Постнатальный период развития ребенка психология

Лекция 5. Пренатальный развитие и рождения
План лекции:
5.1. Характеристика периодов пренатального развития.
5.2. Психологические особенности развития плода.
5.3. Рождения и его влияние на дальнейшее развитие.
5.4. Факторы психического риска для будущего ребенка.
Основные понятия: пренатальный развитие; терминальная стадия; эмбриональная стадия; фетальная стадия; монозиготные (дизиготные) близнецы; плод; вспомогательные структуры; габитурация; импритинг; факторы психического риска.
Характеристика периодов пренатального развития
На Западе уже давно существуют школы пренатального обучения. Они существуют для мам, пап и детей – еще не родившихся детей. Однажды одного ученого спросили: с какого момента мы можем говорить о начале человеческого в человеке? Он ответил: “Вы думаете, человек начинается с момента рождения или с момента зачатия? Ничего подобного! Человек начинается с идеи о ней, возникшая в сознании будущих родителей”.
Жизнь начинается на несколько месяцев раньше физического рождения, с момента оплодотворения. Но ответить на вопрос, с какого момента зародыш действительно является человеком или. по крайней мере, существом с функционирующей психикой, не так уж просто.
Сейчас в возрастной психологии активно обсуждаются проблемы пренатального развития. Пренатальное воспитание – это область исследования развития психики ребенка до рождения.
Онтогенез, или индивидуальное развитие организма, делится на два периода: пренатальный (внутриутробный) и постнатальный (после рождения). Первый длится от момента зачатия и формирования зиготы до рождения; второй – с момента рождения и до смерти.
Пренатальный период – период развития от зачатия до рождения в свою очередь подразделяется на три периода: начальный, зародышевый и плодный.
Сейчас он только начинает изучаться, хотя первые представления о внутриутробном развитии плода возникли в древнем мире и изложены в произведениях философов и врачей древней Индии, Древнего Египта и Древней Греции ( “Гиппократ сборник”, Платон).
Некоторые из них (например, Анаксагор, V в. До н. Э.) Считали, что в родительском или материнском “семени” в миниатюре есть все части будущего плода, то есть существует маленький, не виден глазом человечек, который в процессе развития только увеличивается в размерах (идея преформизма . от лат. – заранее создавать).
Аристотель (384-322 pp. До н. Э.) Первым выступил с критикой этих представлений. Он утверждал, что органы будущего плода развиваются из оплодотворенного яйца путем последовательных преобразований (идея эпигенеза , от лат. Над, происхождения). Это положение Аристотеля сохранялось в науке без существенных изменений вплоть до XVII в.
Концепции преформизма и эпигенеза долгое время существовали параллельно, причем преформизм занимал доминирующие позиции, особенно в XVII-XVIII вв. (Не было нужной медицинской техники).
Но начало научному изучению относят к 70-м годам XX века, когда итальянский психоаналитик С. Фанта обосновал существование еще одной стадии психического развития – эмбриональной. Он выдвинул идею о том, что беременная женщина “вспоминает” и воспроизводит на органическом уровне свое состояние как плода, а на психологическом – состояние своей матери. Поэтому внутренние конфликты и тревоги, которые касались прошлых стадий развития, оживают на этом этапе и влияют на образ ребенка. А это, в свою очередь, влияет на “самочувствие” и развитие ребенка.
Итак, рассмотрим этапы развития в этот период. Он продолжается примерно 266 дней (40 недель) и состоит из 3 стадий:
– Предзародышевого (терминальная), которая длится 2 недели после оплодотворения яйцеклетки до перемещения зиготы в матку и прикрепления к ее стенке;
– Зародышевая (эмбриональная), которая продолжается до 2 месяцев внутриутробного развития. За это время происходит анатомическое и физиологическое дифференцировки тканей и органов. Этот период развития будущего малыша характеризуется интенсивным дифференцировкой и формированием функциональных систем. И это несмотря на то, что в конце К концу третьей недели развития длина зародыша составляет 2-3 мм. В период от пятого до восьмого недели завершается собственно эмбриональный период внутриутробного развития. В течение этого времени эмбрион вырастает от 5 мм до примерно 30 мм и начинает напоминать человека.
