Пособия по развитию ребенка 4 5 лет читать

Пособия по развитию ребенка 4 5 лет читать thumbnail

Фото 1

Не секрет, что четырехлетние малыши уже многое умеют и знают.

Это оптимальное время для подготовки их к школе.

Для этого следует использовать развивающие книги для детей 4-5 лет.

Список рекомендованных художественных произведений

Для дошкольников очень полезны художественные произведения. Они помогают воспитать у малышей чувство справедливости, понятие добра и зла. Художественные произведения делятся на разные типы.

Фольклор – разновидность народного творчества. Выражается в сказках, частушках, музыкальных произведениях. Перечень народных сказок для 4-5-летних девочек и мальчиков приведен ниже в таблице.

Название народной сказкиОбработка
Про Иванушку-дурачкаГорький М.
ЖихаркаКарнаухова И.
Лисичка-сестричка и волкБулатов М.
Война грибов с ягодамиДаля В.
Сестрица Аленушка и братец ИванушкаТолстой С.
ПривередницаДаля В.
Петушок и бобовое зернышкоКапица О.
ЗимовьеСоколов-Микитов И.
Лиса и козелКапица О.

Список произведений российских поэтов и писателей:

Фото 2

  • Листопад (Бунин И.);
  • Уехали (Барто А.);
  • Улицей гуляет (С. Дрожжин);
  • Первый снег (Я. Аким);
  • Поет зима – аукает (Есенин С.);
  • Не ветер бушует над бором (Н. Некрасов);
  • Багаж (С. Маршак);
  • Мороз, красный нос (Н. Некрасов);
  • Братишка (В. Вересаев);
  • Подкидыш (В. Бианки);
  • Неслух (Н. Сладков);
  • Заплатка (Н. Носов);
  • Бабушкин садик (С. Георгиев);
  • На море (Л. Пантелеев);
  • Разгром (Э. Успенский);
  • Дядя Степа (С. Михалков);
  • Весна, весна (Е. Баратынский);
  • О девочке Маше, собачке Петушке и о кошке Ниточке (А. Введенский);
  • Песенка про сказку (Ю. Мориц);
  • Затейник (Н. Носов);
  • Показательный ребенок (М. Зощенко).

Литературные сказки российских авторов:

  • Воробьишко (М. Горький);
  • Приключения Незнайки и его друзей (Носов);
  • Сказка о кругленьких и длинненьких человечках (Р. Сеф);
  • Волшебная иголочка (В. Осеева);
  • Телефон (К. Чуковский);
  • Первая охота (В. Бианки);
  • У слоненка день рождения (Д. Самойлов).

Рекомендованы детям 4-5 лет басни Л. Толстого:

  • Хотела галка пить;
  • Мальчик стерег овец;
  • Отец приказал сыновьям.

Полезно знакомить малышей с произведениями писателей других стран.

Перечень зарубежной поэзии:

  • Считалочка (В. Витка);
  • Про пана Трулялинского (пересказ с польского языка Б. Заходера);
  • Чудеса (Ю. Тувим);
  • Подснежники (С. Вангели);
  • Слезы (Ф. Грубин).

Фото 3Сказки зарубежных писателей, которые стоит прочитать детям 4-5 лет:

  • Знаменитый утенок Тим (Э. Блайтон);
  • Винни-Пух и все-все-все (А. Милн);
  • Приключения в лесу Елки-на-Горке (Т. Эгнер);
  • Мафин и его веселые друзья (Э. Хогарт);
  • Про мальчика, который рычал на тигров (Д. Биссет).

Лучшие произведения озвучиваются профессиональными актерами в музыкальные аудиоспектакли.

Пособия для обучения

Особенно актуальны для дошкольников пособия для обучения. Такие книги несут в себе немалую смысловую нагрузку. Обучающие издания предлагают детям складывать слова, читать по слогам, решать простые математические задачи.

