Пособия для развития речи для ребенка 4 лет скачать бесплатно

Пособия для развития речи для ребенка 4 лет скачать бесплатно thumbnail

Раздел: Детский сад |
Категория: Развитие речи |

Модерировал материал:
galka
| Добавлен: 19.09.2018, 12:14 | Обновлен:

| Просмотров:
23723

Пособия для развития речи для ребенка 4 лет скачать бесплатно

     Основная образовательная программа “Детский сад 2100”. По дороге к Азбуке. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Кислова Т.Р.
Дошкольное образование. Речевое развитие. Учебные пособия

Пособия для развития речи для ребенка 4 лет скачать бесплатноРечевое развитие. Учебное пособие 3-4 года. “По дороге к Азбуке” (Лесные истории). Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Кислова Т.Р.
Учебное пособие предназначено для речевого развития детей 3–4 лет, является составной частью УМК “По дороге к Азбуке” для детей дошкольного возраста и начальным звеном непрерывного авторского курса русского языка и литературного чтения (авторы Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева и др.). Обеспечивает комплексный подход к решению задач ФГОС дошкольного образования. Может использоваться в дошкольных образовательных организациях, организациях дополнительного образования, а также для индивидуальной работы родителей с детьми. Все тексты, включённые в данное учебное пособие, не предназначены для чтения детей, их читают взрослые (педагоги, родители).
Формат: pdf
Скачать
Пособия для развития речи для ребенка 4 лет скачать бесплатноРечевое развитие. Учебное пособие 4-5, 5-6, 6-7(8) лет. Часть 1-5. “По дороге к Азбуке”. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Кислова Т.Р.
Учебное пособие в 5-ти частях предназначено для речевого развития детей 4–7(8) лет, является составной частью УМК “По дороге к Азбуке” для детей дошкольного возраста и начальным звеном непрерывного авторского курса русского языка и литературного чтения (авторы Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева и др.).
Формат: pdf
Скачать 1 часть / Скачать 2 часть / Скачать 3 часть / Скачать 4 часть / Скачать 5 часть
Речевое развитие. Наши прописи 5-6, 6-7(8) лет. Часть 1, 2. “По дороге к Азбуке”. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Кислова Т.Р.
Учебное пособие по речевому развитию “Наши прописи” предназначено для подготовки к обучению письму детей 5–6, 6-7(8) лет. Является составной частью УМК “По дороге к Азбуке” для детей дошкольного возраста и разработано как дополнение к учебному пособию “По дороге к Азбуке” к 3 части.
Формат: pdf
Скачать 1 часть / Скачать 2 часть
Развитие речи. Пособие для дошкольников. 3-6 лет. Часть 1, 2. “По дороге к Азбуке”. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Кислова Т.Р.
Приложение к тетрадям “По дороге к азбуке”. Серии сюжетных картинок для составления устных рассказов. Представляет собой наглядный материал в виде карточек.
Формат: pdf
Скачать 1 часть / Скачать 2 часть
Пособия для развития речи для ребенка 4 лет скачать бесплатноНаглядные материалы для составления предложений и устных рассказов. 4-6(7) лет. “По дороге к Азбуке”. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Кислова Т.Р.
Приложение к пособию для дошкольников “По дороге к Азбуке”. Представляет собой наглядные карточки и сюжетные картинки.
Формат: pdf
Скачать
Пособия для развития речи для ребенка 4 лет скачать бесплатноМетодические рекомендации к образовательной программе речевого развития детей дошкольного возраста. 3-7(8) лет. По дороге к Азбуке. Кислова Т.Р.; под науч. ред. Бунеева Р.Н., Бунеевой Е.В.
Данное методическое пособие для педагогов, логопедов и родителей является составной частью комплекта пособий и обеспечивающих речевое развитие детей дошкольного возраста, варианты примерного тематического планирования и подробное описание занятий с детьми.
Формат: pdf
Скачать

Скачали? Поделитесь с друзьями!

Как скачать файл бесплатно

Источник

Приветствую вас, дорогие читатели моего блога работающей мамы! В этом посте я выкладываю для вас и ваших деток бесплатно книги для развития речи. Вы их можете скачать бесплатно и наслаждаться занятиями с малышом. Подборку я делала сама, из своих запасов ????

Книги для развития речи детей

1.Савостьянова Е. В., Батяева С. В. Альбом по развитию речи для самых маленьких.