В этом маленьком тельце уже есть зачатки всех будущих органов. С этого момента эмбрион становится плодом;
– Стадия плода (фетальная), которая охватывает последние семь месяцев (2-9 месяц) внутриутробной жизни. С началом фетального периода эмбрион становится плодом. Этот период связан с развитием функций и систем, которые позволят выжить после рождения. Но способность к выживанию в воздушной среде плод будет только с 7-го месяца. Поэтому с этого времени его уже нередко называют ребенком.
Уже через несколько часов после оплодотворения зигота, продвигаясь по одной из фаллопиевых труб в направлении матки, начинает делиться; до конца 6-го дня образуется более 100 клеток, которые формируют так называемую бластоцит.
Иногда при первом делении зиготы образуется 2 идентичные клетки, которые разделяются и начинают делиться самостоятельно – из них развиваются два практически одинаковые организмы – монозиготные близнецы. Бывает, что из яичников одновременно освобождается 2 яйцеклетки, каждая из которых, соединяясь со сперматозоидом, дает начало развитию дизиготных близнецов.
Через неделю после оплодотворения бластоцита начинает имплантацию в стенку матки. Этот процесс вызывает гормональные изменения в организме женщины, что свидетельствует о наступлении беременности.
Во время эмбрионального периода протекают два очень важных процесса: формирования собственно эмбриона (а затем и плода) и образования вспомогательных структур, которые будут поддерживать, питать и защищать эмбрион и плод. К вспомогательным (поддерживающих) структур относятся:
• мешок амнеона, заполненный околоплодной жидкостью;
• плацента, с помощью которой происходит обмен веществ между организмом матери и плода
• пуповина (пупочный канатик), который содержит две артерии и одну вену плода.
Следует отметить, что кровеносная система матери и плода не является общей. Плацента обеспечивает обмен веществами путем диффузии через клеточные мембраны, но не допускает обмена кровяных клеток.
Что касается самого эмбриона, то он в этот период очень быстро растет и изменения происходят каждый день. Сразу после имплантации клетки начинают дифференцироваться на 3 слоя: из наружного слоя (эктодермы), затем образуются кожа, органы чувств и нервная система, из среднего (мезодермы) – мышечная ткань, кровеносная и выделительная системы, а с внутренней (эндодермы) – легкие , система пищеварения, железы внутренней секреции и т. После имплантации рост и развитие будущего ребенка еще более ускоряются: в 2 недели ее тельце только 2 мм, в 3 недели – 4 мм, в 4 – уже до 8 мм, а в конце второго месяца достигает почти 8 см.
В конце четвертой недели беременности начинает биться сердце зародыша и функционировать, хотя и в примитивной форме, нервная система. В течение второго месяца происходит быстрое формирование всех систем и органов эмбриона. Появляются ручки и ножки, пальцы, лицо, мозг, легкие и другие важные органы. К концу эмбрионального периода плод уже имеет почти все черты, которые отличают человека от других живых существ.
Фетальный период – самый длинный в развитии плода. Он длится 7 из 9 месяцев беременности. В этот период созревают и начинают функционировать большинство органов и систем организма. Плод начинает двигаться, поворачивать голову и “брыкаться”, шевелит губами, открывает рот и начинает глотать амнеотичну жидкость, отрабатывая дыхательные движения в жидкой среде, осуществляет ссальни движения, происходит дифференциация репродуктивных органов в соответствии с генетической пола зародыша и тому подобное.
К середине внутриутробного периода (примерно в 16 недель) просыпается слуховая чувствительность. Первое, что начинает слышать ребенок, – внутриутробные шумы, которые весьма разнообразны и интенсивные. Во второй половине своего “первого” жизни малыш слышит и то, что происходит снаружи, правда, в несколько измененном виде через окружающую жидкость и ткань материнского организма.