Малышам, которые в 4-5 лет уже владеют навыками чтения и письма, стоит покупать книги-игры с головоломками, кроссвордами, лабиринтами, ребусами и прочими несложными и интересными заданиями. Подобные пособия развивают воображение, внимание, логическое мышление, усидчивость. Также они тренируют ловкость рук.

Фото 4Развивающие книги для детей 4-5 лет:

  • Зверажуры. Найди всех, кто спрятался. Автором данного издания является С. Хатчинсон. Книга увлекательная, поэтому обязательно понравится ребенку. В ней содержатся уникальные иллюстрации, которые делают материал интересным для малыша. На страницах книги представлены ажурные изображения, в которых спрятаны разные животные. Книга способствует развитию мышления, памяти, сосредоточенности, внимания;
  • Твои первые часы. Который час? Автором книжки является Е. Карганова. Это издание не только помогает развлечь ребенка, но и учит его ориентироваться во времени. Обложка создана в форме часов: есть два подвижных круга (минутный и часовой). Благодаря книге малыш сможет узнать о циферблате, стрелках, конструкции часов и их назначении. Уникальные иллюстрации сделают процесс обучения приятным и простым;
  • Большая книга заданий и упражнений на развитие связной речи малыша. Автором данного пособия является Т. Ткаченко. Книга предлагает комплекс упражнений для развития дошкольников. Учебник содержит около 140 разных заданий. Пособие направлено на развитие у дошкольника связной речи. С такой книгой ребенок научится составлять рассказы художественного, описательного, повествовательного и объяснительного характера. Учебник поделен на блоки, в каждом из которых присутствует 3 уровня сложности. Это повышает результативность занятий, помогает расти и развиваться;
  • серия «Умные книжки для 4-5 лет». Автором издания выступает известный руководитель центра развития и воспитания дошкольников, Земцова О.Н. Книги готовят малыша к школе, дарят ему массу положительных эмоций. В серию входит 15 пособий для обучения, развития памяти, мышления, мелкой моторики, речи, повышения концентрации внимания;
  • Город добрых дел. Это книга автора Р. Скарри. Она объясняет ребенку устройство мира. Забавные персонажи издания в понятной и интересной форме отвечают на самые распространенные вопросы малыша (например, «Кто и как построил дорогу?», «Как делают хлеб?», «Как возводят многоэтажные дома?» и т.п). Все ответы сопровождаются красочными иллюстрациями.

Фото 5

Книга Город добрых дел

Для решения проблемы с речью, стоит приобрести ребенку «Большой логопедический учебник для самых маленьких». Если нужно улучшить логическое мышление, то необходимо купить «Большую книгу на развитие интеллекта».

Чтобы мотивировать ребенка заниматься по учебникам, надо помогать ему, хвалить за достижения и умеренно поощрять.

Интерактивные детские книги

Современный мир выделяется эклектичностью: смешиваются различные стили, жанры. Например, ставятся спектакли, где в качестве декораций показывают видео, а актеры общаются со зрителями. То же самое касается и пособий.

В продаже есть интерактивные книги, в них гармонично сочетаются такие приемы:

Фото 6

  • анимация. Является частью электронной книги. Пока человек читает, на экране происходят соответствующие тексту события;
  • иллюстрация. Герои на картинках могут двигаться силой пальца ребенка (танцевать, прыгать, взлетать, покрываться льдом и т.п);
  • обучение. В электронных книгах присутствует режим обучения чтению (подсвечиваются слоги).

Интерактивные книги помогают ребенку быстрее обрести новые навыки, умения, которые пригодятся в будущем. Они увлекательны, поэтому понравятся любому дошкольнику. Создание интерактивной книжки – это долгий и сложный процесс.

Над электронным изданием работают такие специалисты:

  • аниматоры;
  • художники;
  • писатели;
  • иллюстраторы;
  • гейм-дизайнеры;
  • концепт-мейкеры;
  • программисты;
  • композиторы и т.п.

