Построение индивидуального плана развития ребенка

Построение индивидуального плана развития ребенка thumbnail

Программа индивидуального развития обучающегося

Индивидуальный план развития учащегося является не только современной эффективной формой оценивания, но и помогает решать важные педагогические задачи:

·   поддерживать высокую учебную мотивацию школьников;

·  поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения;

·   развивать навыки рефлексивной и оценочной деятельности учащихся;

·  формировать умение учиться – ставить цели, планировать и организовывать собственную деятельность;

·   содействовать индивидуализации воспитания и образования школьников;

·   закладывать дополнительные предпосылки и возможности для успешной социализации.

 Работа проводится в четыре этапа:

1 этап – информационно-аналитический

2 этап – организационно-деятельностны

3 этап – контрольно-диагностическ

4 этап – результативно-коррекционный

1 этап – информационно – аналитический

Цель этого этапавыявление зоны ближайшего риска и благополучия.

На данном этапе для сбора и анализа как можно большего объёма фактической информации используются различные методы:

– наблюдение

-анкетирование (самого подростка, его родителей)

-собеседование

– изучение документации (характеристики с бывшего места учебы и учреждений дополнительного образования, личного дела, медицинской карты и т.д.)

По результатам работы составляется «Характеристика обучающегося»

1.Дата рождения

2.Место жительства

3.Родители

4. Состояние здоровья

5.Дополнительное образование

6. Итоги прошлого учебного года

7.Особенности личности

Подпись ученика

 Подпись родителей

Подпись классного руководителя

2 этап – организационно-деятельностный

Цель – составление и реализация индивидуального плана развития обучающегося.

Проводится встреча с учеником и его родителями, обсуждается проанализированная информация и составляется индивидуальный план на год, в котором предполагается:

-постановка цели на каждую четверть или на полугодие

-выявление проблем

-выявление имеющихся ресурсов

-планирование деятельности по достижению цели

-определение степени риска

( В данном плане отводится место для анализа учеником собственной деятельности и выводов по итогам года. Эта работа проводится также при совместной встрече родителей, ребенка и классного руководителя в конце года)

Индивидуальный план развития

обучающегося 6 класса МБОУ Скородумовской СОШ

Миличкина Дениса

1.Какие цели ты ставишь в этом учебном году?

Закончить 6 класс как можно лучше, без двоек.

2. Что нужно тебе сделать, чтобы цель была достигнута?

1четверть.

Очень хочется всюду поучаствовать, чтобы проверить свой возможности

2 четверть

Основательно заняться математикой, русским языком. Думаю, что помощь может потребоваться со стороны родителей, хотя постараюсь справиться сам. Обязательно буду участвовать в школьных олимпиадах

3 четверть

Думаю, что мне необходимо выйти на дополнительные занятия по математике и русскому языку. Нужна помощь педагогов.

4 четверть

Основательно подготовиться к выполнению тестов и контрольных работ .

3.Проанализируй результаты по четвертям. Сделай выводы. Наметь пути собственного самосовершенствования.

Не ожидал такого успеха. С контрольными работами по русскому языку и математике справился. Спасибо родителям и педагогам. Переоценил свои возможности и не справился с английским языком не потому, что его не понимаю, а просто все внимание уделял другим предметам. Активно участвовал в проектах и различных мероприятиях.

Я сам собой очень доволен!

Подпись ученика

Подпись родителей

Подпись классного руководителя

 3 этап – контрольно-диагностический

Цель данного этапа – углубленное психолого-педагогическое изучение ребенка.

Задачи:

      1. Проведение психологического обследования ребенка с целью определения хода его психологического развития, соответствия развития возрастным нормативам. Приоритетные направления:

– диагностика познавательной деятельности учащихся;

– исследования эмоционально-личностной сферы;

– диагностика межличностных отношений;

– диагностика психологического здоровья;

– исследование в области профориентации.

      2.  Анализ результатов исследований с целью получения банка психологической информации.

Эта работа проводится совместно с психологами нашей школы. Данным видом информации обладает сам испытуемый, а также его родители, так как дальнейшая работа планируется также совместно, после консультации психолога, если таковая необходима. 

Данные диагностики преобразуются в график компетентности, согласно которому реализуется последний (четвертый) этап программы

График компетентности

обучающегося 6 класса МБОУ Скородумовской СОШ

Миличкина Дениса

https://21423s06.edusite.ru/images/bezyi.jpg 

4 этап – коррекционно-развивающий 

Цель – реализация индивидуальных программ развития ребенка.

На основе диагностических данных  (с помощью психолога, классного руководителя и родителей) ребенком определяются те мероприятия и занятия, которые способствуют достижению поставленных ранее целей собственного развития на предстоящий период времени.