Альбом хорошее пособие для занятий с детьми с речевыми нарушениями. В его основе лежит целый комплекс упражнений, который включает дыхательную и артикуляционную гимнастику, способствующую координации речевого аппарата, пальчиковые игры, а также упражнения, направленные на формирование и развитие речи.

Данная книга поможет вам определить, как точно ребенок понимает обращенную к нему речь. Благодаря интересным и легким упражнениям ребенок научиться произносить звуки и слова, говорить фразами и короткими предложениями. Пособие содержит много иллюстрированных  заданий, которые расположены последовательно, по принципу от простых к сложным.

2.Закревская О.В. Развивайся, малыш! Предметные картинки по развитию речи. 

Данное пособие представляет собой комплекс педагогической помощи детям раннего возраста с отставанием и отклонениями в развитии. Не зависимо от реального возраста ребенка, если его уровень развития попадает в пределы от 0 до 4 лет, эта книга будет большим помощником. Книга предусматривает пошаговое обучение, от простого к сложному. Система работы включает в себя: развитие слуховых и зрительных ориентировочных реакций, мышления, памяти, понимания речи, формирование предпосылок для развития активной речи, развитие ручной моторики, действий с предметами, орудийной, игровой, конструктивной деятельности. Система индивидуальных коррекционных занятий рассчитана на последовательное использование предложенных заданий, вариативность методов и приемов для достижения поставленной цели, гибкость в подборе материала.

3. Януко Елена. Помогите малышу заговорить! Развитие речи детей 1,5-3 лет.

Книга для развития речи ребенка 1,5 -3 лет. Первая часть книги посвящена занятиям, которые помогают наладить общение со взрослым, развивают подражание, слуховое внимание и восприятие ребенка, дыхание, мелкую моторику. Основной раздел книги — «Развитие речи» — ставит своей целью «разговорить» ребенка и описывает логопедические занятия и специальные приемы логопедического воздействия, учитывающие особенности работы с маленькими неговорящими детьми. Представленный материал поможет создать речевую среду развития, накопить пассивный словарь. Развитие активной речи ребенка достигается путем развития у ребенка речевого подражания, использования ритма и т.д. Книга является практическим пособием. Материал изложен кратко, в популярной и удобной форме, включает в себя описания занятий в виде занимательных игр. Книга будет полезна как логопедам и воспитателям, так и родителям.

4.Л.Н. Зуева, Н.Ю. Костылева, О.П. Солошенко «Занимательные упражнения по развитию речи. Логопедия для дошкольников».

Отличное пособие включает в себя занимательные игровые задания для детей 5 — 7 лет, способствующие формированию правильного звукопроизношения, обогащению словарного запаса, развитию логического мышления и графических навыков. Эта книга очень важна ребенку, так как он должен в будущем в школе уметь правильно излагать мысль, красиво пересказывать прочитанный рассказ, быть интересным собеседником. Иллюстрации к пособию сделаны художником А.В.Савельевым. Книга будет полезна педагогам детских дошкольных учреждений, логопедам, родителям. 

5.Гуськова А. «Развитие монологической речи детей 6-7 лет: занятия на основе СКАЗОК».

Автор пособия использует современный подход к раскрытию и совершенствованию лексико-грамматических средств языка, произношения, восприятия, выразительности монологической речи детей подготовительной к школе логопедической группы на материале народных и авторских сказок. С повышением внимания к развитию личности ребенка связывается возможность качественного улучшения его речи. Все представленные в книге комплексные занятия составлены в соответствии с ФГТ и базируются на интеграции образовательных областей «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Здоровье», направлены на развитие познавательно-речевой, игровой, оздоровительной деятельности, компонентов устной речи детей, практическое овладение нормами речи.

6. Жукова Н. С. «Учимся говорить правильно».

Надежда Сергеевна Жукова, автор этой книги, — известный московский логопед, кандидат педагогических наук. Ей принадлежат оригинальные исследования поступательных процессов развития детской речи. В своей практической работе автор сохраняет и продолжает развивать традиции таких известных педагогов — логопедов-практиков, как Е.Ф.Pay, А.Г.Ипполитова. Система занятий, изложенная в данной книге, может быть рекомендована родителям, воспитателям, педиатрам и всем тем, кто занимается воспитанием и развитием детей от одного года до трех лет. 

7.Лира Т. «Речевое развитие дошкольников с использованием моделей».