Создается концепция, разрабатывается сценарий игр. Как правило, интерактивная книга состоит из 12-16 страниц. Большие издания не приветствуются, поскольку усложняют усвоение материала. На каждой странице представлены короткие тексты, диалоги насыщенные действиями.

Фото 7

Учебник «Интерактивный годовой курс занятий. Для детей 4-5 лет»

Примером электронного учебника стоит назвать «Интерактивный годовой курс занятий. Для детей 4-5 лет». Это красочное интересное пособие. Оно предназначено для проведения совместных занятий с ребенком. Предлагается перечень интересных и несложных заданий, выполняя которые малыш получает соответствующий его возрасту объем знаний.

Например, книга учит писать цифры, буквы, обводить фигуры по пунктирным линиям. Издание помогает увеличить объем информации о мире, развить познавательные способности. Интерактивное обучение проходит в виде игры. Также сегодня можно найти интерактивные издания, которые являются адаптацией популярных книг (Сутеева, Чуковского, Маяковского и т.п).

Обычно разработчики берут известные всем картинки, персонажей и переносят их на электронный экран. Педагоги утверждают, что детям полезнее читать классическую литературу в традиционном варианте. Специалисты объясняют это тем, что интерактивные книги не способствуют развитию воображения.

Читайте также:  Ребенок 2 года календарь развития ребенка

Подобные издания идеально подходят для обучения письму, речи, внимательности. Сегодня наблюдается такая особенность: автор детского издания выступает иллюстратором или художник пишет книгу.

Лучшие пособия оказываются в электронном варианте. К примеру, популярной является интерактивная книжка А. Гордеева «Зеленая шапочка», которую озвучивает Н. Дроздов.

Видео по теме

Обзор детских книжек для мальчиков 3-5 лет в видео:

Таким образом, существует множество развивающих книжек для детей 4-летнего возраста. Важно познакомить малыша с классической отечественной и зарубежной литературой. Она развивает воображение, учит пониманию добра и зла. Для подготовки к школе полезны обучающие книги. Принесут приятные эмоции и большую пользу интерактивные издания.

Источник

1. Методика раннего развития Марии Монтессори

Автор: Виктория Дмитриева

Мария Монтессори один из 4 педагогов, которых ЮНЕСКО назвал основоположниками педагогического мышления в 20 веке. Автор книги Виктория Дмитриева адаптировала методику Монтессори под современные реалии. В книге подробно написано, как организовать процесс развития ребенка с первых дней его жизни, даны игры и упражнения, которые не только обучают ребенка, но и радуют его.

Суть методики в том, что ребенку предоставляется свобода выбора и действий  в установленных границах. Во время обучения, в специально оборудованном классе, ребенок сам выбирает для себя занятие и изучает что-либо не с помощью объяснений учителя, а при работе с учебными материалами.

2. После трех уже поздно

Автор: Масару Ибука

Масару Ибука — инженер и один из основателей компании Sony (внезапно!) в 1971 году написал книгу, где поделился  мыслями о воспитании детей в дошкольном возрасте. Его теория внесла изменения в традиционные методики воспитания, книга стала популярна в мире, ее называли «Книга века».

В 2011 году студия Артемия Лебедева переиздала эту книгу и она стала бестселлером на Ozon. В 2012 был издан сокращенный вариант книги для занятых пап. В 2016 году было напечатано 200 000 экземпляров, а скачали книгу 375 956 раз.

Идея книги заключается в том, что в течение первых трех лет жизни у ребёнка высокий потенциал к обучению, который нужно активно использовать. То, что в зрелом возрасте человек осваивает с трудом, ребенку удается намного легче. Главное знать, как и когда давать ребенку новые знания и опыт. Эта книга не практическое руководство о том, как заниматься развитием детей. Она объясняет, зачем это делать и как это повлияет на будущее ребенка.

3. 160 развивающих игр для детей от рождения до трех лет

Автор: Пенни Уорнер

Если предыдущая книга — теория, которая поможет сформировать модель воспитания, то «160 развивающих игр» — это практические советы. Книга поможет мамам и папам реализовать идеи раннего развития, про которые пишет Масару Ибука.