Включение подростка во внеклассные и внеурочные мероприятия происходит также самостоятельно, согласно интересам и желанию. Но где-то все же допускается ненавязчивое вмешательство классного руководителя, родителей и учителей-предметников.

     Воспитанник,  самостоятельно ставя перед собой цели, становятся объектом деятельности, посредством которой осуществляется его самореализация.

Учитывая диагностические данные и целевые установки самого ребенка, классный руководитель составляет индивидуальную программу развития ребенка. Работа, которая сопровождает создание индивидуальных программ развития ребенка, включает в себя:

  1. Планирование воспитательных традиционных мероприятий и коллективных дел.

  2. Составление и заполнение индивидуального плана

  3.  Планирование деятельности каждого ребенка в процессе подготовки и проведения коллективных дел. .

  4. Создание коллективных дел, где фиксируется уровень участия каждого ребенка

  5. Составление и заполнение «Карты успешности ученика»

  6. Результаты своей успешной деятельности ученики фиксируют в личных «Портфолио», куда они помещают грамоты, дипломы, сертификаты, результаты учебной деятельности и участия в коллективных делах.

  7. По итогам полугодия и года (2 раза в год) проводится анализ успешности каждого ученика и составляется рейтинг, где каждый видит свой фактический результат

Технологическая цепочка

классного часа по целеполаганию 

1.      Школьники выбирают из предложенных конкретных целей жизни 3-4 близких ему лично (если же нет таких вариантов, то формулируют свои).

2.      Выстраивают цели по приоритетам.

3.      Анализируют свой « график компетентности», на основе которого определяют свои слабые и сильные стороны, самостоятельно намечают « зону ближайшего развития». Это учит их рациональному целеполаганию, проектированию собственного жизненного пути, адекватной оценке личностных ресурсов.

4.      Записывают в план индивидуального развития «Хочу быть успешным» свои долгосрочные и краткосрочные цели на предстоящий год и ближайший месяц.

5.      Получают список дел. Здесь задействуются все компоненты жизнедеятельности школы: общешкольные ключевые дела, классные дела, дополнительное образование, детское самоуправление, ролевые игры, ток-шоу и т.д.

6.      Выбирают дела, и затем, на индивидуальной консультации с классным руководителем, определяются те поручения, выполнение которых повлияет на изменение ««западающего» качества.

7.      Записываются поручения в индивидуальный план успешности

8. Результаты фиксируются в личном «Портфолио» каждого ученика и оцениваются по итогам полугодия.

9. Составляется рейтинг учащихся, по которому можно судить об успешности проекта

КАРТА УСПЕШНОСТИ

обучающегося 6 класса МБОУ Скородумовской СОШ

Миличкина Дениса

Данные

Источник

Эту статью я писала несколько лет назад, когда моей дочке было 3 года или около того
Если будут вопросы или нужна будет помощь – буду рада быть полезной

План развития обычно делается на ближайшие полгода ребёнка, чем младше ребёнок, тем чаще он должен обновляться, чем старше, тем соответственно реже.
Однако он в любом случае поможет вам понимать своего ребёнка, заниматься с ним более целенаправленно и продуктивно. Поэтому начнем

1 этап. 
Изучаем своего ребёнка. Тщательно в течение недели наблюдаем за ребёнком как можно больше: что он умеет делать сам, где ему нужна помощь взрослого, что ему интересно и с чем он увлекательно играет, что он категорически не любит, чего боится, где у вас есть вопросы по поведению и развитию ребёнка. В идеале все записать: все капризы, интересы, имеющиеся навыки, реакции на раздражители и бытовые вопросы.

2 этап. 
Ищем в интернете, в доступных книгах и материалах список того, что может делать ваш ребёнок на данном возрастном промежутке – нормы развития.
Я рекомендую не полениться и поискать дополнительно сензитивные периоды в развитии детей. 
Как только информация найдена, изучаем её в сравнении со своим ребёнком. Для начала можно посмотреть ближайшие периоды: предыдущий период, актуальный и ближайший период. (Например, если вашему ребёнку 2 года, то смотрим нормы от 1,5 до 2,5 лет). 
Ни в коем случае не переживаем, что ваш ребёнок не умеет делать что-то, что по нормам подходит для младшего ребёнка, это всего лишь направление, наш вектор развития. Так, если вашему малышу 6 месяцев и он не сидит – это лишь повод больше заниматься с ним физическими нагрузками, больше стимулировать к тому, чтобы малыш укрепил мышцы, связки и вскоре сел.

