция развития детей-сирот:
социально-эмоциональные проблемы. Учебное пособие.— СПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 2000. – 108 с.
Чушева Л.Н. Социализация воспитанников школы-интерната средствами целевых
воспитательных программ//Воспитание и обучение детей с нарушениями развития.-
2008.-№3.-С.38-42.
Приложения
Приложение 1
Портфолио индивидуального сопровождения
__________________________________________________________________________
(фамилия, имя, отчество ребенка)
I. Общие сведения
ФИО учащегося (ейся)____________________________________________________________
________________________________________________________________________________
Дата рождения __________________________________________________________________
Класс __________________________________________________________________________
Дата прибытия в данное учебное заведение __________________________________________
Социальный статус ребенка _______________________________________________________
Сведения о семье ________________________________________________________________
Заключение и рекомендации республиканской ПМПК (дата обследования, № протокола) _______________________________________________________________________________
II. Индивидуальная программа психолого-медико-педагогического сопровождения учащегося на период адаптации
III. Педагогическое сопровождение
1. Индивидуальная образовательная программа учащегося
_____________________________________________________________________________________
2. Педагогическая характеристика
________________________________________________________________
3. Основные достижения учащегося по предметам (по четвертям)
4. Коррекционная карта учебной деятельности учащегося
5. Результаты участия в воспитательных, внеклассных мероприятиях (таблица)
6. Творческие работы учащегося в рамках учебной деятельности
IV. Психологическое сопровождение
1. Психологический паспорт учащегося
_____________________________________________________________________________________
2. Результаты психологических диагностических методик
3. Коррекционная карта психологических процессов учащегося
4. Творческие работы учащегося в рамках коррекционно-развивающих занятий
V. Социальное сопровождение ребёнка
Социальный паспорт семьи
Лист учёта индивидуальной работы с ребенком
VI. Медицинское сопровождение
Общие сведения о состоянии здоровья ребёнка.
Индивидуальная программа коррекции здоровья.
Результаты мониторинга здоровья и общефизических показателей.
План-график индивидуальных физкультурно-оздоровительных мероприятий
VII. Лист контроля администрации ведения Портфолио всеми участниками образовательного процесса
Приложение 2
Индивидуальная карта ученика
Сформированность базовых общеучебных умений и навыков
Фамилия, имя ученика ____________________________________________________
Дата оценки _____________________________________________________________
Итого _______________________________________________________________________
2 – да 1 – частично 0 – нет
Приложение 3
Комплексная диагностическая карта
Класс __________________ Дата ________________________
Компоненты развития, обучения, воспитания:
Название компонента
Показатели
Прогресс. Регресс. Причины регресса.
на начало уч. года
на конец уч. года
Память
вид
зрительная
слуховая
процессы
запоминание
сохранение
воспроизведение
Мышление
наглядно-действенное
образное
словесно-логическое
Внимание
устойчивое
неустойчивое
разбалансированное
воля
Соматическое состояние
Нарушение зрения
Нарушение слуха
Сердечно-сосудистые
Прочие заболевания
ОУУН
учебно-организационные (в баллах)
учебно-информационные (в баллах)
развитие речевой деятельности (в баллах)
виды мыслительной деятельности
Мотивация
1 уровень (мало положительных мотивов)
(% от общего числа уч-ся)
2 уровень (осознает важность изучения отдельных предметов) (% от общего числа уч-ся)
3 уровень (мотив учения для получения профессии) (% от общего числа уч-ся)
Уровень обученности
овень
обученности
Низкий (% от общего числа уч-ся)
Средний( % от общего числа уч-ся)
Высокий
(% от общего числа уч-ся)
Обучаемость
1 уровень Различение
(% от общего числа уч-ся)
2 уровень Запоминание
(% от общего числа уч-ся)
3 уровень Понимание
(% от общего числа уч-ся)
4 уровень Владеет простейшими знаниями и умениями
(% от общего числа уч-ся)
5 уровень Может осуществлять перенос знаний
(% от общего числа уч-ся)
Адаптация
1 уровень Легко вступает в контакт
(% от общего числа уч-ся)
2 уровень Затруднен контакт
(% от общего числа уч-ся)
3 уровень Плохо вступает в контакт
(% от общего числа уч-ся)
Работоспо
собность
Низкий уровень
(% от общего числа уч-ся)
Средний уровень (% от общего числа уч-ся
Высокий уровень (% от общего числа уч-ся)
Уровень воспитаннос
Низкий (% от общего числа уч-ся)
Средний (% от общего числа уч-ся)
Высокий (% от общего числа уч-ся)
Уровень развития кл. коллектива
Низкий (% от общего числа уч-ся)
Средний (% от общего числа уч-ся)
Высокий (% от общего числа уч-ся)
Выводы и рекомендации:
Приложение 4
Карта здоровья и развития ученика
Фамилия __________________________________________________________________________
Имя, Отчество _____________________________________________________________________
Год, месяц, число рождения __________________________________________________________
Место жительства __________________________________________________________________
Паспорт здоровья школьника
п-подготовительная, о-основная,
с-специальная
Отставание в умственном развитии
Группа учета по туберкулезу
2. Социальный паспорт.
