Пособия по развитию внимания ребенка раннего возраста
Умный, здоровый, физически и психически развитый ребенок – мечта любого родителя. Именно к этому мы стремимся, играя и занимаясь с детьми. Но как развивать ребенка правильно, чему учить, пока он маленький, на чем сконцентрировать основные усилия? От обилия идей и советов по детскому развитию голова у мам подчас идет кругом. В данной статье мы проведем обзор основных иностранных методик раннего развития детей, поговорим об их особенностях и главных принципах.
Имея представление обо всех методиках, вам будет проще определиться с тем, элементы какой/каких из них стоит взять на вооружение
Методика раннего развития детей Гленна Домана
Гленн Доман – американский нейрофизиолог, разработавший уникальную методику развития, которая изначально была направлена на реабилитацию детей с повреждениями мозга. В течение многих лет врач проводил исследования и детально изучал закономерности детского развития, что и помогло ему создать комплексную лечебную программу. Занятия, включающие в себя зрительную, слуховую, тактильную стимуляцию, дыхательные упражнения, мануальное воздействие и упражнения на развитие речи вызывают заметные улучшения в состоянии больных детей. Доман считал, что мозг «развивается в процессе его интенсивного использования, а развитие интеллекта ребенка прочно связано с его физическим развитием».
В дальнейшем Доман усовершенствовал свою методику, чтобы применять ее и для развития здоровых детей. Высокий уровень интеллектуальной и физической подготовки детей, с которыми занимались «по Доману», вдохновляет родителей использовать именно эту методику раннего развития
Основные принципы методики:
1) Физическое развитие (свобода движения ребенка, стимуляция врожденных рефлексов, использование трека для обучения ползанию, развитие чувства равновесия и умения преодолевать преграды, обучение плаванию);
2) Обеспечение ребенка максимумом информации (в ответ на вопрос ребенка нужно дать максимально развернутый ответ и дать возможность анализа – например, показав 10 карточек с изображениями того, о чем спрашивал ребенок);
3) Обучение чтению (регулярный показ карточек с изображениями знакомых предметов и их написанными красным шрифтом названиями);
4) Обучению счету (регулярный показ карточек с разным количеством красных точек, которые ребенок учится соотносить с понятием количества);
5) Энциклопедическое обучение (показ карточек с отчетливыми и крупными изображениями незнакомых ребенку предметов, животных, репродукций картин, людей, слов и т.д.).
Методика Домана-Маниченко
Одним из наиболее известных в России последователей Гленна Домана стал педагог и психолог Андрей Маниченко, создавший собственную адаптированную методику и основавший компанию «Умница». Основное отличие методики Маниченко от методики Домана – игровая форма обучения и активное участие ребенка в процессе.
Основные принципы методики:
1) Игровые микроуроки.
2) Комплексное обучение чтению – от карточек к книгам.
3) Занятия проводятся по карточкам, дискам, книжкам-вертушкам, книжкам-пряткам и листалкам.
Монтессори-методика раннего развития
Методике Монтессори или, как ее называла сама автор, системе самостоятельного развития ребенка в дидактически подготовленной среде, уже более 100 лет. Мария Монтессори – первая в Италии женщина-врач, ученый, педагог и психолог. Работая детским врачом, она обратила внимание на бесцельность времяпровождения умственно отсталых детей и пришла к выводу, что в раннем детстве они не имели достаточного количества стимулов для развития. Целью разработки системы Монтессори было создание материалов, которые бы побуждали детей к познанию
Основные принципы методики:
1) «Помоги мне это сделать самому» – главный принцип методики Монтессори. Если ребенок может сделать что-то самостоятельно, родитель или педагог не вмешиваются в процесс и не пытаются помочь. Роль взрослого – наблюдать и предлагать малышу задания с тем материалом, который он сам выбрал. Ребенок работает в своем темпе и занимается тем, что ему интересно в данный момент. Это развивает уверенность в собственных силах, независимость.
2) Развивающая среда является основой методики Монтессори. Ее элементы должны стимулировать ребенка к познанию через все органы чувств. Помещение для занятий по системе Монтессори разделено на 5 зон с развивающими материалами: зона упражнений в повседневной жизни, зона сенсорного воспитания, математическая зона, зона родного языка, зона Космоса.
3) Методика Монтессори делает особый акцент на работе ребенка с предметами. Это и повседневные предметы, и специальные Монтессори-материалы, разработанные таким образом, чтобы ребенок мог справляться с ними самостоятельно. Большое внимание уделяется предметам, развивающим мелкую моторику – бусинам, шнуровкам, крупам и бобовым, шарикам, пуговицам.