Очень рано, с 3 месяцев, появляется вкусовая чувствительность, а до 5 месяцев малыш реагирует на изменение вкуса околоплодной жидкости гримасой удовольствия или огорчения.
В последнее развивается зрение – ведь видеть в утробе ничего, там практически всегда темно. Но движения глаз уже есть: в 17 недель малыш щурит глаза.
Иногда девятимесячный период беременности подразделяют на три равные части по 3 месяца каждый, которые называют триместрами. В течение первого триместра формируются основные соматические структуры плода (органы и структуры тела), во втором – созревают органы плода, особенно головной мозг, до уровня, необходимого для выживания, а в третьем – созревают различные структуры головного мозга, идет подготовка к работе всех систем организма и преобразования зародыша в младенца, который активно адаптируется к среде обитания.
Источник
Парам, которые желают иметь ребенка, предстоит многое узнать. Будущим мамам стоит интересоваться не только теми изменениями, которые произойдут с их телом, но и тем, как изменяется малыш в утробе и вне ее. Поэтому мы сегодня поговорим о пренатальном и постнатальном периоде развития малышей. Что происходит, когда ребенок находится еще в животике? Какие изменения его ждут? Как детки развиваются после рождения? Согласитесь, эти вопросы интересны всем будущим мамам без исключения. Предлагаем подробно познакомиться с натальным и постнатальным периодом развития. Сегодня вы узнаете ответы на все эти вопросы и будете подготовлены к роли родителя.
Периоды развития ребенка
Первым делом, стоит знать, что выделяются две большие группы: пренатальный, постнатальный периоды развития. С самого момента зачатия малыш постоянно развивается, растет, приобретает новые навыки и возможности. Принято разделять некоторые периоды, которые имеют свою особую характеристику. Об этом мы вам и предлагаем поговорить.
Сейчас стоит уточнить, что такое пренатальный, постнатальный период ребенка. Пренатальный период развития – это те самые изменения, происходящие в организме малыша, когда он еще не родился на свет. Постнатальный период развития мы уже наблюдаем после рождения крохи. Мы видим как он развивается, растет, учится и так далее.
Пренатальный период
Как мы уже сказали ранее, пренатальный период – это развитие малыша в утробе матери. Как правило, он длится двести шестьдесят шесть дней. Весь пренатальный период можно разделить на три стадии:
- зародышевая (длится порядка двух недель с момента зачатия);
- эмбриональная (длится пять недель, с третьей по восьмую; это довольно ответственный этап, ведь именно сейчас закладываются жизненно важные органы, и начинает биться сердечко);
- плодная (длительность – с девятой недели до самого рождения; на данном этапе ребенок быстро растет, и начинают функционировать все системы).
Многие мамы (в том числе и будущие) знают, что все время беременности делят на триместры. Краткую характеристику вы можете увидеть в таблице.
Триместр | Характеристика |
Первый | Он длится 13 недель (с самого момента зачатия). В результате развития в первом триместре при помощи ультразвукового исследования уже можно определить даже пол ребенка. Сейчас активно развиваются костная, мышечная и нервная система. Уже на десятой неделе беременности плод начинает шевелиться, только мама этого пока не чувствует (длина его составляет порядка 12 миллиметров). |
Второй | На данном этапе ребенок приобретает человеческие черты. Эта стадия характеризуется быстрым ростом и набором веса. Если на 14 неделе его длина составляла 15 миллиметров, а вес всего 35 граммов, то к 27 (конец второго триместра) длина равна приблизительно 35 сантиметров, а вес – 1 килограмм. На шестой неделе беременности у малыша уже хорошо развиты органы чувств и нервная система. Сейчас с крохой можно разговаривать, читать сказки и так далее. Знайте, что громкая музыка его сейчас пугает. Именно в данный момент многие родители начинают обучение малыша, как это делать вы узнаете дальше. |
Третий | Длится с 28 по 40 недели. Это завершающий этап беременности и развития малыша. Сейчас у ребенка уже есть режим (сон и бодрствование), он открывает глазки и даже может дышать. Сейчас ребенок очень восприимчив к прикосновениям, звукам и яркому свету. |
Обучение
Когда кроха еще не родилась на свет, ее можно постепенно обучать. Сейчас будут приведены некоторые советы по воспитанию еще не родившегося малыша.