Пособие содержит материал, направленный на развитие связной речи ребенка с помощью моделей. В качестве модели берется графическая модель — то есть картинка. Посредствам зрительных образов такой способ обучения способствует успешному освоению дошкольниками знаний об объектах и явлениях окружающего мира, учит передавать эти знания с помощью речевых высказываний.  Это пособие больше подойдет специалистам, занятых в сфере практической деятельности в системе дошкольного образования. Но вы дома с детьми самостоятельно вполне справитесь по этой книге.

8. Ткаченко Т.А. «Большая книга заданий и упражнений на развитие связной речи малыша».

Книга представляет собой сборник из 140 занимательных упражнений для обучения дошкольников и младших школьников различным видам рассказывания. В ходе упражнений педагоги и родители смогут составить с детьми более 780 самостоятельных рассказов описательного, повествовательного, объяснительного и творческого характера.

Он позволяет эффективно совершенствовать связную речь детей, помогая им в общении, обучении, гармоничном развитии. В зависимости от вспомогательного средства, облегчающего и направляющего процесс составления ребенком рассказа, упражнения в книге разделены на 10 блоков. В каждом блоке упражнений автор выделяет 3 уровня сложности. Такой подход заметно повышает результативность занятий, так как позволяет взрослому объективно оценить речевые возможности ребенка и с их учетом подбирать упражнения, постепенно усложняя задания. Издание богато иллюстрировано, снабжено подробными рекомендациями для педагогов и родителей. Рекомендуется родителям для домашнего обучения, воспитателям, логопедам, психологам и другим специалистам для индивидуальных и групповых занятий с детьми 4-7 лет. 

9.Ушакова О.С, Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста: Учеб.-метод. пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений.

Почему одни дети начинают говорить в 9 месяцев, другие — после двух лет? Как определить, действительно ли ребенок отстает в речи, или он накапливает свой опыт со своими ассоциациями и аналогиями? В книге представлены благополучные и неблагополучные признаки развития речи. Когда и как нужно начинать заниматься с ребенком? Книга написана настолько доступно, понятно и позитивно, что у родителей открывается второе дыхание для занятий со своими детками.

10.Ушакова О.С. — Развитие речи детей 3-5 лет. Программа, конспекты занятий, методические рекомендации.

В книге рассмотрены проблемы развития речи детей дошкольного возраста младшей и средней групп. Предлагаются методические рекомендации по организации образовательной деятельности. Рассмотрены возрастные особенности развития речи детей 3—5 лет.
С помощью дидактических игр и упражнений формируется лексический запас, происходит усвоение грамматических категорий. Материал занятий поможет вызвать у детей интерес к родному языку, будет способствовать развитию воображения и логики, речевой активности. Книга предназначена работникам ДОУ, воспитателям и методистам, студентам педагогических вузов и колледжей, родителям, интересующимся развитием речи детей. 

11.Ушакова О.С., Струнина Е.М. Развитие речи детей 4 — 5 лет. Программа. Методические рекомендации. Конспекты занятий. Игры и упражнения.

Это методическое пособие содержит все материалы, необходимые для проведения занятий по развитию речи и ознакомлению с литературой в средней возрастной группе дошкольного учреждения: программу, методики выявления уровня развития речи, конспекты занятий и методические рекомендации к ним. В книгу включены также тексты рекомендуемых авторами литературных произведений для детей.

12. Ушакова О.С. Развитие речи детей 5-7 лет.

Книга посвящена вопросам развития речи детей дошкольного возраста старшей и подготовительной к школе групп. Предлагаются методические рекомендации по организации образовательной деятельности. Рассмотрены возрастные особенности развития речи детей 5—7 лет. Вводная часть знакомит с теоретическими основами программы и методики.
В пособии дается материал для занятий, направленных на развитие всех сторон речи ребенка — фонетики, грамматики, лексики, а также на овладение основами связной монологической речи.  В третье издание книги внесены дополнения в соответствии с ФГОС ДО. Книга предназначена работникам ДОО, воспитателям и методистам, студентам педагогических вузов и колледжей, родителям, интересующимся развитием речи детей.

Внимание: Эти книги не для массового распространения, их можно скачать только для личного пользования.

Читайте, занимайтесь с детьми с удовольствием!

Поделитесь ссылкой на книги для развития речи в соц.сетях. Книги пригодятся многим мамам и их деткам! Ссылки ниже:

Did you find apk for android? You can find new Free Android Games and apps.