3. Педагогический аспект Результаты входных/ итоговых к/р
русский язык
математика
навыки чтения
Уровень сформированности ОУУН (0, 1, 2)
Уровень обученности на конец года (в, с, н)
Уровень физической подготовленности (В, С, Н)
4. Психологический аспект
Интеллектуальное развитие
мыслительные способности
внимание
память
воображение
Адаптивность на переходных ступенях
Дата прибытия ученика _____________________________________Класс________________________
Дата выбытия ученика _______________________ Причина ____________________________________
_______________________________________________________________________________________
* Заполнение карт ведется на начало и конец года (или момент выбытия)
* Ответственные за заполнение карт:
воспитатели – п. 6
врач – раздел 5, 9 (1 строка)
психолог – раздел 8
предметники – п. 7
классные руководители – п. 1,2,3,4, 7.1,7.2, 10,11. общее заполнение и сдача карт в м/к.
Приложение 5
I. Выбранный параметр
Уровень обучаемости
II. Процедура оценки результативности
Методика определения уровня обучаемости ученика определяется два раза в год (н/г; к/г) и по прибытии новых учащихся.
Учителю необходимо подобрать небольшой по объему материал базисного характера (на 7 – 8’).
Перед изучением нового следует повторить материал, необходимый для усвоения новых знаний.
Объясните новый материал.
Покажите образец применения нового материала в аналогичной ситуации.
Проводите самостоятельную работу с учащимся.
Как измеряем.
Задания для самостоятельной работы предлагаются разноуровневые, учителю необходимо записать их на доске:
Напишите, что узнали нового I
Ответьте на вопрос по содержанию нового материала II
Выполните задание по образцу III
Выполните задание в измененной ситуации IV
Примените новые знания в новой ситуации V.
На работу отводим время одно для всех (как правило, оставшаяся часть урока).
Уровень обучаемости определяем согласно выполненным заданиям и специфики нашей школы и ученического контингента.
Если ученик выполнил задания только:
III. Форма представления результатов.
1 Уровень обучаемости измеряется на начало года (или момент прибытия ученика в школу) и конец года (если это необходимо).
2. Результаты заносятся в таблицу
Уровень обучаемости
Класс _______ Предмет ________________ Учитель _______________ Год ________
возможен
В
В
Вывод по классу:
В
С
Н
5ч
10ч
3ч
13%
75%
12%
оправдался прогноз у 5 учеников из 8
7ч
8ч
1ч
32%
63%
5%
– 4ч
– 13ч
– 0
IV. Общий анализ параметра
Класс, предмет, учитель
Количество учащихся на начало года (из них вновь прибывших)
На начало года согласно имеющейся методике показали:
высокий уровень обучаемости – (сколько человек, %)
средний уровень обучаемости – (сколько человек, %)
низкий уровень обучаемости – (сколько человек, %)
Прогноз на конец года: какие и сколько учащихся возможно выйдут на более высокий уровень обучаемости
Меры (задачи) по повышению уровня обучаемости
Проблемные дети (ФИО ребенка, в чем состоит проблема)
На конец года (аналогично пункту № 3)
Оправдался ли прогноз (т.е. каковы реальные результаты)
11
Источник