Пособия для развития навыков чтения ребенку

Пособия для развития навыков чтения ребенку thumbnail

Нефедова Е., Узорова О. “Быстрое обучение чтению”

Учебное пособие О. Узоровой и Е. Нефедовой содержит упражнения для обучения детей дошкольного и младшего школьного возраста чтению и письму. Слоги, слова, маленькие тексты, различные задания для работы по фонетическому, лексическому и структурному анализу позволят педагогам и родителям грамотно построить занятия, правильно распределить нагрузку, доступно объяснить детям основные грамматические понятия и подготовить их к дальнейшему изучению русского языка.

Борис Заходер “Разные разности.Разные азбуки”

Азбука в стихах для детей.

Лера Кириллова “Энциклопедия методов обучения чтению”

Эта книга дает возможность из множества существующих методов обучения чтению выбрать тот, который идеально подойдет вашему ребенку. В ней собраны описания различных подходов и методик, начиная с классических (азбука Льва Толстого и буквари) и заканчивая самыми современными, модными и нетрадиционными (метод Гленна Домана, система Тюленева, компьютерные программы обучения чтению и т. п.). Также в книге в большом объеме даются рекомендации и упражнения для практических занятий по обучению чтению. Мнение об эффективности и полезности методов высказывают родители, психологи, учителя.шд ч

Малкович, Бондаренко, Подопригорина и др. “Азбука”

Милые картинки и забавные стишки помогут малышу выучить буквы.

Жукова “Букварь”

При составлении Букваря автор использовал свой 30-летний опыт работы логопеда, что впервые позволило сочетать обучение грамоте с предупреждением ошибок на письме, возникающих в школьном возрасте. Букварь основан на традиционном подходе к обучению чтению на русском языке, дополняя традиционный подход оригинальным способом обучения ребенка осознанию буквосочетания как цельного графического элемента — слога в качестве единицы чтения (в дальнейшем письма). Букварь не имеет развлекательного или занимательного характера, его задача — обеспечить ребенку наибыстрейшее овладение техникой чтения, что должно доставить детям радость и удовольствие в награду за труд. Надеемся, что наши дети, овладев без особых затруднений чтением, возьмут в руки книгу как орудие культуры и источник знаний.

Жукова “Букварь для будущих отличников”

Опыт раннего обучения чтению и письму дал ошеломляющие результаты: оказывается, учить читать и писать можно даже малышей, которые только начинают произносить свои первые слова.
Соединение традиционных методик с оригинальными авторскими находками делает этот букварь незаменимым помощником для родителей и педагогов, воодушевленных теориями раннего развития. Малышам очень нравится учиться! И такую возможность упускать нельзя. Веселые картинки и увлекательные, простые рассказы для чтения превратят ваши “уроки” в любимое времяпрепровождение.

Молчанова “До школы шесть месяцев: срочно учимся читать. Альбом упражнений для детей 5-7 лет”

Система работы, предложенная автором, основана на складовом методе обучения чтению и позиционном принципе чтения, разработанным Д.Б. Элькониным. Работа по обучению чтению осуществляется в следующей последовательности: изучение гласных букв парами; изучение парных по твердости и мягкости согласных звуков в рамках одного занятия; овладение чтением посредством складового метода; использование цветных символов для обозначения звуков; работу по составлению схем слов и предложений; знакомство детей с рядом грамматико-орфографических правил; расширение и уточнение представлений детей об окружающей действительности, обогащение их словарного запаса и развитие речи.

“Игры с буквами и словами на уроках и дома” Волина

Для тех, кто хочет стать умным и находчивым, узнать интересное и разгадать трудное, – лучшие игры из коллекции Валентины Волиной. Играя в эти игры – один или с товарищем, с гостями на дне рождения или одноклассниками в школе, – вы всегда сможете проявить знания, волю, сообразительность и получить истинное удовольствие от своих маленьких побед. Для школьников, учителей и родителей.

Федиенко “Учимся читать легко”

Рабочая тетрадь для детей 4-6 лет.
Цель этого издания – помочь Вам в интересной и доступной форме ознакомить ребенка с основными навыками чтения: умением различать гласные и согласные звуки, образовывать и читать слоги, слова и простые предложения.