Источник

МБДОУ «Детский сад «Радуга»

Игры по речевому развитию для детей 4-5 лет в соответствии с ФГОС

Учитель-логопед: Моисеева С.С.

Игра. «Поймай – скажи».

Цель: учить детей правильно употреблять глаголы 3-го лица единственного числа настоящего времени.

Оборудование. Мяч.

Описание игры. Дети становятся в круг.

Ведущий бросая мяч детям, называет при этом животное.
Поймавший мяч бросает его ведущему, называя какое-либо действие этого
животного. 
Образец: Корова – мычит;

лягушка – квакает;

кошка – мяукает;

волк -воет;

собака – лает;

тигр – рычит. 
Ведущий называет какую – либо профессию. Поймавший мяч
называет, что делает человек этой профессии. 
Образец: Врач – лечит;

художник – рисует;

повар – варит;

пожарник -тушит;

плотник – строгает.

Ведущий называет имя ребенка. Поймавший мяч называет какое-
либо действие его. 
Образец: Сережа – катает;

Люба – играет;

Дима – прыгает;

Игра. «Как кто передвигается?».

Цель: учить детей правильно употреблять глаголы настоящего времени (прошедшего, будущего).

Оборудование. Предметные картинки.

Описание игры. Показывают изображения животных, птиц, насекомых и спрашивают у детей, как они передвигаются (например: бабочка летает, воробей прыгает и летает, лягушка прыгает и т.д.) За правильный ответ дети получают картинки.

Игра. “Скажи наоборот”

Цель: Учить детей подбирать однокоренные и разнокоренные глаголы- антонимы.

Оборудование. Кукла Чипполино.

Воспитатель. К нам, в детский сад, пришел в гости Чипполино. Все ему у нас нравится: как мы зарядку делаем, как играем, лепим из пластилина, рисуем, поем и танцуем.

Однако… Чипполино, а почему ты загрустил? Что? Скажешь мне на ухо? Что? Не умеешь подбирать, как наши дети, слова – “наоборот”, слова с противоположным значением? Ребята, поможем Чипполино? Я буду называть слова, а вы вместе с Чипполино придумайте слова- “наоборот”, слова с противоположным значением.

Воспитатель -дети,

Входить-выходить

Вбегать-выбегать

Прибегать- убегать,

Привозить- увозить,

Прилетать- улетать,

Приходить- уходить,

Подплывать- отплывать,

Закрывать-открывать,

Вставать- ложиться,

Говорить- молчать,

Мириться- сориться,

Надевать- снимать.

Игра. «Кто как ест?»

Цель: продолжать знакомить детей с действиями, которые выполняют животные.

Кошка лакает молоко; собака грызет кость; корова жует сено; курица клюет зерно.

Игра. «Кто как голос подает?»

Цель: учить детей правильно употреблять глаголы, которые обозначают действия животных.

Голубь воркует,

ворона каркает,

кошка мяукает,

воробей чирикает,

сорока стрекочет,

свинья хрюкает,

петух кукарекает,

сова ухает,

овца блеет,

курица кудахчет,

лягушка квакает,

корова мычит,

гусь гогочет,

волк воет,

лошадь ржет,

утка крякает,

медведь рычит,

собака лает.

Игра. «Назови признаки осени»

Цель: учить детей называть признаки времён года (осень), развивать умение использовать в речи глаголы.

Вянут и желтеют трава, листья на деревьях.

По небу бегут серые тучи, идёт холодный дождь.

Опадает листва.

Птицы улетают в тёплые края.

Игра. «Повтори и запомни»

Цель: развивать, память, мышление, внимание.

Таня лепит. Дети лепят. Толя играет. Дети играют. Оля катается. Дети катаются.

Игра. «Доскажи словечко»

Цель: упражнять в составлении предложений, используя при этом подходящие по смыслу глаголы.

Ушами мы (что делаем?) слушаем.

Глазами (что делаем?) смотрим.

Головой (что делаем?) думаем.

Носом (что делаем?) дышим, нюхаем.

Ртом (что делаем?) едим, пьём, говорим.

Руками (что делаем?) берём, держим.

Ногами (что делаем?) ходим, бегаем, прыгаем, танцуем.

Упражнение с приставочными глаголами

Цель: упражнять детей правильно употреблять глаголы с разными приставками.

Стихотворение-шутка. Ехали мы, ехали, до ямы доехали,

Яму объехали, дольше поехали.