Режим дня | Приучать малыша к режиму дня можно при помощи песен. Утром – веселая приветственная композиция, вечером – колыбельная, перед приемом пищи – интересная гастрономическая композиция. Это поможет ему быстрее освоиться в нашем большом мире. |
Слух | Говорите с малышами как можно чаще, если он слышит голос мамы, то быстрее успокаивается. Громкий звук раздражает малыша, он начинает закрывать ушки руками. |
Музыкальный вкус | В течение одного часа ежедневно слушайте спокойную классическую музыку. Маленьким деткам она очень нравится. |
Общение | Отвечайте на каждые действия малыша. Постукивания, поглаживания, речь – это все средства коммуникации. |
Пополнение словарного запаса | Если вы умеете говорить на нескольких языках, то делайте это как можно чаще. Хоть малыш и не понимает того, что слышит, но так можно развить предрасположенность к иностранному языку. |
Вкусовые предпочтения | Во время беременности старайтесь питаться разнообразно и правильно, ведь мама передает некий гастрономический код своему малышу. Как правило, у деток такие же вкусовые предпочтения, как и у мамы. |
Постнатальный период
Данный период наступает сразу после рождения ребенка на свет. В нем принято выделять следующие стадии:
- новорожденность (до 1 месяца);
- младенчество (до 1 года);
- позднее младенчество (до 2 лет);
- дошкольный возраст (до 6 лет);
- школьный возраст (до 10-12 лет);
- подростковый возраст (до 18-20 лет).
В подростковом возрасте можно выделить некоторые черты:
- половое созревание;
- рост тела;
- формирование личности.
Новорожденный ребенок
Сейчас коротко о новорожденных детках, этот этап входит в постнатальный период развития. В первый месяц в организме малютки проходит ряд изменений:
- потеря веса в первые дни жизни (до 10%);
- появляются врожденные рефлексы (сосательный, хватательный, хоботковый и так далее);
- мышцы малютки находятся в тонусе;
- в течение первых двух дней из кишечника выходит меконий;
- большее время малыш спит (до 22 часов).
Сейчас малышу нужно как можно больше контактировать с мамой, ведь разделение во время родов – это серьезный стресс для малютки. Лучшее питание для ребенка – молоко матери.
Грудной ребенок
Теперь коротко о еще одном этапе постнатального периода развития. Сейчас разговор пойдет о грудничках (до 1 года). Сейчас у малыша очень тяжелый период, перед ним стоит масса задач: научиться держать головку, ползать, ходить. Хватательный навык дает крохе изучать предметы, ползанье – изучать наш большой новый мир. Малыши часто имитируют движения взрослых (подносят чашку ко рту, пытаются самостоятельно кушать и так далее).
Детский сад
Постнатальный период развития ребенка включает еще один этап – дошкольный возраст (до 6 лет). Примерно в три года у ребенка появляется свое собственное «я». Мир предметов уже ему не так интересен, он в полной силе развивает коммуникативные навыки. Теперь люди, их общение, взаимоотношения – это главный интерес у ребенка. В шесть лет уже можно судить о его характере, так как он практически сформировался.
Школьный возраст
Школьный возраст – это еще один тяжелый этап постнатального периода развития малыша. Готовность малыша к школе очень просто распознать: он стремится больше узнать, активен и полон энергии. Кроме этого можно заметить, что он постоянно хочет соревноваться. Сейчас для ребенка очень важно видеть хороший пример: дружная семья, любящие родители, хорошие друзья и так далее.
Источник
Развитие, взросление и старение каждого человека регулируется определенными биологическими законами, спорить с которыми не способен никто. Для каждого периода развития характерны свои особенности поведения и физиологии, хотя в общем, все эти этапы носят общее название – постнатальный период.