3 этап. 
После определения того, в какую сторону двигаться в плане развития – определяем нужные сферы для ребёнка и выписываем их. 
Например, у моей дочки такие сферы:
– физическое развитие
– развитие речи и другие языки 
– творчество и музыка
– самообслуживание 
– социально-эмоциональное развитие
– знания об окружающем мире
– математические и логические навыки
Теперь нужно оценить каждую сферу по 10-бальной шкале. Наглядно можно это сделать с помощью колеса баланса.

4 этап. 
После оценки вы сразу обратите внимание на отстающие сферы и лидирующие. Выбираем 2-3 отстающие и 1-2 лидирующие. 
Почему мы выбираем лидирующие сферы? 

Это обязательное условие, которое часто опускают при обычных тренингах при составлении программы. Я настоятельно рекомендую эти сферы развивать: усложнять задания, больше интереса вызывать, заниматься этим с ребёнком. 
Лидирующая сфера – показатель того, к чему у ребёнка есть склонность (а возможно и талант), интерес, мотивация. Это нужно обязательно учитывать, ведь рано заметив у ребёнка желание заниматься спортом или рисовать, можно направить его, создать условия, чтобы ребёнок вырос очень талантливым и способным в этом направлении. Задатки ребёнка можно развивать с момента, когда их заметили. 

Так, например, моя дочь очень рано начала агукать и реагировать на речь. Сделав упор на развитии речи, я заметила огромный прогресс: дочь в 2,5 года рассказывала стихотворения, песни, строила умозаключения, задавала вопросы и даже придумывала сама рассказы и рифмы. Когда же я заметила, что она в полтора года немного отстаёт в физическом развитии, я приобрела ей спорткомплекс, убрала максимально коляску, бегала с ней и тд. В итоге в свои почти 3 года она уже немного катается на коньках и роликах, ходит часто сама, висит на турниках, катается на лошади с удовольствием, а также залазит на спорткомплексы любой высоты.

5 этап. 
Когда выбраны сферы для ближайшего развития, мы расписываем каждую из них в зависимости от имеющихся возможностей, материалов, игрушек, книг и тд. Для начала я всегда рекомендую использовать то, что уже есть под рукой. Практически любую сферу можно развивать, имея минимум ресурсов. 
Например:
– физическое развитие (ползать, бегать, прыгать, массаж, любые мячики и тд)
– развитие речи и другие языки (разговаривать, читать стихи и петь песни)
-творчество и музыка (рисовать, петь, отстукивать ритм, лепить пластилином, тестом, находить что-то новое в обычном)
– самообслуживание (использовать минимум памперсов, приучать убирать за собой, не помогать по первому зову, а показывать как можно, создать среду, помогать есть ложкой, а не кормить, доверять ребёнку)
– социально-эмоциональное развитие (объяснять, учить эмоциям и нормам поведения, когда ребёнок расстроен, объяснять, что он грустит, жалеть и учить эмпатии)
– знания об окружающем мире (на прогулке рассказывать о природе, погоде, животных, явлениях, о предметах и их свойствах, трогать вместе окружающие предметы, прыгать по лужам, гулять под дождем и тд)
– математические и логические навыки (складывать игрушки, считая, считать ступеньки и шаги, номера на машинах, объяснять причинно-следственные связи, делать вместе выводы и задавать вопросы даже если ребёнок не говорит). 

Особенно я бы хотела выделить пункт самостоятельности. 
Насколько это важный пункт я поняла, когда моей дочке было чуть больше года. Условия были такие, что я параллельно с ней работала и большую часть времени Дочка занимала сама себя. Понимая, что она отлично справляется со своими потребностями частично сама, я начала помогать ей развивать самостоятельность. По результатам в три года моя дочь может спокойно занимать себя 4 часа спокойно без телевизора (давая маме и папе поспать, позаниматься делами), наложить себе еды, отрезать пакет с молоком и налить его в кружку, помыть фрукты и убрать за собой со стола, может полностью одеться (без пуговиц и застёжек) и может даже сама надеть и застегнуть ролики, а однажды она почти сама раскатала и слепила пирожок. Конечно, это обычные бытовые навыки для ребёнка 3х лет, но для их реализации должны быть оптимальные условия для развития, отсутствие гиперопеки и излишнего внимания любой потребности ребёнка. А важность в первую очередь для того, чтобы ребёнок научился развиваться сам. Если ребёнок в три года знает буквы и цифры, но его кормят с Ложки или он ходит до сих пор в памперсе, то это показатель того, что эта сфера очень сильно проседает и развитие идёт не совсем в ту сторону.