4) Монтессори-группа состоит из детей разного возраста, что воспитывает в старших заботу о младших, а малышей стимулирует учиться у тех, кто взрослее.
5) Все материалы после занятия должны быть вымыты, сложены и убраны ребенком на место. Это с раннего возраста приучает детей к порядку и уважению к другим людям.
Методика раннего развития Сесиль Лупан
Сесиль Лупан – увлеченная ранним развитием мама, применившая методику Домана к двум своим дочкам и на практике понявшая ее плюсы и минусы. Именно поэтому многим нравится именно методика Лупан, а не Домана, ведь он писал свои книги, основываясь на среднестатистических показателях большого количества детей, не акцентируя внимание на индивидуальности каждого ребенка. Сесиль Лупан же более тонко и душевно подбирала методы обучения (и это естественно, поскольку она делала это не для чужих, а для своих собственных детей), с учетом склонностей и возникновения интереса к тому или иному занятию.
Основные принципы методики:
1) Родители – лучшие учителя для малыша. Ребенку важен интерес со стороны взрослых к его потребностям и интересам, но не нужна чрезмерная опека.
2) Обучение происходит в игровой форме и прекращается до того, как ребенок устанет. Занятия должны быть в радость и для малыша, и для родителей. Проверять знания ребенка не нужно.
3) Быстрота и новизна будут поддерживать естественную любознательность ребенка. Импровизированные занятия лучше серьезных заготовок.
4) Познание мира, по мнению Лупан, начинается с речи. Именно поэтому разговаривать с ребенком следует постоянно, даже если он пока ничего не понимает.
5) Важно учитывать индивидуальность каждого ребенка и проявлять гибкость и чуткость, раскрывая его природные способности.
6) Особое внимание, как и у Домана, уделяется физической активности ребенка, которая является основой для умственного развития. Сесиль Лупан является сторонницей грудничкового плавания по мeтоду Клэр Тиммeрманс.
Методика развития талантов Синити Сузуки
Синити (Шиничи) Сузуки – японский скрипач, педагог и основатель Института воспитания талантов. Он был убежден, что музыкальность не является талантом, а просто способностью, которую можно и нужно развивать. Синити Сузуки сравнивал обучение игре на музыкальных инструментах с обучением родной речи, считая, что в постижении любых навыков нет принципиальной разницы. Поэтому его методика называется еще «методом родного языка». Трех-четырехлетние воспитанники Сузуки поражали окружающих блестящей игрой на скрипке, что является явным показателем успешности данной методики.
Основные принципы методики:
1) Любовь, внимание и забота родителей – основа любого обучения. Доброжелательная атмосфера помогает раскрыться способностям ребенка.
2) Прививать ребенку любовь к музыке необходимо с рождения.
3) Многократные повторения, свойственные обучению музыке, способствуют развитию трудолюбия, пониманию смысла музыкального произведения, точности самовыражения.
4) К обучению нужно подходить как к игре, а не как к скучной обязанности. Тогда и ребенку учиться будет в радость.
Методика Масару Ибука
Масару Ибука – японский инженер и успешный бизнесмен, один из основателей компании «Sony». Однако он приобрел известность в большей степени как автор уникальной методики раннего развития, сочетающей в себе рекомендации касательно всех сторон жизни ребенка. Единственный сын Масару Ибука, страдавший аутизмом, вдохновил его на подробное изучение разнообразных педагогических методик и постоянные наблюдения за детьми и подростками. Результатом исследований стал провокационный вывод, ставший названием известной книги – «После трех уже поздно». Масару Ибука был убежден, что в первые три года жизни формируются умственные способности ребенка, а значит, родителям важно не упустить это «золотое время» для обучения малыша.
Основные принципы методики:
1. Первые три года жизни ребенка – это основа для всего его будущего. Поэтому важно обеспечить малышу благоприятную среду, постоянно общаться с ним, проявлять ласку и заботу, развивать его интеллектуально и физически, эстетически и музыкально. Окружение важнее в плане развития ребенка, чем гены.
2. Ребенка невозможно «перекормить» новыми знаниями, его нервная система блокирует информацию, когда мозг переполнен ей.
3. Необходимо знакомить ребенка с настоящим искусством, показывая ему репродукции картин великих художников и давая слушать музыку классических композиторов.
4. У ребенка не должно быть много игрушек, это рассеивает внимание и подавляет развитие.
5. Строгость к ребенку нужно проявлять в первые годы его жизни, а не наоборот. После 2-3 лет у малыша развивается самоуважение, а излишнее давление вызывает лишь протест и неповиновение.