В книге собраны и адаптированы работы  мировых специалистов в области обучения детей с помощью игр. Какие-то игры покажутся знакомыми, а некоторые нестандартными и неожиданными, но каждая игра работает на развитие способностей и навыков. Автор учел все нюансы — от материалов и предметов, которые можно использовать для развивающих игр, до особенностей детской психики, которые необходимо учитывать, поощряя ребенка к новым достижениям.

4. Правила развития мозга вашего ребенка

Автор: Джон Медина

В этой книге молекулярный биолог-эволюционист простым и понятным языком рассказывает о том, как развивать мозг ребенка до и после рождения.

Джон Медина уделяет внимание как воспитанию и раннему развитию, так и здоровым отношениям в семье. Он развенчивает популярные мифы, например: «если во время беременности слушать классику, ребенок родится более развитым», «чем больше «полезных для мозга» игрушек, тем лучше» и другие.

Все рекомендации в книге основаны на последних научных достижениях в области развития мозга до рождения и в первые 5 лет жизни.

5. Тридцать миллионов слов. Развиваем мозг малыша, просто беседуя с ним

Автор: Дана Саскинд

Эта книга появилась благодаря детскому кохлеарному  хирургу (восстановление слуха) Дане Саскинд и научному исследованию 1995 года. Исследование показало, что дети, которые слышали больше слов до 4 лет были лучше готовы к школе и впоследствии владели большим лексиконом, лучше читали и сдавали тесты.

Дана заинтересовалась этим исследованием, основала организацию Thirty Million Word Initiative, разработала программы для развития детей с помощью активного общения и начала тестировать их в разных  демографических группах.

На основе своих исследований Дана вместе с коллегами написала книгу, где подробно рассказала, о том как правильно развивать речь ребенка, как раскрыть его потенциал.

Рекомендации в книге построены на трех тезисах:

  1. нужно слушать ребенка и активно разговаривать с ним о том, что ему интересно;
  2. использовать в речи описательные слова;
  3. вовлекать ребенка в беседу.

6. Эмоциональный интеллект ребенка. Практическое руководство для родителей

Авторы: Джон Готтман, Джоан Деклер

Эмоциональный интеллект — это умение распознавать эмоции, понимать намерения, мотивацию и желания других людей и свои собственные и способность управлять своими эмоциями и эмоциями других людей, чтобы решать практические задачи.

Автор книги —  Джон Готтман, профессор психологии, основал Центр исследования семейных отношений в Сиэтле. За сорок лет он изучил тысячи супружеских пар и сделал открытия в области семейных отношений. Джон Готтман входит в список «Десять самых влиятельных терапевтов» по версии Psychotherapy Networker. Он автор 190 научных статей, а также автор и соавтор 40 книг.

Идея книги — задача родителя переживать эмоции ребенка вместе с ним, не подавлять негативные эмоции, а учить управлять ими. Все советы практические, и применимы к детям и взрослым. Книга легко читается, за счет того, что не перегружена терминами.

Еще один плюс — она имеет научную основу, все выводы сделаны на основании исследований 199 семей, приводятся в пример узнаваемые ситуации и модели поведения родителей и детей.

7. Рожденный читать. Как подружить ребенка с книгой

Автор: Джейсон Буг

В этой книге Джейсон Буг рассказывает о своем опыте обучения ребенка вовлеченному чтению. Свой опыт автор подкрепил мнениями не только специалистов по детскому развитию, но и учителей, библиотекарей, писателей и разработчиков приложений для цифровых устройств.

Идея интерактивного чтения с ребенком от главы к главе раскрывается все подробнее, сопровождается примерами и идеями, подходящими для детей разных возрастов. Если у родителей катастрофически нет времени на чтение, а воспитать «прирожденного читателя» хочется, Джейсон Буг вынес во введение к книге все ее основные идеи.