Гаврина “Учимся читать”

Эта книга поможет Вашему ребенку научиться читать до поступления в школу. Сборник состоит из пяти разделов “Знакомимся со звуками и буквами”, “Читаем слоги”, “Читаем слова”, “Читаем предложения”, “Читаем тексты”.

Данилова “Кубики Зайцева в семье”

Эта книга расскажет вам не только о том, как научиться читать с помощью кубиков Зайцева, но и о том, как познакомить ребенка с азами математики и письма, как с помощью самодельныех игрушек и разнообразных игр стимулировать всестороннее развитие малыша.
Что такое “раннее развитие” детей?
Где и как найти время на развитие малыша?
Как научить ребенка читать?
Что такое кубики Зайцева?
Как рисовать “по складам”?
Кубики Зайцева для грудных детей
Кубики Зайцева для детей от одного года до трех лет
Кубики Зайцева для детей от трех до шести лет

Поякова “Как научить ребенка читать и писать”

При такой последовательности исчезает типичная трудность соединения слогов в слова. Хотите, чтобы у нашего ребенка не было проблем в школе при обучении чтению и письму? Особенность данной методики в том, что сначала ребенок знакомится со звуками языка, а потом уже с буквами. Дети приобретут способность к языковому анализу и синтезу, на основе которых в дальнейшем сформируется языковое чутье. Книга рассчитана на занятия с детьми начиная с 4-х лет и будет интересна родителям, логопедам, воспитателям детских садов и учителям начальной школы. Автор, логопед с многолетним опытом работы, предлагает универсальную методику, с помощью которой можно легко научить детей читать и писать. Практические упражнения, данные в книге, научат ребенка выкладывать слова из разрезной азбуки, подготовят его руку к письму, дадут первоначальные представления о грамматике русского языка, разовьют внимание, память, слуховое и зрительное восприятие, которые необходимы при обучении чтению.

Штец “Секреты чтения .Учимся читать дома”

Пособие адресовано всем взрослым, поставившим перед собой цель научить своего ребенка читать в домашних условиях, развить его интеллектуальные способности и речь, расширить кругозор и подготовить к успешному обучению в школе.

Крупенчук ” 77 упражнеий для увелечения скорости чтения”

Книга предназначена родителям и учителям, которые хотят преодолеть трудности обучения чтению у детей и научить их читать быстрее.

«Первая после букваря книга для чтения» Жукова.

Данная авторская программа повышения качества чтения разработана специально для формирования правильной речи маленьких школьников, обогащения словаря в процессе чтения, пересказа, запоминания. Основные цели данной программы – это развитие речевой культуры школьников, их художественного вкуса и мотивации на учёбу.

Шибаев “Взялись за руки друзья”

Книга эта, позволяет легко обучить детей алфавиту, а в конечном случае – читать. Также автор в игровой форме объясняет начала грамматики русского языка и еще много полезных вещей.

“Букварь для малышей от двух до пяти” Бахтина

Трехлетний ребенок с удовольствием читает книжки, отодвинув в сторону кукол, машинки и кубики? “Фантастика!” – скажете вы. Нет, реальность. Книга, которую вы держите в руках, – результат 15-летней работы Елены Николаевны Бахтиной с детьми от двух до семи лет в ее “Школе гениев”.Чтобы заниматься с малышами по этой книге, не требуется специального педагогического образования. С первых страниц вам станет понятно: нет ничего проще, чем научить ребенка читать. Особенность методики Е. Бахтиной состоит в том, что каждой букве соответствует свой неповторимый образ, поэтому дети с удовольствием играют с ними и никогда не путают даже внешне похожие буквы. Не откладывайте на завтра встречу с родным языком, и очень скоро ваши малыши и малышки будут сами с удовольствием читать любимые книжки. С помощью “Букваря” 2-3-летние малыши научатся читать за три-четыре месяца.

Источник

Обучение чтению важный и в то же время сложный процесс для ребенка. Родителям или педагогу необходимо увлечь ребенка, чтобы любовь к чтению осталась на всю жизнь.

При обучении ребенка чтению стоит соблюсти ряд правил:

– самый оптимальный возраст для обучения это 5-6 лет;

– не заставляйте, обучение должно проходить в игровой форме;

– проявите терпение;

– занятие не должно превышать 10 минут;

– выберите подходящую для вас методику.