Вне зависимости от исторического периода жизни, социальных, природных и финансовых условий обитания, каждый человек поочередно проходит определенные этапы развития, формируясь в полноценно развитую личность. В сегодняшней статье мы рассмотрим именно эти этапы, и постараемся донести до вас специфическую научную информацию простым и понятным языком.
Особенности развития человека в постнатальный период
Термин «постнатальный период» тесно связывают с понятием онтогенеза. Последний термин был введен биологом Геккелем и изначально подразумевал только внутриутробное развитие организма.
Ученые более позднего периода обычно использовали понятие онтогенеза в качестве противопоставления взрослому состоянию человека, но современные ученые расценивают данный термин в качестве обозначения всего биологического период жизни человека, от момента зачатия и до смерти, с поправкой на индивидуальное развитие каждой особи.
Если описать постнатальный период человека коротко, следует сказать, что он начинается с момента рождения и завершается сразу после смерти. Время, которое эмбрион проводит в утробе матери, называется пренатальным (рисунок 1).
Отличительной особенностью постнатального онтогенеза является его зависимости от вида живого организма. У некоторых этот период может длиться всего несколько дней, у других, в частности и у человека, несколько десятилетий.
При этом весь постнатальный период делится на несколько этапов:
- Ювенильный: от рождения и до начала полового созревания.
- Зрелый: охватывает весь период репродуктивного возраста.
- Старости: начинается с завершения репродуктивной функции и заканчивается смертью.
Детальное описание каждого периода мы приведем ниже, а сейчас хотелось бы уточнить, что каждому из них принадлежат свои особые критические периоды в постнатальном развитии.
Рисунок 1. Постанатальный этап начинается с момента рождения
Первые сложности возникают у новорожденных, так как им необходимо полностью перестроить все органы и системы организма, и адаптироваться к новой среде обитания за пределами утробы. Второй переломный момент наступает во время полового созревания, когда происходит гормональная перестройка организма. И последний, третий критический этап, начинается при половом увядании, когда начинают угасать функции эндокринной системы и половых желез.
Процесс развития организма
В течение всего срока биологической жизни человеческий организм непрерывно развивается. Однако стремительное развитие больше заметно в начале жизни, когда организм постепенно переходит из состояния новорожденного в детский, а потом – к периоду полового развития (рисунок 2).
Определенные изменения, как внешние, так и внутренние, происходят и на этапе старения. И хотя они не всегда заметны внешне, они также играют важную роль в онтогенезе человека.
Для начала рассмотрим самые важные этапы развития организма, через которые проходит каждый человек:
- Новорожденность и грудной возраст: первый период длится не более 10 дней, после чего ребенок переходит с питания молозивом на так называемое «взрослое» молоко. Именно в это время наблюдается самая высокая интенсивность роста и развития, ведь молодой организм не только набирает вес, увеличивает рост, но и существенно меняется внешне.
- Период раннего детства: называет так потому, что длится всего с 1 до 4 лет. В это время постепенно замедляется прирост тела, но человек приобретает одну важную особенность, а именно – у него вырастают все молочные зубы.
- Первое и второе детство: длится с 4 до 8, и с 8 до 11-12 соответственно. Оба этих этапа чрезвычайно важны, так как именно в первом наблюдается максимальный ростовой скачок, а для следующего характерно начало полового развития.
- Подростковый период: у мальчиков продолжается с 13 до 16, а у девочек с 12 до 15 лет. В это время наблюдается второй стремительный скачок роста, а также завершается формирование вторичных половых признаков.
- Юношеский возраст: стартует с 18 и завершается в 20-21 год в зависимости от пола. На данном этапе вес и размеры тела меняются мало, а только происходит окончательное формирование организма, которое сохранится в течение нескольких последующих десятилетий.
Рисунок 2. Самое активное развитие организма наблюдается в молодом возрасте
Примерно до 50-летнего возраста стадию развития человека называют этапом зрелости. После этого начинается обратный процесс постепенного старения организма.
Специфика постнатального онтогенеза человека
Каждый этап онтогенеза играет исключительно важную роль в развитии особи, однако ключевая роль отводится все же детскому возрасту. Именно в этот период закладываются, укрепляются и развиваются жизненно важные ткани и органы, а определенные отрицательные факторы окружающей среды могут негативно сказаться на иммунитете и развитии (рисунок 3).