В качестве бонуса в конце:

  • список книг для детей от 0 месяцев до 6 лет, изданных на русском языке от Ольги Мяэотс, заведующей отделом детской книги и детских программ Библиотеки иностранной литературы им. М. И. Рудомино;
  • список книг, вышедших в России, для тех детей, которые не хотят читать.

8. Эйнштейн учился без карточек

Авторы: Кэти Хирш-Пасек, Роберта Михник Голинкофф

Главная идея книги — дети должны воспитываться в игровой форме. Здесь собрано 40 упражнений для развития детей от 0 до 6 лет.  Навязчивое и преждевременное обучение не нужно и может оказаться вредным. Дети, которые посещают кучу секций и у которых нет времени на обычные детские игры, только страдают от этого. Вместо затрат на развивающие игры, направьте усилия на общение и игру с ребёнком.

Читайте также:  Развитие ребенка 9 лет мальчику

Примерно эту мысль пытаются донести до читателя два профессора психологии, которые специализируются на изучении поведения детей. В каждой главе приводятся научные исследования по теме, потом вывод и советы.

Источник

С наступлением у ребенка старшего дошкольного возраста родители задумываются о том, как ненавязчиво подготовить его к школе, правильно заложив фундамент будущего успешного обучения. Для детей 4 – 5 лет лучшие развивающие занятия – игровые. И подбирать их лучше исходя из возрастных особенностей и потребностей малыша.

Возрастные особенности ребенка 4–5 лет

Сейчас у ребенка действительно наступает самый благоприятный период для усвоения самой разнообразной информации. Этому способствует уровень развития, которого дошкольник достиг в физическом и интеллектуальном плане.

  • К этому возрасту мышлению ребенка становится доступна образность, развивается воображение. Он понимает, на что похож предмет, может вычленить предметы по цвету, размеру, высоте, длине, ширине.
  • Начинает развитие произвольная память: малыш помнит данные ему поручения, способен выучить стихотворение. Складывается словесная и образная память.
  • Повышается концентрация внимания. Сейчас дошкольник в состоянии удерживать его на одном действии до 20 минут.
  • Двигательные навыки тоже совершенствуются. Улучшаются крупная и мелкая моторика, координация, равновесие.
  • В творчестве ребенку доступны детализация в рисунках, вырезание, склеивание, конструирование по образцу и собственному замыслу.
  • Речь ребенка также становится более богатой. Улучшается произношение большинства звуков и дикция. Дети имитируют разные звуки, появляется интонация. Малыши проявляют живой интерес к рифме. Ведущий мотив общения у дошкольников этого возраста – познавательный: «почему?». Они стремятся к новым знаниям, которые должны дать взрослые.
  • Основной формой развития остается игра. Теперь она становится сюжетно-ролевой. Поэтому чтобы развивающие занятия были интересными и полезными, их следует строить именно на основе игр.

Учитывая эти особенности, можно сделать вывод, что занятия с детьми на этом этапе должны иметь вид целостной системы.

Чтобы правильно составить план занятий с ребенком 5-го года жизни дома, учитывайте следующие нюансы.

  • В детском саду у малыша уже присутствуют ежедневные занятия по разным направлениям, включая физическое. Поэтому важно уточнить программу этих занятий, чтобы дома дополнять ее, а не дублировать и не противоречить ей.
  • Заниматься дома получится только на выходных или вечером. Учитывая это, не оставляйте на поздний вечер активную деятельность и слишком подвижные веселые игры.
  • После детского сада у вас останется мало времени, поэтому планируйте в день не более 2 занятий.
  • Если ребенок не посещает детсад, программу его занятий вам придется разрабатывать самостоятельно исходя из его навыков, умений, интересов.
  • Развивающие игровые задания для детей 4 – 5 лет должны включать все стороны их деятельности (логику, внимание, мышление, память, речь, движение). Распределять занятия нужно равномерно в течение недели.