6. Маленьких детей можно и нужно обучать иностранным языкам.
7. Родителям стоит поощрять творческие проявления ребенка.
7. Детям необходимо постоянно двигаться. Тренировать двигательные навыки нужно с младенчества. Очень полезна ходьба, которая задействует большую часть мышц тела.
Вальдорфская методика раннего развития
Вальдорфская методика была разработана Рудольфом Штайнером, немецким ученым, основоположником антропософии и педагогом. Основная задача воспитания ребенка по Вальдорфской системе – формирование свободной личности. Данная методика не приемлет раннего интеллектуального развития детей. Считается, что самым маленьким (детям до 7 лет) необходима подражательная познавательная деятельность, а не перенасыщение избыточной информацией. Вальдорфская система приветлива, доброжелательна, спокойна. Садики и школы, работающие по этой методике, существенно отличаются от традиционных: они имеют неторопливый темп, индивидуальный подход к каждому ребенку, в них нет оценок и сравнивания детей.
Основные принципы методики:
1. Главный принцип – это «неопережение», т.е. ребенок должен развиваться в своем темпе, с упором на качество, а не на количество.
2. Дети играют и работают только с натуральными материалами. Пластмассовые и электронные игрушки, различные гаджеты исключены. Вся атмосфера наполнена домашним уютом, ведь детей окружает естественность: дощатые полы и мебель, самотканые коврики, тряпичные куклы, деревянные и соломенные игрушки.
3. Большое значение придается психологическому комфорту ребенка, а значит, педагог Вальдорфского детского сада или школы должен уметь создать доверительную обстановку в коллективе.
4. Особое внимание уделяется занятиям различными видами искусств: музыкой, пением, живописью, лепкой и рукоделием. Вальдорфскую педагогику можно назвать скорее гуманитарной.
5. Дети очень много играют, преимущественно самостоятельно (взрослые лишь поддерживают интерес детей к игре). Кроме того, они участвуют во взрослой трудовой деятельности – готовке, уборке, садоводстве.
6. Отсутствуют принуждение, наказания и осуждение ребенка.
7. Важной частью Вальдорфской педагогики являются праздники, проводящиеся в духе народных традиций.
Методика раннего развития Макото Шичида
Макото Шичида – японский профессор, ученый, исследователь и практик в области деятельности головного мозга. Шичида считал детей гениальными от природы и не советовал родителям увлекаться академическим обучением. По его мнению, задача взрослых – создать для развития мозга ребенка благоприятную среду.
Основные принципы методики:
1. Приоритетным в методике Шичиды является развитие правого полушария мозга ребенка, отвечающего за интуицию и подсознание. Именно в этом основное отличие данного метода от традиционного, «левополушарного», применяющегося в большинстве современных детских садов и школ. Возраст с полугода до 6 лет Шичида считал идеальным для развития правого полушария.
2. Благожелательность родителей и позитивный настрой определяют успешность занятий.
3. Занятия с ребенком должны быть разнообразны и направлены на развитие всех способностей ребенка: фотографической памяти, визуализации, математических способностей, музыкальности, интуиции и даже экстрасенсорики. Шичида рекомендует использовать в занятиях большое количество карточек с разнообразными изображениями, танграмы, пазлы, книги, слушать с ребенком музыку, делать творческие задания и многое другое.
Источник
Светлана Торопова
Дидактические игры и пособия для всестороннего развития детей раннего возраста
Воспитание всесторонне развитой личности – главная задача педагогики сегодняшнего времени.
Успешное решение ее во многом зависит от начального этапа педагогического процесса, осуществляемого в ранний период детства, когда у ребенка закладываются основы физиологического, умственного, речевого, нравственного, эстетического развития.
В раннем возрасте основой становления личности ребенка является предметно-игровая деятельность. Пропустив ее, невозможно рассчитывать на полноценное взросление и развитие человека.
Игра – один из видов детской деятельности, который используется в целях воспитания детей, обучения их различным действиям, способам и средствам общения. В игре происходят существенные преобразования в интеллектуальной сфере, являющейся фундаментом развития личности.
Хочу поделиться дидактическими и развивающими играми, которые я сделала и использую в работе с малышами
«Умный кубик»
Дети ещё маленькие и не у всех развита речь. Данное пособие способствует активизации речи, расширяет словарный запас малышей, способствует познавательному развитию. Знакомит детей с животными, их детёнышами, местом жительства, чем питаются и т. д. Кубик рассчитан на опережающее развитие детей: можно использовать усложнения («чей след?», «чей хвост?», «Исправь ошибки».