Ехали мы, ехали, до горы доехали,

В гору въехали, с горы съехали, дальше поехали.

К дому подъехали, в ворота въехали, вот и приехали.

Предложить детям перечислить глаголы, которые образовались от глагола «ехали».

Игра «Слоговой аттракцион».

Цель: развивать внимание, упражнять детей называть глаголы настоящего времени.

Дети соревнуются, кто больше назовёт слов, которые заканчиваются слогом ют:

падают, бегают, летают, плавают, прыгают, шьют, делают, моют, купают, читают.

Игра «Доскажи словечко».

Цель: учить детей навыкам словообразования глаголов, обозначающих профессии.

Крановщик – на кране….(работает).

Точильщик – ножи… .(точит).

Барабанщик – на барабане .. .(играет).

Регулировщик – уличное движение.. ..(регулирует).

Каменщик – стены … .(кладёт).

Пильщик – дрова.. .(пилит).

Шахматист – в шахматы (играет).

Футболист – в футбол (играет).

Шофёр – на машине (работает).

Штангист – штангу (поднимает).

Игра «Слово рассыпалось».

Цель: учить детей составлять слова, обозначающие действия.

Предложить детям закончить слово.

Да… (ёт)

По… (ёт)

Ве…(зёт)

Бе…(рёт)

Жи…(веет)

И…(дёт)

Кла…(дёт)

Закончи предложение.

Цель: учить детей подбирать подходящее по смыслу слово, которое обозначает действие.

Медведь осенью засыпает, а весной…

Берёзка от ветра наклонилась, а затем…

Пешеходы на красный свет стоят, а на зелёный …

Мы в метро сначала спускаемся, а потом …

При расставании люди прощаются, а при встрече …

Мокрое бельё развешивают, а сухое …

Вечером солнце заходит, а утром …

Старую мебель надо вынести, а новую …

Мальчик рукавичку уронил, а потом …

По одёжке встречают, а по уму …

Дождь траву намочил, а солнышко …

Найди лишнее. Цель: учить детей слушать внимательно и называть слова, которые не соответствуют заданным действиям.

Игра. “Кто больше назовёт профессий?”

Цель: Учить детей соотносить действия людей с их профессией, образовывать от существительных соответствующие глаголы (строитель -строит, учитель – учит и т. д.). Учить детей соотносить действия людей с их профессией, образовывать от существительных соответствующие глаголы (строитель – строит, учитель – учит и т.).

Организация занятия. Учить детей соотносить действия людей с их профессией, образовывать от существительных соответствующие глаголы (строитель – строит, учитель – учит и т.).

Воспитатель. Я работаю в детском саду воспитателем. Это моя профессия. Я учу вас, как себя вести, играю с вами, рисую, читаю вам стихотворения, рассказы, гуляю с вами, укладываю спать… Это моя профессия – воспитывать вас.

А какая профессия у Ирины Владимировны? Она нам готовит обед. Правильно, повар. А какие вы еще знаете профессии? (Ответы.)

Каждый взрослый человек обязательно учится какой-либо профессии. Овладев ею, поступает на работу и выполняет определенные действия.

Что делает повар? (Дети: Повар варит, печет, жарит, чистит овощи.)

Что делает врач? (Осматривает больных, выслушивает, лечит, дает лекарство, делает уколы, операции.)

Что делает портной? (Кроит, наметывает, порет, гладит, примеряет, шьет.)

Воспитатель называет и другие профессии – строителя, учителя, пастуха, сапожника, а дети называют действия.

«Волшебные очки»

(для детей от пяти лет) Цель: Развитие творческих речевых умений, творческого воображения; овладение понятием времени. Содержание: Ведущий рассказывает про времена года, как они влияют на природу, животных, людей. Затем говорит: «Вот волшебные очки, они показывают будущее. Через 3 месяца, когда наступит весна, мы посмотрим через них и что мы увидим?»… и т.д.

«Волшебная труба»

(для детей от четырёх лет)Цель: развитие словаря, воображения, познавательной функции; освоение ребенком противоположных черт характера сказочных персонажей.Оборудование: Журнал или лист бумаги, свернутый в трубочку.Содержание: Ведущий показывает «волшебную трубу» и говорит, что если посмотреть через неё на сказочный персонаж, то он поменяет свои черты характера, например, на противоположные. Ведущий просит малыша посмотреть через трубу на героев и рассказать, как они изменились.