Ну и конечно самое главное – уделять столько любви ребенку, сколько у вас есть возможности

Источник

                                                             приказом начальника Управления

Индивидуальный план развития и жизнеустройства воспитанника муниципального казенного учреждения

«Центр помощи детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей» города Троицка Челябинской области

2. Дата составления индивидуального плана ******2020 года

3. Статус: ребенок, оставшийся без попечения родителей 

4. Куратор  Ольга Борисовна Бородина

5. Развитие воспитанника

№ п.п.

Наименование мероприятия

Срок                      исполнения

Ответственный

1.

Создание благоприятных условий для установления доверительно – уважительного контакта в условиях учреждения круглосуточного пребывания, для личностного развития, расширения познавательной активности

Постоянно

Педагоги, специалисты

2.

Социально-правовая защищённость ребёнка: обеспечение и защита законных прав и интересов ребенка: наличие социальных выплат (алименты)

Постоянно

Руководитель, соц.педагоги

3.

Психологическая диагностика

Сентябрь

Педагог-психолог

4.

Системная работа с ребёнком в отреагировании агрессивного поведения и суицидальных мыслей.

Постоянно

Педагог-психолог

5.

Индивидуальная терапия по отработке психотравмирующего опыта с использованием различных техник

По плану

Педагог-психолог

6.

Психологическая работа по коррекции МЛО (индивидуальная и подгрупповая)

По плану

Педагог-психолог

7.

Обеспечение психологического и социально-педагогического патроната и контроля над реализацией мероприятий преемственности при подборе методов взаимодействия  школы с ребёнком.

По плану

Педагог-психолог

8.

Совместная супервизия с психологами ЧОЦСЗ «Семья»

Ноябрь-декабрь

Педагог-психолог

9.

Постоянный педагогический контроль над стабильностью нервной системы, поведенческой саморегуляции, занятостью вне занятий. Формирование дружеских отношений с детским коллективом

Ежедневно

Педагоги, специалисты

10.

Работа по формированию психологической готовности ребёнка к устройству в семью.

Два раза в неделю

Педагоги-психологи, социальные педагоги.

11.

Работа по мотивации ребёнка к жизни в замещающей семье: составление книги жизни, семейного альбома

Два раза в месяц

Педагоги-психологи.

12.

Работа по формированию адекватного восприятия образа будущей семьи и места ребёнка в ней: беседы, просмотр телепередач, чтение литературы

Два раза в месяц

Педагоги-психологи, социальные педагоги, логопед, воспитатели.

13.

Организация совместной работы с ребёнком и принимающей семьёй: совместные мероприятия и прогулки

По мере появления принимающей семьи

Социальные педагоги, воспитатели

14.

Подготовка ребёнка к расставанию с Центром: альбом на память, подарки и пожелания

Последняя неделя перед расставанием

Педагоги-психологи, социальные педагоги,  воспитатели.

15.

Переезд ребёнка в замещающую семью

По мере появления замещающей семьи

Социальный педагог

16.

Сопровождение замещающей семьи

По мере появления замещающей семьи

Педагоги-психологи, социальные педагоги,  воспитатели, юрист.

17.

Обеспечение 5-ти разового сбалансированного питания воспитанника в учреждении

Ежедневно

Диетсестра

18.

Обеспечение медицинской помощи воспитаннику.

По мере необходимости

Врач

19.

Обеспечение прохождения диспансеризационного медицинского обследования воспитанника

Март

Врач

20.

Выполнение рекомендаций узких специалистов

По плану

Врач

21.

Отслеживание учебного процесса воспитанника в МБОУ «СОШ № ***». Помощь в овладении АОП (академически освоенной программой)

По мере необходимости

И.о. заведующей стационарным отделением

22.

Помощь в овладении АОП. Обеспечение социально-педагогического патроната и контроля над реализацией индивидуальной программы реабилитации подростка с ОВЗ        

Ежедневно

Воспитатели

23.

Организация отдыха и оздоровления воспитанника в каникулярный период

По плану учреждения

Директор

24.

Обучение  ребенка по дополнительной образовательной общеразвивающей программе «Патриот», «Мое любимое хобби», «Горячие сердца»

Еженедельно

Воспитатели

25.

Ограничение свободного времяпровождения воспитанника за счет организации досуговой деятельности, занятие спортом

Постоянно

Педагоги, специалисты

26.

Участие воспитанника в мероприятиях на базе учреждения

По возможности

И.о. заведующей стационарным отделением

Директор                                                                   ____________    

И.о. заведующей стационарным отделением       ____________    

Педагог – психолог                                                 ____________    

Педагог – психолог                                                 ____________    

Педагог – психолог                                                 ____________    

Социальный педагог                                               ____________    

Врач – педиатр                                                        ____________    

Воспитатель                                                            ____________    

Источник