В настоящее время методик обучения чтению очень много. Рассмотрим самые популярные из них, и постараемся выбрать самую оптимальную.

Звуковой метод (буквенно -слоговый)

Вначале обучение изучаем буквы и учимся их произносить, затем переходим к слогам, потом к целым словам. Этот метод самый популярный его используют практически во всех школах.

Плюсы:

-метод развивает фонетический слух (развивает правильное произношение);

-избавляет от дефектов речи;

-обучать можно в любом месте.

Минусы:

-не подходит ля раннего развития;

-поначалу ребенок не понимает, что читает.

Метод обучения по кубикам Зайцева

В основе этого метода лежит обучение по складам (согласная с гласной, согласная с мягким или твердым звуком), которые изображены на кубиках. Придумал этот метод педагог из Санкт-Петербурга Зайцев Н.А.

Плюсы:

-игровая форма обучения;

-возможность обучения с раннего возраста;

– заниматься можно недолго по времени;

-хорошо подходит для левши (такие дети лучше понимают целое слово, а не отдельные буквы).

-ребенок быстро осваивает чтение.

Минусы:

– дети при чтении частенько плохо проговаривают окончание слова;

– детям сложно разбирать слово на части, по составу (так как воспринимают его целым);

-дорогостоящие пособия.

Обучение по карточкам Домана

Эта методика подойдет для обучения чтению в раннем возрасте. Детям показывают карточки с написанными на них словами, и четко проговаривают их. Обучению названию букв и звуков в этом методе не учат.

Плюсы:

– возможность обучения с раннего возраста;

– игровая форма;

-способствует расширению кругозора малыша;

– хорошо развивается память.

Минусы:

– сложности обучения в школе, при разборе слова и обучения грамоте;

-трудоемкость (нужно подготовить огромное количество карточек);

-возникают проблемы при чтении написанного по-другому.

Методика Марии Монтессори

Сначала по данной методике дети учатся писать буквы (с помощью специальных вкладышей). А затем уже происходит изучение букв. Ребенок с помощью взрослого называет звук и проводит пальчиком по букве на карточке (буквы из шероховатой бумаги). Далее из букв дети учатся складывать слова.

Плюсы

-возможность раннего обучения;

-игровая форма;

– параллельно (с помощью Монтессори-материалов) развиваются: мышление, логика, мелкая моторика;

– дети учатся сразу читать про себя

Минусы

– методика больше подходит для детского сада, нежели для домашнего обучения;

-трудоемкость при организации;

-дорогостоящий материал.

Методика Ольги Соболевой

Каждая буква по методу Соболевой обыгрывается в стихотворениях, сказках, ее можно слепить,нарисовать, при этом создается ее запоминающийся образ-ассоциация. Постепенно буквы превращаются в слоги, и ребенок учится читать. Информация о букве преподносится для любого типа восприятия (визуалов, кинестетиков и аудиалов) с точки зрения психологии.

Плюсы

– игровая форма;

-расширяется словарный запас;

– раскрытие творческого потенциала у ребенка;

-параллельно происходит развитие воображения, логики, фантазии, внимания, памяти;

-возможность обучения с раннего возраста;

-подходит для детей с разным типом восприятия информации;

Минусы

– больше подходит для детей творческих;

-отсутствие системы.

Методика Сергея Полякова

Занятия проходит в 7 ступеней. Всего их 70, в основе развивающие игры. Обучаются читать складами,предварительно изучив буквы.

Плюсы

-игровая форма;

-занятия короткие;

-небольшое количество пособий.

Минусы

-занятия проходит, четко по плану не прерываясь, иначе придётся начинать заново.

Методика Надежды Жуковой

В основе метода традиционный подход, дополненный оригинальными особенностями. Н.Жукова логопед с 30 летним стажем. Прежде чем приступать к обучению чтению ребенка с помощью этого метода необходимо сначала познакомиться с буквами.

Плюсы

-идеально подходит для домашнего обучения;

– доступность пособий.

Минусы:

-не подходит для раннего развития.

Методика Чаплыгина

Методика похожа на методику Зайцева, но у Чаплыгина она упрощена. На кубиках (их 30) изображены также склады, нет разделения на гласные, согласные, мягкие, твердые, глухие и звонкие.