Чтобы сделать такой кубик, надо взять простой мягкий куб, обклеить его самоклеящейся бумагой и сделать из толстых файлов кармашки, закрепив их с помощью скотча. Основа готова. Дальше собираем картинки по той тематике, которая вас интересует: «Домашние животные», «Дикие животные», «Транспорт», «Деревья и плоды». Всё зависит от возраста детей их интересов, тематики недели в детском саду и вашими возможностями и фантазией. Вариантов использования кубика много, на раннем возрасте, я взяла тему «Домашние животные» и «Дикие животные», собрала картинки, которые отвечают на вопросы:
Кто это?
Чем питается?
Кто детёныш?
Где живёт?
На опережающее развитие «Чей след?», «Что даёт?», «Правильно ли расположены картинки?». Сзади картинок для проверки «Чьи следы», есть картинка ответ и так со всеми картинками. Это приучает детей к самопроверке, самоконтролю и мотивирует детей к познанию окружающего мира.
Как разновидность данное пособие можно на более старшем возрасте использовать, как материал для диагностики и индивидуальной работы.
Следующее игровое пособие “Сенсорный кубик”
Способствует формированию сенсорных эталонов. Способ изготовления такой же как и в первом пособии, но стороны кубика обклеиваются основными цветами (красный, жёлтый, синий, зелёный, белый, чёрный, для детей с опережающим развитием можно использовать другие цвета и их оттенки.
Для развития мелкой моторики использую дидактическую игру “Забавные прищепки”, эти игры всем известны, но свой вариант я немного усложнила, все элементы я сделала в двух экземплярах “большие”, “и “маленькие”, что способствует развитию понятий “большой”. “маленький”, и свойственно данному возрасту.
Разновидность игры с прищепками “Кто чем питается”
“Мини-футбол”
Эта игра способствует развитию дыхания, можно использовать как дыхательную гимнастику, развивает тактильные ощущения, формирует и закрепляет знания детей о цвете и размере. Для игры необходима большая коробка, с помощью цветной бумаги или самоклеящейся бумаги сделать разметку – ворота. Материал для игры я беру разнообразный: авату, и мягкие цветные, разные по размеру помпончики.
“Волшебные баночки”
Хочу отметить, эти баночки не то, что нравятся детям, они не могут без них ни дня. Очень часто, каждый день не по одному разу берут их и играют. Хотя в группе игр много, просто они им интересны.
Что это за баночки?
Простые банки из-под майонез, я обклеила самоклеящейся плёнкой, каждую баночку в свой цвет, в крышках проделала прорези, на стенки баночек приклеила разных животных. В эти прорези дети сначала вкладывали простые “витаминки” сделанные из картона и обклеены разными цветами, в каждой баночке свои по цвету “витаминки”, потом я усложнила игру распечатала картинки “Кто чем питается”. Например: ёжик – грибами и яблоками, кот – рыбой, курочка – зёрнышками. Таким образом, дети играют и узнают, кто чем питается, кто, что любит и развивают моторику, ведь не так просто попасть в отверстие баночки.
Надеюсь эти игры, Вам, пригодятся в практике работы с детьми раннего возраста!
Источник
КОПИЛКИ
Игра способствует:
— развитию умения различать предметы по сенсорным признакам: цвет, форма;
– развитию умения группировать предметы по сенсорному признаку;
— развитию внимания, памяти, мышления;
– развитию мелкой моторики рук и координации движений.
Описание игрового пособия:
Пособие представляет собой пластмассовые коробки четырех основных цветов с прорезями на крышках для проталкивания предметов и комплекта пластмассовых пуговиц основных цветов.
ЦВЕТНОЙ КОМОД
Игра способствует:
— развитию умения различать предметы по сенсорному признаку: цвет;
– развитию умения группировать предметы по сенсорному признаку;
— развитию внимания, памяти, мышления;
– развитию мелкой моторики рук и координации движений.
Описание игрового пособия:
Игровое пособие состоит из деревянного контейнера с четырьмя выдвижными ящичками основных цветов.
ДИДАКТИЧЕСКИЙ СТОЛ
Игра способствует:
— развитию умения различать предметы по сенсорному признаку: цвет;
– развитию умения группировать предметы по сенсорному признаку;
— развитию внимания, памяти, мышления;
– развитию мелкой моторики рук и координации движений.
Описание игрового пособия:
Пособие представляет собой деревянный круглый стол, разделенный на четыре сектора основных цветов, и комплекта пластмассовых кубиков красного, синего, зеленого, желтого цветов.