Развиваем речь

Если у ребенка существуют проблемы с произношением, речевые занятия должны включать артикуляционные упражнения для каждого сложного звука. Возможно, понадобится помощь профессионального логопеда.

В общем случае хорошими «развивашками в речевом плане для дошкольника в это время будут:

  • стишки, песенки, выученные наизусть;
  • обсуждение сюжетных картинок или прочитанных произведений;
  • разгадывание загадок;
  • прослушивание аудиосказок;
  • обсуждение всего, что произошло с ребенком за день;
  • знакомство со звуками и буквами;
  • определение первой буквы в слове, разделение слова на слоги.

Речевые навыки можно развивать с помощью несложных игровых упражнений. Можно спрашивать у ребенка:

  • «Что бывает … ?» (длинным, красным, горячим, острым и т. д.);
  • «Что будет, если… ?» (мяч упадет в воду, на небе появится черная туча, я съем снег);
  • «Что можно делать … ?» (с яблоком, книгой, мячиком, печеньем, ножницами…);
  • «Что где?» (какие предметы есть в спальне, прихожей, на кухне; в какой комнате находится телевизор, кровать, сковородка, вешалка…);
  • «Кто это?» (например: ушастый, серый, трусишка – кто это?).

Игры на развитие логического мышления

В этом возрасте ребенок уже должен уметь обобщать и дифференцировать предметы по определенному признаку, работать по образцу, строить простые рассуждения для решения каких-либо задач.

Для того чтобы стимулировать дошкольника к логическим размышлениям, можно предлагать ему разнообразные игры. Это могут быть как магазинные развивашки (сортеры, пазлы, конструкторы, детское лото), так и вполне бытовые.

Например, ребенку придется задействовать свои логические навыки в следующих заданиях.

  • Ему предлагают обобщить предметы по какому-то признаку (назвать все круглое в комнате, все желтое, все мягкое).
  • Определить, чем похожи, а чем отличаются две картинки или игрушки.
  • Выбрать из множества предметов одинаковые (мячи, зайчиков, кубики и т. д.).
  • Собирать постройку из конструктора по образцу.
  • Найти лишний предмет из нескольких и объяснить, почему он лишний.
  • Найти парные предметы (как настоящие, так и на карточках или картинках). Ребенку придется определить признак, по которому нужно искать пару (к тарелке – ложку, к шапке – шарф, к курице – яйцо).
  • Найти выход из нарисованного лабиринта (они часто встречаются в детских развивающих пособиях или журналах). Вариации таких «путаниц» могут быть разными: помочь кошке поймать мышку, встретиться собаке со щенком, найти ключ для Буратино и т. д.

Память – не только зрительная

Человек запоминает не только то, что видит, но и то, что слышит или делает. Маленький человек не исключение. Поэтому развитие памяти должно быть комплексным и затрагивать все эти аспекты.

  • Зрительную память развивают игры на запоминание рисунка или картинки с последующим их описанием, описание по памяти расположения предметов в комнате, на полке, столе. Можно попросить ребенка вспомнить, в чем он вчера ходил на прогулку, во что была одета мама. Или нарисовать на бумаге сетку из нескольких клеток, разложить в каждую мелкие предметы, а затем, дав ребенку время на запоминание, отвернуть его и поменять местами несколько предметов. Пусть пробует восстановить первоначальное расположение.
  • Слуховую память тренирует запоминание стихов, потешек, песенок, а также пересказывание сказок или впечатлений от ярких событий, выполнение устных инструкций взрослого. Например, купить в импровизированном магазине несколько предметов и ничего не забыть. Или ставить предметы, накрывая на стол, в определенной последовательности.
  • Двигательную память помогут натренировать всевозможные игры, в которых малыши повторяют за взрослым движения в определенном порядке. Иногда взрослый может «ошибиться», при этом ребенку нужно все сделать безошибочно, не сбиться.