Плюсы:

-кубики изготовлены из дерева;

– игровая форма обучения;

-подходит для раннего развития.

Минусы:

-не подходит для группового обучения;

-дорогостоящий набор кубиков;

-нужно постоянно придумывать новые игры для поддержания интереса ребенка.

Как видите, методик обучения много и перечисленные в этой статье далеко не все. Какую же выбрать? Даже педагоги спорят на этот счет. Но самое главное, обучение должно проходить в игровой форме. Так как игровая деятельность, это ведущая деятельность у дошкольников. Выбирая, методику учитывайте индивидуальные особенности ребенка.

Личное мнение:

Каждая методика хороша по своему, но все же традиционная или основанная на ней остаётся вне конкуренции. Её можно дополнить, например, творческим подходом Ольги Соболевой и некоторыми Монтессори материалами. При желании можно взять и другие элементы из различных методик. И самое главное, учитывайте интересы, увлечения своего малыша, и тогда обучение пройдет легко, без сложностей!

Возможно, Вам будет интересно:

15 интересных и необычных способов выучить с ребёнком буквы.

Источник

Здравствуйте, друзья! На что жалуетесь? У ребенка техника чтения хромает? Такс, будем лечить. Держите рецепт. Прописываю вам специальные упражнения по развитию техники чтения. Принимать регулярно, один раз в день по несколько штук. И техника чтения твердо встанет на ноги, а потом еще и вперед поскачет.

Такие волшебные упражнения действительно существуют. И если постараться, то на просторах интернета можно найти сотни разных методик, подходов, способов. Глаза разбегаются если честно, а мозг начинает медленно закипать. Не знаешь, что и выбрать.

кипящий-чайник

Дабы оградить моих читателей от таких проблем, я позволила себе сделать выбор самостоятельно. В статью попали только самые интересные и вкусные, на мой взгляд, упражнения, которые несомненно помогут поднять технику чтения до уровня предусмотренного ФГОС. Я не претендую на их авторство, разработаны они профессионалами: педагогами, психологами, профессорами.

Но я претендую на авторство их названий. Уж больно они скучные в оригинальном исполнении. Согласитесь, «Тайна пропавшего предложения» звучит намного веселее нежели «Зрительный диктант профессора И.Т. Федоренко». И наверняка вызовет больший интерес у младших школьников.

Перечень упражнений

сильный-мальчик-в-школе

А вот и он! Перечень специальных читательных упражнений:

  1. «Пол-арбуза»
  2. «Потерянные буквы»
  3. «Глаз — алмаз»
  4. «Шерлок»
  5. «Зазеркалье»
  6. «Бешеная книжка»
  7. «Птицы прилетели»
  8. «Партизан»
  9. «Эх, раз! Еще раз!»
  10.  «Тайна пропавшего предложения»

Упражнение 1. «Пол-арбуза»

буквы-прикрыты-линейкой

Спросите у ребенка, сможет ли он, увидев пол-арбуза, представить себе как выглядит целый арбуз? Конечно же, ответ будет положительным. А теперь предложите провести такой же эксперимент со словами.

Возьмите книжку и непрозрачную линейку. Прикройте линейкой одну строчку в книге так, чтобы было видно только верхнюю часть слов. Задача: прочитать текст, видя только верхушки букв.

Переместите линейку выше и покажите только нижнюю часть слов. Читаем. Это, кстати, уже труднее.

Для совсем маленьких школьников можно предложить другой вариант игры. Изготовьте карточки с простыми словами. А потом эти карточки разрежьте вдоль слов на две половины. Нужно правильно соединить две половинки.

разрезанные-карточки-со-словами

Чем полезно? Направлено на развитие антиципации. Антиципация – это предугадывание. Такая способность мозга, которая дает нам возможность, при чтении не прочитывать абсолютно все слова и буквы. Мозг и так знает, что они там, так зачем же тратить на них время? Антиципацию можно развить, она делает чтение беглым, осознанным, легким.

Упражнение 2. «Потерянные буквы»

лупа-на-карточках-с-буквами

Еще одно упражнение на развитие антиципации.

Буквы и слова иногда теряются. Но даже без некоторых букв и слов мы можем читать. Попробуем?