ПРИЩЕПКИ
Игра способствует:
— развитию умения различать предметы по сенсорному признаку: цвет;
– развитию умения группировать предметы по сенсорному признаку;
— развитию внимания, памяти, мышления;
– развитию мелкой моторики рук и координации движений.
Описание игрового пособия:
Пособие состоит из пластмассового контейнера, разделенного на четыре сектора основных цветов и комплекта прищепок тех же цветов, для раскладывания и прикрепления на соответствующий цвету прищепки сектор.
ПИРАМИДКА
(использование игрового комплекта Пертра)
Игра способствует:
— развитию умения различать предметы по сенсорному признаку: цвет;
– развитию умения группировать предметы по сенсорному признаку;
— развитию внимания, памяти, мышления;
– развитию мелкой моторики рук и координации движений.
Описание игрового пособия:
Пособие состоит из прямоугольной деревянной основы с четырьмя отверстиями, четырьмя деревянными палочками и комплекта деревянных бусин разных по форме основных цветов: красные, желтые, зеленые, синие.
ДОМИКИ
Игра способствует:
— развитию умения различать предметы по сенсорным признакам: цвет, форма;
– развитию умения группировать предметы по сенсорному признаку;
— развитию внимания, памяти, мышления;
— развитию знаний об окружающем мире;
– развитию мелкой моторики рук и координации движений.
Описание игрового пособия:
Пособие представляет собой набор карточек с изображением домиков трех цветов с круглыми и квадратными окошками и комплекта кругов, квадратов и треугольников.
РАЗНОЦВЕТНЫЕ ШАРФИКИ
Игра способствует:
— развитию умения различать предметы по сенсорному признаку: цвет;
– развитию умения группировать предметы по сенсорному признаку;
— развитию внимания, памяти, мышления;
— развитию знаний об одежде;
– развитию мелкой моторики рук и координации движений.
Описание игрового пособия:
Пособие состоит из вязаных шарфиков четырех цветов: красного, желтого, синего и зеленого цветов и четырех кукол, в соответствующих цвету шарфиков одеждах.
СЕКРЕТИКИ
Игра способствует:
— развитию умения различать предметы по сенсорным признакам: цвет, форма, размер;
— развитию внимания, памяти, мышления;
– развитию мелкой моторики рук;
— развитию тактильных ощущений;
— координации движений;
— релаксация.
Описание игрового пособия:
Пособие состоит из 10 тканевых мешочков с лентой для завязывания и наборов: разных по форме и цвету шариков. Можно использовать разное наполнение ( перья, мелкие деревянные фигурки и т.д.)
ДОБРЫЙ ЕЖИК
Игра способствует:
— развитию умения различать предметы по сенсорному признаку: цвет;
– развитию умения группировать предметы по сенсорному признаку;
— развитию внимания, памяти, мышления;
— развитию знаний об окружающем мире;
– развитию мелкой моторики рук и координации движений.
Описание игрового пособия:
Пособие представляет собой силуэт ежика из плотного ковролина серого цвета и 10 флисовых грибочков (5 красных и 5 желтых).
ШАРИКИ
Игра способствует:
— развитию умения различать предметы по сенсорному признаку: форма;
— развитию внимания, памяти, мышления;
– развитию мелкой моторики рук и координации движений.
Описание игрового пособия:
Пособие представляет собой набор деревянных шариков и кубиков четырех основных цветов и пластикового контейнера с круглым отверстием для проталкивания шаров.
СОЛНЫШКО
Игра способствует:
— развитию умения различать предметы по сенсорному признаку: цвет;
— развитию внимания, памяти, мышления;
— развитию знаний об окружающем мире;
– развитию мелкой моторики рук и координации движений.
Описание игрового пособия:
Пособие представляет собой силуэт солнышка из плотного картона и набора прищепок основных цветов.
ПУГОВКИ
Игра способствует:
— развитию умения различать предметы по сенсорным признакам: цвет, форма;
— развитию внимания, памяти, мышления;
— развитию знаний об окружающем мире;
– развитию мелкой моторики рук и координации движений.
Описание игрового пособия:
Пособие состоит из набора пластиковых пуговиц основных цветов трех геометрических форм: круг, квадрат, треугольник и четырех шнурков для продевания пуговиц красного, синего, желтого и зеленого цветов.
СУШИЛКА
Игра способствует:
— развитию умения различать предметы по сенсорному признаку: цвет;
– развитию умения группировать предметы по сенсорному признаку;
— развитию внимания, памяти, мышления;
— развитию знаний об окружающем мире;
– развитию мелкой моторики рук и координации движений.
Описание игрового пособия:
Пособие состоит из деревянной сушилки для белья и набора прищепок основных цветов.
Источник