Совет

Отправляясь в магазин или на прогулку, заранее составьте маршрут своего похода и просите ребенка комментировать – куда идти дальше. Это тоже тренировка слуховой памяти.

Внимание – вниманию

Чтобы ребенок рос внимательным, умел концентрироваться и быстро реагировать на какие-то изменения, важно тренировать его внимание. Начинать можно уже с 4-летнего возраста. При этом также не обязательно приобретать дорогие пособия: подходящее «оборудование» всегда есть под рукой.

Читайте также:  Скачать игры для развития ребенка 2 года

Например, можно поиграть в такие игры.

  • Вариации на тему «съедобное — несъедобное» (сладкое – несладкое, летает – не летает, одежда – не одежда).
  • «Что нового?» (на столе, на картинке, в облике папы, одежде мамы).
  • «Найди отличия» (на двух картинках).
  • «Караван» – мама называет животное, ребенок повторяет его и добавляет свое. Мама повторяет оба и добавляет третье. Повторять нужно в порядке называния животных. Играют, пока кто-то не собьется.
  • «Что изменилось?». Во время утренней прогулки мама с ребенком стараются запомнить все, что их окружает, а вечером сравнивают, что изменилось (кто-то повесил белье, на лавочку сели старушки, к соседнему подъезду подъехала машина);
  • Закрыть глаза и назвать как можно больше разных звуков в комнате (часы, шум холодильника, мурлыканье кошки) или за окном (едут машины, поют птицы, шумит ветер).
  • Закрыть глаза и рассказать, что в каком порядке стоит на полке, на столе, во что одета мама.

Важно начинать с более легких заданий, постепенно усложняя их, не забывая хвалить малыша за успехи.

Чтение и письмо

Эти навыки понадобятся ребенку в школе. Ведь первое, что он должен будет освоить к первому классу, – как раз чтение и письмо.

На пятом году с дошкольником необходимо планировать уроки по подготовке руки к письму. Здесь уже понадобятся первые учебные пособия – детские прописи. Это прекрасные «развивалки» для руки, помогающие ребенку разработать нужные мышцы, чтобы кисть не уставала во время письма. В детских прописях малышу предлагается обводить по точкам несложные узоры, а затем воспроизводить их самостоятельно.

Для закрепления восприятия первого звука в слове (на этом основано все изучение букв) можно приклеить карточки с изображениями букв к разным предметам в доме. Пусть ребенок определит, в каком случае карточка приклеена правильно, а в каком – нет.

При обучении дошкольников чтению все больше мамочек выбирают букварь Жуковой. В нем последовательно показано, как буквы «сливаются» в слоги, даются важные рекомендации родителям. К тому же, методика обучения Жуковой соответствует требованиям школьных программ.

Совет

Прежде чем начать обучение ребенка чтению, научите его на слух воспринимать все звуки в словах, в разных частях слова (в начале, середине, конце), а также вычленять в словах слоги. Для этого можно найти немало занимательных игр.

Только при таком подходе ребенок научится читать и писать без ошибок (часто детки переносят на письмо то, что слышат или воспринимают неправильно).

Изучаем математику

Первое, что здесь приходит на ум, – навыки счета. Потому как вычисления ребенку пока освоить трудно. Как научить дошкольника считать?

Понять, как соотносится конкретная цифра с обозначаемым числом, ребенок может, например, с помощью счетных палочек или карточек, на которых изображены цифра и различные предметы в соответствующем количестве.

Чтобы закрепить счет по порядку, можно использовать раскраски, в которых требуется соединять пронумерованные точки.

Также закреплению порядкового счета способствует постоянное пересчитывание окружающих предметов: домов, скамеек, птиц, ступенек на лестнице, яблок в вазе.

Математика – это еще и геометрия. К этому возрасту ребенок уже должен знать основные геометрические фигуры. Сейчас важно закреплять эти знания, а также развивать мышление дошкольника, играя в интересные игры с фигурами. Например, можно складывать из треугольников прямоугольники, квадраты, ромбы, другие треугольники. Из квадратов можно сложить прямоугольники.