Напишите на бумаге, распечатайте на принтере или напишите маркером на специальной доске фразы, которые вы видите ниже.

Книжн… полочка.

Нов… футболочка.

Больш… ложка.

Рыж… кошка.

Еще вот такую фразу:

Бобик все котлеты съел,

Он делиться не …….

И еще вот такие:

Ок-ок-ок — мы построим …….

Юк-юк-юк — поломался наш ……

Задача: прочитать угадывая буквы и слова, которых нет. Для следующих занятий придумайте свои словосочетания, используйте новые фразы, крылатые выражения, чистоговорки.

Упражнение 3.  «Глаз – алмаз»

Посмотрите на рисунок и изобразите такой же прямоугольник. В клеточках разместите цифры от 1 до 30, в произвольном порядке, но не друг за другом. Цифры должны быть хаотично разбросаны по клеткам.

Школьник смотрит внимательно на картинку с табличкой.

И теперь вместе с ним начинайте вслух считать: один, два, три и так до тридцати.

Счет равномерный, не слишком быстрый, но и не слишком медленный.

Задача ребенка:

  • на счет один найти и показать пальцем единицу;
  • на счет два – двойку;
  • три – тройку и т.д.

Если ребенок замешкался с какой-то цифрой, то счет его не ждет, нужно догонять, искать быстрее. Для малышей можно нарисовать таблички поменьше, например, 3Х3 или 4Х4.

В чем смысл упражнения? Оно направлено на увеличение угла обзора зрения. Для того, чтобы при чтении «цеплять» глазами не одну букву, не одно слово, а несколько слов сразу, ну или  целую строку целиком. Чем шире будем смотреть, тем быстрее будем читать.

Одну таблицу можно использовать два — три раза, потом расположение цифр нужно поменять.

Упражнение 4. «Шерлок»

шерлок-холмс

На лист бумаги поместите слова. Самые разные, не очень длинные. В произвольном порядке. Как бы разбросайте их по бумаге. Назовите одно из слов и попросите ребенка его найти. Слова могут быть, например, такие:

рама, кисель, ложка, стул, конь, золото, мыло, ручка, мышь, рот, колено, собака, лето, озеро, рак

Каждое следующее слово будет находиться быстрее предыдущего. Так как пытаясь найти одно слово, школьник будет по пути читать и другие, и запоминать, где они находятся. А нам только этого и нужно.

Благодаря «Шерлоку» увеличивается угол обзора зрения. И скорость чтения.

Упражнение 5. «Зазеркалье»

красивое-ручное-зеркало

Попали мы в зазеркальный мир, и все тут наоборот. И даже читают все не слева направо, а справа налево. Попробуем?

Итак, читаем строчки в книгах слева направо. Уточню, сами слова переворачивать не надо. Читать «томегеб» вместо «бегемот» не нужно.

При таком способе чтения теряется смысл текста.  Поэтому все внимание переключается на правильное и четкое произношение слов.

Упражнение 6. «Бешеная книга»

Поведайте ребенку, что иногда некоторые невоспитанные книжки ведут себя довольно странно. Они вдруг берут и переворачиваются вверх ногами.

перевернутая-книга

Ребенок читает вслух. Через какое-то время вы хлопаете в ладоши. Задача ребенка перевернуть книгу вверх ногами и продолжить чтение с того места, где он остановился. По началу можно делать отметочки карандашиком, чтобы сильно в тексте не теряться. И так несколько раз. Два, три полных оборота книги.

Если ваш школьник еще только в 1 классе, а может быть и во 2 классе, но с чтением пока совсем туго, то можно читать не книгу с текстами, а короткие простые слова, напечатанные друг за другом на бумаге.

Что это даст? Разовьется координация глаз, умение ориентироваться в тексте. Сформируется эталон букв. И  улучшится переработка информации мозгом.

Упражнение 7. «Птицы прилетели»

птички-сидят-на-ветке

Покажите ребенку фразу «птицы прилетели». И попросите прочитать ее:

  • спокойно;
  • радостно;
  • громко;
  • тихо;
  • грустно;
  • с раздражением;
  • со страхом;
  • с издевкой;
  • со злостью.