«Помоги Колобку»

(для детей от пяти лет)Цель: Воспитание добрых чувств; развитие воображение, творческого мышления, связной речи.Оборудование: Сказка «Колобок», карточки, изготовленные из двух книжек-малышек, разноцветные кружки: желтый (Колобок), серый (волк), белый (заяц), коричневый (медведь), оранжевый (лиса).Содержание: Ведущий просит детей напомнить ему сказку о Колобке, используя картинки или разноцветные кружочки. Попросите малышей придумать, как можно спасти Колобка. Пусть дети придумают, что будет с Колобком, если он спасется от лисы, с кем он будет дружить, где будет его дом. Эти и другие наводящие вопросы помогут малышу придумать интересную историю.

«Поиграем в Репку»

(для детей от пяти лет)Цель: Развитие речи и творческого воображения; обучение символическому проигрыванию сюжета; цветовое обозначение героев сказки; усвоение последовательности событий.Оборудование: Кружки: желтый (репка), зеленый (бабка), коричневый (дед), Содержание: Ведущий рассказывает сказку-путаницу. Начинает с «Репки», включает персонажи из других сказок. Ребенок замечет ошибки и в результате пересказывает «Репку». 
Дети, успешно справившиеся с заданием, придумывают истории из двух-трех предложений, замечают почти все ошибки.

«Придумай необычное существо»

(для детей от пяти лет)
Цель: Развитие словотворчества, воображения, умения анализировать и различать реальные и фантазийные образы; расширение кругозора.Оборудование: Набор карточек с изображением различных предметов, растений, птиц, животных, цветов, героев сказок и т.п.Содержание: Дать ребенку сразу две карточки. Пусть малыш придумает такой персонаж, в котором бы соединились свойства сразу двух персонажей. Например, при сложении животных динозавра и свиньи получаем других несуществующих животных: свинозавра или дининью. Таким образом, можно складывать разные слова (дуб + роза = дубороза, стрекоза + козел = стрекозел и т.п.). Не ограничивайте фантазию малыша, впрочем, как и свою! Свойства могут браться от разных растений, птиц, зверей, предметов и пр., лишь бы при этом назывался источник.

Игра с мячом  «Приготовим сок для мамы»

Цель: учить образовывать и использовать в речи относительные прилагательные.

Описание игры. Ребенок держит мяч, называет любой овощ или фрукт и кидает мяч. Поймавший должен сказать, какой сок делают из названного овоща или фрукта, затем назвать свой овощ или фрукт и бросить мяч следующему игроку.

Игра с мячом  «Скажи наоборот»

Цель:  обогащение экспрессивной речи словами-антонимами.

Описание игры.  Взрослый катит мяч одному из детей и начинает предложение, ребенок ловит мяч, заканчивает предложение, подобрав слово-антоним.

·        Помидор круглый, а огурец… (овальный).

·        Помидор мягкий, а огурец… (твердый).

·        Помидор гладкий, а огурец… (шершавый).

·        Помидор большой, а огурец… (маленький).

Игра с мячом «Одна семейка»

Цель:  совершенствование грамматического строя речи (подбор однокоренных слов).

Описание игры.  Взрослый задает ребенку вопрос и бросает мяч, ребенок называет слово и возвращает мяч обратно.

·        Как называется фрукт, нарисованный на картинке? (Лимон).

·        Как можно назвать маленький лимон? (Лимончик).

·        Как называется сок из лимона? (Лимонный).

·        Как назовем пирог с лимоном? (Лимонник).

Игра «Маленькие поварята»

Цель:  активизировать словарь глаголов.

Описание игры. Взрослый предлагает детям представить себя поварами и рассказать, как можно приготовить различные овощи. После этого логопед достает из «чудесного мешочка»  овощи, а дети подбирают нужные глаголы.

·        Капуста (Можно  резать, мять, тушить, солить).

·        Картофель (Можно чистить, нарезать, жарить, варить).

·        Морковь (Можно чистить, тереть, резать, делать сок).

·        Огурец (Можно мыть, солить, мариновать, укладывать в банки).

 Составление рассказов-описаний об овощах и фруктах по схемам.

Цель:  развитие связной речи, мышления.

Описание.  Взрослый  помещает на наборное полотно схему (см. Приложение 1) составления рассказа, каждая картинка на схеме соответствует вопросу.