Интересно деткам в этом возрасте и рисовать с помощью геометрических фигур (всем известно, что треугольник – это юбочка, круг – солнышко, треугольник с прямоугольником – домик). Также ребенок уже может сравнивать фигуры по цвету, форме, размеру.

Музыкальность, сенсорика, движение

Одним из главных факторов правильного развития дошкольника в этом возрасте по-прежнему остается движение. Двигаться он должен много. Это повышает его ловкость, выносливость, координацию, развивает мышцы, укрепляет скелет. Поэтому в программе занятий должно быть много места для гимнастики, танцев, зарядки, езды на велосипеде, всевозможных подвижных игр. Можно записать дошкольника в какую-нибудь спортивную секцию.

А если двигательная активность будет сопровождаться хорошо подобранными мелодиями, ребенок получит и музыкальное развитие. У него будет улучшаться чувство ритма, восприятие быстрой и медленной музыки, грустной и веселой.

Совет

В этом возрасте дошкольнику можно давать послушать не только детские мелодии, но и классические. У него уже есть свои любимые мотивы, под которые он начинает пританцовывать или напевать.

Сенсорное восприятие – это, прежде всего, развитие тактильной чувствительности. У малыша должна быть возможность трогать самые разные материалы и фактуры: мягкое, жесткое, гладкое, шершавое, пушистое, колючее, теплое, холодное. Хорошая игра – узнавать предметы на ощупь, не видя их (например, доставая из мешочка).

Важную роль играет совершенствование мелкой моторики. Это помогает улучшать все умственные способности: мышление, речь, память. Кроме того, хорошая мелкая моторика готовит руку к письму: ребенок будет правильно держать ручку, рука будет меньше напрягаться и уставать. Хороши для этой цели игры с мелкими предметами и материалами: кубиками, конструктором, мозаикой, песком, крупами. Сюда же входят пальчиковые игры, завязывания шнурков, застегивание молний, откручивание пробок, рисование, аппликации, лепка.

Прочие знания

Расширению кругозора способствуют первые представления о географии, которые малыш может получить, например, во время прогулок (расскажите ему, что такое горизонт, живая природа, время года, вода и суша, солнце и земля).

Углубить знания помогут специальные пособия для дошкольников. Это такие «познавашки», как, например, энциклопедии, глобус или магнитная карта мира, к которой прилагаются картинки с растениями, животными, достопримечательностями разных стран. Так малыш узнает о народах, о своей Родине, о материках и островах, об озерах, морях, равнинах, горах, сторонах света.

Кстати, география – основной предмет, по которому дети в этом возрасте задают множество вопросов. Порой достаточно просто отвечать на них, чтобы дать малышу все необходимые знания.

Представления об истории и культуре своего народа ребенок может получить, рассматривая картины Васнецова, слушая былины о богатырях, рассказы о жизни князей (можно в форме сказок), рисуя природу России, церкви, былинных и сказочных героев, слушая рассказы из истории своей семьи (о бабушках, дедушках, семейных традициях), познавая во время прогулок красоту природы и достопримечательности родного города.

Совет

С традициями и культурой нашего народа хорошо знакомить дошкольника на примере народных праздников (Пасхи, Масленицы, Ивана Купалы).

А вот иностранные языки, по мнению большинства специалистов, в этом возрасте изучать еще рано. Во-первых, запоминание будет механическим, во-вторых, для точного овладения языком сейчас нужна соответствующая языковая среда. В-третьих, правильно мотивировать на изучение непонятного языка малыша еще сложно. А вот риск испортить произношение на родном языке очень велик. К тому же, такое изучение предполагает присутствие преподавателя: самостоятельно родителям учить ребенка иностранным языкам не рекомендуется.

Развивать навыки и способности ребенка-дошкольника нужно комплексно. Тогда он будет всесторонне готов к дальнейшему успешному развитию и обучению в школе.

Источник