Что нам это даст? Умение читать выразительно. И передавать голосом чувства и эмоции. На этой одной фразе не зацикливайтесь. С разной интонацией читать можно пословицы, поговорки, скороговорки.

Упражнение 8. «Партизан»

мальчик-держит-в-зубах-карандаш

Школьник читает текст (или отдельные слова, если он еще совсем мал) вслух. Вы говорите: «Партизан». По этому сигналу школьник берет в рот карандаш (зажимает его между губами и зубами) и продолжает читать про себя. По сигналу «Партизан сбежал» вынимаем карандаш и снова читаем вслух.  И так несколько раз.

Зачем это? Чтобы ликвидировать проговаривание слов во время чтения про себя. Проговаривание — враг быстрого чтения. Так что нужно его убрать. А когда в зубах зажат карандаш, проговаривать не получится.

Упражнение 9. «Эх, раз! Еще раз!»

Для этого упражнения нам потребуется секундомер и текст, который будем читать.

мама-читает-сыну

Читаем в течение 1 минуты. Обращаем внимание на скорость чтения, а про выразительность пока можно забыть. Готовы? Поехали!

Минута закончилась. Стоп! Сделаем отметку, где остановились.

Чуток отдохнем и прочитаем этот же текст еще разок. Поехали! Через минуту делаем засечку. Ух ты! Уже больше.

А что же будет в третий раз? А в третий раз будет еще круче!

Что это нам дает? Увеличение скорости чтения. И мотивация ребенка. Он сам увидит, что способен на большее.

Упражнение 10. «Тайна пропавшего предложения»

карточки-с-предложениями

Для того, чтобы разгадать тайну нам потребуются карточки с предложениями (смотрите на рисунок). Всего карточек 6. На каждой по одному предложению. Шрифт крупный легко читаемый.

Приготовим тетрадь и ручку. Начинаем упражнение:

  1. Покажите ребенку первую карточку.
  2. Школьник читает предложение и старается запомнить.
  3. Через 6 — 8 секунд уберите карточку.
  4. Ребенок по памяти записывает предложение в тетрадь.
  5. Покажите ребенку вторую карточку и т.д. до шестого предложения.

В чем здесь смысл?

Как я уже говорила, на самом деле это не игра, а зрительные диктанты, разработанные профессором И.Т. Федоренко. Всего таких диктантов 18 штук. В каждом по шесть предложений.

школьница-старается

В нашем примере я использовала самый первый диктант. В чем же их особенность? Посчитайте, пожалуйста,буквы в первом предложении диктанта. Их 8.

Во втором – 9,

в третьем – 10,

в четвертом и пятом по 11,

в шестом уже 12.

То есть количество букв в предложениях постепенно увеличивается и в конце концов достигает отметки 46 штук в последнем предложении 18 диктанта.

Тексты диктантов Федоренко легко найдете в интернете. Один диктант можно использовать дважды, трижды, если ребенку никак не удается все сделать правильно. К четвертому разу обычно уже все получается.

Для выполнения этого упражнения удобно использовать программу «Microsoft  Power Point». Ту, в которой обычно презентации делают.

Играя в «Тайну пропавшего предложения» вы развиваете оперативную память. Когда такая память развита плохо, ребенок, прочитав шестое слово в предложении, не сможет вспомнить первое. Занимайтесь зрительными диктантами каждый день и таких проблем не будет.

Как заниматься?

меленький-мальчик-рисует

Не нужно пытаться выполнять все упражнения сразу. Вашего ежедневного внимания требует только игра «Тайна исчезающих предложений», а уже к ней добавьте еще пару, тройку упражнений на свой выбор. Меняйте их, чередуйте, чтобы не надоедали. Не забывайте временами проверять технику чтения самостоятельно, чтобы оценивать свои успехи.

Заниматься нужно регулярно, каждый день, понемногу. Это главное правило! С подробным планом тренировок можно ознакомиться здесь.

Не ленитесь, тренируйтесь, и будет вам счастье и пятерки в дневнике!

Друзья, а может быть вы тоже знаете какой-нибудь интересный способ улучшения техники чтения? Смею надеяться, что вы поделитесь им в комментариях. Заранее большое спасибо!

И до новых встреч на страницах блога!

Евгения Климкович.

Пособия для развития навыков чтения ребенку

Источник