Постнатальный период развития человека – это не только общие физиологические факторы. Скорее его можно назвать сочетанием физиологии и факторов окружающей среды, от которых будет зависеть здоровье и развитие человека в дальнейшем.
К примеру, серьезное недоедание в детском возрасте вызывает абсолютно разные последствия у жителей Африки и азиатов. Если у первых туловище укорачивается, а ноги становятся длинными, то у вторых наблюдается прямо противоположный процесс.
Из этого можно сделать вывод, что на особенности течения постнатального периода во многом влияет и генотип каждой конкретной особи. Не менее важную роль играют гормоны, так как они воздействуют не только на обмен веществ, но и на выработку других гормонов, в частности тех, что отвечают за физический рост.
Рисунок 3. Онтогенез человека подвержен воздействию внешних факторов
В целом, можно сказать, что все системы организма человека очень тесно связаны между собой, поэтому любое отклонение в детском и юношеском возрасте может спровоцировать крайне негативные последствия в будущем.
Возрастная периодизация постнатального онтогенеза
Существует определенное разделение всех возрастных периодов постнатального онтогенеза человека. У каждого из них свои особенности и физиологически цели, поэтому мы рассмотрим их более детально.
Фактически, каждый период отражает определенные стадии физиологического и психологического развития, которые влияют на дальнейшую индивида.
Ювенильный
Это самый ранний этап развития человека, так как он начинается с момента рождения и продолжается до начала половой зрелости. Для него характерны процессы, начавшиеся еще на этапе эмбрионального развития, а именно – увеличение размеров тела в общем, и его органов по отдельности (рисунок 4).
Рисунок 4. Ювенильный период начинается с рождения
Именно на данном этапе формируются индивидуальные особенности организма человека, а также завершают развитие жизненно важные органы и системы. Позже других заканчивает формирование половая система и вторичные половые признаки.
Ювенильный период принято делить на несколько отдельных этапов, включающих грудной возраст, первое и второе детство, а также период развития подростков. Несмотря на то, что для каждого из них характерны свои особенности (к примеру, выпадение молочных зубов или формирование вторичных половых признаков), все индивидуумы ювенильного возраста имеют и нечто общее. Во-первых, они проходят определенные этапы развития, а во вторых – достигают нужных физиологических параметров для дальнейшего продолжения рода.
Зрелый
Период зрелости также называют репродуктивным, так как именно в этом возрасте человек достигает того уровня физического, психологического и интеллектуального развития, необходимого для продолжения рода (рисунок 5).
Несмотря на то, что половая зрелость наступает еще в конце ювенильного этапа, человек проходит еще несколько стадий до начала непосредственного размножения.
Стоит отметить, что период зрелости у людей длится несколько десятилетий. Как и у предыдущего этапа, у него есть свои особенности, в частности окончательное формирование всех органов и систем. Считается, что период зрелости не включает рост организма, хотя ученые доказали, что параметры человеческого тела меняются постоянно, даже после завершения активного детского периода роста.
Рисунок 5. Зрелость – самый продуктивный этап жизни
Переломный момент наступает после того, как половая и эндокринная система прекращают выполнять некоторые из своих функций. В это время организм становится непригодным для дальнейшего размножения, и наступает период старости.
Период старости
Основная характеристика последнего временного этапа онтогенеза человека выражается в процессах, обратных периоду роста в детстве, юности и зрелости. Процессы обмена веществ постепенно замедляются, а органы начинают работать хуже. Также наблюдается старение тканей (рисунок 6).
Рисунок 6. Старость – время угасания всех обменных процессов
Естественный процесс старения может иметь разную длительность, в зависимости от индивидуальных особенностей организма, среды обитания и условий жизни человека. Однако, вне зависимости от продолжительности, период старости заканчивается естественной смертью.
В видео наглядно показано, какие этапы проходит человек с момента рождения и до смерти.
Источник