·        Как он называется? Это фрукт или овощ?

·        Где он растет?

·        Какой он по величине?

·        Какой он по цвету?

·        Какой он по форме?

·        Какой он на вкус?

·        Какой он на ощупь?

·        Что из него можно приготовить?

Игра «Угадай-ка!»

Цель:  Обучение составлению загадок-описаний.

Описание игры. Освоив задания с использованием схемы, дети учатся составлять загадки-описания о фруктах и овощах.

Игра «Закончи предложения»

Цель:  развитие синтаксической стороны речи (обучение составлению сложносочиненных предложений со словами потому что)

Описание игры. Взрослый выставляет на наборное полотно сюжетные картинки. Затем он начинает говорить предложение, а дети  заканчивают. Часть предложения, которую произносит ребенок, начинается со слова потому что.

·        Я люблю яблоко,  … (потому что оно сладкое, вкусное, полезное).

·        Мама купила груши, … (потому что хочет испечь грушевый пирог).

·        Мы пришли из сада радостные, … (потому что собрали большой урожай слив).

·        Я не люблю лук, … (потому что он горький)

·        В огороде нужно полоть траву, … (потому что она мешает расти овощам).

Игра «Найди место»

Цель:  совершенствование грамматического строя речи (употребление предлогов).

Описание игры.  Взрослый помещает на наборное полотно игровое поле, на котором изображены огород и сад, домик, скамейка, забор. Детям раздаются плоскостные изображения овощей, фруктов, корзинки с фруктами, мешка с овощами, птички,  кошки и собаки. Для каждого предмета нужно найти место на картине и рассказать о том, где он находится. Отметить, какие предлоги есть в составленных предложениях.

·        На грядке растет капуста. Предлог на.

·        Мы сложили в корзины сливы и поставили ее под дерево. Предлоги в, под.

·        В огороде много овощей. Предлог в.

·        Мешок с картофелем стоит около забора. Предлоги с, около.

·        Кошка спит на крыше. Предлог на.

·        Собака спряталась за домом. Предлог за.

·        Над домом пролетает птица. Предлог над.

Игра «Погрузи урожай»

Цель: совершенствовать навык слогового анализа слов.

Описание игры. Взрослый помещает на магнитную доску три плоскостных изображения грузовиков разных цветов, раскладывает на столе плоскостные изображения овощей ( лук, чеснок, редис, салат, бобы, перец, картофель, баклажан, помидор, огурец). дети должны «погрузить» урожай овощей в грузовики. В желтый грузовик нужно уложить овощи, в названии которых один слог. В синий грузовик погрузить овощи, названия которых состоят из двух слогов. В красный грузовик погрузить овощи, названия которых состоят из трех слогов.

Упражнение «Подскажи словечко»

Цель: развитие речевого слуха, чувства рифмы.

Описание.  Взрослый читает детям стихи об овощах, дети внимательно слушают и подбирают нужную рифму.

      Сорвала я стручок,

Надавила на бочок.

Он раскрылся. Ах! Ох!

Покатился…   горох.

 Круглолица, белолица,

Любит вдоволь пить водицу.

У нее листочки с хрустом.

А зовут ее…  капуста.

 А на этой грядке

Разыгрались в прятки

Зеленые хитрецы,

Молодые…  огурцы.

Он из тыквенной родни,

На боку лежит все дни,

Как зеленый чурбачок,

Под названьем… кабачок.

Упражнение «Будь внимательным!»

Цель: развитие речевого слуха, расширение словаря признаков.

Описание.  Взрослый читает детям стихотворение «Фрукты». После чтения, дети должны назвать все фрукты, перечисленные в стихотворении. Вторая часть игры направлена на то, чтобы дети вспомнили как можно больше прилагательных, перечисленных в стихотворении. После этого  раздаются трафареты фруктов, которые  раскрашиваются детьми.

Фрукты растут на деревьях в саду.

Яркие фрукты у всех на виду.

Вот среди веток груши бочок.

Груша зеленая, как кабачок.

Яблоки красные, синие сливы.

Спелые сливы вкусны и красивы.

Персик румяный укрылся листком.

Ты с этим фруктом, конечно, знаком?

Солнечным соком лимон напоен.

Светится золотом желтый лимон.

В кроне зеленой висят апельсины,

Солнцу подставив рыжие спины.

Что за художник у всех на виду

Фрукты раскрасил в нашем саду?

Источник